Появление монаха в популярном телешоу и его победа в нём наделали много шума. Даже спустя несколько месяцев разговоры об этом не утихают. А сам их «виновник» – иеромонах Фотий, насельник Свято-Пафнутиева Боровского монастыря, - стал желанным гостем многих теле- и радиопрограмм. Его гастрольный график расписан на несколько месяцев вперёд. Поклонники требуют сольных дисков.
Не мешает ли шоу-бизнес монашеским обетам, нам откровенно рассказал сам Фотий.
Встречу назначили в монастыре. Его практически метровой толщины стены, невероятная тишина и стаи голубей, парящих над куполами храмов, умиротворяют.
Хочется забыть обо всём, склонив голову в молитве.
Появляется Фотий. В руках у монаха - телефон. Батюшка передвигается по монастырю практически не отрывая глаз от его экрана. Даже во время интервью Фотий с ним не расстаётся. Сначала телефон лежит на столе. Но как только начинает издавать звуки, возвещая о поступившем сообщении, оказывается в руках монаха. Порой священнослужитель настолько погружается в происходящее по ту сторону экрана, что теряет нить разговора.
- Вы достаточно продвинутый батюшка: активно пользуетесь соцсетями, постоянно загружаете фотографии в «Инстаграм».
Для меня соцсети – средство общения, самовыражения. Там я вижу индикатор своей полезности – КПД: что людям нравится, что не нравится. Это определённая шкала. В реальном времени можно увидеть отношение к тому или иному твоему слову.
- Готовы ли вы поменять репертуар ради публики?
У всех свои вкусы, но есть какие-то общие тенденции. Я прислушиваюсь к ним. Мне очень важно, когда достаточно большое количество поклонников высказывают свои предпочтения. Исходя из этого, делаю какие-то поправки в исполнении, репертуаре. В основном народ любит добрые русские песни, городской романс с глубоким смыслом - то, что сейчас редко услышишь. Например, песни Эдуарда Хиля, Марка Бернеса.
- В общепринятом представлении монахи – аскеты, денно и нощно молящиеся. Современный монах – кто это? Для чего он пришёл в монастырь?
Человек идёт в монастырь, чтобы найти особые условия спасения, ведь спастись можно и в миру. И от того, как ты проведёшь жизнь в монастыре, будет зависеть твоя посмертная участь. Конечно, нужно жить достойно. То, как себя веду я, не пример идеального монашеского подвига.
- Почему?
Я активно общаюсь с миром, а по идее, должен полностью его отсечь и находиться в монастыре физически, духовно и умственно. Потому что стены тебя не спасут. Можно общаться, выходить в Интернет. Тогда какой смысл нахождения в монастыре, если ты вышел из него через Интернет, нашёл лазейку.
- Вы нашли такую лазейку?
Получается, да. Я понял, что это не только искушение для меня, соблазн, а именно (вздыхает.- Прим. авт.) моя слабость и собственное желание как-то находить компромисс - синтез пребывания в монастыре и общения с народом. Потому что народ, как оказалось, очень интересуется именно такой духовной жизнью. Хотя есть люди, радикально настроенные, считающие, что никакого общения с миром быть не должно. Ну пусть они так считают, мне важнее позиция - когда люди тянутся к монахам, когда ты можешь дать ответы на их вопросы. И сказать это на их языке, а не на языке святоотеческих книг. Можно просто закрыться здесь и читать только духовные книги, но ты не будешь понятен молодёжи. А поскольку я молодой, с техникой на «ты», то активно использую этот инструмент, чтобы показывать изнутри монастыря, что мы те же люди, умеющие радоваться всему. Стараюсь нести через социальную сеть небольшую проповедь какого-то добра.
- Вам важен отклик. А если его не будет, уйдёте из соцсетей?
Да, я анализирую, что там происходит, не тщеславия ради, не ради количества лайков и репостов. Я смотрю, что людям нравится и в соответствии с этим выстраиваю контент на своей странице.
Фото из гримёрки перед выступлением в Калужской областной Филармонии.
- Будто дразня публику, вы часто выкладываете фото из гримёрок с разными вкусностями – пирожными и прочими сладостями. И даже не скрываете, что питаете слабость к сырам.
Это не провокационные фотографии. Люди придумали стереотипы, и потом сами не могут от них отказаться. Их просто раздражает, выворачивает наизнанку, если монах выложил конфеты. Они считают, что это плохо. Но объяснить, почему им кажется это предосудительным, не могут. Я такой же человек. Поэтому стараюсь показать, что монахи - люди, не чуждые никаких мирских слабостей: мы тоже любим вкусно покушать, но не культивируем чревоугодие, сластолюбие. Я не просто показываю еду, я показываю её эстетическую сторону. Это своеобразное воспитание. Я рассказываю о своём вкусе - он простой, не какой-то утончённый. Да, сыры – это моя слабость.
- Хотели вы того или нет, но для многих стали кумиром, а в Библии говорится: «Не сотвори себе кумира».
Мне не нравится, что почитание переходит в фанатение. Это, конечно, беда.
Фотий получает огромное количество писем и посылок от поклонников.
- У вас огромное количество подписчиков в соцсетях, вы получаете десятки писем. О чём вам пишут?
В основном это слова благодарности, признательности за то, что я появился на телевидении, вообще на сцене. Пишут, поздравляют, просят, конечно, молитвенной помощи. Я же выступаю не просто как певец, но и как священник, поэтому люди и тянутся ко мне, в том числе как к человеку, который разбирается в духовных вопросах и может подсказать что-то: как вести себя в определённом религиозном плане, как жить. Интересная ситуация: вроде как артист и в тоже время - как душевный терапевт.
- Вы стараетесь отвечать на все письма?
Нет у меня пока времени отвечать. Откровенно говоря, у меня нет даже времени их читать, вскрывать, потому что постоянно какие-то разъезды, какие-то дела. Посылки, конечно, сразу вскрываю, интересно же (улыбается). А там какая-нибудь мелочь, какие-нибудь сладости… Они обычно в соцсетях узнают, что мне нужно. Как-то я сказал, что стою на морозе и у меня перчаток даже нет. И люди сразу начинают беспокоиться присылают мне перчатки…
Монаху прислали шарфик и томик стихов.
Пряники.
Посылка из Швейцарии.
- Как вы относитесь к своей популярности?
Я не обольщаюсь слащавыми комментариями и похвалами, которые поступают в мой адрес. Главное - видеть, что приносит людям радость.
- Популярность быстротечна, через 2-3 года о вас как об участнике проекта могут и не вспомнить. Вы к этому готовы?
Тем лучше - останутся только верные поклонники. Я изначально был невыгоден Первому каналу. Не могу с ним дальше сотрудничать, всё это очень сложно. Чтобы мне лишний раз выйти в эфир, столько нужно получить разрешений, согласовать документов, поставить подписей... Это очень ответственно. Всё, что я скажу на Первом, может быть использовано против меня.
- Главный вопрос, который задают многие: «Для чего монах пошёл на проект, зачем ему такая широкая аудитория, столько внимания?»
По сути, конечно, не нужна. Оказалось, я нужен ей. Ещё до участия в «Голосе» я анализировал отклики людей на свои выступления. Публика хотела меня слышать, получать диски, которые я сам записывал. Появилась мысль, что будет неплохо выступить на всю страну, чтобы люди меня услышали и как-то порадовались.
- Как думаете, стали бы вы победителем, не будучи монахом, а только благодаря своим вокальным данным?
Может, и нет. Я человек необычный, ко мне сразу было приковано внимание публики. Вокальными данными блещет каждый на этом конкурсе, там нет недостойных - все профессионалы, даже те, кто на первых же эфирах выбыл. Они молодцы. Люди голосуют за целый комплекс – они видят образ, видят посыл, они видят какую-то искренность. Часто слышу, что за меня голосовали не потому, что я православный монах, а потому что их глубоко тронуло, зацепило моё исполнение.
- Не раз в своих интервью вы говорили: если пригласят участвовать в «Евровидении» , готовы дать достойный ответ Кончите Вурст. Откуда вы о ней узнали? Видели её выступление?
О ней сложно не знать. Тем более что после её победы «Евровидение» считается рассадником разврата. Говорят, туда вообще лучше не соваться, и не то что священнику, духовному лицу, а даже мирянам. Но я иного мнения. Раз есть такая площадка - на ней нужно выступать. Если люди любят эпатаж, сюрпризы, что-то необычное, надо сделать ответный удар – показать, что не только развратное может быть популярным, но и что-то чистое и светлое, исходящее от той части нашего человечества, которое проповедует только добро и нравственность.
С Тимуром Кизяковым на съёмке программы «Пока все дома».
- Мне показалось, что вы устали от внимания, славы.
Я бы охотно отдохнул недельку. Постоянно какие-то звонки, дела, личное общение с людьми. Хочется как-то поддерживать жизнь в соцсетях, отвечать, обновления какие-то делать. Всего понемножку - и ты ложишься уже в три часа ночи. Я бы хотел, чтобы обо мне все забыли.
- И даже концерты не приносят удовольствия?
Поначалу удовольствие получаешь, но это очень быстро надоедает, тяготит. Хочется куда-то зарыться. Я другого темперамента человек - нахожусь на сцене в смущении, не знаю, как себя правильно вести. Пою как пою – и всё. Люди видят мою какую-то отрешённость - я вроде как пою, но я не с ними, а как будто я в своём мире нахожусь.
Телецентр «Останкино». Иеромонах с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым.
- Я знаю, что, помимо профессионального пения, вы до прихода в монастырь сочиняли музыку. Почему перестали этим заниматься?
Это перестало быть нужным, хотя и в миру это было не нужно – так, хобби. Писал «в стол», никто этого не слышал. Я жду момента, когда в моей судьбе будет такой поворот, что я смогу реализовать и эту способность. Она для меня, может, даже более значима, чем голос. Самореализация очень важна для человека, тем более, когда он чувствует в себе потенциал, а плодов это не приносит. Музыка, которую я пишу, не столь популярна. Она не электронная, не соответствует вкусам масс. Да и вообще сейчас в Интернете сложно занять какую-то нишу, уже столько музыки там выложено. Нужно просто заниматься своим делом, своим направлением. А для меня это киномузыка. Понятно, что как монах я уже не смогу писать музыку - только если как-то так получится, что предложат.
- После победы в проекте вас задарили подарками – поездка во Францию, автомобиль.
Поехать я могу в любой момент, нужно только получить благословение. А машина ещё с конвейера не сошла. Кстати, я в позапрошлом году сдал на права, очень хотел иметь машину. Может, для меня это было дополнительной мотивацией пойти на «Голос». Я знал, что победителю достаётся автомобиль. Я, конечно, копил не на «Ладу», хотел несколько другую машину. Хотя первый автомобиль должен быть попроще - отечественный.
- Какую бы вы машину хотели? С чего может на неё накопить монах?
Я хотел «Тойоту». Да особо копить-то и не с чего. Это всё только благодетели какие-то. Большую сумму никто не даст. Сам себя в чём-то урезаешь – лишний раз не покушаешь суши, пиццу. Так, тихонько, копейка к копеечке - и ты знаешь, что на двигатель у тебя уже есть денежка.
- Не боитесь, что слава может вас сломать?
В ней ничего положительного нет, но и отрицательного - тоже. Самое главное - её оправдывать, чтобы она не была пустая. Достичь славы и стать популярным ничего не стоит. По сути, попа, несколько раз показанная по телевидению, тоже станет популярной. Самое главное - зарабатывать эту славу достойно, чтобы соответствовать.
Сейчас Фотий вместе с другими участниками «Голоса» готовится к туру по всей стране. Батюшка будет давать и сольные концерты. Так, билеты в Калуге на его мартовское выступление разбирают, как горячие пирожки. На что монах потратит деньги, он так и не смог сказать. Заявив, что это не такие уж большие средства. Когда мы подошли к храму, к нам подбежала женщина.
- Отец Фотий, можно с вами сфотографироваться? Когда скажу своим в деревне, что видела вас, никто не поверит!
После фотосессии на монаха буквально налетели паломницы, прося о благословении. Не глядя на них, стараясь пробраться сквозь толпу, Фотий выполнил их просьбу и скрылся. Послушание батюшки – пение на клиросе в хоре. В остальное время он практически всегда онлайн.
Фото: Светлана ТАРАСОВА и с личной страницы Фотия «ВКонтакте».
Секрет в том, что Фотий Мочалов, Periscope которого часто попадает в top, стал участником абсолютно мирского телепроекта –музыкального шоу «Голос». И – более того – он победил. Это довольно сильно поразило общественность.
Вообще иеромонах – очень талантливый человек. Он не только хорошо поет и является регентом монастырского хора, но и занимается версткой в церковном издательстве, проявил себя в компьютерном дизайне, видеомонтаже, фотографии, трансляциях в «Перископе». Отлично владеет иностранными языками.
Батюшка онлайн: Fotij Mochalov
«Перископ» - активно развивающаяся соц сеть. И этот современный священник просто не мог обойти её мимо. Ведь «живые» видеотрансляции – прекрасный способ общения с поклонниками и прихожанами. То, что страница действительно популярна, подтверждается не только запросами вроде «Иеромонах Фотий в Перископе, смотреть все выпуски», но и количеством подписчиков и сердечек. У иеромонаха уже около 8 тысяч подписчиков, а это больше, чем у многих деятелей шоу-бизнеса, которые не гнушаются самым некрасивым и аморальным пиаром. Часто попадая в топ «Перископ», Фотий Молчанов, тем не менее, всегда скромен и сдержан на видео. Такое поведение импонирует адекватным зрителям: все ролики, включая последний, вместе набрали уже почти 800 тысяч сердечек.
Смотреть «Перископ» отца Фотия можно как со смартфона, так и на компьютере (более подробные инструкции читайте на нашем сайте). Через поиск в приложении найти канал можно, вбив никнейм – photy. Прямая ссылка для владельцев ПК: www-periscope-tv/photy (вместо дефисов нужно поставить точки).
О чем рассказывает иеромонах?
Священник проявляет себя в трансляциях как разносторонний человек. Всё-таки он – артист. А потому рассказывает о своих будущих концертах, выступлениях, делится впечатлениями о прошедших. К примеру, о том, как эмоции остались у него после выступления в Перми. На его канале можно посмотреть и онлайн-видео с кровати с болтовней на разные вопросы, и вполне серьёзные трансляции с ответами от отца Фотия на вопросы интересующихся религией людей.
Перископ-страницы популярных людей почти всегда содержат в себе интересный контент. Они позволяют взглянуть на жизнь звезд с другой стороны. Обо многих таких аккаунтах можно прочесть на сайте pro-periscope-ru.
Аккаунт: photymochalov
Род занятий: священник, музыкант
Несмотря на свой сан, Фотий Мочалов Инстаграм ведет регулярно, выкладывая фото всего, что его восхищает.
Инстаграм Фотия Мочалова отличается сдержанностью и простотой, в которых раскрывается душа священнослужителя.
Он выкладывает свои фото в обыденной жизни, в поездках и на выступлениях. На всех фото Фотий выглядит очень спокойно и серьезно, как и подобает человеку с его родом
деятельности.
Встречаются в его аккаунте и афиши его будущих выступлений, фото с концертов и репетиций.
Делится священнослужитель и фото со встреч с известными людьми в рамках участия в различных телепередачах, встречах с благотворительными фондами и т. д.
Но все же, большую часть аккаунта занимают фото природы России и других стран, в которых удалось побывать священнику. Среди них часто встречаются пейзажи с церквями и храмами, поля и цветы.
Фотий Мочалов фото из Инстаграм которого очень умиротворяют, не всегда подписывает фото, но иногда использует смайлы.
Биография Фотия Мочалова
Стоит отметить, что Фотий Мочалов биография которого стала очень интересна в свете последних событий, вырос в нерелигиозной семье. Желание связать свою жизнь с религией пришло уже позже.
Фотий Мочалов появился на свет в 1985 году, в Нижнем Новгороде. Надо отметить, что в миру его имя звучит, как Виталий.
Уже с детства мальчик мечтал стать композитором, увлекался музыкой, играл на фортепиано. После школы Фотий поступил в музыкальное училище.
- 2001 - прервал обучение в училище, так как переехал с родителями в Германию, где играл на органе на службах в соборах, давал концерты.
- 2005 - вернулся в Россию, решив посвятить себя монашеской жизни. Продолжал заниматься развитием своего голоса под руководством опытных наставников.
- 2010 – принял постриг в монахи.
- 2013 - получил сан иеромонаха. Тогда же решил принять участие в шоу «Голос», но за благословением на участие не обратился.
- 2015 - снова подал заявку, после чего сам Первый канал попросил разрешения у митрополита на участие отца Фотия в конкурсе. Священник выиграл конкурс и получил многочисленные поздравления.
- 2016 - стало известно, что священноначалие не позволило отцу Фотию продолжать официальную концертную деятельность.
Биография Фотия Мочалова очень необычна, так как этот человек совместил строгую жизнь монаха и мирское выступление на конкурсе. На первый взгляд, это кажется невозможным и даже странным, но Фотий доказал обратное, выиграв конкурс.
Иеромонах Фотий – монах, регент монастырского хора, победитель телевизионного шоу и единственный священнослужитель России, который получил популярность после участия в музыкальном телешоу. Монах щепетильно относится к подбору материала для исполнения. В репертуаре Фотия любимые слушателями русские романсы, классические эстрадные хиты прошлого века, арии из популярных опер, классика рока и признанные зарубежные хиты.
Детство и юность
Виталий Мочалов родился в Горьком (сейчас Нижний Новгород) 11 ноября 1985 года в нерелигиозной семье. В школьном возрасте посещал местную музыкальную школу, где учился вокалу и игре на фортепиано. Кроме того, мальчик пел в школьном хоре, часто солировал. С детства Мочалов мечтал стать композитором и писать музыку и песни. В подростковом возрасте, когда голос начал ломаться, Виталий посещал церковную школу, где также пел в хоре.
31 мая монах выступил в Пскове. Музыкант исполнил старинные романсы и хиты эстрады. 7 июня 2017 года состоялся сольный концерт певца в Москве, в «Крокус Сити Холле». Гостями Фотия стали коллеги по «Голосу» – , Рената Волкиевич. Позднее в интервью иеромонах упоминал о том, что впервые выступал перед таким количеством публики, что для него оказалось волнительно.
Иеромонах Фотий, который прославился на всю страну после того как занял первое место в телевизионном проекте "Голос", рассказал о жизни после шоу. Священнослужитель, на которого свалилось бремя славы пожаловался, что теперь поклонники донимаю его даже в монастыре. По словам Фотия, к нему приезжают незнакомые люди, которые жажду встречи.
ПО ТЕМЕ
"Я знаю, что у большинства людей ничего серьезного ко мне нет. Приехали паломники, хотят песню какую-то мне дать. Или попрошайки... Причем сначала по телефону такие люди никогда не говорят в открытую: "Дайте денег". Я уже выучил все их предлоги, тон. Сразу понимаю, когда дело нечисто. Я говорю им: "Подождите до вечерней службы" . А потом просто ухожу", – цитирует иеромонаха "Собеседник" .
Победитель проекта "Голос" подчеркивает, что среди поклонников есть настолько настойчивые фанаты, которые пытаются достучаться до него через маму. Они узнают вкусовые предпочтения Фотия, а потом подкармливаю его сыром или грибами .
"Если сюда люди попадают, то непременно хотят со мной увидеться. Некоторые даже связываются через Германию – через маму , которая там живет. Спрашивают у нее сначала, что отцу Фотию привезти. Она им рассказывает, что я люблю – сыр там или белые грибы", – поделился победитель "Голоса".
Также Фотий рассказал как изменилась его жизнь после неожиданной славы. "Я всего два с половиной года священник. Постоянного контакта с прихожанами пока нет. Исповедующим меня ставят редко. К тому же я еще достаточно молод и неопытен. Поэтому либо пою, либо служу. Но не каждый день. Сил не хватает. В связи с новым, как вы говорите, "звездным" статусом чувствую некоторое угнетение. И так тут в монастыре несвобода , а еще все тебя хотят, куда-то там приглашают... На интервью, на съемки, на концерт", – пояснил Священнослужитель.