Принцип работы электрогитары. Конструкция электрогитары. Материалы для изготовления

Приветствую вас всех ребятки:=) В сегодняшней статье я расскажу вам о том как работают электрогитары. И начать эту статью хочу с нескольких лестных отзывов в сторону . Думаю вам уже известно, что электрогитара определила ход мировой истории музыки в последние лет 60. Каждый день, она вносит значительный вклад в мировую музыку и по сей день. Принцип того как работают электрогитары не так уж и сложен для понимания. И думаю для тех, кому электрогитара не безразлична, будет интересно узнать немного о принципе ее работы.

Ну что давайте разбираться .

Электрогитары выдают звук путем снятия его звукоснимателями. Звукосниматели это системы состоящие из катушки проволоки и нескольких магнитов вокруг которых намотана проволока.

Звукосниматели воспринимают колебания, которые создают струн и преобразуют его в электрический сигнал переменного тока. Осуществляется это следующим образом: в магнитном поле, которое создается магнитами датчика происходит колебание струны. Когда гитара подключена, но на ней ни чего не проигрывается, магнитное поле, которое взаимодействует со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Когда вы прикоснетесь к струнам, внутри катушки с проволокой появляется электрический ток, который затем по проводам передается в .

Регуляторы, которые расположены на корпусе электрогитары, позволяют изменить яркость тона при использовании простейшего фильтра, который повышает или понижает частоту звукоснимателя. Так же на электрогитаре имеются регуляторы тембра и громкости, которые позволяют изменять тембр и громкость. Они подключены к звукоснимателям.

Подходя к концу можно сделать вывод, что вся магия электрогитары и ее уникальный звук образуются в результате простого набора состоящего из магнитов, проводов, стали и дерева. Простота в использовании, качество и надежность инструмента, зависят от фирмы производителя и применяемой на гитаре электроники. Впрочем, если вы ребятки почитаете и понаберете знаний о внутреннем устройстве гитары своей мечты, то найти такую вам будет не трудно.

Если вы купили электрогитару и тупо на неё смотрите, пытаясь сообразить, что куда подключать и где нажимать, то эта статья для вас:) Вообще, устройство электрогитары сложнее, чем акустической. Хотя бы потому, что в электрогитаре присутствует много электроники.

Поэтому новичку, прежде чем купить инструмент, следует разобраться что к чему. В данной статье вы в общих чертах ознакомитесь с устройством электрической гитары.

Устройство электрогитары: общая схема.

На первом рисунке можно рассмотреть составные части электрогитары, собственно, о каждой из них мы поговорим отдельно.

Гриф электрогитары.

Гриф электрогитары по строению может отличаться от грифа акустической гитары. Например, своей длиной или радиусом накладки. Кроме того, голова грифа может принимать различные формы, что нечасто встречается у акустических гитар. На гриф наклеивается накладка, на которой располагаются порожки, делящие гриф на лады.
Гриф испытывает достаточно большие нагрузки из-за натяжения струн, и для предотвращения его деформации внутри грифа помещают анкерный стержень (см. Настройка анкера гитары ).
Есть два варианта его установки. Например, можно купить электрогитару с анкером, установленным прямо под накладку. Но тогда велика вероятность, что со временем стержень просто напросто сорвет ее. Второй вариант - установка анкера с тыльной стороны грифа. Этот способ очень трудоемок, но дело того стоит. Бренд Fender предпочитает именно такой способ установки анкера.
Грифы электро гитар имеют разный способ крепления к корпусу. Гриф в устройстве электрогитары может быть как вклеенным, так и ввинченным с помощью болтов. Каждый вариант придаёт особое звучание электрогитаре. Самый дорогой (но и лучший по звучанию) вариант крепежа – сквозное крепление. Сквозной гриф проходит прямо внутрь корпуса и придаёт гитаре глубокий, сочный звук.

Корпус электрогитары.

