Музыкальная терапия для детей. Музыкальная терапия для развития детей дошкольного возраста

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.

Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство.

Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца - Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.

Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;

С помощью специально организованных по законам композиции звукосочетаний музыка, организованная по законам психофизиологического воздействия может успешно отражать и передавать: самые различные НАСТРОЕНИЯ - радость, веселье, бодрость, грусть, нежность, уныние, уверенность, тревогу;

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ - решительность, энергичность, сдержанность, задумчивость, инертность, безволие, легкомыслие, серьезность;

ОБОБЩЕННЫЕ СВОЙСТВА явлений действительности - силу, легкость, продолжительность, направленность, широту, пространственность;

самые разнообразные ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИЖЕНИЙ - быстрые, умеренные, медленные, вялые, упругие, порывистые, угловатые;

Сакральное воздействие колокольных звонов, как «молитвы в звуке», «иконы звучащей» усиливает эффект очищающего воздействия музыкальных тонов, - считает руководитель колокольной звонницы при Храме Свт. Николая И.Г.Шариков.

Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» - пишут чешские ученые З.Матейова и С.Машура в книге «Музыкотерапия при заикании». Обнаружившаяся связь целительных и педагогических методов базируется на альтернативе активного или пассивного состояния индуктора или реципиента, педагога или ученика, свойственных как педагогике, так и медицине.

Как рассказала доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦЗД РАМН Елена Петровна БОМБАРДИРОВА, влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их.

Десять - двенадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных.

Что показали исследования?

У ДЕТЕЙ, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем?

Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет… Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика.

Какую музыку должны слушать младенцы?

ДЕТЯМ возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - «адажио», «анданте». Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», колыбельные песни.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… Например: вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки.

Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

* Младенцам с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Мамам на заметку!!!

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
– Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
– Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми – «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
– Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением – «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
– Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения – «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его же «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевые мелодии.

СЕЙЧАС у родителей большой выбор - они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. Кому-то такая аранжировка нравится, кому-то - нет. Вы должны сами увидеть, как реагирует на нее ваш младенец. Но цитохимического тестирования эта манера исполнения не проходила - у лаборатории сейчас нет денег на дорогие реактивы.
А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса… Аудиокассеты так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… Тоже приятное лекарство.
Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Использованные источники.

Музыка, по утверждению ученых, может быть не только приятной, но и полезной для здоровья. Как же она помогает?

Музыка сопровождает нас повсюду: дома, в магазинах, в машине, и, конечно же, в концертных залах или филармониях. Ни для кого не секрет, что «нам песня строить и жить помогает». Кому-то больше по душе классика, кто-то предпочитает рок, а у кого-то в наушниках всегда звучит фоновая попса. Порой мы даже не обращаем внимания на окружающую нас музыку, не догадываясь, какое влияние она на нас оказывает.

Наверное, каждый из нас слышал о феномене воздействия разных слов и ритмов на структуру воды. Так, после «прослушивания» тяжелого рока кристаллы воды приобретали неправильную ассиметричную форму. При воздействии же классической музыки получались красивые шестигранные кристаллы. Поскольку организм человека в большей степени состоит из воды, ученые предположили, что положительные или отрицательные эмоции, заложенные в слова и музыку, могут оказывать определенное влияние на организм человека в целом.

Но это не единственный момент, замеченный учеными. Оказывается, в психотерапии уже давно существует отдельное направление – музыкотерапия . Давайте познакомимся с ней поближе.

Что такое «музыкотерапия»?


Одно из самых многочисленных на данный момент в Германии объединение музыкотерапевтов – Немецкое общество музыкотерапии – дает следующее определение:

«Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент дол¬жен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности».

То есть, музыка может быть использована и активно используется для улучшения здоровья.

Музыкотерапия является одним из направлений современной арт-терапии. По сути, это даже не совсем лечение, а, скорее всего, природный, мягкий способ исцеления души, приводящий к гармонизации личности.

Немного из истории музыкотерапии

Одним из первооткрывателей музыкотерапии, вернее, тем, кто первым заметил и заявил о лечебных свойствах музыки, был всем известный Пифагор. Именно он обосновал научно целебный эффект музыки. В частности, он утверждал, что музыка подчиняется математике как высшему закону, и восстанавливает в теле человека утраченную гармонию.

Создатель основных канонов медицины Гиппократ с помощью музыки лечил эпилепсию и бессонницу. А уже в начале XX века изучением влияния музыки на организм человека занялся академик В.М. Бехтерев. Он пришел к выводу, что музыка может заряжать человека энергией, снимать усталость, оказывать положительное влияние на дыхательную и кровеносную системы.

