Музыка легенд эдварда грига для детей. Музыкальное творчество эдварда грига Названия произведений эдварда грига

  • Соната для фортепиано ми минор, оп. 7 (1865)
  • Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8 (1865)
  • «Осенью» для фортепиано в четыре руки, оп. 11, также для оркестра (1866)
  • «Лирические пьесы», 10 сборников, с 1866 (оп. 12) до 1901 (оп. 71).
  • Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13 (1867)
  • Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16 (1868)
  • «Сигурд Крестоносец», оп. 22, музыка к пьесе Бьёрнстьерне Бьёрнсона (1872)
  • «Пер Гюнт», оп. 23, музыка к пьесе Генрика Ибсена (1875)
  • Струнный квартет соль минор, оп. 27 (1877-1878)
  • «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки, оп. 35, также для оркестра (1881)
  • Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36 (1882)
  • Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45 (1886-1887)
  • Симфонические танцы, оп. 64 (1898).

Наследие Грига

Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. Его сочинения активно исполняет как пианист и дирижёр один из наиболее известных современных норвежских музыкантов Лейф Ове Андснес. Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Ставятся различные музыкальные спектакли, сценарии фигурного катания и другие постановки.

«Тролльхауген», где композитор прожил часть жизни, стал открытым для посещения домом-музеем. Здесь посетителям показаны родные стены композитора, его усадьба, интерьеры. Вещи, принадлежавшие композитору, - пальто, шляпа и скрипка, по-прежнему висят на стене его рабочего домика. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка.

В современной культуре

  • Карл Столлинг, композитор киностудии Warner Bros., часто использовал мелодию из пьесы «Утро» для иллюстрации утренних сцен в мультфильмах.
  • Музыкальный спектакль «Разноцветный трубочист» (1957) по рассказу Братьев Гримм использовал исключительно музыку Грига.
  • Мюзикл «Песнь Норвегии» (1970) основан на событиях жизни Грига и использует его музыку.
  • Rainbow - Hall of the Mountain King (альбом Stranger in Us All, 1995) - композиция в стиле хард-рок, основанная на музыке пьесы «В пещере горного короля» на слова Кэндис Найт (жены Ричи Блэкмора, гитариста группы). Песня Vikingtid российской пэган-метал группы Butterfly Temple с альбома «Сны Северного Моря», также содержит в себе фрагменты этого произведения Грига.
  • Первая часть фортепианного концерта используется в фильме Эдриана Лайна «Лолита» (1997).

В истории музыкальных культур народов севера Европы - Дании, Норвегии, Швеции - есть общие черты, обусловленные общностью в их экономическом и социально - политическом развитии.

В частности, для них характерно позднее, по сравнению с европейскими странами, становление композиторских школ. Во второй половине 19 века среди этих школ особенно выдвинулась норвежская. Её возглавил Эдвард Григ - композитор мирового значения, оказавший влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на всю европейскую музыку в целом.

Норвегия в это время переживала трудный период развития. Более слабая в экономическом отношении, она находилась в подчинении то у Дании (16 – 19 вв), то у Швеции (19в). И лишь 1905 году Норвегия окончательно освободилась от политического диктата.

Знаменательный расцвет в это время переживает норвежская культура в целом, и музыкальная культура - в частности. Например - Людвиг Матиас Линнеман, начиная с 50 - г., проводит большую работу по собиранию музыкального фольклора, знаменитый скрипач Уле Булл, прозванный "северным Паганини", по выражению Грига, был "первым, кто подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки", в качестве автора многочисленных романсов выдвигается Хальфдан Кьерульф, патриотизмом отличается деятельность одарённого, к сожалению, рано умершего Рикарда Нурдрока - он является автором музыки национального гимна Норвегии.

Григ, однако, резко выделяется среди своих предшественников и современников. Подобно Глинке в России или Сметане в Чехии, он с необыкновенной отчётливостью воплотил в своей музыке народный колорит. "Я почерпнул, - говорил он, - богатые сокровища в народных напевах моей родины и из этого клада пытался сделать национальное искусство". Создав такое искусство, Григ стал основоположником норвежской музыкальной классики, а творения его - достоянием мировой художественной культуры.

