Тренинг для педагогов "снятие эмоционального напряжения". Тренинг на снятие эмоциональной напряженности (для педагогов)

Стресс - сложный психологический процесс, сопровождающийся расстройством нервной системы и потерей энергии. Нервное напряжение может появиться у каждого человека, независимо от образа жизни. Этот процесс связан с психологическими особенностями организма. Поводы для волнения и беспокойства у каждого человека свои: экология, работа, внутреннее беспокойство, усталость, тревога. Все это негативно сказывается на стрессоустойчивости и здоровье, потому что стрессовые состояния обладают накопительным эффектом.

Каждый человек по-разному переносит и реагирует на стрессовые ситуации. Бороться со стрессом начинают как можно раньше, не дожидаясь серьезных последствий. Существует классификация стрессов. Для продуктивного лечения сначала распознают вид стресса и симптомы, а потом подбирают подходящие техники для его устранения.

А Эмоциональный. Эмоциональный стресс (психологический) появляется после затраты энергии на фоне эмоций. Представляет собой последствия семейных проблем, личных переживаний, болезни близких людей и родственников.

Б Физиологический. Физиологический стресс возникает внезапно. Это своеобразная реакция организма на внешние климатические или физиологические раздражители: чувство голода, сильную жару, мороз. Внезапные происшествия способны вызвать у человека кратковременное стрессовое состояние или шок. К таким происшествиям относятся стихийные бедствия, нестабильная экономическая ситуация, чрезвычайные происшествия. Оставленное без внимания шоковое состояние, способно перерасти в затяжную депрессию, избавиться от которой намного труднее.

В Информационный. Информационный стресс - распространенный вид перенапряжения, возникающий после сильного информационного воздействия, нерационального использования времени и сил на рабочем месте. Такому состоянию чаще подвержены студенты, топ-менеджеры, адвокаты и другие люди, работа которых связана с большим количеством информации и отрицательных эмоций. Без должного внимания информационное перенапряжение переходит в затяжной стресс.

Г Эустресс. Это самый приятный вид стресса. Эустресс возникает на фоне радости или яркого впечатления, появившегося от приятного события. Он благотворно влияет на организм, вызывает прилив энергии, физических сил, умственных способностей. С помощью эустресса легко преодолеваются жизненные неприятности, резкие погодные условия. Он помогает прийти в себя, пережить неприятные ситуации.

Д Дистресс. Дистресс имеет затяжную форму, поэтому снимать его нужно своевременно, устраняя факторы, провоцирующие это состояние. Распространенными причинами дистресса считаются чувство страха и внутреннее тревожное состояние, вызывающие расстройство нервной системы, потерю энергии.

Симптомы стресса

Организм человека обладает мощным энергетическим потенциалом. В случае чрезвычайных происшествий, повлекших дисфункцию эмоционального состояния, организм перерабатывает накопленный потенциал в поступки, несвойственные человеку в обычном состоянии. Форма и вид стресса никак не влияют на симптомы, состоящие из универсального набора реакций (чувство тревоги, волнение, беспомощность, эмоциональное и физическое истощение).

В период нестабильного состояния, организм вырабатывает гормоны, учащающие сердцебиение, повышающие давление, аппетит. Такая реакция называется стрессовой и имеет ряд особенностей, заложенных на генном уровне: резкое повышение физических сил и понижение чувствительности.

Симптомы стресса:

  • потеря контроля над собой, употребление алкоголя;
  • несвойственное человеку поведение;
  • потеря объективной оценки проблемы;
  • нежелание слушать адекватную критику окружающих;
  • обида на безобидные высказывания;
  • отсутствие чувства сопереживания другим людям;
  • нежелание следовать правилам этикета;
  • частая смена настроения;
  • состояние бессилия;
  • отсутствие или повышение аппетита;
  • агрессия.

Избавиться от навязшего состояния и успокоиться, поможет растрачивание накопившейся негативной энергии. Потратить ее можно на освоение новых знаний, работу, духовное развитие. Вовремя неснятый стресс пагубно воздействует на организм человека. Появляются проблемы со сном, головные боли, депрессия. Нервное напряжение вызывает внешние изменения на теле и лице человека. Появляется сутулость, боли в спине, нарушение пищеварения.

Симптомы стресса настигают независимо от возраста, количества детей и материального положения. Роль стресса в жизни человека неоспорима. Это важный процесс, необходимый для приспосабливания к новым условиям жизни. При отсутствии внимания к нему, он оказывает разрушающее действие на организм и нервную систему. Особенно касается длительного эмоционального напряжения, которое медленно, но верно лишает моральных и физических сил.

Как быстро снять стресс

Случаются ситуации, когда нужно знать, как помочь себе при стрессе быстро и независимо от окружающей обстановки. Избавиться от чувства тревоги, пережить шок, прийти в себя поможет ряд методик, разработанных психологами и врачами специально для таких случаев.

  • Упражнения для снятия стресса.

Дыхательные упражнения помогут быстрее успокоиться, укрепить нервную систему, запустить необходимые процессы на теле. Для нормализации внутреннего состояния достаточно сделать 10 медленных глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. Упражнение насыщает кислородом клетки головного мозга, повышает стрессоустойчивость и активирует восстановление организма.

  • Гимнастика на снятие напряжения.

Сильный стресс или нервное напряжение зажимает мышцы на теле и лице, поэтому чтобы избавиться от него, необходимо сначала расслабиться и разогреть мышцы. Перед проведением гимнастики, нужно определить на каком месте появилась скованность. Снимать напряжение на теле можно простыми гимнастическими упражнениями: вращение головой, плечами, растирание рук и пальцев. Убрать последствия стресса на лице легко - с помощью вдоха через рот или улыбки.

  • Не сдерживать эмоции и чувства.

Это легкий метод, его недостаток заключается в месте проведения, оно должно быть уединенным, подальше от посторонних глаз. Снятие эмоционального напряжения заключается в выплескивании негативных эмоций. Поплачьте, побейте подушку. Такая разрядка полезна для организма и принесет только пользу.

  • Съешьте банан или попейте зеленый чай.

Зеленый чай поможет успокоиться и укрепить нервную систему. Бананы, благодаря составу, повысят энергетические запасы и улучшат настроение.

