Политический консалтинг компании. Введение в политический консалтинг политический консалтинг как. Понятия «политическое консультирование» и «политический консалтинг»

С середины XX в. в западных странах процесс политического консультирования начал выходить за пределы государственных и политических структур. Стали активно создаваться не зависимые от государства и политических партий агентства, способные оказывать помощь политикам в достижении практических результатов. Принято считать, что первое независимое агентство, специализирующееся на оказании услуг действующим политикам и государственным деятелям, возникло в США. Его создателем стала калифорнийская супружеская пара – Клем Уайтекер и Леона

Бакстер, которые с 1934 по 1958 г. провели в Калифорнии 75 избирательных кампаний, выиграв 70 из них .

Зарубежный опыт

"...Американский политический консалтинг – это бизнес, но бизнес очень специфический. Средний годовой оборот американского рынка политического консультирования в начале XXI века оценивается в 6 миллиардов долларов. При этом подавляющее большинство фирм, специализирующихся в области политического консультирования, могут быть отнесены к числу малых предприятий с ежегодным оборотом в несколько сотен тысяч долларов. Как правило, в такой фирме на постоянной основе работают не более десяти человек. Периоды экстремальной, почти круглосуточной активности во время избирательных кампаний сменяются длительными периодами вынужденного простоя и сопровождающего его отсутствия финансирования. Такой бизнес крайне неустойчив. Несколько неудачных кампаний подряд могут подорвать реноме еще недавно преуспевавшего консалтингового агентства. Личные взаимоотношения консультанта и клиента могут испортиться внезапно и окончательно. Молодые сотрудники, приобретя некоторый опыт, уходят, чтобы открыть собственную фирму, поскольку требуемые для этого начальные вложения минимальны. Войти в бизнес очень просто, но удержаться в нем в течение многих лет удается совсем немногим" .

В нашей стране независимые консалтинговые агентства стали появляться в начале 90-х гг. прошлого века. Среди них: "Никколо М: Центр политического консалтинга", "ИМИДЖ-контакт", "Центр политических технологий", "НОВОКОМ", "Фонд эффективной политики", "Международный пресс-клуб", "РЙОПАГАНДА" и др. Эти агентства оказывали услуги политикам и партиям, участвовавшим в выборах.

Зарубежный опыт

"...Франция остается страной с довольно жесткими институциональными ограничениями технологий электоральной коммуникации. В частности, там до сих пор находится под запретом оплачиваемая телевизионная политическая реклама... Поскольку возможности донести месседж до аудитории ограничены, исключительную важность приобретает процесс политического позиционирования. Соответственно, большое значение придается работе служб общественного мнения. В период крупнейших избирательных кампаний результаты нескольких новых опросов публикуются ежедневно. В связи с этим некоторые наблюдатели высказывают мнение о том, что стирается грань между изучением общественного мнения и его фабрикацией...

Таким образом, специфическими характеристиками французского политического консультирования являются акцент на изучении общественного мнения и стремление ведущих представителей этого ремесла к диверсификации бизнеса. Виднейшие специалисты легко переходят от политических коммуникаций к коммерческим и обратно" .

Создание независимых агентств свидетельствовало о новом явлении в жизни общества – рынке политических консалтинговых услуг. На этом рынке в качестве покупателей выступают политики, нуждающиеся в специфическом виде товара, – помощи в решении политических задач, а в роли продавцов – специалисты, обладающие необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Зарубежный опыт

"...Британский политический консалтинг по своей внутренней структуре заметно отличается от аналогичных отраслей в других европейских странах. Специалисты, практикующие новые и весьма эффективные технологии электоральной коммуникации, в большинстве своем не предоставляют на открытом конкурентном рынке услуги по профессиональному сопровождению избирательных кампаний, а работают в аппарате политических партий и правительственных службах. Возможно, именно поэтому среди 68 членов Европейской ассоциации политического консультирования в 2005 году лишь один человек представлял Великобританию" .

