Структурированное собеседование при приеме на работу. Каковы ваши достижения и какими цифрами их можно описать? Этапы прохождения собеседования

Работник отдела кадров должен точно знать, какие именно вопросы ему следует задавать каждому конкретному кандидату и что спросить на собеседовании у соискателя.

К примеру, если вы берете на работу оператора колл-центра, нужно выяснить, способен ли он легко переживать стрессовые ситуации.

А также, способен ли успешно налаживать контакт с конфликтными людьми – в его профессиональной деятельности такое может понадобиться.

Уделяйте внимание его социальным качествам, а квалификационная составляющая может отойти на второй план .

Если вы проводите собеседование среди учителей, конечно, его социальные навыки могут быть очень важны, но самое главное – это наличие у кандидата профессионального образования и специальных знаний.

Виды и цели вопросов

Главная цель собеседования – понять, что из себя представляет возможный работник компании. Существует большое количество разновидностей вопросов, с помощью которых можно выстроить беседу на собеседовании.

Не удивительно, что многих интересует: что спрашивают на собеседовании чаще всего? Вопросы для собеседования при приеме на работу можно разделить на несколько категорий.

Открытые . Вопросы, подразумевающие под собой развернутое рассуждение. Задавая открытые вопросы, вы передаете кандидату инициативу и позволяете ему рассказать о себе как о личности.

Общие . Вопросы, ответом на которые будут короткие «да» или «нет». Призваны получить простой ответ на поставленный вопрос.

Проективные . Отвечая на эти вопросы, кандидат сопоставляет свой опыт с действиями других людей. Через призму мнений вымышленных персонажей позволяет выяснить личное отношение кандидата к рассматриваемому.

Рефлексивные . Помогают перенять инициативу на себя. К примеру, если соискатель увлекся ответом, можно вежливо прервать его вопросом: «Хорошо, теперь мы можем перейти к следующему вопросу, правда?». Подобным приемом можно также раскрепостить нервничающего соискателя, побудить его довериться рекрутеру.

Поведенческие . Направлены на выявление особенностей характера кандидата и нюансов его поведения.

Наводящие . Когда главная часть информации выяснена, можно уточнить некоторые мелочи с помощью наводящих вопросов. К примеру, можно рассказать о том, что компания активно сотрудничает с филиалами в других городах, а заодно поинтересоваться, как соискатель относится к длительным командировкам.

Психологические . Странные вопросы, вызывающие непонимание у кандидатов. Позволяют проанализировать умение человека переключаться с одного на другое и быстро реагировать. В этот же раздел можно отнести вопросы на сообразительность.

Необходимо расположить собеседника к беседе, сделать все возможное, чтобы у него осталось хорошее впечатление о разговоре, ведь оценку во время беседы получает не только кандидат, но и пригласившая его компания.

А теперь, подробнее о том, что спрашивают на собеседовании при устройстве на работу или 10 вопросов, которые вам могут задать.

Стандартные вопросы

  1. Расскажите, пожалуйста, о себе.
  2. Почему вы ушли с прошлой работы?
  3. Что для вас значит мотивация?
  4. Когда трудовая деятельность доставляет вам наибольшее удовольствие?
  5. Где вы видите себя спустя несколько лет?
  6. Назовите свои сильные стороны?
  7. Назовите свои слабые стороны?
  8. Что вас не устраивало на прошлой работе?
  9. В чем заключаются ваши преимущества перед другими кандидатами?
  10. Известно ли вам что-нибудь о нашей фирме?
  11. Может быть, у вас есть вопросы к компании?

Нередко возникает такой вопрос на собеседовании: кем вы видите себя через 5 лет или почему вы хотите работать у нас? Ответы на них лучше продумать заранее.

Поведенческие вопросы

  1. Расскажите о моменте, когда вы не смогли достичь нужных результатов. Как вы справлялись с задачей?
  2. Расскажите об удачном проекте, которым вы руководили.
  3. Если вы поступаете неправильно, как вы объясняете это начальнику?
  4. Расскажите о самом сложном решении, которое вам приходилось принимать в процессе трудовой деятельности.

Проективные

  1. Что обычно привлекает людей в работе?
  2. Хороший работник. Опишите его.
  3. Что заставляет людей работать эффективнее?
  4. Почему можно уволить сотрудника?
  5. Что руководит людьми, когда они выбирают специальность?
  6. Почему люди хотят сделать успешную карьеру?
  7. Чтобы результативно общаться с людьми, какие качества характера нужны человеку?

Биографические

  1. Расскажите о ваших мечтах.
  2. Какие оценки были у вас в школе и в университете?
  3. Расскажите о тех профессиональных победах, которые вызывают у вас гордость.
  4. В каких городах вы жили и вели свою профессиональную деятельность?
  5. Что самое важное, чему вас научили в вузе?

Каверзные и коварные

  1. Почему мы не должны брать вас к нам на работу?
  2. Что вы вчера ели на ужин?
  3. Как бы вы объяснили желтый цвет слепому человеку?
  4. Как вы относитесь к социальным сетям, сколько времени в них проводите?
  5. Будучи супергероем, какой из сил вы бы обладали?
  6. Как бы вы поступили, если остались единственным выжившим в авиакатастрофе?

Странные


Эти вопросы можно отнести в категорию: неудобные вопросы.

К ним относятся и такие как, зачем нужен сотрудник этой компании, почему мы должны взять на работу именно вас и другие.

На логику, ассоциации

  1. Почему крышка люка имеет круглую форму? Ответ: чтобы она не могла провалиться при монтаже, прямоугольная легко войдет в корпус люка по диагонали.
  2. Как нужно бросить теннисный мяч, чтобы он обязательно прилетел обратно? Ответ: вверх.
  3. Сколько раз за сутки стрелки часов совпадают? Ответ: 22 раза.
  4. Если в 12 идет ливень, можно ли рассчитывать, что ровно через 72 часа выглянет солнце? Ответ: Нет, в это время снова будет полночь.

О карьере и работе в фирме

  1. Как бы вы хотели развивать свою карьеру?
  2. В какие сроки вы могли бы приступить к новым обязанностям?
  3. Если вы получите должность, какую цель вы себе поставите?
  4. Общались ли вы с работодателями в других организациях?
  5. Если бы мы спросили у вашего прошлого руководителя, чему вас нужно научить, что бы он ответил?
  6. Каким вы представляете свой обычный рабочий день?

О деньгах

  1. Какую заработную плату вы ожидаете?
  2. Какая зарплата была у вас раньше?
  3. Сколько денег вы планируете зарабатывать к концу первого года работы в нашей фирме?
  4. А на третий год работы?

Теперь вы знаете какие вопросы задают на собеседовании кандидату при приеме на работу. А рекрутеру стоит составить список вопросов для собеседования при приеме на работу. Он может содержать как типовые вопросы, так и специализированные.

Какие вопросы обязательны?

В этой части поговорим о том, какие вопросы нужно задать на собеседовании кандидату в любом случае. Рассмотрим те вопросы при собеседовании при приеме на работу, которые будут заданы в обязательном порядке.

Обязательно спросите про образование, опыт работы соискателя. Поинтересуйтесь, чем его заинтересовала ваша компания.

Спросите про увлечения кандидата, задайте несколько каверзных вопросов, чтобы проверить его реакцию.

Уделяйте больше внимания будущему соискателя, не зацикливайтесь на его прошлой работе . Чего он ожидает, какие планы строит?

К странным вопросам лучше прибегать, чтобы разрядить обстановку, а к каверзным – чтобы проверить реакцию кандидата в стрессовых ситуациях.

Обязательно спросите у кандидата, есть ли у него какие-либо вопросы. Необходимо не только выслушать его ответы, но и рассказать ему то, что его интересует.

Что нельзя спрашивать у кандидата?

Воздержитесь от слишком неудобных вопросов.

Не спрашивайте о личной жизни, принадлежности к религии, национальности – такие темы могут отпугнуть кандидата или настроить его против вас.