  • Покричите.

Крик считается нормальной реакцией человека на стрессовую ситуацию. Чаще всего он неконтролируемый. Крик помогает улучшить самочувствие за счет выпуска отрицательной энергии. Такой метод популярен у маленьких детей. Они кричат на подсознательном уровне, что помогает им успокоиться и пережить причиненную боль. По мере взросления и воспитания, этот навык у детей пропадает. Само собой, кричать нужно в уединенном и малолюдном месте (например, в подушку). Иначе рискуете сойти за неадекватного человека.

Перечисленные способы помогут любому человеку вовремя успокоиться и привести мысли в порядок. Действие методик ограничивается только на кратковременных шоковых ситуациях. Они не подходят для решения накопившихся проблем, переросших в затяжную депрессию.

Как снять стресс мужчине

Мужчины с детства подвержены мнению о необходимости сдерживания своих эмоций и переживаний. А все потому, что выражение чувств мужчинами считается проявлением слабости. Но это неправильно! Снятие эмоционального напряжения необходимо мужчинам иногда даже больше, чем женщинам. Последствия стресса склонны переходить в сексуальное или психологическое расстройство.

Симптомы стресса у мужчин отличаются от женских. Они проявляются в аритмии, повышении потоотделения, заболевании сердца и желудка, нежелании что-либо делать, беспричинной агрессии и в отсутствии влечения к противоположному полу. Сильный пол менее подготовлен к стрессовым ситуациям и поэтому пытается привести себя в порядок самостоятельно. Часто с помощью малоэффективных способов:

  • употребление алкоголя;
  • отсутствие внимания к проблеме;
  • попытки убежать от накопившихся проблем.

Снять напряжение можно без использования алкоголя и других малоэффективных методов. Существуют разные способы борьбы со стрессом у мужчин:

  • Воспользоваться эспандером. Он поможет не только снять эмоциональное напряжение, но и натренировать разные группы мышц.
  • Контрастный душ - хорошая профилактика стресса, снимает усталость и укрепляет тело.
  • Посмотреть на неприятную ситуацию по-другому: возможно, все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Стоит попробовать научиться находить положительные моменты даже в самых сложных ситуациях.
  • Заняться спортом. Боевые виды спорта избавят от эмоционального перенапряжения. Командные игры с веселой командой помогут от хандры, стресса, придадут энергии и сил. Даже бег по утрам поднимет настроение на целый день и повыситстрессоустойчивость.
  • Секс является хорошим «лекарством» от депрессии и стресса.
  • Сделать выходной. Одним из лучших вариантов для снятия нервного напряжения и укрепления ресурсов, считает отдых: провести день дома, в кругу близких людей или в полном одиночестве; заняться любимым делом, хобби; покататься на велосипеде; поиграть в компьютерные игры; посмотреть фильмы.

Жизнь каждого человека полна обязанностей и забот, поэтому не стоит браться за невыполнимые цели. Лучше оставить часть времени на занятия по душе и отдых.

Как снять стресс женщине

Частыми причинами женского стресса становятся: ссора с любимым человеком, проблемы на рабочем месте, бытовые проблемы, конфликты в семье. Считается, что именно дома женщина испытывает больше стрессовых ситуаций, чем на рабочем месте. Существует множество способов подавить стресс. Нужно только найти подходящие способы на снятие эмоционального напряжения и при необходимости ими пользоваться.

Как снять стресс и напряжение женщине:

А Займите удобную позу, закройте глаза. Представьте себе песчаную пустыню, яркое испепеляющее солнце. Караван верблюдов медленно передвигается по пустыне. Они увешаны товаром и корзинами, шагают ровно по песчаной глади, неторопливо раскачиваясь из стороны в сторону. Движения верблюдов плавные и ленивые. Они медленно двигают челюстью. Наблюдая за караваном, вы успокаиваетесь, дыхание становится ровным, тепло и умиротворение наполняет тело.
Б Чтобы повысить стрессоустойчивость, успокоиться, избавиться от тревоги или убрать волнение в общении с незнакомцами, используйте тренинговый метод сравнения. Расслабьтесь, примите удобную позу. Подумайте о своей проблеме и ответьте на вопрос: такая ли она серьезная на самом деле? Сравните проблему с мировыми катастрофами, проблемами других людей, тем самым минимизировав ее.
В Эффективным методом в борьбе со стрессом считается техника визуализации. Отличительными чертами этой техники является способность расслабиться, повысить энергетические ресурсы, стрессоустойчивость, укрепить организм. Для этого представьте яркий луч света, исходящий из области головы. С каждой секундой луч растет и опускается ниже, освещая грудь, руки, живот, ноги приятным теплым светом. Ощутите все в малейших деталях, чувствуя тепло и благотворное влияние света. Свет своим сиянием заряжает энергией, помогает избавиться от тревоги, успокоиться и задействовать скрытые внутренние ресурсы.

Стресс у ребенка

Игры для снятия стресса предназначены для детей. Они представляют собой специально разработанные психологами техники снятия стресса, помогающие укрепить нервную систему детей после сильного потрясения или убрать внутреннее напряжение.

Игры для детей могут быть разными и зависят от поставленных задач.

  • Для снятия напряжения на лице подходят игры«кривлялки». Корчим вместе с ребенком рожицы, делаем маски руками: улыбку, удивление, просим детей надуть или втянуть щеки.

Все перечисленные упражнения для снятия стресса, отвечают на два главных вопроса: «Что делать при стрессе и как снять стресс?», «Как снять нервное напряжение и укрепить нервную систему без вреда для здоровья?»

Роль стресса в жизни человека неоспорима. Полностью оградиться от него невозможно. Поэтому остается выбрать для себя подходящий метод и пользоваться им.

Главное помнить, что лекарства и вредные привычки (употребление алкоголя, сигареты), не помогут избавиться от тревоги, пережить сильный стресс и внутреннее напряжение надолго. Они только усугубят последствия, подавляя симптомы и вызывая привыкание.

Если у вас нет причин для беспокойства, и вы получаете удовольствие от жизни, не забывайте - профилактика лучший ваш друг! Проще предотвратить, чем лечить. Заботьтесь о своем эмоциональном здоровье, обращайте внимание на эмоциональное состояние своих детей, играйте с ними в веселые игры и устраивайте полезные тренинги. Никто не поможет вам лучше, чем вы сами!

