Рисунок бедная лиза. Карамзин. Бедная Лиза. История создания повести

Мир блаженный, чадо неба,
К нам с оливою летит,
И венец светлее Феба
На главе его блестит.
Он в дыхании зефира
Ниспускается в наш край
И от горних стран эфира
В тьму низносит светлый рай.

Всё в Природе оживает;
Свет проник в густую тень:
Пышно роза расцветает,
Как весною в красный день;
Луг пушится, зеленеет,
Клас сребрится вдалеке,
Плод златый на древе зреет,
Бальзам веет в ветерке.

Птички снова прилетают
В наши рощи и леса;
Снова в песнях прославляют
Мир, свободу, небеса.
Агнец тигра не боится
И гуляет с ним в лугах;
Всё творение дружится,
На земле и на водах.

Карамзин Н.М. Песнь мира.

18 ноября 2016 г. в МБУК «Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека» открылся вернисаж «Иллюстрируем сказки Н.М. Карамзина» , посвященный важному событию года - празднованию 250-летия писателя, поэта, журналиста, переводчика и, конечно же, сказочника, - Н.М. Карамзина.

На мероприятии, для учащихся 3 класса МБОУ Оловяннинская СОШ №1 (учитель Людмила Демьяновна Дупик), обучающихся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества» (педагог дополнительного образования Надежда Викторовна Меркитанова), и гостей выставки, которыми стали учащиеся 6-7 классов МБОУ Оловяннинская СОШ №1 под руководством Валентины Александровны Филипповой, - звучали стихотворения Н.М. Карамзина «Весеннее чувство», «Песнь мира», «Осень», его замечательная сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла», проведена викторина по сказкам Николая Михайловича, а так же подведены итоги конкурса рисунков «Иллюстрируем сказки Н.М. Карамзина» среди учащихся 3-6 классов учреждений общего и дополнительного образования муниципального района «Оловяннинский район», который проводился с 1 октября по 18 ноября 2016 г. в рамках инновационного проекта по продвижению книги и чтения «И будет имя жить его в России вечно!», посвященного 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Данный инновационный проект по продвижению книги и чтения центральная библиотека реализует совместно с Оловяннинским историко-краеведческим музеем им. Я.К. Золотухина в ходе краевого конкурса «Учимся истории России по Карамзину» . Научный сотрудник историко-краеведческого музея Лидия Сергеевна Юровникова пояснила почему Н.М. Карамзин написал «Песнь мира». Итак, война с Наполеоном Бонапартом, это был 1812 год, Карамзин жил тогда в Москве, ему 46 лет, по тем временам, человек в 46 лет воевать не мог, хотя мечтал поступить в ополчение. Из-за возраста не был принят в ополчение. Губернатор Москвы граф Растопчин понимал, что великий писатель, историк не должен погибать. Его приняли и держали при штабе. В результате Бородинского сражения очень много людей погибло. Н.М. Карамзин видел эту страшную войну, и когда она закончилась замечательной победой русской армии, и когда в 1814 г. русская армия вступила в Париж, он, восхищенный этим событием, и написал «Песнь мира»



12 декабря 2016 г. исполняется 250 лет со дня рождения Н.М. Карамзина. Имя этого выдающегося писателя и историка, всемирно известно. В старших классах ребята неоднократно встретятся с творчеством Н.М. Карамзина, с удовольствием прочитают его произведения «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «История государства Российского». В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения.

Белинский В.Г. считал, что в России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…

Н. М. Карамзин внёс огромный вклад в детскую литературу. Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл знаменитый писатель. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире и, безусловно, сказки.



Оказывается великий классик тоже писал сказки! Добрые, мудрые сказки Николая Михайловича - «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес», малоизвестные среди детской аудитории, не издававшиеся отдельным изданием и не иллюстрировавшиеся, представляют несомненный интерес для прочтения и изучения. И очень приятно, что сегодня на выставке представлены яркие, неповторимые иллюстрации, выполненные участниками конкурса, они так точно передают сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни нас, взрослых.

