Узбеки характеристика нации. Тюркские народы. Узбеки

Узбеки – самый многочисленный народ Средней Азии. Разумеется, наибольшее представительство титульной нации – в Узбекистане, но достаточно большое количество узбеков живет в Афганистане, в Таджикистане, Казахстане, Кыргызстане и Туркмении. А также по всему миру. Откуда же пошел этот народ, название которого, по версии историков, является самоназванием «свободных людей»?

Европейцы или азиаты?

Народность Узбекистана сформировалась на протяжении пяти веков, а узбекская национальность развивалась под влиянием тех народов Средней Азии, которые говорили на восточно-иранских наречиях. На рубеже нашей эры влияние на узбекский народ начали оказывать тюркоязычные племена. В конце XIX века национальность узбеков была разбита на три подгруппы: сарты, тюрки и узбеки. После присоединения узбекских земель к России усилился процесс укрепления узбекской нации.


Однако изучение вопроса, откуда появились и кем являются узбеки, началось куда раньше. Особенно исследователей интересовало, откуда пошло название народности. Версий выдвигалось несколько. По одной из них, название «узбек» восходит к Öz Beg (Узбек) – монгольскому хану Золотой Орды – Узбек-хану (1312–1340). Однако, по мнению русского и американского ученого Георгия Вернадского, термин «узбек» использовался как самоназвание объединившихся «свободных людей», различного рода занятий, языка, веры и происхождения. В работе «Монголы и Русь» он писал: «согласно Полю Пелио имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne), то есть «свободный человек». Узбек в качестве названия нации значило бы тогда «нация свободных людей». Такого же мнения придерживается П.С. Савельев, писавший о бухарских узбеках в 1830-х годах, который считал, что название узбек означает «сам себе господин».

Как свидетельствует американский антрополог Карлтон Кун, современные узбеки являются весьма неоднородным в расовом отношении этносом: среди них есть представители как «чрезвычайно европеоидных» так и «сильно монголоидных» и множество «смешанных в разной степени» индивидуумов. Однозначно одно: узбеки – метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Возможно, поэтому среди узбеков столько красивых людей, с необычной внешностью, например, темными волосами и светлыми глазами.


Труд украшает человека

Какие же черты характера присущи узбекам? Прежде всего, трудолюбие. Эти люди умудряются вырастить неплохие урожаи практически в пустыне. Как шутят в Узбекистане, настоящий узбекский мужчина должен сделать в жизни следующие три вещи: построить тысячу домов, посадить две тысячи деревьев и... в общем, как-то отвлечься от третьего желания.

Трудолюбие узбеков подтверждают и проведенные в современном Узбекистане исследования. Психологи и социологи установили, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам сослуживцев, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности.


Отсюда вытекает и другая черта, свойственная всем народам Средней Азии, но в большем своем проявлении именно узбекам – это семейственность. Члены одной семьи поддерживают друг друга, почитают и уважают старших. При этом каждый член семьи знает свое место в социальной иерархии и правила поведения: старшим необходимо выражать уважение (так называемый «хурмат»), прикладывать руку к сердцу, и обязательно называть на «вы». Мужчина – выше женщины, а старшие братья в этой иерархии выше младших. Ну, а отношения свекрови и невестки строятся исходя из принципа – «я в свое время намучилась, а теперь и ты мучайся».


Еще узбеки чистоплотны и аккуратны. Этому есть климатические, социальные и религиозные причины. Первая причина – основная. Даже не этнические узбеки, а и представители других национальностей, живущие в Узбекистане, также отличаются чистоплотностью, в отличие от других представителей той же национальности. Дело в том, что в Узбекистане климат очень жаркий и сухой. Летом температура доходит до 60 градусов Цельсия! Продукты портятся быстро, вот почему узбеки никогда не оставляют остатки еды в посуде, на столе, в котлах. На малейший намек грязи слетаются мухи, вот почему узбеки тут же моют посуду, грязное белье. От горячего сухого ветра грязь разлетается в пыль, поэтому узбеки усиленно подметают свои ховли (дома узбеков) и поливают водой землю. Чтобы сохранить влагу и прохладу, узбеки активно сажают деревья (чаще фруктовые – все-таки узбеки народ практичный) и цветы (чаще всего розы). Летом оградки большинства домов в махаллях (соседские общины) сплошь покрыты розами, а аромат цветов распространяется за многие метры.


Чистый, опрятный, уютный дом – это не мечта любого узбека, это его обязанность. Вот здесь кроется социальная причина. Узбеки крайне неодобрительно относятся к нерадивым хозяевам. А поскольку у узбеков сильно развито чувство общинности, и мнение соседей – это не пустой звук, то и ленивая хозяйка все-таки заставит себя проснуться в пять часов утра и подмести свой двор.


Религиозная причина – большинство населения в Узбекистане мусульмане, а в Исламе правила чистоты и гигиены расписаны четко и бескомпромиссно. Если вы встретите человека, который пять раз в день читает намаз, – значит, он совершает омовения тоже пять раз в день.

Семья – основа всего

Как было сказано, у узбеков очень развиты семейственность и общинность. Следовательно, узбеки гостеприимны. В древние времена гостеприимство было для них жизненным правилом и нравственным законом. Отправляясь в дальний путь, странник обычно оказывался в чужом краю, среди враждебной ему природы. Но его утешала и согревала надежда, что в ближайшем кишлаке, даже в одиноком шатре, ему дадут приют, накормят и обогреют.


Не принять гостя или плохо его принять, не соблюдая традиций, значило опозорить семью, селение, род. Обычай предписывал оказывать хлебосольство даже врагу. В наше время законы гостеприимства превратились в добрые и полезные традиции, помогающие во взаимном общении и поведении людей.


Считается невежливым отказаться от приглашения на обед или ужин или прийти с опозданием. Обычно в гости идут с сувенирами для хозяев и сладостями для детей. При входе в дом принято снимать уличную обувь. По старинному обычаю мужчины и женщины должны сидеть за разными столами, но в полной мере он сохранился только на селе. Глава семьи сам усаживает гостей, где для самых уважаемых из них отводятся места подальше от входа. После того как старший из присутствующих за столом прочтет краткую молитву с благопожеланиями гостеприимному дому, хозяин предлагает гостям традиционную пиалу чая, а затем все приступают к трапезе. Традиции и обычаи узбекского народа складывались на протяжении многих столетий в результате взаимодействия зороастрийских ритуалов согдийцев и бактрийцев с одной стороны, и обычаев кочевых племен – с другой, а еще позднее – исламских традиций и обрядов, предписанных Кораном.


Плов – всему голова

Отдельно стоит рассказать об узбекской кухне. Ее любят и почитают во всем мире. Она является одной из самых ярких и разнообразных по своим вкусовым и эстетическим качествам кухней на Востоке. Национальная узбекская кухня – это отдельный пласт культуры узбекского народа. В отличие от своих кочевых соседей, узбеки всегда были оседлым народом, культивировавшим земледелие и животноводство. Многие узбекские рецепты имеют многовековую историю, а приготовление пищи сопровождают различные ритуалы, дошедшие до наших дней. Несомненно, узбекская кухня впитала в себя кулинарные традиции тюркского, казахского, уйгурского, таджикского, татарского и монгольского народов, населявших эту территорию, а также и других соседних народов. Среди заимствованных есть такие блюда, как жаркое, люля-кебаб, богурсак, хворост, пельмени, манты, лагман и другие. С другой стороны, такие исконно узбекские блюда, как многие разновидности плова, димлама, буглама, шурпа, мастава и другие, украсили столы многих стран мира.


