Танцевальные конкурсы для юбилея. Конкурсы на День рождения взрослых: смешные, прикольные, подвижные идеи для праздника. Танец с цифрами

Свидетели на свадьбе являются не только близкими друзьями, но и правыми руками молодоженов. Свидетельницей, по традиции, становится незамужняя девушка из близких подруг или родственниц, а на роль свидетеля может претендовать молодой неженатый юноша. Помимо основных обязанностей, помощи во всех процессах свадьбы, свидетели должны следить за тем, чтобы все прошло на высшем уровне. Когда гостям скучно, или они просто уже устали, на выручку им приходят свидетели. Прекрасно, если свидетели будут иметь организаторские способности и прекрасное чувство юмора, тогда свадьба пройдет “на ура”.

Свадьба – это веселый и шумный праздник. Конкурсы для свидетелей на свадьбе помогут провести ёё на “отлично”

Представляем несколько вариантов свадебных конкурсов для свидетелей:

Конкурс «Яйцо»

Этот конкурс, наверное, знают многие, но, тем не менее, он всегда заставит гостей рассмеяться.

Тамада выносит сырое яйцо и дает задание свидетелям молодожёнов. Задача парня и девушки по очереди переправить сырое яйцо через одежду друг друга. Например, пропустить яйцо через брюки свидетеля, а он – через платье свидетельницы. Выполнять это задание нужно очень аккуратно, иначе не обойтись без яичницы в платье или брюках.

Конкурс «Конфеты»

Свидетельницу нужно положить на стулья и разложить по ней конфеты, небольшие фрукты или что-то подобное. После того, как свидетель увидел девушку с фруктами на стуле, ему завязывают глаза и руки. В это время девушку заменяет кто-то из парней. Свидетель, не зная ничего, начинает собирать конфеты или фрукты губами. Это действие всегда сопровождается громким смехом заинтересованных гостей.

Конкурс “Конфеты” заставит гостей посмеяться от души

Конкурс «Нарисуй невесту и жениха»

Для этого интересного конкурса ведущий берет большой лист бумаги и вещает его на стену, чтобы всем зрителям было видно. Свидетелям дают в руки по маркеру и завязывают глаза. Конкурс состоит в том, чтобы на одном листе бумаги нарисовать жениха и невесту, причем свидетель рисует невесту, а свидетельница – жениха. Ведущий сопровождает рождение этого «чудо-творения» смешными комментариями, например: что-то волосы стали дыбом у невесты – наверное, она очень строгая и крикливая, а у жениха, почему то большие глаза – наверное, он всегда так будет реагировать на прихоти жены

Конкурс «Штаны»

Читайте также:

Свидетелям выдают штаны на резинке большого размера. По полу разбрасывают воздушные шарики небольшого размера. По сигналу ведущего, свидетели должны собрать как можно больше шариков в свои огромные штаны. После этого, свидетель и свидетельница без помощи рук лопают шарики друг друга. Побеждает тот, кто первый лопнул все шарики соперника.

Конкурс “Штаны” – это всегда весело, забавно и интересно

Конкурс « Сурдоперевод»

Свидетели становятся друг напротив друга. Задача состоит в том, чтобы как можно точнее и интересней рассказать про невесту и жениха. Во время этого действия нельзя произносить ни слова, а использовать только жесты и мимику. Во время того, как первый пытается описать молодоженов, второй должен расшифровать все это. Тот, у кого это получится лучше всего, становится победителем.

Конкурс “Сурдоперевод” не оставит равнодушным никого

Конкурс « Угадай предмет»

На стул кладут различные предметы не больших размеров, затем их прикрывают тканью или газетой. Участники должны сесть на стул и угадать, что же там лежит, при этом нельзя помогать себе руками. Выигрывает тот, кто угадает больше всего предметов.

Чтобы торжество стало незабываемым, на видео и в фотоальбоме сохранились самые прикольные моменты, а у гостей остались только позитивные воспоминания, стоит включить в программу для свидетелей на свадьбе.

Свидетели - важные участники свадебного торжества. Тамада подбирает им испытания разнопланового характера:

  • Конкурс песни. По очереди исполняются песни о любви. Победителя выбирают слушатели. В качестве реквизита используются игрушечные инструменты, рыцарские доспехи, соломенные шляпки - предметы гардероба выбираются в соответствии с темой песни;
  • Танцевальный. Правила те же, только здесь конкурсантам предстоит поплясать;
  • Пантомима. Участникам необходимо по очереди с помощью жестов и мимики поведать гостям о приключенческом эпизоде из жизни молодожёнов. Соперник должен понять, о каком событии идёт речь;
  • Словесный. Свидетелю предлагают называть достоинства жениха, а свидетельнице - невесты. Делается это по очереди. Последнее слово за победителем;
  • Театральный. Свидетелям придется стать актерами и продемонстрировать талант импровизации. Так, они могут стать женихом и невестой, а у кого пародия получится лучше, решит жребий;
  • Фотоконкурс. Свидетелю вручается с десяток фотографий маленьких девочек, среди которых он должен узнать невесту в детстве. А свидетельница пытается найти жениха среди снимков мальчишек;
  • Фоторобот. Свидетель составляет портрет невесты из разрезанной на несколько частей фотографии. Свидетельница пытается в это время восстановить лицо жениха. Не стоит использовать слишком мелкие фрагменты, иначе конкурс затянется и наскучит гостям.

Есть и множество других испытаний для дружка и дружки - воображение организаторов свадеб не знает границ.

Выкуп туфельки невесты

Одним из самых популярных испытаний является кража туфельки невесты. В качестве вора обычно выступает кто-то из гостей. Свидетелям предстоит не только отыскать пропажу, но и заплатить за неё выкуп.


Если конкурс никому не доставит проблем, можно предложить выплатить выкуп поцелуями. Шаферу предлагается показать на плюшевой игрушке, как сильно ему нравятся поцелуи. Ведущий озвучивает места прикосновений губ молодого человека, а затем предлагает ему в точности повторить. Только целовать вместо игрушки предстоит свидетельницу.

Иногда свидетелей заставляют искать туфельку методом «горячо-холодно». Гости аплодисментами подсказывают, в каком направлении нужно двигаться.

Прикольные музыкально-танцевальные

Ведущий торжества следит за тем, чтобы гости не скучали, а свидетели — не засиживались на месте. Например, предлагает им при каждом крике «Горько!» вставать и выступать в качестве группы поддержки, размахивая помпонами. Можно предложить, чтобы один раз свидетель повторял движения напарницы, а потом она с ним меняется.

Важно! Дабы не утомить свидетелей слишком быстро, активные развлечения чередуют с более спокойными.

Или лучшие друзья молодожёнов могут устроить . Собрав команды человек по пять, девушки повязывают на шею яркие ленты, парни надевают стильные галстуки. Каждая группа представляет свой танец.

Танец с прищепками

Суть этого прикольного конкурса для свидетелей в том, что они с завязанными глазами должны отыскать друг на друге по пять прищепок или канцелярских зажимов, которые прицепил ведущий. Происходит всё это под весёлую ритмичную музыку. Когда она обрывается, начинается подсчёт обнаруженных трофеев. У кого больше, тот объявляется триумфатором.

Пожарные

На пол кладут верёвку, над которой ставят два стула спинками друг к другу, но не вплотную: должен остаться зазор около полуметра. На спинки накидывают ветровки с вывернутыми рукавами. Соперники обегают по кругу свой стул, приводят рукава в порядок, надевают ветровку, застёгиваются, усаживаются на стул и дёргают за верёвку. Выигрывает участник, справившийся с задачей быстрее. Чтобы было веселее, бегают участники под зажигательную мелодию.

