Литературные аргументы. Аргументы из литературы по направлению «Цели и средства

В чем проблема поиска смысла жизни и аргументы рассмотрю специально для читателей «Популярно о здоровье». Многие задаются вопросом – для чего рождается человек, проживает свою жизнь, а затем умирает. Обычно такой вопрос посещает еще в детском возрасте, но со временем, он постепенно затихает, так как человек окунается в жизненные проблемы и ему уже не до философствования.

Тем не менее, и во взрослом состоянии у многих остается этот вопрос. Но кто-то не ищет ответ на вопрос, а кто-то наоборот. Если человек в поиске смысла жизни будет проводить все время, то, вероятно, он все это время тоже не будет полноценно жить. Тем не менее, многих интересует, неужели жизнь на Земле дана только для того, чтобы родить свое потомство, чтобы спать, есть, ходить на работу, решать бесконечные жизненные проблемы и только иногда отдыхать? Жизнь многих людей протекает именно так, когда превалирует больше проблем, чем радостных моментов. Если бы человеку показать его предстоящую жизнь изначально, то у многих людей не возникло бы желание рождаться, ради мизерного количества счастья.

Но жизнь устроена иначе и нам не дают увидеть, какая судьба ждет человека. Почти вся литература мира стремится дать человеку ответ на философский вопрос «В чем смысл жизни»? Жизненными ценностями каждого человека можно назвать те идеи и представления, которые становятся для него главными в жизни, определяющими, которых он хочет во что бы то ни стало достичь. Обычно в обществе принято выделять ценности духовного плана и материального. Опираясь на них, человек начинает строить свою жизнь, свои отношения с коллегами на работе, с семьей и просто с людьми в обществе.

Так жизненными ценностями некоторых представителей «фамусовского общества» были большие деньги, связи с лицами, вышестоящими по чину, а также власть и всё, что конкретно связано с этими понятиями. При этом чтобы их достичь, люди не останавливаются ни перед чем, в погоне за ними человек может проявлять все свои самые низкие и отвратительные черты характера: подлость, лицемерие, он смело идет на обман, может выслуживаться перед начальством ради собственных достижений.

Все это приемы Фамусова и ему подобных, чтобы любыми способами добиваться своей поставленной цели. Поэтому им ненавистны в максимальной степени свободолюбивые идеалы Чацкого. Его повышенное стремление стать полезным обществу, огромное желание нести в массы просветительские идеи, желание добиваться большого успеха в жизни только благодаря знаниям вызывают у них неподдельное раздражение и непонимание в такой степени, что им лучше объявить его сумасшедшим, чем попытаться хоть каким-то образом вникнуть в его мысли.

Смысл жизни для Наташи Ростовой видится в семье, в любви к близким. Она практически не бывает в свете, после свадьбы с Пьером, всю себя отдает только любимому мужу и детям. Но милосердие Наташи с легкостью распространяются не только на семью. Она активно выбирает помощь раненым солдатам, которые временно находятся в Москве после проведенного Бородинского сражения.

Она хорошо понимает, что у них нет сил выбраться из города, в который войдут войска Наполеона, в связи с этим она без сожаления просит своих родителей отдать повозки этим раненым, которые предназначены для перевозки многих вещей из их дома. Но совершенно иной выбор делает Берг, являющийся зятем семьи Ростовых. Для него сейчас наступает главный момент – нажиться, купить вещи по выгодной цене, которые хозяева продают практически за бесценок. Он навещает Ростовых только с единственной просьбой, чтобы те отдали ему телегу и мужиков, которые погрузят ему приглянувшиеся шифоньерку и шкафы.

Господин из Сан-Францизко, из рассказа Бунина, представляет собой некого богатого человека, цель которого идентична с целями многих людей: заработать огромный капитал, удачно жениться на красивой даме, завести много детей и отойти в мир иной в почтенном возрасте. Существование такого человека монотонно, без каких-либо эмоциональных всплесков, у него нет сомнений, отсутствуют душевные терзания.

Смерть настигает этого господина неожиданно, но она похожа на лакмусовую бумажку, которая проявляет всю ценность его жизни. Символичен тот факт, что в начале морского путешествия он едет в роскошной каюте первым классом, то назад возвращается всеми забытый, он плывет в загрязненном трюме, где рядом с ним в качестве соседей поселились моллюски и креветки.

Таким образом, писатель Бунин приравнивает ценность человека к существам, которые всю свою жизнь занимаются поеданием планктона. Таким образом, судьба этого господина из города Сан-Франциско и ему подобных ярко отражает всю бессмысленность человеческого существования, пустоту жизни. Когда жизнь проживается без душевных потрясений, без каких-либо сомнений, кроме того, без взлетов и падений, прожитая лишь с единственной целью, чтобы удовлетворить свои личные интересы и потребности материального плана – она становится ничтожной. И логическое завершение такой жизни – это скорое забвение.

