Штриховка одежды. Как научиться рисовать карандашом для начинающих, штриховка. Сочетание широких и острых линий штриховки

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

Правила рисования карандашом

Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

Растушевка карандашом

В уроке « », как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

Штриховка карандашом

С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

Рельефная штриховка

В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке « » я рисовал дугообразными штрихами.

Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

1 рис. Что же такое штрих? Штрих это одна прерывистая линия, нанесенная на лист бумаги одним взмахом кисти. Линия может быть прямая и округлая, в зависимости от формы которую штрихуем. Штрихи накладываются тесно друг за другом. При штриховке используются разные твердости и мягкости карандаша. Если таких не имеется, то важно научиться по разному надавливать на карандаш (если сильнее - получится более темный оттенок, слабее - более светлый). Штрих наносится по форме предмета или перекрестно. Важно это помнить! Итак, у нас имеется натюрморт, с чего же начать? Для того, чтоб нам было проще понять как будет ложиться штрих мы по предметам сделаем сетку из вспомогательных линий (напоминаю, на карандаш не давить), как на рисунке. Тем самым мы покажем оббьем предметов. Линии сетки наносим по форме линий предметов.

2 рис. Прежде чем начать штриховать вы должны понять, что у каждого предмета есть теневая сторона, и есть сторона света, а есть и падающая тень от предметов! Обратите внимание на рисунок. В верхнем правом углу указан стрелкой свет. А теперь посмотрите как этот свет падает на предметы- где тень, а где свет. А также по направлению падающих лучей света вы пожжете увидеть падающую от предметов тень. Можете провести несколько экспериментов с кружкой дома. Очень хорошо! Теперь можно штриховать. Штрих мы будем накладывать сверху вниз по горизонтальной линии сетки с левой стороны от света (см.рис). Обратите внимание, тень не полностью покрывает теневую сторону, оставляя край светлым. Обязательно под руку надо подкладывать лист бумаги, т.к. карандаш имеет свойство растираться тыльной стороной руки, при наложении штриха. На светлой части кувшина и кружки у края линии легким надавливанием карандаша покажите слабую тень.

3 рис. Молодцы, идем дальше! Теперь я вам расскажу о градации между тенью и светом. Есть такое понятие полутень и полусвет, обратите внимание на рисунок. Иначе говоря, это плавное перетекание из тени в свет. Есть еще одно понятие, которое надо запомнить - «рефлекс». Рефлекс это отражение лучей света. Встречается рефлекс под самой тенью (см.рис.). Говоря о падающей тени, она имеет свойство рассеиваться, т.е. у начала предмета она темнее и чем дальше от него, тем светлее. Итак, давайте продолжим штриховать. Далее мы продолжаем накладывать штрих уже по вертикальным линиям сетки. Обратите внимание, надавливание карандаша на штрих зависит от того, что? Свет, полусвет или тень вы рисуете, если тень - сильнее; полусвет, рефлекс - слабее.

4 рис. Это последний этап, вы почти справились! Здесь наша задача состоит в том, чтобы наш натюрморт не был прозрачным и грубым! Важно добавить предметам плотности и реалистичности. Как мы это сделаем? До этого мы использовали штрих по сетке (форме), теперь для уплотнения мы можем пестами добавлять диагональный плавный штрих, а также по сетке (если где-то не хватает). Рефлекс штрихуем как полусвет. Добавляем тень от ручки кружки и штрихуем поверхность стола. Для реалистичности можете ярче обвести контуры видимого эллипса на посуде и др. линий (см. рис.). Вот натюрморт и готов!

Виды штриховки.

Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:

1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.

2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».

3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».

4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.

5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.

6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.

7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.

8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

Соединение линий штриха в единое целое.

В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:

Сочетание широких и острых линий штриховки.

Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов - как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:

Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка - первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.

Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.

Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… - прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.

В заключении, хочу сказать, что существуют разные техники ведения тонального рисунка, большое количество разновидностей штриховки, разные подходы в работе. Но описанные в этой статье ключевые моменты, являются основой, на которой базируется работа над академическим рисунком.

Как на практике реализуется вышесказанное Вы можете посмотреть на примере моих работ в разделе «Рисунки».

5 секретов красивого штриха.