Угадай мелодию

Участникам игры показывают коллаж из картинок. По ассоциациям с ними необходимо определить песню. Для примера: рюмка, бутылка водки, стол. Вряд ли кто-то не угадает песню Григория Лепса «Рюмка водки на столе». Когда звучит ответ, включается отрывок из зашифрованной композиции. Для конкурса лучше выбирать хиты разных лет.

Газетная дискотека

На полу полностью расстилают газету, на которой пара должна танцевать во время проигрыша музыкального отрывка. Затем газету складывают пополам и включают другую песню. С каждым разом композиция становится всё более заводной, а бумажный «танцпол» - всё меньше. Кто первый заступит за газету, тот проиграл.

Денежный для дружки и дружка

Ни одна свадьба не обходится без денежного конкурса. Так, можно собирать купюры в голубые и розовые ползунки или бумажные пакеты. Если сумма, собранная в голубые вещи, окажется больше, значит, первенцем в молодой семье будет мальчик. Девочка родится, если больше денег накидают в ползунки девичьего цвета. Их, как правило, выбирает женская половина гостей.

Конкурс можно разнообразить: свидетелям надевают на головы детские чепчики, вручают в руки по бутылочке с соской, куда предварительно наливают молоко или морс. Результаты испытания зависят от скорости : первой всё выпила подружка невесты - у молодожёнов родится дочь; с задачей быстрее справился шафер - придётся выбирать имя для сына.

В финале соперники могут сделать незабываемое селфи и получить .

Смешные с едой и спиртным

Непременные атрибуты : еда и алкоголь. Можно устроить соревнование на скорость: кто съест больше хот-догов или кто быстрее справится с порцией спагетти, используя вместо вилки китайские палочки. Гостям можно предложить делать шуточные ставки в виде конфет .

Голодные дети

Для этой забавы потребуется:

  • 8 добровольцев;
  • 8 чепчиков для младенцев;
  • 10 столовых ложек;
  • 8 киндер-сюрпризов.

Две ёмкости с шоколадными яйцами ставят на стулья около одной стены зала. У противоположной на корточках размещаются добровольцы: «младенцы» в детских шапочках и с ложками во рту.


Свидетели по сигналу тамады должны взять по яйцу зажатой в зубах ложкой и отнести «ребёнку». Сытые «детки» встают и отходят в сторону. Победитель определяется по количеству удачно перенесённых яиц. В этом конкурсе важны ловкость и скорость.

Непростое застолье

Необходимые реквизиты:

  • 4 маленьких стола;
  • 2 бутылки пива;
  • 2 рюмки;
  • 2 тарелки с салатом.

Столики попарно размещают в противоположных концах зала. Как и пиво с закуской. По сигналу тамады свидетели мчатся к бутылкам, наливают пиво и очень быстро говорят фразу: «Есть, пить, петь песни до утра». Опустошив рюмки, бегут к еде, закидывают в рот по кругляшу огурца или редиса и возвращаются к пиву. Кто быстрее всё выпьет, тот выиграет.

На ловкость и меткость подружек невесты и друзей жениха

Благодаря свадьбе свидетели могут почувствовать себя участниками своеобразной олимпиады. В этот день пригодится весь жизненный опыт, все навыки и таланты. В некоторых состязаниях не обойтись без отличной координации движений и умения попадать точно в цель.

Дартс

Необходимый инвентарь:

  • большой лист фанеры;
  • скотч или гвоздики;
  • 20 воздушных шариков;
  • бумага для записок.

В этом конкурсе свидетели определяют судьбу молодых : пишут по десять записок с разрешениями. Образцы: «Разрешение не мыть посуду (не выносить мусор) по пятницам»; «Разрешение купить десять сумочек сразу»; «Разрешение дарить второй половинке цветы (бутылочку пива) каждый день» и т.п.

Записки кладут внутрь воздушных шаров, а те надувают и прикрепляют к фанере скотчем или вешают на заранее вбитые гвоздики. Теперь свидетельница, лопнув шарик дротиком, выбирает разрешение для невесты. Затем очередь шафера.

Ловкачи

Необходимый реквизит:

  • 2 формочки для льда;
  • 2 трубочки для коктейлей;
  • 2 женских шарфа;
  • сок (минеральная вода).

Шарфиками тамада связывает запястья «жертв» за спиной и ставит перед ними наполненные жидкостью формочки. По сигналу молодые люди начинают пить с помощью засунутых в рот трубочек. Цель - осушить быстрее соперника все выемки.

Поиск или собирание предметов

Часто свидетелей просят что-либо собрать или найти. За неудачу тамада может назначить штрафное задание. Нежелание угодить в штрафники послужит для соревнующихся дополнительным стимулом к победе.

Детективы

Несколько небольших вещиц размещают в одежде собравшихся. Другу жениха и подружке невесты предъявляют перечень предметов, которые необходимо найти. Если что-то не обнаружат, тогда свидетелям придётся вытягивать из шляпы фанты с пожеланиями виновников торжества : например, танец на столе, хождение на руках, смешной тост, кормление друг друга тортом вслепую.

Шаровары

Свидетели надевают большие штаны, в которые необходимо собирать с пола небольшие воздушные шарики. Воздуха в них должно быть совсем немного. Руками при этом пользоваться запрещено.

Активные конкурсы требуют физических усилий , но тамада испытывает друзей молодожёнов не только на выносливость, скорость, ловкость. Проверяется также смекалка, внимательность, умение читать по лицам.

Полезное видео

Свидетели на свадьбе становятся не только главными помощниками новобрачных в организации торжества и конкурсов для гостей, но и участниками шуточных состязаний. Одно из таких песенных соревнований в видео:

Заключение

При составлении списка свадебных конкурсов следует заранее уточнить, связаны свидетели с кем-либо романтическими узами или свободны. Иначе можно легко спровоцировать осложнения в отношениях. Также не помешает узнать, насколько у друзей молодых развито чувство юмора, будут ли среди гостей дети и пожилые люди.

Свидетели – одни из самых главных участников на любой свадьбе. На них ложится много различных обязанностей в этот день, в том числе и в развлечении гостей. Чудесно, если свидетель и свидетельница будут иметь хорошее чувство юмора и прекрасные организаторские способности, тогда свадебная церемония точно пройдёт на «отлично». В данной статье представлены конкурсы для свидетелей на свадьбе, которые смогут прийтись по вкусу даже самым требовательным гостям.

Конкурсы с использованием воздушных шаров

Воздушные шарики – один из неотъемлемых атрибутов на любой свадьбе. Ими можно не только украсить зал для торжества, но и воспользоваться для проведения разнообразных конкурсов. Например:

  1. Молодожены раздают гостям шары, в середине которых спрятаны записки с различными желаниями, такими как станцевать, спеть весёлую песню, рассказать стихотворение и т.п. Каждый гость прокалывает свой шар и читает вслух задание, а свидетели должны его выполнить. Выигрывает тот, кто забавнее это сделает.

  1. Каждому из свидетелей выдают штаны большого размера, в которые они собирают как можно большее количество маленьких разноцветных воздушных шариков, предварительно разбросанных по полу. Когда шары собраны, конкурсанты без помощи рук должны лопнуть все шарики своего соперника. Первый это сделавший — побеждает.

  1. Свидетелям дают по одному воздушному шарику, который необходимо зажать между коленей и с ним проделать маршрут через весь зал до стула, обойти его и вернуться на место старта. Следующим этапом этого конкурса будет проделать тот же маршрут, при этом зажав шар уже между щиколоток. Тот, кто окажется быстрее – выиграл.