Что же касается самой трапезы, в Узбекистане, как и у многих народов, прием пищи трехразовый: завтрак – нонушта, обед – тушлик овкат и ужин – кечки овкат. Нонушта буквально означает «ломать лепешки» или «есть хлеб». Едят узбеки в основном руками, а сидят на полу или за низеньким столиком – дастарханом – широкой скатертью. Сначала на стол подают сладости и фрукты. После чая и сладостей подают овощи и салаты. Затем настает очередь супов – ароматной шурпы, густой маставы. И завершают застолье главные блюда – манты, лагман, шашлык и плов.

Узбеки - тюркоязычный народ, основное и коренное население Узбекистана. Это самый крупный по численности населения этнос в Средней Азии. В мире проживает около 30 миллионов узбеков. Древними предками народа являются племена сако-массагетов, согдийцы, бактрийцы, ферганцы и хорезмийцы, которые постепенно начали объединяться в период с 10 по 15 век. В результате, в период между 11 и 13 веками, произошло смешение древнетюркских племен с древнеиранским населением.

Где живут

Почти 27 миллионов узбеков проживают на территории Узбекистана. Из них 48% живут в сельских местностях. Большое количество представителей этого народа давно обосновалось в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Туркмении и Киргизии. Трудовые мигранты узбеки работают на территории России, Турции, США, на Украине и в странах ЕС, где они основали общины.

Название

Этноним «узбек» переводится как «свободный человек» и «хозяин себя». Некоторые историки полагают, что этноним возник от имени хана тюрко-монгольского государства Золотая Орда хана Узбека, правившего в 1312-1340 гг.

История

Считается, что существует 92 рода (племени) узбеков, которые вошли в состав будущей узбекской нации. Есть легенда, в которой говорится, что 92 человека пошли в Медину и там участвовали в войне пророка Мухаммеда против кафиров. Этих людей обратили в ислам, и считается, будто бы от них и произошли племена узбеков, которых еще называли «илатийа».

На сегодняшний день известно о существовании 18 из списках 92 узбекских племен, и все они составлены в Мавераннахре, оазисах Среднеазиатского междуречья. Самый ранний список был составлен в 14 веке, самый поздний - в 20 веке.

Из анализа всех списков следует отметить, что основная их часть начинается с названия трех племен:

  1. кырки
  2. минги

Существовало и дештикипчакское племя узбеков уйшун (уйсун), происхождение которого берет начало от кочевого племени усуней. Группы племени уйсун известны в Самаркандском и Ташкентском оазисах. Узбеки считают его самым древним из всех 92 узбекских племен.

Антрополог К. Кун свидетельствует, что современные узбеки в расовом отношении являются неоднородным этносом. Среди них есть представители смешанных в разной степени, сильно монголоидных и чрезвычайно европеоидных индивидуумов.

Язык

Узбекский входит в тюркскую группу языков и вместе с уйгурским относится к карлукским языкам. Карлукская группа образовалась от древнетюркского языка 7-10 веков, который был основан на руническом алфавите. С 9 века, по причине распространения и укрепления ислама, среди узбеков начал распространяться арабский алфавит. Узбекский язык был основан на арабском алфавите до 1928 года. С 1928 по 1940 годы вместо него начали использовать латинский алфавит, который к 1940 году был заменен на кириллический. В 1992 году в Узбекистане снова был введен латинский алфавит. Некоторые группы узбеков двуязычны, например, многие из тех, кто проживает в Афганистане, владеют языком дари.

В современном узбекском языке существует сложная структура диалектов. Есть 4 основные группы диалектов:

  • северо-узбекская
  • южно-узбекская
  • огузская
  • кыпчакские говоры

Религия

Узбеки являются мусульманами и сохранили в своем культе пережитки древних иранских влияний. Строго празднуют Норуз (Навруз) - весеннее равноденствие. Очень уважают огонь и верят в лечение лучами заходящего солнца.

Еда

Узбекская кухня разнообразна, влияние на нее оказал кочевой и оседлый образ жизни народа. Блюда известны и популярны по всему миру: лагман, плов, манты. В Узбекистане эти блюда готовят с некоторыми особенностями. Есть у народа и свои оригинальные кушанья, которые не готовят больше нигде. В узбекской кухне существуют свои традиции. Свинину не едят ни в каком виде, это мясо запрещено по религиозным соображениям народа. Вся пища подразделяется на два типа: харом и халол. Важные ограничения во времени и порядке приема пищи существуют в период священного месяца Рамадан и поста, связанного с ним.

Очень уважают узбеки хлеб, на стол лепешки кладут только «лицом» вверх. На застольях на стол ставят только четное количество лепешек, нечетные подают к траурным мероприятиям. Преломление лепешки - знак начала трапезы. Обычно это делает старший член семьи или младший, но только с разрешения. Первым за столом должен начать трапезу самый старший и только после него все остальные. Ослушаться этого правила считается невежеством.


На свадьбу, различные праздники и на поминки обязательно готовят плов. Готовка начинается с ночи, а подается блюдо к столу рано утром. И по сей день узбеки едят плов руками. Это несложно, но требует некоторого навыка.

Древние традиции связаны с приготовлением блюда, не имеющего аналогов в кухнях других народов - «сумаляк». Варить его положено ранней весной, перед началом посевных работ. Часто это блюдо готовят во время праздника Навруз, прямо на улицах в больших казанах. По консистенции сумаляк похож на повидло. Узбеки считают его очень полезным для желудка и иммунитета.

Для плова используется только желтая морковь, преимущественно сорта мушак. В семьях узбеков приготовление пищи считается мужским занятием. Часто мужчины берут на себя все кулинарные обязанности в доме. Приготовление плова на 100 и более килограммов риса доверяется только мужчине. Профессиональных мужчин поваров называют «ошпаз». В рационе узбеков присутствуют мясные блюда, супы, кондитерские и хлебобулочные изделия, салаты, напитки. Основные блюда из мяса готовятся посредством жарки, они высококалорийны. Широко используется в кулинарии хлопковое масло, курдючное сало, масло, зелень и специи.

Из теста готовят различны лепешки, толокно, колобки бугирсок, хворост. Из кондитерских популярны нишолда - сладость белого цвета, похожая на варенье, узбекский сахар новвот (также нават), леденцовая карамель парварда, халва и жидкая мучная халва холвайтар. Из молока делают напитки, творожную массу, сушеные шарики со специями - курутоб. Салаты готовят из свежих овощей, заправляют маслом. Из мяса делают колбасу и деликатесы.


Характер

Узбеки честные, прямые и солидарные люди, у них отсутствует угрюмость и суетливость, но в тоже время они обладают инстинктами повелителя и воина.

Внешность

Голова обычно овальная, глаза с продольным разрезом, скулы не сильно выступают. Цвет волос чаще темный.

Одежда

Национальный костюм узбеков был создан еще в древности и надевают его представители народа по сей день. В каждом регионе у национального костюма есть свои особенности и отличия.

Костюм мужчин состоит из:

  1. различного фасона рубах
  2. халата
  3. камзола
  4. пояса
  5. штанов,
  6. кожаных сапог
  7. головного убора - тюбетейки или чалмы.

