Реформа сервия туллия. Реформы сервия туллия

Пожалуй, ни один римский деятель не вызывал столь противоречивых оценок, не пользовался такой популярностью и не обладал такой таинственностью, как шестой римский царь Сервий Туллий. Традиционные даты его правления - 578-534 гг. до н. э. По преданию, он был сыном пленницы-рабыни Окризии из городка Корникул. Этим объясняли его имя Сервий (от лат. servus - «раб») и латинское происхождение. Иные римские авторы стремились «облагородить» его, изображая мать знатной женщиной, избавленной от рабства и взятой в царский дом, где она и родила мальчика. Как бы то ни было, Сервий Туллий воспринимался потомками как царь-народолюбец Плебеи считали его своим первым заступником и чтили его память, Легенда рассказывает, что патриции составили заговор против Сервия Туллия и убили его.

Став царем после гибели Тарквиния Древнего, Сервий Туллий успешно воевал с этрусками. При нем в Риме на Авентине, где жили плебеи, был выстроен храм Дианы, любимой общелатинской богини. Этим латины признали Рим главою латинских городов. Сервий окружил Рим новыми стенами, охватившими кольцом мощных укреплений новые холмы и районы города. Эти границы сохранились вплоть до I в. н. э. Рим становится настоящим городом, а Сервий из племенного вождя превращается в царя государства (см. Маяк, 1993. С. 17). Но главным делом его жизни стала реформа римского войска и всего общественного устройства, вошедшая в историю как центуриатная реформа.

До сих пор среди исследователей не утихают споры о времени и причинах проведения царем Сервием Туллием военной реформы, о сущности порожденного ею центуриатного строя и ее роли в генезисе раннеримского государства.

Римское куриатное ополчение - от Ромула до Сервия Туллия

Со времен Ромула (VIII в. до н. э.) в Риме на стадии перехода римской общины от первобытного строя к государственному исторически сложились 30 курий и 3 родовые (гентильные) трибы (Liv. I. 43; Dionys. II. 7-16; Plut. Rom. 20; Cic. Resp. II. 8. 14; Serv. Ad Aen. V. 360). Причем фиксация при Ромуле количества административно-родовых единиц (ячеек) определялась прежде всего военными потребностями. Ибо именно по 30 куриям комплектовалось пешее войско, а по трем гентильным трибам - конница (подробнее см.: Токмаков, 1998. С. 51 и след.). Поэтому пресловутые «реформы Ромула» явились важнейшим шагом на пути создания раннеримской военной организации и знаменовали завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой «военной демократии», которую считать высшей стадией развития родового строя.

В ранний царский период курия как относительно замкнутое и прочное объединение родов являлась догосударственным образованием (Altheim, 1951. S. 89, 199; Ferenczy, 1976. P. 29; De Francisci, 1956. P. 176, 485 ff). Она формировалась на той стадии развития общества, когда отдельный род перестал удовлетворять потребностям своих членов, прежде всего военным и сакральным. Исходя из этого уязвимо отождествлять римскую курию и греческую фратрию, которая типологически относится к родовой организации. И. Л. Маяк полагает, что в период после правления Ромула римские курии представляли собой лишь подобие фратрии (Маяк, 1983. С. 99 и след.; Маяк, 1993. С. 10, 71). Они были генетически связаны с фратрией, отмечает исследовательница, но отличались тем, что включали только мужчин. Поэтому более корректной оказывается этимология курии от слова coviria, т. е. «союз мужей». Эта этимология отражает древность возникновения курий из «мужских союзов», которые зафиксированы этнологами у многих народов на этапе перехода от материнского рода к отцовскому. Подчеркивает она и первоначально поенную ипостась курий.

Но следует иметь в виду, что Рим пережил эту стадию уже ко времени эпохи Ромула. Как уже сказано выше, при нем курии превратились в структурные ячейки родоплеменной общины и в базу формирования общинного ополчения. Следовательно, они стали более широким понятием, чем coviria. А уже ко времени позднего царского периода в VII-VI вв. до н. э. римские курии превратились в замкнутые объединения патриархальных родов. Источники насчитывают 300 таких родов. Внутри них постепенно стали обособляться отдельные фамилии.

Каждая курия обладала своей территорией (пагом), общинной землей, которая регулярно перераспределялась между отдельными родами и фамилиями. Полноправные члены курий - патриции - были спаяны внутренней родовой дисциплиной, обладали общими куриатными сакральными культами и включали всех членов родов, в том числе клиентов, но с особым положением способных носить оружие мужчин. Именно они формировали куриатные комиции, состоявшие из военнообязанных. При этом очевидна не только родовая, но и военная направленность курий. Поэтому скудость сведений традиции о родовом устройстве курий в эпоху республики сбивает с толку многих исследователей. Можно сказать, что курии в период от Ромула до Сервил Туллия возродились в качестве союзов мужей-воинов, но уже на иной основе, с другими, ранее несвойственными ей, а именно военными и религиозными целями и в условиях развертывания генезиса государства.

В этой связи становится понятнее как феномен живучести курии и куриатных комиций в эпоху республики, так и постоянный пере вод термина «курия» греческим автором Дионисием Галикарнасским как «фратрия и центурия». Суть в том, что в курии совпадали понятия «воин» и «сородич». Поэтому в досервианский период (до VI в. до н. э.) курию правомерно рассматривать в качестве неразрывного, органического единства базиса комплектования куриатного ополчения и одновременно войсковой единицы. Именно она определяла структуру и способ построения воинских сил.

Принятые в роды и курии чужеземцы легко становились патрициями. Скажем, род знатного сабинянина Атта Клавза, переселившегося уже в начале V в. до н. э. в Рим, был принят в курию и «гражданство» (in civitatem) и получил землю в паге Клавдия (Арр. Rom. I. 12; Dionys. V. 49.3). А сам глава рода под именем Аппий Клавдий был избран в сенат и стал основателем патрицианского рода Клавдиев.

Итак, курии реально формировали и конституировали в сакрально-правовом отношении общину до реформы Сервия Туллия, а в некоторых аспектах и после нее. Благодаря своим внутренним тесным родовым связям курии обеспечивали быстрое и бесконфликтное комплектование военного ополчения, а также верность общинников военному вождю - царю (rex). Посредством принятия специального куриатного закона о вручении военачальнику высшей военной власти - империя - курии санкционировали (давали согласие) осуществление им своих полномочий. Одним из главных условий, ускорявших процесс слияния новых родов со старыми в единый Populus Romanus Quiritium, было равное участие всех членов курий в войске и народном собрании (комициях). Войско, таким образом, играло важную роль в вызревании единой римской общины.

В заключение отмечу, что куриатный способ комплектования войска в период царей имел как сильные, так и слабые стороны. К сильным сторонам относится простота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Каждый воин-общинник в бою ощущал локоть своих сородичей (причем не только в фигуральном смысле). Он был крепко связан не столько военной, сколько родовой дисциплиной. Слабые стороны проявлялись в отмеченном выше естественном стремлении родового коллектива к замкнутости. Кроме того, кровнородственный принцип построения войска сужал приток в него свежих, дополнительных сил. По справедливому замечанию И. Л. Маяк: «…при пополнении курий могла учитываться и численность самого рода, его мужского боеспособного населения. В силу того, что комплектование войска шло от курии, было не так важно то, сколько в нее входит родов, как то, сколько в совокупности этих родов насчитывается мужчин» (Маяк, 1983. С. 258).

Тем самым военная мощь курии и общины в целом ставилась в зависимость от естественного воспроизводства мужского населения. В ранний царский период, когда римская община еще не достигла своих демографических пределов и была открыта для принятия новых родов из соседних покоренных племен, эти отрицательные стороны еще были скрыты. Но в VII в. до н. э., как явствует из данных письменной традиции, образование новых курий и сравнительно легкое принятие новых родов в уже существующие сходят на нет (см. тему 5), и вскоре тормозящая роль куриатного принципа формирования войска особенно ярко проявилась при столкновении римлян в конце VII и в VI в. до н. э. с таким сильным народом, как этруски. Этруски, как известно, ушли в своем развитии дальше римлян и создали мощную военную фаланговую систему. Противостоять ей римскому куриатному ополчению оказалось не под силу.