Возникновение рынка политического консалтинга было обусловлено (рис. 15.2):

  • во-первых, развитием демократических институтов и политической конкуренции. Демократия открывала возможности для создания новых политических партий, для участия в выборах независимых кандидатов, но одновременно делала неизбежным соперничество между ними. В борьбе за голоса избирателей формировался спрос на услуги профессионалов;
  • во-вторых, изменением информационной среды политических кампаний. С появлением электронных СМИ,

Интернета принципиально иными становятся технологии политического влияния. Теперь успех на выборах начинал зависеть не столько от способности кандидата произвести впечатление на избирателей при личной встрече, сколько от того, как он выглядит на экране телевизора или на расклеенных по городу плакатах, насколько убедительно представлен в Интернете. Работа с новыми каналами коммуникации требовала соответствующих знаний и умений, и проще было заплатить специалистам, чем обучать новым технологиям, например, членов партии, готовых помогать кандидату безвозмездно;

В-третьих, ростом профессионального мастерства политических технологов. В гл. 3 мы говорили о профессионализации политических технологий. Этот процесс способствовал формированию на рынке политических консалтинговых услуг качественного предложения. Тем самым поддерживался интерес политиков к предлагаемым услугам. У них формировалась убежденность в необходимости привлечения независимых консультантов.

Рис. 15.2.

Рыночная среда, в свою очередь, создавала для политических консалтинговых фирм условия достаточно острой конкуренции. Постепенно уходили в прошлое времена, когда спрос на услуги политических консультантов превышал предложение. Теперь им приходится решать проблему поиска и завоевания клиентов, используя маркетинговые технологии, т.е. внимательно изучать ситуацию на этом рынке, заниматься позиционированием себя и своих сотрудников как специалистов по оказанию определенных услуг политикам-практикам.

У политических консалтинговых фирм есть два основных способа "завоевания" клиентов. Первый – предложить потенциальным клиентам такие виды услуг, которые никто другой предложить им не может. Речь идет о своеобразном "уникальном предложении", т.е. приеме, который активно используется в маркетинге, и смысл которого сводится к поиску незанятой ниши на рынке товаров и услуг. Например, можно предложить услуги спин-доктора (услуги по снижению эффекта воздействия на аудиторию негативной для клиента информации). Если ни одна другая фирма нс может предложить такой вид услуг, то вероятность обращения клиента в вашу фирму будет очень высока.

Многие политические консалтинговые фирмы, пытаясь занять свободную нишу на рынке, предельно диверсифицируют набор предоставляемых услуг. Так, в рекламных материалах можно увидеть объявления о таких услугах, как сбор и анализ фоновой информации в регионе, "brain storming", управление кризисными ситуациями, техники промоушн, креативные технологии и т.д. Однако следует помнить, что диверсификация набора предоставляемых услуг не всегда эффективна. Во-первых, политики-практики подчас просто не в состоянии оценить, что стоит за новыми, как правило иностранными, названиями, и новая услуга может просто оказаться невостребованной. Во-вторых, если все-таки на рынке появляется спрос на какой-то специализированный вид услуг, то сразу же расширяется и предложение, увеличивается число фирм, ее предоставляющих. В-третьих, набор политических консалтинговых услуг достаточно унифицирован и предложить что-то реально новое не так просто.

Второй путь "завоевания" клиентов – это репутация фирмы. Политические консалтинговые услуги, как мы отмечали ранее, требуют особой квалификации, мастерства, умения расположить к себе клиента и завоевать его доверие. Политик-практик, выбирая фирму для сотрудничества, будет в первую очередь руководствоваться ее репутацией, которая аккумулирует в себе и профессионализм ее сотрудников, и умение справляться с поставленными задачами, и их добросовестное отношение к работе, и приверженность определенным моральным принципам.

В практике политического консультирования используются различные методы маркетинга услуг и репутации фирмы. Назовем наиболее распространенные.

