Школьная форма в американских школах. Марина бармани "исторические города россии", продолжение

А вы знаете, как одеваются школьники в других странах?

Как одеваются нынешние школьники бывшей огромной страны и какое теперь отношение к этой школьной форме, мы уже знаем не понаслышке.

У всех нас разные мнения, у всех разные настроения, и каждый остается при своем. И все же, время, когда ученики Древней Греции надевали поверх хитонов хламиду, а в Древней Индии было обязательно носить даже в сильную жару набедренные штаны дхоти и рубаху-курту, не так уж и далеко. И традиция облачаться в специальную форму одежды, отличающую не учащуюся детвору от учащейся, как ни крути, осталась. Хотя в России XIX века не считалось зазорным ходить в гимназической форме и после уроков, и даже поощрялось. Но… времена бегут, годы уходят, и вот Франция, Германия и добрая половина Европы уже отменили вообще какую-либо форму, и пестрая детвора тащит разноцветные ранцы, выдувая жевательные пузыри.

Но все же остаются традиции и остаются манеры. Посмотрим же, как и во что одеваются ученики тех стран, в которых школьную форму не отменили. Увидим, что необычного в такой одежде, или почувствуем ностальгию. И увидим, что можно даже гордиться именно «своей» школой и своей школьной формой.

На наш взгляд, вовсе и неплохо иметь свой стиль, свою эмблему, свое отличие и быть смалу дисциплинированным во всем.

Япония

В Японии школьная форма появилась в конце XIX века. В нынешнее время школьная форма есть в большинстве частных и государственных школ, но единного фасона и расцветки не существует.

Японские школьницы, 1920, 1921

В начале 20-х годов ХХ вкка в женскую школьную моду вошли матроски европейского образца. Любители восточной культуры называют их на японский манер сэйфуку или же сейлор фуку (матросский костюм). Такие платья заказывались у определенного производителя только для учениц конкретной школы. Матроски были и остаются популярными во многих школах, но все они отличаются деталями кроя и цвета.

Часто в интернете можно встретить изображения старшеклассниц в очень коротких форменных юбках. Естественно форму не шьют с таким коротким юбками, школьницы укорачивают их сами. Мода на короткие школьные юбки появилась в начале 90-х годов под влиянием популярной японской поп-исполнительницы Нами Амуро. В основном, подворачивая сверху и притягивая ремнём, а сверху подворот и ремень закрывается кофтой, пиджаком или жилеткой. В таком виде японские школьницы дефилируют, как правило, от дома до школы, а перед входом в учебное заведение юбки опускаются до положенной длины. В то время как в 70-80-е годы в советских школа юные модниц (и их мамы) форму укорачивали навсегда, отрезая «лишнюю» длину и подшивая подол.

Шри-Ланка

Во все государственных и большинстве частных школ Шри-Ланки ученики носят школьную форму.

Форма для мальчиков состоит из белой рубашки с короткими рукавами и синих шорт (до 10 класса, около 15 лет). В торжественных случаях надевается белая рубашка с длинными рукавами и белые шорты. Юноши старше 10 класса вместо шорт носят брюки.

Школьная форма для девочек отличается от школы к школе, однако, как правило, она целиком состоит из белой материи. Возможные различия: платье с короткими рукавами или без рукавов, с воротником или без. К белому платью обычно прилагается галстук.


Ниже пример формы в мусульманской школе Шри-Ланки

Волшебный лиловый цвет, и девочки выглядят счастливыми

Бутан

Школьная форма Бутана - это вариант традиционной национальной одежды, которая называется «гхо» - для мальчиков и «кира» - для девочек. У каждой школы своя расцветка.


Куба

На Кубе форма обязательна, и не только для школьников, но и для студентов. По цвету школьной формы можно определить, в каком классе учится ребенок.

Можно выделить три основных типа формы.

Младшие классы - бордово-белый. Девочки одеваются в бордовые сарафаны и белые блузки. Мальчики носят бордовые брюки с белыми рубашками. Как мальчики, так и девочки носят галстуки-косынки в стиле тех, что носили советские школьники. Правда, на Кубе галстуки бывают не только красные, но и голубые.