В повседневной жизни мужская часть населения носила рубаху, которая раньше была ниже колен, затем стала короче, до середины бедер. Ворот рубахи шили двух фасонов. В Ферганской и Ташкентской областях мужчины носили распашную рубаху - яхтак. Шили ее из хлопчатобумажной ткани. Края ворота иногда обшивали тесьмой джияк. Аристократы и духовные лица носили рубахи только с горизонтальным воротом. В начале 20 века мальчики и пожилые мужчины надевали стеганые на вате рубахи гуппича. Штаны в обыденной жизни мужчины носили без карманов, прорезей и пуговиц. Наверху они были широкими и сужались к низу, доходили до щиколоток.

Верхней одеждой служил халат. В зависимости от погоды носили халаты с подкладкой и на вате. С обеих сторон на полах делали вертикальные разрезы. Полы, воротник, края рукавов и подол обшивали плетеной узкой тесьмой или матерчатой полоской. На груди вышивали две завязки. Одежду знати и эмира украшали золотым шитьем. На голову в повседневной жизни мужчины надевали папаху, тюбетейку и чалму.

Мужское население равнинных оазисов носило мягкие сапоги с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать на конные выезды надевала парадные сапоги, изготовленные из зеленой шагрени, с изящным каблуком, скошенным к середине подошвы. Такая обувь позволяла всаднику ловко держаться в стременах.

Женский традиционный танцевальный костюм состоит из:

  1. халата
  2. платья
  3. шаровар
  4. паранджи или платка
  5. тюбетейки
  6. туфель.

Обязательным дополнением к любой одежде были серебряные или золотые украшения. Носили их все женщины, независимо от возраста.


В качестве верхней повседневной одежды надевали камзол или халат с открытым и широким воротом, чьи борта почти не сходятся. Рукава свободнее и короче, чем у мужского халата. Женщины из Самаркандского и Бухарского оазисов часто носили распашные, чуть прилегающие к талии, длинные халаты румча. Халат мурсак - специфическая верхняя одежда женщин. Он распашной, туникообразной формы, без воротника. Шили его таким образом, чтобы при носке его полы заходили друг за друга. Делали мурсак длинным, до земли, стеганым на вате и на подкладке. Полы, низ рукавов и ворот обшивали тканой тесьмой.

Камзол женщины начали носить только во второй половине 19 века. Его шили слегка прилегающим к талии, с узким и коротким рукавом, отложным воротником и вырезной проймой. В это же время узбекские женщины стали носить короткие безрукавки нимча.

Голову в повседневной жизни покрывали платком, часто сразу двумя. Один набрасывали на голову, второй складывали по диагонали и надевали как налобную повязку. В 19 веке носили платок с выходом для лица, на лоб повязывали платок пешона румол. Паранджа постепенно была вытеснена после проведенной в 20 веке борьбы советской власти с пережитками. Тюбетейки женщины и молодые девушки носят и сегодня. Обычно украшают их яркой вышивкой и бисером. Основной обувью женщин были туфли без задника.


Жизнь

Основная часть узбеков ведет оседлый образ жизни, в основном занимаются земледелием. Особенно много кочующих узбеков в восточной Бухаре, по левому берегу Амударьи, в афганских владениях. Еще больше полукочующих, которые летом переходят со стадами с места на место, а зимой возвращаются в постоянные жилища.

Религия узбеков - ислам, поэтом у них разрешалось многоженство, которое особенно преобладало у феодальной аристократии и зажиточных. У эмиров и ханов были целые гаремы. Жили узбеки большими патриархальными семьями, в которые входило несколько поколений родственников. Постепенно семьи стали разделяться, сыновья после смерти отца жили отдельно, старшие сыновья женились и уходили, младший оставался с родителями и получал наследство.

В семье все обязаны слушать старшего и подчиняться ему, положение женщин раньше было приниженным, а младшие обязывались во всем слушать старших. Доходами семьи всегда распоряжался только старший, несмотря на то, что работали в семье все. Женщины подчинялись старшей в семье, которая распределяла между ними работу по дому, занимались сбором хлопка, пряли, разводили шелкопряда, чистили курак.


Жилище

Районы Узбекистана отличались по климатическим условиям, в результате чего развилось локально-народное зодчество. Основными были зодчие Бухары, Хивы, Ферганы и Шахрисабза, которые и до наших дней сохранили особенности строительства и конструкций, декорирование, планировки, стили архитектуры. В Ферганской долине часто случались землетрясения, поэтому дома там строили с двойными каркасами, из-за обилия дождей на крыши накладывали глиняные катыши (лумбаз) толщиной до 50 см. В Хорезме землетрясений не было, и дома там строились с пахсовыми стенами и одним каркасом, толщина лумбаза на крышах была 15 см. В различных районах жилища по-своему разнообразны, но общие принципы архитектуры тоже существуют.

В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор. Улицы между ними были кривые и узкие. Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину - ичкари - для детей и женщин, и ташкари. Эта часть была обставлена более богато и красиво, здесь встречали гостей. Обычно комната для гостей была у всех средних слоев, у бедных ее не было.

Планировка дома большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван - навес, скотный двор, хозяйственное помещение и туалет, расположенный во дворе. В Бухаре дома обычно строили из двух и трех этажей. Каждая часть земли использовалась узбеками рационально. В Бухаре и Ташкенте практически 90% участков подвергалось постоянным перестройкам и достройкам.


Культура

В Узбекистане существуют свои национальные виды спорта:

  • узбекская национальная борьба кураш;
  • козлодрание (борьба всадников за тушу козла) купкари, или улак;
  • вид конных скачек пойга (вид узбекского конного спорта).

Очень самобытное и богатое у народа устное народное творчество, которое включает следующие жанры:

  • поговорки
  • пословицы
  • анекдоты
  • сказки
  • лирические песни

Все фольклорные жанры отражают культуру и быт народа, братство, борьбу со злом, патриотизм и ненависть к врагу. Самыми популярными и любимыми у узбеков являются эпические произведения «достой», носителями которых являются народные сказители бахгии и гиоир. Многие из произведений сохранились до сегодняшних дней.

Из музыкальных инструментов самые популярные:

  • дойра
  • рубаб
  • сарнай
  • танбур
  • дутар
  • кайрак
  • гиджак
  • карнай
  • кошнай
  • сетар
  • нагора
  • балабан

Традиции

Узбеки - народ очень гостеприимный, это одна из характерных черт Узбекистана. Как хозяин принял гостя, ценится больше, чем богатство стола и достатка семьи. Не принять гостя - означает опозорить свою семью, род, селение и махаллю (квартал).

Гостей всегда встречают еще у ворот дома, с мужчинами здороваются за руку и спрашивают, как дела и как здоровье. Женщин приветствуют легким поклоном, правая рука должна быть на сердце.

Гостей приглашают в дом и сажают на самое почетное место за столом - дастархан. По старинному обычаю женщины и мужчина сидят за разными столами. Усаживает гостей к столу сам глава семьи. Самых уважаемых принято сажать вдали от входа.

Каждая трапеза за столом начинается и заканчивается чаепитием. Разливает напиток сам хозяин. Чем гость почетнее, тем меньше нужно наливать в его чашку чая. Объясняется такой обычай так: чем чаще гость будет обращаться за добавкой к хозяину, тем лучше. Это признак уважения к дому. Если на дне пиалы гостя остался чай, хозяйка его выливает и заново наполняет чашу. Сперва на стол подают выпечку, сладости, орехи, сухофрукты, овощи, фрукты, потом закуски и в конце праздничное блюдо - плов.

