Почему у щедрина двойная фамилия. Значение и происхождение фамилии щедрин. Вопросы и задания

Литературная игра "Внекотором царстве, в сказочном государстве..." позволит более тесно соприкоснуться с творчеством М.Е. С-Щедрина, с его биографией, расширить литературный словарь. Ребята знакомятся с такими терминами, как:

  • ГРОТЕСК
  • САРКАЗМ
  • ЭЗОПОВ ЯЗЫК
  • АЛЛЕГОРИЯ
  • ГИПЕРБОЛА
  • ФАНТАСТИКА
  • ИРОНИЯ
  • АБСУРД
  • САТИРА
  • КАНЦЕЛЯРИЗМЫ
  • СКАЗОЧНЫЕ ФОРМУЛЫ

Даны инсцентровки отрывков из сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Литературная игра

7 класс

(по произведениям М.Е. С-Щедрина)

Игру подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Амбросова Ю.Б.

2011

учебный год

Литературная игра

«В некотором царстве, в сказочном государстве…»

7 класс

2 команды

Д/З для команд:

  1. Подготовить небольшое сообщение по биографии писателя:

1-ой команде «Я вырос на лоне крепостного права»

2-ой команде «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

Ход игры

Вступительное слово

Представление жюри

Первый тур

Сообщение команды №1 «Я вырос на лоне крепостного права»

Жизненные противоречия с детских лет вошли в душевный мир Салтыкова-Щедрина. Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду Салтыковых, к началу XIX века разорившемуся и оскудевшему. Стремясь поправить пошатнувшееся материальное положение, Евграф Васильевич женился на дочери богатого московского купца О.М. Забелиной, властолюбивой, энергичной, бережливой и расчётливой, доходящей до скупости.

Писатель не любил вспоминать о своём детстве. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. Детство и молодые годы совпали с разгулом доживавшего свой век крепостного права.

Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнажённом виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. («Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Крепостное право, тяжёлое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольной массой».)

Образование писатель получил блестящее: сначала третий класс Московского дворянского института, затем Царскосельский лицей.

Сообщение команды №2 «Почему Салтыков стал Щедриным?»

Писатель решил взять себе псевдоним, вероятно, потому, что неудобным считалось состоять на государственной службе и подписывать художественные произведения своей фамилией. Кроме того, фамилия Салтыков вызывало в русском обществе определённые ассоциации: помещица Салтыкова Дарья Николаевна (1730 – 1801), известная под именем Солтычиха, замучила более ста крепостных крестьян, за что была приговорена к смертной казне, которую заменили тюремным заключением. С 1768 года до конца жизни она провела в монастырской тюрьме. Историю Салтычихи хорошо знали в русском обществе, возможно, это побудило писателя взять псевдоним.

Интересна версия и о том, что Салтыков выбрал себе псевдоним, подходящий к слову «щедрый», то есть широко оказывающий помощь, охотно тратящий на других, не скупой, так как, по словам жены писателя, он в своих произведениях был щедр на всякого рода сарказмы.

Есть и другое толкование этого псевдонима. Лицо писателя носило следы оспы – «щедрин».

Второй тур

Сатирические приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина»

Учитель: Сказки Михаила Евграфовича Щедрина особенные – сатирические, так как высмеивают пороки современного автору общества. Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует различные сатирические приёмы.

Определите, о каких приёмах идёт речь (слайды):

  • Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального? (гротеск)
  • Канцелярские речевые штампы, употребляемые в речи? (канцеляризмы)
  • Едкое выражение насмешки? (сарказм)
  • Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления? (сатира)
  • Особый язык, иносказание, с помощью которого писатель выражает своё отношение к изображаемому? (аллегория)
  • Нелепость, бессмыслица? (абсурд)
  • Сильное преувеличение? (гипербола)
  • Способ изображения действительности в нереальном виде? (фантастика)
  • Устойчивые сочетания слов, характерные для сказки? (сказочные формулы)
  • Способ выражения насмешки? (ирония)

Раздать словарики командам!!! (напечатать)