Не задавайте вопросов «в лоб». К примеру, фраза: «Вы волнуетесь?» заставит соискателя нервничать, ему будет некомфортно, а его волнение только усилится.

Ваша цель – создать доброжелательную обстановку для проведения доверительной беседы.

Общаться нужно корректно и вежливо. Только в такой атмосфере вы сможете объективно оценить возможности кандидата.

О том, какие неожиданные вопросы и даже каверзные может задать работодатель на собеседовании читайте .

Как оценивать ответы?

Каждый рекрутер имеет свою систему оценки ответов соискателя. На любой вопрос уже существует стандартный ответ, который привык слышать работник отдела кадров.

Лучше всего отдать предпочтение не тому соискателю, который говорит правильные ответы, а тому, который проявляет уверенность, мыслит нестандартно и не боится своего будущего работодателя, а беседа с ним проходит приятно и ненавязчиво.

Залог успешного собеседования – грамотная оценка ответов кандидата на вакансию.

Обращайте внимание на его поведение: как он рассуждает, жестикулирует, реагирует ли на провокацию, не путается ли он в словах и быстро ли принимает решения?

Сам ответ на вопрос не так важен, как процесс его обдумывания и рассуждения. Вопросы задаваемые на собеседовании при приеме на работу очень часто направлены на то, чтобы выяснить что представляет из себя соискатель как личность. Поэтому, хоть и важно, что спрашивать на собеседовании у работника, важнее может быть то, как он ведет себя.

Советы, описанные в статье, а также примеры вопросов на собеседовании при приеме на работу, помогут вам правильно разработать план собеседования с соискателем. Пользуйтесь ими, и вы быстро найдете своего идеального работника. Ну а потенциальные кандидаты теперь имеют образец вопросов для собеседования при приеме на работу.

Собеседование – это общение представителя приглашаемой стороны (работодателя, директора) и соискателя в форме вопрос-ответ. Целью собеседования является получение конкретной дополнительной информации каждой из сторон и оценка возможности дальнейшего сотрудничества. Если приглашенный на собеседование соискатель твердо решил, что ему нужна именно эта работа, то в первую очередь он должен подумать о том, как правильно пройти собеседование, чтобы достичь своей цели.

Что нужно, чтобы пройти собеседование

Каждый претендент должен знать, как правильно себя вести при прохождении собеседования

Соискатель должен понимать, что на любое собеседование нужно:

  • не опаздывать}
  • одеться и причесаться соответственно случаю}
  • вести себя уверенно и доброжелательно}
  • подготовиться к возможным вопросам}
  • подготовить о себе краткую и содержательную информацию.

От того, как будут выполнены все эти пункты, в большой степени будет зависеть и результат.

Собеседование при устройстве на работу

Если соискатель приглашен на собеседование, это значит, что его заявка на вакансию заинтересовала работодателя. Следующим шагом будет показ всех своих лучших профессиональных и личностных качеств на собеседовании.

Кандидату необходимо для себя решить, нужна ли ему работа в данной компании. Если он сделал вывод, что именно эта работа ему крайне необходима, то нужно приложить максимум усилий к тому, как пройти собеседование соискателю работы с положительным результатом.

Часто кандидаты приходят на собеседование совершенно неподготовленными, путаются в ответах, не знают, что сказать о себе, не задают вопросов, не проявляют интереса к беседе. Такие работники неинтересны работодателю, так как первое впечатление создается именно в результате собеседования.

Как подготовиться к собеседованию

Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо основательно подготовиться:

Обязательно собрать как можно больше информации об интересующей компании, направлении ее деятельности, выпускаемой продукции, ее коллективе, положении на рынке, перспективах.

Подготовить ответы на возможные вопросы со стороны работодателя:

  • Каковы причины увольнения с предыдущей работы?
  • Чем привлекла наша фирма?
  • Что известно о нашей фирме?
  • Расскажите о себе.
  • Ваши недостатки?
  • Ваши достижения?

Подготовить возможные вопросы, задаваемые в ходе беседы.

Составить краткий рассказ о двух-трех событиях, подтверждающих профессиональный уровень.

Не забыть документы об образовании, квалификационные сертификаты, трудовую книжку.

Попытаться представить себе ход предстоящих событий, чтобы потом во время встречи не искать лихорадочно выход из неожиданной ситуации.

Возможные ответы на вопросы при собеседовании

Ответы на примерные вопросы нужно продумать и подготовить заранее, чтобы в ходе беседы не путаться и не придумывать то, чего нет на самом деле. От того, насколько точно соискатель будет ориентироваться в ситуации, как будет отвечать на поставленные вопросы, приводить факты, будет зависеть итоговый результат – получение работы.

Какие вопросы можно задавать в ходе собеседования

Соискатель, задавая вопросы, производит впечатление человека заинтересованного в получении работы. И наоборот, кандидат, не задавший ни одного вопроса при собеседовании, по этой причине может получить отказ в получении должности.

Поэтому вопросы задавать нужно, но к месту и по мере поступления ответов. Нельзя перебивать собеседника, размахивать руками и громко говорить. Все должно быть в меру.

Какие же вопросы следует задавать?

  1. Если все, что интересовало кандидата, в ходе беседы было сказано, надо уточнить какие-то детали. Действительно, положение не настолько плохо, чтобы браться за любую работу, не выяснив подробностей.
  2. Узнать о перспективах карьерного роста, показав, что это немаловажный момент.
  3. Поинтересоваться, новое ли место создано для этой вакансии или это место уволившегося сотрудника} если второй вариант – то по какой причине произошло увольнение.
  4. Что влияет на повышение заработной платы?
  5. Имеются ли возможности для повышения профессионального уровня?
  6. Как относятся в компании к проявлению личной инициативы?

Все эти советы при подготовке помогут соискателю пройти успешное собеседование при поступлении на работу.

Самое главное – перед собеседованием лучше отложить все дела, хорошенько отдохнуть, привести себя в порядок, чтобы завтра уверенно и достойно себя показать. Успех не заставит себя долго ждать.

Неудачное собеседование


Для хорошего собеседования нужно хорошо подготовится

Многие соискатели долгое время находятся в поисках работы. Они часто ходят на разные собеседования, но каждый раз получают отказ в приеме на работу.

В этом случае не надо отчаиваться, лучше попытаться разобраться в причине неудачных попыток, проанализировать происходящее на собеседовании. Чаще всего причина кроется в том, что соискатель не смог раскрыть всех своих качеств. В большинстве случаев неудача преследует тех кандидатов, кто не знает, как правильно проходить собеседование, чтобы получить работу.

Ошибки, которые не нужно делать при собеседовании

  1. Преувеличение своих достоинств. Отвечая на вопросы, стремиться по возможности сообщать достоверные сведения о себе и своих профессиональных способностях, иначе можно оказаться в неприятной ситуации.
  2. Излишняя демонстрация энергичности. Если кандидат считает энергичность одним из главных своих достоинств и чрезмерно ее демонстрирует, то может создать впечатление неуправляемости и конфликтности.
  3. Волнение. Соискатель должен научиться справляться со своим волнением. Трясущийся и нервничающий претендент на вакансию не вызывает доверия у работодателя.
  4. Подробности личной жизни. Не стоит посвящать работодателя в свои проблемы, если он и задает вопрос, касающийся личной жизни, то только для того, чтобы выяснить, нет ли чего-нибудь, что будет мешать работе.
  5. Внешний вид. Не следует на собеседование приходить экстравагантно одетым, надевать массу дорогих украшений. Это раздражает и мешает составить правильное мнение о кандидате.

Именно на собеседовании работодатель пытается выяснить, подходит ли данный кандидат на замещение освободившейся вакансии, каковы его рабочие и личностные качества. Представитель компании определяет, сможет ли соискатель влиться в коллектив компании. Поэтому после неудачного собеседования необходимо сделать выводы и подкорректировать свое отношение к поиску работы.