Средние классы - белый верх и жёлтый низ. Для девочек это жёлтые юбки, а для мальчиков брюки. Девочки также носят высокие белые носки под свои солнечные юбки. Этот вариант формы для учеников постарше.

Старшие классы - оттенки синего, а точнее, голубой верх и тёмно-синий низ. Всё также для девочек это юбка с блузкой, для мальчиков - рубашка с брюками

Северная Корея

Ученики в Северной Корее похожи на советских пионеров. Основной неотъемлемый аксессуар к школьной форме - это красный галстук, символ коммунистического движения. Единого стандарта формы нет.


Вьетнам

Форма во Вьетнаме может меняться в зависимости от школы или района, где расположена школа. Но, как правило, наиболее распространена форма - светлый верх, темный низ и красный галстук на манер пионерского. Такую форму носят школьники младших и средних классов. Старшеклассницы же носят традиционную национальную одежду Аозай (длинная шёлковая рубаха, надетая поверх штанов) белого цвета. Старшеклассники предпочитают темные штаны и белы рубашки, но уже без галстука. В отдаленных деревнях школьную форму не носят.

Девушки, облаченные в Аозай выглядят очень изящно

Традиционная одежда не только красивая, но и комфортная

Англия

В современной Англии в каждой школе своя форма. Здесь широко используется школьная символика и определенный стиль, которые выделяют учеников. Более того, в престижных школах Англии форма является предметом гордости. Пиджаки, брюки, галстуки и даже носки ни в коем случае не должны отклонятся от заданной традиции. Это считается не просто нарушением, но и неуваженнием к определенному учебному заведению.

Ниже приведены наиболее интересные, на наш взгляд, школы Англии.

The King’s School in Macclesfield

The Ryleys Preparatory School

Cheadle Hulme School

Eton College


Ученицы австралийской школы

Еще одни ценители яркой формы - африканцы. Здесь школьная форма поражает многообразием оттенков. Оранжевая, зеленая, фиолетовая, желтая - в каждой школе выбирают свой цвет.

Королева Елизавета и школьницы Ямайки

Школьная форма в спортивном стиле распространена не только в Германии, но и в Китае. Так, для холодного времени года у школьников есть темная ветровка и брюки, для летнего - белая рубашка и шорты для мальчиков, блузка и синяя юбка - для девочек. И, зачастую, красный галстук!

Страной, в которой школьная форма популярнее, чем в Великобритании, можно считать Японию. Кто из нас не видел героинь мультфильмов аниме, одетых в длинные белые гольфы, юбки в складку, пиджаки и белые блузки? Иногда японские школьники носят форму под названием "сейлор фуку" или "матросский костюм". Вместе с ней надевают яркий галстук и, как правило, берут с собой массивный рюкзак.

Японские школьники и школьницы

Во многих частных школах США и Канады форма считается обязательной, но при этом в каждом учебном заведении она своя. Чаще всего это наряды довольно сдержанных цветов - синего, серого, темно-зеленого. В некоторых школах девочки носят юбки в клеточку, мальчики - полосатые галстуки. Обязательными компонентами формы также, как правило, являются рубашки с длинным и коротким рукавом, кардиганы и пиджаки. Единственная форма, в которой вас "пустят" в любую американскую школу - форма для игры в американский футбол.

Школьницы Нового Орлеана

Так мы добрались и до школьной формы России. Впервые ее ввели в 1834 году, когда в Российской Империи приняли закон о гимназических и студенческих мундирах. Спустя 62 года, она стала обязательной и для учениц гимназий. Позднее школьная форма была отменена, и только в 1949 году, во времена СССР, вновь вернулась. Гимнастерки с воротником-стойкой для мальчиков, коричневые платья и фартуки - для девочек, пионерский галстук для всех - стандартная форма любого советского школьника.