Реклама . Политические консалтинговые услуги предоставляются достаточно узкому кругу людей. Следовательно, каналы массовой рекламы (на телевидении, радио, в массовых периодических изданиях) здесь не приемлемы. Среди электронных средств передачи информации политические консалтинговые фирмы отдают предпочтение Интернету. Практически все они имеют собственные сайты, на которых размещается всесторонняя информация о фирме, контактные телефоны и адреса для связи. Этот вид рекламы достаточно эффективен, так как позволяет, с одной стороны, консультационной фирме предоставлять обширный массив информации о себе, а с другой – потенциальным клиентам в случае необходимости быстро связаться с сотрудниками заинтересовавшей его фирмы. Кроме того, многие фирмы готовят рекламные буклеты, брошюры, листовки, в которых перечисляют виды оказываемых услуг, рассказывают о своих удачных проектах, называют своих руководителей и сотрудников. Возможна также адресная рассылка рекламных материалов потенциальным кандидатам, руководству политических организаций, в аппараты политических и государственных деятелей.

Профессиональные выставки, семинары. Выставки фирм, оказывающих политические консалтинговые услуги, в пашей стране проводятся уже на регулярной основе, а не только в преддверии очередной крупной избирательной кампании. Участие в таких выставках и семинарах позволяет фирме рассказать о себе, продемонстрировать свои успехи. Па семинары приглашаются политики, работники аппаратов политических и государственных организаций. Каждая фирма обычно считает свои долгом выступить на таком семинаре, потому что это позволяет показать профессионализм работников консалтинговых агентств, вовлечь присутствующих политиков в диалог, предоставить присутствующим заранее подготовленные рекламные материалы.

Профессиональные публикации. Хорошая книга или статья, написанная политическими консультантами, никогда не останется незамеченной как коллегами, так и политиками- практиками. Вышедшие в последние годы в России книги по избирательным технологиям, политическому консультированию вызвали интерес у читателя не только с точки зрения содержания, но и подогрели интерес к авторам, помогли им укрепить свой профессиональный авторитет.

Сообщения в СМИ. Журналисты с удовольствием пишут о различных скандалах на выборах, о черном пиаре и грязных технологиях. Искусство политических консультантов заключается в том, чтобы воспользоваться интересом журналистов к скандальным темам, но при этом не запятнать свою репутацию. Руководители и сотрудники фирм могут давать интервью и выступать самостоятельно со статьями об избирательных технологиях, предлагать сценарии развития политических событий, комментировать результаты очередного социологического исследования. На российском рынке политического консалтинга уже есть фигуры, чье появление в помещениях каких-либо политических организаций и государственных учреждений не остается незамеченным журналистами. Все это подогревает интерес к возглавляемым ими фирмам.

Рынок политического консалтинга очень чувствителен к любым изменениям в институциональном политическом порядке. Так, введение в России в 2005 г. пропорциональной избирательной системы выборов в Государственную Думу и отмена выборов глав регионов привели к резкому сокращению спроса на услуги специалистов в области проведения избирательных кампаний. Многие агентства в этих условиях были вынуждены переориентироваться на оказание услуг бизнесу в области деловых коммуникаций, связей с государственными органами и проведении лоббистских кампаний. Возврат к смешанной избирательной системе и к губернаторским выборам вновь оживит рынок политического консалтинга.

Фактором, повлиявшим на снижение капитализации рынка политического консалтинга в нашей стране, стало также законодательное ограничение фондов избирательных кампаний на выборах федерального уровня и ужесточение контроля за расходованием средств на ведение предвыборной агитации. В этой связи падает спрос на затратные технологии в виде политической рекламы на телевидении, и одновременно растет интерес к малобюджетным формам работы с населением.

Таким образом, рынок регулирует процессы в области политического консалтинга. Благодаря конкурентным механизмам осуществляется вытеснение с рынка менее квалифицированных специалистов, а оставшиеся консалтинговые агентства пытаются расширить линейку предлагаемых услуг и обеспечить их необходимое качество. В итоге, идет непрерывное совершенствование политических технологий, поиск новых методов политического влияния.

