Особенности формирования классного коллектива в начальной школе. Доклад "Формирование и развитие классного коллектива"

Формирование классного коллектива.

Классное руководство в 5 классе заставило обратить внимание на эту тему, т.к. вроде и костяк класса сформирован, но туда влились новые дети и для меня этот класс тоже совсем новый. При работе с этим классом в начале возникли такие вопросы: « Сможем ли мы найти общий язык с друг другом? Могут ли они быть дружными, сплочёнными? Какие они? и ещё много других. ведь этих детей знала только по отдельным наблюдениям и со слов учителей.

Формирование классного коллектива процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе развиваются у человека общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности. В ученическом коллективе развивается личность, способная творчески и самостоятельно решать возникающие проблемы; воспитываются интеллектуалы, творцы, организаторы, предприимчивые люди, лидеры, способные вести за собой других.

Практически каждый учитель стремится к созданию в классе благоприятной атмосферы. Однако не всем удается построить такие отношения в классе, так как иногда у педагога отсутствует целостное и детальное представление о характере, направлениях и способах совместной жизнедеятельности членов классного коллектива. Классному руководителю следует определить, какой вид или направление совместной деятельности может стать приоритетным в жизнедеятельности класса. Выбор приоритетного вида деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, особенностей воспитательной работы предыдущего классного руководителя, типа учебного заведения.

Главная воспитательная задача руководителя класса - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником – для учителя он должен быть яркой, индивидуальной школьной личностью, и в школе его место для самовыражения и самореализации. Классный руководитель - профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.

В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством,; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);

«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);

«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся;

«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

Классному руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском коллективе. Необходимо, чтобы в формируемых представлениях о будущем класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения личности каждого ребенка.

Сплочение коллектива реализуется через ученическое самоуправление. В органы самоуправления должен быть внесён и классный руководитель, так как является членом коллектива. Он также имеет свои обязанности, права, проявляет свою активность, творчество. Развитие навыков самоуправления может осуществляться через систему чередования творческих поручений, которые согласуются с основными видами воспитательной деятельности. С первых дней учёбы все ребята получили общественные поручения. Эти поручения навязала сама, но некоторые дети выполняют их ответственно. Ирина например, ответственная за календарь природы не забывает о нём, Владик ответственный за дежурство тоже ответственный. Остальные дети ещё не заинтересованы в выполнении своих обязанностей. В классе нет положительного лидера который мог бы за собой вести класс.

Считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому с этой четверти произойдет смена общественных поручений, опираясь на желания и возможности детей, в конце года будет видно какой результат.

Среди задач в работе с классом, направленных на формирование коллектива выделяю следующие:

    укрепление классного содружества, главными ценностями которого являются дружба и взаимопомощь;

    создание условий для интеллектуального, нравственного и культурного воспитания учащихся;

    оказание помощи ребёнку в раскрытии его индивидуальности;

    создание атмосферы доверия, оказание помощи в преодолении чувства страха, неуверенности в себе.

Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для выявления различных характеристик детского коллектива можно использовать следующие методики.

Социометрия

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 3. у тебя есть возможность сформировать команду для весёлых стартов из одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?

Фотография класса

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, я обращаю внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Урок физкультуры

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование - учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут, по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включённости в жизнь класса.

«Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек - 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

«Круги на воде»

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

«Продолжи»

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это...

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это

8. Ребята, которые мне неприятны, это...

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

Особенности возраста учащихся класса;

Степень сформированности детского коллектива;

Особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

Степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

2.. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Часто класс сравнивают с маленьким оркестром, в котором каждый играет на своём инструменте, каждый имеет свою партию. От того, насколько профессионально классный руководитель исполнит свою роль дирижёра, зависит слаженность работы ученического коллектива и успех. Необходимо быть наблюдательными и внимательными к особенностям характера и поведения учащегося. изучать его как личность, преумножать его достоинства и работать над его недостатками. Будучи классным руководителем пятого класса, считаю особенно важным, создание такого классного коллектива, в котором каждый ученик сможет реализовать себя как личность. Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

Слайд 2

Цель программы: Создание максимально благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого члена в конкретных делах и поступках в контексте с традициями и духовной культурой чувашского народа.

Слайд 3

ЗАДАЧИ Создание эмоционально-насыщенной деятельности, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками. Определение общей стратегии развития коллектива, его функционирования, безболезненный переход от одной ступени развития к другой Формирование целостного восприятия родителями общественной деятельности детей (стереотип нужности, необходимости) Развитие активности и инициативности, организаторских навыков самих учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе. Воспитание гражданина своего Отечества, Республики, края на традициях чувашского народа в контексте с его духовной культурой

Слайд 4

Принцип открытости Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом. Принцип привлекательности Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела. Принцип деятельности Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе. Принцип свободы участия Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Принцип обратной связи Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Принцип сотворчества В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество. Принцип успешности И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру. Принципы:

Слайд 5

В основе программы воспитательной работы с детским коллективом «От творческой личности к творческому коллективу» лежит КТД. Что значит КТД? Это: ДЕЛО, так как оно несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге; КОЛЛЕКТИВНОЕ ДЕЛО, так как осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей, то есть является общей заботой; ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО, так как предполагает непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща. Какие бывают КТД? Познавательные (защита проектов, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков, устный журнал,). Трудовые (трудовой десант, Мастерская Деда Мороза, «Снежная сказка»(фигурки из снега). Художественные (участие в конкурсах, праздниках Из каких же основных компонентов состоит методика КТД? Стратегия ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ об улучшении окружающей жизни + Тактика СОДРУЖЕСТВА старших и младших = Методика коллективной творческой деятельности Основа программы

Слайд 6

Основные направления Первая ступень школьной детской организации «Ростки Яковлева» работает по программе «Человек – главное чудо на свете». Исходя из этой деятельности, свою работу с классным коллективом ориентировала на следующие направления: «Здоровье», «Общение», «Нравственность. Духовность», «Досуг», «Семья», «Учёба. Интеллект», «Гражданин», «Самоуправление». I «Здоровье» Цель работы: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения. Задачи работы: знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья; формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Формы работы: спортивные соревнования, конкурсы, спартакиады, марафоны, эстафеты в классе, между классами; спортивные конкурсы и викторины, тематические классные часы, связанные со спортивной тематикой; тематические родительские собрания, совместно с педагогами и медицинскими работниками по вопросу сохранению здоровья учащихся класса; беседы, дискуссии; походы в лес, туристические походы, дниздоровья.