Сейчас в России нет единой формы, она введена только в части учебных заведений. В основном, это одежда спокойных оттенков, которую разрешается дополнять вещами из повседневного гардероба. Она выглядит более современно, чем во времена СССР, но на "Последний звонок" ученицы российских школ все же предпочитают надевать белые фартуки и завязывать банты, как это делали их мамы.

I)&&(eternalSubpageStart


Школьная форма - необходимость или пережиток прошлого? На эту тему в преддверии Дня знаний идут нешуточные баталии. Чтобы дать нашим читателям основу для этих споров, мы расскажем о том, как и когда возникла форма, как к этому школьному атрибуту относятся в разных странах и чем портфель британца отличается от рюкзака японца.

История возникновения школьной формы, впрочем, сама по себе спорна. Одни считают, что ходить в учебное заведение в одинаковой одежде начали в Древней Греции. Учеников просили носить рубашки или хитоны, легкие доспехи и накидку под названием хламида. Другие историки с такой версией событий не согласны, они ссылаются на то, что подобную одежду носили чуть ли не все греки, а по настоящему строгие требования к школьной форме предъявляли в Древней Индии. Как бы ни было жарко, ученик должен прийти в набедренных штанах дхоти и длинной рубахе курта.

А вот в том, что касается Европы, все предельно ясно. Страной-первопроходцем во введении школьной формы считают Великобританию. Впервые с античного времени специальная одежда появилась в школе Christ"s Hospital. Ученики носили темно-синие фраки с фалдами, жилеты, яркие гольфы и кожаные пояса. Правда, тогда - в 1552 году - в Christ"s Hospital учились сироты и дети из малообеспеченных семей, а сейчас эта школа считается элитной. Согласно недавнему опросу, даже современные ученики Christ"s Hospital положительно отзываются о школьной форме. Пусть она не меняется вот уже 450 лет, школьники воспринимают ее как дань традициям, а не как устаревший атрибут.

Ученики одной из британских школ, Harrow, в школьной форме

Сейчас в Великобритании нет единой формы для всех учебных заведений. В каждой школе существуют свои требования. Например, в Harrow мальчики носят не только брюки и пиджаки, но и соломенные шляпы, а в Elizabeth Garrett Anderson ученики сами придумали дизайн одежды - серые костюмы с розовыми полосами. В самых престижных учебных заведениях обязательным элементом школьной одежды считается логотип или герб.

Ученики британского колледжа Eton

В других европейских городах школьная форма не так котируется. Так, во Франции единая школьная форма существовала лишь в 1927-1968 годах, в Польше - до 1988 года, в Германии и Швейцарии она напоминает спортивные костюмы и принята лишь в части учебных заведений.

Примеру Великобритании последовали и ее бывшие колонии - Индия, Австралия, Сингапур и другие. Там школьную форму не отменили даже после признания этих государств независимыми. Так, школьники Индии посещают занятия только в специальной форме: мальчики - в темно-синих брюках и белых рубашках, девочки - в светлой блузке и темно-синей юбке. В некоторых школах в праздничные дни девочки надевают сари.

Еще одна бывшая британская колония - Сингапур - не ввела единую форму для всех школ. В каждом учебном заведении она отличается по цвету, но состоит из классических элементов - шорт и светлых рубашек с короткими рукавами для мальчиков, блузки и юбки или сарафана - для девочек. Форменная одежда некоторых школ обильно украшена значками или даже погонами.

Школьную форму носит и большинство австралийских и новозеландских учеников. По своему разнообразию она может сравниться с британской. Но в школах Австралии из-за жары чаще носят шорты, нежели брюки, а на голову надевают шляпы с широкими или узкими полями.

Ученицы австралийской школы

В еще одной жаркой стране - на Ямайке - школьная форма считается обязательной. Во многих учебных заведениях предъявляют требования не только к костюму, но и к цвету носков или высоте каблука туфелек. Украшения не приветствуются, экстравагантные прически - тоже. Многие мальчики носят рубашки и брюки цвета хаки, а девочки - сарафаны ниже колен разных цветов, дополненные нашивками с названием школы.

