Тест: Чистый понедельник. Электронный образовательный ресурс "Тест по творчеству И.А.Бунина" Место смерти господина из Сан-Франциско

Творчество И.А.Бунина

1. Годы жизни Бунина

А) 1860 -1904 б) 1870 -1953 в) 1899-1960

2. Социальное положение Бунина:

А) купец б) разночинец в) дворянин

3.Какая из тем не встречается в творчестве Бунина?

А) тема жизни и смерти б) тема любви в) тема свободы

4. К какому направлению относится творчество Бунина?

А) символизм б) романтизм в) реализм

5. Как Бунин относился к революции?

А) был равнодушен б) отвергал и негодовал в) с восторгом

6. В 1920 году Бунин эмигрировал

А) во Францию б) в Германию в) в Америку

7. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И. Бунина?

а) повесть; б) роман; в) очерк; г) новелла.

8. Как называется автобиографический роман Бунина?

А) «В Париже» б) «Жизнь Арсеньева» в) «Митина любовь»

9. Какова основная тема цикла рассказов «Тёмные аллеи»?

А) смысл жизни б) свобода в) любовь

10. Нобелевская премия была получена Буниным:

А) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»

б) в 1933г. за роман «Жизнь Арсеньева»

В) в 1938 за цикл рассказов «Тёмные аллеи»

11. Как Бунин относится к любви?

А) любовь – тайна, которую невозможно постичь

Б) любовь – трагедия, разрушающая личность

В) любовь – испытание, делающее человека сильнее

12. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два года с женой и дочерью, единственно ради развлечения» ?

а) Арсений Семеныч; б) господин из Сан-Франциско; в) Малютин; г) корнет Елагин.

13. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

а) описание путешествия богатого американского туриста через Атлантику в Европу;

б) разоблачение революции в России;

в) философское осмысление человеческого существования в целом;

г) восприятие американцами Советской России.

14.Укажите название корабля, на котором происходит большая часть действия рассказа «Господин из Сан-Франциско».

А) «Титаник» б) «Британия» в) «Атлантида» г) «Паллада»

15.Укажите страну, в которой происходит действие рассказа «Господин из Сан-Франциско»

А) Италия б) Франция в) Испания г) Англия

Письменный ответ

Как раскрыта тема любви в произведениях И. Бунина?

Источники:

1. По социальному положению И.А.Бунин был:


а) купцом

б) дворянином

в) мещанином

г) разночинцем


2. Родители И.А.Бунина владели поместьем в:


а) Орловской губернии

б) Тульской губернии

в) Костромской губернии

г) Смоленской губернии


3. Кто из известных русских поэтов начала 19 века является родственником И.А.Бунина?


а) Н.М.Языков

б) К.Н.Батюшков

в) В.А.Жуковский

г) А.А.Дельвиг


4. Сколько классов гимназии удалось закончить И.А.Бунину?



5. Кто занимался образованием И.А.Бунина после его выхода из гимназии?


а) родители

б) гувернантки

в) старший брат Юлий

г) сам разработал систему дальнейшего образования


6. Какой великий русский писатель оказал значительное влияние на формирование личности И.А.Бунина?


а) А.С.Пушкин

б) Ф.М. Достоевский

в) Л.Н.Толстой

г) Н.В.Гоголь


7. Укажите, как назывался стихотворный сборник И.А.Бунина, обративший на себя внимание критики.


а) «Звездопад»

б) «Листопад»

в) «Водопад»

г) «Снегопад»


8. Академическая Пушкинская премия была присуждена И.А.Бунину за:


а) роман «Жизнь Арсеньева»

б) цикл рассказов «Тёмные аллеи»

в) сборник стихов «Листопад»

г) рассказ «Суходол»


9. Какая тема является основной в раннем творчестве (именно, в прозе) И.А.Бунина?


а) тема любви

б) тема России

в) тема гармонии и красоты в природе

г) тема уходящего дворянского уклада


10. Как И.А.Бунин относился к революции?


а) восторженно принимал и поддерживал

б) отвергал и негодовал, считая её концом России

в) был в растерянности

г) был равнодушен


11. Нобелевская премия по разделу словесности была получена И.А.Буниным в:

а) 1925г за рассказ «Солнечный удар»

б) 1915г за рассказ «Господин из Сан-Франциско»

в) 1933г за роман «Жизнь Арсеньева»

г) 1938г за цикл рассказов «Тёмные аллеи»

12. В дневнике «Окаянные дни» И.А.Бунина нашли отражения события:

а) первой русской революции

б) двух революций 1917г. и Гражданской войны

в) связанные с его эмиграцией

г) Второй мировой войны

13. Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?