Слайд 7

II «Общение» Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений. Задачи: формировать у учащихся культуру общения в системе «Учитель - ученик», «Ученик - ученик», «Взрослый - ребёнок»; знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных поколений, разных стран. Формы работы: тематические классные часы, игры и тренинги по проблеме общение; тренинги общения учащихся и их родителей; тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей; самопрезентации и самопредставления; праздники, конкурсы, дискуссии

Слайд 8

III «Нравственность. Духовность» Цель работы:обучение пониманию смысла человеческой жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи работы: развитие желания знать, понимать и действовать в соответствии с полученными нравственными знаниями в реальных жизненных ситуациях; развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самоусовершенствования; формирование положительного отношения к традициям и обычаям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Формы работы: тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; посещение театров и кинотеатров с последующим обсуждением; экскурсии, знакомства с историческими и памятными местами села, района, Чувашской Республики и России; дискуссии по нравственной тематике; поисковая работа; шефская работа в детских садах и начальных классах нашей школы; изучение нравственного наследия писателей и поэтов Чувашии и нашей страны; праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, родителям, сюрпризные моменты, конкурсы.

Слайд 9

IV «Досуг» Цель деятельности:создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности. Задачи работы: создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время; использование нетрадиционных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся; изучение интересов и потребностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности; проведение консультаций учащихся по выбору кружка, клуба, секции; постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности перед родителями, педагогами, одноклассниками и сверстниками; развитие у детей способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к достижениям других; использование активных форм внеклассной работы с учётом возрастных особенностей учащихся. Формы работы: проведение вечеров, конкурсов, викторин, утренников и так далее в классе и активное участие в общешкольных мероприятиях; празднование памятных дат жизни учащихся; празднование памятных дат календаря; посещение театров, музеев, выставок; фестивали, презентации.

Слайд 10

V « Семья» Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи работы: организация и совместное проведение досуга детей и родителей; организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и бесед; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно воспитательного процесса учащихся, педагогов и родителей; организация и просвещение родителей по вопросам воспитания детей и использования активных форм деятельности; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель». Формы работы: тематические классные часы; праздники общения семей, спортивные состязания, конкурсы тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации; беседы с детьми и родителями; походы, экскурсии, викторины; дни открытых дверей, дни творчества. Работа с родителями 1. Помощь родителей в подготовке класса к новому учебному году (июнь, август). 2. Помощь родителей в подготовке и проведении всех классных и школьных мероприятий. - Праздник Первого Звонка (1 сентября) - Осенний бал (октябрь) - День Матери (ноябрь) - Новый год (декабрь) - Семейный вечер (март) - Турслёт (май) 3. Посещение родительских собраний (в месяц 1 раз) 4. Заседание родительского комитета (в четверть 1 раз) 5. Поездка в г. Чебоксары в кукольный театр (январь) 6. Участие родителей в утеплении окон (октябрь) 7. Участие родителей в турслёте (май)

Слайд 11

VI Учёба. Интеллект Цель деятельности:оказание помощи ученикам в развитии учебных способностей, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения. Задачи работы: определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования умственных способностей. 1 класс. НОТ - научная организация труда. Правила учебного труда. Нормы учебно-познавательной деятельности. Режимные моменты школьника. Береги книгу! Твои учебные принадлежности. Путешествия-игры: в Книжкину страну. Мир профессий. Город мастеров. Учение и труд всё перетрут. 2 класс. Школа для учащихся – школа радости и успеха. Школа – дом знаний. Помогай по каждому предмету. Динамика навыков чтения, счёта, скорости письма. Твои учебные принадлежности. Мой дневник – моя гордость. Мои успехи в школе. Мой наставник. О самостоятельности. 3 класс. Активизация процесса познания. Исследовательское творчество учащихся. Путь совершенствования способностей детей. Самоконтроль. Что это? Кто не обходится без контроля? Самостоятельное чтение. Умею самостоятельно добывать знания из разных источников. Индивидуальные задания по выбору. Освобождать от домашних заданий? Дифференцированные задания способным ученикам. 4 класс. Логика, мышление, способности, интерес к познанию. Инициатива. Суждения, умозаключения. Воля и привычка. Чувства и эмоции. Благоприятные условия для самоуправляемого учения. Гигиена умственного труда. Оценка своих возможностей. Знакомство со словарями, с научно-познавательной литературой, справочным материалом. Монолог. Диалог – средство развития мыслительной деятельности.

Слайд 12

VII «Гражданин» Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям чувашского народа. Задачи: 1. Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования. 2. Воспитание нравственных ценностей: гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. 3. Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия. 4. Воспитание доброжелательного отношения к людям, дисциплинированности и культурного поведения. 5. Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела. 6. Ориентирование в системе нравственных ценностей на положительные примеры. Формы работы: - тематические классные часы; - встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка; - конкурсы, викторины «Я – гражданин России»; - читательские конференции.