На курсе «Я художник», который я сейчас провожу, возник вопрос «Как научиться красиво штриховать?» Я думаю, это интересно не только участникам курса, поэтому публикую ответ здесь)

Обсуждение началось с этого рисунка:

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

  1. Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш. Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)
  2. Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии - смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
  3. Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать - то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки - от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
  4. Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними - плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.
  5. Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане - там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой - так показывается воздушная перспектива.
  6. И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

    Еще одно важное замечание: особенности штриховки во-многом зависят от характера человека и темперамента. Это как почерк. Поэтому не расстраивайтесь, если ваша манера штриховать отличается от манеры других художников, и сравнивайте свои рисунки только с собственными!

    Учимся рисовать - Штриховка карандашом и ручкой

    На этом занятии мы с вами узнаем, каким образом можно пользоваться ручкой и карандашом при штриховке.

    На рисунке ниже нанесён обычный эскиз лица в исполнении шариковой ручки, и глаз в крупном плане, изображенный с помощью размазанной и мягкой штриховки простым карандашом.

    Перед вами самая обычная иллюстрация, которая отображает основной способ использования карандаша при штриховке.

    Такой штриховки легко добиться, для этого нужно лишь водить карандашом взад и вперед.

    Этот вид штриховки является самым простым не только для карандаша, но и для ручки, он, безусловно, подойдет любому.


    Давайте рассмотрим еще несколько методов штриховки. Чтобы получить очень темный фон, взгляните на тот пример, что приведен слева. Если на карандаш с каждым разом нажимать немного сильнее, можно делать темнее тон. Нужную нам область рисунка можно закрасить именно таким способом.

    Более жесткая штриховка показана на примере справа. Для этого в конце каждой линии, мы слегка отрываем карандаш от бумаги. Остальное делаем так, как описывалось ранее.

    Приведем еще пару примеров штриховки карандашом. На рисунке слева показано, что каждый раз, нанося все более короткие штрихи, мы незаметно сводим их на нет, аналогично конусу. Это может благотворно влиять на большинство областей штриховки.

    На рисунке справа штрихи изображены движениями по кругу. Также это иногда пригодно для использования в небольших областях тонкой штриховкой, либо при изображении ткани, либо для рисования других «специальных» структур. При использовании таких движений можно придать рисунку некую беспорядочность.

    Ниже изображен эскиз, который был нарисован простой шариковой ручкой, рядом с ним находится увеличенный план штриховки, которую я использовал в области скулы. Здесь можно детально рассмотреть, какими видами штриховки я пользовался.

    На изображении можно увидеть, как одни линии отличаются от других более глубокой затененностью, для этого я гораздо сильнее нажимал на ручку, чтобы тона казались темнее.

    Сей-Хай

    Современное интернет издание о творчестве

    Основы рисования: техника рисования карандашом

    Эта статья будет посвящена рисованию карандашом. Если вы хотите научиться рисовать, но никак не можете приступить, сейчас самое время заняться обучением. Возьмите лист бумаги, карандаш и пробуйте Начнем с техники рисования.

    Техника рисования карандашом

    Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом.

    С помощью штрихов (коротких линий) можно очень удачно передать тон предмета. В зависимости от количества рисуемых штрихов можно получить разные уровни насыщенности тона (чем меньшее штрихов – тем тон светлее, чем больше штрихов, тем темнее). Направлением штрихов вы можете передать фактуру поверхности фигуры. Например, горизонтальные штрихи хорошо передадут поверхность воды, а вертикальные штрихи – траву.

    В основном, штриховка выполняется короткими прямыми штрихами с примерно одинаковым расстоянием между ними. Штрихи накладываются на бумагу с отрывом карандаша. Сначала делается одна тонкая линия, потом карандаш возвращается на линию начала, и таким образом наносятся все остальные штрихи.

    Для усиления глубины тона можно применить перекрёстную штриховку. Например, на косую штриховку накладывают горизонтальную, затемняя тон, затем на то, что вышло, можно наложить косую штриховку в направлении обратном первому – это затемнит еще больше. Самым темным в этом случае окажется тон, где сочетаются штриховки всех направлений.

    Растушевка

    Растушёвка - один из основных приемов, который можно применить при выполнении рисунка начинающим художникам. С помощью градации тона можно придать фигуре объема. Вообще, растушёвка – это частный случай штриховки. После нанесения штрихов, используя свойства графита карандаша и специальный инструмент-растушевку, их растушёвывают (размазывают) до получения однородного тона.

    Однако, и выполнение самой растушёвки имеет ряд особенностей.

    1. Растушёвку штрихов необходимо выполнять вдоль штрихов, но не поперёк. Выполняя растушёвку вдоль штрихов, вы добьетесь тем самым более естественного тонирования.
    2. Для растушёвки используют не только простую штриховку, но и зигзагообразные штрихи.