Проблема изменения устаревшего типа комплектования войска была решена римлянами не путем трансформирования старой куриатной системы, а созданием совершенно иной военной организации, Эту миссию выпало осуществить шестому римскому царю Сервию Туллию.

Реформа Сервия Туллия по данным традиции

Источники сообщают, что Сервий Туллий после длительных войн с этрусками провел обширные преобразования. Прежде всего, он учредил ценз, по определению Цицерона, «установление, полезнейшее для такого государства, которому судьбой назначено стать великим» (Cic. Resp. II. 31. 38). Он произвел податную перепись населения и разделил его на пять цензовых разрядов (классов) в зависимости от величины имеющегося имущества у каждого способного носить оружие жителя (подробнее см.: Токмаков, 1998 а. С. 83-87). Изложение реформы подробно дано Ливием (I. 43-46), Дионисием Галикарнасским (IV. 16-22), Цицероном (Resp. II. 21, 38), Дионом Кассием (56.10; Zonar. 13), Авлом Геллием (N. А. VI (VII). 13).

Первый разряд включал тех, чье имущество оценивалось в 100 тыс. ассов (по Геллию - в 125 тыс. ассов). Ко второму классу относились лица, располагавшие состоянием в 75 тыс. ассов, к 3-му - 50 тыс., к 4-му - 25, и, наконец, к 5-му - обладавшие всего лишь 11 или 12,5 тыс. ассов. Граждане, не сумевшие наскрести даже такой суммы, именовались пролетариями и capite censi. Как явствует из названия, первые в качестве ценза предъявляли свое потомство (proles), а вторые оценивались просто по головам (caput).

Каждый имущественный разряд выставлял для нужд войны определенное количество центурий пехотинцев: 1-й класс формировал больше всех центурий - 80; 2-й, 3-й и 4-й - по 20, а 5-й класс - 30 центурий. Кроме того, в центуриатную систему традиция включает ряд центурий явно нестроевых, которые фактически находились вне деления на разряды. Это две центурии ремесленников, приданные 1-му или 2-му классу. В этом сведения Ливия (I. 43. 3) и Дионисия (IV. 17. 3) не совпадают. Также две центурии горнистов и трубачей (cornicines и tubicines) были добавлены к 4-му или 5-му классу. Помимо центурий пехоты, было сформировано 18 центурий конницы, которые составили особый, привилегированный корпус всадников (equites). При этом к шести сдвоенным древнейшим центуриям Тициев, Рамнов и Луцеров, учрежденным еще Ромулом и удвоенным Тарквинием Древним, были добавлены 12 новых центурий, независимых от родоплеменного принципа комплектования. Таким образом, всего по реформе Сервия Туллия было создано 193 центурии, включая отдельную центурию пролетариев, отстраненных от поенной службы.

Но источники выделяют еще одну особенность Сервианского устройства, а именно: деление центурий каждого разряда поровну по возрастам. Военнообязанные общинники от 18 до 46 лет входили н центурии юниоров (младших), а пожилые, старше 46 лет, образовывали центурии сениоров (старших). Кроме того, членам каждого разряда предписано было определенное вооружение, количество которого с уменьшением величины ценза убывало. Это определяло место пехотинцев в боевых порядках войска.

Так, воины 1-го разряда носили панцирь (lorica), шлем (galea), поножи (ocrea), круглый щит типа clipeus, а из наступательного оружия (tela) - копье (hasta) и меч (gladius или mucro).Такое полное вооружение в целом соответствует типу так называемого гоплитского cснаряжения. Располагались воины 1-го разряда в передовых рядах поиска. Воины 2-го разряда уже были освобождены от панциря, а вместо круглого гоплитского щита имели продолговатый щит типа scutum. В бою источники отводят им место во втором ряду боевых порядков. Третий разряд по сравнению со вторым не имел поножей, а 4-й носил щиты scutum, мечи и по два копья - длинную hasta и метательный дротик verrutum; Ливий отрицает наличие у них даже щита и меча (I. 43. 6). В бою 4-й разряд занимал последнюю боевую пинию. Воины же 5-го разряда вооружались только пращами и метательными камнями. Они дислоцировались вне строя в качестве вспомогательных отрядов легковооруженных.

Центурии различных разрядов были, несомненно, разной величины. Ведь еще Цицерон и Дионисий Галикарнасский обоснованно сомневались, могли ли самые богатые граждане в те времена составить целых 80 центурий по 100 человек каждая, т. е. 8 тыс. человек? Явно также, что центурии сениоров должны быть малочисленнее юниоров, так как немного людей в то время доживало до старости, Кроме того, Цицерон (Cic. Resp. И. 22. 40) определенно свидетельствует, что в каждой центурии 2-5-го классов состояло больше людей, чем во всем первом разряде.

Реформа Сервия Туллия вводила также новое территориальное деление Рима. Теперь он разделялся не по прежним трем родовым трибам, которые были объединениями курий и их сельских владений — пагов, а по территориальным трибам. Они объединяли всех жителей того или иного региона, а не только членов курий. Ливий сообщает о создании четырех городских триб и оговаривается, что они не имели никакого касательства ни к распределению по центуриям, ни к их числу (Liv. I. 43. 13). Количество сельских триб при Сервии не известно. Но по мере расширения римской территории (ager publicus) к концу IV в. до н. э. число всех триб достигло 35.

Новое разделение граждан и войска вызвало к жизни и новый тип народного собрания - по центуриям, а не по куриям, как раньше. Таким образом, превосходство в количестве центурий обеспечивало всадникам и членам 1-го разряда преимущество при решении любых политических вопросов. Это бросалось в глаза уже древним авторам и приводило их к выводу, что Сервий Туллий таким способом «перехитрил народ», предоставив ему формальные политические права, но на деле исключив народ от участия в управлении общественными делами (Liv. 1.43. 10; Dionys. IV. 20-21; VIII. 82; X. 17; Cic. Resp. II. 22.39-40).

Однако причины такого положения источники трактуют по-разному. Скажем, Дионисий (IV. 20. 2-3) рассуждает, что в куриатном собрании все были равны и беднейшие граждане имели равный голос с богатейшими, а поскольку последних было мало, все дела решали численно превосходящие их бедняки. Поэтому, по мнению Дионисия, Сервий Туллий перевел преимущество голосов от бедных к богатым, установив неравное количество центурий в имущественных классах. Тит Ливий (I. 43. 10) выражает ту же мысль более изящно: Сервий Туллий переложил с бедных на богатых военные тяготы, ибо богатых было меньше, а служить им приходилось отныне чаще вследствие распределения по большему количеству центурий. Наконец, Цицерон (Cic. Resp. II. 22. 40) проясняет суть данного нововведения, при котором, с одной стороны, никто не лишался права голоса в народном собрании, а с другой - при голосовании наиболее влиятельными оказывались те, кто был наиболее заинтересован в том, чтобы государство находилось в наилучшем состоянии.

Иными словами, политический вес членов того или иного разряда в центуриатных комициях источники напрямую связывают с их правом и одновременно обязанностью нести военную службу в общинном ополчении. Регулярность же военной службы, в свою очередь, определялась величиной ценза. Дионисий Галикарнасский (IV. 19. 3-4) дает этому стройное обоснование. Оно сводится к тому, что: 1) лучший воин тот, кто владеет собственностью, ибо он заинтересован в эффективной защите ее, а значит, и всей общины; 2) так как тот, кто чаще служит, несет и большие по сравнению с другими расходы и подвергается большей опасности, то он должен и получить наибольшее влияние в государстве; 3) наконец, все эти опасности службы компенсируются большей долей в военной добыче. Не будем забывать, что военная добыча включала главным образом не столько награбленное имущество - оно в те времена было более чем скромным, - сколько отнятую у врага треть территории, которая поступала в фонд общественной земли (ager publicus).