Конкурсы, для которых необходимы стулья

Существуют также прикольные конкурсы для свидетелей, для проведения которых надо использовать стулья. Вот некоторые из них:

  • В центре зала размещают пару стульев. Ведущий на полу раскидывает различные вещи, можно использовать всё, что есть под рукой. Для этого также отлично подходят бумажные деньги или детский конструктор из пластмассы. Основная задача свидетелей собрать каждому на свой стул наибольшее количество вещей.
  • На стул кладут различные небольшие предметы, а сверху прикрывают их газетой или тканью. Участники без помощи своих рук должны угадать, на чём они сидят. Кто назовёт больше вещей, тот выиграет в этом конкурсе.

  • Необходимо поставить спинками друг к другу два стула. На них вешают пиджаки, рукава у которых вывернуты наизнанку. Под низ стульев кладётся небольшая верёвка. По сигналу ведущего дружке и дружку нужно обежать каждому вокруг своего стула, правильно вывернуть рукава, быстро надеть на себя пиджак и застегнуть на нём все пуговицы. После чего присесть на стульчик и потянуть за верёвку. Побеждает более шустрый конкурсант.
  • Стулья ставятся в ряд. Свидетельница должна лечь на них, после чего ведущий раскладывает на ней десять конфет. Потом шафер без помощи рук должен собрать все сладости. И ему ничего не остаётся, как проделать это губами.

Конкурсы, в которых пригодится воображение

Есть множество конкурсов, в которых свидетелям необходимо показать богатство своего словарного запаса и наличие фантазии. Некоторые из них рассмотрены ниже.

  1. Суть конкурса заключается в том, что свидетельница говорит комплименты жениху, а свидетель – невесте. Побеждает тот, кто скажет их как можно больше.
  2. Гости пишут на листах бумаги названия различных животных. После чего бумажки кладут в мешочек или шляпу. Дружка и дружок по очереди жестами изображают то животное, записку с которым вытянули, а молодожёнам нужно его угадать. Конкурс также хорош тем, что в нём участвуют ещё и гости.

  1. Так как в качестве дружки выступает чаще всего лучшая подруга невесты, а шафером обычно является друг жениха, то этот конкурс должен показать, кто знает о своём товарище больше. Необходимо заранее подготовить вопросы, на которые нужно будет по очереди отвечать свидетелям. Например: хобби? Любимое блюдо? Сколько детишек хочет невеста (жених)? Где б хотели провести свой первый семейный отпуск? И тому подобное.
  2. Свидетелям выдаются листочки со стихами известных поэтов, и каждому из них необходимо перевести полученное стихотворение на современный молодёжный язык. Хорошее настроение всем обеспечено!

Забавные конкурсы

  • Свидетелям ведущий завязывает глаза, а тем временем кто-то из гостей прячет в зале туфлю невесты. Дружка и дружок начинают её разыскивать, а гости им аплодируют. И чем ближе конкурсанты находятся к тайнику, тем громче и сильнее аплодисменты.
  • Гости прячут в своей одежде (карманах, рукавах, складках и т.п.) несколько мелких предметов. При этом ведущий называет, что было спрятано у каждого гостя. Свидетели должны найти все объявленные вещи. Если кто-то не сможет что-то отыскать, то он должен исполнить любое желание новобрачных.
  • В самом начале конкурса ведущий произносит: «Что делать, если супруг очень хочет покататься в горах на лыжах, а супруга мечтает окунуться в тёплое море? Жениха необходимо для этого одеть, а невесту раздеть». Требование к соревнованию заключаются в том, что со свидетеля нужно снять как можно больше предметов гардероба, чтоб надеть их на жениха, а с невесты наоборот вещи одеваются на свидетельницу. На ком одежды окажется больше, тот и победитель. Однако невесте следует заранее приодеться.

Для свидетелей существует огромное количество разнообразных свадебных конкурсов. И каждый из них сможет выбрать те, которые подойдут наилучшим образом к намечаемому праздничному торжеству. Ведь главное, чтоб свадьба прошла весело и запомнилась молодожёнам и их гостям на долгие годы.

Успех многих вечеринок, особенно молодежных, зачастую зависит от удачной танцевальной программы, а значит, нужна качественная музыка, профессиональный диджей, способный точно угадать музыкальные предпочтения конкретной компании и умение ведущего «зажечь» гостей, «выманить» на танцевальную площадку и создать на ней веселую праздничную атмосферу

У каждого ведущего, конечно, существуют свои секреты и фишки, у каждого - в запасе есть свой беспроигрышный манок (а то и не один), способный «вытащить» на танцпол, даже самых скептических и «деревянных» гостей и свой набор специальных игр и развлечений для танцевальных перерывов. Ведь игры во время танцев всегда «оживляют» танцевальную программу, поднимают всем настроение, а иногда помогают незнакомым или малознакомым гостям «познакомиться», т.е. так или иначе, стать ближе друг другу.

Предлагаем универсальные и проверенные на практике игры во время танцев , которые можно устроить на любой вечеринке (спасибо за идеи некоторых из них талантливым авторам и организаторам праздников!).

1. Игра для танцевального перерыва "Дружба начинается.."

Для этой игры нужно свободное пространство. Ведущий вспоминает строчки известной детской песенки: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки». Затем всем, всем, у кого в этом зале нет врагов, и кто дружелюбен и готов веселиться - предлагается выйти на танцевальную площадку.

И пусть каждый почувствует себя «капелькой», из которых образуются ручейки, реки и даже океан. Для этого необходимо соединяться руками с товарищами быстро и, в соответствии, с командами ведущего, не забывая, при этом, пританцовывать под музыку.

А команды ведущий дает вразнобой и самые разные: «объединиться по две капельки», «по три», «по четыре», «в ручеек по шесть», «по одной капельке» и т.п., затем следует команда - «все капли в один круг, в один океан» - все выстраиваются в один общий хоровод. Ведущий предлагает: "Теперь все улыбнулись и в два круга разомкнулись. Внутренний круг образуют кавалеры, а внешний - дамы (если девочек больше, то наоборот) - лицом друг к другу. Под музыку начинаем хоровод дружбы: мальчики, танцуя, двигаются направо, а девочки - налево. Музыка останавливается - хороводы тоже: все, кто оказался лицом к лицу - начинают дружить, обниматься и целоваться. Музыка заиграла - вновь побежали в разные стороны». И так, пока есть интерес к игре".

2. Игра "Достань" соседа по танцевальной площадке".

Шарик - беспроигрышный реквизит для любых игр, с его помощью можно внести оживление и в танцевальные паузы. Например, перед любым парным танцем привязать всем участникам по шарику к щиколотке. Соответственно, задача каждой пары, как можно быстрее «достать» всех своих соседей и лопнуть их шарики (ногами), а также, как можно дольше, уворачиваться от их ударов и беречь свои шарики.

Пара, у которой дольше всех продержится хотя бы один шарик, получает приз!

3. Игра во время танцев "Поколбасимся?!"

Здесь тоже нужен воздушный шарик, только в форме колбаски. Перед танцем можно объяснить, что с ее помощью сейчас будет организован импровизированный смотр талантов. Тот, кто уронит шарик или кого застанет с шариком остановка музыки, выходит в круг и танцует сольную партию под услышанную мелодию (стриптиз, цыганочка и т.п.).

Во время быстрого танца, ведущий, зажав «колбаску» между ног, подходит к любому гостю с предложением «поколбаситься» - передает ему шарик быстро и без помощи рук, тот - другому. Все это под зажигательную музыку, если колбаска долго не падает, то диджей произвольно останавливает музыку и включает нарезку на 30-40 секунд для сольного танца, остальные поддерживают аплодисментами. Затем «солист» передает шарик и так несколько раз. В конце можно устроить общий танцевальный «расколбас» для всех гостей под неувядающий рок-н-ролл.

