Основные произведения глинки. Фост Юрий Николаевич. Избранные произведения Глинки Самые популярные произведения глинки

Творчество М.И.Глинки (1804-1857) обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре все поймут:

«На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок. Берегите его! Он цветок нежный и цветет раз в столетие» (В.Одоевский).

  • с одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм.
  • с другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза (интерес к конкретным деталям и декламации, к которым композитор прибегал нечасто, будет более характерен для А.Даргомыжского и ).

Оперное творчество М.И.Глинки

М.Глинка принадлежит к новаторам, открывателям новых музыкальных путей развития, является создателем качественно новых жанров в русской опере:

героико-историческая опера по типу народной музыкальной драмы («Иван Сусанин», или «Жизнь за царя»);

— эпическая опера («Руслан и Людмила»).

Эти две оперы были созданы с разницей в 6 лет. В 1834 он начинает работу над оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), задуманную первоначально как оратория. Окончание работы над произведением (1936) – год рождения первой русской классической оперы на исторический сюжет, источником для которого послужила дума К.Рылеева.

Михаил Иванович Глинка

Особенность драматургии «Ивана Сусанина» заключается в сочетании нескольких оперных жанров:

  • героико-исторической оперы (сюжет);
  • черты народной музыкальной драмы . Черты (не полное воплощение) – потому что в народной музыкальной драме образ народа должен пребывать в развитии (в опере он – активный участник действия, но статичен);
  • черты эпической оперы (неторопливость сюжетного развития, особенно в начале);
  • черты драмы (активизация действия с момента появления поляков);
  • черты лирико-психологической драмы , связанные, в основном, с образом главного героя.

Хоровые сцены этой оперы восходят к ораториям Генделя, идеи долга и самопожертвования – к Глюку, живость и яркость характеров – к Моцарту.

Появившаяся на свет спустя ровно 6 лет опера Глинки «Руслан и Людмила» (1842) была встречена отрицательно, в отличие от «Ивана Сусанина», восторженно принятого. В.Стасов – единственный, пожалуй, из критиков того времени, кто понял истинное ее значение. Он доказывал, что «Руслан и Людмила» – не неудачная опера, а произведение, написанное по совершенно новым драматургическим законам, неведомым прежде оперной сцене.

Если «Иван Сусанин», продолжая линию европейской традиции , тяготеет более к типу драматической оперы с чертами народной музыкальной драмы и лирико-психологической оперы, то «Руслан и Людмила» являет собой новый тип драматургии, получивший название эпической. Качества, воспринятые современниками как недостатки, оказались важнейшими сторонами нового оперного жанра, восходящего к искусству былины.

Некоторые его характерные особенности:

  • особый, широкий и неторопливый характер развития;
  • отсутствие прямых конфликтных столкновений враждебных сил;
  • картинность и красочность (романтическая тенденция).

Оперу «Руслан и Людмила» часто называют

«учебником музыкальных форм».

После «Руслана и Людмилы» композитор приступает к работе над оперой-драмой «Двумужница» (последнее десятилетие) по А.Шаховскому, которая осталась неоконченной.

Симфоническое творчество Глинки

Словами П.Чайковского о «Камаринской» можно выразить значение творчества композитора в целом:

«Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в „Камаринской», подобно тому, как весь дуб в жёлуде…».

Музыка Глинки обозначила следующие пути развития русского симфонизма:

  1. Национально-жанровый (народно-жанровый);
  2. Лирико-эпический;
  3. Драматический;
  4. Лирико-психологический.

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию» (в 1839 г. написана для фортепиано, позднее были оркестровые редакции, последняя из которых относится к 1856г., представляет 4-е направление). Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающей внутренний мир (здесь его музыка продолжает развитие тенденции, впервые проявившейся в творчестве Г.Берлиоза).

Драматический симфонизм традиционно связан с именем, в первую очередь, Л.Бетховена; в русской музыке наиболее яркое развитие получает в связи с творчеством П.Чайковского.

Новаторство композитора

Новаторский характер произведений Глинки в полном объеме выражено в связи с линией народно-жанрового симфонизма, характеризующегося следующими чертами и принципами:

  • тематическую основу произведений, как правило, составляет подлинный народно-песенный и народно-танцевальный материал;
  • широкое использование в симфонической музыке средств и приемов развития, характерных для народной музыки (например, различные приемы вариантно-вариационного развития);
  • подражание в оркестре звучанию народных инструментов (или даже их введение в оркестр). Так, в «Камаринской» (1848) скрипки зачастую подражают звучанию балалайки, а в партитуры испанских увертюр («Арагонская хота», 1845; «Ночь в Мадриде», 1851) введены кастаньеты.

Вокальные произведения Глинки

Ко времени расцвета гения этого композитора Россия уже обладала богатой традицией в области жанра русского романса. Историческая заслуга вокального творчества Михаила Ивановича, равно как и А.Даргомыжского, заключается в обобщении опыта, накопленного в русской музыке первой половины XIX в. и выведении его на классический уровень. Именно в связи с именами этих композиторов русский романс становится классическим жанром отечественной музыки . Имея равное значение в истории русского романса, живя и творя в одно время, Глинка и Даргомыжский идут разными путями в реализации своих творческих принципов.

Михаил Иванович в своем вокальном творчестве остается лириком , считая главным – выражение эмоций, чувств, настроений. Отсюда – господство мелодии (лишь в поздних романсах появляются черты декламации, например, в единственном вокальном цикле из 16 романсов «Прощание с Петербургом» на ст. Н.Кукольника, 1840). Главное для него – общее настроение (опирается, как правило, на традиционные жанры – элегию, русскую песню, балладу, романс, танцевальные жанры, т.д.).

Говоря в целом о вокальном творчестве Глинки, можно отметить:

  • преобладание в романсах раннего периода (20-е гг.) жанров песни и элегии. В произведениях 30-х гг. чаще всего обращался к стихам .
  • в романсах позднего времени появляется тенденция к драматизации («Не говори, что сердцу больно» — наиболее яркий пример проявления декламационного стиля).

Музыка этого композитора синтезирует лучшие достижения европейской музыкальной культуры с национальной традицией. Наследие первого русского музыкального классика в стилистическом плане сочетает 3 направления:

  1. Как представитель своего времени, Глинка – выдающийся представитель русского художественного ;
  2. (в идейном плане выражается в значимости образа идеального героя, ценности идей долга, самопожертвования, нравственности; опера «Иван Сусанин» показательна в этом плане);
  3. (средства музыкальной выразительности в области гармонии, инструментовки).

Композитор также реализуется в жанрах драматической музыки

(музыка к трагедии Кукольника «Князь Холмский», романс «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом»); порядка 80 романсов связаны с лирической поэзией (Жуковский, Пушкин, Дельвиг, Кукольник, т.д.).

Камерно-инструментальное творчество составляют такие произведения Михаила Ивановича:

  • фортепианные пьесы (вариации, полонезы и мазурки, вальсы, т.д.),
  • камерные ансамбли («Большой секстет», «Патетическое трио»), т.д.

Оркестровка у Глинки

Неоценимый вклад композитор внес в развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области («Заметки об инструментовке»). Работа включает 2 раздела:

  • общеэстетический (с указанием задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
  • раздел, содержащий характеристики каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.

Оркестровка М.Глинки отличается точностью, тонкостью, «прозрачностью», что отмечает Г.Берлиоз:

«Его оркестровка – одна из самых легких, живых в наше время».

Кроме того, музыкант выступает ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской подголосочной полифонии.

Историческая роль композитора М.И.Глинки

Она заключается в том, что он:

  1. Стал основоположником русской классической музыки;
  2. Проявил себя как ярчайший новатор и открыватель новых путей в развитии отечественной музыкальной культуры;
  3. Подвел итог предшествующим исканиям и синтезировал традиции западноевропейской музыкальной культуры и особенности русского народного творчества.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Здравствуй, любознательный ученик!

Ты находишься на страничке, посвященной великому русскому композитору Михаилу Ивановичу Глинке!

Михаил Иванович Глинка - русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Автор опер «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842), которые положили начало двум направлениям русской оперы - народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине .

Заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса.

Для начала необходимо познакомиться с личностью композитора, для этого предлагаю вам ознакомиться с биографией Михаила Ивановича.

Родился 1 июня 1804 г . в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие.

После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830-1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты - написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским - подвиг Ивана Сусанина. Уже в в 1836 г. Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя» . После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г . состоялась пре мьера «Руслана и Людмилы» , ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории р усской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами - его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844-1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская охота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь
в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.

Теперь настало время познакомить вас с двумя операми М.Глинки, для этого посмотрите презентацию.

Две оперы М.Глинки

Две оперы М.Глинки

Прослушайте Арию Сусанина

Видео YouTube


В этом документе представлены основные значимые произведения композитора.

Произведения Глинки

Произведения Глинки

Избранные и наиболее известные

произведения М.И.Глинки

I. Оперы и сочинения для сцены 1) "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") (1836), большая опера в 4-х актах с эпилогом. Либретто Г.Ф. Розена. 2) Музыка к трагедии "Князь Холмский" Н.В.Кукольника (1840). 3) "Руслан и Людмила", большая волшебная опера в пяти актах (1842). Либретто В.Ф.Ширкова по поэме А.С.Пушкина. II. Симфонические произведения 1) Увертюра-симфония на круговую русскую тему (1834), закончена и инструментована В.Шебалиным (1937). 2) Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты (Испанская увертюра N1) (1843). 3) Воспоминание о летней ночи в Мадриде (Испанская увертюра N2 для оркестра) (1848-1851). 4) "Камаринская",фантазия на темы двух русских песен, свадебной и плясовой, для оркестра (1848). 5) Полонез ("Торжественный польский") на тему испанского болеро (1855). - 6) Вальс-фантазия, скерцо в форме вальса для оркестра (третья инструментовка одноименного произведения для ф-но 1839 г.) (1856 г.) III. Камерно-инструментальные ансамбли 1) Струнный квартет (1830) 2) Блестящий дивертисмент на темы из оперы "Сомнамбула" В.Беллини (1832). 3) Серенада на некоторые мотивы из оперы "Анна Болейн" Г.Доницетти (1832). 4) Большой секстет на собственные темы (1832). 5)"Патетическое трио"(1832). IV. Произведения для фортепиано 1) Вариации на тему русской песни,Среди долины ровныя" (1826). 2) Ноктюрн Es-Dur (1828). 3)"Новый контрданс",французская кадриль D-Dur (1829). 4)"Прощальный вальс"(1831). 5) Вариации на тему песни "Соловей" А.Алябьева.(1833). 6) Мазурка F-Dur (мазурка,посвящённая жене) (1835). 7)"Мелодический вальс"(1839). 8)"Контрданс" G-Dur (1839) 9)"Вальс-фаворит"F-Dur (1839). 10)"Большой вальс"G-Dur (1839) 11)"Polonaise"E-Dur (1839). 12) Ноктюрн "Разлука"(1839). 13)"Монастырь", контрданс D-Dur (1839). 14) "Вальс-фантазия"(1839). 15) "Болеро" (1840) 16) Тарантелла на тему русской народной песни "Во поле берёзонька стояла" (1843). 17) "Молитва"(1847).(Для голоса, хора и оркестра - 1855). 18) Авторское переложение для фортепиано Эпилога оперы "Жизнь за царя" (1852). 19) "Детская полька"(по случаю выздоровления племянницы Ольги (1854) 20) Андалузский танец "Las Mollares" (1855). 