Изложенные вкратце данные римской письменной традиции показывают, что Сервианская конституция в том виде, в каком она зафиксирована в источниках, охватывала все стороны жизни и общественного устройства римлян и именно поэтому возникают сомнения в том, могла ли она явиться плодом деятельности одного, даже очень неординарного лица.

Аутентичность данных традиции о Сервианской реформе

Современная историография преодолела гиперкритическое отношение к римской письменной традиции об архаическом Риме. Но даже самые благожелательно настроенные ученые убеждены, что в том виде, в каком Сервианская реформа предстает в описаниях римских и греческих авторов, либо никогда не существовала на практике, либо сложилась только в III в. до н. э. Тем не менее воссоздание первоначального устройства Сервианской конституции важно, так им к не только повышает степень доверия к традиции, но и влияет на ракурс изучения всей раннеримской истории.

Наиболее беспощадной критике в науке подвергаются следующие элементы традиции: 1) денежное исчисление ценза имущественных разрядов; 3) изначальное число учрежденных Сервием 193 центурий. Иначе говоря, в конечном счете сама структура центуриатной организации. Поэтому, чтобы выяснить цель и сущность реформы, нам нужно рассмотреть аргументы «за» и «против».

Отрицание исчисления ценза в деньгах обычно опирается на уверенность в том, что экономика Рима VI-V вв. до н. э. носила исключительно натуральный характер. Действительно, археологические раскопки показывают, что так называемые «тяжелые ассы» (aesgrave) имели хождение с IV в. до н. э. (Crawford, 1976. Р. 197-200; Gj erst ad, 1972. S. 181; Ridley, P. 1975. P. 161 ff.). Но учтем, что до них употреблялись «сигнированные ассы» (aes signatum), которые и сейчас находят в археологических слоях VIII-VI вв. до н. э. Их тщательно исследовал Эмилио Перуцци в труде «Деньги в раннем Риме» (Peruzzi, Р. 1985. Р. 65 sq.; 207-228; Richard, 1978. P. 389 ff.). Сигнированные ассы представляли собой кусочки меди с отпечатками так называемой «сухой ветви» (а проще, рыбьего хребта). Есть экземпляры не только V, но даже середины VI в. до н. э. (Маяк, 1993. С. 109-110).

Нет у нас оснований Не доверять и сообщениям традиции. Так, Плиний Старший прямо указывал: «Сервий Туллий первым чеканил ассы» (…primus signavit aes) (N. H. XXXIII. P. 3,43; XVIII. 12). А по сведениям Исидора (Orig. XVI. 18. 10) и Иоанна Лида (De Mens. I. 17), чеканка в Риме монеты началась уже при Нуме Помпилии, хотя эти данные и вызывают некоторые сомнения.

Более того, в качестве средства платежа ассы хорошо известны Законам XII таблиц середины V в. до н. э. В них упоминаются хозяйственные штрафы в 25 ассов (Tav. II. 1; VIII. И; Gai. Inst. IV. 14-15) и сделки суммой свыше 1 тыс. ассов (Plin. N. Н. XVII. 1. 7). Заметим, что в V в. до н. э. консулов нередко привлекали к суду за плохое командование войсками и приговаривали к денежным штрафам. А такие сведения обязательно заносились в государственные фасты, поэтому им можно доверять. Например, консул Менений в 476 г. до н. э. заплатил штраф в 2 тыс. ассов (Liv. II. 52. 5); консул Марк Постумий - в 10 тыс. ассов, а Гай Семпроний в 420 г. - в 15 тыс. «тяжелых ассов» (Liv. IV. 41. 10; 44; V. 12; Dionys. X. 49. 6). Обратим внимание, что Ли« вий употребляет именно этот архаичный термин - aes grave (Liv. IV, 41.10; 44. 10; V. 12.1). Ливий говорит также о либральных ассах, которые в виде военного налога в 406 г. до н. э. везли на телегах сенаторы (Liv. IV. 60.6; Gai. Inst. 1.122). Столь точная и аутентичная характерно гика разновидностей ассов свидетельствует в пользу достоверности сообщений Ливия, а также в пользу широкого хождения медных ассов в эпоху ранней Республики. Малочисленность же археологических находок ассов вполне объяснима тем, что они использовались не только в виде средства платежа, но и в качестве мер веса (aes librum, римский фунт в 327,5 г), об учреждении которых именно Сервием Туллием сообщает Аврелий Виктор (Vir. ill. VII. 8). С введением в 269 г. до н. э. чеканки серебряной монеты: сестерциев (2,5 третичного асса) и денариев (10 третичных ассов) - старые медные деньги могли постепенно пойти в переплавку.

Обращает на себя внимание и тот факт, что с середины V в. до н. э. судебная пеня начинает взиматься в виде не скота, а металлических денег (законы 454 и 430 гг. до н. э. - Liv. III. 31. 6; Cic. Resp. II. 35. 60; Fest. P. 220; 229; 508 L; Gell. XI. 1; XX. 1. 12). Поэтому считать экономику Рима того времени натуральной некорректно. Современные исследования (De Martino. 1958. P. 7 ff.; 43-47; Маяк. 1993. С. 109-110) доказывают высокий уровень развития в Риме ремесла и торговли и дают нам полное основание утверждать, что уже в VI-V вв. до н. э. Рим продвинулся далеко вперед по пути развития товарного хозяйства. Об этом свидетельствуют прочные экономические связи Рима с Этрурией и греческими колониями Кампании, в расчетах с которыми широко использовались греческие монеты, а также договор 509 г. до н. э. о торговле между Римом и Карфагеном. В настоящее время достоверность этого договора уже не вызывает сомнений. Замечу так-же, что все латинские источники, включая самые поздние, исчисляют Сервиев ценз в ассах. Но в эпоху поздней Республики ассы превратились в мелкую разменную монету. Отсюда следует, что источники опирались на древнюю традицию и дотошно воспроизводили потерявшие уже свой смысл реалии архаической эпохи.

Мы имеем все основания полагать, что на первом этапе эволюции реформы Сервия Туллия ценз проводился на основе оценки общего состояния общинника, включая земельный надел, количество скота и другого движимого имущества. Можно согласиться с мнением Т. Моммзена, что чисто денежное исчисление ценза началось только со времени реформы цензора Аппия Клавдия Цека в 312 г. до н. э. (Моммзен, 1994. С. 291; Mommsen, 1876. II. S. 375). Но учтем, что до этого времени по эквиваленту имущества общинника в ассах определялся военный налог (трибут). В VI-IV вв. до н. э. трибут был взносом гражданина на приобретение себе оружия согласно его месту в боевых порядках войска. Приобреталось оружие скорее всего централизованно и хранилось в государственном казнохранилище - эрарии. Оттуда оно выдавалось гражданам по мере призыва их на военную службу.

Подчеркнем, что с самого начала существования центуриатной системы за основу классификации ее членов брался самый простой критерий - способность гражданина-ополченца вооружать себя самостоятельно. Поэтому важно было не имущество как таковое, а количество и качество оружия, которое военнообязанный человек был в состоянии приобрести. А поскольку такая способность была обусловлена степенью состоятельности индивида, то она закономерно со временем в качестве производной компоненты стала закладываться в ценз. По-видимому, законченный вид этот процесс приобрел с упорядочением процедуры проведения цензов и учреждением специальной магистратуры цензоров в 443 г. до н. э.