4. Танцевальная забава "Лимбо".

Название игры происходит от одноименного танца, отличительной особенностью которого является сочетание в танце гибкости и четкости движений. Суть игры в том, что нужно проявить именно эти качества, пройдя под лентой или шестом, который с двух сторон горизонтально держат ассистенты, не задев их и не наклоняясь вперед.

Итак, на танцполе играет зажигательная мелодия, желающие, по очереди, проходят под лентой (шестом), прогибаясь назад и согнув ноги в коленях - иначе не получится. Изначально лента натянута на высоте 1,5 метра, но каждый раз ассистенты опускают ее все ниже и ниже, и способных преодолеть это препятствие - становится все меньше.

Самым гибким и смелым участникам игры вручается приз.

5. "Кто я?"

ЛАРИСА РАЗДРОКИНА

Танцевальные игры для детского лагеря, детской площадки, развлечения для детей

Игра 1. «ТАНЦУЕМ СИДЯ»

Это «игра-повторялка» (или «зеркальный танец»). Участни¬ки садятся на стулья, расположенные полукругом. Ведущий си¬дит в центре зала и показывает разные движения для всех час¬тей тела, давая установку:
- «смотрим по сторонам» (упражнение для головы);
- «удивляемся» (упражнение для плеч);
- «ловим комара» (хлопок под коленом);
- «притаптываем землю» (притопы) и т. д.
Игра проводится обычно в начале занятия и является час¬тью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге. Так как некоторым участникам иногда бывает сложно сразу включиться в танцевальный процесс, начать двигаться можно в положении сидя.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять напряжение в группе и настроить на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема 1

Игра 2. «ТРАНСФОРМЕР»

Ведущий дает команды:
- построиться в колонну, шеренгу, диагональ;
- сделать круг (плотный, широкий), два круга, три круга;
- сделать два круга - круг в круге;
- встать по парам, тройкам и т. д.
Таким образом, группа «трансформируется», принимая раз¬личные фигуры и положения. При этом можно усложнить зада¬ние и перестраиваться маршем, подскоками, прыжками, коша¬чьим шагом, другими танцевальными движениями. Или выполнять команды за установленный промежуток времени (на¬пример, на счет до пяти; до десяти).
Цель: побудить участников к взаимодействию и взаимопо¬ниманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения игры используется ритм.
Расположение участников на площадке: схемы 29, 3, 30. 42.13.
Игра 3. «ЦЕПОЧКА»
Участники становятся в колонну и двигаются змейкой. Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает разные формы: руки на плечи, на пояс, на¬крест; за руки, под руки и т. д.
При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства-. «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту - ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и др.
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт и вза¬имодействия в группе.
Музыка: любая ритмичная {можно «диско»), темп умерен¬но-средний.

Игра 4. «СТОП-КАДР»

Участники располагаются по всему залу в хаотичном по¬рядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:
1-й вариант- в разных позах, представляя собой скульп-
2-й вариант ~ с улыбкой на лице.
Ведущий делает комментарий; после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5-8 раз).
Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».
Цель; снять внутренний зажим, помочь самоосознанию и самопониманию, а также высвобождению чувств.
Музыка: веселая зажигательная (возможны разные стили, где прослеживается ярко выраженный ритм), темп быстрый.

Игра 5. «ИЩЕМ ДРУГА»

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается - каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож-дение в контакт; развить чувство быстрой реакции. Музыка: любая ритмичная. темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 8, 1 3.
Игра 6. «ЭНЕРГИЧНАЯ ПАРОЧКА»
Пары импровизируют, находясь в разном сцеплении:
- держась правыми руками;
- взявшись под руку;
- положив руки друг другу на плечи (на талию);
- взявшись двумя руками - лицом друг к другу (спиной друг
к Другу).
При смене сцепления делается пауза и меняется музыка. Игру можно провести как конкурс.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способ¬ность взаимопонимания, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры с чередованием быстрого и медленного темпа (например, народные национальные мелодии).
Расположение участников на площадке: схема 13.

Игра 7. «КРЫЛЬЯ»

На первом этапе участники «отзеркаливают» ведущего, ко¬торый имитирует движения крыльями (двумя, одним, с поворо¬том и т. д.).
На втором этапе участники делятся на две «стаи», которые по очереди импровизируют на площадке, взаимодействуя меж¬ду собой. Пока одни танцуют - другие наблюдают, и наоборот.
Игра обычно проводится после активного тренинга.
Цель: снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, помочь ориентации в пространстве и установлению межличностных отношений.
Музыка: спокойная, медленная (например, инструменталь¬ные композиции В. Зинчука или джазовые композиции).
Расположение участников на площадке: схемы 8. 27, 28.

Игра 8. «ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»

Участники располагаются по всей площадке, принимая ста¬тичное положение (стоят, сложив «крылья», или приседают на корточки).
Ведущий (исполняя роль феи или волшебника) поочеред¬но дотрагивается волшебной палочкой до участников, каждый из которых исполняет сольный танец лебедя. При повторном касании волшебной палочкой «лебедь» снова замирает.
Ведущий дает комментарий, стимулируя проявление инди¬видуальности. ч
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож ность самовыражения; развить умение импровизировать.
Музыка: вальс (например, вальсы И. Штрауса), темп сред ний или умеренно-быстрый.
Реквизит: «волшебная палочка».
Расположение участников на площадке: схема 16,17.

Игра 9. «ВЕСЕЛЫЙ ПОХОД»

Участники строятся колонной и двигаются змейкой. Сто ящий во главе колонны (командир отряда) показывает при это|* какое-то движение, остальные повторяют.
Затем «командир отряда» уходит в конец колонны и егс место занимает следующий участник. И гра продолжается до те> пор, пока каждый не побывает во главе колонны. Каждый участ ник должен стараться не повторяться в движениях, придумы вать свой вариант. Если при этом возникают затруднения, веду щий приходит на помощь.
Цель: дать возможность экспериментировать с движением для осознания своего танцевально-экспрессивного стереотипа а также ощутить себя в роли ведущего и ведомого.
Музыка: любая танцевальная (например, «диско», «поп» «латина»),темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схема 7.

Игра 10. «СОН»

Участники располагаются на стульях в удобном положена или ложатся на пол на коврики, закрывают глаза.
7-и вариант: ведущий дает тему сновидения (например «весна», «осень», «поход», «космос», «море», «облако» и т. д.) v участники под музыку отдаются своим фантазиям.
2-й вариант: ведущий говорит за ранее за готовленный текс на фоне музыки (см. Приложение № 2).
На втором этапе все делятся своими сновидениями.
Игра обычно проводится в конце занятия.
Цель: проработать внутренние ощущения, стабилизировать эмоциональное состояние, достичь внутреннего равновесия.
Музыка: медленная, спокойная, ненавязчивая (например, медитативная музыка со звуками природы: шум моря, пение птиц и т. д.)
Расположение участников на площадке: схемы 5, 8.

Игра 11. «ТАНЦУЮТ ВСЕ»

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Веду¬щий дает задание: «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т. д. - участники импрови¬зируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.
Игра обычно проводится в начале занятия и может быть ча¬стью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции; снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схема I.
Игра 12. «ХОРОВОД-ЗНАКОМСТВО»
Участники образуют круг и. взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идет в обратном направлении внутри круга, останавлива¬ется напротив любого из участников (в этот момент круг тоже пре-кращаетдвижение). делает глубокий русский поклон и передает платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться, пока все не побывают в роли ведущего.
Цель: развить групповые чувства сплоченности, сопричаст¬ности, принадлежности; побудить к вступлению в межличност¬ные отношения.
Музыка: русские мелодии в инструментальной обработке (например, хороводы ансамбля «Березка»), темп медленный.
Реквизит: платочек.
Расположение участников на площадке: схема 39.