а) проблема жизни и смерти

б) человек и цивилизация

в) проблема смысла жизни

г) проблема отцов и детей


14. Автобиографический роман И.А.Бунина назывался:


а) «Митина любовь»

б) «Жизнь Арсеньева»

в) «Суходол»

г) «В Париже»


15. Основная тема цикла рассказов «Тёмные аллеи» - это:


а) тема России;

б) тема любви;

в) тема смысла жизни;



г) тема свободы.


16. К какому литературному направлению следует отнести творчество И.А.Бунина?


а) романтизм;

б) символизм;

в) реализм;

г) сентиментализм


17. Укажите, какая из перечисленных ниже тем не встречается в творчестве И.А.Бунина:

а) тема свободы и социальной справедливости;

б) тема любви;

в) тема красоты и гармонии в мире;

г) тема жизни и смерти.

18. В области какого литературного жанра И.А.Бунин выступил как новатор?


а) повесть;

в) рассказ;


19. Какое отношение вызывает у писателя чувство любви?

а) любовь – это проявление жизни;

б) любовь – испытание, делающее личность сильнее;

в) любовь – тайна, загадка, которую невозможно постичь, но которая возвышает

человека, делает его бессмертным;

г) любовь – трагедия, разрушающая личность.

20. Назовите тип композиции, который использует И.А.Бунин в таких рассказах, как «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»?


а) кольцевая;

б) обрамляющая;

в) зеркальная;

г) последовательная.

Самостоятельная работа : - составить тезисный план по тематике творчества И.А.Бунина. Лирика: «Псковский бор», «Крещенская ночь», «Листопад», «Мачеха», «На просёлке», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «У птицы есть гнездо», «Одиночество», «Летняя ночь», «В дачном кресле, ночью, на балконе…» и другие. Как понимать термин: «живопись словом»? Проза: «Танька», «Антоновские яблоки», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско», цикл «Тёмные аллеи»: «Чистый понедельник», «Солнечный удар», др. Публицистика: «Окаянные дни»


Глава III. Александр Иванович Куприн.

(1870 – 1938гг.)

Чином – офицер, душою – инок,

Он смело вызывал на поединок

Всех тех, кто жить мешал его стране…

Игорь Северянин.

Хотите лучше владеть компьютером?

Бейджи сейчас активно используются не только в учреждениях для сотрудников и на семинарах, но и в школе: есть бейджи первоклассников, бейджи дежурных по школе и т.д. В этой статье мы расскажем, как сделать и распечатать бейджи для любых целей. А также приведем шаблон бейджа стандартного размера. Статья сопровождается видеоуроком.

Читайте новые статьи

Если вы — учитель, то конечно задавались вопросом: какие книги необходимо прочитать, чтобы работа приносила радость и удовлетворение? Несомненно, что сейчас можно найти море информации по этому вопросу в Интернете. Но в таком многообразии очень трудно разобраться. А выяснить, какие книги действительно станут вашими помощниками, потребует много времени. В этой статье вы узнаете о том, какие книги должен прочитать каждый учитель.

Наглядность материала мотивирует детей начальной школы к решению учебной задачи и поддерживает интерес к предмету. Поэтому одним из самых эффективных методов обучения является использование карточек. Карточки можно использовать при обучении любому предмету, в том числе и в кружковой деятельности, и во внеурочной. Например, одни и те же карточки с овощами и фруктами подойдут для обучения счету на уроках математики, и для изучения темы дикие и садовые растения на уроках окружающего мира.

И. А. Бунина (11 класс)

1.Укажите годы жизни И. А. Бунина.

1.1870-1953

2.1886-1921

3.1890-1960

4. 1877-1951

2.После октябрьской революции И. А. Бунин

1.был осужден и расстрелян

2.эмигрировал в США

3.остался в России

4.эмигрировал во Францию

3.И. А. Бунин стал лауреатом Нобелевской премии в:

1.1929

2.1945

3.1933

4.1953

4. А. Бунин удостоился Нобелевской премии за:

1.роман «Жизнь Арсеньева»

2.цикл рассказов «Темные аллеи»

3.рассказ «Антоновские яблоки»

4.рассказ «Господин из Сан-Франциско»

5.Укажите рассказ, которому Бунин предпослал эпиграф:

«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»

1.«Легкое дыхание»

2.«Господин из «Сан-Франциско»

3.«Антоновские яблоки»

4.»Солнечный удар»

6.Укажите название корабля, на котором происходит большая часть действия рассказа «Господин из Сан-Франциско».

1.«Титаник»

2.«Британия»

3.«Атлантида»

4.«Паллада»

7. Укажите страну, в которой происходит действие рассказа «Господин из Сан-Франциско»

1.Италия

2.Франция

3.Испания

4.Англия

8. Имя главного героя рассказа
1. Лоренцо
2. Господин из Сан - Франциско
3. Ллойд
4. Тиверий

9.Остров, на котором умер главный герой
1. Капри
2. Крит
3. Куба
4. Курильские острова

10.Укажите, какая проблема не поставлена автором в рассказе "Господин из Сан- Франциско".