Учитель: Пользуясь литературоведческим словарём, определите, какой литературоведческий приём лежит в основе следующих высказываний:

  • «Набрал сейчас мужчина конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру была готова. Этой верёвкой привязали генералы мужчину к дереву, чтоб на убёг» (Аллегория)
  • «… мужчина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить» (Гипербола)
  • «… Генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил» (Фантастика)
  • «Признаться, я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают» (Гротеск)
  • «Жили-были два генерала…», «… по щучьему велению, по моему хотению, очутились они на необитаемом острове», «…долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились», «Сколько набрались страху генералы во время путь от бурь да ветров разных, сколько они ругали мужчину за тунеядство – этого ни в сказке сказать, ни пером описать» (Сказочные формулы)
  • «И начал мужик на бобах разводить, как бы ему генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися» (Ирония)
  • «Примите уверение в совершённом моем почтении и преданности» (Канцеляризмы)
  • « …да и не скажет никто, что российский дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!» (Несоответствие и сарказм)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки)

1 команда

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(На сцене появляются два генерала в спальных сорочках и с орденами)

Генерал 1. Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился. Вижу, будто я живу на необитаемом острове…(оглядывается, и оба вскакивают.)

Генералы (вместе). Господи! Да что же это такое! Где мы?

Генерал 1. Что же мы будем, однако, делать? Ежели теперича доклад написать – какая польза из этого выйдет?

Генерал 2. Вот что, подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдёмся; может быть, что-нибудь найдём.

Генерал 1. Помните, ваше превосходительство, как наш начальник учил: если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое. (Крутятся, вертятся, разобраться не могут.)

Генерал 1. Вот что, ваше превосходительство, вы пойдите направо, а я налево; этак-то лучше будет! (Расходятся)

Генерал 2. Господи! Еды-то! Еды-то! Меня уже тошнить начинает от голода! (Подходит к другому генералу). Ну что, ваше превосходительство, промыслили что-нибудь?

Генерал 1. Да вот нашёл старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!

Генерал 2. Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

Генерал 1. Да, признаться, я и до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают.

Генерал 2. Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала её изловить, убить, ощипать, изжарить… Только как всё это сделать?

Генерал 1. Теперь я бы, кажется, свой собственный сапог съел!

Генерал 2 (со вздохом). Хороши также перчатки бывают, когда долго ношены!

Генерал 1. Слышал я от одного доктора, что человек может долгое время своими собственными соками питаться.

Генерал 2. Как так?

Генерал 1. Да так-с. Собственные соки будто бы производят другие соки, и так далее, покуда, наконец, соки совсем прекратятся.

Генерал 2. Что же тогда?

Генерал 1. Тогда надо бы пищу какую-нибудь принять…

Генерал 2. Тьфу!..

Третий тур

Отгадай кроссворд

(раздаётся командам – отгадываем и отдаём жюри)

По сказкам «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Слуга дикого помещика.
  2. Какой предмет преподавал один из генералов в школе военных канонистов?
  3. Звук (среднее между свистом, шипеньем и рявканьем), издаваемый диким помещиком.
  4. Газета, которую читал дикий помещик.
  5. Пища дикого помещика.
  6. Улица, на которой проживали генералы, прежде чем оказаться на необитаемом острове.
  7. Пугливая зверушка, желавшая съесть засаленные карты дикого помещика.
  8. Друг дикого помещика.
  9. какую роль сыграл дикий помещик, по мнению губернского начальства, в произошедшей смуте?
  10. За что ругали генералы мужичину?
  11. Какой предмет откусил голодный генерал у своего товарища?
  12. В чём, изловчившись, сварил суп для генералов мужик-лежебока?
  13. Какую должность во сне пожаловали дикому помещику за его потрясающую твёрдость?
  14. Чем дикий помещик угощал своих детей?