Игра 13. «РЕВЕРАНСЫ»

В игре воссоздается атмосфера бала.
1-й вариант,
Участники медленным, степенным шагом двигаются по пло¬щадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком голо¬вы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза - сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).
2-й вариант,
Группа выстраивается в ряд. Король (королева, эту роль может исполнять ведущий) проходит едольучастников. каждый из которых в знак приветствия поочередно замирает в реверан¬се, и становится в конце ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.
Цель: помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать сдвижением, осознать свою особенность самовыражения, развить умение импровизировать.
Музыка: менуэт, вальс или другая, темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схемы 8, 41.

Игра 14. «РАЗРЕШИТЕ ПРИГЛАСИТЬ»

Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участ¬ников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнер. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площад¬ке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный про¬цесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движе¬ния того, кто его пригласил.
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож¬дение в контакт, дать возможность экспериментировать с дви¬жением, ощутить себя в роли ведущего и ведомого.
Музыка: разные стили и жанры (например: чарльстон, рок-н-ролл или народные мелодии), темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 4.12,13.

Игра 15. «ВСЕ ДЕЛО В ШЛЯПЕ»

Участники разбиваются на пары и импровизируют. Ведущий в шляпе ходит по залу, останавливается возле любой пары, наде¬вает шляпу на голову одному из участников и меняется с ним мес¬тами. Игра повторяется, пока каждый не побывает в шляпе.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождение в межличностный контакт, рас¬ширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, твист), темп уме-ренный.
Реквизит: шляпа.
Расположение участников на площадке: схема 14.

Игра 16. «СОЛО С ГИТАРОЙ»

Все становятся в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, вы¬ражая в танце свои чувства, затем передает гитару любому участ-нику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем-либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается апло¬дисментами.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: диско, поп. рок и другая (например, композиции «Бони-М»),темп быстрый.
Реквизит: в качестве гитары можно использовать ракетку от бадминтона.
Расположение участников на площадке: схема 3. 2.

Игра 17. «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РИНГ»

Участники делятся на две группы, каждая из которых по¬очередно двигается в своем стиле, при этом импровизируя и вступая во взаимодействие друг с другом. Пока одна группа танцует, другая наблюдает, и наоборот (повторяется 3-4 раза). Затем группы пробуют свои силы в противоположном стиле (ме¬няются стилями), и игра повторяется.
Цель: развить групповую поддержку и взаимодействие, рас-ширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: любое сочетание контрастных стилей: рок-н-ролл и рэп, классический и народный, джаз и техно.
Расположение участников на площадке: схема 22.

Игра 18. «МАТРОСЫ»

Игра построена на основных движениях танца «Яблочко». Все строятся в две шеренги.
1-й этап. Ведущий дает команду и показывает, что нужно делать, участники повторяют:
- «маршируем» (марш на месте с высоким подниманием бедра);
- «смотрим вдаль» (наклоны в стороны, кисти рук изобра¬жают бинокль):
- «тянем канат» (на «раз, два» - выпад на правую ногу в сторону, руки изображают захват каната, на «три, четыре» - переносим тяжесть тела на левую ногу и тянем к себе канат):
- «лезем на мачту» (подскоки на месте, руки имитируют подъем по веревочной лестнице):
- «смирно!» (подъем на полупальцы: вверх-вниз (упражне¬ние «releve» по VI поз.), правая рука к виску) и др.
2-й этап. Ведущий вразброс дает команды, участники са¬мостоятельно выполняют.
Игра проводится обычно в начале занятия и может быть ча¬стью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

Музыка: танец «Яблочко», темп умеренно-быстрый. Расположение участников на площадке: схема 21.

Игра 19. «ПРОГУЛКА»

Ведущий предлагает совершить «прогулку», импровизи¬руя с каким-либо предметом. Показывает траекторию движе¬ния (например, сделать круг по площадке или дойти до сто¬ящего вдалеке стула, обойти его и вернуться обратно). Ведущий просит проявить фантазию и постараться, чтобы каждая последующая «прогулка» была не похожа на преды¬дущие. Игра проходит в форме эстафеты: все строятся в ко¬лонну по одному, эстафетной палочкой служит предмет, с ко¬торым работают участники.
Цель: осознать свои танцевальные особенности и возмож-ность самовыражения, развить экспрессивный репертуар.
Музыка: разные стили и жанры (например, инструменталь¬ная ритмичная музыка, поп. вальс).
Реквизит: зонтик, цветок, газета, веер, сумочка, шляпа.
Расположение участников на площадке: схемы 36,35.

Игра 20. «ШТИЛЬ-ШТОРМ»

Ведущий просит участников включить свое воображение и говорит, что их группа представляет собой единое целое - море, а каждый из них - волна.
1-й вариант. Все становятся в круг и берутся за руки. По ко-манде «штиль» все участники медленно и спокойно покачивают¬ся, изображая руками еле заметные волны. По команде «шторм» амплитуда движения рук увеличивается, участники покачивают¬ся более динамично. «Смена погоды» происходит 5-7 раз.
2-й вариант. Игра проводится по тем же правилам, но уча-стники строятся в две или три линии.
Цель: развить взаимопонимание и взаимодействие в груп¬пе, анализировать отношения.
Музыка: инструментальная со звуками моря, ветра и т. д.; чередование контрастных темпов и динамических оттенков. Расположение участников на площадке: схемы 3, 21.

Игра 21. «ПЛОВЦЫ-НЫРЯЛЬЩИКИ»

Все становятся в круг и имитируют стили плавания, слегка приседая: кроль, брасс, баттерфляй, на спине. Смена стиля про¬исходит по команде ведущего. По сигналу «ныряем» все хаотич-но перемещаются, изображая подводное плавание (руки вытя¬нуты вперед, ладони соединены и двигаются змейкой; ноги выполняют мелкий семенящий шаг). Игра повторяется 2-3 раза.
Цель: помочь самоосознанию и самопониманию, развить чувство ориентации в пространстве.
Музыка: любая ритмичная (можно шлягеры о море), темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схемы 3,8.

Игра 22. «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Все участники хаотично двигаются в пространстве (без му¬зыкального сопровождения). Ведущий говорит: «Море волнует¬ся раз. море волнуется два, море волнуется три - фигура меду¬зы (русалки, акулы, дельфина) замри». Все замирают в разных позах. Звучит музыка. Заранее выбранный Нептун подходит к любому участнику и вступает с ним в танцевальное взаимодей¬ствие, показывая любые движения, которые нужно «отзерка¬лить». После остановки музыки участники меняются ролями. Игра продолжается с новым Нептуном. Каждый раз ведущий называет новую фигуру. Игра может повторяться, пока все не побывают в роли Нептуна.
Цель: стимулировать активность и инициативу в установле¬нии отношений с другим человеком, помочь взаимопониманию.
Музыка: разные направления и стили (например, «меду¬зы» - джаз, «русалки» - восточные мелодии, «акулы» - тяже¬лый рок). Темп разный.
Расположение участников на площадке: схема 18.
41

Л. Раздрокина
Игра 23. «ЗНАКОМСТВО»
Все образуют два круга - внешний и внутренний. Каждый круг движется танцевальной ходьбой в разном направлении. Музыка прерывается - движение прекращается, стоящие напро¬тив партнеры здороваются рукопожатием. Повторяется 7-10 раз.
Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхож¬дение в контакт.
Музыка: любая ритмичная, энергичная (например, полька или диско). Темп умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 37,38.