Таким образом, цензовая классификация сервианских разрядов при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно адекватным воспроизведением древними авторами реалий начала проведения реформы Сервия Туллия. А считающиеся обычно самыми недостоверными и модернизированными списки вооружения разрядов обнаруживают свою практическую значимость и тесную взаимосвязь с цензом общинника.

Что касается широкого употребления гоплитского оружия в Центральной Италии и в Этрурии, то можно привести в качестве примера чернофигурную керамику из Тарквиний, где изображены шеренги воинов в шлемах греческого типа, с круглыми щитами во главе с трубачом, а также одиночные воины и всадники в полном гоплитском вооружении с круглыми щитами и длинными копьями. К IV в. до н. э. относится известная статуэтка двух воинов, несущих третьего, раненного товарища. Все они в шлемах с продольными гребнями, подъемными забралами, поднятыми вверх нащёчниками, панцирями греческого типа с наплечниками и поножами. Обильные археологические материалы из Рима и Лация принадлежат к VII-VI вв. до н. э. и доказывают распространение в то время всех элементов гоплитского вооружения, включая панцири, круглые щиты, шлемы и т. д.

Главным признаком гоплитского строя является повышение внимания к защитному вооружению и прежде всего щиту. Примером такого щита служит бронзовый щит диаметром около 1 м, найденный на Эсквилине. Он датируется первой половиной VII в. до н. э. Аналогичные щиты найдены в Цере. Шведский археолог Эйнар Гьёрстад обнаружил в Риме бронзовый шлем полусферической формы с выгнутыми краями без следов гребня, вызывающий ассоциации с и русскими шлемами греческого типа из Северной Италии. Причем подобные шлемы (горшкообразной или полукруглой формы с ободком по нижнему краю) были известны еще в VIII в. до н. э. Об этом свидетельствует фреска из Питекузы, где видна шеренга воинов с круглыми щитами, двумя копьями и в шлемах. Такие шлемы имели обычно либо плюмаж в центре, либо поперечный гребень (Peruzzi. 1970. Vol. VII. P. 72,77. Tav. XVI; Muller-Karpe, 1962. S. 55,89. Taf. 20); Залесский, 1959. С. 62). Кстати, прослеживается характерное сосуществование в Лации археологических находок двух типов шлемов: круглых коринфского типа, т. е. гоплитских, и горшкообразных, италийских, которые П. Коннолли справедливо атрибутирует воинам, вооруженным щитами «скутум» (Connolly, 1981. Р. 94-102). Наконец, к периоду правления «этрусской династии» в Риме относятся находки Э. Гьёрстадом панциря VI в., представляющего собой, скорее, нагрудник прямоугольной формы со слегка вогнутыми внутрь краями, усиленными бронзовым обручем, с орнаментом в виде концентрических кругов (Gjerstad, 1953. Vol. II. P. 180, 185, 218, 203, 227, 230, 232, 237, 241, 254-265). Нагрудники круглой формы или в виде фалер, нашитых на кожаный панцирь, обнаруживают и сейчас и Лации и Центральной Италии. Многочисленны находки наконечников копий листовидной и трехгранной формы для ближнего боя с раструбами для насадки на древко. Они отождествляются с копьями (hasta), применяемыми в фаланге, и идентичны по форме копьям, изображенным на этрусской керамике. Разнообразны виды мечей: от широких рубящих мечей (mucro) и длинных колюще-рубящих мечей с слегка загнутым концом лезвия (spatha) до коротких мечей галльского типа (gladius) и кинжалов (pugnio).

Необходимо затронуть еще один аспект. Одно из течений в историографии связывает реформу Сервия Туллия с якобы прямым завоеванием Рима этрусками в конце VII в. до н. э. и установлением и нем правления так называемой «этрусской династии». Под ней подразумевают царей Тарквиния Древнего, Сервия Туллия и Тарквиния Гордого. Хотя, замечу, Сервий в традиции считается однозначно из латинского рода. Этрускам же приписывают превращение римского родового военного вождя в абсолютного царя-владыку с династическими тенденциями (Beloch, 1926. S. 227 u folg.; Meyer, 1923. S. 22; Rostovtzeff, 1930. Т. 2. S. 21-24; Snodgrass, 1937. P. 118; Th0msen, 1980. P. 200 ff.; Stary, 1981; Нетушил, 1916. С. 31; Pareti, 1952. Vol. 1. P. 300 ff.). Например, X. Скаллард полагал, что в VI в. до н. э. Рим не только находился под сильным политическим, экономическим и религиозным влиянием этрусков, но и был физически захвачен ими и превращен в важную базу на Тибре для обеспечения дальнейшей экспансии этрусков в Лации и Кампании. Он высказывает убеждение, что это завоевание привело к хозяйственному подъему и социальному прогрессу Рима (Scullard, 1976. Р. 172). В последние десятилетия эта точка зрения превалирует в западной историографии. Так, французская исследовательница Кр. Сонье, анализируя археологический материал о вооружении, отмечает синхронность его развития (особенно гоплитского) в Риме и в Этрурии во второй половине VII-VI в. до н. э. На этом неоднозначном основании она приписывает формирование войска нового типа в Риме этрускам, хотя в вопросе о завоевании более осторожна (Saulnier, 1980. Р. 94, 104-105).

Подобные теории, кстати, не подкрепленные ни материалом источников, ни серьезными археологическими данными, встречали основательные возражения в отечественной историографии. Например, еще полвека назад Н. Н. Залесский в специальном исследовании «Этруски в Риме» убедительно доказал, что этрусский элемент в римской правящей верхушке был уравновешен многочисленной знатью латинского и сабинского происхождения (Залесский, 1958. С. 97, 107). А. А. Ельницкий также полагал, что цари этрусской династии, внеся этрусские традиции в римское общество, уже находящееся на пороге образования государства, лишь ускорили происходившие в нем процессы складывания социальных классов, но отнюдь не создали искусственно, не навязали насильно эти процессы (Ельницкий, 1958. С. 142-156).

Можно привести и обоснованное мнение Франческо Де Мартино. Он обращал особое внимание на взаимосвязь политического и экономического развития Рима и убедительно продемонстрировал, что досервианский Рим уже подошел в своем развитии к порогу возникновения государства, но остановился на нем (De Martino, 1958, P. 34-74).

Уязвимость версии об этрусском завоевании Рима наглядно проявляется в том, что Рим никогда не заключал военных или политических союзов с этрусскими городами. Наоборот, наиболее интенсивно воевал с ними «коренной», так сказать, этруск Тарквиний Древний, длительные кампании вел с ними сам Сервий Туллий. Безусловно, реальность и степень подчинения Рима этрускам так и останется проблемой дискуссий вследствие скудности источников. Но гораздо существеннее не то, был или не был Рим под властью этрусков, а то мощное культурно-психологическое воздействие, которое оказывала развитая этрусская цивилизация на юный, но уже задиристый Рим. При этом Рим, очевидно, и в расцвете своего могущества испытывал по отношению к ней некий комплекс неполноценности.

Подводя итог, можно отметить следующее. Реформа Сервия Туллия по своим целям, изначально прежде всего военным, и методам проведения (при полном соблюдении всех древних сакрально-правовых обрядов) полностью соответствует реалиям социально-политического и экономического развития римской общины в середине VI в. до н. э. Она явилась дерзким, но назревшим способом разрешить сгустившиеся к тому времени противоречия родоплеменного коллектива: замкнутость родовых ячеек общины - курий и гентильных триб, прекращение пополнения населения за счет «свежей крови» переселенцев-плебеев, которое вело к нарушению управляемости общиной и резкому снижению базы ее вооруженных сил. Куриатное ополчение окончательно доказало свою отсталость и невозможность быстрого восполнения потерь в живой силе. Все это приводило к утрате положения Рима среди окружающих племен и народов и нарастанию внешней угрозы. Решить проблемы перехода Рима от родоплеменного общества эпохи «военной демократии» к государственному строю можно было лишь на качественно иной основе. Тем более что именно к середине VI в. до н. э. в Риме уже вовсю шло формирование «среднего класса» из зажиточных землевладельцев как коренных членов курий, так и бесправных плебеев (см. тему 6).