Немногие знают, но первые экземпляры школьной формы появились еще в 15 столетии, с тех пор она торжественно шествует по миру. В большинстве школ развитых стран введена форма, чем объясняется ее популярность?

  • По форме невозможно понять достаток семьи, гендерные или межнациональные отличия;
  • С детства учащимся прививается официальный стиль одежды;
  • Развивается чувство команды и коллективизм;
  • Школьная форма не позволяет развиваться субкультурам и активно демонстрировать свои взгляды.

В каждой стране свои понятия того, какой должна быть форма учащихся. Самые консервативные традиции сохранились в Великобритании, там практически у каждой школы или колледжа имеются свои знаки отличия.

В странах Востока форма только подчеркивает национальные традиции и разительно отличается от европейских аналогов. Яркий тому пример - Малайзия, Оман. Интересно также, что школьники Бутана портфели или сумки не носят вовсе. Письменные принадлежности и учебники они носят в специальных карманах школьной формы.

Форма школьников Австралии и Новой Зеландии максимально проста и удобна. Юбка, шорты, джемпер или рубашка: никаких строгих отутюженных стрелок, пиджаков или воротничка-стоечки: комфорт - прежде всего.

Японские школьники одеваются просто и удобно: складчатые юбки или брюки, рубашки, галстуки.

А вот форма бразильских детей больше напоминает костюм для игры в футбол. Зато удобно.

Форма в России тоже претерпела существенные изменения: в младших классах все чаще можно встретить детей, одетых в однотонные или клетчатые костюмчики, зато старшеклассники не отказывают себе в удовольствии пощеголять в одежде «а-ля СССР».

Нигерия, Конго, Кения - здешняя форма отличается максимально свободным кроем (еще бы, в Африке все таки совершенно другой климат), однако далеко не все учебные заведения поддержали введение универсальной одежды.

Школьники Вьетнама напоминают отдыхающих из Артека (бирюзовый низ в сочетании со светлой рубашкой и контрастным галстуком смотрится весьма колоритно). На Кубе в форме можно угадать общие черты с одеждой из коммунистического прошлого. Кому как, а автору школьники очень напоминают пионеров.

В Колумбии, Сингапуре и еще ряде стран одежда школьников неброская и даже скучноватая.

В Узбекистане решили не придерживаться национального колорита, поэтому форма в школах имеет простой и узнаваемый крой.

В Индии в некоторых школах по прежнему не отменено сари, заменяющее форму, но в большинстве учебных заведений все же ввели более удобную одежду. В Туркменистане на одежде можно увидеть национальные узоры и орнаменты, но покрой довольно типичный.

По форме сложно судить о школах и народе в целом, ведь очень редкие страны не утратили индивидуальность и даже школьная одежда у них традиционная и необычная. А какая форма больше всего понравилась бы вам?

С этой статьи начинался мой сайт в далеком 2011 году...

С тех пор, конечно, многое изменилось....

Причем - что радует! - часто в лучшую сторону...

Изучая тему, я серьезно и ответственно утверждаю,

что -после долгого периода культурного упадка -

  • сегодня мы живем во время удивительного и неожиданного возрождения русской культуры...

Это возрождение так ощутимо и зримо, что я могу только удивляться...

Я об этом не могла и мечтать, когда начинала вести свой сайт...

===================================================================

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА РОССИИ

КРАСОТА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА... ИСЧЕЗНУТЬ?

(примечание: с этой статьи начинался мой сайт в 2011 году.

С тех пор все серьезно изменилось в лучшую сторону)

Вместо предисловия

Однажды меня заинтересовал заголовок статьи на сайте "Forbs"

"Шесть достопримечательностей России, которые должны исчезнуть".

Читаю "ФРЕСКИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВО ВЛАДИМИРЕ И ЗВЕНИГОРОДЕ"
Не знаю как вас, но меня это шокировало. Это уже слишком.