Слайд 13

Коллективная деятельность невозможна без включения самих детей в ее организацию. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление класса. 1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса. 2. Классные собрания. 3. Организация дежурства по классу. 4. Организация дежурства по школе. 5. Работа с активом: “Оказание помощи отстающим и слабым детям”. 6. Контроль за посещаемостью. 7. Посещение на дому больных детей. 8. Контроль за поведением. 9. Работа с активом класса по подготовке внеклассных мероприятий. 10. Заседания актива “О выполнении поручений”. 11. Операция “Живи, книга!” 12. Выпуск школьных стенгазет. 13. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса. 14. Классные собрания. 15. Изучение локальных нормативных документов

Слайд 14

1.Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия. 2.Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способна», «я значу». 3.Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним целей и задач, независимо от их желаний и притязаний родителей, мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов. 4.Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений. Промежуточные результаты Предполагаемые результаты

Слайд 15

2009 -2010 учебный год - на уровне республики: «ВОВ глазами детей» - Данилова А., Иванов Д., Николаев Д, Семёнова А, Уткина Е. –сертификат участника, Уткина Е. – 1 место Работа Уткиной Е. отправлена на всероссийский конкурс. «Зелёная планета глазами детей» - Данилова А., Иванов Д., Иванов К., Мефодьев М., Павлов Д., Уткина Е. – сертификат участника. Данилова А.- 2 место «Дорога к звёздам» - Данилова А., Иванов К., Мефодьев М. 2010 – 2011 учебныйгод «Дерево Земли, на которой мы живём» - Данилова Амалия - Лауреат конкурса рисунков«Чувашия – биорегион» Данилова Амалия - Лауреат конкурса проектов Конкурс технического творчества «Юный техник» - Иванов Даниил - 3 место Конкурс художественного творчества по пожарной безопасности - Иванов Даниил Всероссийский конкурс художественных коллективов«Светлячок» Аркадьев И., Васильева В., Голубева Д., Мефодьев М., Михайлова К., Петрова Д. - Гран При Наши достижения

Слайд 16

Мониторинг и анализ результатов Уровень активности учащихся во внеклассных мероприятиях

Слайд 17

1 этап - Изучение классного коллектива а) Анкетирование. 1. Социометрия. 2. Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе. б) Исследование. Диагностика Направления диагностики: Изучение индивидуальных особенностей личности ученика. Изучение межличностных отношений. Формы диагностики: - анкетирование; - тестирование; - наблюдения; - беседы. 2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования. 3 этап – обобщение опыта На этом этапе проводится итог деятельности педагога и классного коллектива по реализации программы. Этапы реализации программы

Слайд 18

Риски: данная программа не заинтересует коллектив родители будут против участия в программе Стратегии: Cоздание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка Привлечение родителей к управлению воспитательным процессом в рамках класса Создание условий для эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон Формирование навыка планирования и анализа собственной деятельности (ученики) Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов) Развитие социальных навыков (все группы участников) - чтобы ребёнок не терял веры в свои силы; - не стеснялся сомневаться; - не чувствовал, что у него что-то не получается; - отстаивал своё мнение, - чтобы ребёнок свободно размышлял вслух; чтобы думал, анализировал, доказывал, спорил. Риски и стратегии

Слайд 19

Организация работы детского коллектива, безболезненно прошедшего все 4 ступени развития «Человек – главное чудо на свете»способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании I школьной ступени в общешкольном коллективе школы. Формирование детского коллектива, эмоционально насыщенного общественно-полезной деятельностью на пользу и радость людям, способного эффективно использовать формы проведения КТД в конкретных условиях с конкретными детьми. Привлечение активного и инициативного детского коллектива – организатора всех КТД, имеющего образовательную и воспитательную силу по формированию ученического самоуправления в своём коллективе. Воспитание детского коллектива, каждый член которого считает себя достойным гражданином своего Отечества, республики, края, бережно хранящим традиции своего народа в контексте с его духовной культурой. Ожидаемые результаты

Слайд 20

Что ты, учитель, хочешь, когда каждый день подходишь к порогу школы? Вот уже шагнул на первую ступеньку входной лестницы, услышал знакомый гул голосов, смеха и остановился... Чего я хочу от грядущего дня? Хочу быть понятой, прежде всего моими учениками. Хочу понимать каждого из них в нашей совместной деятельности. Успеха хочу в каждом уроке, в занятии кружка, репетиции к празднику, во внеклассной работе. Хочу доброго взгляда, смеха, ребячьего юмора. Хочу отдать все, что для сегодняшнего дня накоплено, приготовлено, задумано. «Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка – Всё начинается с любви…» Р. Рождественский

Посмотреть все слайды

Этап формирования коллектива 1."Песчаная россыпь"

Основной движущей силой человека в новой ситуации является его потребность в ориентации. Ребенок, попадая в новый коллектив, стремится понять: что здесь будут происходить и как? Не опасно ли это для меня? С кем можно дружить? Добрый ли человек учитель? Что здесь интересного?

Учащийся пытается почерпнуть информацию о новой ситуации в выражении лица классного руководителя, в оформлении школы, в выступлениях на праздничной линейке 1 сентября, в текстах объявлений, кадрах фото- и видеоархива. Без внутреннего осмысления имеющейся в его распоряжении информации ребенку сложно сориентироваться и выбрать модель поведения в новых условиях.

В новой ситуации учащийся испытывает "информационный голод", и задача классного руководителя – удовлетворение этой потребности.

Цель этапа : создать условия для ориентации в новом коллективе.

В числе основных задач выделяем следующие:

1. Удовлетворить потребность учащихся и их родителей в информации о нормах, требованиях, режиме, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива, о педагогической позиции классного руководителя. 2. Изучить индивидуально-личностные особенности учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. 3. Создать привлекательный образ "носителей ценностей" данного коллектива (классного руководителя, педагогов, старшеклассников)

Роль классного руководителя на этом этапе – источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.

По каким показателям можно будет судить о завершении этапа:

– учащиеся и их родители знают к кому в школе, в классе можно обратиться и по какому вопросу; – классный руководитель имеет достаточную первичную информацию о каждом учащемся, его родителях, чтобы действовать тактично, осознанно, имеет возможность выделить проблемы в первом приближении; – наблюдается комфортность самочувствия у большинства учащихся; – прослеживается рост интереса и активности учащихся, родителей, педагогов в изучении новой ситуации взаимодействия.