    С помощью таких техник можно изобразить на бумаге все, что угодно.

    10 частых ошибок, которые совершают новички

    Большинство людей, которым нравится рисовать, делают первые шаги самостоятельно. И даже если это всего лишь хобби, они все равно делают различные зарисовки. Мы хотим написать о 10 возможных ошибках, с которыми наверняка сталкиваются все начинающие художники.

    1. Неправильно подобранный карандаш

    Если у вас плохо выходят тени, проверьте маркировку своего карандаша. Скорее всего, он слишком жесткий. Тени рекомендуется прорисовывать карандашами с маркировкой B, 2B и 4В, но никак не HB.

    2. Рисунок с фотографий

    Каждый художник начинает срисовывать с фотографий. Но очень часто фотографии не передают достаточного количества черт лица для хорошего рисунка. Когда лицо человека расположено в анфас, будет трудновато правильно смоделировать его лицо на бумаге, поскольку исчезает перспектива сзади головы. Попробуйте взять фотографию, где голова человека наклонена немного в сторону. Таким образом портрет будет более реалистичным и с лучшей передачей теней.

    3. Ошибочные основные пропорции

    Очень часто люди начинают сразу уделять внимание деталям, рисуя их полностью без набросков всего рисунка. Это неправильно, так как вы не планируете правильные пропорции заранее. Сначала желательно сделать наброски всего рисунка, а только потом прорисовывать углубленно детали.

    4. Искривленные черты

    Мы привыкли смотреть на человека прямо и при рисунке выравнивать черты лица. В итоге, портрет выходит довольно искаженным. При рисовании сложных предметов попробуйте сначала очертить направляющие, по которым дальше будет легче выстроить рисунок.

    5. Рисунок животных

    Обычно мы смотрим на наше животное сверху вниз. От этого голова нам кажется больше, чем все тело, и теряется нормальная пропорциональность. Попробуйте отвлечь животное, чтобы оно повернуло мордочку в сторону, тогда рисунок выйдет более правдивым.

    Если вы рисуете каждую волосинку или травинку отдельно, то рисунок выйдет отвратительный. Постарайтесь делать резкие наброски, следуя от темного к светлому.

    Не пытайтесь рисовать правильными формами деревья, цветы, листья. Используйте контуры и полутени для реалистичности.

    8. Неправильная бумага

    Прежде чем покупать бумагу, проверьте ее на кусочке образца, изобразив что-нибудь легкое. Бумага может быть слишком гладкой и рисунок будет бледным. Также бумага может быть слишком жесткой, и рисунок будет довольно плоским.

    9. Объемность

    Старайтесь при передаче объема не использовать четкие линии для краев. Они могут быть очерченными легкими линиями разной тональности.

    Очень часто не выходит наложить тени ровно. Старайтесь использовать полный цветовой диапазон карандаша, уходя от светлого к самому темному. Если вы боитесь переборщить с темным, подложите под край кусочек бумаги, и вся чернь будет на ней.

    Сначала может показаться, что рисунки карандашом слишком обычные, тусклые. Но с помощью карандаша можно передать огромное количество эмоций.

    Небольшая подборка видео каналов по рисунку карандашом:

    От автора: Если вас интересует живопись, рисунок, композиция, и искусство в целом, то вам сюда! По специальности я Живописец-Монументалист. Окончила МГАХИ им. Сурикова. На канале Art Shima вы найдете ролики на которых я рисую и пишу маслом, и ролики с советами. Так как я владею многими техниками, вы можете смело задавать вопросы, и я с радостью на них отвечу. Подписавшись на мой канал, вы сможете видеть все мои новые видео.

    Интересные видео уроки на любую тематику.

    Работы посложнее, но с хорошим описанием. Если очень захотеть, и такое выйдет.

    Техника рисования: растушевка и штриховка карандашом


    Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

    Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

    Правила рисования карандашом

    Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

    В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

    Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

    Растушевка карандашом

    В уроке «Как нарисовать нос человека карандашом поэтапно», как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

    Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое - это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

    Штриховка карандашом

    С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

    Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

    Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

    Рельефная штриховка

    В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке «Как рисовать губы простым карандашом: поэтапный урок» я рисовал дугообразными штрихами.

    Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

    Азами азов рисунка являются линии и штрихи. Линии в рисунке формируют контур объектов, а штрихи образуют их тональность, создавая иллюзию светотени, объема и пространства. Теперь поподробнее разберемся в понятиях.