Чиркова Галина Владимировна

Педагог-психолог МОУ ДО ЦДТ «Россияне»

Тренинг снятия эмоционального напряжения

перед публичным выступлением

Актуальность тренинга: В подростковом возрасте, когда формируется самооценка, публичные выступления особенно значимы и воспринимаются наиболее остро. Это - своеобразный экзамен, где оценивается твои возможности работать на публике, выступать перед залом полным людей, что, безусловно, является стрессовым фактором. Нередко можно наблюдать такую картину, когда на репетициях дети выдают отличные результаты, а на мероприятии - далеко не самые лучшие. Причиной является психоэмоциональное напряжение, которое возникает в виде сильного волнения, тревоги или страха.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия.

Задачи тренинга: 1.Познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции; 2.Создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой; повысить тонус группы; 3. Сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

Требование к участникам: Тренинг рассчитан на подростков 12-15 лет, 8- 10 человек.

1.​ Вступительная беседа. (3минуты)

Целью нашего тренинга является снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия. А также мы познакомимся с различными приёмами регуляции своего эмоционального состояния, способами снятия напряжения. «Правила работы в группе». Ведущий рассказывает о необходимости создания «безопасное обстановки» для плодотворного участия в тренинге и о правилах, соблюдение которых способствует созданию такой обстановки: - активность участия в упражнениях; - правило «стоп» - каждый участник может сказать «стоп» и выйти из игры, если почувствует, что слишком глубоко затрагиваются его личностные качества, и он не хотел бы дальнейшего самораскрытия, - ответственность – участники тренинга предупреждаются об ответственности за сохранность информации, которую они узнали друг о друге. Каждый произносит слова: «Правила понятны, буду выполнять».

2. Разминка:

1 . Упражнение «Снежинки».

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе, активизация внимания.

Участники объявляется, что сейчас все будут снежинками. Для этого нужно встать и под музыку начать двигаться в свободном направлении по всей комнате. Как только музыка прекратиться, все останавливаются и слушают команду тренера, который говорит: «Снежинки объединяются в группы по три». Все участники должны выполнить эту команду. Затем снова продолжает звучать музыка, и как только она будет прервана, участникам надо будет выполнить следующую команду тренера и т.д.

2.Упражнение «Шар»

Цель: разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы. Материалы: воздушный шарик. Инструкция: Все участники стоят в кругу. Психолог: «Сейчас мы с вами будем играть с воздушным шаром. Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с

3.Упражнение «Шанхайцы»».

Цель: упражнение помогает снять телесные барьеры и уменьшить дистанцию общения.

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получиться «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

3. Основная часть:

4.Упражнение «Приёмы, снижающие напряжение». (10 минут) Цель: саморегуляция своего эмоционального состояния. Напряжение-расслабление. Для снятия любых зажимов в теле, которые мешают нам здраво мыслить и нормально говорить, полезно еще сильнее дать нагрузку, а затем расслабиться. Поэтому напряжение-расслабление крупных групп мышц (икры, колени, бедра, ягодицы, живот, спина, грудь, плечи, шея, лицо – и сбросили!) будет как нельзя кстати. Можно поприседать или поотжиматься за сценой, широко зевнуть. Потоки энергии сверху и снизу. Нужна простенькая энергетическая зарядка, которую может выполнить любой. Расставьте ноги на ширине плеч, почувствуйте, как снизу вверх восходит поток энергии Земли, протекает сквозь ваше тело и фонтаном вырывается наружу. Точно так же представьте, как нисходящий поток энергии неба пронизывает вас сверху вниз и вытекает фонтаном внизу. Постойте так некоторое время. Впитывая энергию, которая сбрасывает зажимы. Соедините энергию фонтанов вокруг себя, уплотните мысленно. Вперед – к выступлениям! Дыхание. Когда человек волнуется дыхание у него прерывистое. Необходимо замедлить дыхание: пара глубоких вдохов, двойной вдох-выдох. Можно использовать технику «Дыхание шариком». Профессор Херри Херминсон из Новой Зеландии, занимался подготовкой спортсменов к различным экстремальным ситуациям и предлагал этот способ для снятия страха и перенесения из негативного будущего в настоящее. Именно этой технике он научил всемирно известного альпиниста Хилари, который одним из первых покорил Эверест. Во время восхождения на вершину мира Хилари неоднократно применял ее для снятия страха. Закройте глаза и представьте перед собой легкий теннисный шарик. Вдох - и шарик медленно и плавно поднимается от центра вашего живота к горлу. Выдох - и шарик так же плавно опускается вниз. Когда мы тревожимся или боимся, шарик либо замирает в одной точке, либо двигается быстро, скачками. Если мы спокойны, уверены в себе, шарик движется плавно, ритмично. В ситуации тревоги, страха надо добиться, чтобы шарик двигался именно так. Упражнение «Рисуем круги...». (35-45 мин.) Цель: снятие напряжения, развитие рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Оптимальное число участников -14-16 человек (две малые группы). Арт-терапевтическое пространство организуется следующим образом: два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья и стол психолога (арт-терапевта). Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около двух м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником). Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений. Даже маленькие дети, по наблюдению Ш. Раис, предпочитают окружности всем другим фигурам. Это, видимо, связано с простотой круглой формы. Ход упражнения: Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты. Затем нарисуйте круг и заполните его своим самовосприятием. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники. Инструкция: - Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка. Вопросы для обсуждения: 1.«Как вы себя чувствуете?». 2.«Как ваше настроение сейчас?». 3.«Расскажите о своем рисунке?». 4.«Дополняли ли вы работы других участников?». 5.«Какие трудности возникали по ходу работы?» и др. Упражнение Я могу. Отрицательные мысли типа «Я не справлюсь! Не смогу! Опозорюсь» заменяем на позитивные:Я смогу! Я делаю это! Я – важный человек для себя.Я нравлюсь себе такой, какая я есть. Мне нравится, как я делаю…Я духовно расту каждый день. Я люблю проводить время с самой собой. Я могу сделать все, что намечу. Я всегда готова ставить себе новые цели. Я самый лучший! У меня все получается! Я лучший оратор! Я что, глупее других? Соберись, тряпка! Мне все аплодируют! Позитивный жест. В паре с внутренней фразой, которая помогает вам справиться с волнением, с трудными ситуациями при выступлении (сложный вопрос, трудные слушатели в аудитории и др.) под ручку ходит так называемый заводящий или позитивный жест. Вспомните, как радостно вы всплескиваете руками при виде давно знакомого человека (хлопок)! Как смачно фиксируете: «Йес!», когда что-то удалось на славу (рука согнута в локте и резко отводится вниз и назад). Как потираете руки от удовольствия, предвкушая нечто вкусненькое! Наше тело помнит приятные моменты, связанные с этими и десятком других жестов! Наше тело словно форма для эмоций, которые мы можем вызволить в нужный момент, использовав те или иные заводящие жесты! Вот некоторые идеи подобных. Рубануть рукой воздух как шашкой. Зафиксировать руки в районе груди с крепко сжатыми кулачками (На счастье, мол).криком «Ххха!» выбросить руку вперед, затем вторую – и почередовать так несколько раз. Приосаньтесь, наденьте т.н. «корсет уверенности»: распрямите плечи, голову поднимите вверх, на лице улыбка. Постойте так несколько минут. И в бой! Улыбка. Настроиться на положительные эмоции можно также с помощью мимики. Среди лучших даосских техник встречается очень простое и действенное упражнение: «Смеющийся цигун»: начните улыбаться себе в зеркале (минимум минута), затем рассмейтесь весело (даже если не хочется), усильте смех, позвольте ему быть утрированным (минут 5), закончите упражнение на легкой улыбке, которая теперь не сойдет с вашего лица до конца дня! Эта техника как минимум принесет вам хорошее настроение, как максимум – блестящее выступление. «Перепиши сценарий в позитив». Не рисовать в голове самые худшие сценарии выступления. Ой, все будет плохо, текст забуду, бумаги растеряю, на вопросы не отвечу! Наилучшим образом помогают снять волнение именно позитивные сценарии. И мы снова осваиваем технику «перевертыша» с ног на голову.Теперь будем рисовать только радужные картинки: «Я вышел на сцену. Все аплодировали мне. Глаза их сияли. Слушатели внимали, затаив дыхание. Я отвечал на вопросы с блеском, давая много полезной информации даже для профессионалов. По залу пробежал шепоток восхищения, когда я закончил выступление и подвел итоги. Ура! Блеск! У меня все получилось!». Стоит обратить внимание на то, что приведенные здесь сценарии описаны как случившееся. Можно проговаривать в настоящем (Я выхожу на сцену… ) и будущем (Я выйду на сцену… ), но эффект от того, что вы просто бесстрастно фиксируете будущий успех как свершившийся факт – неизмеримо выше! Прорисовав подобный позитивный сценарий, вы тем самым уже запускаете механизм успешного публичного выступления. И делаете первый шаг на сцену. Эмпатийные глаза. Направь взгляд на тех, кто в данный момент позитивно настроен, кивает, улыбается, поддерживает. Может быть, это друзья, знакомые или просто те люди, с которыми вы успели переговорить ДО начала выступления. Несколько минут – и весь зал у твоих ног. Истинно так. Недаром говорится: «Чаще смотрите в глаза людей, которые вам дороги. В них вы найдете ответ». Опытный оратор ищет ответ в глазах благодарных слушателей. Измени значимость. Мы боимся публики, ибо: «Они такие крутые (профессионалы, богатые, опытные и т.д.)». Мы боимся выходить на публику, ибо: «У меня мало опыта, я знаю меньше них, я такой маленький человек перед этими великими людьми». Мы боимся самого выступления, ибо: «Это тааааааакое важное-важное-важное-важное-важное-важное событие для меня!». И на тройной замок значимости запираем всяческую возможность успешно, достойно и с кайфом выступить на сцене. Почему? Потому как завышаем значимость события, значимость слушателей и занижаем свою. Прием осуществляется в три простых шага: повысить свою значимость, понизить значимость аудитории, понизить значимость события. Кем я могу себя представить? Произнесите внутри себя фразу: «я захожу в зал – и ВСЕ меня слушают ооочень внимательно!» А теперь загадайте загадку: «Кто я в этом случае?» Да-да, полезно представить себя… королевой английской, принцем Уэльским, президентом в конце концов. А может Терминатором или Бэтменом? Неважно кем – главная идея: я важнее! Кем я могу представить публику? Внутренняя фраза-тест: «Они такие милые, родные». Используем этот образ и впредь не будем бояться публики! И о событии: вы знаете, что солнце светит счастливым. Но оно также БЕСПРЕСТАННО светит и тем, кто что-то не доделал, что-то провалил, не очень хорошо выступил. Оглянитесь вокруг: что страшного произойдет, если вы выступите из рук вон? Кто-то умрет? Отощает? Одичает? Погаснет это страстное до жизни солнце? Нет же. Так не бойтесь идти вперед, предварительно снизив значимость, и быть довольным собой и жизнью!

5.Упражнение «Снежки».

Цель: знакомство с методами снятия напряжения, активизация. Инструкция: Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите бумагу, скомкайте ее как можно плотнее. У вас есть возможность «закидать снежками» команду соперников. Не переходите разделительную черту. Начинаем и заканчиваем по сигналу. Выигрывают те, на чьей половине окажется по завершении меньше «снежков». (После завершающего сигнала участники, как правило, не останавливаются и продолжают «перекидывать снежки».) Анализ: Какие ваши ощущения до и после упражнения? Можно ли таким образом расстаться с напряжением?

6.Упражнение «Похвалилки».

Цель: закрепить улучшение эмоционального состояния.

Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: «Меня замечают, любят и высоко ценят». Поворачивая голову вправо-влево, повторять: «Все идет хорошо». Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять: «В моей жизни случается только хорошее».

4. Орг. Конец: Рефлексия. (5 минут) Заключительное слово ведущего: Благодарю всех за работу! Пожелание: в сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Елена Табанакова
Психологический тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения»

Цель тренинга : Снижение эмоциональной усталости и поднятие настроения.