    • Тип №1. Полиступенчатое
    • Тип №2. Моноступенчатое
    • 1-й этап. Разговор по телефону
    • 2-й этап. Подготовка к встрече
    • 3-й этап. Собеседование
    • 4-й этап. Итоги
    • Совет №1. Не опаздывать
    • Совет №2. Соблюдаем внешний вид
    • Совет №3. Уважение к работодателю
    • Совет №4. Ведем себя уверенно
    • Совет №5. Рассказываем о себе
    • Совет №6. Ведем себя естественно
  • 5. Продажа ручки на собеседовании - 7 рекомендации + пример
  • 8. Заключение

Новая работа - это важный шанс в жизни каждого человека. это по сути, возможность изменить свое сегодняшнее положение дел. Кому-то важно повышение уровня заработной платы, кто-то стремится к саморазвитию и совершенствованию, а другим нужна комфортная обстановка в коллективе и нормальные условия труда. В любом случае, такие перспективы мы всегда ищем, меняя места своей работы. И, для того, чтобы получить заветную должность, необходимо правильно себя настроить и провести то самое, первое собеседование с руководителем, чтобы вести себя достойно и уверенно . Как это делать и т.д. читайте далее.

Сама по себе процедура кажется не сложной, здесь важно завоевать уровень доверия и донести свои способности, как специалиста в той сфере, на которую претендуете. Но, на самом деле, существуют даже некоторые параметры, позволяющие даже при первой встрече сделать оценку не только ваших личностных качеств, но и профессиональных. О том, как успешно пройти собеседование и пойдет речь далее в нашей статье.

Из статьи вы узнаете:

  • Как пройти собеседование на работу?
  • Как правильно вести себя на собеседовании?
  • Популярные вопросы и ответы на собеседование при приеме на работу
  • Какими правилами стоит руководствоваться?
  • Как вести и что говорить своему потенциальному руководителю?
  • Разберем популярный кейс - «Как продать ручку на собеседовании»

Итак, попробуем во всем разобраться по порядку.

Перед тем, как проходить собеседование, нужно грамотно составить свою резюме и отправить работодателю, поэтому рекомендуем ознакомиться с нашей статьей: « », там вы сможете скачать готовые образцы и шаблоны резюме, рассмотрены рекомендации и ошибки по составлению и т.д.

1. Что такое собеседование при приеме на работу?

На самом деле, собеседование - это определенный процесс, который предполагает знакомство работодателя и соискателя. На протяжении беседы, каждая из двух сторон делает для себя выводы и принимает решение. Со стороны руководителя, предлагающего вам должность, рассматриваются ваши характеристики, деловые качества и уровень вашего соответствия стандартам, принятым в компании.

А, со стороны соискателя, по большому счету, определяется отношение уровня оплаты труда к его условиям, перспективы личностного роста и даже график собственной загруженности.

В настоящее время, систем приема на работу, то есть, то, самое первое собеседование может быть нескольких видов:

  • Индивидуальное . Это такой способ, при котором, во встрече участвуют только руководитель и соискатель. -В большинстве своем, вам предлагают заполнить анкету и на основании указанных данных, строится сам разговор.
  • Групповое . Это такая форма, при которой в просторном помещении собираются сразу несколько претендентов, и специалист, призванный целенаправленно заниматься отбором персонала, работает с целой аудиторией. Наиболее распространен такой метод, при приеме специалистов на должность «менеджер по продажам» или «торговый представитель».

По уровню своей сложности и этапам прохождения самой процедуры, можно выделить 2 основных типа:

Тип №1. Полиступенчатое

Такая система применяется в больших организациях, где любая из вакансий является основной и к кандидату, претендующему на нее, предъявляются особые требования. При чем, нужно пройти несколько этапов, чтобы получить положительное решение.

  • Беседа по телефону . Для начала вам предложат ответить на несколько основных вопросов в телефонном режиме. Это позволяет выявить ваш общий уровень соответствия и назначить время и дату встречи.
  • Собеседование на предварительном этапе . Придя на встречу, скорее всего, вас отправят непосредственно в отдел кадров, где предложат заполнить анкету и сдать ее на рассмотрение. В ней будет нужно указать информацию, касающуюся личных данных, описать учебные заведения, которые были окончены и места прежней работы. Возможно, придется перечислить набор качеств, которыми вы обладаете, и объяснить, почему претендуете именно на эту должность.
  • Тестирование . На этом этапе, скорее всего, возникнет необходимость выполнить несколько заданий или ответить менеджеру по кадрам на специально разработанные вопросы. К примеру, могут дать пробный текст, который необходимо будет перевести, если вакансия предполагает применение иностранного языка, или проявить грамотность в компьютерной программе, если такие навыки являются основными в занимаемой должности.
  • Основное собеседование . Проводится тут же и сразу. Специалист может выяснить у вас, почему состоялось увольнение с прошлого места работы, комфортны ли для вас графики, предлагаемые на данной должности, есть ли возможность отправляться в командировки, тем более, если они длительны. Менеджер по кадрам, может задать еще ряд вопросов, касающихся непосредственно самой технологии работы и ее спецификации.
  • Встреча с непосредственным руководителем . Она назначается по результатам пройденных этапов. При этом, специалист линейного уровня, проводит оценку соискателя по собственным методам, близким непосредственно его отделу и принимает окончательное решение.
  • Беседа с главным руководством . Это завершающий этап, который необходим в основном для знакомства и суждения о вашей кандидатуре будут происходить на основании данных, представленных по прошлому этапу, руководителем линейного уровня.

Тип №2. Моноступенчатое

Такой вариант собеседования применяется в организации, которая имеет небольшой штат сотрудников и ограниченные мощности. К примеру, на предприятие, где трудятся 20-30 человек, требуется бухгалтер или секретарь. Вакансия открыта и вам назначают время встречи, которая, скорее всего, будет проходить в режиме диалога и по ее результатам уже сформируется решение.

В последнее время, эти два вида собеседований стали еще называть одноуровневые и многоуровневые.


2. Как пройти собеседование на работу - 4 основных этапа

К примеру, на специальных сайтах в интернете или при обработке информации в газетах, удалось обнаружить несколько объявлений, обладающих информацией, подходящей именно вашим требованиям.

1-й этап. Разговор по телефону

Набирая указанный номер, нужно понимать, что подобный разговор, будет самым первым представлением о вас и от того, как он сложится, зависит дальнейшая возможность удачно пройти собеседование.

Даже если, в небольшой организации, такой разговор будет проводить именно секретарь, то с вашей стороны, беседа должна быть корректной, доброжелательной и позитивной. Ведь, в любом случае, назначая вам встречу, информацию о том, каким был первый разговор, он обязательно передаст руководителю.

Для того, чтобы беседа по телефону прошла эффективно, и в первую очередь для вас, необходимо сделать следующее:

  • Во - первых , очень важно уточнить, на какую из вакансий вас приглашают, обсудить ее параметры и общие требования. Если в процессе беседы уже стало понятно, что по каким-то условиям вы или вам не подходит данная вакансия, стоит вежливо отказаться от назначенного времени и постараться корректно объяснить причину вашего отказа. По большому счету, время, потраченное зря, будет огромным минусом для вас и всего процесса поиска.
  • Во-вторых , в собственный блокнот необходимо записать контактные данные организации, время и дату предполагаемой встречи, название фирмы, вакансию, о которой вы разговаривали и ФИО человека, с которым состоялся разговор. Впоследствии эта информация окажется очень значимой. К примеру, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства или сложно будет найти месторасположения предприятия.
  • В-третьих , если будет такая возможность, необходимо узнать имя и отчество человека, к которому вас отправляют на собеседование. Это будет иметь эффект тогда, когда в момент первой встречи, появиться возможность обращаться к человеку не просто на «ВЫ», а с уважением, применяя полученную информацию.

Правильно уточните информацию об адресе организации и обсуждая время, заранее решите, нет ли каких-то других обстоятельств, способных помешать этому. Причем, если случилось так, что наметилось еще несколько встреч на этот день, разницу между ними нужно делать в 2-3 часа . Это поможет быть пунктуальным и решит ряд вопросов. Нужно понимать, что собеседования бывают разными, и любое из них может значительно затянуться, что и нарушит ваши планы.