Раньше у девушек и парней в Узбекистане не принято было выбирать себе пару, этим занимались их родственники. Сегодня этот обычай частично сохранился, но большинство уже выбирают пару себе сами. Но, так же как и раньше, в дом потенциальной невесты рано утром приходят свахи и соседи невесты. Если родители жениха согласны, проводится обряд «преломления лепешки», после которого девушка уже считается помолвленной. Назначают день свадьбы, родители невесты передают родным жениха подарки.

Самый яркий и пышный обряд у узбекского народа - это свадьба (никох-туй). Свадьба в каждой семье является важнейшим событием, которое отмечают шумно и богато, с большим количеством гостей. Приглашают всех родственников, дальних и близких, соседей, друзей.

Свадебный обряд начинается ранним утром с угощения гостей праздничным пловом в доме невесты и в доме жениха. Потом жених приезжает в дом невесты в компании друзей, танцоров и музыкантов. Невеста в белом свадебном платье ждет его в отдельной комнате, куда могут зайти только поверенные муллы. Они же берут с нее согласие на брак и читают свадебную молитву никох, которая заключает между молодыми брак.


После невеста прощается с домом и родителями, друзья жениха забирают приданое и грузят его. Все уходят, невесту сопровождают подруги и родственницы, которые поют прощальные песни.

Невесту в доме жениха встречают женщины, они распевают свадебные традиционные песни. К дверям дома ведет дорожка белого цвета (паяндоз), по ней невеста входит в свое новое жилище. Перед дверью она делает поклон, ее осыпают деньгами, цветами и сладостями, чтобы жизнь ее была богатая, красивая и сладкая.

Начинается свадебное торжество, которое может длиться несколько дней. После свадьбы жених провожает молодую жену в их новую комнату, там ее встречает и переодевает янга - близкая подруга или родственница невесты. Потом в комнату выходит жених и выкупает у нее невесту. После молодоженов оставляют наедине. Ранним утром, на следующий день после торжества, проводится завершающий обряд «келин салом» или приветствие невесты. Молодая жена низко кланяется в пояс и приветствует родителей жениха, родственников и гостей. Они дарят ей подарки и поздравляют.

В Узбекистане проводится обязательный обряд обрезания всех мальчиков - хатна-килиш. Родители готовятся к этому с самого рождения ребенка, шьют праздничную одежду, постельное белье и одеяла. Проводится обряд, когда мальчику исполняется 3, 5, 7 или 9 лет, очень редко в 11-12 лет.


В начале читают Коран в присутствии имама, старцев и близких родственников мужчин, так ребенка благословляют. На мальчика надевают подарки, которые принесли соседи и родственники. Иногда сажают на жеребенка в знак того, что мальчик становится мужчиной. После проводится обряд «тахурар», во время которого женщины укладывают на сундук одеяла и подушки. Заканчивается все традиционным угощением всех пловом.

(отрывок из новой книги академика Г.Хидоятова «Тюркская цивилизация»)

Узбеки. Хивинский хан Абдулгази хан(1642-1663 гг.), который в то же время был поэтом и исследователем тюркской истории, утверждал, что название «узбек» исходило от имени золотоордынского хана Узбекхана. Он писал:»После принятия ислама Узбек ханом все стали называть его племя(эль) Джочи народом Узбека и несомненно так будут называть до судного дня». В этой идее есть, конечно, доля истины. Великая слава Узбекхана,как вождя и государя, побуждало тюркские племена принимать его имя, олицетворявшее власть и место в иерархии племен. Но есть и другое мнение, сторонники которого считают, что этноним возник в результате соединения двух тюркских слов «оз», означающее «сам» и «бек», командир, т.е. вместе — сам себе командир. Это мнение трудно принять, т.к. ни в одном из древнетюркских словарей таких слов нет, да и такого слова не встречается. Представляется, что такая трактовка этого этнонима требует дополнительного изучения. От правильного толкования этого этнонима связана целая эпоха этногенеза современной довольно крупной нации в 30 млн человек, этнических узбеков, имеющих свою территорию, государственность и сыгравшей ключевую роль в истории Средней Азии. Наиболее радикально эту проблему пытался решить З.В.Тоган, который известен своими симпатиями к узбекскому народу и узбекской республике. Он указывал, что все 92 тюркских племени, о которых говорят древние источники, а также Рашид ад-Дин и Абулгази, следует называть узбеками (toksan ikki kabila ozbak – Z.V. Togan Bugunki Turkili. Turkistan ve Yakin Tarihi. c.1.s.42 Istanbul 1981). Конечно, в этой концепции есть доля преувеличения, т.к. из этих 92 племен еще в начале XVв. отделились два племени под руководством Джанибека и Кирая(Гирея), которые соединились с киргизскими племенами, получив название кыргыз-кайсаки, но в то же время имеется и большая доля истины. И речь должна идти в первую очередь о появлении самого термина. У З.Тогана речь шла о этнической стороне дела, не меньшее значение для современного читателя имеет и сам этноним узбек, а за ним скрывается своя сложная история.

Тщательное изучение документов и новейшей литературы дают возможность представить более обоснованную и близкую к реальности картину появления этнонима «узбек». Из документов (Лэн-Пуль, Босворт, Тизенгаузен указ. соч.) видно, что указанный термин, как и имя собственное, появляется в столице сельджукской династии ильдегезидов в Тавризе в начале ХIIIв.

Сельджукская империя была военной державой, армией, составлявшей опору государства, командовали тюркские рабы – мамлюки. Свободным людям нельзя было доверять высшие военные должности или управление отдаленными провинциями; сельджуки больше полагались на верность купленных рабов, воспитанных при дворе вместе с царевичами и наследниками. При каждом сельджукском султане была свита мамлюков, привезенных большей частью из Средней Азии, купленных на невольничьих рынках в Хорезме и Бухаре; они занимали высшие государственные должности и практически вся армия была под их командованием. В награду за верную и усердную службу их отпускали на волю и нередко они становились правителями провинций и даже государств. Когда сельджукские султаны ослабели и империя начала распадаться, их мамлюки, прежде сражавшиеся за них, сделались опекунами и наставниками наследников и царевичей. Их называли атабеками. Вскоре некоторые учителя, пользуясь юностью своих подопечных, постепенно забрали всю полноту власти, обратились в полновластных правителей своих провинций, и стали пользоваться всеми прерогативами власти, создавая собственные династии, хотя зачастую юридически числились вассалами прежних правителей. В Дамаске, к примеру, властвовали буриды, в Месопотамии – зангиды, в Мосуле мосульская династия, в Сирии – сирийская, в Курдистане – ертукиды, в Фарсе – салганиды, в Луристане – хазараспиды

Из всех государств атабеков выделялись атабеки Азербайджана, которых называли ильдегизидами. Они правили не так долго — с 1136 по 1225гг, но в истории оставили довольно яркий и глубокий след. Основателем династии был Шамс эт-Дин Ильдегиз, тюркский раб из кипчакских степей, который был куплен сельджукским султаном Масудом(1134-1152гг) в Хорезме. Он служил при дворе султана и обратил на себя внимание своей преданностью и хорошими организаторскими способностями. За верную службу султан назначил его наместником провинции Азербайджан, а столицей его владений стал город Тавриз, население которого было полностью тюркским. Одновременно он стал и атабеком наследника султана, будущего султана Тогрула III(1176-1194). Ильдегиз пользовался безграничным доверием султана, это позволило ему стать полновластным правителем страны. Он издавал приказы, раздавал в икта земли своим верным служащим и армейским командующим, распоряжался казнохранилищами. После его смерти в 1176г. власть захватил другой атабек – Джихан Пахлаван, тоже из рода ильдегизидов. Никто не посмел возразить против узурпации власти, ведь, у него была огромная армия, которой командовали верные ему 70 мамлюков, которая расположилась по всей территории его владений.