Задачи : 1. Нейтрализация и подавление отрицательных эмоций .

2. Сохранение и укрепление психического здоровья .

3. Укрепление в педагогическом коллективе доброжелательности, открытости и взаимопомощи.

Материалы : цветные карточки (по нескольку штук одного цвета, мяч, «Корзина Советов» ,

Ведущий : «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

Упражнение «Здравствуйте» .

Цель : снятие мышечного напряжения , переключения внимания.

Материалы : мячик.

Инструкция : Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например : здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

«Правила группы» : основные принципы работы в группе.

После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

1. Мы – одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь.

3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других) .

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа : «Ты мне не нравишься» . Следует говорить : «Мне не нравится твоя манера общения» и т. п.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых.

6. Отключить мобильные телефоны.

Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Ход тренинга.

Тема нашего тренинга - снятие эмоционального напряжения .

И так начинаем, для того чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

Упражнение «Ваше настроение»

Цель : установить контакт с педагогами , снять напряжение .

Материалы : цветные карточки (по нескольку штук одного цвета) .

Психолог комментирует значение выбранного цвета.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир » .

Ежедневно в нашей жизни возникают ситуации, которые заставляют нас переживать и нервничать. Когда таких ситуаций становится все больше, то это откладывает негативный отпечаток на наше психологическое состояние . Мы начинаем нервничать все больше и больше, и скрытый стресс незаметно входит в нашу жизнь, что негативно сказывается и на нашем самочувствии, и на восприятии жизни.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли у Вас скрытый стресс, я предлагаю Вам пройти небольшой, но весьма показательный тест.

Инструкция : внимательно прочитайте описание девяти ситуаций, которые представлены ниже. Отметьте для себя те из них, которые больше всего Вас нервируют. Вы не ограничены в своем выборе и можете выбрать любое количество от 0 до 9. В конце запишите итоговое число выбранных ситуаций.

1. Вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят.

2. Вы ведете машину (или делаете другую привычную работу, а кто-то рядом постоянно дает Вам советы поп поводу того, как это лучше делать.

3. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за Вами.

4. Вы разговариваете с кем-то, но появляется кто-то, кто постоянно вмешивается в вашу беседу.

5. Вы размышляете над каким-то вопросом, а кто-то прерывает ход Ваших мыслей.

6. Вы беседуете с кем-то, кто без всякой на то причины повышает на Вас голос.

7. Вы начинаете плохо себя чувствовать, когда видите комбинацию цветов/предметов, которые, по Вашему мнению, не сочетаются друг с другом.

8. Вы здороваетесь с кем-то за руку и не ощущаете при этом никакого ответного чувства.

9. Вы разговариваете с человеком, который знает все лучше Вас.

Итоги : Если Вы пометили для себя 5 и более из предложенных ситуаций, как такие, которые заставляют Вас нервничать, то можно с уверенностью утверждать, что скрытый стресс присутствует в Вашей жизни. И если Вы не сможете изменить свое отношение к мелким неприятностям и успокоиться, то такое положение вещей окажет крайне негативное влияние на Ваше здоровье и работоспособность, а в конечном итоге, на Радость и Удовольствие, получаемое от жизни.

Как преодолеть стресс? «Корзина Советов»

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

3. Больше гуляйте на свежем воздухе.

4. Составляйте список дел на сегодня.

5. Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15. Не старайтесь угодить всем – это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение .

Аутотренинг и ароматерапия .

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера» , закрывают глаза и слушают слова АТ.

Аутотренинг

Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание… Выдох. Дышите спокойно. С каждым вдохом расслабляется ваше тело. Вам приятно находиться в состоянии покоя.

Представьте себе, что Вы сидите на берегу моря. Окружающий тебя песок совершенно сухой и мягкий. Оглянись вокруг и ты обнаружишь, что на берегу моря ты совсем один…

Солнце клонится к закату. Ты чувствуешь тепло вечернего солнца…

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно.

Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает .

Я постепенно ухожу от своих переживаний. Я совершенно спокоен.

Постепенно образ моря исчезает. Образ моря исчез.

3-2-1 Откройте глаза. Потянитесь. Вы бодры и полны сил.

Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Снятию

Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться» .

Лечебная сила смеха известна всем : смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Упражнение «Звери»

Все встают в круг. Инструкция для участников : Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например , кошкой, белым бычком) . После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях) . Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том, что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например , бурундук) . Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя» . Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку , вызывает положительный заряд эмоций , смех.

Упражнение «Муха»

Цель : снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция : Сядьте удобно : руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача : не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Упражнение «Картина па спине» .

Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, кто - Б. В первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно, чтобы игроки были в тонкой одежде. Если А отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже фразы. На выполнение задания отводится 5 минут. В следующем раунде игроки меняются ролями. Рефлексия :

Насколько каждый был доволен «художником» ?

Удалось ли настроиться на совместную работу?

Какая роль была более выполнима и доставила больше удовольствия?

Упражнение «Улыбка» .

Японская пословица гласит : «Сильнейший тот, кто улыбается» .

Улыбка - это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку» , то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить : мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать : что-то все же «происходит» . Было бы хорошо, если бы вы описали ваши впечатления, не откладывая.

Если вы впервые проделали это упражнение, то теперь вы знаете, что после него всегда чувствуешь себя лучше, и готовы приступить к регулярным тренировкам .

Тренировка улыбки .

Суть тренировки заключается в том , что вы учитесь несколько раз в день «держать на лице улыбку» примерно 1 минуту. Это упражнение можно проводить везде, где угодно : в автомобиле, на прогулке, у телевизора. Интересен следующий эффект, который возникает при этой тренировке . В первые секунды у вас вместо улыбки может получиться гримаса, особенно если вы находитесь в раздраженном состоянии. Но примерно через 10 секунд вы начинаете казаться смешным самому себе. Это означает, что ваша гримаса уже трансформируется в улыбку. Потом вы начинаете потихоньку подтрунивать над собой. Вы спрашиваете, действительно ли в этой ситуации надо раздражаться. Несколько секунд спустя, вы замечаете, что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

Упражнение “Ха!”