  • См.: Справочник по политическому консультированию / под ред. Д. Д. Перлматтера. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт"; ИНФРА-М, 2002. С. 7.
  • Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП; Знание, 2007. С. 22-23.
  • Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. С. 27.
  • Там же. С. 28.

Понимание того, что выборы - это сложная, многоуровневая система, осознание необходимости замены интуитивного подхода эффективными технологиями, основанными на опыте множества избирательных кампаний, послужило причиной для выделения политического консалтинга (профессиональная помощь) в самостоятельную профессию.

В начале 1990-х годов, после развала Советского Союза и однопартийной системы, практика политического консалтинга переживала период любительства. Успех политика обычно предопределялся его энергией и энтузиазмом его друзей и родственников. Затем наступил период ученичества, связанный с освоением зарубежного опыта политического консалтинга в проведении избирательных кампаний - организации штаба, агитационной сети, оформлении наглядной агитации. В середине 1990-х годов начался следующий этап - период эксперимента, сопровождаемый бурным развитием технологических подходов. Именно поэтому в конце 1990-х годов наряду с находками в сфере избирательных кампаний широкое распространение получили и так называемые "грязные" технологии.

В последнее время в средствах массовой информации заговорили о том, что в сфере политконсалтинга происходит становление технологий иного порядка. Технологии предыдущего поколения имели дело главным образом с управлением восприятием информации, поступающей к избирателям.

Теперь речь идет о формировании метатехнологий - способа прогностического планирования контролируемого технологического развития, связанного с управлением социально-политическими процессами.

Исследования в области политконсалтинга показывают, что участники политических кампаний являются элементами самоорганизующей системы, и находятся внутри этой системы. В этой системе неэффективны прямые директивные методы социального управления. Эффективность деятельности участников связана со способностью встраиваться в логику движения самой системы, входить с ней в резонанс.

Понятие "политика" пришло в русский язык во времена царствования Петра I (1672-1725 гг.) из французского языка, и обозначало - искусство управления государством. искусство управлять государством искусство управлять государстискусство управлять государством. Учитывая это, принято считать, что сутью политики является борьба различных политических сил за власть, что в свою очередь определяет сферу политконсалтинга, как сферу политического и социального "управляемого" конфликта. С одной стороны, общество признает необходимость этого конфликта, участвуя в регулярных и альтернативных выборах, которые вызывают обострение борьбы за власть. С другой стороны, общество накладывает ограничения на характер и способы проявления политического конфликта, регламентируя формы и методы проведения политических кампаний.

В специализированной литературе, политические кампании рассматриваются как некий процесс, не затрагивающий по сути структуру социального субъекта, построенный на методологии воздействия. Суть методологии заключается в навязывании социальному субъекту извне (политконсультантами, средствами массовой информации) определенного поведения, выбора, напрямую не связанного с естественными процессами и движениями внутри самого социального субъекта, что низводит его практически до уровня управляемого объекта, причем навязанность выбора изначально предопределяет использование манипулятивных приемов. Сам же политконсультант возводится в позицию управляющего субъекта, способного определять поведение больших групп людей. Задача управления поведением социального субъекта заключается в этом случае в том, чтобы одновременно вызвать у множества индивидуумов однотипные реакции. В целом, как показывают исследования, такая методология воздействия политконсультанта, с одной стороны, иллюзорна, с другой - социально опасна. Управление эффективно в той мере и до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с естественной логикой движения социального субъекта. В противном случае такое управление обеспечивает лишь краткосрочный эффект. Политический процесс затрагивает социальный субъект достаточно глубоко, вплоть до структурных изменений. Этот процесс описывается в терминах самоорганизации и является одной из своеобразных, но естественных форм движения социального субъекта, определяемой его внутренней энергетикой.