Ему удалось установить дружеские отношения с хорезмшахами. Это был важный дипломатический шаг, устанавливавший союзнические отношения между атабеком и хорезмшахами. Согласно этим отношениям государство ильдегезидов признавало себя вассалом империи хорезмшахов. Вместе с тем, они означали международное признание династии. Эти сложные отношения позволили Пахлавану достичь высокого уровня международного рейтинга. С хорезмшахом Текешем(1172-1193гг.) у него установились дружественные связи. Между ними шла оживленная переписка и обмен дипломатами. Все письма были выдержаны в духе дружбы и сотрудничества. Такой характер устраивал и ту, и другую сторону. Пахлаван постоянно подчеркивал свою верность хорезмшахам, а хорезмшахи поддерживали его внешнеполитические акции, как союзника. Это позволило Пахлавану расширить территорию своего государства до Малой Азии. Государство ильдегезидов превратилось при нем в могущественную державу, самой могущественной среди государств атабеков.

Для укрепления своего положения внутри страны Пахлаван использовал религию ислам. Персидский историк Джузджани обратил на это обстоятельство особое внимание. «Он построил,- писал он,- много медресе и мечетей»(Зубдат ат Таварих, стр.239). Государство ильдегезидов стало одним из самых религиозных государств в исламе. В Тавризе, в мечетях и медресе, проходили подготовку ведущие богословы Азербайджана. Пахлаван умирает в 1187г. и сразу же после похорон вспыхивает борьба за его наследие между его сыновьями, судьба улыбнулась лишь четвертому сыну, родившемуся от наложницы, имя которому было Узбек. Его настоящее имя было Музаффар эт-Дин, но появилась и приставка Узбек(ўzbak) и под этим именем он вошел в историю и дал название этнической группе тюрков, которая затем стала называться узбеками. Междоусобная борьба между наследниками Пахлавана продолжалась до 1210г., когда Узбек одержал окончательную победу и стал последним атабеком ильдегизидов. Они захватили Тавриз в 1137 г. и объявили его своей столицей. Скоро к их владениям были присоединены весь северо-запад Ирана и Ирак, на севере их границы доходили до Грузии и Ширвана. Ильдегезиды этнически были связаны с конфедерацией тюркских племен Кара коюнлы, а происходили из огузского рода ивэ, располагавшихся в Хорезме. Этнически и духовно они были связаны с Хорезмом, у них был один язык тюрки и это облегчало им общение. Это было не удивительно в Иране, где даже при каджарах наследные принцы не знали персидского языка и говорили и учились на тюркском языке. Большей части своей истории ильдегезиды были в вассальной зависимости от хорезмшахов. Вместе с тем, они были тесно связаны и с великими сельджуками, они были воспитателями последнего султана великих сельджуков Тогрула III(1176 1194гг).

Узбек проявил себя энергичным воином, способным военачальником и гибким государственным деятелем; в несколько лет он расширил границы своих владений, присоединив Исфахан и Хамадан. Был завоеван также Ирак. В результате образовалось большое государство, границы которого простирались от северной Индии до Кавказа. Ему удалось установить самостоятельные дипломатические отношения с самым могущественным мусульманским государством Египтом и стать союзником исмаилитов. Успехи Узбека встревожили хорезмшаха Ала ут-Дина, который решил заставить его быть покорным вассалом. Вторжение Чингисхана в его владения и его гибель помешали ему.

То, что не удалось отцу, решил осуществить его сын хорезмшах Джалал эт-Дин Мангуберди. Спасаясь от монголов, в 1221г. он вторгается во владения Узбека, решив создать здесь новое государство хорезмшахов. Вчерашние сюзерен и вассал стали врагами. Узбек,его сторонники и подданные отчаянно защищались, но потерпели поражение. Узбек вынужден был признать вассальную зависимость от нового хорезмшаха, по его приказу в Тавризе прочитали хутбу с именем Джалал эт-Дина, начали чеканить монету с его именем. Перемирие длилось почти пять лет, но в 1225г. между ними развернулась новая война. Узбек был близок к победе и в 1227г. он осадил Тавриз, где хорезмшах образовал свою столицу. В состоявшейся решающей битве Узбек вновь терпит поражение, теперь уже окончательное и вынужден бежать. Он укрылся в Гяндже, где и умер в декабре 1225г. Все его владения были объявлены подвластными Джалал эт-Дину, который правил ими до своей гибели в 1231. Он был последним правителем государства ильдегезидов.

Родственники и сторонники Узбека не смирились с потерей власти и государства и начали вести ожесточенную борьбу за возвращение на свою родину. Как знак верности своему предводителю они стали называть себя узбеками. В 1227г. под командованием бывшего командующего войсками,тоже с именем Узбек, они осадили Тавриз, где засел Джалал эт-Дин, но война кончилась для них неудачно. Они потерпели поражение и вынуждены были бежать на север Азербайджана. В 1228г. последовало новое восстание, которое также закончилось поражением узбеков. В 1256г. в Азербайджан вторгаются монголы под водительством Хулагу хана, которые завоевывают весь Иран, устанавливая здесь власть монгольской династии хулагидов.

Племя узбеков вновь вынуждено отступить. Создание Золотой Орды предоставило им возможность найти, наконец, себе пристанище в родной этнической стихии. Они уходят в Золотую Орду и вливаются в воинские соединения Бату хана, который передает их своему брату Шейбани в качестве основы его собственных войск. Отныне племя стало называться узбеки-шейбаниды. С этих пор по мнению персидского историка Розбехана в Дашти кипчаке образуются три этнические группы – узбеки-шейбаниды, узбеки-казаки и узбеки-тимуриды. Узбеки-казаки(в будущем казахи) решили сохранить свой прежний кочевой образ жизни и удалились в степь. Они составили основу будущего этнического образования – киргиз-кайсаков, из которого в ХV в. образовались киргизы и казахи. Из этих трех групп узбекских племен лишь шейбаниды осели, они занимали большую территорию от уральских гор до Волги образовав в конце ХIII в. сибирские города Тюмень, Тура, Тобол. После смерти Тимура в 1405г. началось массовое организованное переселение узбеков-шейбанидов в Среднюю Азию, которое сопровождалось ожесточенной войной, длившейся более ста лет и закончившееся их победой. Ассимиляция двух ветвей узбекского народа происходила безболезненно – общий язык, общая религия, единый образ жизни и нравственные ценности, оказались сильнее политических амбиций и корыстных интересов правителей. Американский исследователь истории узбекского народа, профессор Колумбийского университета Э. Оллворт отмечал удивительное сходство в общественном сознании этих групп узбекского народа на основании изучения достана «Алпамыш», который был одинаково популярен у тех и других. В нем обнаруживается духовное родство тех узбеков, которые жили в Средней Азии с теми, которые жили на далеком севере(E. Allworth op.cit. pp..21,37).