Участники образуют круг, взявшись за руки. По команде тренера поднимают руки вверх. Затем на счет “три” резко бросают руки вниз и с выдохом произносят “Ха!” (повтор 4 раза) .

Рефлексия.

Передача мягкой игрушки по кругу. Каждый высказывает своё мнение о проведённом тренинге . Например :

Самым полезным для меня было…

Мне понравилось…

Я хотела бы изменить…

Наш тренинг подошел к концу . Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать : дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Не забывайте : работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Благодарю всех за работу!

Эмоциональное напряжение – психофизиологическое состояние организма, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций. Такое состояние позволяет наилучшим образом выполнить поставленные цели и задачи. Эмоциональное напряжение ресурсно на определенном интервале времени. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Стратегии уменьшения эмоционального напряжения.

1. Стратегия разбивки и уменьшения. Сконцентрируйте своё внимание на мелких деталях какого-либо важного для вас дела или ситуации, отстранитесь от значимости результата.

«Съесть всего слона сразу – невозможно, по частям и постепенно – можно». Концентрация на частностях и мелких деталях делает всю ситуацию не такой значимой, чтобы её очень эмоционально переживать. При этом, конечно, полезно помнить о главной и общей цели, чтобы не запутаться в деталях. Стратегия разбивки и уменьшения позволяет переключить внимание, что способствует снижению уровня эмоционального напряжения.

2. Сравнение ситуации или какой-либо деятельности с чем-то большим, главным. Уменьшение значимости.

«Всё ерунда, по сравнению с мировой революцией». Так говорили революционеры и стойко переносили тяготы и лишения революционной борьбы. В бизнесе можно рассуждать так. Проект, из-за которого вы переживаете, намного меньше по сравнению с проектами всей компании. Это уже делали другие, у них получалось, значит, получится и у вас.

3. Установление определённости. Часто беспокойство возникает, когда недостаточно информации для принятия решения.

Получите необходимую информацию, найдите нужные ресурсы для устранения неопределённости. «Знание – сила» и спокойствие, если есть понимание ситуации, прогнозирование результата, возможные варианты действий.

4. Моделирование множества приемлемых результатов.

Просчитайте все возможные результаты деятельности или разрешения ситуации. Найдите в них положительные моменты. Какие-то варианты будут устраивать больше, какие-то меньше, но в любом случае, лучше быть готовым к разным вариантам, при этом знать, как с максимально эффективно использовать каждый полученный результат.

5. Отложение на время (если возможно) принятия решения, разрешение ситуации. Возможность отсрочки снимает эмоциональное напряжение, позволяет отвлечься, переключить внимание, убирает нервозность, вызванную необходимость действовать быстро.

Так люди устроены, что переживать сложно, когда нужно интенсивно работать физически. Эмоциональное напряжение спадает при интенсивном плавании, посещении бани, беге. Любая двигательная активность уравновешивает эмоции, делает их более стабильными. Например, в деревне, где тяжёлая физическая работа начинается в 4 часа утра и заканчивается с заходом солнца, люди более эмоционально устойчивые, чем горожане. Переживать некогда – работать надо.

7. Письменная фиксация ситуации и причин эмоционального переживания.

Бывает сложно отразить на бумаге своё состояние, однако, это эффективный способ снижения эмоционального переживания. То, что есть в голове в виде образов, звуков, ощущений – не оформлено вербально, этому нет точного названия. Описав на бумаге своё состояние, вы сформулируете чётко, что есть в данный момент. Осознание и формулировка проблемной ситуации снижает уровень её эмоционального переживания.

8. Юмор и работа с негативными эмоциями.

Особо стоит отметить юмор, как средство работы с негативными эмоциями.

Всё, что становится смешным, перестаёт быть опасным. Ревность, измена, любовь, бизнес – сколько трагедий написано об этом. И столько же комедий примиряют людей с реальностью, когда мы смеёмся над ревностью, изменой, любовью, бизнесом, чаще, других людей. Юмор заразителен, а весёлое общение сближает и помогает идти по жизни легко, смеясь, празднуя каждый свой день, создавая себе положительные эмоции.

Полезно знать анекдоты, афоризмы, подходящие к актуальным для вас случаям из жизни. И не просто знать, а привязывать их к жизненным ситуациям, где они будут, как говориться, в тему. Можно просто создать свой сборник позитивных анекдотов и афоризмов, которые вам нравятся, они будут, своего рода, метафорами на конкретные ситуации. Посмеяться над чем-либо, это значит обесценить, понизить значимость трудных переживаний. Даже простое удерживание улыбки в течение 5 минут, позволяет улучшить настроение. Есть фраза «попробуй быть вежливым, потом привыкнешь», по аналогии, «попробуй улыбаться, потом привыкнешь к хорошему настроению».

9. Доведение переживания до абсурда, например, преувеличение или преуменьшение, смягчение.

Эмоции имеют свою динамику, поэтому полезно поэкспериментировать и преувеличить переживание или преуменьшить, наблюдая, как измениться эмоциональное состояние. Например, если вы беспокоитесь о предстоящих переговорах, представьте, что это самая большая мировая проблема, намного серьёзнее, чем голод в Африке, войны, смерть. Ведь если переговоры пройдут не так, как надо, то солнце перестанет вставать на востоке, реки потекут вспять, начнутся землетрясения, жизнь остановится. В другую сторону можно преуменьшать. Переговоры это ничтожная часть вашей большой жизни, сколько лет прожили вне зависимости от результата каких-то переговоров, так и будет дальше, это просто один миг в бесконечном общении людей, разве он может быть важен, и т.п.

Цель тренинга : снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы. Повышение тонуса группы.

1. Упражнение «Знакомство» (7-10 мин.)

Цель : абстрагирование от реальных – социальных ролей.

Материалы : бейджики, ручки.

Ход упражнения.

Участники создают роль (желательно абстрагированную от привычной жизни). Придумывают имена, в соответствии с которыми к ним будут обращаться на протяжении всего тренинга. Затем, по очереди, каждый участник группы знакомится с остальными, в соответствии с приятной ролью.

