Сказка «Мороз, Солнце и Ветер» о том, как Мороз, Солнце и Ветер силами мерились. А кто в итоге победил? Прочитайте и узнаете.
Мороз, Солнце и Ветер. Сказка для детей
Шёл старик по дороге. Смотрит — навстречу ему три мужика идут. Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
А эти трое были Мороз, Солнце и Ветер.
Вот и заспорили они между собой, кому это старик на особицу поклонился.
Солнце говорит:
— Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало.
А Мороз говорит:
— Нет, это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал. Жара-то он не так боится, как холода.
Не стерпел тут Ветер:
— Много вы понимаете! — говорит. — Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает.
— Как же, почитает он тебя, Ветродуя! Да кому ты нужен, скажи на милость!
Ну, слово за слово — до того дошло, что за чубы схватились. Треплют друг дружку, а толку никакого. Никто никому не уступает.
Солнце кричит:
— Да разве есть кто меня сильнее!
Мороз кричит:
— Да разве есть кто меня лютее!
А Ветер словно дразнится:
— Да я вас обоих за пояс заткну!
Спорили они, спорили и решили самого старика спросить.
Догнали его и говорят:
— Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи: кому это ты на особицу поклонился?
А старик говорит:
— Ветру. Кому ж, как не ему!
Доволен Ветер.
— Ну что — посмеивается. — Чья взяла?
И в ус себе тихонько дует.
— Ладно же, — говорит Солнце, — я твоего старика, словно рака, испеку. Будет меня помнить!
— А ничего ты ему не сделаешь, — говорит Ветер. — Я как повею, сразу холодком и потянет.
— Ну, так я его, голубчика, как сосульку заморожу! — кричит Мороз.
— Не пугай, — говорит Ветер, — не страшно: не буду я поддувать, так ничего ты своей силой не сделаешь. Уж это дело известное — мороз не мороз, когда ветра нет. Вот почему мне и почёту всех больше. Старик-то, видать, умудренный, а вам, простакам, и невдомёк!
Цель урока: продолжить знакомить детей со спецификой русских народных сказок.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер».
- Обобщить литературные понятия: завязка, кульминация, развязка.
- Совершенствовать навыки беглого и выразительного чтения, развивать речь детей и пополнять их словарный запас.
- Воспитывать уважение и любовь к природе.
Оборудование: Чуракова Н. А. Литературное чтение: учеб. для 2 кл. – Самара: Корпорация «Фёдоров»; Изд-во «Учебная литература», 2006; словарь С. И. Ожегова; загадки; индивидуальные карточки; пословицы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Создание эмоционального настроения.
Учитель:
В сказке, рассказе, даже во фразе –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу
Строчка за строчкой, фраза за фразой.
Совет мой такой: забыть про покой,
А думать, читать, отгадывать.
2. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Прочитайте внимательно текст с доски. Как вы думаете, о чем идёт речь.
Дети: Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность человека.
– Это высказывание о загадках.
Учитель: Что знаете о загадках?
3. Проверка домашнего задания
Учитель: Дома вы самостоятельно сочиняли загадки о природных явлениях и природе. Поделитесь своими находками.
Дети выходят, показывают свои работы и зачитывают загадки.
Учитель: Загадки у вас получились замечательные, но и я для вас приготовила загадки.
4. Создание проблемной ситуации
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (Ветер)Без рук рисует,
Без зубов кусает. (Мороз)Встало рано
Бело да румяно,
Умылось росою,
Увилось золотой косою. (Солнце)
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами :
Учитель: Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?
5. Постановка целей и задач урока
Учитель: Да, мы, действительно, попробуем проникнуть в тайны этого произведения, а может, и совершим открытия. Вооружитесь знаниями, полученными во время путешествий по стране Литературии.
О чём-то скрипит половица
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
6. Первичное восприятие текста
Учитель: Ну, что захотелось вам прочитать? Предлагаю вам познакомиться с этим произведением.
Проверка эмоционального восприятия.
Дети:
Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей. Мне сказка понравилась, я
первый раз читаю сказку о явлениях природы.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и
Ветер.
Учитель: К какому жанру отнесём это произведение?
Дети: Это произведение отнесём к жанру сказки.
Учитель: В этой сказке мало волшебства, может, это не сказка? Как вы можете доказать?