Золотая Орда представляла собой огромный этнический котел, где жили бок о бок самые различные племена и народы, где перемешивались различные этнические группы, создавались новые, которые приобретали различные названия. Государство становилось тесным, климат не позволял расширять жизненное пространство и некоторые покидали Орду и переселялись на новые территории, расположенные к югу. В самой Золотой Орде начали проявляться интеграционные процессы, которые привели к консолидации узбекских племен. Отмечено, что Золотую Орду уже в начале ХIVв. стали называть «страной узбеков» или «узбекским улусом» как в литературе, так и в официальных документах. Это название появляется после принятия Узбек ханом ислама в 1325г. Вместо прежнего названия «улус Джочи» появляется название «улус Узбека» так страна стала называться в официальных документах. Родовое имя Узбек хана было Султан Мухаммад, но став ханом, он стал называться Узбек ханом. Несомненно, это имя отражало желание господствующего класса быть лидером определенной ведущей этнической группы. Ею были узбеки из Тавриза.

Узбеки прибыли в Золотую Орду примерно в конце сороковых годов ХIII, т.е. в последние годы ханства Бату хана. Хан послал их своему брату Шейбану, который на том месте, где размещается ныне город Тюмень, создал городское поселение, которое предназначалось для его личного воинского соединения, которое должен был выделить ему брат. Существует легенда о встрече Шейбана со своим новым войском. На вопрос об имени один из прибывших ответил – Узбек. Другой также ответил – Узбек, третий то же самое. Их военачальник также ответил – Узбек и на вопрос – так всех зовут узбеками, ответил просто – да, все мы узбеки. Тогда Шейбан заявил, что в таком случае и он станет узбеком. И с тех пор в Золотой Орде появляется этноним узбеки с определением узбеки-шейбаниды.

Пришлые узбеки были приняты в Золотой Орде благосклонно. О них уже знали. Их слава и история опередила их. Они были набожны, суннитами, свято соблюдавшими все требования корана. У них были священники, получившие образование в Хорезме и свои богословы, которые сыграли значительную роль в распространении ислама в Золотой Орде.

Узбекское население быстро разрасталось, расширялась и территория их проживания, росла и значимость их в политической и социальной жизни страны. Появлялись новые племена, которых называли узбеками, хотя и носили они разные названия. К середине ХIV в. их уже насчитывалось 21 и они превратились в ведущую этническую и политическую силу. Они проживали компактными образованиями с сильными интеграционными тенденциями. Ислам, общий язык, духовная жизнь, образ жизни, исторические традиции объединяли их. Золотую Орду стали называть «страной узбеков» или «узбекским улусом». Это название перекочевало и в научную и политическую литературу. Историк Х.Шами в работе Зафар-наме называл Золотую Орду «областью узбеков», а хана Туктакия(1375г.) называл не иначе как «сын царя Уруса, хана узбекского»

Влияние узбекских племен быстро росло, вместе с тем росло и влияние узбекской племенной элиты. Стали ежегодно проводиться съезды представителей племенных вождей, которые стали называться «курултаями узбекских султанов.» В том пестром этническом калейдоскопе Золотой Орды узбеки выделялись своей сплоченностью, культурой и религией. Они были хорошими ремесленниками, скотоводами, пахарями, отличаясь трудолюбием и высоким профессионализмом. Их духовная жизнь вдохновлялась идеями ислама. Ислам для золотоордынских ханов становился главным средством идейно-политического сплочения народа Золотой Орды. В состав Золотой Орды входила и часть Дашти Кипчака с ее кочевой вольницей, поведение которой трудно было предугадать. Только религия могла трансформировать их в верных защитников государства.

В 1312г. ханом Золотой Орды становится Узбек хан. Его настоящее имя было Гияс эт-Дин Мухаммад, но его духовный отец благословил его на ханский трон с именем Узбек хан и под этим именем он и вошел в историю. Это примечательный факт, показывающий его стремление объявить себя одновременно с ханским титулом и право вождя узбекских племен. Узбеки стали его главной опорой и столпом государства. Принимая ислам и проводя исламизацию страны Узбек хан имел в виду прежде всего политические интересы. Его личные качества обеспечивали ему высокий авторитет в широких народных массах. И естественно,среди лидеров узбекской ауры. Узбеки выделялись среди других этнических групп своей культурой, образу жизни, образу мышления и общественным сознанием. Их преданность исламу была фанатичной, они строго придерживались всех предписаний Корана. Обряд обрезания был обязательным и проводился празднично и торжественно и вся умма была осведомлена об этом. У мужчин всегда была гладко выбрита голова. Все соблюдали время молитвы. Хоронили покойников строго по мусульманскому регламенту, могилы копали только мусульмане в мусульманских правилах. Платили исправно харадж без всякого принуждения и имам мечети громогласно объявлял о взносе каждого члена уммы. Каждый подавал милостыню дервишам и странникам и соблюдались все коранические праздники. Скот забивали только в соответствии с требованиями исламских традиций. Все религиозные праздники отмечались с особым торжеством и размахом. Самыми популярными из них были курбан хайит и науруз. В такие праздники богатые и знатные устраивали улаг(козлодрание) с дорогими премиальными, а победители прославлялись как бахадуры.

У узбеков-шейбанидов были свои знаменитые богословы, священнослужители и чтецы корана. Их брали из дома в дом, из юрты в юрту, многие становились членами семей, в которых обучали детей. Богатые люди устраивали у себя дома бесплатные школы для детей своего и ближних аулов. Учителей в большинстве привозили из Хорезма. Их нанимали на два-три года и им удавалось за это время года научить детей беглому чтению Корана, знать наизусть несколько глав этого священного мусульманского писания, читать и писать арабскую письменность, знать и толковать важнейшие его главы. Тысячи юношей, получивших в домашних учебных заведениях первоначальное образование отправлялись в Хорезм для завершения учебы в тамошних медресе и мактабах. Они возвращались в Золотую Орду для обучения своих сограждан и соплеменников. Вместе со своими учителями они были миссионерами тюркской цивилизации.

Этому культурно- образовательному процессу активно способствовали Узбек хан и его сын и наследник Джани бек(1341-1357гг.). При их поддержке в Золотой Орде были возведены сотни мечетей, учебных заведений, ханака, храмы, прибежища для странствующих суфиев, раздавались гранты для деятелей культуры, прибывших из Хорезма и другого культурного исламского центра Казани. И неслучайно обоих прославляли историки, воспевали поэты и музыканты. Золотая Орда была детищем тюркской цивилизации, которая преобразовала страну и ее народ из степной орды в цивилизованное государство.

С течением времени росло число племен проживавших на территории выделенной для шейбанидов. Реформы Узбек хана послужили толчком для интеграционных процессов, они создали духовные узы, которые содействовали сплочению различных племен в единую этническую общность. На очереди дня стал вопрос о создании конфедерации племен с единым выборным ханом. Скоро сама история предоставила такую возможность. В 1395г. Тимур разгромил хана Тохтамыша и разрушил полностью Сарай Барака и Сарай Бату, практически уничтожив Золотую Орду как государство. На территории бывшей Орды начались беспорядки, межплеменные конфликты, анархия охватила степь. Лишь узбекские племена сохраняли единство и сплоченность. Среди них побеждает идея создания выборной власти, которая выработала бы единые общие правила сосуществования племен. Гарантом исполнения таких правил, которые называли законами(конун), стали бы ханы, избираемые на определенный срок на общих съездах племен(курултаях). Смерть Тимура в 1405г. дала дополнительный импульс к интеграционным процессам узбекских племен. После долгих переговоров и совещаний лидеров племен договорились о избрании такого хана.