Каждый день непременно можно прочитать сообщение, что снесен еще памятник архитектуры и еще один храм, что разрушаются фрески и древние иконостасы, обнаруживются в зарубежных коллекциях бесценные иконы, что подожжен еще один уникальный исторический деревянный дом, безнадежно испорчен еще один дивной красоты ландшафт и стерт с лица земли уникальный храмовый комплекс под натиском современной застройки... Согласно данным парламентского форума "Историко-культурное наследие России",страна ежегодно теряет 300-400 памятников только архитектуры . По одному памятнику в день. Только памятников архитектуры. А сколько других? Им нет числа. Исторические города теряют свой облик... Шаг за шагом Россия лишается архитектурно-художественного наследия, созданного многими пок олениями...

Выжившие сквозь века и спасенные сквозь многие десятки войн бесценные сокровища художественной русской культуры готовы рухнуть от безумной деятельности или преступного равнодушия собственного народа.

А между тем исторические города России по праву занимают почетное место среди европейских городов, наиболее богатых архитектурно-художественными памятниками мирового значения.

Своей лучезарной, радостной красотой Ростов и Суздаль, Новгород и Владимир - и многие другие исконно русские города- ничем не уступают, например, Флоренции и Вероне. Их архитектурные ансамбли порой так же совершенны, как самые высокие достижения зодчих всех времен и народов. Сияющие лазурью, золотом и серебром куполов, украшенные шедеврами живописи и ваяния, дивно вписанные в окружающий пейзаж, они так же радуют глаз и наполняют душу восторгом и гордостью, как Тадж-Махал и Парфенон.

В этой красоте, созданной во славу России, торжествующей над мирскими печалями, наши предки искали утешение от своих тревог и невзгод. Как древняя икона, переходящая из рода в род, все эти архитектурно-художественные шедевры - благословение предков следующим поколениям.

От храма к храму, от крепости к крепости, под звон колоколов. Таков издавна путь через леса и просторы Русской земли. Путь, объединяющий страну в единое целое.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ЭТО - КРАСОТА, КОТОРОЙ СУЖДЕНО ИСЧЕЗНУТЬ?

фото Петра Ушанова http://petrushanov.livejournal.com/15766.html

РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА:

Мы не только теряем безвозвратно 300-400 только архитектурных памятников в год. Все это сопровождается медленным и верным разрушением оставшихся.

Даже те архитектурно- художественные ансамбли и памятники, которые

находятся под защитой ЮНЕСКО, слишком частно вызывают опасения за свою сохранность из-за недостаточного финансирования. Фрески Андрея Рублева Успенского собора во Владимире тому пример.

По экспертным оценкам, выделяемое на содержание и реставрацию одних только памятников федерального значения, составляет не более 15% от необходимого. И это при том, что примерно две трети наследия федерального значения нуждаются в реставрации. Если речь идет об объектах местного значения - ситуация еще хуже.

А что говорить о многочисленных, порой не менее прекрасных памятниках, не имеющих статуса Культурного(или исторического) наследия, а значит считающихся не подлежащими реставрации! Они просто обречены на разрушение. Неотвратимо.

Вызывает озабоченность и ислючение из списка Исторических городов России даже тех городов, чьи памятники входят в Культурное наследие ЮНЕСКО -

даже таких, как Москва, Звенигород и Сергиев Посад.

Одна из самых главных причин этого беспредела -

отсутствие понимания ценности всего этого богатства.

Жители уникальных исторических городов порой искренне не подозревают, что самое выдающееся в их родном городе вовсе не Макдональдс и новый Боулинг.

А между тем только туристический потенциал, обеспеченный всем этим архитектурно-художественным наследием, - как зарытый в землю бесценный клад - неисчерпаемый источник возможного процветания провинциальных русских городов (как процветают все исторические привлекательные для туристов города мира. Ведь туризм давно стал во многих странах одним из самых прибыльных видов бизнеса, сопоставимым по доходности только с рынком нефти. Например, 50% бюджета Франции - доходы от туризма).

Невежество делает возможным губительную, варварскую деятельность властей.