Течение социальной жизни предполагает латентность (невидимая, скрытая часть) целого ряда процессов, тенденций, противоречий. Их скрытость, подавленность являются условием социальной стабильности. В то же время концентрация скрытых противоречий опасна, так как способствует росту социального напряжения и социальной агрессии. Деление общества на большие социальные группы по тому или иному основанию практически всегда несет в себе в явном или завуалированном виде некое противоречие - потенциальный конфликт между крайними связанными по данному основанию группами. В то же время взаимодополняемость подобных полярных групп и определенные наработанные обществом механизмы обеспечения относительного баланса их интересов, создают социальную стабильность. Существенно и то, что на оси, соединяющей оба полюса, находится огромное количество людей, занимающих промежуточное положение. Именно они образуют своеобразную "стабилизационную" группу. Одним из примеров такой "стабилизационной" группы является средний класс, рассматриваемый политологами как основа социальной стабильности. Таким образом, социальный субъект, пронизанный множеством явных и скрытых противоречий, представляет собой сложно структурированную совокупность больших социальных групп. Их постоянные дивергенция и конвергенция, обеспечивающие социальное развитие, одновременно несут в себе угрозу социальной стабильности.

В результате политической борьбы происходит "сброс" накапливающейся агрессии, определенное перераспределение сфер влияния и частичное разрешение противоречий. Принципиальный вывод состоит в том, что политконсалтинг в действительности имеет дело с мощными социальными силами, энергетика которых значительно превосходит ресурс любого "управляющего субъекта". Все это определяет направления подходов в политическом консалтинге:

  • ·не столько "воздействие", сколько "взаимодействие";
  • ·не столько "понуждение", сколько "стимулирование";
  • ·не столько "личностно-ориентированные", сколько "ориентированные на социальные группы".

Деятельность политтехнолога заключается в определении тех приоритетных противоречий, которые задают реальные оси поляризации социальных групп в ходе политической кампании. Эти оси образуют своеобразную сетку координат, внутри которой выстраиваются стратегия и тактика кампании, имидж кандидата и т.д. Положительные качества лидера, технологические ходы, агитационные материалы, которые не соотнесены с этими осями и не рассчитаны на резонанс внутри социальной среды, останутся невостребованными со стороны избирателей. В последнее время психологи преуспели в понимании не только "теневых" сторон человеческой личности, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики. Эти базовые структуры "коллективного бессознательного", описанные швейцарским психиатром Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961 гг.), во многом и определяют принципиальную возможность получения устойчивого и долгосрочного эффекта при диалоговых коммуникациях в политическом консалтинге.

Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: "консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс".

Тремя главными функциями теорий консультирования являются: обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

Кандидат экономических наук, генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) А.П. Посадский дал следующее определение: консалтинг - "это процесс, в рамках которого клиент получает профессиональную помощь в виде совета.

Процессом консультирования называется последовательная серия действий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентской организации".

Политический консалтинг - это новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

К функциям политического консалтинга относят:

прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);

реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);

создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;

оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;

реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;

оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение политического консалтинга. Политический консалтинг в России и его место в общей системе общественных связей. Информационно-коммуникационный аспект развития политического консалтинга, его коммуникативные аспекты и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Этапы развития рынка политического консалтинга в Пермском крае. Ситуация на рынке политических технологий. Кризис пермского рынка политического консалтинга. Анализ цен на услуги политтехнологов. Приоритетные направления деятельности политтехнологов.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2010

    Понятие политического пиара, его функции, основные составляющие и отличительные черты. Политические коммуникации и манипулирование. Происхождение и определение термина "черный пиар", его особенности в России. Основные личностные качества PR-специалиста.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Сущность, основные этапы и задачи политического пиара. Общие моменты и специфика деятельности PR-служб в политических партиях и общественно-политических организациях. Механизмы политического пиара и главные приемы формирования политического имиджа.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Методологический аспект исследования особенностей политического пиара в избирательных кампаниях. История возникновения Public Relations. Сущность понятия "выборы". Украинский электорат и его этнонациональные особенности как объект избирательного PR.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2010

    Понятие, сущность и принципы фандрайзинга. Источники пополнения избирательного фонда партии; виды благотворительной деятельности. Причины зарождения политического консалтинга в США. Инструменты и условия развития электорального фандрайзинга на Юге России.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Теоретические и практические аспекты политического маркетинга, его сущность и проблемы формирования в России. Роль средств массовой информации как инструмента политического маркетинга, особенности его становления в избирательных компаниях в России.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

История возникновения политического

Консалтинга

Политический консалтинг зародился в США в конце XVIII в.,

где после окончания Войны за независимость наметилась акти-

визация политической жизни. Первой политической кампанией

ции страны (1787). С тех пор почти все американские политики

стали пользоваться услугами политических консультантов.