В марте 1428г. на курултае узбекских султанов в Чимга Тура(ныне Тюмень) было объявлено о создании узбекской конфедерации и избрании ее ханом представителя дома шейбанидов Абулхайира, которому в тот год исполнилось всего 16 лет. Он стал ханом могущественной узбекской конфедерации, куда входило уже 25 племен, объявивших себя узбеками. Хотя само название узбекского государства в официальных источниках появляется лишь в 1527г. – Узбекистан, создание узбекской конфедерации справедливо было бы считать первым шагом на пути его создания. Пусть будущие исследователи разберутся что следует считать началом узбекского государства – 1428г когда было объявлено о создании узбекской конфедерации, или же 1527г.,когда в мировых международных документах появляется название государства – Узбекистан.

У конфедерации была общая территория, общий язык, культура, общие правила поведения, государь с властными полномочиями, которого величали Абулхайир хан. Он женился на дочери лидера одного из ведущих племен – бургут, это гарантировало ему властные полномочия, его опорой были также три могущественных узбекских племени – мангыты, минги и конграты, поддержка которых обеспечила ему абсолютную власть в конфедерации. Эти племена в будущем были создателями трех узбекских государств – Бухарского эмирата – мангыты, Кокандского ханства — минги и Хивинского ханства — конграты просуществовавших до 1921г.,до установления советской власти. Их исход в Среднюю Азию напоминал вторжение за десять веков до них других северных народов в Европу — викингов.[

Источник — ЦентрАзия
www.centrasia.ru

пн, 11/09/2017 - 12:29

У каждого народа мира есть свои особенности, которые являются для них абсолютно нормальными и обыденными, но если в их среду попадет человек другой национальности, он может очень сильно удивиться привычкам и традициям жителей этой страны, потому что они не будут совпадать с его собственными представлениями о жизни. Предлагаем вам узнать 10 национальных привычек и особенностей узбеков, которые могут показаться русским людям удивительными и немного странными.

Они не говорят «нет»

Восточные люди не идут на открытый конфликт и не демонстрируют агрессию - они привыкли быть вежливыми даже в самой сложной ситуации. Эта черта национального характера сформировалась в далеком прошлом: узбеки испокон веков занимались торговлей, а обижать покупателя - не в интересах продавца. Поэтому вам никогда не откажут напрямую, а на любую просьбу ответят традиционно: «Хоп майли» («ладно», «хорошо»). Впрочем, когда будет выполнено обещание - неизвестно: ни в действиях, ни в работе, ни в принятии решений узбеки не спешат. И если окажется, что договоренность нарушена, вам предложат несколько вариантов решения вопроса - вплоть до самых нелепых, лишь бы вы не сердились.

Они не жалеют времени на приветствие

Приветствие - тоже часть традиции: невозможно представить себе узбеков, поздоровавшихся на ходу и побежавших по своим делам. Встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они враждуют. Сейчас при встрече нужно исполнить определенный ритуал - не только поздороваться, но и от всей души поинтересоваться делами собеседника, причем во всех подробностях: как сам, как дом, как жена, как дети, как хозяйство, полон ли холодильник? Отвечать следует традиционно: слава богу, все хорошо. Все это отнимает немало времени и звучит очень эмоционально, особенно когда встречаются две женщины.

Они наливают гостям половину пиалы чая

Гостеприимство - непреложный закон для узбеков: они привыкли жить большими семьями, в окружении соседей, и общественное мнение для них очень важно. Поэтому гостя готовы принять в любое время и на столе всегда есть конфеты, орешки и другая мелочь. И конечно, никого не отпустят без чая. «Чай не пьешь, откуда силы возьмешь?» - говорят в Узбекистане. Чем больше ценят гостя, тем меньше чая ему наливают, чтобы он чаще обращался к хозяевам за добавкой и дольше посидел. Поднося чай дорогому гостю, правую руку прикладывают к сердцу - в знак уважения. По этому поводу рассказывают анекдот: узбек такой жадный - мало того что полпиалушки чая наливает, так еще и за сердце держится!

Они едят плов в 6 утра

Плов для узбека - больше, чем еда, это предмет культа и часть национальной культуры. «Ты родился - у тебя плов, ты женился - у тебя плов, ты умер - у тебя плов», - шутят в Узбекистане. Это действительно так: любое важное событие отмечается приготовлением блюда из риса, мяса и овощей. Утренний плов варят в огромных казанах к 6 часам, и занимаются этим исключительно мужчины. Такое время было выбрано не сразу: изначально плов готовили к окончанию первой молитвы, то есть к 4 утра, потом перенесли на 7 часов, а затем опять сместили, чтобы люди успевали на работу. Отказаться от приглашения на плов нельзя - это святое.

В каждом регионе Узбекистана свой рецепт кулинарного шедевра, а в Ташкенте работает среднеазиатский центр плова, где продают свадебный плов, украшенный кружочками конской колбасы - казы - и перепелиными яйцами. Плов можно даже увезти с собой из страны - во всех ташкентских супермаркетах продаются консервные банки с этим блюдом, и на вкус оно ничуть не хуже, чем из казана. Так что узбекский плов постепенно завоевывает мир, а в прошлом году его включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Они сажают женщин за отдельный стол

В узбекской семье выстроена строгая иерархия взаимоотношений: детей держат в строгости, женщина во многом подчиняется мужу и свекрови, последнее слово всегда остается за мужчиной. Жену уважают как мать, супругу, хранительницу семейного очага, но часто рассматривают лишь как домохозяйку несмотря на то, что свободные женщины Востока занимаются наукой и политикой, заседают в сенате и руководят предприятиями. Главная обязанность женщины - забота о семье и доме. Даже если она работает наравне с мужем, это не отменяет приготовления ужина к его приходу.

До сих пор в быту многие вещи делятся по гендерному признаку: утренний плов готовят мужчины, повседневную еду - женщины, мужчины собираются в чайхане, женщины - во дворе. Раньше дом делился на мужскую и женскую половину, а сейчас на свадьбе и других праздниках мужчины и женщины нередко сидят за разными столами. Даже хоронят их в разных частях кладбища.

Они бросают камешки в праздничное угощение

Еще одно важное узбекское блюдо - сумаляк. В отличие от плова, сумаляк варят лишь раз в году, в один из 40 дней после праздника Навруз. Легенда гласит, что у одной женщины умер муж, она осталась одна с маленькими детьми, семья голодала. Отчаявшись, мать налила в казан воды и бросила горсть проросшего зерна. Пшеница варилась весь день и всю ночь, под утро женщина ненадолго уснула, а когда проснулась, увидела, что казан до краев наполнен теплой коричневой массой. Она накормила детей и угостила соседей, и с тех пор сумаляк готовят только женщины.

Рецепт прост: проросшие зерна пшеницы перемалывают и отжимают, а получившуюся жидкость смешивают в кипящем масле с мукой. На дно казана бросают камешки или орешки - это не дает жидкости подгорать, а тот, в чьей пиале окажется камешек, может загадывать желание. Главный секрет сумаляка: его нужно помешивать непрерывно, на протяжении 12 часов, и в этом процессе участвуют все соседи или коллеги - праздничное блюдо готовят даже во дворах офисов. Считается, что, мешая сумаляк, человек освобождается от недобрых мыслей. Через 12 часов блюдо снимают с огня и накрывают, оставляя до утра. Утром рассматривают рисунок, образовавшийся на поверхности густой массы, и толкуют его значение. Попробовать сумаляк можно не только сразу после Навруза: так же, как и плов, его консервируют и продают в магазинах круглый год.