Вы не поверите, но вот вам высказывание мэра одного из исторических городов России с более чем тысячелетней историей: «Архитектурные памятники — это болезненная, резонансная тема. Надо понимать, что возраст не определяет ценность здания. Если зданию 100 лет — это значит только, что оно ветхое. Подобные дома уродуют центр города». Это он высказался перед представителями бизнеса города. Стоит ли удивляться масштабам и темпам разрушения исторических памятников в этом городе.

Не ручаюсь за точность цитаты, но Гитлер, прежде чем направить войска на СССР, сказал: ” Если вы уничтожите культуру, вы уничтожите нацию…”

Страшно, когда власть из алчности и недомыслия делает то, чего не сделали даже враги.

Очевидно, ВСЕМУ ЭТОМУ БЕСПРЕДЕЛУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖЕН КОНЕЦ

Утрата исторического наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно развитие. Вне этой среды русский народ теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал, превращаясь в безликий сырьевой придаток развитых стран. А между тем в непростом современном мире наряду с образованием, высокими стандартами жизни и высокими технологиями культурное наследие становится залогом процветания страны.


церковь Параскевы Пятницы в Великом Новгороде. Начало ХII века

В рамках нашего проекта мы будем знакомить вас с наиболее замечательными историческими городами России и выдающимися явлениями русской художественной (и не только) культуры. Чтобы вам было интересно, авторские материалы мы будем дополнять музыкой, видео, интересными фоторепортажами, сферическими панорамами городов; словом, всем, что поможет вам получить о них наиболее полное представление.

Особое внимание мы будем уделять освещению удачного опыта восстановления и реставрации архитектурно - художественных памятников, сохранения облика исторических городов.

Нам интересно также и то, как живут сегодня исторические города, а потому мы будем отслеживать и наиболее интересные градостроительные проекты наших дней.

Мы будем рассказывать о развитии внутреннего туризма в России.

Мы постараемся познакомить вас с наиболее интересными новостями российской культуры.

И с самыми выдающимися явлениями русской культуры, являющимися предметом нашей национальной гордости!

Мы будем рады, если наши виртуальные путешествия продолжатся для вас реальным увлечением поездками в самые красивые города России, станут источником энергии, ярких открытий и незабываемых впечатлений! И заставят другими глазами посмотреть на свой родной город.

И если нам удастся передать вам свою любовь к русской культуре и обеспокоенность ее судьбой - мы будем счастливы.

Мне хочется напомнить слова прославленного иконописца Симона Ушакова:

"Жизнь памяти, памятник прежде жившим -

свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава,

воспоминание о прошедших делах и возбуждение живых к подражанию..."

Как птица Феникс, русская культура - сквозь века и войны - всегда возраждалась из пепла.

И, как всем миром в России строили храмы, так всем миром надо объединяться, чтобы спасти всю эту исчезающую красоту.

И возродить интерес к родной культуре.

А то, что любимо и востребовано, обречено на бессмертие.

P.S. Внизу - прославленные фрески Успенского собора во Владимире работы Андрея Рублева.

Те самые, которые ДОЛЖНЫ исчезнуть.

Школьная форма - хорошо ли это? Помогает ли она сплочению класса и поддержанию дисциплины или убивает индивидуальность и возможность самовыражения? Многое зависит от традиций образования, принятого в той или иной стране или в разных школах.

Очевидно, что форма сама по себе не сделает ученика любознательнее, прилежнее или умнее. И бессмысленно ссылаться на опыт английских учебных заведений с пятивековой историей в качестве аргумента «за» форму. Даже если все дети наденут мантии и остроконечные шляпы волшебников, их школа не превратится в Хогвартс. Тем не менее, то, как выглядят школьники в той или иной стране, многое говорит о культуре и менталитете ее народа.

Christ’s Hospital School. Фото с сайта studentinfo.net

Великобритания

Само понятие «школьная форма» появилось именно в Великобритании. Еще в 1553 году недалеко от Лондона королевским указом была основана Christ’s Hospital School - учебное заведение для мальчиков из бедных семей, которую по сей день называют «школой синих пальто». Правда, теперь это привилегированное учебное заведение для детей обоих полов. Форма - всё та же: длиннополые фраки, белые «судейские» галстуки, короткие штаны-кюлоты и желтые чулки. Как ни странно, дети гордятся своими средневековыми одеяниями и не пытаются совершить революцию, чтобы одеваться адекватно эпохе.