В числе форм деятельности, в процессе которых проходит первая встреча классного руководителя со своим классом мы выделяем "Контрольный сбор ", который обычно проводится в школах в конце августа. От его четкости и организованности во многом зависит успешность I этапа.

Подготовка : Готовность педагога четко и конкретно ответить на все организационные вопросы детей и взрослых.

Процесс: 1. Не позднее, чем за 20 минут до начала кабинет открыт. На каждом стуле лежит бейдж, фломастер. Звучит тихая музыка. Классный руководитель (с бейджем, где написаны крупно имя, фамилия, отчество) встречает входящих, отмечая в списке класса, предлагает написать имя, фамилию на бейдже и прикрепить его. Может быть использован прием "торжественное вручение бейджа", если классный руководитель их заранее оформил.

2. В назначенное время классный руководитель приветствует собравшихся, называет цель контрольного сбора, процесс работы и предполагаемое время.

3. Далее во вступительном слове классный руководитель может сказать, что отныне учащиеся, родители, классный руководитель – это один коллектив, а процесс рождения коллектива начинается со знакомства. Отметив, что процесс знакомства будет продолжаться, углубляться, классный руководитель предлагает каждому представиться. Начинает с себя, отчетливо называет фамилию, имя, отчество, краткую информацию о себе.

Еще одна возможная форма – выпуск стенгазеты "Портрет класса" – это одновременно и возможность первичного знакомства, и форма диагностики индивидуальных особенностей учащихся.

Подготовка : Заранее один из листов ватмана оформляется названием – "Портрет класса", из цветной или белой бумага делаются заготовки (можно непрямоугольной формы) – ¼ листа формата А4 по количеству человек, включая классного руководителя.

Процесс работы : 1. Классный руководитель предлагает цель, выслушивает добавления, возражения, корректирует и еще раз оглашает цель и обозначает дальнейший порядок работы. 2. Учащиеся делятся на микрогруппы. Микрогруппа располагается за столом, на каждом столе – необходимые материалы в достаточном количестве. 3. Предлагается, поработав 10 минут в микрогруппе, придумать и оформить вопрос, который хотелось бы задать каждому в классе. (Каждой микрогруппе дается бумага "своего" цвета). Время – 7 минут. 4. Классный руководитель предоставляет слово каждой микрогруппе – вопрос зачитывается и приклеивается на ватман – заготовку газеты. Когда все вопросы приклеены, классный руководитель обращает внимание, что на эти вопросы хотелось бы получить вопросы на II этапе работы. 5. Каждый учащийся получает заготовку (которая может быть вырезана в форме кленового листа, звезды и т.д.). Предлагается создать автопортрет (написать, нарисовать, использовать вырезки из газет и журналов), при этом постараться, чтобы прозвучали ответы на вопросы, заданные на 1 этапе работы. Время на работу – 15 минут. 6. Тем, кто завершил работу предлагается приклеить автопортрет на ватман – заготовку газеты "Портрет группы". 7. Подведение итогов: Классный руководитель просит всех подойти к газете и предлагает высказаться желающим: "Что было самым интересным, привлекательным в процессе работы? Где мы могли бы расположить нашу газету? Почему именно там?" 8. Вопросы для самоанализа классного руководителя: – Насколько подробно удалось представить в газете информацию о каждом? – Какие особенности класса выделяются после изучения автопортретов?

Этап 2. Мягкая глина

Особенность этого этапа заключается в том, что учащиеся, осознав в общих чертах нормы и требования данного сообщества, стремятся определить для себя возможность в выборе стратегии и тактики поведения и стиля отношений с окружающими. При этом у ребенка уже имеется образ поведения, который от него ожидают в данной ситуации "старожилы сообщества" – педагоги, старшеклассники. В этом случае очень важным является процесс обсуждения и коллективного определения перспектив жизни класса. В процессе обсуждения каждый ребенок имеет возможность предложить свой вариант перспектив и путей движения к ним. Учащиеся уже поняли, что ценится в школе, "как принято", в чем смысл традиций, какие дела обязательно состоятся. Но при этом у них возникает вопрос: а будет ли происходить то, что мне важно? Смогу ли я проявить и реализовать свой интерес? Не стану ли "белой вороной"?

Очень важно на этом этапе предоставить возможность высказаться каждому, поскольку это обеспечивает включение в процесс выработки общего решения и создает благоприятную атмосферу. Обсуждение перспектив жизни необходимо соединять во-первых, с планированием ближайших и дальних дел (что создает зримые "линии развития") с непременным распределением ответственности; во-вторых, с выработкой и утверждением законов, правил жизни в данном коллективе.

Если классный руководитель на этом этапе просто жестко предъявляет требования, объявляет нормы коллективной жизни, не организуя обсуждение, то есть вероятность, что эти нормы и требования все же будут обсуждаться учащимися, но – стихийно, в оппозиционно – негативном ключе, без многостороннего осмысления. Приобщения к этим нормам не происходит. Таким образом, очень важно на этом этапе не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.

На этом этапе у ребят ещё нет навыков совместной деятельности, поэтому, если возникает обсуждение, дискуссия – она может превратиться в общий крик, гвалт; если начинается подготовка к делу – она может остановиться на полдороги, оттого, что "он не хочет, а почему я должен…", "мы не смогли ничего придумать…" и так далее. Необходимо, чтоб классный руководитель на этом этапе мог продемонстрировать эффективное поведение: как необходимо действовать, чтобы достичь результат. Возникает необходимость неустанно обучать ребят – как сообща думать и придумывать, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить силы и время, учитывая при этом особенности и умения каждого.

Для классного руководителя это непростой процесс, требующий времени и душевных сил, но все затраты с лихвой окупятся продуктивным развитием коллектива, самостоятельностью и четкостью организации класса в последующие годы.

Цель этапа : Обеспечить организационное единство класса.

Задачи: 1. Реализовать процесс углубления знакомства. 2. Организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по разработке и определению общих целей, задач, принципов (законов) жизни, режима и перспектив деятельности. 3. Учить каждого учащегося логике коллективной творческой деятельности, проводя через работу в совете дела. 4. Обеспечить закрепление "условного рефлекса" на режимные моменты жизни класса, школы, место встреч классного коллектива, выработанные совместно требования и нормы жизни. 5. Учить навыкам "хорошего слушания"

Роль классного руководителя на этапе "Мягкая глина" – лучший слушатель, "штурман" в совете дела, организатор, правоохранитель.

В числе форм, направленных на решение задач этого этапа можно выделить следующие:

– Классное собрание "Я, ты, мы"; – Вечер знакомства и "огонек" "Расскажи мне о себе"; – Эстафета любимых увлечений; – Тематический классный час "Умеешь ли ты слушать?"; – Школа творческих дел; – Тренинг организаторских умений "Совместимость и сработанность"; – Первое родительское собрание.

Этап 3. "Мерцающий маяк"

Учащиеся в группе данного уровня развития получив информацию и сориентировавшись в новой для себя ситуации, определяют и реализуют стратегию и тактику своего поведения. Выяснив требования данного коллектива, одни учащиеся удовлетворены и готовы в соответствии с ними действовать; другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их наличным, реально действующим потребностям, интересам. В этот период нет той доминирующей потребности, которая определила бы стремления всех членов коллектива. Однако имеются такие потребности, интересы, которые объединяют детей в отдельные группы внутри коллектива, т.е. происходит групповая дифференциация по однозначным мотивам, интересам, ценностям. При этом исследователями подмечено, что группы или отдельные члены могут находиться в скрытом напряжении между собой.

На этом этапе развития коллектива могут возникать напряжения и даже конфликтные ситуации между разными группами учащихся: девочками и мальчиками, физически сильными и слабыми, разного статуса и социального положения. Педагогу еще сложно апеллировать к общественному мнению– оно еще в стадии становления, есть актив, группа людей, которые ориентированы на коллективные цели, нормы и ценностные ориентиры, определенные на предыдущем этапе, но есть и группы с иной направленностью, стремящиеся удовлетворить узколичностные интересы, есть отчетливо выраженный " пассив", "болото".

Жизнь класса на этом уровне развития разнообразна, класс в целом активно включается в деятельность и способен достигать высоких результатов. Но вот какой ценой? Работа коллектива в целом отличается неритмичностью, повышенным эмоциональным напряжением, предельными усилиями части коллектива при бездеятельности другой, недостаточной оптимальностью в выборе путей достижения цели, разным характером удовлетворенности групповой деятельностью.

Для управления развитием коллектива на этом этапе педагогу необходимо изучать и владеть информацией: – каковы взаимоотношения между группировками; – есть ли в классе группировки, настроенные против педагогических требований; – что представляют собой члены официально действующего (то есть выборного) актива; – является ли выборный актив реальным активом (то есть, определяющим нормы и ценности коллектива).

Одно из условий дальнейшего успешного развития коллектива – обеспечение такого разнообразия видов и форм деятельности, которое бы позволило группировкам, ориентированным на общечеловеческие ценности в наибольшей степени, стать самыми авторитетными в классе, то есть добиться совпадения двух видов иерархий.

На этом этапе очень важно создать в коллективе понимание того, что успех деятельности зависит от усилий каждого, от степени "весомости вклада". А, в свою очередь, каждый учащийся действует тем активнее, целенаправленнее, чем более комфортно его самочувствие в коллективе, чем более прочувствовано ощущение необходимости, личной значимости, востребованности. Классному руководителю необходимо поставить результат деятельности в зависимость от усилий всех членов коллектива, причем, в процессе коллективного анализа обязательно обеспечить "наглядность" этой взаимосвязи.

Цель этапа: Формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи: 1. Реализовать мониторинг комфортности самочувствия каждого участника деятельности и динамики межличностных, межгрупповых взаимоотношений. 2. Обеспечить взаимозависимость результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива. 3. Создать возможность для переживания состояния неудовлетворенности разобщенностью, недостаточным единством и приобретения опыта коллективных переживаний. 4. Обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся и группировок с позитивными ценностями. 5. Учить методам анализа и самоанализа происходящего. 6. Обеспечить возможность высказывания и совместного обсуждения любого мнения, любой точки зрения.

Роль классного руководителя на этом этапе – "теневой" педагогический центр, "резонанс самочувствия", наблюдатель, человек, стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, "выходить" на всех лично, а чаще работает через официальный актив, неформальных лидеров. Значительная доля времени, наряду с коллективной деятельностью, уделяется индивидуальной работе, созданию специальных ситуаций для конкретных учащихся. Целенаправленное конструирование различных педагогических ситуаций позволяет классному руководителю поддержать индивидуальное многообразие, что, несомненно, обогащает коллектив.

В числе форм , позволяющих реализовать задачи этапа можно выделить следующие: Игра "Кораблекрушение" Тематический классный час "Портрет одноклассника" Диспут – клуб "Я и мой класс" Телемост учащихся и родителей "От чего зависит успех?" Арбузник Игра "Успех приносит каждый" Диалогово-диагностическая методика "Я в школе" Анкета "Итоги года" и групповая консультация по её результатам Праздник "День рождения класса" Выездная экскурсия

Этап 4. "Алый парус"

Особенность этапа – ощущение ребенком защищенности и уверенности в своем классе, ощущение "поймут и оценят", переживание чувства гордости за свой коллектив.

Учащиеся испытывают потребность нести свои печали и радости в класс, делиться ими, обсуждать и искать сообща оптимальный вариант поведения и отношений. Человек испытывает потребность переживать значимые события своей жизни вместе с данным коллективом. Причем, интимно – личное общение подчас выходит за рамки своей, сложившейся микрогруппы или дружеской пары – учащийся чаще и чаще обнаруживает в своем классе людей, с которыми интересно. Человек на этом этапе развития группы "открывает" для себя знакомых людей с новой стороны, видит их как бы через увеличительное стекло.

На этом этапе значимо мнение коллектива в целом, поэтому класс может выступать мощным инструментом самосовершенствования каждого. Мнения об учащемся, высказываемые в классе, имеют для него значение именно потому, что это мнение подкреплено доброжелательным отношением, принятием, бережной заботой о самочувствии, стремлением понять и помочь, непрерывным интересом к изменениям в человеке. То есть, на этом уровне развития коллектива преобладает деловой, игровой, духовный уровни общения, что делает возможным углубленное саморазвитие каждого.

Цель этапа: Сформировать ценностно-ориентационное единство в процессе социально – значимой деятельности.

Задачи: 1.Организовать деятельность, где происходит активная самореализация имеющегося опыта учащихся класса на пользу школьного коллектива, младших классов. 2. Создавать ситуации, позволяющие "вывести из тени" и реализовать возможности учащихся, находящихся в позиции наблюдателя, зрителя. 3. Поддерживать всевозможные инициативы отдельных учащихся, микрогрупп. 4. Создавать периодически состояние несамодостаточности, некоторой неудовлетворенности полученными результатами деятельности, акцентируя внимание на самочувствии и настроении всех участников деятельности, в том числе взрослых, в том числе малознакомых. 5. Учить умению "оглядываться" в процессе деятельности – анализировать результаты и соотносить их с индивидуально – личностными затратами участников общего дела (время, силы, здоровья, настроение, отношение и т.д.) 6. Создавать ситуации углубленного самопознания и самоанализа, в том числе для осмысления "коллектив для меня" и " Я – коллективу"

Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, "лакмусовая бумага" состояния (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных людей и групп, создает ситуации для их обсуждения и коррекции), " дискуссионный центр" (обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).

В числе основных форм этапа "Алый парус" выделяются: – Психолого-педагогический тренинг – Вечер песни и поэзии – Ролевая дискуссия – Педагогический десант (работа профильных групп с младшими учащимися) – Саморазвивающая игра "Родительское собрание" – Эстафета "Соседи" – Тематический классный час "Человек – система открытая" – Продуктивная игра "Традиции и легенды нашей школы, класса" – Защита проектов "Будущее начинается сегодня"

Для тренинга навыков общения можно использовать упражнения, предлагаемые Н.П.Аникевой, комбинируя их в необходимом порядке. 1. Проигрывание известных сказок. 2. 3ащита фантастических проектов. Добровольцам предлагается придумать (самостоятельно или объединившись) проекты на определенные темы: проект жилого дома под водой; проект космического города; проект вездехода, способного двигаться в джунглях; проект марсохода и т.д. 3. "Ролевое обсуждение". Выбираются роли. Затем договариваются о предмете обсуждения. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу. Конечно, роли распределяются дифференцированно – одним полегче, другим – потруднее. 4. "Дискуссия-соревнование". Все участники разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяются критерии оценки выдвигаемых аргументов. Предметом дискуссии может быть серьезная или шуточная тема. Вести дискуссию в данном случае может и сам руководитель группы. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их.

Этап 5. Горящий факел

На этом этапе коллективом в целом и каждым учащимся осознаются не только цели, но и мотивы деятельности. Человек в коллективе этого уровня пытается решать "задачи на личностный смысл", отвечая на вопросы: что я могу? что я хочу? к чему я стремлюсь? Что во мне заложено от природы и что я пока не сумел реализовать? Как максимально проявить все свои возможности? То есть в коллективе подобного уровня человек получает максимальную возможность самоопределения. При этом коллектив непременно реагирует на те или иные шаги человека в пользу самоопределения, служит для человека объемным "зеркалом" его движения. "Внутриколлективные отношения характеризуются добровольным объединением усилий, проявлением товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения, ибо именно такая атмосфера способствует успеху коллективной работы" (О.С.Газман).

На этом этапе наиболее отчетливо можно пронаблюдать развитое самоуправление – как массовое порождение социально– ценных идей, коллективный поиск лучшего варианта жизненно важной задачи.

Учащиеся класса в любой ситуации, в любом составе способны в короткое время организовать такое обсуждение проблемы, где произойдет генерирование многочисленных идей (и каждая будет услышана). Отобрать наиболее ценные и реальные, распределить и организовать работу по их реализации, а затем и проанализировать как полученные результаты, так и процесс работы, и самочувствие каждого.

Коллективу этого уровня развития недостаточно успешности только внутриколлективных дел – у ребят, у коллектива в целом есть потребность в утверждении общечеловеческих ценностей в различных жизненных ситуациях, и поэтому особенностью и потребностью коллектива становится организация социально– значимых дел. Для этого коллектив не только непрерывно анализирует и совершенствует свои возможности, но и наблюдает, изучает, ведет поиск объектов общественной заботы.

Цель: Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности, направленной на достижение социально-значимого результата, в сотрудничестве с другими коллективами.

Задачи: 1. Организовать поиск "объектов общественной заботы" и реализовать дела для достижения позитивного результата, имеющего общественный смысл. 2. Поддерживать потребность каждого учащегося класса в самосовершенствовании. 3. Создавать условия для освоения учащимися класса навыков исследования социальных проблем 4. Обучать теоретическим и методическим основам педагогической деятельности.

Роль педагога на этом этапе можно определить как "нравственный камертон" (камертон – инструмент, по которому музыканты определяют чистоту звука). То есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие с нравственными ориентирами.

В числе форм , используемых на этапе "Горящий факел" можно выделить: – Суд над фактом (явлением) – Спектакль или театр миниатюр – Научно-практическая конференция – Философский стол – Рукописный журнал или альманах – Операция "Сюрприз" – Выпускной вечер – Тематический классный час "Эстафета поколений" – Итоговое родительское собрание – Игра– импровизация – Акция "Подарок школе", "Подарок городу"

В то же время подчеркну, что на этом этапе прежде всего имеет значение направленность дела: ради чего? Для кого? Что это дело улучшит в окружающей жизни?

"Публичные лекции"

Публичная лекция – лекция для школьной "публики" самого широкого круга. В школе этот круг очерчивается возрастом детей 1-го класса и юношества 11-го класса. Необычность данной формы состоит в разновозрастном характере слушателей лекции: здесь самые различные уровни знаний, интеллектуальной подготовки, познавательных интересов и отношений к процессу познания. - временное протяжение лекции: 15-20 минут, не более, то позволяет проводить публичную лекцию во время большой перемены. - высокой должна быть информационная насыщенность лекции, удерживающая внимание слушателей столь различной подготовки. - материал лекции должен содержать два-три ярких необычных примера, иллюстрирующих основные тезисы лекции. - лекция требует тщательно продуманного оформления и эстетического обставления влияющих на состояние и настроение слушателей: кафедра с настольной лампой для лектора как единственное яркое пятно в зале стягивает на себя внимание всей публики, сидящей в полутемном зале; афористическое изречение и т.д.

Тематика таких публичных лекций может быть самой разнообразной, от морально-этической до психологической. Публичная лекция – это всегда информация научного плана, обобщенного характера, философского порядка.

Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

08.10.2011 11:38

Методика изучения коллектива учебной группы В.Г. Максимова предназначена для изучения коллектива учебной группы. Основополагающий метод исследования: тестирование. Предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися школ, УО ПТО, ССО. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

1. Состав учебной группы 1. Возрастной состав. 2. Познавательный уровень, развитие учащихся. 3. Работоспособность и успеваемость. 4. Общественное лицо учебной группы. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся.

2.Сплоченность учебной группы 1. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся друг к другу, к делам коллектива. 2. склонность проводить время в учебном заведении и вне его, вместе развлекаться или совместно заниматься. 3. Дружба между юношами и девушками. 4. Защищают ли учащиеся членов своего коллектива вообще. 5. Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своей группы. 6. Есть ли в учебной группе круговая порука. 7. При проведении массовых мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.

3.Организованность учебной группы 1.Умение самостоятельно организовываться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально. 2.Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, перерыве, при выполнении различных дел). 3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц

4.Общественное мнение в учебной группе 1.Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют. Какие – осуждают. 2.Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение. 3.Есть ли расхождение между тем, что они говорят, что делают. 5. Критика и самокритика в учебной группе.

5.Характер товарищеских связей в коллективе 1.Что связывает учащихся: общее место жительства, место учебы, интересы, общая работа. 2.Где дружат учащиеся.- только в учебном заведении или вне его. 3.Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем выражается эта помощь. 4.Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки. 5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, имеющим физические недостатки.

6. Актив учебной группы 1. Состав актива. 2. Официальный (выборный) и фактический активы. 3. Имеет ли актив авторитет. 4. Выполняются ли распоряжения актива. 5. Как относятся активисты к товарищам по учебной группе. 6. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. 7. Живут ли активисты учебного заведения жизнью учебной группы, не отрываются ли от нее. Уважают ли их в учебной группе, пользуются ли они авторитетом в учебной группе.

7.Связь коллектива учебной группы с коллективом учреждения образования 1.Знают ли в учебной группе о том, что происходит в учебном заведении в целом и других группах. 2.вносят ли предложения об улучшении жизни учебного заведения. 3.Выполняются ли общественные поручения учебного заведения (постоянно, эпизодически). 4.Каков характер связей учащихся с другими учебными группами (соревнование, совместные дела). 5.Как учебная группа участвует в мероприятиях учебного заведения. 8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива учебной группы 1.Какие педагогические мероприятия следует провести в учебной группе в целях сплочения и организации коллектива. 2.Как использовать коллектив учебной группы для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.


Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов. Очень часто нам приходилось замечать: если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ценностные ориентации преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную жизненную и педагогическую позицию, то и учащиеся класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлечен туризмом, то и классной общности системообразующим видом деятельности становится туризм.


Классный руководитель –это: 1) «Контролер», обеспечивающий включение учащегося в учебно- воспитательный; 2) «Проводник по Стране знаний», создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться; 3) «Нравственный наставник», способствующий соблюдению учащимися норм и правил 4) «Носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности; 5) «Правозащитник», который способствует решению различных социальных проблем учащихся 6) «Товарищ», который помогает включиться в различные виды деятельности, 7) «Фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самосознании, самоопределении, самореализации (беседы, тренинги, игры, индивидуальная работа с учащимися).


Диагностика Система диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными ученикам. Школьный психолог здесь выступает в роли координатора и консультанта, а также отслеживает результаты работы и осуществляет необходимую коррекцию.


Содержание диагностики демографические данные об ученике и его семье; данные о здоровье и физическом развитии ребенка; познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления); эмоционально-волевая и потребностно- мотивационная сфера; направленность личности (интересы, отношения, ценности, я-концепция) поведение, поступки учащихся.




Педагогическая диагностика Педагогическая диагностика обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Функции: 1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания 2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем 3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников


Педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области: результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся; результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)


Корректирующая диагностика Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы.


Обобщающая диагностика В целях прогнозирования результатов воспитательной работы необходимо проводить обобщающую диагностику в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года.


Начальная диагностика Существует 3 основных варианта начальной диагностики: а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся; б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом; в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.


Для чего нужна начальная диагностика? Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определились воспитательные задачи, которые будут реализованы в учебной четверти или по году необходимо выявить уровень воспитанности каждого ученика.


При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором – классный руководитель изучает не только учеников, но и сам коллектив, как сложную, динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность классному руководителю провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.