Корпус электрогитары серьезно отличается от акустической. Можно купить электрогитару как с цельным, так и с полым внутри корпусом. Гитары с цельным корпусом сделаны либо из одного, либо из нескольких кусков дерева (обычно одного и того же сорта), и чем больше количество частей корпуса, тем хуже будет звук, так как резонанс угасает именно в районах склейки. Исключения составляют электрогитары, корпус которых состоит из нескольких частей, а части обычно из разных сортов. Такие гитары имеют резкий и агрессивный звук и часто используют в тяжёлой музыке.
У инструментов с полым корпусом звук отличается. Он более насыщенный, но гаснет быстро. Эти гитары покупают для игры в стиле кантри, блюз, джаз. Недостаток этих гитар, в том, что при громкой игре может возникнуть скрипящий звук. Порода и качество дерева в таких инструментах оказывают большее влияние на звук, чем в цельнокорпусных гитарах.
Что касается дизайна корпуса и формы его исполнения, то в отличие от акустических гитар, это незначительно сказывается на звуке инструмента.
В устройстве корпуса электрогитары также присутствует одно или редко несколько гнёзд для подключения шнура типа Jack (Джек). Другой конец шнура подключается к гитарной периферии.

Звукосниматели.

Звукосниматели – это датчики, которые преобразуют колебания металлических струн в электрические сигналы. Они бывают двух видов:

  • Синглы (Single) . Они обладают ярким, чистым и чётким звуком. Как правило, их используют в блюзе и джазе. Минус – собирают помехи, а плохой датчик может даже словить радио:)


Звукосниматель Single (рис.2)

  • Хамбакеры (Humbucker) . Обладают насыщенным, широким звуком. Хорошо подавляют шумы. Их обычно используют в тяжёлой музыке.


Звукосниматель Humbucker (рис.3)

Звукосниматели можно разделить еще на два вида: активные и пассивные .
Активный (рис. 4) отличаются от пассивного тем, что имеет более широкий частотный диапазон, который значительно улучшает звучание электрогитары. Но при этом повышается также и чувствительность датчика, т.е. любые огрехи вашей техники будут заметнее, чем при игре с пассивным датчиком. Стоит также отметить, что активный звукосниматель работает от 9-вольтовой батарейки. В устройстве недорогих электрогитар обычно используются пассивные звукосниматели.

Активный звукосниматель (рис.4)

Есть несколько вариантов положения звукоснимателей . Положение и количество, безусловно, имеет свое влияние на звучание. Есть три основных положения звукоснимателей:

  • У основания грифа (Нековый)
  • Посередине (Мидл)
  • У струнодержателя (Бриджевый)

Разное звучание можно получить при включении нескольких звукоснимателей и эксперементируя с их комбинациями. Для таких манипуляций есть переключатель датчиков. В основном это трёх- и пятипозиционные переключатели. Кстати, важно знать, что некоторые звукосниматели предназначены только для определенной позиции из трех основных.
Звук датчиков также меняется регуляторами громкости и тембра (тона). Их может быть разное количество на разных электрогитарах.

Бридж или машинка.

Бридж (машинку) используют для крепления струн к корпусу электрогитары. Есть два типа бриджей:

  • С системой Тремоло (рис.5) . Система тремоло дает возможность менять натяжение струн посредством рычага, тем самым можно создать эффект вибрато. Также за счет этих машинок можно менять высоту звука на полтора-два тона, что дает некое разнообразие звучанию. Если вы купите электрогитару типа Stratocaster, то можете быть уверены, что тремоло там есть.


Система тремоло Fender Система тремоло Floyd Rose
Рис. 5. Системы тремоло

  • Без системы Тремоло . Их конструкция простая, струны меняются легко, строй держится хорошо, звук более певуч. Такие машинки часто ставят на полуакустические гитары. Наблюдаются также среди фендеровских телекастеров.

Электроника электрогитары.

Электроникой напичкан корпус электрогитары. На гитаре на рис. 1 этот отсек находится с обратной стороны. Если датчики активные, то, как правило, существует специальный отсек для батарейки в 9 В.

Вот такой небольшой ликбез по строению электрогитары:) Для грамотного выбора инструмента было бы неплохо ориентироваться в устройстве электрогитары хотя бы на таком базовом уровне.

Предлагаем читателю небольшой видео обзор по теме статьи:

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф

— вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

– деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

В различных типах гитар есть компоненты, которые могут не встречаться в других видах. Но есть части, которые встречаются во всех видах электрогитар. Так давайте рассмотрим строение электрогитары . В этом нам поможет рисунок ниже.

1. Колки. Шесть механизмов, которые обеспечивают (увеличение или уменьшение степени их натяжения). В англоязычных изданиях — Machine Heads.

2. Головка грифа (Headstock/Head). Конечная часть грифа гитары, на которой крепятся колки. Именно здесь большинство форм-производителей гитар размещает свои логотипы. Головку грифа иногда называют «пером грифа».