Чтобы создать такие красивые творческие работы, прежде всего, необходимо было прочитать сказки Н.М. Карамзина. Поэтому, мы спросили ребят: какие сказки вы прочитали? Какая из сказок вам больше всего понравилась? Почему?

Участники конкурса не только прочитали сказки, но и постарались передать полученные эмоции и переживания в своих работах. В течение полтора месяца ребята рисовали иллюстрации к трём сказкам Н.М. Карамзина: «Илья Муромец», «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Всего на конкурс поступило 62 работы из следующих школ: МБОУ Оловяннинская СОШ №1, МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества», Золотореченское объединение «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества», МБОУ Ясногорская СОШ, МБОУ ДОД ДШИ, МБОУ Яснинская СОШ №2, МБОУ Бурулятуйская СОШ. По оценкам компетентного жюри, места распределились следующим образом:

в первой номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла»:

I место - Александрова Анастасия (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

II место - Будникова Маргарита (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

III место - Пляскина Диана (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1);

во второй номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Дремучий лес»:

I место - Шивкова Ксения (МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Язева Анна (МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Санникова Ирина (учащаяся МБОУ ДОД ДШИ п.Ясногорск), Бородин Роман (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ), Гричунус Алёна (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Сикора Никита (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ);

II место - Ушакова Алёна (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»);

III место - Дубровин Станислав (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1);

в третьей номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Илья Муромец»:

I место - Лунченко Ксения (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Барковская Мария (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Каливина Ксения (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Самохвалова Марина (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Сикора Никита (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ);

II место - Кивешлигетий Дарья (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Кузнецова Олеся (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Пляскина Олеся (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Закиров Влад (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ), Климов Даниил (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ); Путилина Нина (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Бурнашова Александра (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»);

III место - Тихонов Андрей (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Мамедова Ирина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Золотухина Алина (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»).

Все вышеназванные участники награждены Дипломами , остальным участникам конкурса вручены Сертификаты :

Вторушина Ирина (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Коленченко Надежда (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Лукоянова Татьяна (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Мовсисян Ася (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Рябов Богдан (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Фролова Диана (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Апасова Софья (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Дегтярева Ульяна (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Кургузова Дарья (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Петрова Карина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Селезнева Алина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Шелковникова Ксения (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Баранова Дарья (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Букина Алина (

Веселкова Кристина (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Есипова Виктория (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Заточная Виталина (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Кузнецова Елизавета (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Кучина Яна (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Чавгун Дмитрий (учащийся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Ковальчук Андрей (учащийся МБОУ Бурулятуйская СОШ),

Панфилова Елизавета (учащаяся МБОУ Бурулятуйская СОШ),

Соболева Валерия (учащаяся МБОУ Бурулятуйская СОШ).

После награждения пригласили детей поближе подойти к выставке рисунков, внимательно посмотреть работы и поиграть в игру «Отгадай сказку», соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками. Отгадал сказку по описанию - молодец, а не отгадал - приходи в МБУК «ОМЦБ» за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

В заключение мероприятия ребята выбрали два лучших рисунка на приз зрительских симпатий: иллюстрация к сказке Н.М. Карамзина «Илья Муромец»Самохваловой Марины, учащейся МБОУ Ясногорская СОШ, и иллюстрация Кузнецовой Олеси, учащейся МБОУ Оловяннинская СОШ №1

1.






МБОУ « Шоркистринская СОШ» Урмарского района Чувашской Республики

МБОУ « Урмарская СОШ им. Г.Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Кто виноват?!

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

    Иванов И.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шоркистринская СОШ»

    Иванова И.Н., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»

2016

Тема урока: Кто виноват?!

(урок - размышление по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»)

И крестьянки любить умеют…

Н.М. Карамзин

Учитесь властвовать собой!

К беде неопытность ведет.

А.С.Пушкин

«Бедная Лиза» - образцовое произведение,

посвященное не внешним событиям,

а «чувственной» душе.

Е.Осетрова

Тип урока: урок – размышление (беседа с элементами анализа текста).

Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления.