Стоит заранее тщательно изучить информацию о том, как нужно правильно вести себя на собеседовании, о чем говорить и как произвести хорошее впечатление. Более подробно эти вопросы рассмотрим далее.

2-й этап. Подготовка к встрече

На этом этапе нужно правильно провести ряд действий, позволяющих правильно собрать себя и настроить на предстоящее собеседование.

  1. «Документы» . Для начала нужно позаботиться обо всех документах, которые могут пригодиться. Вы можете составить резюме и распечатать его в 2 экземплярах, положить паспорт, дипломы об оконченных образованиях, возможные сертификаты, подтверждающие уровни и степени курсов, которые в свое время удалось окончить.
  2. «Потенциальный работодатель» . В целях собственного саморазвития нужно постараться найти информацию об организации, в которую вы собираетесь. Это можно сделать в интернете. Хотя бы поверхностно изучая цели и направления деятельности, продукцию, которая подлежит реализации, годы основания, параметры развития, этапы ее становления, вы сможете в разговоре с руководителем убедительно объяснить все свои намерения и их серьезность.
  3. «Маршрут» . Нужно продумать маршрут вашего следования, с возможными остановками, пересадками и поиском месторасположения здания.
  4. «Вопросы и ответы» . Попробуйте продумать возможные вопросы, которые могут прозвучать и примерные ответы, которые будут убедительны и максимально честны. Настройте себя на возможные тесты и специальные задания. Не плохо было бы составить ряд собственных вопросов, которые могут быть актуальны в беседе и в дальнейшем помогут вам сделать собственные выводы о вакансии и работе в целом.
  5. «Дресс-код» . Когда, все предварительные этапы совершены, останется только решить, в какой одежде отравиться на встречу и как произвести наиболее благоприятное впечатление на руководителя. Пусть, это будет очень строгий деловой костюм, ухоженные ногти, волосы, опрятная обувь, и это даст эффект хорошего отношения к вашей кандидатуре.

3-й этап. Собеседование

Это то самое, ради чего вы и старались. Нужно постараться прийти минут на 10 раньше назначенного срока, успокоиться и отдышаться. Сначала стоит сообщить секретарю о том, что вы прибыли, а затем по приглашению войти в кабинет.

Проходя к указанному вам стулу, нужно поздороваться, немного улыбнуться, и, обращаясь по имени отчеству поблагодарить за приглашение на собеседование именно в эту организацию. Мобильный телефон при этом должен быть либо отключен, либо поставлен на беззвучный режим.

4-й этап. Итоги

По результатам проведенной беседы, вас либо поросят подождать за дверьми, либо озвучат сроки, в которые будет принято решение. Но, может случиться и так, что, уже заканчивая разговор, руководитель назначит дату вашего выхода на стажировку.

3. Как вести себя на собеседовании - 6 практичных советов

Существует несколько основных нюансов и моментов, на которые стоит обратить внимания, для того, чтобы встреча прошла успешно, и впечатление о вас осталось только положительным. Соблюдать их не сложно.

Как уже говорилось ранее, прийти на встречу нужно хотя бы на 10 минут раньше . Место вам конечно не знакомо, а настроить себя обязательно нужно, да и опоздание хотя бы на полторы минуты может негативно сказаться на начале собеседования.

Перед входом в кабинет нужно обязательно постучаться, быстро осмотреть еще раз свой внешний вид, убрать жвачки и всевозможные мелочи, способные его испортить.

Представьтесь, улыбнитесь и постарайтесь расположить внимание сотрудника организации к себе. Обращайтесь к нему только по имени отчеству и лишь в редких случаях, так как он сам разрешит себя называть.

Попробуйте найти правильное место и сесть так, чтобы ваше лицо было обращено именно к собеседнику. Не нужно разваливаться на стуле или сильно зажиматься, скрещивать ноги или перекладывать их с одной на другую.

Доказано , то находясь четко напротив своего интервьюера, человек воспринимает его как противника, обладающего правом решать вашу судьбу. Поэтому, удобнее будет, если стул, поставить, немного наискосок.

В процессе беседы важно следить за жестикуляцией своих рук. Не стоит ими сильно размахивать или сжимать в кулаки и теребить ручку или карандаш. Нужно постараться двигать ими спокойно и плавно. При этом ваше лицо должно быть открытым и искренним. Специалисты советуют попробовать мысленно нарисовать круг между вами и зрительно смотреть в его центр.

Все вопросы слушайте внимательно и старайтесь отвечать только тогда, когда вас об этом спросили. Причем, отвечать нужно по сути и в течении 2-3 минут, не затягивая и не сокращая информацию. Если вдруг вопрос остался не расслышанным, попросите повторить его, но не стоит делать этого очень часто. Кстати, такие ответы, как «да» и «нет» , считаются односложными и произнося их низким голосом создается уверенность в вашей нерешительности и незнании материала, о котором вы говорите.

В случае, когда руководитель просит рассказать немного о себе, не нужно заводить историю с момента вашего рождения и углубляться в большие подробности. Говорите четко и по делу. Расскажите о том, что закончили, какие должности занимали, каким был карьерный рост и немного о причинах, побудивших вас отправиться на собеседование именно в эту компанию.

Не забывайте улыбаться, а для того, чтобы немного расслабить обстановку, или сделать какой-то из ваших промахов незначительным, употребите уместную шутку, или немного ненавязчивого юмора. Даже в деловом разговоре приятная улыбка не помешает, а возможно и расскажет о вашей уверенности.

Заканчивая разговор, обязательно стоит поблагодарить сотрудника и компанию в его лице за предоставленную возможность попробовать трудоустроиться.

4. Вопросы и ответы на собеседование при приеме на работу

Конечно, намеченное собеседование, может происходить по сценарию, определенному сотрудником организации, приглашающим вас на него. Но, в любом случае, то, что нельзя никак исключить, это вопросы, задаваемые для определения нужной информации. Американские ученые проводили ряд собственных исследований, разрабатывали и подтверждали теории, пришли к выводу, что на любых собеседованиях задаются 20 стандартных вопросов, 15 которых из них являются основными, а 5 дополнительными.

Возможные вопросы на собеседовании и ответы на них - 5 вопросов с ответами

Вопрос 1. Что вы можете рассказать о себе?

Ответ: вам нужно постараться составить рассказ кратко, но не сухо, при этом нет необходимости кричать, выражаться нецензурной лексикой, использовать специфические фразы, относящиеся к жаргонной речи. Постарайтесь уложиться во временной отрезок в 3 минуты.

Причем, в процессе оповещения раскройте информацию о вашем образовании, каких-то успехах не только в профессиональном направлении, но и в личностном.

Упомяните об успешности собственного карьерного роста и заслугах. В итоге расскажите о том, почему и что хотите поменять в собственной жизни, и как бы это удалось, получив вакансию в данной компании. Только не старайтесь льстить. Это всегда заметно.

Вопрос 2. Чем привлекла вас именно эта компания?

Ответ: его можно сформировать, при подготовке дома. На интернет ресурсах, немного изучив историю компании, ее направление деятельности, можно наиболее правильно выстроить фразы и в целом рассказ. Но, не стоит говорить о том, что будет звучать банально.

К примеру , о самой организации и как она вам нравится, о том, что вы сможете в перспективе изменить ее к лучшему. Более уместным будет ответ такого характера.

Зная о том, что компания занимается производством детского питания, расскажите, что вы испытываете особую любовь к детям и беспокоитесь о безопасности продуктов на рынке производителей смесей. А по средствам трудоустройство сможете осознать на сколько этот процесс проработан в данной компании и что вы бы могли предложить в данном направлении.

Вопрос 3. Как вы решали конфликты внутри своего коллектива на прежнем месте работы?

Ответ: конечно, на такой каверзный вопрос следует попробовать привести 2 или 3 эффективных метода решения. Но, не стоит говорить о том, что ранее, ваш коллектив только и делал, что конфликтовал и по итогу все необходимые функции приходилось исполнять только в одиночку, что весь объем работы из-за этого ложился на ваши плечи.