Игра 24. «ТАНЕЦ АБОРИГЕНОВ»

Все становятся в круг.
1-й этап. Ведущий показывает базовые движения афри¬канских танцев, участники пытаются повторить.
2-й этап. Каждый по очереди солирует в кругу с копьем или бубном. Группа продолжает двигаться на месте. Каждый солист получает в подарок аплодисменты.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, повысить самооценку, развить танцевально-экспрессивные способности.
Музыка: афро-джаз. Темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 3.2.

Игра 25. «ПАРУСА»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Группа строится в форме клина, изображая парусный корабль.
1-й этап. По команде ведущегшо «поднять паруса» все под-нимают руки в стороны, слегка отводя их назад, и замирают, стоя на полупальцах.
2-й этап. По команде «спустить паруса» - опускают руки, приседая вниз.
3-й этап. По команде «попутный ветер» - группа двигает¬ся вперед, сохраняя форму клина корабля.
4-й этап. По команде «полный штиль» все останавливаются. Повторить 3-4 раза.
Цель: восстановить дыхание, снизить эмоциональное воз¬буждение, помочь ориентации в пространстве и развить умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная, инструментальная. Темп медленный.
Расположение участников на площадке: схема 19.
Игра 26. «ВСАДНИКИ»
Группа образует круг, в центре которого стоит стул («конь»). Каждый участник по очереди импровизирует, сидя на стуле, изображая всадника-наездника (включая в диапазон движений различные несложные трюки: езда стоя, полулежа, на боку, спи¬ной по направлению движения и т. д.).
Игра продолжается, пока все не побывают всадниками.
Цель: осознать свои экспрессивные возможности, стиму¬лировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, дать возможность экспериментировать с движением.
Музыка: в стиле «кантри» или «лезгинка», темп быстрый.
Реквизит: стул.

Игра 27. «ГЛАЗКИ, ГУБКИ, ЩЕЧКИ» (или «мимическая гимнастика»)
Участники располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица - по команде ведущего:
- «танцуют глазки» - участники:

а) стреляют глазами слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом:

в) то зажмуриваются, то широко раскрывают («выпучива¬
ют») глаза:

- «танцуют губки» - участники:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поце-луйчик, затем расплываются в улыбке:

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

- «танцуют щечки» - участники:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладоня¬
ми, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воз¬
дух туда-обратно.

Ведущий может сочетать объяснение с показом. Игра про¬водится обычно в начале занятия и может являться частью рит-мической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «дис¬ко»), темп средний.
Расположение участников на площадке: схема 1.

Игра 28. «СОСУЛЬКИ»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участни¬ки располагаются на площадке в хаотичном порядке, изобра¬жая сосульки. Исходное положение: стойка смирно.
/-й этап:«Весна - сосульки тают». Ведущий, исполняющий роль солнышка, поочередно подает сигнал (взглядом, жестом или прикосновением) любому из участников, который начинает мед¬ленно «таять», опускаясь в положение лежа. И так, пока все «со¬сульки» не растают.
2-й этап: «Зима - сосульки замерзают». Участники одно¬временно очень медленно встают и принимают исходное поло-жение - стойку смирно.

Цель: снять напряжение, восстановить дыхание, снизить эмоциональное возбуждение.
Музыка: спокойная медитативная, темп медленный. Расположение участников на площадке: схема 15.

Игра 29. «КОНЦЕРТ-ЭКСПРОМТ»

Все сидят на стульях, расположенных полукругом. В короб¬ке (на столе, на вешалке), стоящей вне поля зрения группы (как бы «за кулисами»), лежат различные элементы костюмов и рек¬визит. Участники по очереди выбирают что-либо из предложен¬ных вещей и исполняют сольный номер экспромтом. Ведущий делает комментарий, поощряя проявление фантазии. Каждый танцор получает в награду аплодисменты группы.
Ведущий должен заранее продумать возможные вариан¬ты музыкального сопровождения и иметь в запасе разные фо¬нограммы.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, развить умение импровизировать, повысить самооценку.
Музыка: различные стили и жанры разного темпа и характе¬ра (продолжительность каждого сольного номера 40-50 секунд).
Реквизит: тросточка, цветок, шляпа, шарф, веер, боа. дудоч¬ка, бубен, газета, кукла, зонтик, зеркальце и др.

Игра 30. «НЕВЕСОМОСТЬ»

1-й вариант: участники хаотично располагаются на пло¬щадке и медленно («заторможенно») перемещаются, изображая состояние невесомости. При этом в свободной импровизации вступают во взаимодействие друг с другом.
2-й вариант: участники располагаются по кругу и изобра¬жают игру в волейбол в невесомости, посылая друг другу им¬пульсы взглядом и медленными жестами во время «передачи мяча». Ведущий становится равноправным участником игры и собственным примером побуждает участников использовать весь спектр движений игры в волейбол.
Цель: помочь ориентации в пространстве, исследовать воз-можность самопонимания и самоосознания в предлагаемых обстоятельствах, развить групповое взаимопонимание и взаи¬модействие.
Музыка: спокойная, «космическая» (например, композиции группы «Space»), темп медленный.
Расположение участников на площадке: схемы 8.5.

Игра 31. «ВОКРУГ СВЕТА»

Участники образуют круг и двигаются против часовой стрел¬ки - «путешествуют вокруг света». При этом национальные ме¬лодии разных стран и континентов сменяют одна другую. Участ¬ники должны стараться быстро подстроиться под новый ритм, взаимодействуя друг с другом, в том числе используя движения в сцеплении (держась за руки, под руки, руки на плечи - при боковом движении; положив руки на пояс, на плечи впереди стоящему - при движении друг за другом), но не нарушая при этом траектории движения по кругу. Ведущий, находясь со все¬ми в кругу, может подсказывать базовые движения нацио¬нальных танцев, а также делать комментарий по ходу игры.
Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, расширить экспрессивный репертуар.
Музыка: национальные мелодии разных стран в современ¬ной обработке (например, «ламбада», «лезгинка», «сиртаки». «лет¬ка-енка», а также восточные, африканские, еврейские и другие мелодии; в заключение «путешествия» - русский хоровод).
Расположение участников на площадке: схема 6.

Игра 32. «ШЛЯПНАЯ ЭСТАФЕТА»

Участники образуют широкий круг и двигаются в ритме музыки.
1-й вариант: ведущий надевает шляпу себе на голову и де¬лает несколько танцевальных движений, поворачиваясь вокруг своей оси. Затем передает шляпу стоящему рядом участнику, который в свободной импровизации проделывает то же самое и передает эстафету следующему игроку. Эстафета продолжает¬ся по кругу до тех пор. пока шляпа не вернется к ведущему.
2-й вариант: ведущий пересекает круг в любом направле¬нии (импровизируя при этом) и надевает шляпу на голову кому-либо из участников, меняясь с ним местами. Принявший эста¬фету повторяет действие ведущего, используя свою лексику танцевальных движений, и в игру включается следующий участ¬ник. И так. пока каждый член группы не побывает в шляпе.
Цель: развить умение импровизировать, исследовать вза¬имное принятие друг друга, вхождение в контакт, стимулировать развитие межличностных отношений в группе.
Музыка: любая ритмичная, темпераментная (например, «чарльстон», «твист», «диско» или др.). Темп умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 5,40.