Выполняя частную задачу реформирования военной организации и расширения ее состава, реформа Сервия Туллия взорвала родовые устои и положила начало объединению в едином гражданском коллективе патрициев и плебеев. Именно их борьба стала, на мой взгляд, движущей силой формирования в Риме гражданского общества и государства, причем особого типа, разновидности античного полиса - civitas. Введение организованного по сословно-цензовому принципу гоплитского войска, где тяжеловооруженные состоятельные общинники получали преимущество независимо от родового происхождения, явилось одним из важнейших признаков формирования государства полисного типа.

Принятие индивида в военную организацию автоматически вводило его в состав гражданства и давало право участвовать в обсуждении дел не только самого войска, но и всей общины. Само центуриатное собрание, будучи собранием войска, объективно заняло место собрания всей civitas. Именно в нем воплотилось военно-политическое единство раннереспубликанской общины, ибо оно объединило патрициев и плебеев в одних цензовых разрядах и центуриях независимо от сословной принадлежности. Поэтому реформирование войска означало неизбежно и переустройство всего общества, а введение территориального деления первоначально для чисто военных целей знаменовало переход от гентильной организации к полисной.

Однако данное положение привело к сохранению в Риме после реформы Сервия куриатной организации, что отнюдь не означало половинчатость реформы Сервия по сравнению, скажем, с законодательством Солона и Клисфена в Афинах, ибо она и не ставила перед собой цели подрыва господства родовой аристократии. Но сам факт существования куриатной организации в качественно иной центуриатной системе породил объективное противоречие, которое являлось источником и побудительным мотивом развития «борьбы сословий», - между юридическим равенством патрициев и плебеев в военной организации и пропастью в социально-политическом и родовом отношениях (см. далее темы 6-7).

В этой связи приходится подвергнуть сомнению доминирующую в историографии точку зрения на центуриатную систему как на утверждение тимократии (Botsford, 1909. Р. 33; Staveley, 1972. Р. 128; Gjerstad, 1966. Р. 28; Bleicken, 1975. S. 43; Saulnier, 1980. P. 107; D’Agostino, 1990. P. 80; Fugmann, 1990. S. 273). Тимократия трактуется обычно как обладание гражданином суммой политических прав пропорционально его состоянию. Действительно, в раннем Риме больший ценз давал общиннику преимущества в участии в центуриатных комициях. Но, во-первых, это преимущество проистекало из чисто военных нужд комплектования тяжеловооруженной боеспособной фаланги, а во-вторых, оно проявлялось главным образом в праве активно участвовать в голосовании, практически не влияя на его результат.

Коренным отличием центуриатной системы от тимократической греческой являлось то, что органы управления ею формировались как раз не по принципу ценза, а на основе принадлежности к патрицианскому сословию. Плебеи, даже входящие в 1-й имущественный разряд (классис), не могли занять высшие магистратуры, особенно связанные с обладанием империем и правом ауспиций, несмотря на все свое состояние. Ярким примером этого служит эпизод со всадником Спурием Мелием (см. темы 8, п. 1 и 15, п. 3).

Подобное положение сохранялось до реформ Лициния-Секстия (367 г. до н. э.). При этом даже после допущения плебеев к высшим магистратурам (консулярному трибунату и консулату) им приходилось настаивать на юридическом выделении квот для плебеев. С другой стороны, патриций не мог стать плебейским трибуном иначе как перейдя в сословие плебеев путем усыновления. Таким образом, в центуриатной конституции, игнорирующей сословный принцип в комплектовании военных сил, в политической сфере доминировал именно сословный, а не тимократический принцип.

8. Царский период в истории Рима. Реформы Сервия Туллия, их политическое значение.

«Царский» период (8-6 века до н. э.)

Его условно называют «царским». Легенды говорят о семи римским царях. В этих легендах много вымысла, но есть и рациональное содержание: разделение общества на знатных и незнатных, земледелие. Это период разложения родового строя, складывания государства. Отцовский патриархальный род – основная общественная единица. Таких родов насчитывалось 300. Род делится на семьи. Каждая семья ведёт своё хозяйство. По мере ослабления родовых связей значение семей возрастает, выделяются отдельные семьи. Семья – фамилиа. Патерфамилиос – отец семейства. Его власть была неограниченной, в том числе и над рабами, которые входили в состав семьи (рабов было немного, рабство было патриархальным). Каждые 10 родов объединялись в курию, 10 курий объединялись в трибы. Три трибы – популюс романос, т.е. римский род. Деление такое, по предположению некоторых историков, делалось в военных целях. Одна из точек зрения по вопросу о социальном составе римской общины. Поначалу все полноправные члены римской общины назывались «патриции» (т.е. «имеющие отцов»). Со временем (уже в «царский» период), с развитием хозяйства, с участившимися войнами происходило расслоение меду родами, внутри родов. В них выделялись знатные семьи. Только членов этих знатных семейств стали называть «патриции». Патриции противопоставляли себя всем остальным (популюс).

Незнатные (или обедневшие) роды оказывались в зависимости от этих знатных родов, искали у них помощи, покровительства. Становились клиентами (послушными) патрициев. Патриции -> патроны (покровители). Расслоение на патрициев и клиентов. Некоторые чужестранцы становятся клиентами. Клиент входил в родовую организацию патрона, обязан был следовать за ним на войну, выполнять какие-либо работы, оказывать почтение. Патрон обязан был защищать клиента (перед судом), поддерживать. В законах двенадцати таблиц «Пусть предан будет богам подземным патрон, который подведёт\даст в обиду своего клиента».

Возрастало население Рима за счёт завоевания соседних <латинских> округов, за счёт переселенцев. Они были вне 300 родов. Их стали называть плебеями (покорённое население, переселенцы в Рим). Плебеи были лично свободными, могли иметь земельную собственность, должны были нести службу, могли сами заключать сделки, моли выступать в суде самостоятельно, от своего имени. Не могли вступать в брак с патрициями, не могли участвовать в политической жизни, в управлении общины, не могли получать свою долю земли при дележе завоёванных земель. Среди плебеев тоже была имущественная дифференциация. Есть в этом обществе и рабы, но рабство неразвитое, патриархальное.

Сервий Туллий :

1. Включил плебеев в состав римского народа.

2. Всех граждан он разделил на 5 имущественных разрядов (по имущественному цензу):

А) те, кто имел доход не менее 100 000 асов

Б) Люди с имуществом в 75 000 асов

В) 50 000 асов

Г) 25 000 асов

Д) 12 500 (по некоторым сведениям 11 000) асов

Е) Пролетарии (считалось, что единственным их богатством является их потомство - proles)

Цели деления:

1) Военная. Каждый разряд должен был выставлять определённое количество центуриев (сотен)

А) 80 центурий тяжеловооружённой пехоты + 18 центурий конницы

Б, В, Г) По 20 центурий тяжеловооружённой пехоты

Д) 30 центурий легковооружённой пехоты

Е) 1 центурия (из них комплектовались слуги) (пять не вооружённых центурий: две - ремесленников, две - музыкантов ит.п. и одна из неимущих, которых называли пролетариями.)

Таким образом, всего было 193 центурии.

2) Политическая. Центурии стали не только военными, но и политическими единицами. По центуриям стали проводиться народные собрания (центуриатные комиции). К центуриатным комициям переходят функции куриатных комиций.

Привилегия знатности вытесняется привилегией богатства.

3. Деление населения по территории.

Вводится деление на 4 городские трибы и 17 сельских

Утверждается государство.

Особенность образования государства в Риме

    Борьба плебеев с патрициями ускорила процесс образования государства (вмешательство инородного элемента)

Эти реформы были определённой уступкой плебеям. Но до уравнения плебеев с патрициями было ещё далеко.