Эдвард Хагеруп Григ

Эдвард Хагеруп Григ родился в июне 1843 года. Его предки были шотландцы (по фамилии Грейг - известные русские адмиралы С.К. и А.С. Грейги - так же принадлежали к этому роду). Семья была музыкальной. Мать - хорошая пианистка - сама научила детей музыке.

Берген, где родился Григ, славился своими национальными традициями, особенно в области театра; здесь начинали свою деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрснон; здесь же родился Уле Булль, именно он первым обратил внимание на одарённого мальчика(Григ сочиняет уже в 12 лет),и советует родителям определить его в Лейпцигскую консерваторию.

Григ без удовольствия вспоминал потом годы консерваторского обучения - консерватизм своих учителей, их оторванность от жизни. Однако пребывание там дало ему немало: уровень музыкальной жизни был достаточно высок, и за пределами консерватории Григ приобщался к музыке современных композиторов, особенно полюбились ему Шуман и Шопен.

Творческие изыскания Григ горячо поддержал Оле Булль - во время совместных странствий по Норвегии он посвящал своего юного друга в тайны народного искусства. И вскоре уже отчётливо проявились индивидуальные черты стиля Грига. Недаром говорят - хотите приобщиться к фольклору Норвегии - слушайте Грига.

Всё более и более он совершенствовал свой талант в Христиании (теперь Осло). Здесь он пишет огромное количество своих наиболее известных произведений. Именно здесь появляется на свет его знаменитая вторая скрипичная соната - одно из самых его любимых произведений. Но работа Грига и его жизнь в Христиании были полны борьбой за признание в музыке народного колорита Норвежского искусства, он имел немало врагов, противников таких новшеств в музыке. Поэтому особенно запомнилась ему та дружеская мощь, которую оказал ему Лист. К тому времени, приняв сан аббата, Лист жил в Риме и лично не был знаком с Григом. Но, услышав первую скрипичную сонату, пришел в восторг от свежести и необычайной колоритности музыки, и послал восторженное письмо автору. Он сказал ему: "Продолжайте в том же духе….. - и не давайте себя запугать!..." Письмо это сыграло большую роль в биографии Грига: моральная поддержка Листа укрепила национальное начало в музыкальном творчестве Эдварда.

И вскоре Григ покидает Христианию и обосновывается в родном Бергене. Начинается следующий, последний, длительный период его жизни, отмеченный большими творческими удачами, общественным признанием на родине и за рубежом.

Открывает этот период его жизни создание музыки к пьесе Ибсена "Пер Гюнт". Именно эта музыка сделала имя Грига европейски известным. Всю жизнь Григ мечтал создать национальную оперу, в которой бы использовались образы народных исторических преданий и героика саг. В этом ему помогло общение с Бьёрстоном, с его творчеством (кстати, на его тексты было написано немало произведений Грига).

Музыка Грига приобретает большую популярность, проникая на концертную эстраду и в домашний быт. Чувство глубокой симпатии вызывает облик Эдварда Грига, как человека и художника. Отзывчивый и мягкий в обращении с людьми, в своей деятельности он отличался честностью и принципиальностью. Интересы родного народа были для него превыше всего. Именно поэтому Григ выступил в качестве одного из крупнейших реалистических художников своего времени. В признание его художественных заслуг Григ избирается членом ряда академий в Швеции, Голландии и других странах.

Со временем Григ всё более сторониться шумной столичной жизни. В связи с гастрольными турне ему приходиться посещать Берлин, Вену, Париж, Лондон, Прагу, Варшаву, тогда как в Норвегии он живёт уединённо, преимущественно за городом, сначала в Люфтхусе, затем вблизи Бергена в своём имении, названном Трольдхауген, то есть "Холм троллей",и основное время посвящает творчеству.