Цели урока:

    Знать содержание повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», роль рассказчика и природы в повествовании, отличительные черты сентиментализма.

    Уметь анализировать эпизоды, определять силу любви в формировании человеческой души, понять авторскую позицию.

    Воспитать у ребят понимание необходимости гармонии рассудка и любви, гуманное отношение к человеку с осуждением аморальных поступков, умение вырабатывать собственное мнение об окружающем мире.

Оформление:

    Учебник литературы;

    Полный текст повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»;

    Портрет Н.М.Карамзина;

    Иллюстрация «Бедная Лиза»;

    Иллюстрации, сделанные учащимися к повести;

    Отличительные черты сентиментализма.

Ход урока

    Звучит «Песня Сольвейг» (на русском языке) Эдварда Грига. На фоне музыки читается наизусть эпизод из повести (лучше, если читать будет подготовленная ученица).

Лиза очутилась па улице, и в таком положении, которого никакое перо описать не может. "Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!" - вот ее мысли, ее чувства! Жестокий обморок перервал их на время. Одна добрая женщина, которая шла по улице" остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести ее в память. Несчастная открыла глаза - встала с помощью сей доброй женщины - благодарила ее и пошла, сама не зная куда. "Мне нельзя жить,- думала Лиза,- нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!" Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее. Но через несколько минут погрузилась она в некоторую задумчивость - осмотрелась вокруг себя, увидела дочь своего соседа (пятнадцатилетнюю девушку), идущую по дороге - кликнула ее, вынула из кармана десять империалов и, подавая ей, сказала: "Любезная Анюта, любезная подружка! Отнеси эти деньги к матушке - они не краденые - скажи ей, что Лиза против нее виновата, что я таила от нее любовь свою к одному жестокому человеку,- к Э... На что знать его имя? - Скажи, что он изменил мне,- попроси, чтобы она меня простила,- бог будет ее помощником, поцелуй у нее руку так, как я теперь твою целую, скажи, что бедная Лиза велела поцеловать ее,- скажи, что я..." Тут она бросилась в воду. Анюта закричала, заплакала, но не могла спасти ее, побежала в деревню - собрались люди и вытащили Лизу, но она была уже мертвая .

    Что случилось с бедною Лизой? Почему она решила уйти из жизни? (Ответы ребят могут быть самыми разнообразными, но главный из них – предательство любимого человека).

    Почему могло случиться такое? Кто виноват в этом? А что об этом думает сам автор? Вот главные вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ сегодня на уроке.

    Итак, тема нашего урока: «Кто виноват?» (урок-размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»). Обратимся к повести. Каково происхождение и воспитание главной героини? (Читает ученица)

Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего – ибо и крестьянки любить умеют! – день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза, – которая осталась после отца пятнадцати лет, – одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды – и продавала их в Москве. Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери. «Бог дал мне руки, чтобы работать, – говорила Лиза, – ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою. Перестань только крушиться, перестань плакать; слезы наши не оживят батюшки». Но часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих – ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою. – «На том свете, любезная Лиза, – отвечала горестная старушка, – на том свете перестану я плакать. Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу отца твоего. Только теперь не хочу умереть – что с тобою без меня будет? На кого тебя покинуть? Нет, дай бог прежде пристроить тебя к месту! Может быть, скоро сыщется добрый человек. Тогда, благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую землю».

Вывод: Лиза была простой крестьянкой, образования не имела никакого, воспитывалась в любви, трудолюбии и благоразумии.

    А кто же был ее избранник? (Читает ученик)

Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», – думал он и решился – по крайней мере на время – оставить большой свет.

Вывод: Эраст – богатый дворянин, имеет прекрасное образование, воспитан, как все молодые люди того времени- цели нет, желаний нет.

    Эраст и Лиза - совершенно разные. Как могло случиться, что они полюбили друг друга? (Лизе исполнилось 17 лет, человек в этом возрасте не должен быть один, а Эрасту просто захотелось свежих ощущений).

Хорошо им было вместе?

Да! Потому что не было никаких обязательств друг перед другом.

С чего начинаются проблемы?

