Теория раскольникова и ее крушение в романе. Сочинение: "Теория Раскольникова и её крах" по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Теория Раскольникова и её крах краткое сочинение

Путем «справедливого» распределения благ, зародилась в атмосфере, характерной для того периода. С одной стороны - честные, порядочные люди, превращенные крайней бедностью в «тварей дрожащих», с другой - бесполезная, но очень богатая «вошь», сосущая кровь из тех самых честных людей. Да еще и новые, до конца несформированные, часто лишенные основ морали и духовности идеи подливают масла в огонь.

Чтобы подчеркнуть правоту (кажущуюся) Раскольникова, Достоевский намеренно рассеивает по всему роману картины горя, нищеты, усиливая тем самым тягостное ощущение безысходности. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения и привела к тому, что теория Раскольникова из стадии абстрактных размышлений перешла в стадию практической реализации, стала исповедь Мармеладова и письмо от матери. Наступил момент материализовать идею, долго вынашиваемую героем в его убогой каморке: это кровь по совести, которую избранным лицам (и ему в том числе) позволено проливать.

Теория Раскольникова находилась одновременно в зависимости и в противоречии с популярными тогда позитивистскими теориями Г. Спенсера, Д. С. Милля, Н. Г. Чернышевского. Все они уповали на экономическую выгоду и материальные удобства, достаток.

Достоевский считал, что сознание, постоянно заполненное такими категориями, теряет потребность в добродетелях христианских, в высокой духовности. Его герой пытается соединить обе стороны. Он мечтал, чтобы человек и эгоцентризм проявлял в разумных пределах, и чтобы он не стал рабом современных экономических отношений, не слишком погружался в свои

Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним. Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими.

Чтобы хоть как-то оправдать свои выстраданные идеи, Раскольников приводит в пример некоторых законодателей, которых не останавливала даже кровь. Однако их действия не представляются содержательными и спасительными, наоборот, они поражают бессмысленным разрушением ради лучшего. Подобный ход мыслей Родиона не облагораживает его идеи, как он того хотел, а только разоблачает их и приводит к той же оценке, которую дал всему происходящему Порфирий Петрович. Он определил преступника как индивида, который обожествляет себя, умаляя при этом личности других людей, и посягает на их жизни.

Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла.

Теория Раскольникова и ее крах имеет и историческую сторону. Она показывает, насколько неоднозначными могут быть те или иные исторические нововведения, насколько благоразумию и благонравию может быть обратно пропорционален закон «Я».

Духовное возрождение главного героя автор не описывает так же подробно, как и его душевные мытарства, однако, контуры намечает. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и

«Преступление и наказание» - это глубокий, психологический роман, над которым нужно сидеть и вникать в суть написанного. Ведь в его смысле кроется горькая истина, которая и открывает читателю всю правду о злодеяниях главного героя и о причинах случившегося.

Действия разворачиваются в мрачном и темном , воздух в котором был наполнен сумасшествием. В городе жили люди, бедные, нищие и несчастные. Популярные революционные идеи, которые царили в то время, пагубно влияли на общество, на сознание человека. Именно эти идеи и приводят к ломче человеческой психики, которая не выдерживания напора, порождает в мыслях злодеяния.

Главным героем романа является . От природы он умен и одарен, но его бедность и невозможность продолжать учение, делают из него бедного и несчастного человека. Он ежедневно наблюдает за серым и мрачным Питером, от которого мурашки идут по коже. Эта нечеловеческая обстановка и начинает формировать в голове главного героя нездоровые мысли.

Влияние современных идеологических течений, которые отрицали веру во все духовное и культурное, также имели немаловажное значение в его дальнейших поступках. Человек, в таком грязном и несправедливом мире не может жить честно и правильно. Ежедневно Раскольников наблюдает за нарушением всех человеческих принципов. Люди грабят, пропивают, идут на панель лишь для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Если окружающие могут переступить через все установленные принципы, почему бы и Раскольникову не сделать что-то подобное?

Популярная теория о «сверх-человеке» и «тварях дрожащих», то есть великих и нищих, толкает главного героя на раздумья о том, что и он может совершить великие дела. Он может стать этим сверх-человеком. Он может решать судьбы других людей. Он может расправляться с вредителями. По его мнению, именно старуха–процентщица, которая наживалась на страданиях других, не имела право на дальнейшее существование. Раскольников решил избавить мир от такой никчемной и ненужной личности. Но, в момент убийства, ему приходится совершить двойное преступление и убрать из жизни сестру Лизавету, которая случайный образом застала Раскольникова. И здесь действуют уже совершенно другие мотивы. Лизавету преступник убивает не из-за ее ненужности, а для того чтобы скрыть следы своего деяния.