И всё же он не бросает музыкально - общественной работы. Летом 1898 года он организовывает в Бергене первый норвежский музыкальный фестиваль, куда съезжаются все крупные музыкальные деятели того времени. Выдающийся успех бергенского фестиваля, привлекли к родине Грига всеобщее внимание. Норвегия могла теперь считать себя равноправной участницей музыкальной жизни Европы!

15 июня 1903 года Григ праздновал своё шестидесятилетие. Со всех сторон света он получил около пятисот поздравительных телеграмм (!) Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость.

К сожалению, с возрастом здоровье Грига сильно пошатнулось, лёгочные заболевания всё чаще и чаще одолевают его… Умер Григ 4 сентября 1907 года. Его смерть была отмечена в Норвегии национальным трауром.

Список произведений Э. Грига

Фортепианные произведения
Множество небольших пьес (ор.1, издан в 1862 году);70 содержаться в 10 "Лирический тетрадях" (изданы с 1879 - х годов по 1901)
Соната e - moll ор.7 (1865)
Баллады в форме вариаций ор.24 (1875)

Для фортепиано в 4 руки
Симфонические пьесы ор.14
Норвежские танцы ор. 35
Вальсы - каприсы (2 пьесы) ор.37
Старонорвежский романс с вариациями ор. 50 (емть оркестровая редакция)
4 сонаты Моцарта для двух фортепиано в 4 руки (F - dur, c - moll, C - dur, G - dur.)

Песни и романсы
Всего - с посмертно изданными - свыше 140.

Камерно-инструментальные произведения
Три скрипичных сонаты (F - dur, G - dur, c - moll)
Виолончельная соната a - moll ор.36 (1883)
Струнный квартет ор. 27 (1877 - 1878)

Симфонические произведения
"Осенью", увертюра ор. 11 (1865 - 1866)
Фортепианный концерт a - moll ор. 16 (1868)
2 элегические мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор.34
"Из времени Хольберга", сюита (5 пьес) для струнного оркестра ор.40
2 мелодии (по собственным песням) для струнного оркестра ор. 53
3 оркестровые пьесы из "Сигурда Йорсальфара" ор.56 (1892)
2 норвежские мелодии для струнного оркестра ор. 63
Симфонические танцы на норвежские мотивы ор.64

Вокально-симфонические произведения
"У врат монастыря" для женских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 20 (1870)
"Возвращение на родину" для мужских голосов - соло и хора - и оркестра ор. 31 (1872)
"Одинокий" для баритона, струнного оркестра и двух валторн ор.32 (1878)
Музыка к пьесе Ибсена "Пер Гюнт" ор.23 (1874 - 1975)
"Берглиот" для декламации с оркестром ор. 42 (1870 - 1871)
Сцены из "Улафа Трюгвасона" для солистов, хора и оркестра ор. 50(1889)

Хоры
Альбом для мужского пения (12 хоров) ор. 30
4 псалма на старинные норвежские мелодии для смешанного хора a cappella с баритоном или басом ор. 34 (1096)

Литературные сочинения
Среди опубликованных статей главные:"Вагнеровские спектакли в Байрейте" (1876), "Роберт Шуман" (1893), "Моцарт" (1896), "Верди" (1901), автобиографический очерк "Мой первый успех" (1905).

Есть люди, имена которых неизменно будут вызывать ассоциации с культурой и своеобразием их родной страны, люди, чьё творчество пронизано духом национального своеобразия. Когда мы вспоминаем о Норвегии, то, наверное, таким человеком будет Эдвард Григ – знаменитый норвежский композитор, вложивший в свою неповторимую музыку всю любовь и упоение родным краем.


Эдвард Григ родился 15 июня 1843-го года в Бергене - втором по величине городе Норвегии. Любовь к музыке у будущего композитора пробудилась в очень юном возрасте - в 4 года Григ уже мог играть на пианино, в 12 пробовал сочинять свою собственную музыку.

