Никита святой в православной религии. Святитель никита - софийский собор

Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078), жил юноша по имени Никита, который в раннем возрасте одним из первых принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Известно, лишь, что родом он был из Киева. И вот на заре своей подвижнической жизни Никита впал в великое искушение, о чем рассказывает святой Поликарп в Киево-Печерском патерике…

Затворничество

Подобно другим инокам печерским, Никита пожелал особенного подвига и решил затвориться в уединенной келье. Игумен Никон возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше 3-х лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве. «Твое желание выше твоих сил» — сказал ему игумен. Однако Никита не послушался; он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Юноша заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя.

Оставшись в одиночестве, святой Никита был уверен, что Господь наградит его даром чудотворения. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Юноша сразу же подумал, что ощущает присутствие Святого Духа. Он стал просить неистово, чтобы Господь явил себя перед ним. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. Святой Никита даже не усомнился в Божественной природе своего видения. Безумием с его стороны было принять дьявольское искушение за милость Божию. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему, как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

Никита так изучил книги Ветхого Завета и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однажды инок Никита послал сказать князю Изяславу, чтобы он скорее отправил сына своего Святополка на Новгородский престол, так как князь Глеб Святославович убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит. Случилось это 30 мая 1078 года. И с того времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник — пророк, и во многом слушались его. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей, — убить ли, украсть ли, то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слово утешения, бес — мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его.

Место затвора святителя Никиты

Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать Евангелия и прочих книг Нового Завета. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом рода человеческого. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть. Он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте.

Когда молодой человек осознал, что творилось с ним в затворе, он искренне раскаялся в своем грехе. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и чрез непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков.

На Новгородской кафедре

И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского. В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода . В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

Новгород

Господь прославил Своего угодника даром чудотворений. На втором году служения святитель Никита молитвами своими прекратил большой пожар в Новгороде. В другой раз во время засухи, грозившей Новгородской земле голодом, по его молитвам дождь оживил поля и луга с полями и травами.

Святитель был для своей паствы примером добродетельной жизни. В Похвальном слове святителю Никите говориться, что он тайно подавал милостыни бедным, исполняя слово Божие: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне (Мф. 6, 3-4).

Новгородские святители первыми проявили свою деятельность в различных общественных начинаниях: они строили и украшали храмы с помощью лучших мастеров, которых приглашали из Византии и Западной Европы. Наиболее значительные литературные произведения Новгорода создавались главным образом при Владычнем дворе. Благодаря трудам святителя Никиты в Новгороде было построено несколько храмов, не сохранившихся до наших дней: Спасо-Преображенский храм на Ильине улице, Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре.

Антониев монастырь - второй в Новгороде - был основан по благословению святителя Никиты преподобным Антонием Римлянином († 1147 г) в начале XII века. При содействии святителя Никиты преподобный Антоний получил для монастыря территорию на берегу реки Волхов, где остановился камень, на котором Антоний чудесно приплыл из Рима. Незадолго до кончины святитель Никита вместе с преподобным Антонием разметил место для нового каменного монастырского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Святитель Никита собственноручно начал копать ров под его основание. Но построен храм был уже при его преемнике - епископе Иоанне.

Антониев монастырь

При многочисленных трудах и заботах по благоустройству Новгородской епархии святитель Никита никогда не оставлял сугубого подвига монахов-отшельников: под святительскими одеждами он носил тяжелые железные вериги.

13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году, 31 января . Погребен святитель в новгородском Софийском соборе, в приделе во имя святых Иоакима и Анны - родителей Пресвятой Богородицы.

Уже после кончины святителя Никиты была начата роспись стен новгородского собора во имя Святой Софии Премудрости Божией по завещанию святителя Никиты.

Почитание и чудеса

В 1547 году, при царе Иване Васильевиче Грозном, некий благочестивый боярин в пасхальную ночь за богослужением обходил Софийский собор и нашел гробницу святителя в полном небрежении. Присев неподалеку боярин задремал и услышал во сне голос, который говорил ему: «Покрыт должен быть гроб епископа Никиты». Повинуясь этому голосу, боярин пошел домой; оттуда вскоре вернулся с покровом, который и возложил на гробницу святого Никиты, прежде очистив ее от пыли и сора. В том же году на церковном соборе состоялось общероссийское прославление святителя.

Ночью на 30 апреля 1558 года во сне Новгородскому святителю Пимену явился муж, с едва заметной бородой и сказал: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу.» Проснувшись архиепископ Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию чтобы уточнить иконописную традицию.