Игра 33. «ХОЛОДНО-ЖАРКО»

Это упражнение на напряжение и расслабление. Участни¬ки располагаются на площадке в хаотичном порядке. По коман¬де ведущего:
- «холодно» - все члены группы, изображая дрожь в теле, плотно прижимаются друг к другу, концентрируясь в одной точ¬ке зала:
- «жарко» - все хаотично перемещаются по площадке в свободной импровизации «млея от жары».
Ведущий делает комментарий, красноречиво описывая со-стояние погоды. Упражнение повторяется 5-6 раз.
Цель: снять внутренний зажим, помочь ориентации в про¬странстве, развить взаимопонимание и взаимодействие в груп¬пе, актуализировать отношения.
Музыка: контрастная - чередование разных по ритму и тем¬пу стилей (например, рок-н-ролл и джаз): возможно использо¬вание шлягеров на тему зимы и лета.
Расположение участников на площадке: схемы 20,8.

Игра 34. «ПЕРЕПРАВА»

Участники располагаются на одной стороне площадки. За¬дача: переправиться на другую сторону по одному человеку.
Каждый участник должен постараться придумать свой способ перемещения, используя свой танцевально-экспрессивный ре¬пертуар (в том числе различный танцевальный шаг. прыжки, под-скоки, повороты, несложные трюки и т. д.).
После того, как все члены группы оказались на другой сто¬роне площадки, упражнение повторяется еще раз под другую музыку. При этом нужно снова не повторять движения преды¬дущих участников. В случае затруднения ведущий может ока¬зать помощь игрокам.
Цель: осознать свои танцевальные возможности, развить умение импровизировать, стимулировать творческое самовы¬ражение.
Музыка: разные стили по ритму и темпу (например, «бары¬ня» и «вальс», «рэп» и «латина» или др.).
Расположение участников на площадке: схема 33.

Игра 35. «ШАПКА-НЕВИДИМКА»

(В данной игре «шапка-невидимка» действует наоборот: тот. кто ее надевает, ничего вокруг не видит.)
Все становятся в круг. Один из участников выходит в центр, надевает «шапку-невидимку», закрывает глаза и импровизирует в пространстве, руководствуясь своими внутренними ощущени¬ями. Остальные наблюдают. Во время музыкальной паузы солист открывает глаза и тому, с кем первым встретится взглядом, пере¬дает «шапку-невидимку», меняясь с ним местами. Следующий участник повторяет все сначала, аутентично двигаясь на площад¬ке. Игра может продолжаться, пока все не побывают в кругу.
Цель: исследовать возможность ориентации в пространстве, развить танцевально-экспрессивный репертуар, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: спокойная инструментальная (например, компози¬ции оркестра П. Мориа).темп медленный или умеренный.
Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 36. «ПЕРЕПЛЯС»

Участники делятся на две группы, которые располагаются в хаотичном порядке на разных сторонах площадки.
На первом этапе: по одному представителю от группы вы¬ходят на середину и соревнуются в мастерстве импровизации: кто кого перетанцует. По сигналу ведущего солисты под апло¬дисменты возвращаются к своей группе, их место занимают следующие участники. Перепляс продолжается до тех пор. пока каждый член группы не примет в нем участие.
На втором этапе: музыка меняется, группы полным составом поочередно импровизируют на площадке, при этом участники вступают во взаимодействие между собой, стараясь переплясать соперников: групповые импровизации повторяются 3-4 раза.
Цель: дать возможность экспериментировать с движением, стимулировать общение в парах, развить групповую поддерж¬ку, стимулировать творческое самовыражение.
Музыка: разные стили и жанры (например, «барыня», «ла-тина», «рок-н-ролл», «лезгинка», «казачок», «брейк» и др.). Темп быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 34.22.

Игра 37. «ТОРТ-МОРОЖЕНОЕ»

Участники образуют круг или два круга (один в другом), бе¬рутся за руки и поднимают их вверх или вперед, представляя собой торт.
На первом этапе «торт-мороженое» тает: с началом музыки участники расслабляются и медленно томно опускаются на пол в лежачее положение, не разрывая при этом рук.
На втором этапе происходит обратный процесс - «торт-мо-роженое» замораживается: участники также медленно, как на предыдущем этапе, поднимаются, не разрывая рук. и принима¬ют исходное положение.
Игра повторяется 3-4 раза. Проводится обычно после ак¬тивных упражнений.
Цель: снять внутренний зажим, снизить эмоциональное возбуждение, восстановить дыхание, развить взаимопонимание и умение чувствовать себя частью единого целого.
Музыка: спокойная медитативная, темп медленный.
Расположение участников на площадке: схемы 3.42.

Игра 38. «ВИДЕОПЛЕНКА»

Группа представляет собой видеопленку, на которой запи¬сано столпотворение людей на площади. Ведущий - это пульт управления. По сигналу:
- «пуск» - участники хаотично перемещаются в простран¬стве в среднем темпе;
- «перемотка вперед» - темп перемещения быстрый, при этом нужно стараться не сталкиваться друг с другом и заполнять все пространство, равномерно распределяясь на площадке;
- «стоп» - все останавливаются и замирают на месте;
- «перемотка назад» - темп движения быстрый, но пере-мещение происходит спиной назад (ведущий должен следить за каждым участником и контролировать ситуацию, не допус¬кая падений и столкновений; этот этап игры не должен быть про¬должительным).
Ведущий несколько раз вразброс подает разные сигналы.
Упражнение можно усложнить, дав задание двигаться ка¬ким-либо танцевальным шагом, согласно выбранному музыкаль-ному сопровождению.
Цель: помочь ориентации в пространстве, развить способ-ность взаимопонимания и взаимодействия.
Музыка: в качестве музыкального сопровождения можно использовать ритм или заранее заготовленную фонограмму, состоящую из различных по темпу и продолжительности музы¬кальных отрывков (согласно этапам игры), записанных несколь¬ко раз в разной последовательности.
Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 39. «ВОЗДУШНЫЙ ПОЦЕЛУЙ»

Группа образует круг. Один из участников выходит в центр и импровизирует под музыку, затем посылает воздушный поце¬луй любому члену группы. Тот, кому был адресован поцелуй, ло¬вит его. занимает место солиста в центре круга и продолжает импровизацию.
Игра может продолжаться, пока все не получат хотя бы по одному воздушному поцелую.
Цель: развить танцевально-экспрессивный репертуар, ис¬следовать взаимное принятие друг друга.
Музыка: лирическая инструментальная (например, вальсы И. Штрауса или композиции И. Крутого). Темп умеренный.
Расположение участников на площадке: схема 2.

Игра 40. «ЗАГОРАЕМ»

Все ложатся на пол на коврики и ««загорают» в разных по-ложениях. По команде ведущего:
- «загораем на животе»-участники ложатся на живот: руки подпирают подбородок, голова делает наклоны вправо-влево, ноги поочередно сгибаются в коленях, доставая пяткой ягодицы:
- «загораем на спине» - участники переворачиваются на спину: руки под голову, одна нога подтягивается к себе, сгиба¬ясь в колене, стопа другой ноги кладется на колено первой, от¬бивая ритм музыки;
- «загораем на боку» - участники переворачиваются на бок: одна рука подпирает голову, другая опирается о пол перед грудью; верхняя нога как маятник касается носком до пола то спереди, то сзади, «перепрыгивая» через другую ногу.
Упражнение повторяется 4-5 раз. Игра может быть частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель: разогреть тело, разбудить эмоции, снять напряжение в группе, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 3.8.