Наоборот, расскажите, как удалось отладить процесс работы, как четко распределялись обязанности и сами такие ситуации возникали довольно редко. Убедите своего собеседника в ваших деловых качествах.

Вопрос 4. Какую зарплату вы хотели бы получать?

Ответ: в этой ситуации неплохо заранее просмотреть информацию по подобным вакансиям в другой организации и решить для себя определенно сумму.

Руководитель конечно, хочет понимать, какой сотрудник поступает к нему на работу, насколько он сам оценивает свой труд.

Но, торговаться здесь не стоит, вести долгие дискуссии по этому поводу тоже не красиво. Нужно понимать, что если это огромная организация, которая обладает большим штатом сотрудников и не только региональной, но и мировой известностью, то уровень оплаты своего труда можно поднять на 30% от среднестатистического.

Вопрос 5. Почему вы ушли с прежнего места работы?

Ответ: задавая такой вопрос, будущий работодатель действительно хочет узнать истинную причину вашего ухода и понять не повлияет нечто подобное на процесс сегодняшней работы. В этом случае, конечно, врать нельзя, нужно попробовать корректно сформулировать свою мысль и правильно донести ее на собеседовании.

Может возникнуть такая ситуация, при которой данные о прежнем вашем месте работы уже известны, и истинная причина давно не тайна. А вопрос вам задали, только для того, чтобы подтвердить свои данные.

К примеру , если вы были очень загружены непонятной работой, сроки ее исполнения были ограничены, а поведение руководствующего персонала неадекватно, можно произнести следующее.

Мне было сложно справляться с постоянным потоком работы, сроки по которой были ничтожно малы и нереальны к исполнению. Я не боюсь больших объемов, мне нравится находится в потоке дел, но подходить к вопросу временного ее исполнения нужно разумно.

Подытоживая такую ситуацию, можно сказать, что в современном мире, очень часто функции набора персонала передаются специальным агентствам, имеющим длительный опыт и широкую специализацию.

Но, даже то, что на первом этапе вам не удастся свидеться с самим руководителем, не говорит о том, что нужно расслабиться и даже не думать о желании произвести на собеседника хорошее впечатление.

Наоборот, стоит понять, что вам придется пройти даже 2 собеседования . И готовиться к ним нужно с удвоенной силой. Все аутсорсинговые агентства работают исключительно по договорам с организациями и руководствуются в основном параметрами заданными самими руководителями, подбирая сотрудников, максимально подходящих на заданную должность.

А, претендентов может быть много, и ваша задача не просто очаровать собеседника, доказывая свои деловые качества, но и превзойти остальных желающих.


Возможно просто стоит задуматься об открытии своего дела. Это не так сложно как кажется, просто прочтите статью - « ».

Конечно понятно, что проведение такого процесса приема на работу – это очень волнительно и ситуация становится стрессовой. Но, есть ряд вакансий, при которых претенденты изначально должны обладать устойчивостью к ситуации и уметь решать возникающие вопросы.

На самом деле, спрашивая этот вопрос на собеседовании руководитель ставит для себя целью посмотреть на действия в незапланированной ситуации и выявить обладание соискателя техникой продаж. Для этого, конечно нужно понимать мотивы собеседника и ясно знать, что от того, что будет сейчас, зависит и конечное решение, особенно, если вакансия предполагает продажные действия.

Итак, какова же модель вашего поведения при вопросе о продаже ручки или другого товара?

  1. Не стоит спешить, и сразу выдавать спонтанные решения. А, если вы даже очень сильно волнуетесь, попросите 1 минуту на размышление.
  2. Далее, возьмите в руки тот самый товар (ручку) и постарайтесь его внимательно изучить. Рассмотрите все плюсы и минусы , сделайте акценты для себя на уникальности.
  3. Попробуйте придерживаться основных этапов продаж, а если они вам не знакомы, и опыта в этом вопросе нет, постарайтесь изучить их, хотя бы поверхностно. Для этого есть огромное количество подходящей литературы и статьи в интернете. Если даже, такой вариант и будет со стороны выглядеть неумело, все равно руководитель оценит его по достоинству и заметит ваше упорство.
  4. Постарайтесь понять, кому вы ее продаете, и оценить потребности этого человека, а задавая дополнительные вопросы, используйте технику активного слушания. Анализируйте ответы. К примеру , спросите: как часто вы пишите? Имеете ли вы запасную ручку? Или чем она вам нравится, а может быть стоит что-то изменить в ней?
  5. Пытаясь совершить факт продажи, не нужно врать и активно выдумывать. Не стоит завышать цену.
  6. Старайтесь на протяжении всего времени поддерживать вербальный контакт. Не плохо было бы дать эту ручку в руки потенциальному покупателю, чтобы он в реальности сам смог оценить все свойства.
  7. После того, как все же удастся получить согласие на покупку, целесообразно будет предложить еще и блокнот или запасную пасту, а может быть даже другой сопутствующий товар.

Начиная продавать, постепенно приходит уверенность, но, при этом естественно, ваш собеседник будет вносить свои возражения. И в этом нет ничего странного, главное правильно на них реагировать и не входить в ступор.

К примеру , на вопрос: «Да зачем мне она нужна ?» можно легко и просто ответить: «Я понимаю, что у вас уже есть ручка, значит вы знаете, что такое деловой подход, и, было бы очень обидно, если ее чернила закончатся в самый неподходящий момент. Возьмите про запас и будете уверены, что в любой ситуации, сложностей не возникнет.»

На самом деле, если быть откровенными, то в кадровой политике очень сложная ситуация. Руководителям хочется найти действительно стоящего специалиста и получить его к себе в организацию. Но, таких всего единицы. Поэтому, смышленый продавец, умеющий работать и знающий как продать себя на собеседовании, а также методы и техники продаж, применяя регулярно на практике, будет очень необходим. А понять это помогает процесс собеседования.

6. 13 типичных ошибок соискателей на собеседовании

Конечно, мы очень стараемся и продумываем каждый свой момент и шаг, но если вдруг получаем отказ, долго не можем понять, что же способствовало этому.

На самом деле существует несколько типичных ошибок, приводящих к такому результату.

  1. Опоздание . Первая и самая страшная ошибка. В этом вопросе ваша пунктуальность просто должна зашкаливать.
  2. Неопрятный внешний вид . На это стоит обратить особое внимание, тем более, что можно подготовиться заранее и основательно.
  3. Сопровождение . Такие вопросы решаются только самостоятельно и никаких жен, мужей, родственников, подруг в кабинеты приглашать не нужно. Формируется сразу отрицательное мнение.
  4. Неуверенное поведение . Настройте себя на то, что все имеет свое значение, и если даже встреча будет неудачной, это даст шанс работать в другой организации, ведь альтернативные варианты всегда есть. Успокойтесь и отправляйтесь на встречу.
  5. Разговор по мобильному телефону . Отключите эту связь на время, будет не очень удобно в процессе собеседования отвлекать и свое внимание и тратить чужое время на ваши личные разговоры.
  6. Вопросы о деньгах . Если на протяжении всей встрече будет постоянно всплывать тема обсуждения финансов и размера оплат, это приведет к однозначному отказу.
  7. Высокомерие и самоуверенность . Такое поведение тоже не допустимо. Понятно конечно, что вы приходите предлагать свои знания и умения, но делать это нужно корректно и в соответствии с ситуацией.
  8. Ложь . Не нужно стараться врать, ведь, как известно, правда рано или поздно вскроется и это создаст вам отрицательный имидж.
  9. Лишняя откровенность . Зачастую кандидаты, отвечая на вопросы, стараются завоевать доверие к себе, озвучивая излишнюю ненужную информацию. И это очень сильно может навредить. Не нужно обсуждать свою личную жизнь, какую-то неприязнь к людям, или грехи прошлого.
  10. Реакция раздражения на задаваемые вопросы . Многие руководители могут в целях проверки несколько раз задавать один и тот же вопрос. Стоит следить за своими эмоциями, хотя, специалисты и позволяют на трижды заданный вопрос проявить небольшую раздражительность. В их понимании, такая реакция скажет собеседнику о том, что вы внимательны и следите за ходом беседы. Но, не стоит повышать голос и пытаться ругаться.
  11. Критика сотрудников или начальников , с которыми вы работали ранее. Ни в коем случае, не стоит даже обсуждать эту тему. Зачастую ответы просто проецируются на существующую ситуацию и это не корректно.
  12. Многословие . Это тоже одна из основных ошибок. Такое поведение утомляет. Руководитель желает слышать четкий и значимый ответ на свой вопрос. Иногда встречаются кандидаты, которые начинают разговаривать об одной теме, а в процессе успевают обсудить еще несколько.
  13. Отсутствие обратной связи . После того, как прошло собеседование, тем более, если было дано обещание вами позвонить, не стоит принимать скорых решений, и самостоятельно предполагать, подошла ли ваша кандидатура или нет. Наберите номер телефона в указанное время самостоятельно и узнайте, чем закончилась для принимающей стороны ваша беседа.

