Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь. Богоявленский авраамиев монастырь

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Желябовского, д. 32
Первое упоминание: 1261 год
Основные достопримечательности: собор Богоявления Господня, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца
Координаты: 57°11"46.0"N 39°27"04.8"E

Очень красив со стороны озера Неро один из древнейших на Ростовской земле – Богоявленский Авраамиев монастырь. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Предполагают, что это произошло в конце XII века на древнем языческом капище, а в летописях монастырь впервые упоминается в 1261 году. Стоящий здесь с середины XVI века Богоявленский собор словно сошел со страниц народных сказок. Удивительно, но это непростое по композиции многоглавое величественное здание возведено на едином фундаменте.

Авраамиев Богоявленский монастырь с высоты птичьего полёта

История Авраамиева Богоявленского монастыря

Основателем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу. Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол. А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.

Позже Авраамия посвятили в сан архимандрита устроенной им мужской монашеской обители. Преподобный Авраамий был очень почитаем верующими как проповедник, прожил долгую жизнь и был погребен в Богоявленском храме. В XV веке он был канонизирован православной церковью.

Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову . Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители. После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.

Слева направо: Собор Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца

Во время польско-литовского нашествия, которое произошло в начале XVII века, монастырь, как и весь Ростов, сильно пострадал. И почти полвека обитель восстанавливалась и собирала средства на новое каменное строительство. Известно, что значительные денежные вклады для ремонта монастыря были сделаны царем Федором Михайловичем и членами его семьи.

В середине XVIII века после канонизации Дмитрия Ростовского в городе возвысился Спасо-Яковлевский монастырь . А выстроенный на окраине Авраамиев отошел на второй план, хотя его продолжали навещать члены царской семьи. Здесь бывали также Иоанн Кронштадтский и патриарх Тихон.

В 1914 году закончилась многовековая история мужского монастыря. Немногих оставшихся монахов переселили с Спасо-Яковлевскую обитель. А территорию передали монашкам Ефросиниевого Полоцкого монастыря и Витебскому епархиальному училищу, перевезенным из Белоруссии . Но они пробыли на территории обители недолго.

Собор Богоявления Господня

С наступлением советской власти началась череда гонений на монастырь. В 1918 году у монашек отобрали весь сельскохозяйственный инвентарь. Потом была изъята вся ценная богослужебная утварь, а часть монашеских келий стали использовать под служебное жилье. В июле 1929 года окончательно запретили проводить церковные службы, разобрали монастырскую ограду и снесли некрополь. Мощи преподобного Авраамия переместили в местный музей. Оставшиеся насельники подверглись арестам и репрессиям. Богоявленский храм использовали под зерновой склад. Введенскую церковь – для детского сада, санатория и вытрезвителя. А трапезную настоятельского корпуса – под разнообразные жилищные конторы Ростова.

Передача монастырских строений церкви произошла в 1994 году. К этому времени большинство из них находилось в плачевном состоянии. И потребовалось много сил и времени для восстановления храмов и территории. Активные реставрационные работы в монастыре ведутся и в настоящее время.

Архитектурные памятники на территории монастыря

До середины XVI века все монастырские строения были сделаны из дерева. Первый каменный храм – Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного , который находится на Красной площади Московского кремля , и построен в 1553-1554 годах.

Собор Богоявления Господня

Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете. Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили. Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное.

В соборе освящены три предела. С архитектурной точки зрения наиболее красив восточный, посвященный основателю монастыря, преподобному Авраамию. Этот придел венчает живописный шатер.

Второе каменное строение, сохранившееся в монастыре, – Введенская церковь. Она появилась здесь в 1769 году, когда обитель оправилась наконец от разорения, принесенного Смутными временами. Это произошло во время настоятеля монастыря Ионы, который впоследствии стал ростовским митрополитом Ионой III. В новом однокупольном храме обустроили два прихода. Один из них посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, а другой – соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Храм построили из крупного кирпича в классическом стиле и покрыли восьмискатной кровлей. Под его алтарной частью сохранилось место, где был погребен отец митрополита Ионы III схимонах Сысой. Первоначально из Введенской церкви по переходу можно было попасть в Богоявленский собор. Но со временем этот переход разобрали.