Игра 41. «МИНУТА СЛАВЫ»

Все сидят или стоят, располагаясь полукругом. Участники поочередно импровизируют на площадке, держа в руках таблич¬ку с надписью «минута славы», стараясь максимально раскрыть¬ся. Каждый танец исполняется под разную музыку и по оконча¬нии приветствуется аплодисментами группы. Ведущий делает комментарий, стимулируя участников на проявление их скры¬тых возможностей.
Цель: развить умение импровизировать, исследовать свои танцевально-экспрессивные возможности, стимулировать твор-ческое самовыражение, повысить самооценку.
Музыка: подборка отрывков различных стилей и жанров разного темпа.
Расположение участников на площадке: схема 9.

Игра 42. «ТУСОВКА»

Участники хаотично перемещаются по площадке в ритме музыки, приветствуя проходящих мимо членов группы кивком головы, жестом или прикосновением ладоней рук. По желанию участники в свободной импровизации вступают в танцевальное взаимодействие друг с другом. В процессе «тусовки» несколько раз происходит резкая смена музыкального сопровождения. Участники должны постараться подстроиться под новый ритм и продолжить импровизацию. Ведущий может быть сторонним наблюдателем или полноправным членом «тусовки».
Цель: развить чувство ориентации в пространстве, дать воз-можность экспериментировать с движением, исследовать воз¬можность вхождения в контакт, расширить танцевально-эксп¬рессивный репертуар.
Музыка: подборка разных по стилю, ритму, темпу фрагмен¬тов клубной или дискотечной музыки.
Расположение участников на площадке: схема 8.

Игра 43. «ПОКАЗ МОД»

Участники делятся на две группы, каждая из которых пред¬ставляет свой «Дом моделей». Группы выстраиваются в форме шеренги: одна напротив другой. «Дома моделей» поочередно представляют свои варианты коллекции одежды (неважно, во что одеты участники, главное - выразительно представить себя). Дефиле продолжается до тех пор. пока каждая участница (участ-ник)-«модель» не пройдет по подиуму. Всем участникам показа мод после каждого выхода обе группы дарят аплодисменты.
Ведущий дает комментарий походу игры, делая комплимен¬ты всем членам творческого процесса, отмечая эксклюзивность и уникальность каждой «модели» на подиуме.
Цель: исследовать возможность самовыражения, повысить самооценку, развить групповую поддержку.
Музыка: инструментальная ритмичная, темп средний. Расположение участников на площадке: схемы 31.32.

Игра 44. «ХУДОЖНИКИ»

Игра 45. «КАРУСЕЛЬ»

Упражнение используется для того, чтобы разбить группу на пары. Участники делятся на две группы (мальчики и девочки или разнородные по составу). Каждая группа образует круг - «карусель». В центре каждого круга находится обруч, за кото¬рый все держатся правой рукой. С началом музыки «карусели» начинают вращаться по часовой стрелке, при этом на их стыке участники из разных групп пытаются дотронуться левыми ру¬ками друг до друга. Во время музыкальной паузы те посетители аттракциона, которые в данный момент коснулись друг друга, образуют пару, покидают «карусели» и отходят в сторону.
Игра продолжается, пока все участники не разобьются на пары.
Игру можно усложнить, предложив участникам двигаться определенным шагом, например: бег с захлестом ноги назад, тройной ход с каблука, шаг польки и др.
Цель: развить групповые чувства, побудить к вступлению в межличностные отношения, исследовать взаимное принятие друг друга.
Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп быстрый или умеренно-быстрый.
Реквизит: обручи - 2 шт.
Расположение участников на площадке: схемы 25.26.

Игра 46. «КОСТЕР»

Группа образует круг, все садятся на пол (поджимая коле¬ни или «по-турецки»). Двое участников, у каждого из которых в руках находится красный платок, выходят в центр и, импрови¬зируя в дуэтном танце, вступая по желанию во взаимодействие, изображают пламя костра. По сигналу ведущего «языки пламени» (платки) передаются следующим участникам, и теперь они «поддерживают» костер, стараясь проявить фантазию и сделать свой «танец огня» не похожим на предыдущий.
Игра продолжается, пока все не побывают в кругу.
Цель: стимулировать общение в парах, развить способность взаимопонимания и вхождения в контакт с партнером по танцу, расширить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: энергичная, темпераментная музыка разных сти¬лей и жанров (например. «Танец с саблями» Хачатуряна), темп быстрый или умеренно-быстрый.
Реквизит: легкие газовые платки (или шарфы) красного цвета - 2 шт.
Расположение участников на площадке: схема 11.

Игра 47. «ДИСКОТЕКА»

Участники хаотично располагаются на площадке и самосто-ятельно двигаются в свободной танцевальной импровизации под предложенную темпераментную музыку. В момент смены музыкального сопровождения на медленный темп участники должны постараться быстро найти себе партнера и продолжить танцевать в паре. Чередование быстрых и медленных танцев происходит 5-6 раз. На каждом этапе, образуя пары, необходи¬мо найти себе нового партнера.
Цель: исследовать возможность вхождения в контакт, сти¬мулировать активность и инициативу в установлении отноше¬ний с другим человеком, развить танцевально-экспрессивный репертуар.
Музыка: дискотечная, клубная контрастных стилей и тем¬пов (например, диско и блюз или техно и транс).
Расположение участников на площадке: схемы 8.13.

Игра 48. «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»

Все сидят или стоят, располагаясь полукругом. Каждый участник по очереди в свободной импровизации делает торжественной походкой круг по площадке, выходит на середину зала и под аплодисменты группы «раскланивается», т. е. делает не¬сколько поклонов-реверансов. Ведущий дает комментарий, сти¬мулируя участников на проявление их скрытых возможностей.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств; повысить самооценку.
Музыка: фанфары или торжественный, энергичный марш. Расположение участников на площадке: схема 10.

Игра 49. «ПЛЕТЕНЬ»

Группа делится пополам и образует две шеренги: одна на-против другой. При этом участники каждой группы переплета¬ют руки крест-накрест (каждый протягивает руки в стороны и берется за руку с соседом через одного).
С началом музыки шеренги в сцеплении двигаются навстре¬чу друг другу. Встретившись, стоящие напротив участники об¬разуют пары и свободно импровизируют. В момент музыкаль¬ной паузы все должны вернуться на свои места и занять первоначальное положение.
Игру можно провести как конкурс - кто быстрее построит¬ся в шеренгу и переплетет руки.
Цель: развить групповое взаимодействие, актуализировать отношения, исследовать возможность вхождения в контакт, сти-мулировать общение в парах.
Музыка: русские народные мелодии в инструментальной обработке, темп средний или умеренно-быстрый.
Расположение участников на площадке: схемы 23,24.

Игра 50. «КАРНАВАЛ»

1-й этап - «Выбор костюма». Группа образует круг и двига-ется на месте в ритме музыки. В центре круга стоит коробка с большим набором карнавальных масок. Один из участников выбирает себе маску и импровизирует в ней. исполняя сольный танец: затем передает эстафету следующему члену группы, ме-няясь с ним местами (не снимая при этом маску, становится в общий круг). Новый солист проделывает то же самое. И так про¬должается, пока все участники не будут в масках.
2-й этап - «Карнавал в разгаре». Участники двигаются в свободной танцевальной импровизации по всей площадке, по желанию вступая во взаимодействие друг с другом.
Ведущий делает комментарий, поощряя участников за их уникальность и неповторимость.
Цель: стимулировать творческое самовыражение, высво¬бождение чувств, исследовать возможность взаимодействия в группе.
Музыка: энергичная.темпераментная в стиле «латина» (воз-можно попурри на тему латиноамериканских ритмов), темп уме-ренно-быстрый.
Реквизит: коробка с карнавальными масками.
Расположение участников на площадке: схемы 2,8.