В 509 г. был изгнан седьмой рекс Тарквиний. С этого времени устанавливается республика. Она существовала до I века до н. э.

Эволюция общественного строя.

Римское общество не сразу стало рабовладельческим.

В V-IVвеках до н. э. рабство было слабо́, и лишь кIIIвеку до н. э. рабство стало сильным в результате завоеваний.

Плебеи стали добиваться общественной земли. Каждый раз после успешного похода римляне у побежденных часть земли забирали и делили её между коренными римлянами. Плебеи к ней доступа не имели. Численность плебеев возрастает → земельная пустота становится ещё более невыносимой, плебеи нередко из-за долгов попадали в рабство.

Цели плебеев:

    Добиться доступа к <общегосударственной>земле

    Добиться общих государственных должностей

В 494 г. до н. э. введена специальная должность – плебейский трибун. Он избирался на плебейских народных собраниях из числа плебеев. Эти собрания проходили по трибам. Он имел право наложить вето на постановление Сената или другого должностного лица.

В 450 г. до н. э. приняты законы XIIтаблиц. Создана комиссия из 10 человек.

445 г. до н. э. – законы Каннулея, которые разрешили браки плебеев с патрициями.

367 г. до н. э. – законы Лициния и Секстия. Они состояли из трёх частей:

1. Земельные владения патрициев на общинную землю (патер публикус) ограничивались 500 югерами земли. Излишки распределились между плебеями.

2. Смягчалось???

3. Плебеи допускались к <общим государственным должностям>

326 г. до н. э. – закон Петелия, запрещающий долговое рабство.

300 г. до н. э. допуск плебеев в состав жреческих коллегий.

287 г. до н. э. – плебейские собрания получили право принимать законы, обязательные для всех.

К третьему веку до н. э. борьба плебеев и патрициев завершилась их уравнением в правах и уничтожением вообще такого деления. На первый план выходит деление на рабов и рабовладельцев. В середине и второй половине Республики Рим становится классической рабовладельческой республикой.

Рабовладельцы:

    Нобели – крупнейшие землевладельцы и рабовладельцы.

    Всадники – торгово-денежная аристократия

Нобели всадников старались к высшим должностям не допускать.

Источники рабства: 1) войны, 2) пиратство, 3) естественный прирост (по матери), 4) торговля.

Труд рабов использовался в сельском хозяйстве, горном деле, домашнем хозяйстве.

Раб являлся вещью, с которой рабовладелец мог сделать всё что угодно.

Между рабами и рабовладельцами стоял класс мелких производителей – плебс.


Возникновение римской государственности.

Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1. Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов, возникновения новых органов государственной власти.

2. Римская республика (III - I века до н.э.). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы. Это привело к кризису Римской империи.

3. Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную, хозяйственную общность людей. В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военачальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военачальнике, совет воинов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

Реформа Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции, - всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.

Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.

Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования.

Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.

Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.



В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима после соответствующих испытаний был избран Сервий Туллий (Servius Tullius) (578 – 534 годы до нашей эры). Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой традиции, он был сыном одной знатной женщины из латинского города Корникула, попавшей в плен к римлянам (по другой версии, опровергаемой Титом Ливием, был сыном рабыни). Мальчик вырос в доме Тарквиния и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и у сенаторов и народа. Царь выдал за него замуж свою дочь. Когда Тарквиний был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий, пользуясь своей популярностью и при содействии Танаквиль, вдовы покойного царя, захватил власть с одобрения сената. По другой малораспространенной версии (из речи императора Клавдия в сенате), Сервий Туллий – не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, выгнанный из Этрурии и поселившийся в Риме, где переменил там имя и достиг царской власти. Иногда отцом Сервия Туллия предание называет римского бога кузнецов Вулкана.

С именем Сервия Туллия римская традиция связывает реформы, способствовавшие утверждению государственного строя. Важнейшая из них – центуриатная реформа, в соответствии с которой родовые трибы были заменены территориальными, плебеи – введены в состав римской общины. Он разделил территорию римского государства на 4 трибы – территориальных округа. Не упраздняя куриатных комиций, Сервий Туллий ввел центуриатные комиции, то есть собрания по центуриям – сотням, основному военному подразделению, и придал им высшую законодательную, судебную и электоральную силу.

Далее Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на классы по имущественному цензу (доходу):
- всадники (equites);
- римляне с цензом 100 000 ассов;
- римляне с цензом 75 000 ассов;
- римляне с цензом 50 000 ассов;
- римляне с цензом 25 000 ассов;
- римляне с цензом 11 000 ассов;
- пролетарии.

Таким образом, была утверждена аристократия богатства взамен аристократии по родству. Формально «сверхбогатые», то есть всадники, и «сверхбедные», то есть пролетарии, не входили в классы. Всадники (или эквиты) – одно из привилегированных сословий в Древнем Риме. Всадники в различные времена истории Древнего Рима имели различное значение, почему здесь надо различать несколько периодов. Первоначально – в царскую эпоху и в раннереспубликанский период – это была сражавшаяся верхом патрицианская знать. Всадники в войске римских царей носили тунику с красной полосой, расшитый плащ и особые красные ременные башмаки. Со временем все это, с некоторыми поправками, стало отличительными знаками принадлежности к патрициям, сенаторам и магистратам. В раннюю эпоху четкого различия между сословиями сенаторов и всадников не наблюдалось. По реформе Сервия Туллия в VI веке до нашей эры всадники, выделенные в 18 центурий, составляли часть высшего цензового разряда римских граждан. Первейшей обязанностью каждого класса было выставить определенное количество центурий, от пролетариев требовалась лишь одна центурия. Собрание стало проходить на Марсовом поле, где проводились военные смотры. Каждая центурия получила один голос. Чтобы решение собрания стало законом, требовалось набрать 98 голосов «за». Собрание принимало законы, рассматривало апелляции, избирало должностных лиц. На основе классов было основано разделение римского войска на триариев, принципов и гастатов.

Сервий Туллий вел успешные войны с Вейями и другими этрусскими городами. Ему приписывают также проведение религиозной реформы и постройку городской стены, остатки которой сохранились среди сооружений более поздней эпохи. При нем границы города были значительно расширены (в состав города вошли все семь холмов). После проведенных преобразований Сервий Туллий был убит в результате заговора, возглавляемого своим тестем Луцием Тарквинием Гордым (сын Тарквиния Приска), который и стал царем после Сервия Туллия. Однако попытка единоличного, авторитарного правления была пресечена народным восстанием 509 года до нашей эры. Луций Тарквиний Гордый бежал, и была провозглашена республика.

Большинство историков выделяют три периода развития Древнеримского государства .

  1. Царский период (VIII-VI вв. до н.э.) - время возникновения государства .
  2. Период республики (509-27 гг. до н.э.).
  3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

В середине VIII века до н.э. три племени (латины, сабины, этруски), обитавшие в долине реки Тибр, объединились в единую общину (civitas), центром которой стал город Рим.

Первоначальные жители общины именовались патрициями, а переселенцы - плебеями.

Римский царь охранял «традиции и нравы отцов», командовал войском, вершил правосудие и выполнял функции верховного жреца.

Постановления рекса действовали лишь во время его жизни. Со смертью царя исполнение их было не обязательно.

Власть рекса была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей.

В качестве совещательного органа при рексе выступал Сенат (от лат. senex - старец, старейшина), первоначально включавший в свой состав всех родовых старейшин. По мере ослабления роли родовых традиций члены Сената стали назначаться рексом из представителей патрицианского сословия без учета их конкретной родовой принадлежности. Право созыва Сената и председательствование на его заседаниях принадлежало рексу.

Постановления Сената, касавшиеся наиболее важных вопросов общественного управления (объявления войны и заключения мира, предоставления гражданства , отправления религиозного культа и др.), обычно должны были приниматься рексом во внимание, но не имели для него императивного характера.