Читая сюжет убийства, мы видим, что Раскольников стоит с высоко поднятым топором, он готов убить любого, кто войдет. Вот и потерпела его теория о добром деянии сверх-человека полный крах.

Дальнейшая жизнь главного героя превращается в ад. Он постоянно испытывает чувство страха, он может избежать наказания, но его внутренние терзания не дают нормально жить. Он считает, что сделал все правильно, но что-то внутри грызло и разрушало его. Такие душевные мучения и привели Раскольникова к раскаянию. Его поступок был неоправданным, он потерпел крах и привел к жесточайшему убийству, которое никому не помогло и ничего не спасло.

(343 слова)

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — хранилище трагических судеб. Читая книгу, не один раз погружаешься в раздумья не только над судьбами героев этой конкретной истории, но и над тем, что испытывают люди, которых ты видишь каждый день. Задумайтесь, кто из героев счастлив? Соня Мармеладова? Дуня? Лужин, Свидригайлов? Или Родион? Последний, наверное, несчастен даже в большей степени, чем все остальные. В этом всеобщем несчастье разрослись корни знаменитой теории Раскольникова, которая не только лишила жизни старуху-процентщицу и ее беременную сестру, но и разрушила личность самого убийцы.

Главная идея теории Раскольникова — люди делятся на две категории: «право имеющие» и «твари дрожащие». Одни — заурядные и ведомые люди, другие — великие вершители судеб. Родион говорит: «…большая часть этих благодетелей и установителей человечества были особенно страшные кровопролитцы». Возможно. Но разве главный герой романа – «благодетель и установитель человечества»? Скорее всего, он всего лишь «тварь дрожащая». К этому выводу он и приходит в конце своих душевных терзаний.

Под тяготами жизни Раскольников прогнулся, пошел на преступление не только по отношению к себе, но и к Лизавете, Алене Ивановне. Но так ли он виноват? По утверждению Дмитрия Ивановича Писарева, известного литературного критика, не идея Раскольникова ведет его к убийству, а стесненные социальные обстоятельства, в которые ставит героя жизнь, лишенная всякого достатка. Социальная несправедливость, стратификация общества, бедность, антисанитарные условия жизни – все это факторы, приведшие Родиона к воплощению теории. Не зря встреча с бедняком Мармеладовым окончательно убеждает героя к своей правоте.

По моему мнению, подобные идеи возникали не только в раздумьях Раскольникова. Абсолютно все герои вынуждены идти на определенные преступления: кто-то пошел против себя и получил желтый билет; кто-то, окончательно разочаровавшийся в жизни, нашел спасение в алкоголе; кто-то, желая помочь брату, соглашается на брак по рачету. Все эти герои – жертвы несправедливого общественного устройства.

В очередной раз поднимая проблему маленького человека в большом мире, Федор Михайлович хочет сказать: «Смотрите! Они несчастны! Кто в этом виноват?». И ответа точного так никто и не нашел, и не найдет никогда. Желтый, болезненный Петербург, серые, мрачные подъезды, шатающиеся, окутанные паутиной лестницы, квартиры – углы, квартиры – клетушки, окна, выходящие на канавы и грязь – вот она, культурная столица. Вот оно, хранилище трагических судеб…

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение «Преступление и наказание» реалистично показывает мир, в котором немногим персонажам удается остаться в рамках человеческих ценностей. Большинство героев считает, что нищета является главной причиной их несчастий. Достоевский помещает своего чрезмерно гордого, с пытливым умом главного героя в тесную, мрачную комнату. Вдобавок усугубляет его психологическое состояние отсутствием даже минимальных средств к существованию. В подобных физических ограничениях, смешанных с чувством голода, у бывшего студента юридического факультета зарождается крамольная, антигуманная теория, которая подвергает сомнению признанные общечеловеческие ценности.

Высокомерие молодого человека, ущемленного несправедливостью этого мира, отказывается принять унылую действительность. В поисках основной причины своих несчастий, Родион Раскольников приходит к оригинальным умозаключениям. Он считает, что достоин большего, лучшего и прямо сейчас. Подкрепив свою теорию рядом философских размышлений и исторических примеров, Раскольников настолько убеждается в гениальности своего открытия, что решается опубликовать свою теорию в печатном издании. Одним дается все, а другим ничего, потомучто люди делятся на два вида. И чтобы изменить унизительную реальность, достаточно лишь доказать свою теорию одним решительным шагом. Убийство. Объясняя самому себе, что действует во благо не только себя, но и других людей, обиженных старухой-процентщицей, Раскольников убивает Алену Ивановну, затем, нечаянно, убивает несчастную Лизавету Ивановну, потом крадет какую-то мелочь, бежит, прячется, врет близким, следователю, другу, запутывается в своих мыслях и снах и, что самое главное, двери в мир избранных людей не открываются, а наоборот рушатся последние связующие с реальность нити.