Церковь Николая Чудотворца

В 80-е годы XVII века в обители появилась новый каменный надвратный Никольский храм с двумя башнями по краям. Его возвели над западным входом в монастырь на средства, выделенные боярами Мещериновыми. Спустя время, после пожара, произошедшего в 1730 году, и удара молнии в 1826 году церковь значительно перестроили. Руководил этими работами известный ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков, превративший церковь в храм-колокольню. И сегодня мы видим Никольскую церковь значительно измененной и отличной от первоначальной задумки архитекторов, за исключением сохраненного декоративного убранства фасада. Сейчас в церкви находится рака с мощами преподобного Авраамия.

До наших дней дошло также здание настоятельского корпуса, построенного в 1837 году, и невысокая, в один этаж, трапезная, которую возвели в 1892 году. А от старой монастырской каменной ограды не осталось и следов. Сейчас вместо нее вокруг территории установлена металлическая решетка.

Из несохранившихся архитектурных памятников нужно отметить также часовню, построенную в конце XVIII века на средства городского головы купца Н.А. Хлебникова. Часовня была разобрана в 1930 году. Она стояла над местами погребений почитаемых в Ростове старца Пимена и юродивого Стахия (Афанасия). По дошедшему до нас преданию, поводом для возведения часовни было исцеление Хлебникова от сильной головной боли, благодаря молитвам Пимена.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Современное состояние и режим посещения Авраамиева Богоявленского монастыря

В 2004 году на территории обители образовали женский монастырь, который относится к Ярославской епархии. Попасть на территорию обители могут все желающие. Здесь оборудована собственная трапезная, работают керамическая мастерская, а также производство по пошиву церковных облачений. Парадный вход в монастырь расположен на улице Желябовской. Он обрамлен хорошо отреставрированной надвратной Никольской церковью. А от самого монастыря открывается прекрасный вид на озерную гладь Неро.

Как добраться до Авраамиева Богоявленского монастыря

Обитель расположена по адресу: улица Желябовская, 32. Это место находится с северо-востока от Ростовского кремля , в районе Петровской Слободы.

Ростов Великий почти самый древний город Руси. Свой отсчет он ведет с 862 года. Эту дату нетрудно запомнить. В этот же год были основаны Киев, Муром, а тремя годами раньше Великий Новгород.
С чего обычно начинается знакомство с городом? С центра. Центром каждого древнего русского города является Кремль, или то, что от него осталось в наше время. Ростову Великому повезло. Красавец-Кремль стоит во всем своем блеске и великолепии на радость всем нам.
Но историю города, как и историю страны, одним Кремлем не измеришь. Мерило русской жизни, лицо отечественной истории - наши святые обители.

Реклама — поддержка клуба

Много раз бывала в Ростове и ни разу не обошла своим вниманием его главную гордость - . Но на самом деле гордостей у этого маленького провинциального города намного больше. Одна из них - самый древняя обитель города, да и всей России - Богоявленский Авраамиев монастырь .

Четких планов у нас не было. Была насущная проблема - снять деньги с карточки, чтобы можно было продолжить экскурсионную программу и пообедать. Вот такая проза жизни. Может не стоит об этом писать, но хочется предостеречь и себя, и других впредь от таких накладок. В небольших провинциальных городах с банкоматами проблема. В Ростове больше, чем везде.
Куда поедем после решения денежного вопроса, на тот момент времени мы не знали. Мы давно уже отказались от жесткой программы в путешествиях. Только экспромт, действие по ситуации - главный залог небанального путешествия. Ездить по прописанному плану оправдано только для начинающих туристов и организованных групп. Для людей опытных - это как подрезанные крылья.
Итак, въехав в город, по пути к центру, слева от дороги мы увидели купола храмов. Я знала, что в Ростове, помимо самого известного , есть и другие обители, и в них я никогда не была. Вот решили заехать. И не пожалели.
Это оказался Авраамиев женский монастырь. Место намоленное, спокойное, не захоженное туристами. Здесь вообще очень мало людей.
Без юбки, к счастью, никто не гоняет. Видела, как заходили и выходили женщины из храма в брюках. И ничего...