В наше время методы музыкотерапии активно используются в практике лечения больных, имеющих определенные соматические и психологические проблемы.

Как «работает» музыкотерапия?


Как утверждают ученые, прослушивание или исполнение музыки помогает создавать связи между левым и правым полушариями головного мозга. При этом, музыка воспринимается двумя полушариями одновременно: правое ощущает тембр и мелодию, а левое – ритм.

Именно ритм оказывает на организм человека наиболее сильное воздействие. Музыкальный ритм 2,2-4 колебаний в секунду очень близок к частоте сердцебиения и дыхания человека. Слушая такую музыку, организм будто бы подстраивается под нее. Тело и музыка звучат в одном ритме, и из-за этого повышается настроение, трудоспособность, улучшается сон, снижается чувствительность к боли, стабилизируется дыхание и работа сердца.

Что интересно, ученые доказали благоприятное влияние музыки не только на людей, но и на других представителей живого мира природы: животных и растений. Вот уж действительно универсальное средство!

Музыкотерапия как метод психотерапии использует музыку в качестве средства коррекции психического состояния человека, при работе со страхами, эмоциональными отклонениями. Активно используют ее в социальной реабилитации наркозависимых людей, людей с ограниченными возможностями здоровья, и оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.

При этом методики музыкотерапии могут использоваться и как основной способ воздействия, и как дополнительный – музыкальное сопровождение других приемов коррекции с целью повышения из эффективности.

По мнению ученых, музыка способна проникать в глубинные слои личности.

Если говорить о физиологии, то и нервная система, и мускулатура человека способны усваивать ритм. Музыка, являясь ритмическим раздражителем, воздействует на мозг, а тот регулирует биоритмы. Происходит стимуляция физиологических процессов организма. Поэтому мы замечаем, что музыка нас синхронизирует и активирует.

Но разные музыкальные произведения могут действовать на организм человека по-разному. Они могут успокаивать и возбуждать, расслаблять и побуждать к действиям. Наверняка, вы замечали, что в фитнес – залах для активных тренировок используется заводная, энергичная музыка, а в ресторанах, выставочных залах обычно играют плавные медленные мелодии.

Также специалисты утверждают, что занятия музыкой помогают развитию креативности и интеллекта. Из-за этого с этим людям, связанным с музыкой, проще учить языки, у них лучше развивается память.

Формы и виды музыкотерапии

Музыкотерапия используется в двух основных формах: активной и рецептивной, или пассивной.

Активная музыкотерапия – это воспроизведение музыки с помощью музыкальных инструментов или собственного голоса.

Рецептивная музыкотерапия – это процесс слушания, восприятия музыки с психотерапевтической целью.

Кроме того, музыкотерапия может быть двух видов: индивидуальная и групповая.

Соответственно, при индивидуальной музыкотерапии сеанс происходит непосредственно между клиентом и психотерапевтом, а при групповой – в группе. Последняя используется в случаях, когда необходимо работать с коммуникативным поведением человека.

Музыкотерапия дома


Но, помимо того, что музыкотерапия активно используется в практике специалистов-психотерапевтов, получить свои «бонусы» с помощью музыки можно и в домашних условиях.

Для этого прислушайтесь к простым советам:

1. Создайте благоприятную атмосферу. Чтобы расслабиться и восстановить силы, выберите время, когда никто и ничто не будет вам мешать. Лучше всего, если никого кроме вас не будет дома, или если вы попросите близких не отвлекать вас в течение 10-30 минут.

Можно совместить сразу несколько приятных моментов – например, медленную успокаивающую музыку и расслабляющую ванну с морской солью.

2. При выборе музыки доверьтесь своей интуиции. Мелодия должна вам нравиться. Даже если музыка, рекомендованная вам другими и помогающая им, лично у вас отнимает силы, не стоит ее слушать. Найдите себе то, что вам по душе.

3. Выберите для себя удобное положение. Лучше всего слушать музыку с закрытыми глазами, якобы пропуская ее через себя. Позвольте мелодии заполнить ваше сознание, ваши мысли. В такие минуты не существует ничего постороннего – только музыка и вы. А весь мир пусть подождет.

4. Следите за громкостью звука. Даже самую полезную музыку не надо включать на всю катушку – пользы для организма это не принесет. Поэтому регулируйте звук так, чтоб это было для вас максимально комфортно.

5. Не переборщите. Начинать сеансы музыкотерапии рекомендуют с 10 минут, и доводить максимум до получаса. Прослушивание, например, Бетховена на протяжении часа и больше вместо желаемого расслабления принесет обратный эффект – раздражение и усталость. Поэтому не забывайте, что все хорошо в меру.