Первым американским президентом, прибегшим к помощи

политического консультанта, был Томас Джефферсон . В 1796 г.

он нанял Дж.Беркли . Активные действия Дж.Беркли привели

Т.Джефферсона к победе на очередных выборах президента США

Э.Бернейс1 был одним из лидеров применения новых полити-

ческих технологий в ХХ в. Он продвигал идею использования

опросов общественного мнения в политических

Еще одним американским президентом, прибегнувшим к по-

мощи профессиональных политических консультантов и исполь-

зовавшим политические технологии, был Т.Рузвельт . C 1930-х гг.

он привлекал силы публицистики для достижения своих полити-

ческих целей

В ХХ в. для успеха в политической борьбе потребовались тео-

ретические и практические разработки «новых политических

технологий». Их родиной также стали США.

Характерные черты новых политических технологий:

− широчайшее использование СМИ;

− привлечение всевозможных институтов, проводящих опро-

сы общественного мнения.

Для реализации новых идей потребовались профессионалы,

возникали специализированные фирмы, появился так называе-

мый политический менеджмент, или политический консалтинг,

как это принято называть сегодня.

Первая такая фирма была открыта в 1933 г. в Калифорнии

супружеской парой К.Уатекера и Л.Бакстер . С 1933 по 1955 г.

К.Уатекер и Л.Бакстер провели 75 политических кампаний и в 70

Победили. К.Уатекер и Л.Бакстер тщательно изучали

биографию политика и его конкурентов, затем разрабатывали



общую стратегию предвыборной кампании, готовили политика к

Медиапланирование также входило в круг обязанностей кон-

сультантов - они составляли графики выступлений политика,

современных консалтинговых агентств строится по аналогичной

В последние десятилетия в США наметилась тенденция спе-

циализации политического консультирования. Сегодня там вос-

требованы консультанты узкого профиля: специалист по написа-

нию слоганов и созданию имиджа политика, как правило, не бу-

дет заниматься кампанией по сбору средств на выборы. Эти

функции теперь четко разделены.

Политический консультант -

это советник в статусе равноправного партнера политика на всех

этапах проведения избирательной кампании. Партнерский ста-

тус политического консультанта отражает его личную заинтере-

сованность в достижении конечной цели - победе на выборах.

Одновременно с этим это высококлассный специалист, разбира-

ющийся в политике, социально-психологических технологиях

ведения политической борьбы, творчески одаренный, надежный

и увлеченный своим делом; это человек, умеющий в избиратель-

ной кампании делать все.

Сегодня в мире существует несколько профессиональных ас-

социаций политического консультирования:

− Международная ассоциация политических консультантов

основана в 1968 г., в нее вошли представители 20 стран;

− Американская ассоциация политических консультантов

основана в 1969 г.;

− Европейская ассоциация политических консультантов осно-

вана в 1996 г. в Вене;

− Латиноамериканская ассоциация политических консуль-

основана в 1996 г. в Буэнос-Айресе.

Политический консалтинг в России

Политический консалтинг в России появился в начале 1990-х гг.,

а как научная дисциплина стал изучаться и преподаваться в уни-

верситетах лишь с 2000 г. Первым российским политическим

вместе с С.Станкевичем создал Центр прикладных политических

исследований «Индем». Примерно в это же время начал практи-

ковать политическое консультирование С.Кургинян, возглавляв-

ший Экспериментальный творческий центр.