С маленькой лжи, когда Эраст просит Лизу ничего не рассказывать матери. (Обращение к тексту, читает ученица)

«Как я счастлива, и как обрадуется матушка, когда узнает, что ты меня любишь!» – «Ах нет, Лиза! Ей не надобно ничего сказывать». – «Для чего же» – «Старые люди бывают подозрительны. Она вообразит себе что-нибудь худое». – «Нельзя статься». – «Однако ж прошу тебя не говорить ей об этом ни слова». – «Хорошо: надобно тебя послушаться, хотя мне не хотелось бы ничего таить от нее».

Почему Эраст просит об этом Лизу?

Подсознательно он понимает, что никогда не будет с Лизой, потому что они слишком разные.

Что их отличает друг о друга?

Происхождение. Отношение к жизни. Отношение к природе. Отношение к деньгам. (Обращение к тексту)

Эраст целовал Лизу, говорил, что ее счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери ее он возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю. – «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» – сказала Лиза с тихим вздохом. – «Почему же» – «Я крестьянка». – «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, – и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».

    Маленькая ложь порождает большое предательство.

Следующий шаг к нему, к предательству:

Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?

Заблуждение прошло в одну минуту. Лиза не понимала чувств своих, удивлялась и спрашивала. Эраст молчал – искал слов и не находил их. «Ах, я боюсь, – говорила Лиза, – боюсь того, что случилось с нами! Мне казалось, что я умираю, что душа моя… Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?» – Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала. «Эраст, Эраст! – сказала она. – Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня, как преступницу!» Грозно шумела буря, дождь лился из черных облаков – казалось, что натура сетовала о потерянной Лизиной невинности. – Эраст старался успокоить Лизу и проводил ее до хижины. Слезы катились из глаз ее, когда она прощалась с ним. «Ах, Эраст! Уверь меня, что мы будем по-прежнему счастливы!» – «Будем, Лиза, будем!» – отвечал он. – «Дай бог! Мне нельзя не верить словам твоим: ведь я люблю тебя! Только в сердце моем… Но полно! Прости! Завтра, завтра увидимся».

Последние слова Эраста свидетельствуют о том, что любви больше нет. Эраст добился всего, чего хотел, и потерял всякий интерес к Лизе. Слова эти произнесены с легким пренебрежением, будто он хочет поскорее от нее избавиться. Да, и это действительно так.

Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие. Она видела в нем перемену и часто говорила ему: «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою!» – Иногда, прощаясь с ней, он говорил ей: «Завтра, Лиза, не могу с тобою видеться: мне встретилось важное дело», – и всякий раз при сих словах Лиза вздыхала.

    Солгать в очередной раз было уже нетрудно. Он уходил скорее не на войну, а от Лизы, потому что уже ничто не связывало Эраста с его любимой «пастушкой». Он ее больше не любил.

Нужно ли осуждать Эраста за это? Конечно, да.

    А вы, ребята, как считаете, кто виноват в трагедии? Лиза? Эраст? А может, любовь?

Да, Лиза полюбили очень искренне, доверчиво, всей душой, как может любить чистая, воспитанная природой душа. Ибо «и крестьянки любить умеют». Она не понимала, что рядом с любовью могут жить ложь и предательство, и отдалась вся, без остатка. Лиза не понимала, что в жизни надо следовать не только велению сердца, но и разума, и жестоко поплатилась за это. А.С.Пушкин предупреждал: «Учитесь властвовать собой, к беде неопытность ведет», но Лиза-то оттого не знала, а разум ее молчал.

Вывод: Лиза, конечно, виновата: нельзя слепо любить, необходимо уметь контролировать свои поступки.

А что же Эраст? Он поступил так, как поступал всегда.

«Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра. Вот сто рублей - возьми их,- он положил ей деньги в карман,- позволь мне поцеловать тебя в последний раз – и поди домой».

Он откупился от нее, тем самым сделал еще больнее. Эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью. Это подтверждает и сам автор, позиция которого дана открыто: «Я забываю человека в Эрасте - готов проклинать его», - говорит он.