Методы начальной диагностики Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью выявляю ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе. Пример диагностики ценностной ориентации учеников 5 класса. 1. Что тебе нравится в школе, что не нравится? 2. Кто побуждает тебя учиться лучше (мать, отец, бабушка, сам(а) хочу учиться) 3. Какое время дня для тебя приятнее (утро, день, вечер)? 4. По каким учебным предметам тебе не хочется заниматься? Почему?


Метод наблюдения Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а так же длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает мне возможность видеть ученика в естественных условиях.




Предмет анализа В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, необходимо следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Изучение должно быть целенаправленным, планомерным, систематичным. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.


Метод беседы Этот метод более гибкий, чем опрос. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например: как обычно проходит твой вечер (а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»)


Анкетирование Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования - ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.


Метод столкновения взглядов, позиций Позволяет обращаться к ученикам, с просьбой высказать свое мнение, дать совет как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме. Например, «Как поступить?» Цель: изучить отношение к гуманным категориям «честность», «принципиальность» 1. Описываются школьные ситуации: а) Идет контрольная работа «Ты выполнил работу правильно. Твой товарищ не знает решения и просит дать ему списать. Как ты поступишь?» б) Ты получил «2» по литературе и знаешь, что за это родители тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям об этой отметке? И т.д. Обсуждаются возможные варианты. А потом устанавливается правильность ответов.


Обработка: по результатам решений задач каждого ученика можно отнести к одной из четырех групп: 1 группа – с неустойчивым отношением (выбранные детьми основы поведения противоречат моральным нормам) 2 группа – недостаточно устойчивое отношение (школьники готовы оказаться от своего мнения при малейшем давлении) 3 группа – активно отстаивают свое мнение (в исключительных случаях склонны к компромиссу) 4 группа – активное, устойчивое отношение к нравственным нормам (учащиеся правильно делают выбор)




На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе. Диагностическая методика Если бы ты был волшебником. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: Ф.И.Желания для себя Для близкихДля других людей 1. 2.


Диагностическая методика «Космическое путешествие» Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.


Дом, в котором я живу» Учащимся предлагается построить на листах бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для него людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким, товарищам.


Письмо островитянину Представьте, что вы находитесь на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой написана записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки. Обратить внимание на то, кому письмо адресовано.


Диагностическая методика Солнце, дождик, тучка. Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению. В классе мнеДома мнеС друзьями мне


Диагностическая методика «День рождения» Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Света – книга, Ира – кукла и т.д. Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе.


Диагностическая методика Загадай желания. Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал? Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу: - материальные (вещи, игрушки и т.п.); - нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.); - познавательные (научиться чему-то, стать кем-то); - разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).


Диагностическая методика Золотая рыбка. Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: Чего тебе надобно? Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.


Методика незаконченных предложений. Варианты: 1. Ребятам предлагается дописать два предложения: Больше всего я радуюсь, когда …. Больше всего я огорчаюсь, когда …. 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения. 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку. 4. Предлагается ответить на вопрос: Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя? При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.


Графический тест Я – позиция. На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё я относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.


Тест Пьедестал. Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.




Цветик-семицветик Цель: выявление направленности интересов учащихся На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу: Ф. И., Желание для себя, для родных и близких, для класса и школы, для всех людей


Игра Магазин Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно- нравственной атмосферы в классном сообществе. Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего возраста. Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде купли-продажи. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. Купля-продажа осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке. После проведённой купли-продажи классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы приобретённые, купленные положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива. Результаты первого этапа фиксируются в таблице: п/пФ.И.Приобретённые Положительные качестваПроданные отрицательные качества 1. 2.


В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается приобрести те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить ненужные вещи, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились. При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год. Педагог заполняет следующую таблицу: п/п Ф.И. Закреплённые положительные качестваОставшиеся отрицательные качества 1. 2.


Методика Приглашение в гости. Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей. Детям предлагается ситуация: Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей? Предложить детям записать фамилии 5 человек.


Методика Психологическая атмосфера в коллективе Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки (смайлики) или +;-: Дружелюбие Согласие Удовлетворённость Увлечённость Теплота взаимоотношений Взаимная поддержка Занимательность Скука Успешность Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.




Методика Какой у нас коллектив. Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Наш класс очень дружный и сплочённый. Наш класс дружный. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. Наш класс недружный, часто возникают ссоры. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.


Диагностическая методика Анкетирование Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты: 1. Тебе нравится в школе или не очень? - не очень - нравится - не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома - бывает по-разному - иду с радостью


Игра-тест «Альпинист» Цель: определение сплоченности/ разобщенности в классе Представьте себе, что каждый из вас альпинист. Давайте изобразим самую высокую в мире вершину (Эверест-10 км.) Представьте, что пик вершины-это самый дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают, не обзываются. Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов -это твои одноклассники … (от1 до10), подумайте и ответьте. Сумируются все баллы и делятся на количество опрошенных. Получаем средний бал. Озвучиваем результат.


1. Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик). 2. Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия. 3. Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образно- тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»). 4. Моделирование образцов поведения. 5. Метафорические истории и притчи.


Фильм о моем классе Предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать сюжет. Вопросы: 1.Как называется фильм? 2.Где происходит действие? 3.Кто является главным героем? 4.Кто играет второстепенные роли? 5.Каков финал фильма? 6.В каком цвете снимался фильм? Помогает увидеть интересные и не всегда видимые события из жизни класса (можно устроить кинофестиваль)


Метод социометрического выбора. Метод, позволяющий выразить количественно, графически, структуру межличностных отношений в коллективе. Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода решаются 2 задачи: 1) выявление лидеров и изолированных детей; 2) выявление взаимных симпатии и сплоченности коллектива.


Определение темперамента С учетом формулы темперамента мы можем оптимально решать вопросы организации детей во время учебных занятий, в частности, их рассаживания. Знание особенностей темперамента ребенка позволяет нам опираться на его сильные стороны и развивать слабые. В перспективе это поможет определить, в какой сфере профессиональной деятельности у него успешнее пойдут дела.