1) Как вести себя на собеседовании при приёме на работу - советы и рекомендации

2) Пример продажи услуги на собесодовании

7. Как получить работу без собеседования

Как ни странно, но собеседования как вид проверки будущего сотрудника на профпригодность постепенно уходят в прошлое - все больше людей в наши дни находят работу в интернете и выполняют обязанности из дома, работая в комфорте. Обычно вакансии в интернете совсем не обязательно требуют прохождение строгого собеседования, главное для заказчика - это качество выполняемой работы.

Чтобы получить работу в сети чаще всего следует лишь выполнить тестовое задание, которое позволяет продемонстрировать заказчику ваши навыки. В целом, у работы в интернете еще много других преимуществ, это и гибкий график работы, и высокий стабильный заработок. Советуем вам скачать наш бесплатный курс о заработке в сети с нуля - он поможет определить идеальный для вас тип работы в интернете и начать получать деньги в сети.

Посмотрите видео о заработке в интернете без вложений от специалиста Андрея Меркулова:

8. Заключение

Теперь, прочитав информацию, складывается определенный сценарий действий и ответы на вопросы: «Как вести себя на собеседовании при приеме на работу?», «Как продать товар?» и т.д., становится понятным. Не стоит бояться и проявлять излишнюю нервозность, это не только навредит, но и может впоследствии отразиться на вашем здоровье.

Обретите уверенность в том, что за плечами опыт, знания всех основных процессов, длительный период практики и огромное количество решенных вопросов. Соберите свои силы и настройтесь на позитив. Но, в ночь перед собеседованием обязательно выспитесь, давая организму немного окрепнуть.

Для работодателя цель собеседования - узнать потенциально сотрудника как можно лучше, тем самым минимизировав риски, связанные с ошибками при найме. Качественно проведенное собеседование не только дает максимально полную информацию о реальных возможностях кандидата, но и повышает мотивацию кандидата принять именно ваше предложение. Как выстроить эффективное собеседование?

Умение создать доверительную атмосферу, которая поможет кандидату преодолеть скованность и напряжение, выбрать наиболее подходящую в данном случае форму собеседования, моделировать ситуации, позволяющие раскрыть разные стороны личности и оценить профессиональный уровень кандидата, приходит с практикой.

Основные положения

1. Кандидат должен заранее получить (письменно или по телефону) сведения о дате и времени собеседования с четкими указаниями, как добраться до офиса.

2. Секретарь должен быть оповещен об имени визитера и времени визита, чтобы встретить его и, если нужно, заказать пропуск.

3. Найдите время, чтобы перед собеседованием прочесть биографию кандидата. Это поможет сэкономить время.

4. Определите вопросы, которые вы предполагаете задать. Если вы не сделаете этого, кандидат может начать интервьюировать вас самого.

5. Постарайтесь быть в соответствующем настроении. Если вы утомлены или раздражены, вы не сможете по достоинству оценить кандидата.

6. Спланируйте беседу так, чтобы ничто не отвлекало ваше внимание (телефонные звонки, визиты посторонних и т. п.).

7. Не проявляйте предвзятости. Первое впечатление часто продиктовано предрассудками и может оказаться совершенно необоснованным.

8. Убедитесь, что кандидат знает, кто вы такой, - ваше имя и должность.

9. Сразу называйте кандидата по имени и отчеству и делайте это как можно чаще.

10. Улыбайтесь! Будьте дружелюбны: испуганный кандидат не сможет продемонстрировать вам свои достоинства.

11. Относитесь к кандидату так, как вам хотелось бы, чтобы относились к вам, если бы вы поменялись ролями.

12. Сообщите кандидату сведения, касающиеся должности, - как ее привлекательные стороны, так и неприятные. Сюда входят требования к работнику, продолжительность рабочего дня, условия работы, возможности продвижения по службе и др.

13. Говорите медленно и отчетливо, предоставьте кандидату достаточно времени, чтобы осознать сказанное. В ситуации, когда кандидат испытывает большое нервное напряжение, возможно, ему будет трудно вас воспринимать.

14. Не расхваливайте свою фирму или предлагаемую должность. Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить. Не преувеличивайте возможности продвижения по службе: если таких возможностей не будет, разочарованный сотрудник может обидеться на вас, что отразится на его работе.

Структурированное собеседование

Структурированное собеседование является весьма сложной процедурой. Но это вполне оправданно, особенно при подборе работников на наиболее ответственные должности.

Для структурированного собеседования характерно следующее:

Собеседование основывается только на должностных обязанностях и требованиях, имеющих решающее значение для выполнения работы;

Программа собеседования содержит четыре типа вопросов (ситуационные, квалификационные, имитирующие рабочую ситуацию и касающиеся общих требований к персоналу);

Имеются подготовленные заранее (эталонные) ответы на каждый вопрос: ответы кандидатов оцениваются по пятибалльной шкале путем сравнения с четко выраженными критериями;

Привлекается группа экспертов, что обеспечивает независимую оценку ответов каждого кандидата несколькими экспертами;

Собеседования проводятся в полном объеме с каждым кандидатом, вся процедура соблюдается тщательно для обеспечения абсолютно равных условий;

Результаты собеседования подробно документируются.

При проведении собеседований, в какой бы форме они ни проводились, обязательно записывайте свои наблюдения, впечатления о кандидатах.

Четко структурированное собеседование обеспечивает более объективный отбор и равенство условий. Если всем кандидатам предлагаются одни и те же вопросы в одной и той же последовательности (не забудьте обязательно документировать проведенное собеседование), легче будет сравнивать кандидатов.

Собеседование "один на один"

У собеседования "один на один" есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Легко договориться об удобном для вас обоих времени и месте;

Непринужденная беседа в неофициальной обстановке;

Кандидат чувствует себя более раскованным, видя только одного интервьюера, и скорее раскроет свою сущность;

Для интервьюера легче контролировать и вести разговор в нужном направлении.

Недостатки:

Возможно, это ненадежный метод оценки (например, у вас есть непроизвольное предубеждение против некоторых типов людей, что может сказаться на выборе);

Вы можете оказаться плохим интервьюером, не способным оценить подходящего кандидата;

Вы можете быть неопытным, и вам будет сложно принять решение.

Групповое интервью

В малом бизнесе группа может состоять из вас, непосредственного начальника и, если работа специализированная, эксперта в данной области (для оценки знаний и опыта кандидата).

Преимущества группового интервью:

Более справедливый и точный метод оценки, так как все интервьюеры не могут быть предубежденными против одного кандидата;

Интервьюеры могут распределить между собой ответственность за задаваемые вопросы и решения, принимаемые при выборе;

Это произведет более сильное впечатление на кандидата;

Легче делать заметки о кандидате без нарушения хода беседы.