    Линия

    Линия - это прямая, ломаная или кривая, условно не имеющая толщины. Например, вытянутый прямоугольник не есть линия. Однако, если его длина многократно превосходит ширину, то его можно считать линией. В рисунке линия способна отобразить видимые конутры объекта, создать ощущение объема, формировать иллюзию пространственности и подчеркивать наиболее контрастные участки. Достигается это за счет характера линии: ее формы, толщины и насыщенности.


    Штрих

    Штрих - это линия, формирующая визуальный объем объекта и пространство вокруг него в рисунке. В классическом (академическом) рисунке штрихи наносится по форме изображаемых объектов. Множество упорядоченных штрихов формируют тон в рисунке.


    Тон - это светотеневая градация. Именно тон дает возможность отобразить в рисунке падающий на объекты свет и отбрасываемые ими тени, а также обозначить степень светлости или темности объектов. Тон в рисунке формируеся с помощью штрихов и других художественно-графических средств.

    Рисование линий


    Прямая линия

    Казалось бы, что сложного в том, чтобы нарисовать обычную линию. Однако, возьмите в руки карандаш с бумагой и попробуйте нарисовать длинную идеально прямую линию. Получилось? Возможно, да. Но, если внимательно присмотреться, то окажется, что линия имеет неровности.


    Квадрат

    Возьмите карандаш с бумагой и нарисуйте от руки квадрат. При рисовании квадрата соблюдайте ровность линий, точное соотношение сторон и угол наклона между ними в 90 градусов. Нарисовать...


    Треугольник

    Нарисуйте равносторонний треугольник. Старайтесь нарисовать именно равносторонний треугольник с одинаковыми сторонами и углами между ними. Обратите внимание также на ровность линий. Нарисовать...


    Круг

    Все в школе чертили круги с использованием циркуля. Сейчас же задача нарисовать круг от руки только при помощи карандаша. Помните, что в силу определенных человеческих особенностей при рисовании круга от руки он часто получается вытянутым. Постарайтесь, чтобы круг был менее "лохматым", то есть состоял как можно из меньшего количества штрихов максимально близко расположенных друг к другу. Нарисовать...


    Академический штрих

    В академическом рисунке принято штриховать объекты по их форме. Попробуем таким образом заштриховать квадрат. В квадрате проведите прямую горизонтальную линию сразу под его верхней гранью, затем с очень маленьким интервалом относительно нее еще одну, и так рисуйте линии до нижней грани квадрата. По окончании у вас получтся квадрат, полностью заполненный плотно расположенными друг к другу горизонтальными линиями. Если отодвинуть рисунок от себя и прищурится, то окажется, что квадрат приобрел серый оттенок. Так формируется тон с помощью штриховки в классиеском рисунке. Нарисовать...


    Свободный штрих

    Чеще всего в современном рисунке применяется свободная не академическая штриховка. Освоим ее на примере заштриховывания треугольника. Внутри треугольника не отрывая карандаша от листа бумаги наносите диагональные (паралельные между собой) линии от одгого края треугольника к другому до тех пор, пока не заполните весь треугольник. В данном виде штриховки штрихи не ложаться по форме объекта, а рсаполагаются под удобным художнику углом. Важно создать с помошью штрихов тональное пятно, которое будет обозначать тень или степень темноты объекта. Нарисовать...


    Заштриховывание круга

    Заштрихуем круг двумя способами академическим и свободным. Начнем с академического заштриховывания круга. В левой нижней части круга наносим круговыми движениями штрихи. Сначала с маленькой дистанцией между штрихами, затем постепенно увеличивая интервал. Штрихи должны повторять форму круга в которую они вписаны. Если все зделано правильно, то визуально круг станет похож на шар. Нарисовать...



    Теперь заштрихуем круг в свободном стиле. Штрихи наносите по диагонали под любым удобным углом. Главное, чтобы штриихи между собой были паралельны. Нарисовать...

    Резюме

    Резюмируем вышесказанное. Линия является основой любого изображения. Одиночными линиями можно изображать конутры объектов. Если нарисовать большое количество линий, расположенных паралельно близко друг к другу, то они сформируют тональное пятно. Фактически, такое расположение линий в рисунки считается штриховкой. Разобравшись с важностью линии в рисунке, можно приступать к более интересным темам: законы перспективы и светотени.

    Рисование - это, несомненно, великое искусство. С помощью карандаша или красок можно представить любой предмет и подчеркнуть его форму, объём и другие параметры. При помощи штриховки карандашом можно передать настроение того или иного объекта, а также сделать его максимально похожим. Самой важной деталью в рисунке является линия. Именно благодаря ей на бумаге появляются чёткие очертания. Для того, чтобы правильно провести линию, нужно учесть некоторые детали.