Теория Раскольникова неверна, что и требовалось доказать. Великий гуманист Достоевский расколол сознание своего героя, но его физически истощенная душа спаслась благодаря любви. Ведь только любовь, сострадание и доброта делают из человека человека. Да, люди равны, но не одинаковы. Не все способны совершить преступление, не все преступники понесут законное наказание, но никто не избежит суда своей совести.
Нет ни всемогущих, ни тварей дрожащих, а есть преступление и неотвратимое наказание. Теория Раскольникова запнулась о человеческую природу, о чувство совести, которое Родион недооценил в своей жестокой философии.

«Ах, если бы меня никто не любил, мне было бы легче» - говорит Раскольников, понимая свою главную ошибку. А его любит мама, сестра, друг и Соня. Хрупкая и несчастная Соня, нашедшая спасение в вере в Бога. Она объясняет избитые человеческие ценности несостоявшемуся сверхчеловеку. Давно доказанные прописные истины помогают двум грешникам найти свой путь к искуплению наказания. Человеческие мучения им облегчает каторга.

Теория Раскольникова и её крах краткое сочинение

К совершению убийства героя привело не желание помочь матери, и воспользоваться деньги самому, не мечты о счастье ближних людей. За два месяца до совершения преступления, в газете "Периодическая речь" Раскольников опубликовал статью о преступлениях, в которой он рассуждает о праве сильной личности. Он говорит о том, что исторический прогресс осуществляется на чьих-то жертвах, поэтому его идея такова, что кто вершит этот самый исторический прогресс сильные личности, поэтому они имеют право на кровопролития и прочие преступления, и история оправдает их жертвы во имя прогресса.

Таким образом получается, что есть категория людей, которые ведут за собой остальные массы убирая с дороги ненужных и неугодных личностей. Эту категорию Раскольников прозвал правоимеющие, сам он относит себя к таким личностям. Из числа таких людей был Наполеон Бонапарт, вторая категория - это "твари дрожащие".

После этого Раскольников услышал о старухе процентщице, встреча с Мармеладовым, письмо матери и главный герой замыкается в себе и начинает обдумывать план самопроверки. В том случае если он убьет старуху и равнодушно перейдет через пролитую им кровь, при этом не испытывая чувства сожаления значит он будет относиться к первому типу людей.

Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.

После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к "тварям дрожащим", а преступление было абсолютно бессмысленным.

3 вариант

Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.

В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.

Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.

Маша остаётся с князем, но продолжает любить Владимира. Князя, не смотря на все его старания, она так и не полюбит. Детей у них нет, ради чего и кого жить - не понятно. Князь начинает по-тихоньку спиваться,

  • Образ и характеристика Дедушки главного героя рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    В произведении А. И. Куприна Белый пудель подобную характеристику имеет главный герой рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, обессилевший с виду старик имеет довольно болезненный вид

  • Три дня на воле Мцыри сочинение

    Что можно успеть сделать за три дня? Мне всегда казалось, что это очень маленький срок. Но прочитав поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри», я изменил свое мнение. Главный герой сбегает из монастыря, где он прожил всю свою жизнь

  • Примерный текст сочинения

    "Преступление и наказание" - это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

    Главная идея романа раскрывается в образе Родиона Раскольникова, бедного студента, умного и одаренного человека, не имеющего возможности продолжать образование в университете, влачащего нищенское, недостойное человека существование. Рисуя жалкий и убогий мир петербургских трущоб, писатель шаг за шагом прослеживает, как зарождается в сознании героя страшная теория, как она завладевает всеми его помыслами, толкая на убийство.

    Значит, идеи Раскольникова порождены ненормальными, унизительными условиями жизни. Кроме того, пореформенная ломка разрушила вековые устои общества, лишая человеческую индивидуальность связи с давними культурными традициями общества, исторической памяти. Личность человека освобождалась, таким образом, от каких-либо нравственных принципов и запретов, тем более, что Раскольников на каждом шагу видит нарушение общечеловеческих моральных норм. Честным трудом невозможно прокормить семью, поэтому мелкий чиновник Мармеладов окончательно спивается, а его дочь Сонечка идет на панель, ведь иначе погибнет с голоду ее семья. Если невыносимые условия жизни толкают человека на нарушение нравственных принципов, значит, эти принципы являются чепухой, то есть их можно не принимать во внимание. Примерно к такому выводу приходит Раскольников, когда в его воспаленном мозгу рождается теория, согласно которой он делит все человечество на две неравные части. С одной стороны, это сильные личности, "сверх-человеки" типа Магомета и Наполеона, а с другой - серая, безликая и покорная толпа, которую герой награждает презрительным наименованием - "тварь дрожащая" и "муравейник".