Просмотров: 71797
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ

В последнее время многие испытывают тревогу и страх, стресс и напряжение из-за нестабильности мира вокруг: всевозможные экономические потрясения, скачущие курсы валют и накаленная политическая обстановка побуждают нас опасаться за собственное будущее на уровне инстинктов. Естественно, это отражается на самочувствии, душевном и физическом, и каждый день мы находимся во власти негативных эмоций.

Но, как говорил Карлсон, «спокойствие, только спокойствие». Мы тратим слишком много времени, пытаясь контролировать то, над чем не властны. Так что предлагаем «пакет антикризисных мер»: простые упражнения, которые помогут расслабиться, забыть обо всех невзгодах и ощутить то самое желанное спокойствие.

1. Прививка против страха

Начните прямо сейчас с выбора трех самых стрессовых или причиняющих наибольшее беспокойство задач в вашей карьере или личной жизни. В текущей ситуации это может быть страх остаться без работы, без средств к существованию или боязнь не контролировать свою жизнь. Запишите их. Затем выполните мысленную репетицию ситуации, в которой сталкиваетесь с одной из самых стрессовых для вас рабочих или личных проблем. Наблюдайте и ощущайте себя в этих условиях. Помните, что крайне важно, чтобы вы ощущали дискомфорт, страх и неуверенность в себе на протяжении нескольких вдохов и выдохов, чтобы освободиться от фобий, боязни фиаско и вредных привычек.

Страх, которого вы стараетесь избежать, может превратиться в фобию, - .

Закройте глаза, чтобы вы могли точнее определять, что происходит в вашем теле и разуме.

Отмечайте, как вы реагируете в течение первых пяти секунд. Что происходит в вашем теле (дыхание, частота сердечных сокращений и области мышечного напряжения), каковы ваши мысли или образы, ваши чувства? Как вы разговариваете с собой?

Отмечайте свои реакции, не делая оценок или сравнений. Просто наблюдайте, а потом делайте записи о ваших автоматических реакциях на стресс и конфронтацию. И вновь записывайте:
а) физические ощущения;
б) мысли или образы;
в) внутренний диалог.

Оставайтесь в этих стрессовых условиях в течение 30 секунд (это 5–6 глубоких вдохов-выдохов) и получите «прививку», которая поможет вам стать менее поддающимся страхам и стрессам в будущем. Когда решаетесь остаться наедине с тем, чего раньше избегали, вы говорите своим первобытным рефлексам, что «лидер решает проблему, а не бежит от нее». Ваши мозг и тело отключат реакцию «сражаться или бежать» и обеспечат вам более спокойный, сосредоточенный уровень энергии. Записывайте любые изменения, которые заметите в течение 30 секунд мысленной репетиции. Как изменялось ваше дыхание, сердечный ритм, мышечное напряжение, мысли и чувства?

Повторяйте описанное выше мысленное упражнение применительно к любой из трех ваших самых стрессовых ситуаций каждый день в течение одной недели. Вскоре вы выявите свои рутинные реакции (в том числе в виде дрожи в коленях) и узнаете, когда они возникают вероятнее всего. По мере того как вы будете вырабатывать уверенность в себе, беритесь за более пугающие ситуации.

2. Упражнение на концентрацию

Выполняя это упражнение на концентрацию по несколько раз в день, вы обнаружите, что чувства обеспокоенности и тревоги постепенно станут уходить.

Сядьте на стул, чтобы ноги касались пола, положите руки на колени или бедра и сделайте 3–12 вдохов-выдохов в три приема следующим образом:

1) сосредоточьтесь на дыхании и сделайте вдох на счет «раз-два-три»;
2) задержите дыхание на счете «три», сожмите кулаки и напрягите мышцы ног и притяните пупок к позвоночному столбу;
3) медленно выполняйте полный выдох на счет «четыре-пять- шесть», ослабляя напряжение мышц по мере того, как будете ощущать поддержку от стула и пола.

Почувствуйте тепло и домашний уют обыкновенного стула, - .

Прочитайте следующие инструкции вслух и запишите их на диктофон. Сядьте, включите запись, закройте глаза и сосредоточьтесь на успокоении своей энергии и ослаблении напряжения своих мускулов.

  • Когда вы делаете выдох, ощущайте, как вы соприкасаетесь со стулом и полом, которые представляют собой нечто более сильное, чем ваш разум или ваше эго, сражающиеся в одиночку. Это нечто могло бы быть вашим сильнейшим «я», поддержкой земли, законами Вселенной, более глубокой мудростью интегрированных левого и правого полушарий вашего мозга или, если хотите, Бога или иной высшей силы.
  • Когда вы направляете внимание на свое тело и ощущение соприкосновения со стулом после каждого выдоха, пытайтесь почувствовать, как стул поддерживает вас. Ощущайте теплоту стула ягодицами и спиной. По мере того как вы переключаете внимание на свои чувства в настоящем, вы сообщаете разуму и телу: «Нахождение здесь останется безопасным в течение нескольких следующих минут. Вас не ждет срочная работа, и никуда не надо спешить. Вы можете ослабить свое напряжение. Вы можете избавиться от необходимости работать изо всех сил. Я предпочитаю спокойно сидеть здесь, в данный момент - единственный момент, который существует».
  • Приветствуйте любую мысль или любую часть своего «я», которая пытается цепляться за прошлое или контролировать будущее. Верните эту часть «я» и свой путешествующий во времени разум в настоящее, сказав: «Да, я слышу тебя. Сейчас я здесь с тобой. Тебе не нужно решать проблемы прошлого или будущего в одиночку. Подходи и будь со мной сейчас, в этот момент».
  • Снова заявите о приверженности защите своих тела и жизни и относитесь с сочувствием и пониманием к каждому аспекту своего «я». Будучи наделенными дополнительной властью в роли лидера, направляйте все части своего «я» в этот уникальный момент отдыха от забот о прошлом и будущем. Сосредоточьте свое внимание на том, что вы можете сделать сейчас для повышения своих шансов на достижение успеха и внутреннего мира.
  • Записывайте все физические и эмоциональные изменения, которые наблюдаете.