1.Проблема жизни и смерти

2. Проблема человека и цивилизации

3. Проблема смысла жизни

4.Проблема отцов и детей

11. Какая центральная проблема рассказа «Чистый понедельник»?

1.Проблема отцов и детей

2. Проблема русского характера

3. Проблема «золотой молодежи»

4. Проблема искусства

12.Где познакомились рассказчик и его возлюбленная?

1.На лекции Андрея Белого

2.В Летнем саду

3.В Большом театре

4. В церкви

13. Напротив какой церкви находился дом, в котором снимала квартиру героиня?

1. Храма Христа Спасителя

2. Новодевичьего монастыря

3.Марфа-Мариинской обители

4. Архангельского собора

14.Что было явной слабостью героини?

    Вкусная еда, деликатесы

    Философские и богослужебные книги

    Рестораны и театры

    Хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех

15. Чем заканчивается история?

1.Девушка уходит в монастырь, а молодой человек тяжело это переживает

2.Рассказчик женится на своей возлюбленной

3.Девушка умирает от преждевременных родов

4. Герои уезжают во Францию

16. Имя героини рассказа «Солнечный удар»

1. Вера

2.Ольга

3.Татьяна

4. Она безымянна

17. Какой была главная героиня рассказа?

1.Высокой и статной красавицей

2.Прелестной маленькой женщиной

3.Молоденькой девушкой, чья красота еще дремала, но обещала быть выдающейся

4.Обаятельной женщиной преклонного возраста

18.Каким был офицерский чин главного героя рассказа?

1.Поручик

2.Корнет

3.Штабс-капитан

4.Ефрейтор

. 18. Что предложил главной герой?

1.Сойти с парохода

2.Жениться

3.Пересесть на другой пароход

4. Сходить в ресторан

19. На что готов поручик, чтобы каким-нибудь чудом вернуть «прекрасную незнакомку»?

1.Отказаться от наследства

2.Умереть

3.Пойти на край света

4. Уволиться со службы

20. Почему герой не отправляет телеграмму любимой женщине?

1.Он забыл её адрес

2.Он решил не писать ей

3.Он не знает её имени и фамилии

4. У него нет времени

21. Героиней какого рассказа является Оля Мещерская

1. «Темные аллеи»

2. « Легкое дыхание»

3. «Чистый понедельник»

4. «Антоновские яблоки»

22. С описания чего начинается этот рассказ Бунина?

1.С описания могилы главной героини

2.С описания дома главного героя

3.С описания осенней природы

4 С описания главной героини

23. Кем слыла Оля в пятнадцать лет?

1.Отличницей

2.Маминой любимицей

3.Красавицей

4.Проказницей

24. Как казачий офицер объяснил, почему он застрелил Ольгу Мещерскую?

1.Она завлекла его, говоря о браке, а потом сказал, что всё это было только издевательством над ним.

2.Что она изменила ему, хотя и любила всем сердцем.

3.Что она бросила его в тот день и ушла, не сказав ни слова.

4. Она шантажировала его.

25. Кто навещает могилу девушки в конце рассказа?

1.Мать Оли

2.Классная дама Оли

3.Отец Оли

4. Офицер

26. Имя главной героини «Темные аллеи»?

1. Надежда

2. Катерина

3. Любовь

4. Мария

27. Как зовут военного?

1.Николай Алексеевич

2.Алексей Николаевич

3.Николай Петрович

4.Петр Николаевич

28. Кем оказывается хозяйка постоялого двора, на котором останавливается главный герой?

1.Бывшей крепостной его отца

2Бывшей любовью, с которой он не виделся тридцать пять лет

3.Его бывшей гувернанткой

4. Соседкой

29. Кем была Надежда тридцать пять лет назад?

1.Крепостной

2.Гимназисткой

3.Гувернанткой

4. Дочкой хозяина постоялого двора

30. Кем представляет Надежду Николай Алексеевич, уезжая с постоялого двора?

1.Той молодой девушкой, которую когда-то любил

2.Хозяйкой постоялого двора

3.Своей женой и матерью его детей

4. Он не думает о героине

31. Чем является символ антоновских яблок в одноименном рассказе И.А. Бунина?

    Основой благогостояния дворян

    Символом уходящего дворянского уклад

    Символом жизни

    Символом родового гнезда

32. Какое календарное время описывает И.А. Бунин в своем рассказе "Антоновские яблоки"?

33. Как называется деревня, о которой вспоминает автор в рассказе «Антоновские яблоки»?