Лечение музыкой: что и когда слушать?


Итак, мы уже разобрались, как правильно заниматься музыкотерапией. Сейчас самое время узнать, а что же именно слушать в тех или иных случаях?

Существуют уже проверенные многими людьми музыкальные «рецепты»:

1. Чтобы поднять себе настроение, слушайте:

  • Моцарт «Рондо в турецком стиле»;
  • «Хабанера» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе;
  • «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида».

2. Для уменьшения тревожности и чувства неуверенности рекомендуют:

  • «Мазурка» Шопена;
  • «Вальсы» Штрауса;
  • «Мелодия» Рубинштейна.

3. Для уменьшения раздражительности и избавления от неврозов помогут:

  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Бах «Кантата №2»;
  • Гайдн «Симфония»;
  • Бетховен «Симфония ля-минор»;
  • Бах «Итальянский концерт».

4. Для общего успокоения и умиротворения подходят:

  • «Колыбельная» Брамса;
  • Шопен «Ноктюрн соль-минор»;
  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Дебюсси «Свет луны»;
  • Бетховен «Симфония № 6», 2-я часть;
  • вальсы Штрауса.
  • концерты и сонаты Вивальди;
  • серенады Шуберта;
  • «Утро» Штрауса;
  • «Утреннее расположение духа» Грига;
  • «Море» Дебюсси;
  • «Пробуждение птиц» Мессиана.

6. При нарушениях сна помогают:

  • «Пер Гюнт» Грига;
  • Шуман «Грезы»;
  • Сибелиус «Грустный вальс»;
  • пьесы Чайковского;
  • «Мелодия» Глюка.
  • Бах «Кантата № 21», «Концерт ре-минор» для скрипки;
  • Мендельсон «Свадебный марш»;
  • Барток «Соната для фортепиано»;
  • Шопен «Ноктюрн ре-минор»;
  • Брукнер «Месса ля-минор».

8. Для лечения алкогольной зависимости и курения подойдут:

  • Шуберт «Аве Мария»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • Свиридов «Метель»;
  • Сен-Санс «Лебедь».

10. От эпилепсии поможет Моцарт «Соната K448».

11. При язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки рекомендуют:

  • Чайковский «Вальс цветов»;
  • музыка Моцарта.

12. При мигрени послушайте:

  • «Юморески» Дворжака и Гершвина;
  • «Весенняя песня» Мендельсона.

13. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональной перегрузкой, помогут:

  • Хачатурян «Маскарад»;
  • Лист «Венгерская рапсодия»;
  • Моцарт «Дон Жуан»;
  • Бетховен «Фиделио»;
  • Огинский «Полонез».

14. При переутомлении можно послушать диски Луи Армстронга, Элвиса Пресли, Дюка Веллингтона.

15. Чтобы забыть о проблемах и неприятностях, послушайте:

  • «Аве Мария» Шуберта;
  • «Колыбельная» Брамса.

Также ученые заметили, что улучшить самочувствие человека могут не только конкретные мелодии, но и конкретные инструменты. Например, звуки барабана лечат кровеносную систему и нормализуют сердечный ритм. Также гармонично влиять на сердечную работу способна арфа. Звуки скрипки помогают человеку на пути познания себя и лечат его душу. Флейта помогает работе легких. Пианино благотворно влияет на щитовидную железу. А вот саксофон способен активизировать сексуальную энергию человека.

Король музыкальных инструментов – орган – помогает навести порядок в мыслях и способствует правильной работе позвоночника. Не зря, наверное, этот благородный инструмент играл преимущественно в храмах и церквях, и это помогало людям прояснить и очистить сознание и мысли.


Ученые доказали, что музыкотерапия очень полезна для детей. Еще академик Бехтерев утверждал, что музыка (классическая и колыбельные) способствует не только развитию детей, но и их оздоровлению.

Интересный эксперимент был проведен учеными Института педиатрии РАМН. В ходе исследования новорожденным детям включали для прослушивания классическую музыку. Результаты эксперимента показали, что груднички, которые постоянно слушали классику, смогли лучше справиться с неврологическими нарушениями.

Какую же музыку надо включать маленьким детям?


Для общего успокоения деткам будут полезны: «Аве Мария» Шуберта, «Симфония № 6» Бетховена.

Чтобы поднять малышу настроение, включите ему Бетховена «Увертюра Эдмонд» или Чайковского «Симфония № 6».