Иконописцу Симеону архиепископ Пимен приказал написать икону Богоматери с Богомладенцем, а пред Ними стоящего и молящегося с воздетыми руками святителя Никиту. У святителя совсем не было бороды. И иконописец думал, что следует изобразить на иконе хотя бы малую бороду на лице святого Никиты. Симеон задремал и услышал в тонком сне голос:«Симеон, ты думаешь написать браду у епископа Никиты! Не помышляй об этом, ибо не было брады у него. И прочим иконописцам возвести, чтобы не писали на иконах епископа Никиту с брадою». Образ святителя написан был так, как он сам повелел.

Вскоре по обретении мощей святителя Никиты один из начальствующих города обнаружил свое сомнение в их нетленности. Чтобы рассеять его сомнения, архиепископ Пимен открыл покров на мощах святого до персей. Увидев лицо святителя, как у здорового спящего человека, градоначальник раскаялся в своем грехе. Несмотря на это, вскоре затем пришли к архиепископу городские священники с просьбой дать им возможность убедиться воочию в нетленности мощей святого Никиты. Архиепископ наложил на них семидневный пост для покаяния в своих грехах, по истечении которого духовенство собралось к мощам святителя Никиты, и тогда архиепископ, сняв покров с них, показал им тело святого до конечностей ног, затем подложил свои руки под голову святителя так, что она приподнялась, а с ней и все тело пришло в движение. Священники были поражены чудом и просили архиепископа дозволить им ежегодно в память этого происшествия отправлять всем собором при мощах святителя молебное пение, почему и установлен был архиепископом праздник в пяток второй седмицы в неделе Всех святых.

Требование, предъявленное духовенством Новгорода к своему архипастырю об осмотре мощей святителя Никиты, можно объяснить так. В то время сильно была распространена ересь Феодосия Косого, отвергавшая, между прочим, почитание святых икон и мощей; она имела свое действие и на духовенство и поколебала отчасти его веру в чудеса.

Между тем чудес при мощах святителя Никиты, по обретении их, совершилось немало. Но особо примечательно то, что по благодатной помощи святителя получали исцеление преимущественно больные глазами и слепые. Как-то у мощей святителя во время литургии молилась старая и слепая Ксения, ничего не видевшая 12 лет. Она настойчиво просила архиепископа Пимена помолиться о ней св. Никите. Тот сказал: «Отойди от меня, старица, отойди, иди ко святому Никите, и он спасет тебя по вере твоей, если восхочет». У гроба святого Ксения усердно молилась, и один глаз ее прозрел. Со слезами радости опять умоляла она настойчиво, чтобы молитвами архиепископа прозрело и другое око ее. Владыка ей ответил: «Вижу, старица, что тебе много лет, и довольно бы одного глаза на службу тебе до смерти твоей». И снова посылает ее ко гробу святителя со словами: «Тот, кто отверз тебе одно око, откроет и другое». Вновь припала она к раке со слезами и надежда ее не была напрасной: прозрела она и на второй глаз, к общему удивлению бывших тогда в храме Святой Софии.

Во время обретения мощей святителя Никиты, по молитвам его, Бог увенчал победой русское оружие в войне с ливонцами. При взятии Ругодива и в русском войске, и в неприятельском видели, что святитель Никита ездит по берегу реки Наровы на коне в святительских одеждах и с жезлом в руке, увенчанным крестом, отражает врагов от русских полков. Это засвидетельствовали сами воины, вернувшиеся в Новгород; то же подтвердил и старейшина града Ругодива - латинянин, по имени Иоанн, когда увидел образ свт. Никиты.

Мощи святителя были переложены в 1629 году из обветшавшей гробницы в новую, деревянную, обложенную басменным серебром. Новгородцы принесли в дар своему небесному покровителю лампаду с вызолоченной надписью: «Свеча Великого Новгорода, всех православных христиан поставлена новому Новгородскому чудотворцу Никите в лето 7066, 30 апреля, при архиепископе Пимене». Эта «свеча» святителя Никиты вместе с древней гробницей, облачением, посохом и веригами позднее хранились в ризнице Новгородского Софийского собора.

После 1917 года, когда началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь, мощи святителя, как и многих святых Русской Церкви, подверглись поруганию. Святая София была превращена в музей, а мощи святителя, упакованные в бумажный мешок, валялись в хранилище музея. И только в 1957 году по благословению архиепископа Сергия (Голубцова) темным вечером на грузовике мощи святителя Никиты были благоговейно переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Но недолго пребывали они там. В годы хрущевских гонений на Православную Церковь этот собор был закрыт, как и многие другие храмы, и мощи святителя перенесены в церковь святого апостола Филиппа , где и пребывали до 1993 года.