    Обладая изощренным аналитическим умом и болезненным самолюбием. Раскольников вполне естественно задумывается о том, к какой половине принадлежит он сам. Конечно, ему хочется думать, что он - сильная личность, которая, по его теории, имеет моральное право на преступление ради осуществления гуманной цели. Какова же эта цель? Физическое уничтожение эксплуататоров, к которым Родион причисляет зловредную старушонку-процентщицу, наживавшуюся на человеческих страданиях. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы, убив никчемную старуху, воспользоваться ее богатствами для помощи бедным, нуждающимся людям. Эти мысли Раскольникова совпадают с популярными в 60-е годы идеями революционной демократии, но они в теории героя причудливо сплетаются с философией индивидуализма, допускающей "кровь по совести", нарушение моральных норм, принятых большинством людей. По мнению героя, исторический прогресс невозможен без жертв, страданий, крови и осуществляется сильными мира сего, великими историческими личностями. Значит, Раскольников мечтает одновременно и о роли властелина, и о миссии спасителя. Но христианская, самоотверженная любовь к людям несовместима с насилием и презрением к ним.

    Правильность всякой теории должна подтверждаться практикой. И Родион Раскольников задумывает и осуществляет убийство, снимая с себя нравственный запрет. Что же показывает проверка? К каким выводам приводит она героя и читателя? Уже в момент убийства значительно нарушается с математической точностью выверенный план. Раскольников убивает не только процентщицу Алену Ивановну, как было задумано, но и ее сестру Лизавету. Почему? Ведь старухина сестра была кроткой, безобидной женщиной, забитым и униженным существом, которое само нуждается в помощи и защите. Ответ прост: Родион убивает Лизавету уже не по идейным соображениям, а как нежеланного свидетеля своего преступления. Кроме того, в описании этого эпизода есть очень важная деталь: когда посетители Алены Ивановны, заподозрившие неладное, пытаются открыть запертую дверь. Раскольников стоит с поднятым топором, очевидно, для того, чтобы крушить всех тех, кто ворвется в комнату. Вообще после своего преступления Раскольников начинает видеть в убийстве единственный способ борьбы или защиты. Его жизнь после убийства превращается в настоящий ад.

    Достоевский детально исследует мысли, чувства, переживания героя. Раскольников охвачен чувством страха, опасности разоблачения. Он теряет контроль над собой, падая в обморок в полицейском участке, заболевая нервной горячкой. В Родионе развивается болезненная подозрительность, которая постепенно превращается в чувство одиночества, отторженности от всех. Писатель находит удивительно точное выражение, характеризующее внутреннее состояние Раскольникова: он "как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего". Казалось бы, улик против него нет, преступник объявился. Можно использовать украденные у старухи деньги для помощи людям. Но они так и остаются в укромном месте. Что-то мешает Раскольникову воспользоваться ими, спокойно жить дальше. Это, безусловно, не раскаяние в содеянном, не жалость к убитой им Лизавете. Нет. Он попытался переступить через свою натуру, но не смог, ибо нормальному человеку чуждо кровопролитие и убийство. Преступление отгородило его от людей, а человек, даже такой скрытный и гордый, как Раскольников, не может жить без общения. Но, несмотря на страдания и муки, он отнюдь не разочаровывается в своей жестокой, нечеловеческой теории. Напротив, она продолжает властвовать над его умом. Он разочаровывается только в себе самом, считая, что не выдержал испытания на роль властелина, а значит, увы, относится к "твари дрожащей".

    Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Почему именно ей, малознакомой, невзрачной, не блещущей умом девушке, которая к тому же принадлежит к самой жалкой и презираемой категории людей? Наверное, потому, что Родион видел в ней союзницу по преступлению. Ведь она тоже убивает себя как личность, но делает она это ради своей несчастной, голодающей семьи, отказывая себе даже в самоубийстве. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Кроме того, она распоряжается своей жизнью, а не чужой. Именно Соня окончательно опровергает теоретизированный взгляд Раскольникова на окружающий мир. Ведь Сонечка отнюдь не смиренная жертва обстоятельств и не "тварь дрожащая". В страшных, казалось бы, безвыходных обстоятельствах она сумела остаться чистым и высоконравственным человеком, стремящимся делать людям добро. Таким образом, по мысли Достоевского, только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путем к преобразованию общества.