Как часто случается с гениальными людьми, Григ был не особо прилежен в учении, повседневные занятия в школе (и даже уроки музыки!) его очень тяготили, поэтому мальчику приходилось проявлять изобретательность и придумывать всевозможные отговорки, только бы туда не ходить. Это его желание вполне можно понять, принимая во внимание тот факт, что школьный учитель раскритиковал в пух и прах первые композиторские опыты 12-летнего Эдварда Грига, озаглавленные «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1» . Учитель, посмотрев на них, дал будущему композитору следующее наставление: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!» . Понятно, что после такого «пожелания» стремления ходить в школу у Грига не прибавилось.

Ну а полностью восстановить музыкальную самооценку молодому музыканту помог друг семьи - норвежский композитор Оле Булл. «Норвежский Паганини», как называли Булла, сыграл огромную роль в творческом самоопределении Грига, так как именно он, послушав фортепианные импровизации мальчика, настоятельно посоветовал ему поехать учиться музыке в Лейпциге. Так Григ и сделал в 1858-ом году.

Годы обучения в Лейпцигской консерватории были в целом счастливым временем для норвежца, хотя поначалу рутина и некоторая схоластичность обучения мучили его и здесь. Но сама атмосфера Лейпцига - города великих музыкантов, бурная концертная жизнь заставляли Грига забывать обо всём, кроме музыки, и всё более совершенствовать свой талант.

Григ заканчивает консерваторию с отличными оценками и возвращается в Берген, откуда вскоре уезжает в Копенгаген (несмотря на всю горячую любовь к родному краю, композитор не видел в достаточно провинциальном Бергене широкого поля для развития своей деятельности).

Именно «датский» период жизни Грига (1863-1866 гг.) ознаменовался пробуждением у композитора сильной любви к норвежскому национальному эпосу и фольклору. Впоследствии это стремление привнести почти в каждое музыкальное произведение частичку норвежской самобытности, скандинавской романтики станет отличительной чертой музыки Грига, «визитной карточкой» его произведений. Вот как говорил тогда сам композитор: «У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру» .

На деле эта любовь вылилась в создание Григом совместно с еще одним молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком музыкального общества «Эвтерпа» (в древнегреческой мифологии это муза лирической поэзии и музыки). Целью «Эвтерпы» была пропаганда и «продвижение» музыкальных произведений скандинавских композиторов.

В эти годы Григ написал «Юморески», «Поэтические картинки», сонату для фортепиано, первую скрипичную сонату. Почти все эти произведения пронизаны норвежским народным духом.

То же можно сказать и о композиции «Марш троллей». Несмотря на название, предвещающее, казалось бы, столкновение с чем-то не очень приятным и красивым, мелодия звучит удивительно легко и даже радостно. Хотя, как это часто бывает у Грига, здесь присутствуют и нотки какой-то затаённой меланхолии, которые «прорываются» с удвоенной силой в центральной лирической теме композиции.

В 1867-ом году Григ женится на Нине Хагеруп. Вскоре молодая чета отправляется вместе на гастроли по Европе (Нина исполняла романсы мужа), но, к сожалению, настоящее мировое признание пока обходило стороной Грига.

Знаменитый фортепианный концерт ля-минор, который считается одним из самых значительных и гениальных музыкальных произведений этого жанра, пробудил ещё больший интерес к музыке норвежца, а впоследствии принёс ему мировую славу. Также известно, что концерт получил очень высокую оценку Ференца Листа.

В 1872-ом году Григ пишет свою главную на тот момент пьесу «Сигурд Крестоносец». На музыканта неожиданно свалилась слава, к приходу которой он был не очень-то подготовлен, поэтому Григ тут же решает скрыться в Бергене - подальше от столичной шумихи и ненужных разговоров.

Именно в Бергене, на своей духовной родине, Эдвард Григ пишет, пожалуй, главное сочинение своей музыкальной жизни - сюиту к драме Ибсена «Пер Гюнт». Местечко своего уединения Григ назвал «Тролльхауген» («холм троллей»). Видимо, увлечение норвежским фольклором проникло в само подсознание гениального норвежца! Но место было действительно очень живописным: дом располагался в горах, поблизости красовались знаменитые норвежские фьорды! Григ не просто любил природу, он находил в ней живительные силы для творчества, наедине с ней восстанавливал свой дух и оживал как человек и как творец. В его записках, письмах мы встречаем множество упоминаний о красоте окружавшей его местности, писатель искренне восхищался норвежскими горами, где приходят «исцеление и новая жизненная энергия». Поэтому уединение в «Тролльхаугене» было так важно для восстановления творческих сил гениального музыканта.