Если ваш ребенок легко возбудим, гиперактивен, ему будет полезно слушать медленные мелодии, такие, как «Зима» из «Времен года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта – 2 часть, и, конечно же, колыбельные. Кстати, как утверждал Бехтерев, без колыбельных вообще невозможно полноценное развитие малыша.

Очень хорошо действует на деток классика на фоне звуков природы (шума дождя, звуков моря, леса и т. п.).

При этом, по мнению специалистов, стоит воздержаться от сеансов музыкотерапии, когда ребенок болеет отитом, или если у него может резко нарастать внутричерепное давление.

И, конечно же, прислушивайтесь к реакциям вашего малыша: если вы видите, что музыка его напрягает, заставляет нервничать – не насилуйте свое чадо. Лучше просто побудьте с ним рядом, постарайтесь его понять, почувствовать, что его беспокоит. Ведь ваша любовь – самое лучшее лекарство для вашей крохи.


Музыкальные произведения Моцарта вообще считаются особыми. По утверждениям нейробиологов, они мобилизуют возможности мозга, облегчают его работу.

Объясняют такой эффект тем, что интервал продолжительностью в полминуты, который выдерживается в музыке этого композитора, соответствует характеру биотоков головного мозга.

По утверждению ученых, музыка Моцарта полезна всем. Она оказывает успокаивающее действие на беременных женщин и грудных детей. Также доказано, что 10-минутные паузы во время обучения, потраченные на прослушивание музыкальных произведений композитора, значительно улучшают эффективность изучения материала и способствуют повышению уровня интеллекта учащегося.

Бесспорно, музыка – это чудесный подарок для всех нас, способный сделать нашу жизнь гармоничнее и радостнее. Поэтому не стоит пренебрегать ее замечательными возможностями.

Но в это же время она тоже не должна быть единственной панацеей. Если какое-то произведение вам «не идет» — перестаньте себя мучить в ожидании обещанной пользы. Пусть музыка будет приятным времяпрепровождением, способным не только порадовать, но и исцелить!


Целебное воздействие музыки на человека было замечено много столетий назад. Древнегреческий целитель Гиппократ использовал музыку для лечения бессонницы, а также эпилепсии. В современном мире в психотерапии широко пользуются методами музыкотерапии для профилактики, лечения отдельных видов заболеваний.

На основе многолетних исследований и наблюдений в 2003 году музыкальная терапия была признана Министерством здравоохранения как официальная медицина. Музыка с самого рождения повсеместно сопровождает любого человека. Музыка может заставить заплакать или поднять настроение, вызвать усталость, упадок сил, головную боль или, напротив, придать бодрость, уверенность.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика, больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша.

У родителей зачастую нет времени заниматься воспитанием подрастающего поколения. Если над воспитанием, развитием крохи до 2 — 3 лет еще мамочка работает, то обычно после 3 лет крохой занимается бабушка или малыш остается на длительное время предоставлен сам себе.

Чтобы занять внимание чада, взрослые нередко предоставляют бесконтрольный доступ к телевидению, а также к компьютеру. Маленький человечек смотрит фильмы ужасов, играет в «стрелялки». Его психика еще не адаптировалась полностью к реалиям взрослой жизни, поэтому агрессивное поведение героев кинокартин, малыш проецирует на себя и начинает вести себя агрессивно.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

В настоящее время методы музыкотерапии активно применяются в дошкольных детских учреждениях. Родители также могут использовать положительные эффекты музыки дома. Чтобы музыка лечила, а не нанесла дополнительный вред малышу, необходимо посоветоваться с психологом, вместе подобрать музыку для чада и для взрослых членов семьи.

Понятие музыкотерапии, ее виды

Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека. Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

В музыкотерапии для дошкольников используются две главные формы: пассивная, иногда ее называют рецептивной, и активная форма. При активной терапии с помощью музыки детишки принимают активное, непосредственное участие, путем использования различных музыкальных инструментов или пением.

Рецептивная музыкотерапия для детей — это сам процесс восприятия музыки с различных носителей. Музыкальную терапию можно и нужно применять не только для лечения и психокоррекции личности, но и для формирования нравственных, эстетических норм поведения дошколят.

Изучение, восприятие музыки как культурного наследия человечества прививает любовь к музыке, обогащая тем самым внутренний мир ребенка. Музыкотерапия как метод воздействия на психику малыша использует музыку в следующих направлениях:

  • лечебное, медицинское;
  • педагогическое, воспитательное;
  • профилактическое направление, предупреждающее возникновение стрессовых психоэмоциональных заболеваний.