21)"Жаворонок"(1840) (обработка для ф-но М.Балакирева). V. Вокальные произведения с фортепьянным сопровождением 1) Элегия "Не искушай меня без нужды" (1825). Слова Е.А.Баратынского. 2)"Бедный певец"(1826).Слова В.А.Жуковского (1826). 3)"Утешение"(1826).Слова В.А.Жуковского. 4)"Ах ты, душечка, красна девица"(1826).Слова народные. . 5)"Память сердца". Слова К.Н.Батюшкова (1826). 6)"Я люблю, ты мне твердила"(1827).Слова А.Римского-Корсака. 7)"Горько,горько мне,красной девице"(1827).Слова А.Я. Римского- Корсака. 8)"Скажи, зачем"(1827).Слова С.Г.Голицына. 9)"Один лишь миг"(1827).Слова С.Г.Голицына. 10)"Что,красотка молодая"(1827).Слова А.А.Дельвига. 11)"Дедушка,девицы раз мне говорили"(1828).Слова А.А.Дельвига. 12)"Разочарование"(1828).Слова С.Г.Голицына. 13) "Не пой, красавица, при мне".Грузинская песня(1828). Слова А.С.Пушкина. 14) "Забуду ль я"(1829).Слова С.Г.Голицына. 15) "Ночь осенняя"(1829).Слова А.Я.Римского-Корсака. 16) "Ах ты, ночь ли, ноченька"(1829).Слова А.А.Дельвига. 17) "Голос с того света"(1829).Слова В.А.Жуковского. 18) "Желание"(1832).Слова Ф.Романи. 19) "Победитель"(1832).Слова В.А.Жуковского. 20) Фантазия "Венецианская ночь"(1832).Слова И.И.Козлова. 21) "Не говори: любовь пройдет"(1834).Слова А.А.Дельвига. 22) "Дубрава шумит" (1834).Слова В.А.Жуковского. 23) "Не называй ее небесной"(1834). Слова Н.Ф.Павлова. 24) "Только узнал я тебя"(1834).Слова А.А.Дельвига. 25) "Я здесь, Инезилья"(1834).Слова А.С.Пушкина. 26) Фантазия "Ночной смотр"(1836).Слова В.А.Жуковского. 27) Стансы "Вот место тайного свидания"(1837). Слова Н.В.Кукольника. 28) "Сомнение"(1838).Слова Н.В.Кукольника. 29) "В крови горит огонь желанья"(1838).Слова А.С.Пушкина. 30) "Где наша роза"(1838).Слова А.С.Пушкина. 31) "Гуде вiтер вельми в полi "(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 32) "Не щебечи,соловейку"(1838).Слова <украинск.> В.Н.Забеллы. 33) "Ночной зефир"(1838).Слова А.С.Пушкина. Свадебная песня(1839).Слова Е.П.Ростопчиной. 35) "Если встречусь с тобой"(1839).Слова А.В.Козлова. 36) "Я помню чудное мгновенье"(1840). Слова А.С.Пушкина. 37) "Прощание с Петербургом",цикл из 12 песен и романсов (1840). Слова Н.В.Кукольника. 38) "Как сладко с тобою мне быть"(1840).Слова П.П.Рындина. 39) Признание ("Я вас люблю,хоть я бешусь")(1840). Слова А.С.Пушкина. 40) "Я люблю тебя,милая роза"(1842).Слова И.Самарина. 41) "К ней"(1843).Слова А.Мицкевича.Русский текст С.Г.Голицына. 42) "Ты скоро меня позабудешь"(1847).Слова Ю.В.Жадовской. 43) "Слышу голос твой"(1848).Слова М.Ю.Лермонтова. 44) "Заздравный кубок"(1848).Слова А.С.Пушкина. 45) "Песнь Маргариты" из трагедии В.Гете "Фауст"(1848). Русский текст Э.Губера. 46) Фантазия "О милая дева"(1849).Слова - подражание стихам А.Мицкевича 47) "Адель"(1849).Слова А.С.Пушкина. 48) "Мери"(1849).Слова А.С.Пушкина. 49) "Финский залив"(1850). Слова П.Г.Ободовского. 50) "Ах, когда б я прежде знала"(1855).Старинная цыганская песня на слова И.Дмитриева в обработке М.Глинки. 51) "Не говори, что сердцу больно"(1856).Слова Н.Ф.Павлова.


Реферат

на тему

Глинка М.И. - композитор

Уч-цы 8 класса Б

средней школы № 1293

с углубленным изучением

английского языка

Чаплановой Кристины

Москва 2004 г.

1. Введение

2. Детство Глинки

3. Начало самостоятельной жизни

4. Первое заграничное путешествие (1830-1834)

5. Новые странствия (1844-1847)

6. Последнее десятилетие

8. Основные произведения Глинки

9. Список Литературы

10. Приложение (иллюстрации)

Введение

Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки.

Михаил Иванович Глинка - российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере-сказке, опере-былине. Симфонические сочинения, в т. ч. «Камаринская» (1848), «Испанские увертюры» («Арагонская хота», 1845, и «Ночь в Мадриде», 1851), заложили основы русского симфонизма. Классик русского романса. «Патриотическая песня» Глинки стала музыкальной основой государственного гимна Российской Федерации.

Детство Глинки

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года, в селе Новоспасском, принадлежавшем его отцу, капитану в отставке, Ивану Николаевичу Глинке. Это имение находилось в 20-ти верстах от города Ельни Смоленской губернии.

По рассказу матери, после первого крика новорожденного под самым окном ее спальни, в густом дереве, раздался звонкий голос соловья. Впоследствии, когда его отец был не доволен тем, что Михаил оставил службу и занимался музыкой, часто говаривал: «Не даром соловей запел у окна при его рождении, вот и вышел скоморох». Вскоре после рождения его мать, Евгения Андреевна, урожденная Глинка, передала воспитание сына Фекле Александровне, матери отца. С ней он провел около трех-четырех лет, видясь с родителями весьма редко. Бабушка души не чаяла в своем внуке и баловала его невероятно. Последствия такого первоначального воспитания сказывались на протяжении всей жизни. Здоровья Глинка был слабого, совершенно не выносил холода, постоянно простужался и поэтому боялся всевозможных болезней, легко терял самообладание по любому поводу. Будучи уже взрослым, он часто называл себя «недотрогой», «мимозой». Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия игра на скрипке и фортепиано начались довольно поздно (1815-16) и носили любительский характер. В 20 лет запел тенором.

Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону. Юный Глинка жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на 2-х медных тазах ловко подражать звонарям. Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, таким образом, натура его приняла в себя все те элементы музыкальной народности, которые, не существуя в наших городах, сохранялись лишь в сердце России…

Однажды, после нашествия на Смоленск Наполеона, играли квартет Крузеля с кларнетом, и мальчик Миша целый день оставался в лихорадочном состоянии. На вопрос учителя рисования о причине его невнимательности Глинка ответил: «Что я могу поделать! Музыка - душа моя!». В это время в доме появилась гувернантка, Варвара Федоровна Кляммер. С ней Глинка занимался географией, русским, французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано.

Начало самостоятельной жизни

В начале 1817 года родители решили отправить его в Благородный пансион. Этот пансион, открытый 1-го сентября 1817 года при Главном педагогическом институте, был привилегированным учебным заведением для детей дворян. Окончив его, молодой человек мог продолжать свои занятия по той или иной специальности или идти на государственную службу. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернер Глинки преподавал в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у Омана, Цейнера и Ш. Майра довольно известного музыканта.

В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из Благородного пансиона, оказавшись вторым учеником. В день выпуска с успехом сыграл публично фортепианный концерт Гуммеля. Затем Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения. Но так как она отрывала его от занятий музыкой, он вскоре вышел в отставку. Учась в пансионе, он уже был превосходным музыкантом, он восхитительно играл на фортепиано, а его импровизации были прелестны. В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, чтобы попользоваться там минеральными водами, но это лечение не поправило его здоровья. В начале сентября он возвратился в село Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне от сентября 1823 до апреля 1824; в апреле он уехал в Петербург. В течение лета 1824 он переехал в дом Фалиева, в Коломне; около того же времени он познакомился с Итальянским певцом Белолли и начал у него учиться итальянскому пению.

Первая неудачная попытка в сочинении с текстом относится к 1825. Позже он написал элегию «Не искушай меня без нужды» и романс «Бедный певец» на слова Жуковского. Музыка все больше захватывала думы и время Глинки. Круг друзей и поклонников его таланта расширялся. Его знали как прекрасного исполнителя и сочинителя, как в Петербурге, так и Москве. Поощряемый друзьями, Глинка сочинял все больше и больше. И сего ранних произведений многие стали классикой. Среди них романсы: «Не искушай меня без нужды», «Бедный певец», «Память сердца», «Скажи, зачем», «Не пой, красавица, при мне», «Ах, ты, душечка, красна девица», «Что красотка молодая». В начале лета 1829 года вышел в свет «Лирический альбом», изданный Глинкою и Н.Павлищевым. В этом альбоме впервые были напечатаны романсы и сочиненные им танцы котильон и мазурка.

Первое заграничное путешествие (1830-1834)

В апреле 1830 Глинка получил паспорт для поездки заграницу сроком на три года и отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Проведя несколько месяцев в Ахене и Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал театры, совершал поездки в другие итальянские города. Также предполагалось, что теплый климат Италии улучшит его расстроенное здоровье. Прожив в Италии около 4-х лет, Глинка поехал в Германию. Там он познакомился с талантливым немецким теоретиком Зигфридом Деном и в течение месяцев брал у него уроки. По словам самого Глинки, Ден привел в систему его музыкально-теоретические знания и навыки. За границей Глинка написал несколько ярких романсов: «Венецианская ночь», «Победитель», «Патетическое трио» для фортепиано кларнета, фагота. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Вернувшись в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина. Этот сюжет ему подсказал написать либретто. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Розена. Это либретто прославляло самодержавие, поэтому, вопреки желанию композитора оперу назвали «Жизнь за царя».

Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы. После премьеры композитор увлекся идеей создания оперы на сюжет поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением,

Композитор мечтал о том, чтобы сам Пушкин написал для нее либретто, но преждевременная смерть поэта помешала этому. Либретто создавалось по плану составленному Глинкой. От народно-героической оперы «Иван Сусанин».вторая опера Глинки отличается не только сказочным сюжетом,но и особенностями развития. Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В ноябре 1839 года, измученный домашними неурядицами и утомительной службой в придворной капелле, Глинка подал директору прошение об отставке; в декабре того же года Глинка был уволен. Тогда же была сочинена музыка к трагедии «Князь Холмский», «Ночной смотр» на слова Жуковского, «Я помню чудное мгновенье» и «Ночной зефир» на слова Пушкина, «Сомнения», «Жаворонок». Сочиненный «Вальс-фантазия» для фортепиано был оркестровым, а в 1856 переделан в обширную оркестровую пьесу.

В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

Новые странствия (1844-1847)

В 1844 Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже он знакомится с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел в Париже концерт из произведений Глинки. 13-го мая 1845 года Глинка выехал из Парижа в Испанию. Там он знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, используя записи народных танцев, Глинка в 1845 году написал Испанскую увертюру «Блестящее каприччио на тему арагонской хоты» позднее переименованную в Испанскую увертюру №1 «Арагонская хота». Музыкальной основой для увертюры послужила мелодия испанского танца «хота» которую Глинка записал еще в Вальядолиде от одного народного музыканта. Она была известна и любима во всей Испании. Вернувшись в Россию, Глинка пишет еще одну увертюру «Ночь в Мадриде», тогда же была сочинена симфоническая фантазия «Камаринская» на тему 2-х русских песен: свадебной лирической («Из-за гор, гор высоких») и бойкой плясовой.

Последние годы жизни Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже, Берлине. Он был полон творческих планов.

В 1848 - Глинка начал сочинять крупные произведения на тему «Илья Муромец». Не известно, оперу он тогда задумал или симфонию.

В 1852 композитор взялся за сочинение симфонии по повести Гоголя «Тарас Бульба».

В 1855 работа над оперой «Двумужница».

Последнее десятилетие

Зиму 1851-52 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство главой «Новой русской школы» творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине.

В январе 1857 г., после концерта в Королевском дворце, где было исполнено трио из «Жизни за царя», Глинка сильно заболел. Перед самой смертью Глинка продиктовал В.Н.Кашпирову тему для фуги, более того, он попросил закончить «Записки». Он умер 3-го февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Значение творчества Глинки

«Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, ... оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке», так писал известный критик.

В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание, которых сочетается с совершенной формой.