Вывод: Эраст виноват вдвойне: он обманул и себя, и Лизу, предал любовь.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали. Из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает лизину могилу. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.

    В повести есть еще один персонаж, который помогает разобраться в чувствах персонажей. Кто это? Да, конечно же, Природа. Можно сказать, что Природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь - все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.

    Понравилось ли вам, ребята, эта повесть? Чем?

Ответы могут быть самыми разнообразными, но учитель постепенно подводит к мысли, что в нем есть ряд отличительных особенностей:

    легко и быстро читается, так как язык повести сближается с разговорным;

    в центре повествования – чувства человека;

    персонажи – простые, незнатные люди;

    пейзаж – не фон, а живая Природа, воспринимаемая не умом, а сердцем;

    эмоциональное восприятие окружающего мира.

Все это есть отличительные черты нового направления – сентиментализма, основоположником которого в русской литературе был Н.М.Карамзин.

Сентиментализм проявляется не только в том, что героями становятся люди из народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств, нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда, обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятся грубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только о себе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту и чувствительность. В этом заключался прогрессивный характер сентиментализма. Обратимся к третьему эпиграфу. «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувственной» душе. И это действительно так.

    Подведение итогов.

Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» - нравственное и эстетическое.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и сегодня, тем более, что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.

    Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на тему: «Кто виноват в смерти Лизы» или «Возможен ли другой конец повести?»

До Карамзина в русском сентиментализме господствовали романы. Объяснялось это тем, что русский сентиментализм появился позже западноевропейского, а так как в Западной Европе наиболее популярными были романы Ричардсона и Руссо, то русские писатели взяли за образец именно этот жанр. Так, Ф.А.Эмину принадлежит роман "Письма Эрнеста и Долавры". Его сын, Н.Ф.Эмин, написал романы "Роза" и "Игра судьбы". Все эти произведения создавались под явным влиянием книги Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". П.Ю.Львов выпустил роман "Российская Памела, или История Марии, добродетельной поселянки", в котором он следовал Ричардсону. Сентиментальные романы XVIII века отличались большими размерами, явным избытком словесного материала, не соответствующего их несложному сюжету. "Роман классический, старинный. Отменно длинный, длинный, длинный", – писал Пушкин.
Николай Михайлович Карамзин произвел в сентиментальной прозе подлинный переворот. Его повести отличались компактной формой и более динамичным сюжетом. У современников Карамзина наибольшей популярностью пользовалась "Бедная Лиза".
В основу повести положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности. Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете. Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. Она прекрасно понимает, что ей не суждено быть женою Эраста, и дважды на протяжении повести говорит об этом. В первый раз – матери: "Матушка, матушка, как этому статься? Он барин, а между крестьянами... Лиза не договорила речи своей". Второй раз – Эрасту: "Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!.." – "Почему же?" – "Я крестьянка...".
Лиза любит Эраста, не задумываясь о последствиях своей страсти. "Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала... и в удовольствии его полагала свое счастие". Этому чувству не могут помешать никакие своекорыстные помыслы. Во время одного из свиданий Лиза сообщает Эрасту, что к ней сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни и что ее матушка очень хочет этого брака. "И ты соглашаешься?" – настораживается Эраст. – "Жестокий! Можешь ли об этом спрашивать?" – упрекает его Лиза.
Некоторые исследователи, обращая внимание на литературно правильный и поэтичный язык Лизы, приписывали Карамзину умышленную идеализацию крестьянской жизни. Но задача Карамзина была здесь совершенно другой. Решая вопрос о внесословной ценности человека, он стремился раскрыть красоту и благородство чувств своей героини. Одним из средств к этому был ее язык.

Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем. Такое решение социальной проблемы было бы слишком грубым и прямолинейным. Эраст, по словам Карамзина, "довольно богатый дворянин" с "добрым от природы" сердцем, "но слабым и ветреным... Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии..." Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков. Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о "чистых радостях", намеревался "жить с Лизою, как брат с сестрою". Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он "не мог уже доволен быть... одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог". Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение. Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.
Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки. Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы. Там, где большое, сильное чувство вступало в противоречие с социальными барьерами крепостнического мира, идиллии быть не могло.