Терапия с помощью музыки делится на следующие виды, зависящие от самой формы и силы музыкального воздействия:

  • по достигнутому результату, по глубине воздействия — глубокое или поверхностное;
  • по организации процесса — индивидуальная или групповая;
  • по взаимодействию со специалистом — директивная, то есть, руководящая или не директивная, подчиняющая;

Музыкотерапия в детском саду применяется и как вспомогательный, дополнительный метод при цветотерапии, сказкотерапии и игровой психотерапии малышей. Только используя комплексно все виды щадящей терапии, можно провести более оптимально, с лучшим результатом разнообразные виды психокоррекции дошколят.

Проведение музыкотерапии

Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.

При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.

С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.

Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.

Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.

Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:

  • рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
  • подвижные, активные игры с использованием музыки;
  • пантомима;
  • сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
  • пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
  • хоровое или сольное пение.

Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.

Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.

Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.

Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.

Музыкотерапию можно проводить в домашних условиях, при этом необходимо соблюдать правила проведения такой терапии, опробованные и принятые специалистами. В детских учреждениях в основном делается упор на групповую терапию, с целью развития коммуникативности крохи, вовлечения его в общение, включение в социум.

  • Помещение для проведения пассивной терапии должно быть специально оборудовано. Не должно быть ярких игрушек, предметов, включенных телефонов, отвлекающих внимание ребят. Освещение — искусственное, чтобы кроха лучше воспринял терапевтическое воздействие сеанса.
  • Коррекционные сеансы не проводятся на голодный желудок, или сразу после приема пищи. Необходимо подождать примерно часа 2 после кормления крохи для начала сеанса.
  • Психолог устанавливает продолжительность сеанса, количество занятий в неделю в зависимости от степени необходимой корректировки психоэмоционального состояния крохи. Родители, проводящие такие сеансы дома, должны соблюдать все рекомендации специалиста.
  • Перед началом занятия кроха должен расслабиться, настроиться на позитивный лад. Малыш должен принять свободную удобную ему позу. Кресла, кушетки или просто подушки на застеленном полу — малышу должно быть удобно во время занятия.
  • Не стоит включать прослушивание музыкального произведения на полную громкость. Это только утомит непоседу, вызовет неприятие к терапии. Прослушивание музыки должно проходить в негромком тоне. Гиперактивным, агрессивным деткам полезно включать для прослушивания спокойные мелодии во время сна.
  • После окончания сеанса, не стоит сразу заставлять ребенка бегать. Кроха должен отдохнуть. Ведь терапия с помощью музыки — это лечение.

Музыкотерапия — это лечение детей, поэтому относиться к такой терапии следует серьезно. Обязательно следует проконсультироваться с психологом, выполнять его рекомендации. Только совместная деятельность родителей, воспитателей, психологов способна помочь крохе исправить проблемы в психоэмоциональной сфере.

К сеансам терапии следует подходить ответственно. Не рекомендуется использовать первые попавшиеся мелодии, даже если в настоящее время они популярны, постоянно звучат по радио. Лучший эффект оказывает классическая музыка.

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения Моцарта. Моцарт создал не просто великие классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения великого композитора обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие, было научно доказано, музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям. Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Упражнения музыкотерапии

Любые упражнения данного вида терапии основаны на использовании двух компонентов: восприятие музыки в движении и контроль над дыханием. Именно эти компоненты помогают в основном снизить эмоциональную, а также физическую напряженность у детей.

Терапевтическое упражнение состоит из следующих фаз:

  • диагностика психоэмоционального состояния крохи, установление с ребенком контакта;
  • подбор мелодий, учитывающих задачи коррекции и эмоционального состояния непоседы;
  • снятие эмоционального напряжения с помощью динамичной, мажорной мелодии;
  • получение крохой положительного заряда эмоций через расслабляющие мелодии.

Пантомимы, игры, раскрывающие настроение детей во время прослушивания мелодий. Рисунки, показывающие, какие ассоциации вызывают песни, музыкальные произведения. Все занятия должны проходить в естественной форме, в процессе игры, чтобы дошкольники были более открыты, восприимчивы к терапии.

Что такое музыкальная терапия?

Музыкальная терапия (МТ) - это клиническое и научно-обоснованное использование музыкального воздействия, направленное на достижение индивидуальных целей и осуществляемое аккредитованным профессионалом, прошедшим подготовку в рамках утвержденной программы.

Музыкальная терапия заняла прочную позицию среди смежных с медициной профессий, таких как трудотерапия и физическая терапия. Она заключается в терапевтическом использовании музыки для решения вопросов, возникающих в физических, психологических, когнитивных, поведенческих и/или социальных сферах жизни.

