«Улучшенные» дорожные знаки от Клета Авраама. Геральдические знаки во флоренции

Большинство дорожных знаков разных стран между собой схожи – чтобы водители-путешественники меньше путались и нарушали ПДД. В этом плане Флоренция – особенный город, потому что здесь, стараниями художника Клета Авраама (Clet Abraham) дорожные знаки выглядят забавно и необычно.

Вообще надо уточнить, что речь идет не только о Флоренции – там живет и работает автор, там у него студия. Подобные знаки можно увидеть и в Риме, и в Париже, и других европейских городах. Не знаю, кто в них «шалит», а вот флорентийские знаки украшает именно Клет Авраам. Обычно по ночам)))

Во Флоренции художественных мастерских – бесчисленное множество, это «город художников». Немного об этом креативном авторе необычных «полотен». Он родился во Франции в 1966 году, но уже много лет живет в Италии. В Риме он учился рисованию и скульптуре, творил и неоднократно выставлялся в художественных галереях, а в 2005 году переехал во Флоренцию и основал там свою творческую студию. Ну а «усовершенствование» дорожных знаков – это занятие для души)) Так художник «хулиганит» по вечерам, стараясь не попасться под прицел камер видеонаблюдения и полицейских. Случалось, что его штрафовали – но знаки остались в том виде, в каком их представил Клет.

Он считает, что обычные знаки недостаточно информативны и скучны, и что их стоит наполнить эмоциональным значением. Трудно сказать, насколько его дополнения мешают участникам дорожного движения. Но внимание привлекают – это точно!

Проект Clet Abraham по переделке дорожных знаков является самым масштабным стрит-арт проектом Флоренции.
фото Shades of Florence

Многие туристы, когда возвращаются из Флоренции, с восторгом рассказывают и показывают фотографии необычных дорожных знаков. Чаще всего они и не подозревают, это часть масштабного стрит-арт проекта художника Клета Абрахама (Clet Abraham). По состоянию на середину сентября, в городе без особых усилий можно собрать коллекцию из трех десятков обновленных дорожных знаков.

В интервью, которое Clet дал авторам сити-блога Shades of Florence и проекта http://unarussainitalia.ru/ художник рассказал о вирусной природе стрит-арта и о том, сколько времени нужно для преображения дорожного знака, пригласил в свою студию во Флоренции, а так же раскрыл секрет - может ли современное искусство найти общий язык с местными властями.

Как Вам пришла идея переделывать дорожные знаки? Вы хотели сделать реальность более привлекательной?

Всю свою жизнь я посвятил созданию произведений искусства и в какой-то момент мне захотелось передать эстетику неоспоримым символам власти … дорожным знакам.

Где и когда появился первый знак? Каким он был?

Первый дорожный знак появился во Флоренции. Это было изображение Христа на знаке, указывающем тупик.

Как вы выбираете новое место для знака? В некоторых локациях можно увидеть иронию, например у бутиков Гуччи и Луи Вьютон во Флоренции. Это социальный протест или шутка?

Выбор темы, которая должна появиться в определенном месте, для меня означает создание истории, молчаливый диалог между различными факторами: это могут быть названия улиц, какой-то магазин, здание. Во многом это мой протест, иногда сатира и насмешка, иногда поэзия. Смысл лежит в глазах тех, кто на это смотрит.

Вы работаете один или у вас есть творческая команда?

Творческая часть является моей.

Во Флоренции можно найти несколько десятков видов обновленных Clet Abraham дорожных знаков в самых неожиданных местах.
фото Shades of Florence

В интернете пишут, что на то, чтобы переклеить изображение на дорожном знаке, вам нужно меньше минуты. Это так?

Да, это именно так. Все изменения для дорожных знаков - наклейки, что обеспечивает скорость нанесения изображения.

Вы вдохновили многих людей на аналогичную переделку. Вы видели творчество ваших поклонников?

Есть уличные художники, которые работают с дорожными знаках, и это прекрасно. Некоторые создают свои собственные работы, другие переделывают мои. Это нормально вдохновляться работами других художников. Я обладаю узнаваемой и сильной эстетикой: один раз поняв мои работы, вы довольно легко отличите их от других.

Какие города охватила клетомания? Где, кроме Флоренции и Рима, можно увидеть такие знаки? К сожалению, мы не нашли аналогичные проекты в российских городах. Надеемся, это искусство доберется и до России.

Городов, в которых я работал, особенно в Европе, очень много и все их перечислить я не смогу. За пределами Европы я работал в Нью-Йорке, Гонконге, Осаке и Киото. Для меня было бы очень интересно работать в России. Если бы мне предложили поработать в одном из городов в сотрудничестве с местными властями и администрацией, принял бы это предложение с удовольствием.

Во Флоренции я нашла 22 разновидности знака только в исторической части города. Сколько их на самом деле?

Точного числа знаков, которые есть во Флоренции, так и в других городах, нет. Очень часто знаки крадут или удаляют наклейку. Могу сказать, что во всем мире я сделал тысячи знаков.