3. Рисунок страха

Найдите полчаса и набросайте список ваших страхов. Пишите первое, что приходит в голову. Перечислите тридцать страхов. Запишите, о чем вы тревожитесь, что наводит на вас такой ужас, что страшно даже написать эти слова на бумаге. Возьмите карандаш или фломастер и рядом с самыми пугающими чувствами и мыслями сделайте небольшие рисунки. Изобразите каждый сильный страх графически. Например, когда-то Ольга Соломатина, автор книги «Как победить страх», представила свой страх попасть в аварию в метро и нарисовала, как бодро идет с фонарем по шпалам.

Запишите все, что вас тревожит. Таблица из книги «Как победить страх»

4. Выражение чувств

Между переживанием чувств и их выражением существует принципиальная разница. Выражать все возникающие эмоции вредно для здоровья, невежливо, опасно и глупо, поэтому надо испытать их, а затем принять решение, стоит ли проявлять. Учитывая, какое облегчение это приносит, удивительно, почему многие избегают выражения эмоций не по рациональному выбору, а по привычке или из страха.

Если у вас есть близкий человек, которому можно доверять, вам будет немного проще. С партнером легко договориться и по очереди выполнять следующее упражнение. Но его можно делать и в одиночку, проговаривая чувства или выплескивая их на бумагу.

Доверьтесь близкому человеку, - .

Сядьте поудобнее в спокойном месте, где вам полчаса не будут мешать. Свободно и не стесняясь в выражениях, выскажите, что у вас на сердце. Не волнуйтесь, если получится бессвязно: просто дайте себе выговориться - о событиях дня, занимающей мысли проблеме, воспоминаниях, фантазиях и т. д. Рассказывая, отслеживайте, что чувствует ваше тело. Вам грустно? Вы удручены? Сердитесь? Счастливы? Попытайтесь облечь эти чувства в слова. А может быть, вы чувствуете себя скованным? Озабоченным? Настороженным? Постарайтесь определить, откуда берутся эти ощущения, и оставьте их в прошлом.

Ваш партнер должен сочувственно и очень внимательно слушать. Он может только делать замечания, которые еще больше вытягивают из вас эмоции. Помощнику нельзя вмешиваться со своими мыслями, просить что-то прояснить, критиковать или менять тему. Это научит вас не сдерживать эмоции, а значит, не запечатывать страх, позволяя ему разрушать себя изнутри.

5. Страховочная сетка психологической безопасности

Данное упражнение даст вам физическое ощущение того, как создать для себя страховочную сетку психологической безопасности, которая избавит вас от страха, стресса и поможет работать и жить в спокойном режиме.

Прочитайте упражнение и представьте (с открытыми или закрытыми глазами) свои чувства в каждой из сцен. Затем отметьте, как реагировали ваши разум и тело.

Сцена 1. Представьте, что вам нужно пройти по доске шириной 30 см, длиной 100 см и толщиной 2,5 см и вы обладаете всеми способностями, необходимыми для выполнения этой задачи. Вы можете сделать первый шаг без страха и колебаний? Предположим, вы отвечаете утвердительно.

Сцена 2. Теперь представьте, что вам нужно выполнить то же самое задание и ваши способности остались прежними, но доска находится между двумя зданиями на высоте 30 м. Вы можете пройти по этой доске в подобных условиях? Если нет, то что останавливает вас? Насколько сильный стресс вы испытываете? В какой части тела вы ощущаете напряжение (то есть каковы реакции на сигналы опасности и стресса)? Большинство людей отвечают, что боятся упасть и получить серьезную или даже смертельную травму. Это понятная и нормальная реакция.

Сцена 3. В то время как вы стоите на краю доски, дрожа от страха и не решаясь начать или закончить движение, ваш начальник, друзья или родственники, прекрасно знающие, что вы способны справиться с этим заданием, начинают обвинять вас в нерешительности и советуют просто сделать то, что требуется. Но вы знаете, что это нелегко. Когда ставка так высока, вы понимаете, что должны выполнить все движения идеально - ведь у вас нет права на ошибку, - иначе вы погибнете или получите серьезное увечье.

Внезапно все меняется. Вы ощущаете за спиной жар и слышите треск огня. Здание, на которое опирается один край доски, оказалось охвачено огнем! Как теперь вы справитесь со своими сомнениями и сковавшим вас страхом? Насколько важно будет идеально выполнить задание теперь? Вы по-прежнему боитесь падения? Вы говорите себе: «Я работаю лучше всего в условиях прессинга и цейтнота»? Как вы освобождаетесь от страха неудачи и заставляете себя пройти по доске?

Большинство людей отвечают, что чувство собственного достоинства и перфекционизм больше их не волнуют. Они говорят, что готовы передвигаться по доске хоть на четвереньках, лишь бы только не погибнуть в огне, - .

Независимо от выбранного способа передвижения по доске отмечайте, как вы освобождаетесь от паралича, вызванного страхом, и получаете мотивацию к совершению любых действий, обеспечивающих ваше выживание.

Сцена 4. В этой финальной сцене представьте, что вам по-прежнему нужно пройти по доске на высоте 30 м, ваши способности остались прежними, пожара нет, как нет для вас и жестких ограничений по времени, но зато на 1 м ниже доски натянута прочная сетка. Вы можете пройти по доске в этом случае? Если да, то что изменилось для вас? Отметьте, что теперь вы можете совершить ошибку, упасть, почувствовать смятение или не выполнить перемещение идеально. Записывайте слова и чувства, которые возникли у вас после появления предохранительной сетки. Например, вы можете сказать себе: «Я не погибну», или «Если я допущу ошибку, то это не будет концом света», или «Я по-прежнему боюсь высоты, но то, что я знаю о существовании предохранительной сетки, позволяет мне просто думать о выполнении задания, а не беспокоиться о возможном падении».

Возможно, в это трудно поверить, но создание психологической сетки безопасности действительно устранит многое из того, что вызывает у вас стресс. Используя любые подходящие слова, каждый день направляйте себе сообщение о физической и психологической безопасности, которую обеспечивает вам воображаемая страховочная сетка. Записывайте и тщательно храните свое индивидуальное сообщение, в котором говорится о безопасности, достоинстве и присутствии вашего сильнейшего «я».

По данным некоторых исследований, буддийские монахи - самые счастливые люди, потому что они ни о чем не тревожатся. Конечно, в повседневной жизни невозможно избежать волнений, но в ваших силах противостоять их негативному влиянию.