Музыкальная терапия является мощным, не имеющим побочных эффектов средством, благодаря которому можно достичь выдающихся результатов. Это уникальный способ, позволяющий с помощью музыкальных переживаний достичь изменений в поведении ребенка и способствовать развитию его/её коммуникативных, социальных, эмоциональных, сенсомоторных и/или познавательных навыков.

МТ включает в себя взаимодействие квалифицированного терапевта и ребенка; детей между собой; ребенка и его семьи; музыки и участников. Эти отношения выстраиваются таким образом, чтобы через элементы музыки создать благоприятные условия для успешного развития.

Как музыкальная терапия влияет на ребенка?
  • Музыка стимулирует все чувства и вовлекает ребенка на многих уровнях. Этот «мультимодальный подход» облегчает развитие многих навыков.
  • Качественное обучение и максимальное вовлечение в процесс происходят тогда, когда ребенку позволено наслаждаться игрой.
  • Музыка очень мотивирует, но она также может иметь успокаивающий и расслабляющий эффект.
  • Музыкальные мероприятия разработаны так, чтобы помочь ребенку быть более уверенными в себе.
  • Музыкальная терапия может помочь ребенку управлять болью и стрессовыми ситуациями.
  • Музыка может способствовать социализации, самовыражению, общению и двигательному развитию.
  • Поскольку мозг обрабатывает музыку в обоих полушариях, музыка стимулирует познавательные способности и может быть использована для восстановления некоторых речевых/языковых навыков.

Случай из практики

Музыкальный терапевт, работающий в школе музыкального сообщества, отзывается об одной из своих учениц как о «музыкальном ребенке». Шестилетняя девочка, у которой наблюдается задержка физического и умственного развития, имеет ограниченные возможности взаимодействия с другими людьми.

Когда она начала проходить музыкальную терапию в 3 года, выяснилось, что у нее от рождения исключительные музыкальные способности. Уже в два года она могла играть композиции для фортепиано на слух, хотя у нее только по четыре пальца на каждой руке. Она говорила редко, но пела очень гармонично.

За последние 3 года произошел значительный рост. Сначала она занималась еженедельно по 45 минут, затем – по 60 минут. В результате улучшилась продолжительность концентрации внимания, степень независимости и способность следовать указаниям. Теперь она легко произносит одну или две фразы самостоятельно. Есть заметное улучшение социальных навыков.

В дополнение к пению и игре на синтезаторе и фортепиано ребенок сейчас играет на омнихорде (электронный музыкальный инструмент –прим.пер. ), арфе, колокольчиках, колоколах, ксилофоне, ударной установке и различных мелких ударных инструментах.

В период начальной стадии прохождения музыкальной терапии она никому не позволяла играть одновременно с ней. Теперь она играет мелодию, а музыкальный терапевт ей аккомпанирует.

Учитель начальной школы попросила ее сыграть для других детей в классе, тем самым используя ее музыкальный талант для адаптации в группе.

Что делают музыкальные терапевты?

Музыкальные терапевты вовлекают детей в пение, слушание, движение, игру и творческую деятельность, которая может способствовать более успешному развитию.

Они оказывают влияние на развитие самосознания ребенка, его уверенности в себе, доверия, необходимых навыков, способности быстро усваивать информацию, социальное поведение, а также могут научить техникам для управления болью. Музыкальный терапевт исследует, какие стили музыки, методы и инструменты наиболее эффективны и служат лучшей мотивацией для каждого конкретного ребенка. Он использует ее в естественной, спонтанной игре ребенка с целью решения поставленных задач.

Часто, работая в составе междисциплинарной команды, музыкальный терапевт может координировать план занятий с другими специалистами, такими как специалисты по раннему вмешательству, медицинскими работниками, детскими специалистами, психологами, физио- и эрготерапевтами, логопедами, тренерами, преподавателями искусства и танцев. Также они могут предоставлять семье ресурсы и рекомендации для занятий с ребенком дома.

Музыкальный терапевт развивает контакт с ребенком. Он обращает внимание на поведение, на то, как ребенок взаимодействует с окружающими. Он оценивает коммуникативные, познавательные, двигательные, социально-эмоциональные и музыкальные навыки своего подопечного. После постановки практических целей и показателей, которые нужно достичь, музыкальный терапевт составляет план и осуществляет систематические музыкально-терапевтические лечебные программы с использованием процедур и методов, разработанных специально для конкретного ребенка.