3. Анкерный стержень (анкер) с регулировочным болтом. Анкером называют металлический стержень, который располагается внутри грифа и служит для того, чтобы под тяжестью металлических струн деревянный гриф не прогибался. Американцы называют анкер длинным словосочетанием Truss Rod Adjustment Bolt.

4. Верхний порожек (Nut). Планка с прорезями, сквозь которую проходят струны и идут к колкам. Служит для того, чтобы гасит вибрацию струн за пределами грифа. Струны на гитаре должны колебаться только от порожка до подставки.

5. Порожки (Frets) . Металлические пластинки, врезанные в гриф электрогитары пер-пендикулярно струнам. Прижимая струны перед разными порожками, гитарист может извлекать звуки различной высоты. Иногда порожки называют «ладовыми перегородками» или просто «ладами». Также ладом называют расстояние от одного порожка до следующего. Вот как запутанно!

6. Position Markers. По нашему «точки» . Служат для удобства ориентирования на грифе гитары. Точки на электрогитарах бывают разной формы. Встречаются звезды, прямоугольники, кресты, треугольники, полумесяцы и прочие знаки. Как пример, приведу фотографию Тони Айомми с гитарой Gibson и «точками» на ее грифе в виде крестов.

Последний писк метал-моды от Тони Айомми. Гитара с «точками» в виде крестов

7. Fretboard/Fingerboard. Гриф (Fretboard). Длинный деревянный брусок, прикрепленный к корпусу, вдоль которого натягиваются струны. Поверхность грифа плоская. Ее называют накладкой (Fingerboard). В нее врезаны металлические порожки.

8. Лады . Расстояния между двумя смежными порожками. Не путайте эти «лады» с «ладами» в смысле «порожки». У гитар количество ладов бывает разное. От 19 до 24 и выше. Есть модели с 27-ладовым грифом. Количество ладов зависит и от конструкции конкретной электрогитары и от фирмы производителя.

9. Колки для ремня, они же - ремнедержатели (жаргонное — «пуговицы»). В американских изданиях встречается название Strap Holder Post (устройство для крепления ремня). Иногда стрепхолдер заменяют на другую комплектующую — стреплок (Strap Lock). Это такая часть, которая позволяет держать ремень на гитаре в любом положении последней. Очень нужная вещь для живых выступлений с дорогими гитарами.

10. Body или корпус . Часть электрогитары овальной формы, но есть модели с треугольным корпусом, корпусом в виде топора и проч. К корпусу крепятся гриф и подставка. Корпус обеспечивает возможность из-влекать звук правой рукой. Именно здесь размещаются звукосниматели и регуляторы тембра. Правая рука гитариста играет в большинстве случаев именно в районе корпуса.

11. Накладка на корпусе (Pickguard). Передняя часть корпуса электрогитары. Это в большей степени декоративный элемент, чем функциональный. Накладка придает корпусу эстетический вид и прячет электронику чудо-инструмента от посторонних глаз.

12. Pickups или звукосниматели. Звукосниматели — это электромагниты в плоских коробочках. Предназначены для генерации тока, который потом преобразуется усилителем в звук.

При желании звукосниматели на электрогитаре можно заменить

13. Переключатель звукоснимателей . Довольно часто на гитарах стоят несколько звукоснимателей. Смена активных звукоснимателей меняет тембр гитары. Ведь на гитару можно поставить звукосниматели разных марок и производителей. Да и место, где они снимают звук, также существенно влияет на звук инструмента на выходе из колонок. Звукосниматель, стоящий ближе к поставке делает звук электрогитары более сухим и резким. Напротив, звукосниматель у грифа придаст инструменту более мягкий, мечтательный звук.

14. Регуляторы громкости и тембра . Рукояти, при вращении которых изменяются сила звука и тембр звука гитары.

15. Подставка . Металлическая пластина, с помощью которой струны гитары крепятся к корпусу. Иногда на американский манер подставку называют «бриджем» (Bridge) или жаргонно «машинкой».

16. Разъем (Input Jack). Место подключения электрического кабеля, соединяющего электрогитару с усилителем или другим электронным устройством.

17. Рычаг . Металлическая рукоять, прикрепленная к машинке и предназначенная для изме-нения натяжения струн (а значит и высоты их звучания) путем небольшого колебания машинки. Другие названия устройства — рычаг тремоло (tremolobar), рычаг уамми (whammybar), рычаг вибратора (vibratobar) и рычаг уанг (wangbar).