Четвёртый тур

Интервью у литературных героев

Задание. От каждой команды выходит один игрок (капитан) и отвечает на вопросы ведущего от лица героя одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Вопросы представителю команды 1

Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

  1. Ваше превосходительство, расскажите, как вы дослужились до генеральского чина? (Примерный ответ. Сколько помню себя, служил всю жизнь в какой-то регистратуре/ там родился, воспитался и состарился. Только упразднили нашу регистратуру за ненадобностью и выпустили всех нас на волю.)
  2. Что вызвало у вас наибольшее удивление, когда по щучьему велению вы оказались на необитаемом острове? (Что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт.)
  3. После долгих и мучительных поисков из создавшегося трудного положения вас озарило вдохновение. Какая счастливая мысль пришла вам в голову? (Надо найти мужика.)
  4. Как наградили вы мужика-тунеядца за спасение? (Выслали ему рюмку водки да пятак серебра.)

Вопросы представителю команды 2

Помещик – «Дикий помещик»

  1. Будьте любезны представиться. (Российский дворянин Урус-Кучум-Кильбибаев.)
  2. Каков ваш жизненный девиз. Откуда вы его почерпнули? («Старайся!» - из газеты «Весть».)
  3. В своём саду вы мечтали выращивать без мужика груши, сливы, абрикосы, персики. Что же произрастало в вашем саду на самом деле? (Репейник.)
  4. Что сделалось с вами после того, как рой с мужиками вновь водворили в поместье? (Примерный ответ. (С большим трудом меня изловили, затем высморкали, вымыли и обстригли ногти. Затем капитан-исправник сделал мне надлежащее внушение, отобрал газету «Весть» и, поручив надзору Сеньки, уехал. А я раскладываю гран-пасьянс, тоску по прежней своей жизни в лесах, умываюсь по принуждения и по временам рычу.)

Театральная пауза

(инсценировка отрывка из сказки «Дикий помещик»)

(На стуле сидит помещик и читает газету «Весть».)

Помещик. Господи! Всем я от тебя доволен, всем награждён! Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужика! А ну как он у меня всё добро приест? Загляну-ка я в газету «Весть», как в сём случае поступить должно?

Одно только слово написано, а золотое это слово «Старайся!». Надо стараться, чтоб всё по правилу было. Курица ли крестьянская в господские овсы забредёт – сейчас же, по правилу, в суп; дворец ли крестьянин нарубить по секрету соберётся – сейчас же эти самые дрова на господский двор, а с порубщика, по правилу, штраф.

Вот и услышал бого молитву мою слёзную, сиротску – не стало в моих владениях мужика. А воздух стал какой чистый!

Заведу театр у себя, напишу актёру Садовскому: приезжай, любезный друг, и актёрок с собой привози!

(Входит актёр Садовский)

Садовский. Куда же ты крестьян своих девал? Кто будет ставит театр? И занавес поднимать некому!

Помещик. А вот бог, по молитве моей, все мои владения от мужика очистил!

Садовский. Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подаёт?

Помещик. Да я уж и то сколько дней немытым хожу!

Садовский. Стало быть шампиньоны на лице растить собрался? Ну, прощай, брат! Глупый ты помещик!

Помещик (в одиночестве). Что это я всё гран-пасьянс да гран-пасьянс раскладываю! Попробую-ка я с генералами впятером пульку-другую сыграть!

(Входят генералы.)

Генералы. Господа! Воздух-то какой чистый!

Помещик. А оттого это, что бог, по молитве моей, все владения мои от мужика очистил!

Генералы. Ах, как это хорошо! Стало быть теперь у вас этого холопьего запаха не будет?

Помещик . Нисколько. Должно быть, вам, господа генералы, закусить захотелось?

Генералы . Не худо бы, господин помещик! Что это такое?

(Генералы рассматривают леденцы и пряники, которые лежат на подносе.)

Помещик . А вот закусите, чем бог послал!

Генералы . Нам бы говядинки! Говядинки бы нам!

Помещик . Ну, говядинки у меня про вас нет., господа генералы, потому что с тех пор, как меня бог от мужика избавил, и печка на кухне стоит нетоплена.

Генералы . Да ведь жрёшь же ты что-нибудь сам-то?

Помещик. Сырьём кой-каким питаюсь, да вот пряники ещё покуда есть…

Генералы . Однако, брат, глупый же ты помещик! А ещё гостей приглашаешь!