Основные произведения Глинки

Оперы:

«Иван Сусанин» (1836)

«Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические пьесы:

Испанская увертюра №1 «Арагонская хота» (1845)

«Камаринская» (1848)

Испанская увертюра №2 «Ночь в Мадриде» (1851)

«Вальс-фантазия» (1839, 1856)

Романсы и песни:

«Венецианская ночь» (1832), «Я здесь, Инезилья» (1834), «Ночной смотр» (1836), «Сомнение» (1838), «Ночной зефир» (1838), «В крови горит огонь желанья» (1839), свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839), «Попутная песня» (1840), «Признание» (1840), «Слышу ли голос твой» (1848), «Заздравный кубок» (1848), «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848), «Мери» (1849), «Адель» (1849), «Финский залив» (1850), «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855), «Не говори, что сердцу больно» (1856).

Список литературы

1. Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.

2. БСЭ. М. 1980г.

3. Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г.

4. Русская музыка до середины XIX века, «РОСМЕН» 2003г.

5. Интернет.

Приложение (иллюстрации)

Михаил Иванович Глинка

Михаил Глинка родился в 1804 году, в имении своего отца, в Новоспасском селе в Смоленской губернии. После рождения сына мать решила, что и так уже достаточно сделала, и передала маленького Мишу на воспитание его бабушке, Фёкле Александровне. Бабушка забаловала внука, устроила ему "тепличные условия", в которых он рос этакой "мимозой" - нервным и изнеженным ребенком. После смерти бабушки все тяготы по воспитанию подросшего сына свалились на мать, которая, надо отдать ей должное, с новыми силами бросилась перевоспитывать Михаила.

Играть на скрипке и на фортепиано мальчик начал благодаря маме, которая увидела в сыне талант. Сначала музыке Глинку учила гувернантка, позже родители отправили его в пансион в Санкт-Петербурге. Именно там он познакомился с Пушкиным - тот приходил в гости к младшему брату, однокласснику Михаила.

В 1822 юноша закончил обучение в пансионе, но занятия музыкой бросать не собирался. Он музицирует в дворянских салонах, и иногда руководит оркестром дяди. Глинка экспериментирует с жанрами и много пишет. Он создает несколько песен и романсов, хорошо известных и в наши дни. Например, "Не искушай меня без нужды ", "Не пой, красавица, при мне ".

Кроме того, он знакомится с другими композиторами, и все время совершенствует свой стиль. Весной 1830 года юноша едет в Италию, немного задержавшись в Германии. Он пробует свои силы в жанре итальянской оперы, а его композиции становятся более зрелыми. В 1833, в Берлине, его застала новость о смерти отца.

Вернувшись в России, Глинка задумывается о создании русской оперы, а за основу он берет предание о б Иване Сусанине. Через три года он заканчивает работу над своим первым монументальным музыкальным произведением. Но поставить ее оказалось гораздо труднее - этому противился директор императорских театров. Он считал, что Глинка слишком молод для опер. Пытаясь это доказать, директор показал оперу Катерино Кавосу, но тот, вопреки ожиданиям, оставил о работе Михаила Ивановича самый лестный отзыв.

Оперу приняли с восторгом, и Глинка написал матери:

"Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною "…

После такого успеха, композитора назначили капельмейстером Придворной певческой капеллы.

Ровно через шесть лет после "Ивана Сусанина ", Глинка представил на суд общественности "Руслана и Людмилу ". Работать над ней он начал при жизни Пушкина, однако заканчивать работу пришлось при помощи нескольких малоизвестных поэтов.
Новая опера подверглась жестокой критике, и Глинка тяжело переживал это. Он отправился в большое путешествие по Европе, останавливаясь то во Франции, то в Испании. В это время композитор работает над симфониями. Он путешествует до конца своей жизни, задерживаясь на одном месте на год-другой. В 1856 году он едет в Берлин, где и умирает.

Две супружеские пары участников проекта «Московское долголетие» из Южного Медведково сегодня приняли участие в «Бале Победы».
07.05.2019 Район Южное Медведково СВАО Две пары участников проекта «Московское долголетие» из Лосиноостровского района сегодня приняли участие в «Бале Победы».
07.05.2019 Лосиноостровский район СВАО