В случае смерти рекса, когда возникал период междуцарствия (interregnum), сенат избирал из своей среды 10 человек, которые по очереди, в течение 5 дней каждый, управляли государством, пока не определялась кандидатура нового рекса.

Намеченная кандидатура предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

Народные собрания (комиции) являлись формой участия взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан в решении дел общественной важности. Древнейшими видами народных собраний были собрания по куриям (comitia curiata).

Созыв народного собрания осуществлялся по инициативе рекса, который и вносил туда свои предложения; помимо воли рекса народное собрание состояться не могло.

Предложения рекса обсуждению в народных собраниях не подлежали - они либо принимались, либо отвергались путем открытой и устной подачи голосов.

Решение народного собрания (lex) имело силу закона , действие которого не было ограничено временем - оно могло быть отменено лишь другим законом, принятым по той же процедуре.

Реформы Сервия Туллия

Растущее богатство и мощь верхушки родовой знати, конфликт между патрициями и плебеями обусловили проведение предпоследним римским царем важных реформ. Сервий Туллий в середине VI века до н.э. разделил все население Рима (как патрициев, так и плебеев) на пять разрядов.

  1. В I-й разряд вошли граждане , владеющие имуществом на сумму 100 и более тыс. ассов или земельным участком свыше 20 югеров.
  2. 2й разряд - имущество на сумму 75 тыс. и более ассов или 15-20 югерами земли.
  3. 3й разряд - имущество на сумму от 50 до 75 тыс. ассов или 10-15 югерами земли.
  4. 4й разряд - имущество на сумму от 25 до 50 тыс. ассов или 5-10 югерами земли.
  5. 5й разряд - имущество от 11 до 25 тыс. ассов или менее 5 югеров земли.

Каждый имущественный разряд обязан был выставлять определенное количество военных подразделений - центурий (от лат. centum - сотня); следовательно, центурия была в первую очередь военной, но одновременно политической и податной единицей.

Первый разряд выставлял 80 центурий, второй, третий и четвертый - по 20; пятый - 30; таким образом, всего насчитывалось 170 классных центурий. С учетом внеклассных центурий (18 центурий выставляли т.н. всадники, к числу которых относились самые богатые патриции; кроме того, было 2 центурии ремесленников, 2 центурии музыкантов и 1 центурия т.н. пролетариев, т.е. лиц, принадлежавших к неимущественному и неподатному сословию) их общее количество составляло 193.

Во вновь возникших народных собраниях по центуриям (comitia centuriata) каждая центурия имела один голос.

Благодаря этому обстоятельству большинство было заранее обеспечено за наиболее состоятельными гражданами: всадники и граждане первого разряда составляли в сумме 98 центурий, т.е. уже больше половины от 193. При их единодушии мнение граждан остальных разрядов уже не имело практического значения и поэтому их голоса даже не всегда подсчитывались.

Каждые 5 лет производилась новая оценка (census) имущества граждан и осуществлялось их перераспределение по разрядам и центуриям. Вся эта работа завершалась торжественным религиозным обрядом, сопровождаемым очистительными жертвоприношениями.

Кроме того, все население (без учета патрицианского или плебейского происхождения) было разделено на территориальные округа - трибы.

Всего было учреждено 4 городских и 17 сельских триб. Во главе трибы стоял выборный староста (tribunus aerarius); его главная обязанность заключалась в сборе податей и налогов . В народных собраниях, которые стали созываться по трибам (трибутные комиции), каждая триба также имела один голос.

Борьба плебеев за равноправие

В конце VI века до н.э. в результате кризиса в Риме сложилась революционная ситуация. Распад родовой организации и становление государства ухудшили состояние многих плебеев. Беднота теряла свои наделы земли, но и родовая знать патрициев также утратила часть прежних привилегий. Усилилась централизация власти , гордые римляне были недовольны тем, что их все чаще привлекают на общественные работы - заставляют «рыть канавы и клоаки».

Царь Тарквиний Гордый больше действовал как тиран. С Сенатом он не считался, подверг репрессиям видных его членов, самолично вершил суд и расправу, творил незаконные конфискации , насилия, беззакония, злодеяния. По пути царя шли его родственники, особенно сыновья. Их кутежи, развратное поведение оскорбляли суровые нравы патрициев.

Если верить легенде, приводимой историком Титом Ливием, недовольство народа вылилось в восстание, поводом послужило преступление старшего царского сына. Обесчестив жену своего друга, дочь знатного патриция Лукрецию, наследник престола довел ее до самоубийства. Перед тем как вонзить в сердце нож, она сказала своему мужу, что осквернено только тело, душа же невинна. Секст Тарквиний - тот, кто под видом гостя пришел как враг в прошедшую ночь, насильно с оружием в руках унес отсюда наслаждение роковое и гибельное для меня. Дайте руку и слово, что это не пройдет безнаказанно прелюбодею.

Чаша терпения народа была переполнена. На следующий день восставший народ сверг царя и вместе с семьей изгнал его из пределов Рима. С 510 г. до н.э. (по Ливию) царская власть прекратилась, Рим стал республикой .

Преодолевая упорное сопротивление патрицианской знати, плебеи в борьбе за землю, за доступ в сенат, к магистратуре, в жреческие коллегии постепенно добивались ощутимых результатов. В тех случаях когда патриции наотрез отказывались удовлетворять требования плебеев, последние прибегали к крайним мерам. Они покидали Рим. Авентинский холм издревле считался у плебеев местом, где они, совершив клятвы и обряды в честь своей богини Дианы, выходили из подчинения патрициев и тем самым отказывались служить в ополчении. После этого они уходили вместе со своими семьями на священную гору. Эти отношения (сецессии) ставили патрициев в безвыходное положение. В городе начиналась паника. Известно 6 «уходов» плебеев из Рима в связи с их борьбой за свои права: в 494, 471, 449 гг. до н.э. на Авентинский холм, в 445, 342, 287 гг. до н.э. на Яникул.

Первая сецессия имела место в 494 году до н.э. Плебеи отказались выступать в военный поход и в полном вооружении удалились из Рима на священную гору. Сила ополчения ослабла. Патриции были вынуждены отступить. После первого ухода плебеи по закону Сервилия добились права избрания на своих сходках (трибутных собраниях) народного трибуна, который мог бы защищать интересы плебеев от злоупотреблений магистратов, и двух плебейских эдилов. Народный трибун получил право опротестовывать решения любого магистрата, кроме диктатора, или наложить вето.

Применяя право вето - интерцессию, плебеи получили возможность вмешиваться в дела государства. С этого момента собрания плебеев стали проводиться регулярно. По закону Люция Валерия и Марка Горация в 449 г. до н.э. личность народного трибуна провозглашалась неприкосновенной, почти священной.

В 454 г. до н.э. по закону Спурия Тарпея и Алва Атерния право консулов налагать штрафы за преступления было ограничено. По настоянию плебеев была сделана запись обычного права и составлены законы XII таблиц, что явилось весьма важной победой плебеев.

В тот же период по законам Люция Валерия и Марка Горация постановления плебейских собраний, так называемых плебисцитов, получили обязательную силу для всего народа. Гражданин, приговоренный к штрафу или смертной казни, мог апеллировать к народному собранию.

Народные трибуны провозглашались неприкосновенными. Лицо, оскорбившее народного трибуна, должно было быть предано казни, имущество виновного конфисковывалось. Тем самым плебеи добились демократизации политического устройства. Вскоре они сумели вырвать еще одну уступку у патрициев. Несмотря на протесты последних об осквернении их «благородной крови», «ниспровержении самого святого», по закону Конуэлия в 445 году до н.э. были разрешены браки между патрициями и плебеями.