Пятый тур

«Что такое? Что такой?»

(викторина)

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины.

  1. Что имели отставные генералы на Подъяческой улице Санкт-Петербурга? (квартиру, кухарку и пенсию.)
  2. Что обнаружили на себе генералы, оказавшись на необитаемом острове? (Ночные рубашки и орден на шее .)
  3. Что должно было, по мнению генералов, отвлечь их от дум о еде?
  4. Что намеревались употребить в пищу изголодавшиеся генералы? (Сапог и перчатки .)
  5. Кто спал под деревом брюхом кверху и «самым нахальным образом уклонялся от работы»? (Громаднейший мужичина.)
  6. Что выстроил мужик, чтобы доставить генералов на Подъяческую? (Посудину-ладью, на которой модно океан0море переплыть .)
  7. Кто приезжал в гости к дикому помещику? (Актёр Садовский, генералы-помещики.)
  8. Кого одичавший помещик приглашал пойти «в поход на зайцев»? (Медведя Михаила Ивановича .)
  9. Какой карточной игрой увлекался дикий помещик? (Гран-пасьянсом .)
  10. Кто встревожил своим донесением о пропаже мужиков губернское начальство? (Капитан-исправник .)

Поведение итогов

Награждение команд

Задания для команд

Литературная игра «В некотором царстве, в сказочном государстве…»

(по сказкам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина)

  1. Внимательно прочитать сказки «Дикий помещик» и « Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил ».
  2. Составить литературоведческий словарь из данных терминов:

Гротеск

Сарказм

Эзопов язык

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Ирония

Абсурд

Сатира

Канцеляризмы

Сказочные формулы

  1. Выбрать команду из 7 человек – лучших знатоков сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Почему будущий писатель постоянно нуждался в деньгах и как стал советником губернского правления, читайте в нашем краеведческом блоге.

Заглянуть почти на два века назад меня сподвигли работы Евгения Петряева. Это учёный-краевед, военный врач и кандидат биологических наук, который в 1956 году был переведён в наш город на должность начальника НИИ эпидемиологии из Читы. Он до конца своих дней жил в Кирове, изучал историю Вятки и был организатором Герценовских, Салтыковских и Гриновских чтений. Я думаю, что про Петряевские чтения многие слышали. Их учредили в честь Евгения Дмитриевича через год после его смерти в 1988 году. А также многим известен дом на Театральной площади, прямо напротив памятника Шаляпину, в котором жил учёный.

Петряев изучал глубоко и подробно творчество Салтыкова-Щедрина, особенно период жизни будущего писателя на Вятке.

Что делал на Вятке Салтыков?

Этой весной исполняется ровно 169 лет, как Михаил, тогда ещё просто Салтыков, въехал на тройке почтовых лошадей в наш город. Молодой начинающий писатель был снят с должности в канцелярии военного министерства в Петербурге и сослан в Вятку за первые повести «Противоречие» и «Запутанное дело». В литературных трудах речь шла о «маленьких людях», которые погибали в борьбе с сильными. Николай I прочитал повести и усмотрел в них революционные идеи, которые в то время уже потрясали всю Европу. Михаила Салтыкова сняли с должности и отправили в Вятку под надзор губернатора.

В нашем городе 22-летнего юношу поселили в доме на ул. Вознесенской. Больше семи лет прожил здесь Михаил Салтыков. Теперь на улице Ленина, 97 есть дом-музей писателя.

Своему брату Михаил Евграфович писал из Вятки о том, что всё кругом очень мрачно и тревожно.

Я живу один, на холостом положении, занимаю довольно сносную квартиру, но до сих пор не завёл себе ни порядочной мебели, ни экипажа. Все прочие, имеющие равные со мной места, уже давно обзавелись всем этим, но у меня, видно, таланта нет на это; потому что как я нуждался в Петербурге, так и здесь нуждаюсь постоянно, - сообщал писатель брату

Через два года после прибытия в наш город Салтыков стал советником губернского правления. Занимался отводом земель и лесов, исполнением судебных приговоров, взысканием недоимок. Вёл статистику, ревизии. Разбирал жалобы, прошения и приговоры.