Эраст восхищался своей пастушкой - так называл Лизу
- и, видя сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие
забавы большого света npeдставлялись ему ничтожными в сравнении с теми
удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С
отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде
упивались его чувства. "Я буду жить с Лизою,как брат с сестрою, - думал он,-
не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!"

Ну не прелесть ли? Дальше (и ближе) читать не обязательно, и так все ясно. Хорошо, что "Бедную Лизу" не проходили в школе, как "Недоросля" - двадцать лет потом он мне представлялся не образцом классицистской драматургии, а образцом невыносимой скуки. Текст "Лизы" не замылен плоским школьным литературоведением, его можно повернуть и так и этак, поиграть со смыслами. Представить в виде литературного памятника. В виде печальной истории, рассказанной невозможным языком. Или вообразить себя в роли маменьки чувствительной барышни, конфисковавшей у дочки новомодное безобразие (прочитала тайком, реве-е-ела... на людях и вслух ругая безнравственного сочинителя).

Или так: автор написал альтернативку. Слова такого тогда еще не было, поэтому никто не догадался - включая самого Карамзина (путешествие в описываемое настоящее ?). Действие происходит в параллельной Московии, где цветы растут круглый год, молодые люди носят имя Эраст, юные поселянки и дворяне нежной трепетностью чувств не уступают друг другу, а старушки крестьянки выражаются изящно, как образованные литераторы.

Книжечка, которую я хочу показать, - в карманном формате на мелованной бумаге со стилизованными иллюстрациями - вполне могла быть издана в той ветке реальности.

Тканевый переплет,

иллюстрации,



виньетки,

и виды Москвы.




Художник-иллюстратор И.Д. Архипов

Другие произведения Карамзина:

  • «Наталья, боярская дочь»,
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода»,
  • Стихи.

Писатели-сентименталисты:

«Русская литература 18 века. Сентаментализм». М.: Дрофа, 2003.

Книга позволит ознакомиться с произведениями писателей-сентименталистов И. Хемницера, А. Радищева, Ю. Нелединского-Мелецкого, И. Дмитриева.

Экранизации:

«Бедная Лиза» (Реж. И. Гаранин, 1978 г.): чудный кукольный мультфильм на музыку А. Рыбникова.

Литература о «Бедной Лизе» :

1. «Бедная Лиза» / Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.

Экспериментальный учебник позволяет взглянуть на личность писателя в контексте эпохи, общественной жизни 18 века.

2. Вайль П., Генис А. Родная речь: уроки изящной словесности. М., 2008.

В остроумной книге о русской классике вы найдете главу «Наследство «Бедной Лизы». Карамзин» и узнаете о значении этого небольшого произведения для русской литературы.

3. Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1996.

Юрий Лотман - известный литературовед, автор многочисленных работ по творчеству Пушкина, по истории литературы 19 века. Из книги вы узнаете не только о прозаическом и поэтическом творчестве автора «Бедной Лизы», но и о Карамзине - историке, создателе «Истории государства Российского».

4. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.

Книга рассказывает не только о Николае Михайловиче Карамзине, но и о времени, в котором он жил.

Иллюстративный материал:

1. Произведения Ф. Алексеева (русского художника, мастера городского пейзажа), которые помогут перенестись в Москву конца XVII- начала XIX века: http://bibliotekar.ru/k87-Alekseev/index.htm .

Литературные аналогии:

Эраст - герой повести «Бедная Лиза», стал первым в галерее героев русской литературы, которые упустили свою любовь. Некоторые черты карамзинского героя угадываются в следующих произведениях:

  1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (в образе самого Евгения Онегина).
  2. Тургенев И.С. «Рудин» (в образе Рудина).
  3. Толстой Л.Н. «Воскресение» (в образе Нехлюдова).

Сюжет повести обыгран в следующих произведениях:

  1. Пушкин А.С. «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
  2. Акунин Б. «Азазель».