Они женятся по воле родителей

В Узбекистане настолько уважают мнение старших, что даже в XXI веке будущего мужа или жену своему чаду подыскивают родители. Впрочем, если жених совсем не понравится девушке, она может отказать ему. Самые смелые могут даже познакомиться сами и пожениться без согласия родителей, но это скорее исключение. Как правило, жених и невеста все же вступают в брак, подчиняясь решению старших и почти не зная друг друга. Дальше возможны два варианта развития событий: семья держится на уважении супругов к выбору родителей, а значит, и друг к другу, либо со временем мужчина начинает искать любовь на стороне, а женщине приходится с этим мириться. Разводятся в Узбекистане редко - распадается лишь 15% браков (в России - больше половины), и поводом для расставания скорее станет невозможность иметь детей, чем измена.

Они еще недавно были многоженцами

Узбекская свадьба - грандиозное событие. Просто регистрация - нонсенс для узбеков: а что скажут друзья, соседи, родные? Пригласить на праздник нужно как можно больше гостей, и ради пышного мероприятия даже влезают в долги. Регистрация в загсе сочетается с религиозным обрядом - никохом, без этого вместе жить нельзя. А наоборот еще совсем недавно было можно, чем и пользовались мужчины: проводили никох для второй жены и обзаводились второй семьей. Недавно эту практику запретили, и сейчас разрабатывается закон об уголовной ответственности имамов, проводящих никох для мужчин, уже имеющих одну жену.

Они платят калым за невесту

Перед свадьбой семьи договариваются о том, какой вклад молодые вносят в будущую семейную жизнь. Например, если жених покупает квартиру, невеста - всю обстановку. Оговаривается также размер приданого и калыма - во многих областях до сих пор платят выкуп за невесту. Сумма калыма варьируется от $30 до $5000 в разных регионах.

Выгоднее всего выходить замуж в Хорезме: здесь большую часть свадебных расходов оплачивает жених, он же платит большой калым, и, если мужчина из богатой семьи, к деньгам могут добавить, например, верблюда. В последнее время особенно ценятся девушки с высшим образованием (лучше медицинским или педагогическим) - в этом случае сумма калыма может вырасти в несколько раз. А вот в Ташкенте расходы ложатся на плечи родителей невесты - они должны дать ей солидное приданое, чтобы удачно выдать замуж.

Они решают проблемы всем миром

Узбек живет в большом сообществе, модель которого представлена в городском квартале - махалле. Здесь действует своеобразная система местного самоуправления: жители объединяются в общину и решают проблемы вместе. Если во многих мусульманских странах махалля - это лишь народный обычай, то в Узбекистане ее статус закреплен на законодательном уровне. Община выбирает комитет, подотчетный органам власти. Члены комитета выдают справки при поступлении в вуз и трудоустройстве, а при разводе беседуют с супругами и дают им время на размышление. Многие вопросы в махалле решаются методом хашара (добровольного безвозмездного труда): благоустройство и уборка улиц, ремонт или даже строительство. И если соседи помогают кому-то построить дом, то хозяин готовит для всех участников хашара, конечно же, плов!

Предки узбеков стали объединяться с Х по XV век. Это привело к смешениям древнеиранского населения с древнетюркскими племенами в период между XI и XIII веками. Первые оседлые популяции (согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы, говорившие на северо-восточных иранских языках), а вторые (то есть кочевники) включали в себя кипчаков, огузов, карлуков и самаркандских тюрок. Третий элемент был добавлен вторжением тюркских кочевых племён под предводительством Мухаммада Шейбани Хана в начале XVI века, когда узбеки уже сформировались. Именно в XIV веке появляются такие выдающиеся узбекские поэты как Хафиз Хорезми и Лутфи . Поэт Алишер Навои в своих произведениях, написанных в XV веке, упоминал этноним «узбек» как название одной из этнических групп Мавераннахра . С рубежа н. э . начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племён . Со 2-й половины VI в. н. э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого, ираноязычного и тюркоязычного, с кочевым, главным образом тюркоязычным, населением .

Среди согдийских документов начала VIII века на территории Согда был обнаружен документ на тюркском языке, написанный руническим алфавитом . На территории Ферганской долины обнаружено более 20 рунических надписей на древнетюркском языке, что говорит о наличии у местного тюркского населения в VII-VIII веках своей письменной традиции.

Арабское завоевание среднеазиатских земель, состоявшееся во второй половине VII - первой половине VIII века , оказало определенное влияние на ход этногенеза и этнических процессов в Средней Азии. Исчезли согдийский, бактрийский, хорезмийский языки и их письменность вместе с тюркской рунической к X веку вышла из употребления. Основными языками оседлого населения стали фарси и тюрки.

В последующие века основным этнокультурным процессом было сближение и частичное слияние ираноязычного, тюркоязычного и арабоязычного населения. Процесс начала формирования этноса , впоследствии ставшего основой узбекской нации, особенно активизировался в -XII веках , когда Средняя Азия была завоёвана объединением тюркских племён, возглавляемых династией Караханидов .

Новая волна тюркоязычных племён влилась в состав населения Средней Азии после монгольского завоевания XIII века . В этот период в оазисах Среднеазиатского междуречья осели такие племена и рода как: кипчак , найман , канглы , хытай, кунграт , мангыт и др. Этноним «узбек» был привнесён в регион после завоевания и частичной ассимиляции в её среде дештикипчакских кочевников (название кочевников Золотой Орды со времён Узбек-хана , XIV век), перекочевавших в Мавераннахр на границе -XVI веков во главе с Шейбани-ханом и под предводительством шибанидских принцев - Ильбарсом и Бильбарсом из севера за Сырдарьей и из южнорусских степей.

Тюркоязычное население Среднеазиатского междуречья, сложившееся к XI-XII вв. составило основу узбекского народа. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого района явились дештикипчакские узбеки , пришедшие в конце XV века вместе с Шейбани-ханом .

Тюркоязычные кочевые племена, пришедшие в Среднюю Азию в XVI в. под предводительством Шейбани хана , застали здесь уже многочисленное тюркское и тюркизированное население, которое сформировалось на протяжении длительного периода. Дештикипчакские узбеки включились в это тюркоязычное население, передав ему свой этноним «узбек» лишь как последнее, наиболее позднее этническое напластование.

Процесс формирования современного узбекского народа протекал в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов. В результате длительного процесса этнического сближения и культурно-хозяйственных взаимосвязей населения степей и земледельческих оазисов здесь и сформировалась современная узбекская народность, впитавшая элементы этих двух миров наречия .

Ещё в 1870-х годах отмечали, что «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов» . По словам Е. К. Мейендорфа, побывавшего в Бухаре в 1820 году, «отличаясь друг от друга во многих отношениях, таджики и узбеки имеют много общего…» . Общность культур современных узбеков и таджиков объясняется историей формирования этих народов. В их основе лежит одна и та же древняя культура населения земледельческих оазисов. Этнические группы носителей иранских языков являются предками таджиков, а группы носителей тюркских языков - тюрков, стали предками узбеков .

Узбеками называется оседлое племя, занимающееся преимущественно земледелием и населяющее пространство от южного берега Аральского озера до Камула (в сорокадневном пути от Хивинского ханства). Племя это считается господствующим в трех ханствах и даже в Китайской Татарии. По словам самих узбеков, они делятся на тридцать две тайоры, или отрасли .