Вообще место здесь какое-то особенное, хорошее - по внутренним ощущениям. Монастырь стоит без ограды, она до наших дней не сохранилась. Поэтому выглядит это все довольно просто - три храма и небольшой погост, окруженные скромным металлическим забором. Обычным-преобычным. И вся эта удаленная от шума, какая-то первозданная красота расположена на берегу озера Неро...
Сначала немного поплутали - не знали, как подъехать, как понять, где вообще вход. То, куда изначально приехали, напоминало задний двор для своих - дорога, ведущая сквозь распахнутые ворота на небольшую асфальтированную площадку. На ней - два автомобиля. Кто, что - не понятно. Уехали, поколесили, да вернулись, рискнули сюда заехать. Все нормально. Встали по соседству с припаркованными автомобилями, вышли из машины. Я стянула с шеи платок, одела на голову. От греха подальше, место незнакомое. Юбки, как обычно, у меня не было.
Пошли по территории. Тихо. Пусто (в смысле отсутствия людей). Не понятно, работает или не работает монастырь. Хотя сказать так, наверное, нельзя.
Потом встретили несколько человек, которые выходили из храма, и женщину, подметающую площадку возле храма.
Наверное святая обитель и должна быть такой - несуетной, спокойной, где только птицы и ветер кружат над головой, и ты ощущаешь поступь времени и вечность бытия... Именно так - со светлой душой, миром в сердце и надо покидать святое место...




А все эти цепные охранники, густо наставленные сейчас в монастырях, чтоб людей пугать, отталкивать от Храма, ожесточать - это тихий ужас, позор некоторых чересчур раскрученных, процветающих неизвестно на каких "дрожжах" монастырей.

Несколько слов об истории Богоявленского Авраамиева монастыря.

По разным источникам он был основан в 990 или 1080 году (впрочем, кое-где называется и более поздняя цифра). Дата 1080 год указана на информационных стендах в монастыре. Даже она производит впечатление. Еще бы - 11 век!

Но меня смущает только тот факт, что обитель основал преподобный Авраамий, который скончался в 1010 году. Как же тогда быть с датой основания 1080 год? Не знаю. Это одна из загадок обители. Полагаю, не единственная.

На территории три храма. Больше всего привлекают внимание два - огромный разрушающийся Богоявленский собор (1555) и красивая, как картинка, отреставрированная Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века). Третья, Введенская церковь (1650) довольно простая.
Изначально все храмы были деревянные. Первым в камне по повелению Ивана Грозного был был отстроен Богоявленский собор (1553-1555), ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Глядя на его нынешнее состояние, создается впечатление, что с тех пор он и не ремонтировался. Хотя, конечно, за прошедшие века он неоднократно достраивался и перестраивался, но сейчас он находится в плачевном состоянии. Нашла его старую фотографию.

Вот, как он выглядит нынче.

А вот фото покрупнее, чтоб вообще хорошо было видно.



Но это я так, не злости ради. Обидно за наше родную, бесценную, многие годы гнобимую и разрушаемую историю и архитектуру. За верующих и неверующих, за прадедов и потомков.
Разрушается... А так уж и не знаешь, что лучше, приехать в красоту холодную, напомаженную, и получить пинок под зад в брюках за эти самые брюки и фотоаппарат в руках, или придти в святое, зализывающее раны, возрождающееся из руин место, посмотреть на храмы, вдохнуть воздуха полной грудью, начерпаться внутренней силы и спокойствия, и... почувствовать себя человеком.

До революции Богоявленский Авраамиев монастырь выглядел так:

Старинная ограда, как я уже писала выше, не сохранилась, но, к счастью, сохранилась Надвратная Никольская церковь с башнями от этой ограды.
Глядя на это сооружение, я все никак не могла понять, что за чудо такое огромное. Куда не отойду - в кадр не лезет. Ни так

Ни так.

Ну правильно, это ж все-таки не просто церковь, а с дополнительными сооружениями по бокам.
Сооружение очень красивое. О том, что это 17 век, напоминают изразцы, которые украшают храм.



    Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов Великий) - … Википедия

    Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) - … Википедия

    Авраамиев Городецкий монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Авраамиев монастырь. Монастырь Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь. Фото XIX века … Википедия

    Богоявленский монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский. Богоявленский монастырь название нескольких монастырей русской православной церкви как действующих, так и упразднённых: Беларусь Богоявленский монастырь (Полоцк) Россия… … Википедия

    Богоявленский монастырь (Кострома) - Монастырь Богоявленско Анастасьин (Богоявленский) монастырь в Костроме … Википедия

    Богоявленский монастырь (Углич) - У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский монастырь. Богоявленский монастырь православный монастырь, расположенный в центре города Углич по адресу ул. Ростовская, 22. Содержание 1 История 2 Монастырские церкви … Википедия

    АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ - мужской монастырь, Ярославская еп., в Ростове на берегу оз. Неро. Основан прп. Авраамием. Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозным. Здесь находилась Корсунская икона Божией Матери дар Иоанна Грозного. Мощи… … Русская история

    Авраамиев монастырь - Авраамиев монастырь название нескольких русских монастырей. Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) Авраамиев монастырь (Смоленск) Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино Костромской области … Википедия

    АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Авраамиев ростовский монастырь Авраамиев ростовский монастырь в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро. Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мон рь был основан святым на месте языческого капища. Первое документальное свидетельство о… … Православная энциклопедия

    БОГОЯВЛЕНСКИЙ АВРААМИЕВ МОНАСТЫРЬ - см. Авраамиев в честь Богоявления Ростовский монастырь … Православная энциклопедия

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастыре не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. В те времена само место монастыря называлось «Чудским концом». Там стоял идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Много было трудов положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.

Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.

В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой - апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя - святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме - последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.

В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.

Рассказ об основании Богоявленского Авраамиева монастыря находится в Житии прп. Авраамия Ростовского . Согласно нему, на месте обители стоял каменный идол , которому поклонялись жители этих мест. Он был разрушен благодаря чудотворному жезлу ап. Иоанна Богослова, с которым отшельник Авраамий сокрушил идола.

На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Согласно житию чудотворный жезл хранился здесь до того как перед походом на Казань царь Иоанн Грозный взял его отсюда. После в 1553-55 гг. царь построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня - один из наиболее ранних памятников обетного строительства, а также один из первых многопрестольных храмов средины XVI в.

В середине XVII в. при архимандрите Ионе Сысоевиче была возведена кирпичная Введенская 1650 г. и еще позже до 1684 года, но на средства бояр Мещериновых надвратная Никольская церковь.

В 1915 г. обитель стала женской, в неё из-за войны были эвакуированы Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 г. в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 г. здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство, перешло служить в городской Успенский собор.

В настоящее время Богоявленский Авраамиев монастырь возрождается как женская обитель. Действующей является церковь свт. Николая и в ней почивают мощи преподобного Авраамия Ростовского.

Архитектура

Богоявленский собор с тремя приделами — ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи и прп. Авраамия, — был построен в честь покорения Казани по указу царя Иоанна Грозного в 1553—1555 гг. на средства казны. В основе его композиции лежит четырёхстолпный пятиглавый храм, стоящий на подклете в окружении приделов, притворов с запада и галереи с юга. Придел ап. Иоанна Богослова в XIX в. где раньше располагались башенные часы, был надстроен колокольней. Придел прп. Авраамия Ростовского — шатровый, покрыт поливной черепицей. В нём почивали мощи основателя монастыря.

Введенская трапезная церковь была построена в 1650 г. во времена настоятельства Ионы Сысоевича (в будущем — ростовского митрополита) южнее Богоявленского собора. Это первое каменное сооружение в Ростове, построенное после Смутного времени. В нач. XIX в. Введенская церковь была перестроена в классическом стиле архитектором П.Я. Паньковым.

В XVII в. территория монастыря была обнесена деревянной оградой, каменными были лишь его западные, Святые ворота с надвратной Никольской церковью и двумя фланкирующими башнями. В 1812 году к башне с левой стороны был пристроен братский корпус, а в XIX в. под прямым углом к нему — настоятельский корпус и братская кухня. В это же время перед Святыми воротами был выстроен портик, над самой Никольской церковью надстроена колокольня, башни надложены.

Видео: Богоявленский Авраамиев монастырь (9"58")

Сохранившиеся здания

Богоявленский собор (1553-1555) Введенская (1650 с последующими перестройками) Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века)