Под конец статьи предлагаю просмотреть видео с участием российского гитариста-виртуоза Сергея Маврина, который укрощает советскую гитару «Урал» 1975 года выпуска.

Казалось бы, такой цельный инструмент как электрогитара, вместе с тем, состоит из множества компонентов, которые в совокупности своей и выдают такой приятный нашему уху звук. Бывает, конечно, и звук неприятный, но такие гитары мы не покупаем, правда, ведь?

Все компоненты электрогитары важны для формирования звука, и нет здесь ни второстепенных, ни бесполезных деталей. Уберите хотя бы одну из них, и гитара потеряет свой характер. Расскажу Вам кратко о том, из чего же состоит современная электрогитара.

Корпус электрогитары

Корпус электрогитары оказывает основное влияние на тон звучания инструмента. Для изготовления гитары применяются различные породы дерева, отличающиеся между собой и по структуре, и по плотности, и по весу. Каждая порода дерева имеет свои резонансные характеристики, и это нужно учитывать при выборе инструмента.

Типы корпусов электрогитар

В зависимости от типа корпуса, электрогитары бывают:

Цельнокорпусные — корпус из цельного дерева, без отверстий и полостей. Такие гитары распространены в рок и металл музыке. Они представлены такими марками как: Gibson Les Paul и SG, Fender Stratocaster и Telecaster, Paul Reed Smith Standard и т.д.

Полнокорпусные — чаще применяются в джазовой музыке.

Полукорпусные — корпус такой гитары имеет акустические камеры (одну и более). С такими корпусами выпускаются: Gibson ES-355, Rickenbacker, Guild, Ibanez и т.д. Наиболее часто их используют в таких стилях как джаз, фанк и кантри.

Гриф электрогитары

Так же как и корпус электрогитары, гриф электрогитары и его лицевая часть может быть изготовлен из самых разных пород дерева, что, естественно, влияет на звучание инструмента. В большинстве моделей гитар для грифа используется клен и красное дерево, а для лицевой части грифа — клен, палисандр и черное дерево. Причем, материал, из которого изготавливается грфи так же влияет на звук, как и материал корпуса гитары. Соединенные вместе, корпус и гриф и создают неповторимое звучание каждой отдельной гитары.

Гриф гитары соединяется с корпусом несколькими способами.

Привинченный гриф — крепится к корпусу с помощью шурупов. Способ удобен тем, что гриф при необходимости можно отделить от корпуса.

Вклеенный гриф — крепится к корпусу гитары с помощью клея. Такой гриф отделить от корпуса уже нельзя.

Сквозной гриф — составляет одно целое с корпусом гитары (и гриф и корпус выпиливаются из одного куска дерева).

Мензура электрогитары

Мензура — расстояние от верхнего порожка до подставки. Чем больше мензура у гитары, тем сильнее натяжение струн, а потому игра на гитаре с большой мензурой требует больше усилии, чем игра на гитаре с малой мензурой.

Лады на грифе электрогитары

На грифе электрогитары размещается от 21 до 24 ладов, Соответственно, чем больше ладов на грифе, тем больше на нем помещается нот. На практике, большинство музыкантов использует в основном 22 лада, что связано с удобством игры на последних ладах.

Так же, не менее важными составляющими электрогитары являются подставка, верхний порожек и колковый механизм.

Звукосниматели в электрогитаре

Существует два типа звукоснимателей.

Однокатушечные звукосниматели или синглы. Они больше «фонят» и дают более слабый сигнал, однако же, позволяют получить более яркий звук.

Двухкатушечные звукосниматели или хамбекеры. Они имеют более сильный сигнал и лучше выдают средние частоты.

Управление гитарной электроникой

Управление гитарной электроникой осуществляется с помощью: переключателя звукоснимателей (включает/выключает отдельные звукосниматели, а также комбинирует их), регуляторов громкости (один и более), регуляторов тембра (уменьшается уровень высоких частот на выходе звукоснимателей).

Активная электроника в электрогитаре

При создании некоторых электрогитар, производители используют активную электронику, то есть, прямо в корпусе гитары располагается предусилитель и источник питания к нему (батарейка). Предусилитель осуществляет усиление сигнала со звукоснимателей, таким образом, от гитары в усилитель подается уже усиленный сигнал, что позволяет гитаристу использовать дополнительные возможности инструмента.