Дети:
В этой сказке есть особенности
сказочного жанра.
– Волшебное число 3.
– Есть злые и добрые герои.
– Человек разговаривает с природными силами.
Учитель: А как называется такой приём, где природные силы ведут себя как люди?
Дети: Олицетворение.
7. Работа над произведением
Учитель: Давайте, исследуем сказку. Отметьте те слова, значение которых вам не понятно.
Дети: Нам не понятны слова: почитает, чубы, простак, невдомёк, уважить.
Учитель: Я, предвидела, что именно эти слова вам будут не понятны, и приготовила карточки. Попробуйте самостоятельно соединить слово с его значением.
Учитель: Послушаем, что сказано в словаре об этих словах.
(Читает ученик)
Учитель: Из каких частей состоит сюжет?
Дети: Завязка, кульминация, развязка.
Учитель: Прочитайте предложения, соответствующие завязке.
Учитель: Из-за чего заспорили Ветер, Солнце и Мороз?
Дети: Каждый из них хотел доказать, что он лучший и сильней.
Учитель: Определите предложения, соответствующие кульминации сказки. Если трудно, поработайте в парах.
(Дети зачитывают предложения)
Учитель: Во что перерос спор?
Дети: Спор героев перерос в драку.
Учитель: Как вы относитесь к поступкам героев?
Учитель: Определите и докажите словами текста кульминацию сказки.
(Дети зачитывают предложение)
Учитель: Какая основная мысль сказки?
Дети: Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
Учитель: А вот как гласит народная мудрость об отношениях людей. Прочитайте.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
- Худо тому, кто добра не творит никому.
- Друзья познаются в беде.
- Жизнь дана на добрые дела.
Учитель: Назовите действующие лица этой сказки.
Дети: Действующие лица в этой сказке: Мороз, Солнце, Ветер и Старик.
Учитель: Ребята, вам предстоит ещё раз прочитать сказку и подсчитать сколько раз встречается в тексте слова – ветер, солнце, старик, мороз. (Задание даётся по вариантам). Ответ сообщите на ушко учителю.
Учитель: Сравните этих героев и попробуйте дать им характеристику.
Дети: Солнце – беспощадное, жгучее; ветер – самодовольный, хвастливый; мороз – лютый и коварный.
Учитель: Как старик относится к силам природы?
Дети:
Человек находится в зависимости
от стихий.
– В данной сказке старик относится с уважением к
силам природы.
Учитель: Почему появилась данная сказка?
Дети: Народ издавна наблюдал за природными явлениями и народными приметами.
8. Итог урока
Учитель: Какое открытие вы сделали для себя?
Дети: Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
9. Домашнее задание
Учитель: Предложите свои варианты домашнего задания.
Учитель: Вот и всё.
Последнюю закрываем мы страницу!
Очень быстро время мчится!
Но чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Русская народная сказка "Мороз, Солнце и Ветер"
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки "Мороз, Солнце и Ветер" и их характеристика
- Солнце. Жаркое, светлое, важное
- Мороз. Лютый, холодный, хвастливый.
- Ветер. Сильный, спокойный, уверенный.
- Старик. Умный.
- Встреча в поле
- Поклон
- Погоня
- Неловкий ответ
- Угрозы солнца
- Угрозы мороза
- Заступничество ветра
- Встретились в поле четверо путников - старик, солнце, мороз и ветер.
- Старик поклонился и дальше пошел.
- А солнце, мороз и ветер стали спорить, кому поклон предназначался.
- Решили догнать старика и спросить
- Старик сказал, что поклонился ветру.
- Хотели солнце и мороз старика зажарить и заморозить, но ветер не дал.
Без ветра мороз - мороз, а с ветром жара - не жара.
Чему учит сказка "Мороз, Солнце и Ветер"
Сказка учит не быть хвастливым и заносчивым. Не стремиться к популярности среди простого народа. Учит иметь свою голову на плечах. Учит отстаивать свое мнение. Учит справедливости.
Отзыв на сказку "Мороз, Солнце и Ветер"
Мне не очень понравилась эта история, прежде всего потому, что старик поклонился только ветру. Это очень невежливо, здороваться с одним из целой группы. Старик повел себя как провокатор и потому не заслуживает уважения. А солнце и мороз зря обижались на старика. Мало ли кто что говорит, обижаться на каждого жизни не хватит.
Пословицы к сказке "Мороз, Солнце и Ветер"
На обиженных воду возят.
О вкусах не спорят.
Кто спорит, тот ничего не стоит.
Куда ветер дует, туда и тучки бегут.
Больше дела, меньше слов.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Мороз, Солнце и Ветер"
Шел по дороге старик. а навстречу ему трое прохожих. Снял старик шапку, низко поклонился и пошел дальше.
А прохожими были Солнце, Мороз и Ветер. Вот остановились они и стали спорить, кому именно старик поклонился.
Солнце кричит, что это ему поклон был, ведь оно самое теплое. Мороз отвечает, что ему старик поклонился, ведь он самый лютый. А Ветер говорит, что это его старик больше всего почитает.
Тут Солнце и Мороз посмеялись, а сами друг на друга чуть не в драку кидаются. Предложил Ветер догнать старика и просто у него спросить. Так и сделали. Выслушал их старик и отвечает, что поклонился он ветру.
Довольный Ветер над Солнцем и Морозом посмеивается, а те в - ярости. Солнце кричит, что спалит старика жаром, а Ветер отвечает, что он на старика подует и вмиг прохладно сделается.
Мороз кричит, что заморозит старика, в Ветер отвечает, что без ветра и мороз - не мороз.
Вот потому люди больше ветер и почитают.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Мороз, Солнце и Ветер"
1. Перечисли главных героев сказки.
Главные герои сказки "Мороз, Солнце и Ветер": старик, Мороз, Солнце, Ветер.
2. Выпиши из текста одно предложение, которое тебе понравилось. (Запиши в читательский дневник).
Уж это дело известное - мороз не мороз, когда ветра нет.
3. Что затеяли герои сказки? Отметь правильный ответ (в дневнике читателя).
Герои русской народной сказки "Мороз, Солнце и Ветер" затеяли спор.
4. Восстанови последовательность событий в сказке. Расставь цифры в нужном порядке (в читательском дневнике).
1.Шёл старик по дороге.
2.Заспорили между собой.
3.Треплют друг дружку.
4.Решили само старика спросить.
5. Вставь в предложение пропущенные слова. Отметь, что они обозначают. Запиши ответ в читательский дневник.
Старик посередь дороги остановился, мужикам низёхонько поклонился, а потом ещё поклон отвесил и дальше себе пошёл.
Все пропущенные слова обозначают действие предмета.
6. Подумай, кто произносит эти слова. Соедини стрелками в читательском дневнике.
"Это он меня уважить хотел, чтобы я пекло, да не припекало" - Солнце
"Это он мне поклонился, чтобы я его не шибко донимал" - Мороз
"Это он мне поклон отвесил, потому как меня он больше всех почитает" - Ветер
7. Сколько раз старик поклонился? Отметь в читательском дневнике.
8. Почему Ветер посмеялся над Морозом и Солнцем? Запиши ответ в читательский дневник.
Ветер в сказке "Мороз, Солнце и Ветер" посмеялся над Морозом и Солнцем потому, что был доволен словами старика.
Ведь тот сказал, что второй раз поклонился Ветру.
9. Понравилась ли тебе сказка? Чем? Почему? Запиши свой ответ в читательский дневник.
Мне понравилась сказка "Мороз, Солнце и Ветер".
В ней действуют интересные главные герои, которые очень забавно себя ведут.
К тому же, эта русская народная сказка поучительная, что самое главное.
10. Выпиши из текста слова, значение которых тебе неизвестно. Запиши объяснение этих слов (в дневник читателя), используя толковый словарь.
Отвесить - отделив от общего количества, взвесить. Отвесить поклон (устар.) - низко поклониться.
На особицу - отдельно от других; особо.
Шибко - скоро, быстро. Значительно по степени проявления, интенсивности и т.п. (Толковый словарь Ефремовой)
Невдомёк - Не может догадаться, сообразить. (Толковый словарь Ожегова)
11. Нарисуй рисунок - иллюстрацию к сказке "Мороз, Солнце и Ветер". Изобрази на рисунке понравившегося героя или эпизод.
Дневник читателя и детский рисунок - иллюстрация по русской народной сказке "Мороз, Солнце и Ветер" Ирина Клюхина (ФГОС школа России)