Власти итальянских городов по-разному относятся к творчеству Clet Abraham: во Флоренции со знаками смирились, на юге - оштрафовали на несколько тысяч евро.

Фото Shades of Florence

Как относятся власти городов к вашему проекту? Не знаю как чиновники, а туристы в восторге! Это настоящий вирус: когда найдешь два-три знака, автоматически начинаешь рассматривать все остальные в поисках новых интерпретаций.

Да, это именно так. Мои работы очень часто вызывают привыкание, в этом сила моего проекта: призывать людей смотреть и наблюдать. Власти городов по разному относятся к моим работам: есть те, кто понимает важность как эстетического, так и воспитательного момента моих работ. На самом деле, мое вмешательство заставляет еще больше обращать внимание на дорожные знаки, которые отличаются своей безликостью. Есть же местные органы, которые следуют идее высшего и непререкаемого авторитета власти, занимают глухую позицию.

Ваши поклонники могут где-то еще увидеть ваше творчество?

В моей студии во Флоренции, на улице via dell’Olmo 8 и в некоторых галереях. Мои произведения отличаются от обычных дорожных знаков, которые мы видим на улицах. На них стоит моя подпись и год “преображения”, производство их ограничено. Я приобретаю их, а затем изменяю, используя краски или преломляющую бумагу. Среди них можно увидеть старинные и по настоящему уникальные экземпляры. В конечном итоге, это мои личные произведения искусства.

Как вы относитесь к тем образцам современного искусства, что регулярно появляются во Флоренции (золотая статуя Джефа Кунса на площади Синьории, яркая лестница Паолы Пиви в Палаццо Строцци)? Это украшает город или, наоборот, вносит диссонанс? Нужен ли Флоренции баланс между искусством в традиционном понимании словам и современными трендами?

Несмотря на то, что геральдика считается всего лишь "вспомогательной исторической дисциплиной", эта наука настолько сложна, насколько и интересна. И хотя я профессиональный историк, изучавший в университете в том числе и геральдику, в этой области профессионалом себя считать никак не могу. Поэтому предлагаю вам рассказ любителя о геральдических знаках великолепной Флоренции.

Этот рассказ, я думаю, нужно начать с герба города , который во Флоренции можно встретить буквально повсюду. Вот его изображение на кафедральном соборе - Santa Maria Del Fiore:

а вот, как декоративный элемент Palazzo Vecchio:

Герб Флоренции представляет собой простой геральдический щит, свойственный именно Италии, на серебряном поле которого изображены красная лилия с тремя изящно изогнутыми лепестками, символизирующими мудрость, преданность и доблесть. Считается, что геральдическая лилия Флоренции - это стилизованный цветок ириса. По одной из версий, город именно потому назван Флоренцией, что вокруг него в свое время в изобилии цвели ирисы, а в переводе с латыни "Флоренция" - означает "Цветущая".
По другой версии, ирис (лилия) был знаком отличия франкского двора, позже он стал олицетворять королевские семьи Франции, а еще позже этот цветок появился на гербе семейства Медичи, имевшего тесные связи с Францией и ставшего правителями Флоренции на долгое время. По этой версии лепестки лилии символизируют трех "китов", на которых держится государство - преданность короне, доблесть в боях за нее и мудрость правителей.
Сегодня во Флоренции лилия не менее почитаема, чем во времена средневековья, а по мнению самих флорентийцев, этот древний герб оберегает, вдохновляет и помогает развиваться любимому городу.

Раз уж зашла речь о Медичи , то, разумеется нельзя не сказать и о их гербе. Изображение герба правителей средневековой Флоренции и герцогов Тосканы также не являются редкостью в городе:


Часто приходится слышать версию о том, что шесть шаров на гербе Медичи символизируют медицинские пилюли. Эта версия основывается на слухах о том, что задолго до своего величия представители семейства Медичи занимались врачебной практикой, от которой якобы и образовалась их фамилия. Но на самом деле, на гербе рода Медичи изображены вовсе не пилюли, а византийские монеты - безанты, символизирующие финансовое могущество семьи, поскольку Медичи были, прежде всего, банкирами.

Кроме всего прочего, династия флорентийских правителей из рода Медичи прославилась своим покровительством искусству. Во-многом благодаря им Флоренция в эпоху Ренессанса стала такой, какой мы ее знаем теперь. Покровительствовали Медичи и различным городским цехам и гильдиям, особенно тем, которые в свою очередь покровительствовали искусствам. Вот, например, геральдический знак гильдии менял Arte del Cambio , которая позиционировала себя как гильдия искусств и ремесел (основана в 1202 г.):


Вот еще один интересный герб гильдии. Каменщиков? Строителей? Архитекторов?
В заключение еще два очень интересных герба. Их значение и принадлежность к какой-либо гильдии или знаменитому флорентийскому роду я установить не смог.