Музыкальный терапевт ведет отчетность, проводит постоянную оценку прогресса и дает рекомендации другим членам команды и семьи в отношении достигнутого прогресса. Он также дает рекомендации относительно того, как использовать давшие хороший результат музыкально-терапевтические техники в других аспектах жизни ребенка.

Кто такой музыкальный терапевт?

Выпускники колледжей или университетов, работающих по более чем 70 утвержденным музыкально-терапевтическим программам, имеют право сдать государственный экзамен, проводимый Сертификационной Комиссией Музыкальных Терапевтов (CBMT), независимым некоммерческим агентством, имеющим полную аккредитацию в Национальной комиссии по сертификации агентств.

После успешного прохождения экзамена CBMT выпускникам выдается удостоверение, дающее право на профессиональную практику – MT-BC (Music Therapist-Board Certified).

Кроме MT-BC, другими признанными обозначениями наличия профессиональной аккредитации, перечисленными в Национальном музыкально-терапевтическом реестре, являются RMT (Registered Music Therapists), CMT (Certified Music Therapists) и ACMT (Advanced Certified Music Therapist).

Любой, кто не имеет специальной подготовки и аккредитации, не имеет права предоставлять услуги в области музыкальной терапии.

Что можно ожидать от музыкального терапевта?

Музыкальная терапия указывается в IEP (Individualized Education Program, Индивидуальной Программе Ребенка) как «сопутствующие услуги» и может предоставляться детям до 3х лет как часть IFSP (Individualized Family Service Plan, Индивидуального Плана по Обслуживанию Семьи).

Музыкальный терапевт составляет индивидуальную программу, отслеживает процесс, оценивает результаты и предоставляют отчетную документацию.

Специалист, работающий с маленькими детьми, должен обладать хорошими музыкальными знаниями и опытом в сфере раннего развития.

Также музыкальный терапевт через музыку может обеспечить структурированное или полуструктурированное взаимодействие здоровых детей и детей с инвалидностью.

Настоящим специалистом в этой области может стать только творческая, энергичная и позитивная личность. Музыкальный терапевт должен уметь хорошо выражать свои мысли через слова и письменно, а также хорошо взаимодействовать с членами семьи и другими специалистами.

Где музыкальные терапевты работают?

Кроме центров раннего развития, дошкольных и школьных учреждений, музыкальные терапевты работают в различных условиях, индивидуально и в группах.

Вот некоторые из вариантов: реабилитационные центры, поликлиники, психиатрические клиники, оздоровительные центры, школы, дома престарелых, частная практика, хосписы и исправительные учреждения.

Некоторые музыкальные терапевты занимаются индивидуальной трудовой деятельностью и могут быть наняты на договорной основе, чтобы обеспечить диагностику, консультирование или лечение детей и взрослых.

Каким образом музыкальная терапия помогает семьям?

Семья может научиться использовать музыку как воспитательный процесс и игру с глубоким смыслом.

Музыкальная терапия может служить позитивным вариантом веселой активности, в которой могут принимать участие родители, братья, сестры и другие члены семьи.

Часто музыкальная терапия помогает семье увидеть ребенка в новом свете, ведь на музыкальных занятиях могут проявиться его сильные стороны.

Какие исследования и ресурсы доступны для обоснования и поддержки музыкальной терапии?

Посредством изданий Журнал Музыкальной Терапии , Перспективы Музыкальной Терапии и других ресурсов АМТА (American Music Therapy Association, Американская Ассоциация Музыкальных Терапевтов) популяризирует множество исследований, направленных на изучение преимуществ музыкальной терапии с маленькими детьми. Кроме того, в состав АМТА входит Сеть Раннего Развития, которая распространяет полезную информацию для заинтересованных в этой теме.

Почему именно музыкальная терапия?

Музыкальная терапия может воздействовать сразу на несколько сфер жизни в позитивной и увлекательной манере. Она обеспечивает удовольствие при обучении, что является залогом успеха. Кроме того, музыкальная терапия может значительно повысить качество жизни маленького ребенка и его семьи. Музыка часто становится тем, что ребенок с легкостью воспринимает. Она представляет собой «универсальный язык», который преодолевает все культурные границы.

Музыка присутствует в нашей повседневной жизни и сопровождает нашу деятельность и досуг. Музыка предоставляет ориентированные на время и реальность структуры, дающие возможность участвовать каждому на собственном уровне подготовки и способностей.

Музыкальные способности дают ребенку возможность «сиять» и, кроме того, могут быть использованы для достижения немузыкальных целей.

Большинство людей, особенно дети, наслаждаются музыкой, поэтому музыкальная терапия может может усиливать эффект всех остальных методов лечения.