Об истории с дочерью вятского вице-губернатора тоже многие знают. Салтыков полюбил 12-летнюю Елизавету Болтину и решил подождать, пока девочка подрастёт. Дождался 16-летия возлюбленной. Родители девушки дали согласие на брак. А вот мать Салтыкова была против женитьбы сына на бесприданнице Елизавете. Сейчас брак в 16 лет с трудом можно себе представить, но в случае Салтыкова-Щедрина он оказался не простым, но крепким. Елизавета и Михаил прожили вместе долгую жизнь, у них родилась дочь, которую назвали Елизаветой в честь матери.

Любопытный факт : дочь классика дважды выходила замуж. Второй раз за итальянца, который был представителем американской компании в России и продавал субмарины Российскому военно-морскому флоту.


Почему, собственно, Крутогорск?

В доме на Вознесенской улице были сделаны первые наброски «Губернских очерков». Они представляли собой картины характерных безобразий и идиотизма провинциальной жизни. Есть в них положительные персонажи. Это, преимущественно, простые люди и крестьяне. В «Губернских очерках» Салтыков-Щедрин называет Вятку Крутогорском. Вероятно, из-за холмов, на которых располагался город. Специально привожу здесь внушительную цитату из произведения, чтобы вам было понятно, какие чувства испытывал писатель, когда покидал город.

Я оставляю Крутогорск окончательно: предо мною растворяются двери новой жизни, той полной жизни, о которой я мечтал, к которой устремлялся всеми силами души своей... И между тем внутри меня совершается странное явление! Я слышу, я чувствую, что какое-то неизъяснимое, тайное горе сосёт мое сердце; я чувствую это и припадаю головой к кибитке, а слёзы, невольные слёзы, так и бегут, так и льются из глаз… Я огорчен, я подавлен и уничтожен, я положительно не знаю, куда деваться от снедающей меня тоски... Все тёмные горести, все утраченные надежды, все душевные недуги, всё, что так болезненно назревало в моём сердце, всё это мгновенно встаёт передо мною... Мне кажется, что меня тяжело оскорбили, что внезапно погибло всё, что я любил, чем был счастлив, что я неожиданно очутился один, совершенно один, отторгнутый от всего живого… «Ужели я в Крутогорске оставил часть самого себя?» - спрашиваю я себя мысленно. Но текущие по щекам слёзы, но вырывающиеся из груди вздохи красноречивее слов отвечают на этот вопрос! Да! Не мог же я жить даром столько лет, не мог же не оставить после себя никакого следа! Потому что и бессознательная былинка – и та не живёт даром, и та своею жизнью, хоть незаметно, но непременно воздействует на окружающую природу...

Щедрин из Вятки - версия Евгения Петряева

Учёный-краевед Евгений Петряев считал, что Салтыков-Щедрин как писатель родился именно в Вятке.

Вскоре после отъезда из нашего города цикл очерков вышел в свет. Их напечатали под псевдонимом отставного надворного советника Николая Ивановича Щедрина. Михаил Салтыков не забыл печальный опыт выпуска повести «Запутанное дело» и решил не рисковать.

Есть несколько версий, как к фамилии Салтыков добавилась вторая - Щедрин. Некоторые историки утверждают, что псевдоним появился во время службы в Вятке после рабочей поездки в Казанскую губернию, где Салтыков встретил купца-старовера Щедрина, который запомнился ему. Вторая фамилия могла быть задумана именно после этой встречи.

Евгений Петряев считает, что вторая фамилия могла прийти в голову писателю после встречи с подследственным Т. Т. Щедриным. В Кирове в доме-музее осталась репродукция страницы следственного дела 1855 года, на которой впервые рядом оказались подписи чиновника Салтыкова и подследственного Щедрина.

После того, как Салтыков-Щедрин уехал из Вятки, в доме на Вознесенской размещалась почтовая станция. В советское время здесь квартировали 3-4 семьи, а с 1968 года был устроен музей писателя.

Использованы материалы: статьи газеты «Кировская правда», Е. Петряев «М. Е. Салтыков-Щедрин в Вятке»

    В каждом порядочном человеке русской земли Щедрин имеет глубокого почитателя.

    Н. Г. Чернышевский

    У Щедрина великолепный, чисто народный, меткий слог...

    Л. Н. Толстой

В Тверской губернии, среди болот и лесов, раскинулось родовое поместье Салтыковых - село Спас-Угол. Здесь в 1826 году родился Михаил Евграфович - будущий великий писатель Н. Щедрин (такой псевдоним взял себе М. Е. Салтыков).

Его отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному дворянскому роду. Однако материальное положение семьи было далеко не блестящим. Евграф Васильевич женился на Ольге Михайловне Забелиной, дочери московского купца. Она отличалась прямым и властным характером, практичностью, неуемной энергией - качествами, которыми совсем не был наделен ее муж. Бережливость, даже скопидомство безраздельно воцарились в доме Салтыковых.

«Я вырос на лоне крепостного права...» - вспоминал писатель впоследствии. Все ужасы крепостной действительности в самом неприглядном и обнаженном виде прошли перед глазами наблюдательного и впечатлительного мальчика. Он рано познакомился с жизнью и бытом деревни, со стремлениями и надеждами крестьян. «Не только всякого дворового я знал в лицо, но и всякого мужика. Я любил говорить, расспрашивать. Крепостное право, тяжелое и грубое в своих формах, сближало меня с подневольною массой».

Учеба началась очень рано. Первые познания во французском языке он приобрел еще в четырехлетнем возрасте, несколько позднее стал заниматься немецким языком. С русской грамотой познакомил его крепостной живописец Павел, затем учила старшая сестра Надежда. В возрасте 7-8 лет пристрастился к чтению, которое стало неиссякаемым источником его быстро растущих знаний.

Затем Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института - бывшего университетского Благородного пансиона, из стен которого вышли В. Жуковский, А. Грибоедов, М. Лермонтов. В числе лучших учеников Салтыкова вскоре направили в Царскосельский лицей, где все было проникнуто памятью об А. Пушкине. В лицее началась его литературная деятельность.

После выхода из лицея, весной 1845 года, начинается его служба в канцелярии Военного министерства, обострившая в нем чувство справедливости, мечту о социальном равенстве. Появляются первые повести - «Противоречия», «Запутанное дело».

В повести «Запутанное дело» власти усмотрели «вредное направление», и писатель был сослан в Вятку, где пробыл долгих восемь лет.

Сказки Щедрина - произведения иносказательные 1 . Сам писатель свою манеру писать называл «эзоповым языком», по имени древнего баснописца Эзопа.

В 1889 году Салтыков-Щедрин умер. «В лице его Россия лишилась лучшего, справедливого и энергичного защитника правды и свободы, борца против зла, которое он своим сильным умом и словом разил в самом корне...» - писали тифлисские рабочие в год его смерти.

По В. Н. Баскакову, С. А. Макашину

Вопросы и задания

  1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?
  2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий 2 . Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин". Дело обстояло так. Ему, когда он состоял еще на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый", т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы 3 ».

    Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Какое бы вы объяснение, версию приняли?

  3. Никого не удивит имя известного писателя на книге, озаглавленной «Сказки». Народная сказка вдохновляла многих... Пушкин и Лермонтов, Перро и Андерсен сочиняли свои сказки, в которых мы чувствуем и отпечаток личности писателя, и тот родник народной фантазии, из которого он черпал свои мотивы.

    Прочитайте в конце учебника раздел о сатире и юморе, уточните термины «гипербола», «гротеск».

    Обратите внимание на высказывание Щедрина: «Мир грустен - и я грущу вместе с ним; мир вздыхает - и я вместе с ним вздыхаю. Мало того, я приглашаю грустить и вздыхать вместе со мною и читателя». Как вы понимаете слова писателя?

1 Иносказание - выражение мысли путем намеков; выражение, содержащее скрытый смысл.
2 Версия - рассказ, вариант толкований, объяснений.
3 Сарказм - язвительная насмешка, ирония, едко-насмешливое замечание.