Симметричное рисование в иллюстраторе с помощью зеркальных шаблонов Live Mirror. Как нарисовать симметричный предмет

Сегодня мы с вами поговорим о явлении, с которым каждому из нас приходится постоянно встречаемся в жизни: о симметрии. Что такое симметрия?

Приблизительно мы все понимаем значение этого термина. Словарь гласит: симметрия – это соразмерность и полное соответствие расположения частей чего-нибудь относительно прямой или точки. Симметрия бывает двух видов: осевая и лучевая. Сначала рассмотрим осевую. Это, скажем так,«зеркальная» симметрия, когда одна половина предмета полностью тождественна второй, но повторяет ее как отражение. Поглядите на половинки листа. Они зеркально симметричны. Симметричны и половины человеческого тела (анфас) – одинаковые руки и ноги, одинаковые глаза. Но не станем заблуждаться, на самом деле в органическом (живом) мире абсолютной симметрии не встретить! Половинки листа копируют друг друга далеко не в совершенстве, то же относится к человеческому телу (присмотритесь сами); так же обстоит дело и с другими организмами! Кстати, стоит добавить, что любое симметричное тело симметрично относительно зрителя только в одном положении. Стоит, скажем, повернуть лист, или поднять одну руку и что же? – сами видите.

Подлинной симметрии люди добиваются в произведениях своего труда (вещах) - одежде, машинах… В природе же она свойственна неорганическим образованиям, например, кристаллам.

Но перейдем к практике. Начинать со сложных объектов вроде людей и животных не стоит, попробуем в качестве первого упражнения на новом поприще дорисовать зеркальную половинку листа.

Рисуем симметричный предмет - урок 1

Следим, чтобы получилось как можно более похоже. Для этого будем буквально строить нашу половинку. Не подумайте, что так легко, тем более с первого раза, одним росчерком провести зеркально-соответствующую линию!

Разметим несколько опорных точек для будущей симметричной линии. Действуем так: проводим карандашом без нажима несколько перпендикуляров к оси симметрии - средней жилке листа. Четыре-пять пока хватит. И на этих перпендикулярах отмеряем вправо такое же расстояние, какое на левой половине до линии края листика. Советую пользоваться линейкой, не очень-то надейтесь на глазок. Нам, как правило, свойственно уменьшать рисунок - на опыте замечено. Отмерять расстояния пальцами не порекомендуем: слишком большая погрешность.

Полученные точки соединим карандашной линией:

Теперь придирчиво смотрим - действительно ли половины одинаковы. Если всё правильно - обведём фломастером, уточним нашу линию:

Лист тополя дорисовали, теперь можно замахнуться и на дубовый.

Нарисуем симметричную фигуру - урок 2

В этом случае сложность заключается в том,что обозначены жилки и они не перпендикулярны оси симметрии и придётся не только размеры но ещё и угол наклона точно соблюдать. Ну что ж - тренируем глазомер:

Вот и симметричный лист дуба нарисовался, вернее, мы его построили по всем правилам:

Как нарисовать симметричный предмет - урок 3

И закрепим тему - дорисуем симметричный лист сирени.

У него тоже интересная форма - сердцевидная и с ушками у основания придётся попыхтеть:

Вот и начертили:

Поглядите на получившуюся работу издали и оцените насколько точно нам удалось передать требуемое сходство. Вот вам совет: поглядите на ваше изображение в зеркале, и оно вам укажет, есть ли ошибки. Другой способ: перегните изображение точно по оси (правильно перегибать мы с вами уже научились) и вырежьте листик по изначальной линии. Посмотрите на саму фигуру и на отрезанную бумагу.

Если на минутку задуматься и представить у себя в воображении какой-либо предмет, то в 99% случаев фигура, пришедшая на ум, будет правильной формы. Лишь 1 % людей, точнее их воображение, нарисует замысловатый объект, выглядящий совсем неправильно или непропорционально. Это скорее исключение из правил и относится к нетрадиционно размышляющим личностям с особым взглядом на вещи. Но возвращаясь к абсолютному большинству, стоит сказать, что существенная доля правильных предметов все же преобладает. В статье пойдет речь исключительно о них, а именно о симметричном рисовании таковых.

Изображение правильных предметов: всего несколько шагов до законченного рисунка

Прежде чем приступить к рисованию симметричного предмета, нужно его выбрать. В нашем варианте это будет ваза, но даже если она никак не напоминает то, что решили изображать вы, не отчаивайтесь: все шаги абсолютно идентичны. Придерживайтесь последовательности и все получится:

  1. У всех предметов правильной формы есть так называемая центральная ось, которую при симметричном рисовании обязательно стоит выделить. Для этого можно даже воспользоваться линейкой и провести по центру альбомного листа прямую линию.
  2. Далее внимательно посмотрите на выбранный вами предмет и постарайтесь перенести его пропорции на лист бумаги. Сделать это несложно, если с обеих сторон проведенной заранее линии, наметить легкие штрихи, которые впоследствии станут очертаниями рисуемого предмета. В случае с вазой необходимо выделить горлышко, донышко и самую широкую часть корпуса.
  3. Не забывайте о том, что симметричное рисование не терпит неточностей, поэтому если есть некоторые сомнения относительно намеченных штрихов, или вы не уверены в правильности собственного глазомера, перепроверьте отложенные расстояния при помощи линейки.
  4. Последний шаг - соединение всех линий воедино.