Первые результаты деятельности российских политических

консультантов датируются 1993 г., когда Партия российского

единства и согласия смогла получить на выборах 4,5 млн голосов,

работая с консультантами фирмы «Никколо М». На этих же выбо-

рах Ассоциация политического консалтинга Нике работала с пар-

тией «Предприниматели за новую Россию», а Ассоциация поли-

тических наук помогала добиться успеха партии «Женщины Рос-

После кампании 1993 г. рынок политических услуг в России

переживал депрессию из-за падения спроса. Многим политиче-

ским консультантам пришлось искать другие места работы, в част-

ности в государственных структурах. Одни перешли в аналити-

ческие центры Государственной Думы и Совета Федерации, другие,

как, например, политические консультанты М.Урнов, Л.Смир -

нягин, Э.Паин, согласились принять посты государственных чи-

новников.

В 1995 г. начался очередной бум политического консультиро-

вания. Разгорелась борьба за выгодные заказы. Случайных заказ-

чиков не было, все жестко поделено. Каждый центр имел свою

клиентуру, за которой стояли те или иные финансово-политиче-

ские группировки. В середине 1990-х гг. политических консуль-

тантов опекали Мост-банк, Онексимбанк, концерн Гермес. Цен-

тру стратегического анализа и прогноза благоволили Газ пром и

Тверьуниверсалбанк. Ассоциацию политического консалтинга

Нике субсидировали нефтегазовые экспортеры (Сезон повы-

шенного спроса на рынке политических услуг // Известия. -

кера считалось так же престижно, как содержать личного парик-

махера или портного. Тогда это было действительно модно, но и

практично, с точки зрения политиков. Растущий спрос на поли-

тические услуги уравновешивался не менее широким предложе-

нием. Центр политического консультирования «Никколо М» так

После выборов президента России в 1996 г. рынок политическо-

го консалтинга окончательно структурировался, определились

ведущие игроки, хотя в нем еще и чувствовался определенный

хаос. Одновременно с этим в российском обществе сформиро-

вался не вполне лицеприятный образ политического консультан-

та. Сами политические консультанты считают, что в этом вино-

ваты случайные люди, освоившие профессию

Однако с конца 1990-х гг. наметилась тенденция структуриро-

вания рынка политических услуг, появился определенный класс

политических консультантов, для которых проведение выборов

стало основной профессией. Да и сами клиенты стали опытнее и

требовательнее

В конце 1990-х гг. по мере появления квалифицированных

кадров наметилась тенденция превышения предложения поли-

тических консультантов над спросом. Молодых политических

консультантов вытеснили в регионы. Там они обеспечивают себе

заказы во многом и за счет демпинга.

В начале 2000-х гг. российский рынок политического консал-

тинга начал приобретать новую, более профессиональную фор-

му. Из бизнеса сезонного характера, приводящего к тому, что в

перерывах между выборами спрос на консультантов падал, остав-

ляя их без работы, политический консалтинг начал постепенно

превращаться в профессиональную индустрию

Политические консультанты нового поколения в отли-

чие от «старичков» имеют профильное (часто второе) профессио-

нальное образование в коммуникационной сфере; они менее

креативны, но более технологичны; для них в коммуникацион-

ной деятельности процесс зачастую важнее результата. В общем,

они хорошие правильные англоговорящие современные менед-

жеры в отличие от менеджеров «ненормальных», определяющих

рынок десятилетие назад2.

Реалии рынка политического консультирования ХХI в. в Рос-

сии - это политическое позиционирование в пространстве жиз-

недеятельности партий, которое носит название «политический

дизайн». «Единый политический дизайн - это такая организа-

ция политического пространства, при которой все элементы

действующего в нем политического субъекта находятся в гармо-

нии. Обладая системностью, единый политический дизайн отли-

чается от имиджевых и брендовых стратегий. Его крупными бло-

ковыми составляющими выступают социальная роль, основные

цели политического субъекта в целом, имидж, репутация, бренд,

поведение, текст, стиль. Важными структурными элементами по-

литического дизайна как системы являются личность политиче-

ского лидера и стиль его поведения, идеи, ценности, месседж,

визуальный и аудиальный образ, логотип и основные цвета,

стиль поведения членов партии или движения, дизайн формы и

В истории российского политического консультирования

были и сложные периоды. После отмены губернаторских выбо-

ров в 2005 г. дальнейшее существование профессии политиче-

ского консультанта оказалось под вопросом. Изменения в зако-

нодательстве привели к модификации масштабов и характера

работы политического консультанта

Российские ученые классифицируют виды политического кон-

сультирования и разделяют их по следующим параметрам.