13 мая 1993 года по благословению Высокопреосвященнейшего Льва архиепископа Новгородского и Старорусского мощи святителя крестным ходом при стечении тысяч граждан были торжественно перенесены из церкви апостола Филиппа в Софийский кафедральный собор и с честью положены на то самое место, где столетиями прежде они покоились.

Софийский кафедральный собор в Новгороде

Рака с мощами святителя Никиты

Мощи святителя во время Второй мировой войны

А вот один удивительный факт времен Великой Отечественной: следом за угнанными в неволю новгородцами последовали им на выручку во главе со святителем Никитой и новгородские угодники Божии…

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше 3 000 новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привез пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты. Все мощи сразу же были перевезены в церковь, и митрополит Литовский Сергий в телефонной беседе поручил настоятелю до всенощного бдения открыть раки и поправить одеяния святых. Сам отец архимандрит пишет:

«После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места и их надо было положить надлежащим образом, и поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Иллариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе – потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием – на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!»

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Илларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых, человек не очень образованный, но горевший верой дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: «Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение».

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию. Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Особенно ее придерживаются священники Софийского собора, не мыслящие начать богослужение, не приложившись к мощам святителя.

Тропарь, глас 4:
Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 6:
Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ынне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящияся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.

Житие святого Никиты, епископа Новгородского

Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божия по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней диавола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: «сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород». Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно так же, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божией для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен диаволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исаия, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Тропарь, глас 4:

Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито: и ныне моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Кондак, глас 6:

Архиерейства саном почтився, и чисте чистейшему предстоя, прилежно моление за люди твоя приносил еси, яко и дождь молитвою свел еси, овогда же и града запаления угасил еси. И ныне святителю Никито моли Христа Бога, спасти императора православнаго Николая Александровича, и люди твоя молящыяся, да вси вопием ти: радуйся святителю отче предивный.

Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч

Житие святого Никиты, епископа Новгородского Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу со врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не

Из книги Жития Святых - месяц ноябрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц сентябрь автора Ростовский Димитрий

Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского Новый чудотворец российский, святой Иоанн родился в великом Новгороде. Родители его - Николай и Христина - были люди благочестивые. Посему как он, так и брат его - Гавриил, оба они были воспитаны в страхе

Из книги Жития Святых - месяц октябрь автора Ростовский Димитрий

Житие святого Дионисия, епископа Александрийского Святой Дионисий происходил из Александрии от богатых и знатных родителей - язычников . В юности своей он получил хорошее языческое образование и был привержен к язычеству. По окончании своего образования, Дионисий

Из книги Жития Святых - месяц январь автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц апрель автора Ростовский Димитрий

Из книги Труды автора Север Сульпиций

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Житие святого Никиты, епископа Новгородского Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не

Из книги автора

Из книги автора

ЖИТИЕ СВЯТОГО МАРТИНА ЕПИСКОПА И ИСПОВЕДНИКА 1. Север дражайшему брату Дезидерию [шлет привет]. Я, духовный брат [мой], написал некую книжицу о жизни святого Мартина и, подсократив труд свой, оставил в родных стенах, поскольку малодушен я по природе своей и [хочу] избежать

Из книги автора

Житие святого Иакова, епископа Низибийского Святой Иаков родился в городе Низибии , находившемся в пределах области, переходившей то в руки римлян, то - персов, а во время рождения сего святого мужа принадлежавшей римлянам. Придя в возраст, святой Иаков удалился в

Из книги автора

Житие и страдание святого священномученика Климента, епископа Анкирского, и святого мученика Агафангела и прочих с ними Спустя двести пятьдесят лет по Рождестве Господа нашего Иисуса Христа, в царствование Валериана , стольный город Галатии Анкира , возрастил от

Из книги автора

Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского Блаженный Нифонт был иноком святого Печерского монастыря в то время, когда над монастырем этим начальствовал игумен Тимофей . Живя в монастыре, святой Нифонт преуспевал в молитве, посте и всех прочих

Из книги автора

Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского Новый чудотворец российский, святой Иоанн родился в великом Новгороде. Родители его - Николай и Христина - были люди благочестивые. Посему как он, так и брат его - Гавриил, оба они были воспитаны в страхе

Из книги автора

Житие святого Иоанна, епископа Суздальского Для сего преподобного отца нашего, преславного и твердого наставника, епископа Иоанна, горний Иерусалим был как бы родиной и отечеством, ибо, по житию своему, святой мог быть назван земным ангелом и небесным человеком.О месте

Из книги автора

Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского Святой Иона, в мире Иоанн, родился в конце XIV столетия. Когда ему было три года, его мать по воле Божией, предала Господу свою душу, а через четыре года после сего семилетний отрок остался полным сиротою. Но Господь не оставил

Воздержания и желание плоти твоея обуздав,
на престоле святительства сел еси.