Симметричное рисование доступно компьютерным пользователям

В силу того что большинство окружающих нас предметов имеют правильные пропорции, иначе говоря симметричны, разработчики компьютерных приложений создали программы, в которых легко можно нарисовать абсолютно все. Достаточно лишь скачать их и наслаждаться творческим процессом. Однако помните, машина никогда не станет заменой остро наточенному карандашу и альбомному листу.

В этом уроке по Adobe Illustrator мы будем рисовать круговой орнамент, вот такую вот дудловатую мандалу. Она собрана из фрагмента узора, размноженного по кругу с отражением. Также этот узор идёт по внутреннему кругу мандалы со смещением относительно внешнего. Хоть такое построение и кажется сложным на первый взгляд, делается мандала в иллюстраторе быстро и легко. Всё благодаря шаблонам для зеркального рисования Live Mirror Illustrator Templates, которые мы будем использовать в уроке.

Live Mirror Templates это 27 шаблонов для зеркального рисования в иллюстраторе. Шаблоны не нужно устанавливать, просто открываем их в Adobe Illustrator и рисуем. Доступно множество эффектов вращения, дублирования и чередования, и всё это в итоге легко экспандится для стоков.

Возможности шаблонов Live Mirror Templates можно посмотреть в этом видео.


Приобрести набор из 27 шаблонов Live Mirror Templates можно на сайте MAI Tools по микроцене всего в $ 9 – Live Mirror Illustrator Templates

Итак, когда волшебные шаблоны прилетят на ваш компьютер, можно смело приступать к уроку.

Создание кругового узора

Разархивируйте шаблоны Live Mirror . Внутри вы найдёте AIT файлы зеркальных шаблонов и их превью в PNG формате. Возьмём шаблон номер 26 . Из превью видно, что это двухуровневый шаблон, где применено отражение, вращение и чередование рабочего сектора.


Открываем файл шаблона в иллюстраторе (File > Open > Live-Mirror-Template-26.ait) . Появляется новый документ, который выглядит вот так.


Чтобы увидеть, где находится рабочий сектор для рисования, нажмите Ctrl+Y (View > Outline) .


Иллюстратор изменит вид предпросмотра, и вы увидите только одну надпись Draw some cool design here . Именно там и расположен рабочий сектор, он обозначен красным на скриншоте. В этом секторе нужно будет рисовать наш будущий орнамент. Остальные сектора заполнятся автоматически отражёнными копиями.

Удалите текст из рабочего сектора, выделите его и нажмите Delete на клавиатуре. Чтобы вернуться в обычный режим, нажмите Ctrl+Y ещё раз. Теперь можно рисовать в этом секторе. Используйте любой инструмент для этого.


Я решил взять кисть-кляксу Blob Brush Tool (Shift+B) , и нарисовал несколько элементов орнамента вдоль вертикальной направляющей, ограничивающей рабочий сектор. При этом я рисовал только половину узора слева, она выделена на скриншоте. Все остальные копии появляются автоматически в процессе рисования. Это очень удобно, сразу видно, что получается. Кстати, Blob Brush Tool (Shift+B) особенно удобно использовать при работе с графическим планшетом. Вы можете посмотреть на эту тему каст: Как рисовать при помощи графического планшета в Adobe Illustrator.


Продолжаем рисовать в рабочем секторе. Я решил добавить деталей помельче в левой части рабочего сектора. Чтобы изменить параметры Blob Brush Tool , уменьшить толщину линии и т. п, достаточно сделать двойной клик по иконке инструмента. Таким образом зарисовываем всё пронстранство в секторе. Можно спускаться за направляющую, ограничивающую сектор снизу, чтобы узор получился непрерывным.


Буквально несколько минут, и орнамент готов.

Работа с цветом

Орнамент уже сейчас можно отэкспандить и доделывать его как-то дальше по цветам, привычным для вас методом. Но можно работать с цветом и в режиме шаблона отражения. Например, поменяем цвет контуров. Для этого возьмём волшебную палочку Magic Wand Tool (Y) , и кликнем в любую часть орнамента в рабочем секторе.


Иллюстратор выделит векторные объекты, нарисованные вручную, ведь они у нас все одного цвета. Теперь можно назначить им другой цвет. Я выбрал синий.


Формы для заливки можно рисовать той же кистью-кляксой. Но для этого нужно сначала включить функцию Draw Behind - рисование позади объектов. Для этого нажмите на клавиатуре Shift+D один раз (для перехода в обычный режим рисование нужно снять выделение через Shift+Ctrl+A и затем ещё раз нажать Shift+D ). Затем возьмите кисть-кляксу Blob Brush Tool (Shift+B) , сделайте толщину линии побольше, выберите другой цвет, и просто закрашивайте элементы орнамента как в раскраске.


Закрашиваем сверху в рабочем секторе, а объекты будут появляться снизу, как это и полагается заливке. Всё благодаря функции Draw Behind . При этом не обязательно заботиться, чтобы цветные формы были строго внутри контуров. Если появляются заступы или неаккуратности, это придаёт рисунку живость.


Раскрашиваем таким образом весь рабочий сектор. В остальных секторах заливка будет появляться автоматически.


Подготовка и сохранение

Когда всё готово, нужно выделить весь шаблон вместе с содержимым, это можно сделать через Ctrl+A . Затем выполнить команду Object > Expand Appearance .