С 1878-го года Григ выходит из затворничества и активно гастролирует, посещает с концертами Францию, Германию, Англию, Австрию и другие страны Европы. В эти годы композитор продолжает писать цикл «Лирических пьес», а также «Норвежские народные мелодии» - 19 жанровых зарисовок, поэтических картинок природы и лирических высказываний, проникнутых патриотическим духом. Последнее музыкальное произведение Грига «Симфонические танцы» также не разрывает эту добрую традицию обращения к норвежской тематике.

В последние годы жизни Григ поддерживал связи со знаменитыми композиторами того времени (в их числе был Петр Ильич Чайковский), но, несмотря на это, свой «Тролльхауген» он покидал лишь ради турне - светские условности тяготили композитора, ничего не поделаешь!

К сожалению, влажный климат Бергена не мог не сказаться на здоровье музыканта, слабым местом которого ещё со времён обучения в консерватории были лёгкие. В 1907-ом году у него наблюдалось обострение болезни. 4-го сентября того же года великий композитор умер.

Никто, наверное, не будет отрицать, что музыка - это самое «эмоциональное» искусство. Музыка построена на переходах от одного душевного состояния к другому, она скорее играет нашими чувствами, нежели мыслями, и её язык интернационален, то есть понятен каждому. Но когда слушаешь Грига, то понимаешь, что музыканту виртуозно удавалось соединять экспрессию музыкального языка с каким-то эпическим, художественным постижением действительности. Его композиции (в особенности сюита «Пер Гюнт», о которой речь пойдёт далее) - это как будто небольшие полотна, мини-пейзажи - всегда живописные, всегда образные и почти всегда «норвежские». Слушая его произведения, так и хочется написать к ним маленький рассказ, небольшую иллюстрацию, где главным действующим героем будет, наверное, красивая и таинственная северная природа. Одним из ярких примеров такого рода музыки является знаменитый «Норвежский танец», но в большей степени это относится к самому известному произведению гениального норвежца - сюите «Пер Гюнт», написанной специально по просьбе Генриха Ибсена - автора одноимённой пьесы.

Григ пишет музыку к «Пер Гюнту» в течение 1874-го года. Первое представление проходит в Осло в 1876-ом году, когда Григ уже стал очень популярным в Европе. Сюита делится на несколько актов, состоящих из отдельных композиций, которые вполне можно считать самостоятельными произведениями, так как здесь мы не наблюдаем жёсткой структурной связанности частей.

Точное отношение Грига к драме до конца неизвестно: В. Адмони, исследуя творчество Ибсена, утверждал, что «Э. Григ в высшей степени неохотно - по сути дела, только из-за гонорара - согласился написать музыку к пьесе и в течение ряда лет откладывал выполнение своего обещания» , в других источниках говорится иначе. Как бы то ни было, эти два произведения с одинаковым названием и сюжетом абсолютно непохожи друг на друга.

«Пер Гюнт» - это история похождений неугомонного норвежского парня, путешествующего без определённой цели и встречающегося с различными препятствиями на своём пути, которые проверяют на прочность его довольно неустойчивую в нравственном отношении натуру. Вся эта история от начала и до конца «приправлена» мифологическим норвежским колоритом - троллями, неизведанными духами, горными королями и т.д. и т.п. Всё это может показаться на первый взгляд романтичным, но парадокс в том, что сам Ибсен вовсе не преследовал этой цели: своим необычным произведением он, наоборот, хотел разорвать все связи с романтизмом. И действительно, персонажи норвежского фольклора у Ибсена не только не «оромантизированы», но и свирепы, страшны, а в некоторых сценах и просто безобразны! Кроме того, в пьесе присутствуют и явно сатирические сцены, которые имели непосредственную историческую подоплёку, поэтому драма Ибсена - это, конечно, не романтизм.