Вообще, в Великобритании очень мало школ, в которых нет обязательной формы. Государственные школы имеют свои «геральдические цвета», которые необходимо соблюдать ученикам. Нередко вплоть до старшей школы мальчики до поздней осени носят шорты и гольфы. В частных заведениях форму нужно покупать в магазине при школе, причем не только костюм в зимнем и летнем варианте, но и «физру», носки, галстуки, зачастую обувь и даже заколки для волос.

Школьная форма на Кубе. Фото с сайта https://arnaldobal.wordpress.com/2011/03/24/cuba-es-la-poesia/

Куба

Сарафанчики и шорты насыщенного вишневого цвета кубинские школьники получают бесплатно - равно как и учебники, и письменные принадлежности. Наряд старшеклассников выдержан в табачной цветовой гамме. Ближе к выпускному кубинцы снова переодеваются, на этот раз в голубые рубашки и синие брюки и юбки. Все дети являются членами молодежного подразделения компартии, так что форма дополняется красными или синими косынками - на манер пионерских галстуков.

Индия

В некоторых школах форма для девочек представляет собой сари или шальвар камиз определенного цвета. Но чаще это европейский костюм для всех - наследие времен британского владычества. Увы, то, что хорошо для прохладного климата «Туманного Альбиона», изрядно отравляет жизнь детям, чьи школы находятся на экваторе. Мальчики-сикхи ходят в школу в тюрбанах. В государственных школах дети из малообеспеченных семей получают форму, учебники и канцтовары бесплатно, но, наверное, каждый родитель мечтает отправить ребенка в школу покруче, хотя по индийским меркам это довольно дорогое удовольствие.

Японские школьники. Фото с сайта http://vobche.livejournal.com/70900.html

Япония

Самый знаменитый вариант японской школьной формы для девочек - «сейлор фуку», матроска с множеством вариаций. Над разработкой моделей трудятся лучшие дизайнеры - ведь эффектная форма является одним из факторов привлечения в школу новых учеников, что крайне важно в стремительно стареющей стране с отрицательным приростом населения. В последнее время тренд сменился - матроски теряют актуальность, японский школьный стиль дрейфует в сторону английского.

Интересная история произошла с мужским традиционным пиджаком с воротником-стойкой - гакуран, напоминающим старинный китель военных моряков. Слово «гакуран» состоит из двух иероглифов, которые обозначают «ученик» и «Запад», пиджаки такого фасона носили школьники и студенты в Японии, Корее и Китае почти 100 лет (в Китае поменьше, конечно). Но гакуран полюбился также членам многочисленных бандитских объединений. К тому же те же иероглифы могут быть расшифрованы как «школьный разбой». В 70-х годах XX века психологи решили, что гакуран обладает некой «темной аурой» и является одной из причин школьного насилия, которое стало острой социальной проблемой. Но и по сей день многие японские школьники носят гакураны, для них это не столько дань традиции, сколько протест и вызов общественному мнению.

Школьная форма в Корее. Фото с сайта http://istory.kz/8315/8315

Северная Корея

Белый верх, темный низ и алый галстук - так должны выглядеть юные последователи идей Чучхе.

Китайские школьники. Фото с сайта http://rusrep.ru/article/2013/12/17/

Китай

После окончания Культурной революции и до середины 90-х годов XX века в стране царило разнообразие цветов и фасонов - каждая школа сама решала, как будут выглядеть ее ученики. Однако в 1993 году вышли новые государственные стандарты для школьной формы, отныне она должна была обеспечивать свободу движения, быть практичной и дешевой. И оказалось, что проще всего переодеть детей в спортивные костюмы - и мальчиков, и девочек. Лишь престижные частные школы настояли на следовании британскому либо японскому стилю.