1.Выселки

2.Оселки

3.Осокино

4.Антоновка

34. Как зовут тётку - рассказчика, о которой он вспоминает?

1.Анна Иванновна

2.Анна Герасимовна

3.Авдотья Потаповна

4. Аполлинария Карповна

35. Кто стали заправлять в деревне после смерти родственников рассказчика?

1.Крестьяне

2.Их дальние родственники

3.Мелкопоместные дворяне

4. Наемный управляющий

Вариант № 228187

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите род литературы, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние И. А. Бу­ни­на «Тёмные аллеи».


Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что странно, сударь?

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Не могла я этого сделать.

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Ответ:

В приведённом фраг­мен­те рас­ска­за герои об­ме­ни­ва­ют­ся репликами. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ный вид ху­до­же­ствен­ной речи?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Ответ:

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся спо­соб изоб­ра­же­ния внутренней, ду­шев­ной жизни пер­со­на­жа («Он по­крас­нел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал»).


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми про­из­ве­де­ний И.А. Бунина, свя­зан­ны­ми с лю­бов­ной темой, и со­от­вет­ству­ю­щи­ми на­зва­ни­я­ми произведений. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в таблице.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Ответ:

«Другая изба при­ле­пи­лась к пригорку, как ла­сточ­ки­но гнездо». На­зо­ви­те этот ху­до­же­ствен­ный приём.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1, C2.

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности. Не удалось бы им там видеть какого-нибудь вечера в швейцарском или шотландском вкусе, когда вся природа - и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы - всё горит точно багровым заревом; когда по этому багровому фону резко оттеняется едущая по песчаной извилистой дороге кавалькада мужчин, сопутствующих какой-нибудь леди в прогулках к угрюмой развалине и поспешающих в крепкий замок, где их ожидает эпизод о войне двух роз, рассказанный дедом, дикая коза на ужин да пропетая молодою мисс под звуки лютни баллада - картины,

которыми так богато населило наше воображение перо Вальтера Скотта.

Нет, этого ничего не было в нашем краю.

Как всё тихо, всё сонно в трёх-четырёх деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались.

Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времён, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней.

Кажется, курице страшно бы войти в неё, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своём жилище. Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом.

Крыльцо висело над оврагом, и, чтоб попасть на крыльцо ногой, надо было одной рукой ухватиться за траву, другой за кровлю избы и потом шагнуть прямо на крыльцо.

Другая изба прилепилась к пригорку, как ласточкино гнездо; там три очутились случайно рядом, а две стоят на самом дне оврага.

Тихо и сонно всё в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте. Войдя в избу, напрасно станешь кликать громко: мёртвое молчание будет ответом; в редкой избе отзовётся болезненным стоном или глухим кашлем старуха, доживающая свой век на печи, или появится из-за перегородки босой длинноволосый трёхлетний ребёнок, в одной рубашонке, молча, пристально поглядит на вошедшего и робко спрячется опять.

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на чёрной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати.

Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.

Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

(И.А. Гончаров. «Обломов» )

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся ху­до­же­ствен­ный приём, ос­но­ван­ный на упо­треб­ле­нии оди­на­ко­вых слов во фразе («Но всё, всё... Как ты не понимаешь!»)?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Ответ:

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежит объ­ек­тив­ный взгляд на дей­стви­тель­ность и прин­ци­пы ко­то­ро­го во­пло­ще­ны в «Тёмных аллеях».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Ответ:

В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да из рас­ска­за И. А. Бунина?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Тёмными аллеями»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Добро пожаловать, ваше превосходительство, - сказала она. - Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

Сама, значит, держишь?

Так точно. Сама.

Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

И чистоту люблю, - ответила она. - Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

Надежда! Ты? - сказал он торопливо.

Я, Николай Алексеевич, - ответила она.

Боже мой, Боже мой, - сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. - Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

Вроде этого... Боже мой, как странно!

Что странно, сударь?

Но всё, всё... Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

Мне господа вскоре после вас вольную дали.

А где жила потом?

Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

Нет, не была.

Почему? При такой красоте, которую ты имела?

Не могла я этого сделать.

Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, - забормотал он. - Любовь, молодость - всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся...

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи» )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Обращаясь к клёну, «приморозившему ногу», ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния «очеловечивает» его. Как на­зы­ва­ет­ся этот приём?


С. А. Есенин, 1925

Ответ:

Укажите на­зва­ние сти­ли­сти­че­ско­го приёма, за­клю­ча­ю­ще­го­ся в ис­поль­зо­ва­нии оди­на­ко­вых глас­ных звуков, уси­ли­ва­ю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность ху­до­же­ствен­ной речи и рас­счи­тан­но­го на слу­хо­вое вос­при­я­тие об­ра­за («Утонул в сугробе, при­мо­ро­зил ногу»).


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

***

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,