Директор образовательных услуг системы государственных школ утверждает:

«Включение музыкально-терапевтических уроков дает возможность дошкольникам найти новых друзей и узнать многое о себе и других. Я видел значительные успехи в социальных навыках детей и в их способности к концентрации внимания. Я искренне поддерживаю программу и считаю, что каждый ребенок может получить от нее пользу.»

Профессиональный врач пишет:

«Мне нравится работать в одной команде с музыкальным терапевтом. Я замечаю, что дети в этом случае гораздо более мотивированы на преодоление трудностей при работе с такими вещами, как хорошая координация и объем двигательной активности.»

Отец 5-летнего ребенка с диагнозом Дефицит внимания/Гиперактивность отмечает:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну улучшить концентрацию и внимание. Его способность к зрительному контакту улучшилась с тех пор, как началась терапия. Более того, я считаю, что улучшения в его речи отчасти связано с посещением музыкально-терапевтических занятий. И наконец, он полюбил музыку. (Проходил индивидуальную терапию 1,5 года).

Мать 6-летнего ребенка с синдромом Дауна говорит:

«Музыкальная терапия помогла моему сыну научиться очередности, разделению и умению слушать, выучить некоторые цвета, животных, части тела и одежды. (Ребенок 2 года участвовал в групповой музыкальной терапии в дошкольном возрасте, и затем 1 год в индивидуальной терапии).

Мать 7-летних близнецов, один с диагнозом Синдром Тауретта, у второго диагностирована задержка в развитии:

«Одному сыну музыкальная терапия, кажется, помогла сократить крайнюю чувствительность к звукам. Большую часть времени мальчики существуют как бы в параллельных вселенных, но на пути домой с музыкальных занятий они всегда находят общую тему для беседы. (Мальчики принимали участие в небольших группах или с партнером в течение 2 лет).

Мама 8-милетнего ребенка с Синдромом Аперта и дефицитом внимания замечает:

«Музыкальная терапия 1) улучшила самостоятельную речь у моей дочери, 2) научила ее обращаться руками с различными текстурами и независимо друг от друга, 3) расширила ее природные музыкальные способности, 4) научила сосредотачиваться и тренировать терпение, используя музыку в качестве мотиватора». (Ребенок в течение полутора лет участвовал в малых группах в дошкольном возрасте и затем 4 года в индивидуальной терапии).

Родитель проходящего лечение от рака ребенка:

«Музыкальная терапия принесла огромную пользу не только нашему ребенку, но и всей семье. Во время музыкальной терапии он может делать забавные вещи, которые помогают ему забыть о своей боли. Мы счастливы проводить какое-то время с ним, делая то, что помогает улыбке вернуться на его лицо».

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века - подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.

Первоначально назначение пациентам музыкотерапии носило целиком эмпирический характер и опиралось на интуицию врача. Уже позже под данный метод была подведена серьезная научная база . Сейчас многие музыкотерапевты активно применяют в своей работе компьютерные технологии .

Кому помогает музыкотерапия?

Музыкотерапия применяется для реабилитации после инфарктов, черепных травм, для облегчения болей. В психиатрии музыкой лечат неврозы и некоторые формы шизофрении. Музыкотерапия помогает в адаптации людям с физическими нарушениями – слепым и немым, а также является незаменимым средством для застенчивых людей. С помощью музыкальной терапии они учатся самоконтролю, коммуникации с другими.

Музыкотерапия является очень популярным способом лечения детей, больных аутизмом . Для таких детей все, что происходит в окружающем мире неинтересно, их волнует только их собственный внутренний мир. Такие дети с трудом общаются с собственными родителями, поэтому для их лечения нужно выбирать способы, через которые можно вызвать у них эмоции. Музыкотерапия для таких детей способствует улучшению контакта с окружающим миром.

Музыкотерапия также помогает в семейных проблемах. Супругам предлагается выбрать несколько музыкальных произведений, которые нравятся им обоим. В данном случае, музыкотерапия помогает организовать совместную деятельность.

Лечение музыкой завоевывает все большую популярность. Никто уже не спорит с тем, что музыка помогает в преодолении болевых ощущений, снимает психоэмоциональное и мышечное напряжение. Поэтому музыкотерапию все чаще и с неизменным успехом применяют в самых разных областях медицины.

Нет таких музыкальных произведений, которые помогали бы всем людям. Однако, большинству людей помогает расслабиться музыка Моцарта. Далее по популярности идут Чайковский и Шопен.

Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурки» и «Прелюдии» Ф.Шопена, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.