Недостатки:

Кандидат может нервничать в присутствии нескольких человек;

Может оказаться сложным собрать всех кандидатов и интервьюеров вместе;

Могут создаться напряженные отношения между интервьюерами, если один попытается доминировать.

Искусство собеседования

Вопросы следует четко и ясно сформулировать. Кандидат должен сосредоточить свое внимание и усилия на ответах на ваши вопросы, а не на расшифровке самих вопросов. Используйте простые и понятные слова. Не задавайте по несколько вопросов "на одном дыхании". Вопросы целесообразно сгруппировать по темам, плавно переходя от одной к другой. Иногда стоит подчеркнуть: "Теперь, когда мы выяснили вопросы, связанные с вашим образованием, поговорим об опыте работы". Не давайте беседе сбиваться с заданного вами курса. Если ответ собеседника увел в сторону от сути вопроса, переспросите его: "Простите, я имел в виду...".

Сделайте так, чтобы кандидат говорил больше, чем вы сами. Помните, что это вы интервьюируете его, а не он вас. Смекалистый кандидат может разговорить вас так, что останется самое благоприятное впечатление о нем, хотя вы слушали самого себя.

Обратите внимание на вопросы, которые он задает вам.

- "Золотое правило" интервьюера: 20% времени задавать вопросы и 80% - слушать.

Воспринимайте кандидата всеми органами чувств. Бессловесный контакт не менее важен, чем словесный. Обратите внимание на мимику кандидата, жестикуляцию, позы, выражение глаз.

Часто важную информацию дают ответы из областей, далеких от непосредственного предмета разговора. Например, тот, кто увлекается полетами на дельтаплане, в сущности, дает вам понять, что любит рисковать. Если он сам построил дом, значит, он настойчив и может многое сделать сам.

Построение вопросов

Хороший интервьюер, чтобы извлечь максимум достоверной информации, пользуется широкой палитрой вопросов, различных как по содержанию, так и по форме. Что же это за вопросы?

1. Вопросы, требующие развернутых ответов, - такие вопросы предпочтительны, поскольку вынуждают кандидата лучше "раскрываться", например: "Насколько хорошо вам удается работать в условиях сильного давления?".

2. Вопросы, предполагающие однозначные ответы, например: "Вы готовы приступить к работе со среды?", "Вы проработали в АО "Перспектива" 2 года?".

3. Вопросы, имеющие целью более реально оценить ответы на предыдущие вопросы: "А были ли у вас ситуации, в которых все складывалось не столь удачно?".

4. Вопросы, иллюстрирующие рассказ о стиле поведения: "Расскажите о том, как вы занимались..." или "Приведите пример того, как...".

5. Если вас что-то насторожило, то спросите: "Приходилось ли вам и в других случаях вести себя подобным образом?".

6. Чтобы направлять беседу, можно воспользоваться концовкой "не так ли?", например: "Поскольку времени у нас мало, мне кажется, стоит перейти к следующему кругу вопросов, не так ли?".

7. Зеркальные вопросы, когда утверждение кандидата вы повторяете в вопросительной форме и выдерживаете паузу. Например, если кандидат сказал, что он коммуникабелен, зеркальный вопрос таков: "Вы коммуникабельны?".

8. Вопросы, требующие выбора и его обоснования, например: "Хотелось бы знать, что вы предпочтете, если...?".

9. Предлагается ситуация, и вы спрашиваете мнение собеседника, например: "Мне всегда казалось, что обслуживать клиента следует только после того, как он оплатил счет, а как вы думаете?".

10. Наводящие вопросы: "Мы считаем, что клиент всегда прав, а что вы думаете по этому поводу?".

11. Серии вопросов, чтобы сосредоточить внимание на разных аспектах ситуации, например:

"Можете ли вы работать в авральном режиме?";

"Расскажите о ситуациях, когда вам приходилось это делать";

"Трудно ли было уложиться в срок?";

"Как возникла критическая ситуация?";

"По чьей вине?";

"Что вы делали?" и т. д.

Выдав всю серию вопросов "одной обоймой", вы можете проверить, способен ли кандидат быстро воспринимать информацию и принимать решения в стрессовом режиме.

12. Вопросы, развивающие предыдущий ответ: "Расскажите об этом подробнее", "Приведите пример", "Это интересно", "Чему вас это научило?".

Что стоит выяснить

Почему кандидат все-таки оставил прежнюю работу; не были ли нарушены кандидатом условия договора?

Реальная причина, по которой он хочет получить данную работу.

Прилежен кандидат или ленив?

Обладает ли кандидат быстрой реакцией?

Открыт ли кандидат для восприятия нового или он упрям и склонен к догматизму?

Наблюдателен ли кандидат?

Инициативен ли кандидат или нуждается в том, чтобы ему давали распоряжения?

Насколько кандидат скрупулезен в работе (и медлителен в исполнении) или он быстр, но небрежен?

На что стоит обратить внимание:

Кандидат сменил много мест работы. Больше, чем одно место работы в год, - сигнал тревоги. Следует отдать предпочтение тому, кто проработал на каждом месте не меньше чем 2 - 3 года.

Красочные описания собственных достижений. Попытайтесь убедиться в ходе собеседования, что это не явные преувеличения.

Туманно сформулированные названия должностей. Расспросите, каковы были реальные служебные обязанности на каждом месте работы. Не следует полагать, что определенная должность в другой фирме означает то же, что в вашей.

Помните, что для некоторых должностей предшествующий опыт не обязателен и может оказаться даже недостатком данного кандидата, если вы предполагаете обучить его работать в соответствии с вашими требованиями.

Черты характера

Тактичен ли человек, сдержан ли, уверен ли в себе?

Легко ли с ним общаться?

Совместим ли он с другими сотрудниками в группе?

Любит ли он одиночество или ему приятно быть на людях?

Постарайтесь задать вопросы, на которые нельзя было бы подготовить стандартные ответы. Обратите внимание на нервозность - в общих случаях это не имеет большого значения, но иногда может оказаться крайне важным.

Следует также выяснить, какова его способность к адаптации, поскольку это очень важная черта характера. Отсутствие психологической гибкости создает серьезные проблемы, поскольку мешает росту и развитию сотрудника.

Внешний вид

Вы имеете полное право ожидать, что кандидат, явившийся на собеседование, будет выглядеть опрятным и хорошо ухоженным. Это указывает на присущее ему чувство собственного достоинства и дает основание предположить, что его работа будет отличаться такой же аккуратностью.

Если он приходит на собеседование в "непрезентабельном" виде, будьте уверены, что он будет выглядеть не лучше, когда явится на работу. И наоборот, только то обстоятельство, что он пришел на собеседование одетый, как коммивояжер фирмы IBM, еще не должно наводить вас на мысль, что именно так он будет всегда выглядеть на работе.

Интеллект и образование

Подберите человека к месту. Если вы назначите высококвалифицированных специалистов на низшие должности, у вас появится масса недовольных сотрудников и возникнет текучесть кадров.

И наоборот, не назначайте малоквалифицированных людей на должности, где, несмотря на все их лучшие стороны, справиться с обязанностями никто из них не сможет. Вы лишь подведете их и себя. Книжные знания редко прямо применимы на работе, хотя могут внушить кандидату иллюзорную веру в собственные возможности. Здравомыслие и желание учиться всегда представляют большую ценность, чем академическое образование.

Наведение справок

В последние годы основным методом получения информации от третьих лиц стало наведение справок. Обычно оно следует за анкетированием. В анкете кандидата просят указать несколько близко знающих его лиц, которые могут подтвердить сообщенные сведения и дополнительно охарактеризовать его как работника.

Одновременно фирма оговаривает свое право на независимый сбор сведений, необходимых для принятия решений о найме. Иногда запрашивается информация о коллегах, приятелях, старших товарищах, родственниках, учителях, которые могли бы охарактеризовать соискателя.

Преобладают две формы сбора сведений: письменный запрос и установление контакта с представителем бывшего нанимателя по телефону. Если соискатель претендует на управленческую должность, кадровые службы интересуются стилем его руководства, отношением к новому, умением работать с людьми, отношением к принятию на себя ответственности за решения.