А вот «Пер Гюнт» Грига уже может с полным правом претендовать на это название, потому что все композиции к сюите - это исключительные по своему лиризму произведения, абсолютно лишённые сатирического фона (разве что с натяжкой это можно отнести к композиции четвёртого акта «Арабского танца» (Arabian Dance), но с достаточно большой натяжкой!), и даже тролли Ибсена не страшны, а, скорее, таинственны.

Почти каждая композиция сюиты «Пер Гюнт», наверняка, знакома всем любителям классической музыки, и даже тем, кто себя к таковым не причисляет. Настолько часто эти мелодии звучат в титрах к фильмам, на соревнованиях по фигурному катанию и даже в рекламных роликах. Стоит упомянуть только знаменитейшую мелодию «В пещере горного короля» - мелодию, где Григ гениально изобразил скрытый мистицизм норвежской мифологии. Обаяние этой композиции придаёт необычный темп: начинающаяся сначала медленно, мелодия срывается в престиссимо (самый быстрый темп в музыке). Григ даже отвратительных (у Ибсена) существ в этом маленьком шедевре несколько «возвысил», наделив их какой-то бурной силой и величием. Эта мелодия заслуженно считается одной из самых популярных у Грига. Её используют не только в качестве саундтрэка к фильмам (а таких фильмов не менее девяти), но и как заставку в телепередачах и компьютерных играх. Эта бурная и эмоциональная мелодия «не даёт покоя» и современным музыкальным группам: известно более 5-ти «кавер-версий» «Горного короля», а в 1994-ом году британская хард-рок группа “Rainbow” даже придумала текст к этой мелодии и назвала её также “In the hall of mountain hall”. При всём уважении к музыкантам группы нельзя сказать, что они поставили перед собой задачу, сопоставимую с задачей Грига. В самом начале песни таинственный куплет вокалиста “Rainbow”, взявшего на себя роль горного короля не в полной мере соотносится с музыкальным материалом: всё-таки достаточно «приподнятое настроение» в первой части песни как будто вступает в противоречие со зловещими словами «короля» - “ Mysteries of ages told, stories now will unfold, tales of mystic days of old are hidden in these walls” («Тайны веков рассказаны, истории раскроются, предания старинных мистических дней скрыты в этих стенах»). И именно музыка Грига (хотя стоит отметить, конечно, и выразительный голос Дуги Уайда) создаёт мистическую атмосферу в песне. Интересно и то, что в этой композиции использован также отрывок из «Утра» - ещё одной знаменитой и прекрасной мелодии Грига.

Таким образом, мелодия «В пещере горного короля» уже давно «живёт своей собственной жизнью», и может восприниматься в отрыве от целой сюиты «Пер Гюнт».

Внимательно слушая Грига, начинаешь понимать, что его музыка не содержит в себе какого-то одного законченного настроения - почти в каждой мелодии за радостью скрывается грусть, а за печалью - светлая надежда на счастье.

В «Песни Сольвейг» и «Колыбельной Сольвейг» (заключительном аккорде «Пер Гюнта») печаль и радость удивительным образом переплетены, и абсолютно нельзя сказать, какое же чувство преобладает. Григ мастерски умеет построить это сложное настроение своим музыкальным языком.

Поражают своим драматизмом и острейшим психологизмом композиции «Плач Ингрид» и «Смерть Осе» - наиболее проникновенные эпизоды ибсеновской драмы, так как здесь «нет никакой условной национально-романтической мишуры и решающим оказывается чисто человеческое начало - глубочайшие переживания человеческой души, соотносящиеся с общим фоном пьесы как разительный контраст к нему» (несмотря на то, что эта «национально-романтическая мишура» в пьесе Ибсена, может быть, иногда и не совсем понятна, для сюиты Грига она тем не менее основной материал и источник музыкального вдохновения).