По соглашению между Сенатом и Народными трибунами в 444 г. до н.э. из числа плебеев стал избираться военный трибун - заместитель консула, который наделялся обширными полномочиями: военными, административными и отчасти судебными.

В 420 г. до н.э. плебеи добились права избрания на должность квестора. Монополия патрициев на этот пост была отменена. В конце III века до н.э. до н.э. (394 г.) состоятельные плебеи добились права зачисления в центурии по разряду всадников. 400 плебеев были зачислены на службу в кавалерию на собственных лошадях (по реформе Сер- вия Туллия в разряд всадников зачисляли лишь тех, кто имел определенный земельный надел, недвижимое имущество).

Численность плебеев постоянно возрастала. Кроме основной массы крестьян, состав плебеев пополняли пилигримы, свободнорожденные вольноотпущенники, дельцы, не дотянувшиеся до всаднического сословия, мелкие самостоятельные торговцы, бывшие клиенты знатных домов. Плебеи выступали за укрепление власти народных трибунов и плебейских комиций. Все погибшие противники Сената становились героями плебса.

Плебеи вели упорную борьбу, прежде всего, за землю, за отмену жестокой долговой кабалы, за снижение ростовщических процентов. На одной из плебейских сходок говорилось, что земли хватало только для могилы. Население Рима за 60 лет (с 392 по 332 гг. до н.э.) выросло почти на 100 тыс., было образовано 8 новых триб, но патриции упорно но хотели допускать плебеев к своим общественным землям.

Ссылаясь на законы XII таблиц, патриции держали должников в своих тюрьмах, зачастую в оковах. Ростовщики брали за ссуды и займы огромные проценты, основной массе плебеев грозило полное закабаление. Возвратившись из похода, плебей заставал свое хозяйство на грани разорения. Он не имел средств для уплаты налогов , долгов. Жалования ополченцам не платили. Чашу терпения переполнила казнь знаменитого полководца Манлия, который выступил в защиту обездоленных плебеев. По указанию властей его сбросили с Тарпейской скалы. Но это не остановило плебеев.

Закон Сервилия, принятый еще в 494 г. до н.э., запрещал держать римского гражданина в оковах и заключении, продавать имущество должника, пока он находился в армии, ополчении; не разрешалось также отбирать имущество его детей и обездоливать их. Однако патриции находили способы и уловки обходить этот закон. Народные трибуны Люций Секстий и Гай Лициний целых десять лет добивались принятия законов, облегчавших участь малоземельных плебеев.

Угроза всеобщего возмущения плебеев и их сецессия подействовали. В 367 г. до н.э. верхушка патрициев сдалась. Народные трибуны Секстий и Лициний провели закон, который установил максимум земельного владения для пашни и пастбищ (500 югеров - 125 га). Оккупация, приобретение общественных земель сверх установленной нормы под угрозой штрафа категорически воспрещались. Излишки таких земель, входивших до этого в фонд патрициев, изымались. Плебеи наравне с патрициями получили доступ к общественным землям. Земельный кризис был на время приостановлен.

Должность военного трибуна от плебеев упразднялась, последние могли теперь избрать своих представителей в высшую магистратуру - один из двух консулов должен был избираться от плебеев. В тот же год плебеи впервые воспользовались этим правом. Лициний стал первым консулом от плебеев.

Положение должника смягчалось. Уплаченные проценты исключались из основной суммы долга, невыплаченная доля задолженности выплачивалась равными частями, на льготных условиях за три года. В порядке компенсации патриции изъяли из ведения консулов судебные дела и передали их претору, который избирался только из патрициев; в противовес плебейским эдилам вводилась должность курульных эдилов от патрициев.

Следует подчеркнуть, что законы Лициния и Секстия знаменуют крупную победу плебеев. Путь к демократическим реформам был открыт. С другой стороны, по закону Л. Генуция 342 г. до н.э. уже оба консула могли избираться от плебеев. Одно лицо не могло одновременно занимать две выборные должности, а магистрата разрешалось переизбирать по истечении 10-летнего срока .

Плебеи на этом не остановились. В 339 г. до н.э. по закону П. Филона еще раз подтверждалось древнее положение, по которому плебисциты имели обязательную силу. Постановления народных собраний не нуждались в утверждении Сената, как было раньше. В порядке предварительного обсуждения магистрат должен был согласовывать законопроект с сенатом и после этого мог ставить его на голосование в комициях.

Таким образом, плебеи оттеснили сенат от законодательного процесса , что было новым свидетельством демократизации политического строя. В 387 г. до н.э. плебеи получили право избирать своего консула, в 364 г. до н.э. - курульного эдила, в 356 г. до н.э. - диктатора, в 351 г. до н.э. - цензора, в 337 г. до н.э. - претора. Тем самым, патриции окончательно утратили свою монополию на занятие указанных должностей.

Важное значение имел закон Петелия и Папирия (326 г. до н.э.), который окончательно запретил закабаление свободных римских граждан. Рабами могли быть только иноплеменники. С тех пор должник за долги отвечал своим имуществом, а не телом и свободой. Римских граждан запрещалось отдавать в долговую кабалу. Самосуд кредитора над должником запрещался, споры по таким делам надлежало рассматривать в суде. Отец не мог продавать своих детей в рабство. Закабаление свободного гражданина в раба римское право начисто отрицало до конца II в. до н.э., когда была снова санкционирована самопродажа в рабство свободного, достигшего 25 лет.

Следует, однако, иметь в виду, что закон Петелия распространялся только на римских граждан и действовал в пределах этой категории жителей. Однако он не имел юридического значения для населения Италии и провинций, где римские граждане по- прежнему давали в долг жителям деньги под огромные ссудные проценты. Если должник не был в состоянии уплатить долг, он по законам XII таблиц мог попасть в рабское состояние.

По древнему праву рабы делились на две категории: к первой относились соплеменники, попавшие в долговую кабалу, ко второй - чужаки, обычные пленные. Первые (Nexus) считались свободнорожденными и юридически не признавались рабами. В положении невольника должник римлянин находился временно, до уплаты долга. Однако кредитор , хозяин мог использовать его труд по своему усмотрению и даже заключать в тюрьму. Законы XII таблиц давали господину такую санкцию. Неоплатного должника могли продать в рабство (за Тибр), его обычно приобретали этруски. Бывший римский гражданин становился полным рабом, его судьбу часто разделяли сыновья. Он уже не отличался от военнопленного или иного купленного раба.

Закон Петелия сузил возможности эксплуатации сограждан, их закабаления по причинам задолженности. Главным источником пополнения рабов стал военный плен. Агрессивность, жажда экспансии правящих кругов римской республики усилились. Римская армия и дипломатия ускорили создание федерации латинских народов. Это в свою очередь открывало возможность захвата и порабощения других стран Средиземноморья. Идеология милитаризма усиливалась. Война должна была возвышать великую славу римского народа, что было завещано предками, обеспечить верные и обильные источники доходов Рима и благосостояния союзников.

Следующим этапом борьбы за равноправие плебеев с патрициями был закон братьев Огульниев, разрешавший плебеям избираться в состав жреческих коллегий (300 г. до н.э.). В 287 г. до н.э. закон диктатора Гортензия снова провозгласил, что решения плебейских собраний (плебисциты) являются обязательными для всех граждан, включая патрициев. С тех пор плебеи получили доступ ко всем высшим должностям, включая жреческие.

В результате всех реформ сопротивление патрициев было окончательно сломлено, они признали свое поражение. Плебеи добились юридических гарантий неприкосновенности личности, сбили с патрициев спесь и высокомерие. С этого периода борьба между двумя сословиями практически закончилась. Сложилась единая гражданская община в рамках римского полиса, в котором политическое господство постепенно захватила верхушка патрициев и плебеев, получившая название нобилитета. В нее вошли 19 патрицианских и 29 именитых плебейских родов. Новое общественное устройство открывало простор для развития рабовладельческого уклада в виде т.н. «классического рабства».