    Важные моменты, на которые следует обратить внимание

    Во-первых, это бумага. Она должна быть плотной, белой, и иметь шероховатую поверхность. Специальная бумага для художника называется ватман.

    Во-вторых, играет роль заточка самого карандаша. Стержень графита должен выступать из деревянной части на 8-10 мм, а сама деревянная часть должна стачиваться примерно на 25-30 мм и не иметь шероховатостей. Стержень должен быть тонким и легко ложиться на бумагу. Для наброска более удобней выбирать карандаши ТМ или 2М, также подойдёт и НВ. Начальная стадия рисунка выполняется более твёрдым карандашом, затем в процессе работы можно переходить на более мягкий.

    В-третьих, нужно правильно выбрать угол падения света. Лист бумаги нужно располагать таким образом, чтобы будущий рисунок максимально был освещён, а тень от руки не падала на лист.

    Конечно же следует помнить, что сидеть за столом необходимо ровно, не наклоняясь низко над рисунком. Лёгкая классическая музыка поможет погрузиться в фантазии и карандаш непринуждённо заскользит по бумаге. Хотя, конечно, можно рисовать и в полной тишине.

    Правильное положение рук

    Итак, первые штрихи очертания предмета выполняются легко и без нажима. Ровная линия проводится небольшими отрывистыми штрихами, обозначая контуры. Следует учесть, что карандаш не берут, как привычную шариковую ручку. Его следует держать по-другому. Карандаш нужно брать двумя пальцами таким образом, чтобы большой был сверху карандаша, а указательный палец под карандашом. Пальцы должны фиксировать лишь не заточенную часть карандаша. Нужно следить за тем, чтобы рука не лежала на рисунке полностью. Касаться бумаги может только мизинец. При таком положении рук, рисующий сможет спокойно наблюдать за своими действиями, выводя на бумаге не только ровные контурные линии, но и продвигаться по кругу.

    Длинные прямые линии следует проводить взмахом всей руки, линии средней длины удобней изображать, двигая только кистью. Плавные короткие штрихи нужно выводить только пальцами по поверхности листа.

    В зависимости от нажима, линии могут быть очень тонкие, едва заметные глазу, а могут быть сильно насыщенными. Чтобы получить хорошую тёмную линию, совсем не обязательно давить на карандаш со всей силы. Достаточно взять более мягкий карандаш и слегка усилить нажим.

    Карандаш сам по себе, как материал, широко используется в графическом изображении того или иного предмета. Графит, из которого в большей части и состоит карандаш, имеет свойство легко ложиться на лист бумаги, хорошо там находиться, и не осыпаться с течением времени.

    Если карандашная линия получилась не такой, как была запланирована, её можно с лёгкостью затереть ластиком. Резинка должна быть достаточно мягкой, белого цвета.

    Но бывает так, что после наложения многократной штриховки, карандашную линию вытереть почти невозможно – образуются лишь некрасивые серые потёртости. В таком случае рисунок от краха спасёт хлебный мякиш. После этого потёртость уже не будет такой серой и работу можно будет продолжить дальше.

    Составляющие рисунка

    В любом рисунке присутствуют такие понятия, как свет, тень, блик, рефлекс и не только. Начинать штриховку нужно со светлой стороны предмета, постепенно переходя в теневую часть.

    Штриховка представляет собой совокупность мелких тонких коротких линий. Её выполняют путём наложения под разными углами. В основном, это наклонные линии. Как правило, края предмета
    штрихуются по форме. В таком случае линия загибается.

    Штрихи должны ложиться рядом друг с другом на расстоянии меньше миллиметра.

    Чтобы передать тень, нужно накладывать несколько слоёв штриховки, усиливая нажим карандаша. В той части, где на предмете существует блик, штриховку вытирают круговыми движениями, тем самым высветляя предмет.

    Полутень – это место перехода от светлой части к тёмной. Его выполняют более тщательно, прорисовывая все невидимые дальние линии предмета.

    Тень – это самая тёмная область. Здесь используется многослойная штриховка, более мягким карандашом. В тени существует небольшой отблеск от предметов, находящихся рядом. Он называется рефлексом, и является светлее тени.

    Правильная штриховка, а также соблюдение пропорций и расположение на плоскости даёт возможность увидеть красивый грамотный рисунок, который вызовет восхищение окружающих.