Закончить рассказ о творчестве Грига хотелось ещё одним упоминанием одного из самых романтичных музыкальных произведений композитора. Знаменитое «Утро» из «Пер Гюнта» можно по праву называть самым лиричным и возвышенным моментом сюиты. Даже у Ибсена это описание утра на удивление романтично, что разительно отличается от всех предыдущих и последующих сцен пьесы. Вот как оно изображено у знаменитого драматурга.

Пер Гюнт
(появляется, вырезая дудочку)

Что, в самом деле, за дивный рассвет!
Горло прочистить торопится птаха,
Улитка из домика лезет без страха.
Утро! Прекрасней времени нет!
Всю силу, какая в ней только нашлась,
Природа вложила в утренний час.
В сердце уверенность зреет такая,
Словно сейчас одолею быка я.
Тихо-то как! Превосходство деревни
Было мне раньше понять не дано.
Пусть города громоздятся издревле,
Всякого сброду в них вечно полно.
Глянь-ка, вот ящерица ползет,
Ведать не ведая наших забот.
Истинно, зверь невинен любой!
Он воплощает промысел божий,
То есть живет, на других непохожий,
То есть собой остается, собой,
Обижен ли он иль обласкан судьбой.
(Смотрит в лорнет.)
Жаба. Зарылась себе в песок
Так, что с трудом ее мы находим,
А тоже взирает на мир господень,
Упиваясь собой. Погоди-ка чуток!
(Задумывается.)
Упиваясь? Собой? Это чьи же слова?
И где я читал их во время оно?
Они из молитв? Из притч Соломона?
Проклятье! Слабеет моя голова,
И прошлое я вспоминаю едва.
(Садится в тень.)
Здесь, в холодке, мне будет удобно.
Эти вот корни вроде съедобны.
(Ест.)
Пища пригодна скорей для скота,
"Плоть усмиряй!" - говорят неспроста.
Сказано также: "Умерь гордыню!
Возвысится тот, кто унижен ныне".
(Встревоженно.)
Возвысится! Это и есть мой путь.
И может ли впрямь оно быть по-иному?
Судьба воротит меня к отчему дому,
Позволит все к лучшему обернуть.
Сперва испытанье, потом избавленье.
Лишь дал бы здоровье господь да терпенье!
(Отгоняя черные мысли, закуривает сигару, ложится и смотрит вдаль.)

Эдвард Григ родился в городе Берген в 1843 году в состоятельной семье. Предки Грига переехали в Норвегию еще в 1770 году и с тех пор все старшие мужчины в семье исполняли обязанности британских вице-консулов. Дед и отец композитора, а также мать были отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за инструмент в 4 года. В 12 лет будущий «гений норвежского романса» написал свое первое произведение, а после завершения учебы в школе поступил в Лейпцигскую консерваторию, основанную самим Мендельсоном. Там он учился с 1858 по 1862 год.

В Лейпциге, где в это время жил Р. Шумен, а ранее провел свои последние годы И. Бах , Григ познакомился с творчеством таких гениальных композиторов, как Шуберт , Шопен , Бетховен , Вагнер , но все-таки более всех он выделял Р. Шумана. В его ранних произведениях чувствуется влияние этого композитора.

Начало творческого пути

В 1863 году Григ вернулся в родной город, но развивать успех и талант в маленьком Бергене было сложно, и он уехал жить и работать в Копенгаген. Именно там Григ начал задумываться о возрождении национальной скандинавской культуры. В 1864 году совместно с единомышленниками он основал общество «Эвтерпа», основной целью членов которого было знакомство норвежцев с произведениями скандинавских композиторов.

В это время музыкант активно работал и выпустил множество различных музыкальных произведений, в том числе и на сюжеты сказок Г. Х. Андерсена , Ан. Мунка и других.

Женитьба

Григ был женат (с 1867 года) на своей двоюродной сестре по матери Нине Хагеруп, которая сама была известной певицей, обладавшей классическим и очень мелодичным сопрано.

Работа в Осло

В 1866 году из-за семейных проблем (родные не приняли брак молодых людей; такой семейный союз не считался в Норвегии традиционным) Григ вместе с невестой переезжает в Осло (тогда Кристиания). В то время композитор много и плодотворно работал, создавая свои лучшие шедевры.