Тропарь святому

Святитель Никита Новгородский жил на рубеже XI и XII веков и ещё в молодости стал иноком Киево-Печёрского монастыря. Однако, ещё в самом начале своего духовного пути он захотел стать затворником. Игумен и старцы обители предупреждали неопытного монаха об опасности, о том, что он ещё не готов к такому подвигу, но Никита не слушал советов наставников. Он затворился от мира и стал молиться в уединении.

Прошло несколько дней, и Никита почувствовал, что по всей его келье разлился удивительный, прекрасный запах и услышал некий голос, который, казалось, молился вместе с ним. И вдруг монах увидел возле себя беса в образе Ангела. Он был настолько прекрасен, что Никита поверил ему и поклонился нечистому духу, как Посланнику Божию. Бес же сказал иноку: «С сегодняшнего дня ты должен перестать молиться, но начни читать книги. Я же сам буду теперь молить за тебя Бога». Никита с радостью послушался и углубился в изучение Ветхого Завета. Теперь он каждый день читал Писание, которое скоро выучил наизусть, а рядом с собой постоянно видел ангела молящегося о нём. Никита был счастлив.

Бес открывал монаху многие тайны, и скоро Никита приобрёл славу пророка. Люди стали приходить к нему за советом и духовной беседой. Прельщённый Никита блестяще учил людей словами Ветхого Завета, но всячески избегал имени Иисуса Христа. Это заметили его Печёрские учителя. Старцы поняли, что молодой инок находится под влиянием тёмной силы. Игумен вместе с братией стали все вместе молиться о его спасении и с Божией помощью прогнали нечистого духа. Когда старцы стали беседовать с Никитой, то оказалось, что он забыл все знания, данные ему бесом — он не помнил ни одного слова из Писания, разучившись даже писать и читать. Так что монахом пришлось вновь обучать его грамоте.

С тех пор Никита искренне раскаялся и стал на верный путь смирения и послушания. Видя его искренние слёзы и новые, уже настоящие, подвиги, милосердный Господь принял покаяние святого и возвёл его в сан Епископа.

В 1096 году Никита стал архипастырем Великого Новгорода и прославился своей добротой и милосердием. Летописи сохранили упоминание о двух чудесах, совершенных епископом Никитой при жизни: однажды во время засухи после молитвы святителя внезапно на землю пролился дождь; в другой раз, во время сильного городского пожара Никита также помолился ко Господу, и огонь погас.

Больше 10 лет нёс святой Никита епископское служение, и в мире скончался в 1108 году. Его мощи покоятся ныне в Новгороде в храме святого апостола Филиппа.

олее других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее.

В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита ответил на это:

Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Тогда игумен сказал ему более настойчиво:

Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.

Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:

Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич ; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород". Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете. Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец . Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях. Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние, и подобно тому, как некогда принимая покаяние святого Петра, трижды отрекшегося от Него, сказал ему: паси овец Моих , так подобное, же знамение принятия покаяния дал и сему блаженному Никите. За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол . Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января. Епископом он был тринадцать лет. Погребен он с почетом в приделе великой церкви святых богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми . До сего дня они источают многие исцеления приходящим к ним с верою. Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Во времена, когда в Киеве правил князь Изяслав Ярославович (1058–1078), в Киево-Печерском монастыре юноша по имени Никита принял иночество. О прошлом его, о том, кто он, из какой семьи, сведений не сохранилось. Но известно, что сразу же он пожелал совершить подвиг, уйдя в затвор. Игумен возразил против его решения. Обычно затвору должен предшествовать период послушничества, длящийся не меньше трех лет. По его мнению, молодой инок не был готов проводить дни и ночи в одиночестве и молитве.

Затвор – сложное испытание для подвижника. Находясь в нем, необходимо молиться. Человек часто испытывает искушение отвлечься от молитвы в положенное для нее время и дать своим мыслям ход для обыденных и даже греховных мечтаний. Казалось бы, чтобы преодолеть испытания, нужна только воля. У молодого затворника ее было достаточно. Но всем сердцем стремясь к подвигу, он не знал, какая опасность подстерегает его. Несмотря на запрет игумена, он решил настоять на своем.

Оставшись в одиночестве, святой Никита был уверен, что Господь наградит его даром чудотворения. Он стал молиться. В один из дней ему вдруг показалось, что воздух в келье стал свежее и по помещению разлился приятный аромат. Юноша сразу же подумал, что ощущает присутствие Святого Духа. Он стал просить неистово, чтобы Господь явил себя перед ним. Вскоре он услышал голос, который высказал сомнение, не слишком ли молод инок и готов ли к служению. Святой Никита воскликнул: «Я обучен всему, сделаю все, что ты велишь!»