В части проверки фактических сведений специалистов кадровой службы чаще всего интересует уровень оплаты на прежнем месте работы, размер премирования; объем и качество выполняемой работы, сведения о трудовой дисциплине и количестве пропущенных рабочих дней (в том числе по болезни), здоровье работника, причины увольнения.

Если заявитель сам получает отзыв в свои руки для передачи по месту запроса - соответствие истине не гарантировано: многие люди не захотят писать свое настоящее мнение о заявителе, поскольку последний может прочитать его. В результате авторы подобных писем или сосредотачиваются на недостатках заявителя, или преувеличивают его хорошие черты.

Специальное жюри организации работодателя, знакомое со спецификой данной работы, излагает эти особые требования в порядке их значимости. Затем посылается запрос на рекомендательное письмо, в котором прежнего работодателя просят оценить заявителя. Также осуществляется дополнительная проверка по телефону (особенно по последнему месту работы и получения образования).

Как построить разговор с кандидатом, которого вы выбрали

Итак, процесс выбора завершен. Вы определили того из кандидатов, кому предложите работу. Хорошо, если у вас в запасе остаются еще один-два кандидата, которые вас тоже в основном устраивают. Опыт показывает, что не так уж редко кандидата, проявлявшего заинтересованность в вашем предложении, по тем или иным причинам не удается принять на работу.

Сообщение кандидату о том, что фирма остановила на нем свой выбор, обычно делается по телефону. Не забудьте, что если вы звоните на работу, то обсуждать этот вопрос вашему собеседнику может быть в данный момент неудобно. Непременно начните с вопроса, располагает ли он временем и удобно ли ему обсуждать с вами этот вопрос.

Если вы позвоните и скажете, что предлагаете ему занять данное место в вашей фирме, то, вполне вероятно, услышите стандартную благодарность и просьбу отложить решение на некоторое время для обдумывания предложения. У кандидата могут быть самые разные причины для этого, например, он может ожидать ответа из другой фирмы, которая кажется ему более привлекательной. Он может просто набивать себе цену. Но в любом случае такое завершение разговора совершенно невыгодно вам.

Лучше позвонить и начать с вопроса, сохранил ли ваш собеседник интерес к должности, по поводу которой к вам обращался, - как правило, на это всегда следует положительный ответ. Уточните, не возникли ли у него за это время какие-то вопросы. Их обсуждение может оказаться целесообразным отложить до личной встречи и обсудить после того, как кандидат ознакомится с предлагаемым контрактом.

Возможно, он найдет в тексте контракта ответы на свои вопросы, а возможно, наоборот, появятся новые. Теперь можно переходить к своему предложению. Таким образом, сценарий разговора сам приведет к удобному для вас безотлагательному решению.

Получив устное подтверждение, целесообразно передать кандидату два экземпляра контракта. С момента возвращения вам подписанного кандидатом контракта он считается фактически принятым на работу. Но это не исключает необходимости завершить формальности по приему сотрудника выпуском приказа.

Если во время собеседования не удалось обсудить или достаточно прояснить какие-то вопросы, например, об условиях оплаты и прочих поощрениях, то этот вопрос надо обсудить дополнительно при заключении контракта.

Основные ошибки при приеме на работу

1. Качества, необходимые для работы, не определены четко.

2. Повторные интервью с одинаковыми вопросами.

3. Ложное толкование данных кандидата. С правильного пути уводят гипотетические вопросы типа "Что было бы, если бы...". Руководители "влюбляются" в человека, который умеет "рассказывать красивую байку". Интервьюеры становятся жертвами психологической проекции. В действиях других они усматривают мотивы, на самом деле принадлежащие им самим.

4. Оценка под влиянием предубеждений. Руководитель, который недолюбливает длинноволосых, любит привлекательных женщин или имеет собственное мнение о "типичном инженере", может осознавать или не осознавать свои предубеждения. Но они в большей или меньшей степени окрашивают личные решения.

5. Гало-эффект. Сила или слабость сигнала об одних качествах часто рассматривается как сила или слабость сигнала о других. Красноречие не свидетельствует о выдающихся способностях, так же как его отсутствие не дает оснований для недоверия.

6. Необдуманные решения. Руководитель может фактически принять решение, взглянув мельком на заявление о приеме, бросив взгляд на лицо кандидата, пожав ему руку. Интервью, таким образом, становится формальностью. Информация, подкрепляющая первоначальную оценку, усваивается, а данные, противоречащие ей, отсеиваются.

7. Излишняя чувствительность к негативным факторам. Гипертрофированная чувствительность к признакам отрицательных характеристик.

8. Излишне высокое доверие к интервью. Недостаточное доверие к другим методам сбора информации (например, тестам).

9. Отсутствие системы отбора. Много времени тратится на опрос неквалифицированных людей. Отсутствие системы означает, что какие-то данные контролируются, а какие-то - нет, одних кандидатов тестируют, других - нет.

10. Отсутствие системы принятия решений. Руководители слишком часто сравнивают свои впечатления стихийно, не систематизируя выводы.

11. Большая спешка. Стремление заполнить рабочее место без промедления.

12. Относительные оценки вместо абсолютных. Решения часто принимаются в виде относительного соответствия кандидатов, находящихся под рукой, а не с точки зрения истинных требований к кандидату на эту должность. После проведения интервью с несколькими неудовлетворительными кандидатами средний представляется наилучшим.

Библиография

1. Закаблуцкая Е. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100%. СПб.: Питер, 2009.

2. Иванова С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час. М.: Альпина Паблишерз, 2009.

3. Корда Ф. Собеседование с персоналом. 14 базовых ситуаций. М.: Претекст, 2008.

С. Файбушевич К. э. н., Доцент Санкт-Петербургского государственного Университета экономики и финансов

Здравствуйте! В этой статье расскажем о том, как пройти собеседование.

Сегодня вы узнаете:

  1. Как вести себя на собеседовании;
  2. Какие существуют этапы собеседования;
  3. Какие ошибки чаще всего допускают кандидаты на должность.

Мало . Все мы понимаем — от того, насколько удачно будет пройдено собеседование, зависит возможность попасть на работу в желаемую компанию. Поэтому самое правильное решение – готовиться к его прохождению. Как это сделать правильно, чтобы не упустить работу мечты, поговорим сегодня.

Собеседование: суть понятия

Собеседованием называют личную встречу соискателя с потенциальным работодателем или представителем работодателя при устройстве на работу.

Целью собеседования является выяснение возможностей и навыков соискателя, а также обсуждение возможного сотрудничества.

Какое бывает собеседование

Собеседование делится на несколько типов. О каждом из них далее поговорим подробно.

  • Биографическое – представляет собой аналог анкеты, обсуждается профессиональный опыт соискателя, его образование, что он планирует делать в будущем;
  • Свободное – представляет собой общение в стилистике рассказа соискателя о себе: по-большому счету, это самопрезентация;
  • Ситуационное – интервьюер формулирует для соискателя какую-либо ситуацию. А тот, кто проходит собеседование, должен объяснить, как он себя в ней поведет. Ситуации могут быть разными: для проверки навыков, для выявления уровня устойчивости к стрессам, чтобы проверить мотивацию и ценности соискателя;
  • Стрессовое – этот тип собеседования во многом отличается от других. Его суть состоит в том, что соискателя намеренно провоцируют на конфликт, чтобы выяснить, как он себя поведет. Это очень эффективно, если для будущего места работы важна именно стрессоустойчивость. Соискателю во время проведения собеседования задают провокационные вопросы, также просят отвечать на них быстро, практически не задумываясь;
  • Основанное на изучении способностей соискателя – оценивается профессионализм и личные качества опрашиваемого. Рассматриваются не только результаты, которых достиг человек, но и то, каким образом он этого достиг. Оцениваются также лидерские качества, коммуникабельность, ориентированность на получение результата и прочее. Обычно собеседование такого типа проводит группа интервьюеров из 3-х человек, решение по соискателю принимается сразу после беседы.