Поскольку отопление в учебных заведениях есть только на самом севере страны, в холодное время года дети натягивают форму поверх теплой одежды, зато когда солнце начинает прогревать, штаны и олимпийки оказываются на размер-другой больше. На сегодняшний день большинство китайских школ сделали выбор в пользу «мешка с мукой». Надо сказать, этот «модный тренд» не нравился ни ученикам, ни их родителям. Под воздействием общественного мнения, а также после нескольких скандалов, когда в дешевой ткани обнаруживались канцерогены, китайское правительство вернулось к рассмотрению вопроса о школьной форме и снова изменило стандарты в сторону облегчения. Так что в скором времени китайские дети снова будут выглядеть не как малолетние гопники.

Школьная форма в Австралии. Фото с сайта https://www.flickr.com/photos/pbouchard/5168061145

Австралия

Младшие классы обычно одеты в стандартные рубашки-поло и шорты, причем и девочки, и мальчики - это удобно для активных игр. Частные школы следуют британской традиции и наряжают детей в деловом стиле. Однако в целом австралийская школьная одежда лишена элегантности и намеков на сексуальность. Считается, что несколько мешковатые платья и тяжелые ботинки на шнурках призваны отпугивать педофилов.

Школьная форма в Ирландии. Фото с сайта https://kristina-stark.livejournal.com/40071.html

Ирландия

Во многих школах приняты клетчатые юбки и галстуки, которые навевают ассоциации с кельтскими кланами. Вместо строгих пиджаков, как правило, ученики носят трикотажные джемперы и кардиганы. Примечательно, что ирландские дети, как, впрочем, и английские, даже при минусовой температуре ходят в форменных гольфах.

Германия

Возможно, немцев останавливают воспоминания о временах Третьего Рейха, когда практически все дети приходили на уроки в форме гитлерюгенда, но в Германии в государственных школах формы нет, хотя многие годы ведутся дебаты по этому поводу, а кое-где явочным порядком ее вводят. Кстати, большими противниками унификации одежды школяров стали выходцы из СССР, переселившиеся в немецкие земли. Зато отдельные школьные советы могут принимать решения о фирменных школьных цветах с пожеланием, чтобы хоть что-то в повседневном наряде учеников соответствовало брендбуку.

Школьная форма в Малайзии. Фото с сайта https://ru.insider.pro/lifestyle/2016-12-12/vsyo-chego-vy-ne-znali-o-malajzii/

Малайзия

В мусульманских странах школьная форма для девочек представляет собой хиджаб разной степени строгости. Однако жители Малайзии - не фундаменталисты, к тому же страна весьма интернациональна, многоязычна и старается придерживаться прозападного курса. Мусульманки носят удлиненные туники, для учениц из светских семей есть вариант покороче. Школьная форма в стране была унифицирована в 1970 году - и в частных, и в государственных школах она обязательна и одинакова, в бело-голубых тонах. Министерство просвещения страны официально запретило школьницам красить волосы и использовать косметику. Также под запретом бижутерия и ювелирные украшения, а кое-где и чрезмерно нарядные заколки.

Школьная форма в Египте. Фото с сайта http://trip-point.ru/

Египет

После известных революционных событий к власти в Египте пришли исламские фундаменталисты. Тогда же был принят закон, разрешающий девочкам приходить на уроки и экзамены в одеянии, оставляющем открытым только глаза. Однако в интернациональных школах, которые работают, как правило, в курортных городах, где предпочитают селиться иностранцы, все по-прежнему практично и демократично. Школьницы в платках в Хургаде и Шарм-аль-Шейхе, конечно, встречаются, но они в меньшинстве.

Школьная форма в Туркменистане. Фото с сайта https://galeri.uludagsozluk.com/r/t%C3%BCrkmenistan-k%C4%B1zlar%C4%B1-1090224/

Туркмения

Девочки одеты в длинные платья ярко-зеленого цвета с национальной вышивкой и тюбетейки. Прическа - две косы, причем если не повезло с собственными волосами, то можно прикупить накладные. Более того - форменные платья носят также студентки колледжей (синие) и вузов (красные). Мальчики приходят в классы в более классическом стиле, но также в тюбетейках.