Наконец его глаза увидели существо, которое предстало перед ним в облике ангела. Святой Никита даже не усомнился в Божественной природе своего видения. Безумием с его стороны было принять дьявольское искушение за милость Божию. Но он стал выполнять данный ему приказ: «Ты больше не молись, читай книги, принимай людей, я сам буду молиться вместо тебя».

Через некоторое время к святому Никите действительно стали приходить люди. Он разговаривал с ними о душе, иногда пророчествовал. Оказалось, что предсказания его сбываются. Однажды он послал князю Изяславу сообщение о том, что убит его брат Глеб и нужно срочно отправлять сына на княжеский престол в Новгород. Когда же все подтвердилось, слава о пророке быстро распространилась среди людей. К затворнику стали обращаться знатные люди, князья и бояре.

О предстоящих и случившихся несчастьях святой узнавал от того, кого считал ангелом. Он был рад принимать людей, которые приходили в его келью, те относились к нему с большим почтением. Посетители поражались, насколько хорошо он знает книги Ветхого Завета. Святой мог прочитать все их наизусть. Но что удивительно, инок не признавал Нового Завета, он даже не хотел обсуждать эту тему. Для людей знающих это было очень странно. Когда об этом узнали святые отцы из монастыря, они сразу поняли, что инок находится под влиянием дьявольских сил.

Святые отцы с молитвами вывели из кельи святого Никиту. В тот же миг юноша пришел в себя. Его попросили прочесть наизусть что-нибудь из Писания, но он стал уверять, что никогда не знал его хорошо. Когда молодой человек осознал, что творилось с ним в затворе, он искренне раскаялся в своем грехе.

С тех пор в его жизнь вошло смирение. Он с любовью относился к людям, а те ценили его добродетель. В 1096 году святой Никита стал епископом Новгородским. Тринадцать лет до самой кончины управлял он паствой. В эти годы он проявил дар чудотворения. Однажды в год страшной засухи, по молитве его, с неба хлынул долгожданный дождь. В другой раз, когда случился пожар в городе, молитвы епископа остановили бушующий огонь. В 1108 году святой Никита, епископ Новгородский отошел к Господу. Его похоронили в церкви Святых Иоакима и Анны.

Значение иконы

Икона Святого Никиты Новгородского рассказывает нам историю человека, который всеми помыслами был устремлен к свершению подвигов. Не имея при этом необходимых знаний, не слушая советов мудрых людей, он неудержимо продвигался к своей цели. Так часто гордыня обманывает нас, заставляя встать на ложный путь. Каждый может совершить подобную ошибку. Но история святого Никиты Новгородского убеждает нас в том, что через искреннее раскаяние можно получить прощение Господа. Жизнь праведная, смирение и скромность, любовь к ближним – вот то, что присуще святости. Иногда она остается незамеченной, прославление происходит через многие годы, как это случилось со святым Никитой Новгородским.

Какое чудо произошло

Спустя четыреста пятьдесят лет после смерти святого Никиты, епископа Новгородского в ночь на 30 апреля 1558 года святитель Пимен увидел необычный сон. К нему явился мужчина, который назвался Никитой, епископом Новгородским и повелел ему открыть свои мощи народу. Утром святитель сразу же отправился в собор. Там он встретил местного жителя по имени Исаакий, который поспешил поведать ему о своем сне, в котором к нему тоже являлся святой Никита с тем же поручением. Сомнений в том, что случилось чудо, не оставалось. Когда открыли гробницу, все увидели, что нетленными остались не только мощи, но и одеяние. Правая рука, которой епископ при жизни благословлял прихожан, лежала у него на груди, а левая – вдоль тела.

В честь обретения мощей был отслужен молебен. В это время одному из иноков было видение: святой Никита поднялся из гроба, прошел по церкви с кадилом, а потом исчез. В те же дни случилось еще одно чудо – по молитве, обращенной к святому, слепая девочка обрела зрение.

Помощь от святого Никиты приходила каждому, кто к нему обращался. Так новгородцы, участвовавшие в войне с ливонцами, рассказывали, что при взятии Нарвы они видели святого, которому молились, на поле с жезлом в руке, ограждающим от врага русские войска.

Мощи святого Никиты, епископа Новгородского в настоящее время хранятся там же, где были обретены, между пределами Иоакима и Анны и Рождества Пресвятой Богородицы в Софийском кафедральном соборе.