1. По длительности взаимодействия консультанта с клиентом.

Это может быть как разовое консультирование, так и долгосроч-

ное консалтинговое обслуживание.

2. По числу консультируемых лиц. Политическое консульти-

рование может быть групповым или индивидуальным.

3. По используемым методам и сфере консультирования. Это

может быть психолого-педагогическое, психологическое, эконо-

мическое и правовое консультирование.

4. По способу взаимодействия с клиентом. Это может быть

директивное политическое консультирование и недирективное

политическое консультирование.

5. По целям консультирования. Это обучающее консультиро-

вание и консультирование по оптимизации структуры полити-

ческой организации.

6. По способу организации консультации. Это экспертное и

процессное консультирование1.

Политический консалтинг в России как сфера профессио-

нальной деятельности состоялся и занял одно из ведущих мест в

общей системе общественных связей. Его рынок структуриро-

вался, определились ведущие игроки и основные тенденции раз-

вития. А развитие демократических процессов в нашей стране

делает эту профессию еще более востребованной.

Российское политическое консультирование развивается по

европейской модели, суть которой сводится к проведению кам-

паний партийными структурами при сотрудничестве с привле-

ченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и

в большинстве европейских стран, значительно меньше занима-

ется разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его

коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных

его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание

имиджа политика, а не на формирование, например, программы

кандидата. Американские налогоплательщики предпочитают

знать суть того, с чем политик идет во власть. Там на политиче-

ском рынке конкурируют предвыборные программы, а не имиджи

политиков, как это происходит в России. Российские послания

для электората страдают идейной и тематической размытостью.

Политический консалтинг - новое научное направление, изу­чающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, вы­деленных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.
Функции политического консалтинга можно определить следую­щим образом:
исследование политической ситуации (по категориям ее про­явления: от исследований имиджа отдельного субъекта политичес­кой ситуации до исследований выборной истории общества);
прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и про­грамм, формирование имиджа и др.);
создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
оперативное реагирование на изменение политической ситуа­ции (стратегическое и тактическое).

Политический консалтинг включает в себя консультирование клиентов по широкому кругу интересующих вопросов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-политического характера.

Суть политического консалтинга заключается в оказании помощи клиенту для повышения эффективности его деятельности и предоставление информации, рекомендаций, и услуг в достижении поставленных целей.

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект
®услуга ®объект

Субъект это политический консультант или консалтинговая фирма;
Услуга это процесс политического консультирования;
Объект это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.
Объектами политического консультирования являются:

· личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели;

· организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т.д.;

· органы государственной и муниципальной публичной власти;

· политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий);

· предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т.п.).

Основателями политического консультирования считаются Мэт Риз, создатель Американской ассоциации политических консультантов и соучредитель Международной ассоциации политических консультантов Наполитан Джозеф, его компаньон Мишель Богран и другие.
Если говорить о национальных моделях политического консалтинга, то, видимо, можно выделить следующие:

· американская;

· английская;

· французская;

· германская.

На формирование национальных моделей политического консалтинга влияют следующие факторы :

o уровень развития экономики;

o степень демократизации общества;

o историко-культурные особенности развития общества и государства;

o степень участия и активность граждан в политической жизни;

o зрелость гражданского общества и другие.

Отечественный политический консалтинг зародился в конце 90-х годов XX века, с проведением первых альтернативных выборов. В настоящее время находится в процессе становления и развития. В политическом консультировании основным действующим лицом является консалтинговая фирма.

Российское политическое консультирование развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата.