Памятник напротив крестов сфинксы. Сфинксы на набережной робеспьера. Сфинксы на Свердловской набережной


Жители Санкт-Петербурга, да и многие его гости, хорошо знают, что в этом городе сфинксы – совсем не редкость. Они - одно из украшений города, и к ним все уже привыкли. Но почему сфинксы и сколько их здесь? Давайте прогуляемся по тем местам, где «обосновались» эти необычные и загадочные существа…

У разных народов представления о сфинксах тоже были разными. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь.

Сфинксы на парадной набережной


Это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие – более 5 метров в длину и высотой 4.5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны.

«По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов. » В. Струве

Они давно уже прижились в этом северном городе, став его неотъемлемой частью.
Но каким образом эти огромные сфинксы из далекой страны попали сюда?


История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

В начале 19 века Европу охватило увлечение восточной культурой, не миновало это и Санкт-Петербург. В Павловске появляется Египетский вестибюль, в Царском Селе - Египетская пирамида, а в самом городе - Египетский мост, а вскоре и эти египетские сфинксы. Начиная с 14 века до н. э. они охраняли святилище фараона Аменхотепа III в Фивах. Сменялись годы, века, тысячелетия, и время было не властно над ними.

Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.


Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России.

Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж.

Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».

При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.


Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита.
И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.


Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…


Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин.
«...лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать ».


Многие поэты посвящали им стихи:

«Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?»
Вячеслав Иванов

«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест...» В. Врюсов

Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:



В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.


Сфинксы во дворе Строгановского дворца


Эти два гранитных сфинкса – самые первые из появившихся в Петербурге. С 1796 года они украшали пристань на даче у А.С. Строганова. C 1908 года, после перестройки дачи, их несколько раз перевозили, пока, наконец, они не заняли свое окончательное место - во дворе Строгановского дворца.

Сфинксы на Египетском мосту


Этот старинный мост с четырьмя чугунными сфинксами получил такое название, поскольку был украшен в характерном для Египта стиле. Однако скульпторы Павла Соколова больше напоминают греческих сфинксов, нежели египетских – ведь они имеют женские обличья.


Многие слышали про трагедию, случившуюся на этом мосту в 1905 году. Мост обрушился, не выдержав нагрузки, когда на него въехал кавалерийский эскадрон. Скорее всего, это случилось из-за ошибок в расчетах при строительстве моста.

На этом месте был временно построен деревянный мост. Но заменить его основательным каменным смогли лишь в 1955 году. И хотя по своему оформлению новый мост значительно уступал первоначальному, египетские мотивы все же сохранились. И, конечно, свои места заняли и его стражи - великолепные сфинксы.

Сфинксы на набережной Малой Невки


Историки сходятся во мнении, что эти сфинксы представляют собой не что иное, как первоначальные пробные отливки сфинксов с Египетского моста. Уж очень они похожи друг на друга.

Видимо, по какой-то причине забракованные, эти сфинксы где-то долгое время хранились, а в 1971 году их установили на пристани набережной Малой Невки. Однако, время их не пощадило, и в начале 21 века этим сфинксам потребовалась срочная реставрация.

Она была проведена на средства, выделенные «Мостотрестом». После этого
отреставрированные скульптуры несколько лет красовались во дворе этой организации, но в 2010 году были возвращены на прежнее место, на набережную.


Сфинксы во дворе Горного института


Во дворе Горного института, находящегося на Васильевском острове, среди зелени старинного сада в 1826 году появились небольшие и грациозные скульптуры сфинксов.
У этих скульптур насыщенного темного цвета очень выразительные женские лица. Не зря их считают самыми женственными. Автор этих работ - скульптор А. Постников.

Сфинксы на Свердловской (Полюстровской) набережной


Скульптуры, напоминающие сфинксов со строгановской дачи, появились здесь в конце 18 века, а в 19 веке каким-то образом исчезли. И лишь при реставрации пристани, проводившейся в 1985 году, было решено вновь установить здесь такие же скульптуры.

Сфинксы на набережной Робеспьера

В 1995 году напротив знаменитых питерских «Крестов» появились два жутковатых бронзовых сфинкса. Для людей, находящихся на набережной, эти сфинксы выглядят вполне традиционно – у них обычные женские лица.

Один из самых маленьких сфинксов на шлеме богини мудрости. Скульптура богини - на здании Российской национальной библиотеки на Невского проспекте

Огромный интерес не только у жителей Питера,
но и у гостей северной столицы вызывает .

Монумент-мемориал
Памятник жертвам политических репрессий

фрагмент мемориала
59°56′58″ с. ш. 30°21′48″ в. д. H G Я O L
Страна Россия
Санкт-Петербург Воскресенская набережная
Автор проекта Михаил Шемякин
Строительство 28 апреля 1995
Медиафайлы на Викискладе

Тюрьма «Кресты». На переднем плане мемориал жертвам политических репрессий

«Же́ртвам полити́ческих репре́ссий» - памятник на берегу Невы в Санкт-Петербурге , в котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной . Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты » на Воскресенской набережной . Автор проекта - Михаил Шемякин .

Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу - изъеденные, обнажившиеся черепа . Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.

Высота сфинксов - 1,40 м, высота плинта - 0,17 м, высота постаментов - 1,60 . [ ]

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова , Н. Гумилёва , О. Мандельштама , А. Ахматовой , Н. Заболоцкого , Д. Андреева , Д. Лихачёва , И. Бродского , Ю. Галанскова , А. Солженицына , В. Высоцкого , В. Буковского :

  • Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
  • … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
  • … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935-1940;
  • … Вот они и шли в своих бушлатах - / два несчастных русских старика, / вспоминая о родимых хатах / и томясь о них издалека… /…Не нагонит больше их охрана, / не настигнет лагерный конвой, / лишь одни созвездья Магадана / засверкают, став над головой… / Николай Заболоцкий, 1947-1948;
  • … Нет! Не зодчим дворцы / создающим под солнцем и ветром / купола и венцы, / возводя в голубой окоём - / в недрах русской тюрьмы / я тружусь над таинственным метром / до рассветной каймы / в тусклооком окошке моём… / Даниил Андреев, 1956;
  • Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
  • Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
  • … Вы можете выиграть этот бой, но вы / всё равно проиграете эту войну. Войну / за демократию и Россию, войну, / которая уже началась и в которой / справедливость победит неотвратимо… / Юрий Галансков, 1966;
  • … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал - те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях - уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
  • Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить - пусть они болят! / Владимир Высоцкий;
  • Несчастна страна, где простая честность / воспринимается в лучшем случае как / героизм, в худшем как психическое / расстройство, ибо в такой стране земля / не родит хлеба. Горе тому народу, в / коем иссякло чувство достоинства, ибо / дети его родятся уродами. И если не / найдётся в той стране хоть бы и одного, / чтобы взять на себя общий грех, / никогда уже не вернётся ветер / на круги своя. Владимир Буковский, 1995;
  • Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет. Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

На памятнике изображено также факсимиле подписи

В котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной . Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты » на Воскресенской набережной . Автор проекта - Михаил Шемякин .

Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу - изъеденные, обнажившиеся черепа . Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.

Высота сфинксов - 1,40 м, высота плинта - 0,17 м, высота постаментов - 1,60 . [ ]

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова , Н. Гумилёва , О. Мандельштама , А. Ахматовой , Н. Заболоцкого , Д. Андреева , Д. Лихачёва , И. Бродского , Ю. Галанскова , А. Солженицына , В. Высоцкого , В. Буковского :

  • Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
  • … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
  • … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935-1940;
  • … Вот они и шли в своих бушлатах - / два несчастных русских старика, / вспоминая о родимых хатах / и томясь о них издалека… /…Не нагонит больше их охрана, / не настигнет лагерный конвой, / лишь одни созвездья Магадана / засверкают, став над головой… / Николай Заболоцкий, 1947-1948;
  • … Нет! Не зодчим дворцы / создающим под солнцем и ветром / купола и венцы, / возводя в голубой окоём - / в недрах русской тюрьмы / я тружусь над таинственным метром / до рассветной каймы / в тусклооком окошке моём… / Даниил Андреев, 1956;
  • Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
  • Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
  • … Вы можете выиграть этот бой, но вы / всё равно проиграете эту войну. Войну / за демократию и Россию, войну, / которая уже началась и в которой / справедливость победит неотвратимо… / Юрий Галансков, 1966;
  • … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал - те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях - уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
  • Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить - пусть они болят! / Владимир Высоцкий;
  • Несчастна страна, где простая честность / воспринимается в лучшем случае как / героизм, в худшем как психическое / расстройство, ибо в такой стране земля / не родит хлеба. Горе тому народу, в / коем иссякло чувство достоинства, ибо / дети его родятся уродами. И если не / найдётся в той стране хоть бы и одного, / чтобы взять на себя общий грех, / никогда уже не вернётся ветер / на круги своя. Владимир Буковский, 1995;
  • Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет. Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

На памятнике изображено также факсимиле подписи

20 век стал для нашей страны временем тяжелых испытаний. Войны, революции и террор унесли жизни десятков миллионов людей. 28 апреля 1995 года в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам политических репрессий, созданный скульптором Михаилом Шемякиным и архитекторами Вячеславом Бухаевым и Анатолием Васильевым.

Самые жестокие и массовые убийства в отечественной истории проходили в 1937-1938 годах – во время Большого террора. Тогда по политическим обвинениям было арестовано 1,7 миллионов человек и более 700 тысяч из них расстреляно. В среднем, государство ежедневно убивало тысячу своих граждан, это была самая кровавая компания. С меньшей жестокостью и в меньших масштабах преступления совершались в течение всех 70 лет после Октябрьской революции.

В конце 1980-х и начале 1990-х годов в некоторых городах России были установлены закладные камни, которые в дальнейшем для увековечивания памяти пострадавших должны были быть заменены на памятники. Санкт-Петербург стал одним из первых городов России, где был создан такой памятный мемориал.

Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге

Место его расположения было выбрано неслучайно - набережная Невы напротив «Крестов», ведь эта тюрьма была знаком того страшного времени. В основе мемориала - один из символов Санкт-Петербурга - скульптуры сфинксов , расположенные напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Одна сторона лица у сфинксов обычная, женская и обращена она к жилым домам, а другая сторона, обращенная к Неве и Крестам, изъеденная до черепа.

Эта страшная деталь и место расположения памятника говорят о драматизме событий, происходивших в период репрессий в Ленинграде, городе интеллектуалов и инакомыслящих, где миллионы жителей попали в тюрьмы. Автор показывает, как близки в то страшное время были жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия.

Туловища сфинксов худые и через их кожу выступают кости, а высокая посадка головы выражает тревогу и обеспокоенность.

На табличках вокруг сфинксов – стихи Анны Ахматовой и Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и Николая Заболоцкого, Даниила Андреева и других поэтов, а также высказывания Александра Солженицына и Иосифа Бродского. Между сфинксами на парапете набережной сложены четыре гранитных блока, напоминающих тюремное окно.

Адрес и как добраться

  • Санкт-Петербург, Набережная Робеспьера, напротив тюрьмы Кресты
  • Доехать до станции метро "Чернышевская", выйти на проспект Чернышевского и идти в сторону Невы. Выйдя на Набережную Робеспьера, повернуть направо и идти пять минут

Работа по увековечиванию памяти пострадавших в годы террора ведется более двух десятилетий. Созданы Книги памяти, в которых восстанавливаются имена и сведения о пострадавших. Памятник жертвам политических репрессий в Санкт-Петербурге, представленный в виде сфинксов, символизирует смерть и вечность, тайну и торжество правды над ложью. Имеются памятные обелиски и скульптуры в Барнауле и