В 1868 году произведения для скрипки молодого автора услышал Ференц Лист. Они ему чрезвычайно понравились, о чем он и написал в письме к Григу. Письмо Листа очень сильно повлияло на композитора, он понял, что двигается в правильном направлении и нужно продолжать музыкальные эксперименты.

В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество, которое существует до сих пор. В зале Общества можно было услышать музыку Листа, Шуберта, Шопена, Моцарта , Вагнера, Бетховена, Шумана. Многие произведения норвежский зритель услышал впервые именно там.

Полоса признания

В 1874 году композитор получил от властей Осло пожизненную стипендию, а в 1876 году он получил мировое признание.

После нескольких музыкальных сезонов Григ смог позволить себе оставить столичную жизнь и вернуться в Берген.

Последние годы жизни

В 1883 году Григу диагностировали туберкулез, сказался сырой и холодный климат Бергена. В этом же году от композитора ушла жена (отношения между ними усложнились после смерти от менингита их единственной дочери). Григ какое-то время жил один, но потом нашел в себе силы помириться с супругой и переехать жить на виллу Тролльхауген, построенную по его заказу и проекту.

В 1898 году им был организован фестиваль норвежской музыки в Бергене, который проводится и по сей день.

Умер композитор в 1907 году в своем родном Бергене от туберкулеза. Смерть была неожиданной, по всей Норвегии был объявлен траур. Похоронили Грига на берегу фьёрда, недалеко от его виллы, на лоне любимой им норвежской природы.

Другие варианты биографии

  • Если судить по краткой биографии Эдварда Грига, то он был и академиком Швейцарской королевской академии, и академиком Французской академии изящных искусств, и почетным профессором нескольких университетов, в том числе Кембриджского.
  • Григ очень любил рыбалку и частенько выезжал на природу, чтобы порыбачить с друзьями. В числе его друзей, любителей рыбалки, был и знаменитый дирежер Франц Байер.

Норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр. Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Среди самых известных произведений Грига - две сюиты из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», концерт для фортепиано с оркестром, скрипичные сонаты.

Норвежское фэнтези

Творчество Эдварда Грига впитало в себя типические черты норвежского музыкального фольклора - эпических и лирических песен скальдов, мелодий пастушьего альпийского рога, трудовых и бытовых песен. Этот фольклор формировался на протяжении многих столетий, и его особенности закрепились в XIV-XVI веках. Немалую роль в них играло воспроизведение образов природы, персонажей норвежских народных сказаний о подземном мире - гномов, кобольдов, троллей, домовых, водяных (например, «Шествие гномов» и «Кобольд» из «Лирических пьес», «В пещере горного короля» из «Пера Гюнта»).

Тролльхауген (Холм Троллей)

Тролльхауген - (норв. Troldhaugen; Холм Троллей) - дом норвежского композитора Эдварда Грига, расположенный около его родного города, Бергена. Сам композитор назвал этот дом своим лучшим творением и активно участвовал в его создании.

Прах композитора и его жены захоронен в горной могиле около дома. Дом, рабочая избушка, усадьба и окружающая местность - теперь открытый музей Грига.

Эдвард Григ. Основные произведения (9)

Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.

Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) - от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 1: Эдвард Григ "Пер Гюнт. Танец Анитры"
    Классическая музыка

    Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра - пытается очаровать Пера своей красотой.

  • № 2: Эдвард Григ "Пер Гюнт. В пещере горного короля"
    Классическая музыка

    В пещере горного короля (норв. I Dovregubbens Hall) - композиция из сюиты норвежского композитора Эдварда Грига на пьесу Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

  • № 4: Эдвард Григ "Пер Гюнт. Песня Сольвейг"
    Классическая музыка

    Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

  • № 5: Эдвард Григ "Марш троллей (Шествие гномов)"
    Классическая музыка

    Марш Троллей (в другом переводе - "Шествие Гномов") - сочинение из пятого цикла лирических пьес (op. 54). Кто же шествует на самом деле: тролли или гномы?