Илья Обломов хороший и добрый человек, но он так и не смог себя преодолеть, у него не получилось раскрыть свои лучшие черты. Когда у человека нет высокой цели в жизни, это ведет его к нравственной смерти. Поэтому даже любовь его не смогла спасти. В известной пьесе Горького «На дне» писатель показывает драму «бывших людей», которые в связи с жизненной ситуацией утратили силы для борьбы. Они надеются на хорошие перемены, понимают, что надо лучше жить, но, собственно говоря, ничего не предпринимают для того, чтобы хоть каким-то образом изменить свою участь. Не случайно начало действия пьесы происходит в ночлежке и там же и заканчивается.

Проблема поиска смысла жизни

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» .

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

Проблема свободы выбора (выбора пути)

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо - значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды - это налево, а прямо - это путь восхождения “через тернии к звёздам”. И каждый из нас выбирает свой путь...

Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто - великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину - лик святой Цецилии - не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: “Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой - в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой - исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: “Помни, Илья: народ породил тебя - народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор “несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

“Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок» ). Манкурт - человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери - одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества - предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге...

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

“Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, - писал А.П. Чехов . Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник» . Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана» . На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой “сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

“Бороться и искать, найти и не сдаваться” - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины “с ребёнком, завёрнутым в одеяло”. “Ненормальная!” - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация “дежа вю”, как будто это уже было, - проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс . В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда “мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: “Я молчала и ненавидела себя за это молчание”.

“Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова , “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче» , и учитель Беликов в «Человеке в футляре» . Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: “А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

Проблема взаимоотношения власти и человека

Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон» .

Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: “Людям вход безусловно запрещён!” Обратим внимание на то, что слово “безусловно” здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе “безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души”. В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: “Слава Дракону!” Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. “Единомыслие - это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние” (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается.

Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто “в каждом убить дракона”. Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нравственный закон - в эти простые и незыблемые человеческие ценности бытия.

Проблема художника и власти

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ ве­ка. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солже­ницын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

Творчество - единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

Проблема эмиграции

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы» , написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

Эмигрант третьей волны С.Довлатов , уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

Проблема интеллигенции

По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова . Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

Сочинение ЕГЭ:

Смысл жизни. Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, ради чего он появился на свет. И если для кого-то целью станет накопительство, то другие посвятят себя служению более слабым, несчастным, нуждающимся в помощи. И в том, и в другом случае от нашего выбора может зависеть благополучие, судьба тех, кто нас окружает. Столь важную для современного общества проблему поиска смысла жизни ставит автор предложенного мне текста - известный религиозный философ А.И. Ильин.

Анализируя данную проблему, автор рассказывает сказку-притчу о чудаке, который был очень богат и имел всё, «что человек может себе только пожелать». Мы узнаем о том, что, несмотря на это, герой чувствовал: в жизни его не хватает самого главного. Писатель не случайно акцентирует внимание читателя на «горестном бремени», беде героя: автору необходимо показать, как похожи чудак из сказки и человек, живущий в современном мире. Важное место в тексте занимает своеобразный прогноз: с точки зрения автора, какие бы «новые и новые инструменты, средства и возможности» ни были предоставлены человеку в распоряжение, без определенной цели жизни в ней «будет отсутствовать главное». Писатель анализирует естественно-научные и технические изобретения последнего столетия и говорит о том, что это «дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная». Финальная часть - это обращение к современникам с предупреждением о бедах, которые произойдут, если человек «не отправится на поиски смысла жизни».

Позиция автора не вызывает сомнений: А.И. Ильин убежден в том, что каждому человеку необходимо найти свой смысл жизни, ведь «жизнь без смысла… становится опаснее, чем когда бы то ни было». Только в этом случае, как считает автор, «возможности созидания» не станут «средствами всеобщего разрушения».

Безусловно, я согласен с мнением философа: человек, не нашедший смысла жизни, превращает ее в существование. Кроме того, я уверен в том, что, определяя для себя приоритеты, каждый из нас должен понимать: от тех целей, которые мы ставим, может зависеть благополучие, судьба окружающих людей.
Чтобы доказать это, обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед нами герой, смысл жизни которого - быть тем, кому «позволено перешагнуть через кровь». Ради этой цели он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, губит ради своей идеи живую душу, отворачивается от близких людей, вызывает серьёзную обеспокоенность матери, сестры, Сони Мармеладовой, Разумихина. История Раскольникова помогает понять, что приоритеты, расставленные главным героем, повлияли и на самого Раскольникова, и на судьбы окружающих его людей.

Для того чтобы разобраться, насколько важно определить смысл жизни, обратимся к произведению Б. Васильева «Летят мои кони…». Автор рассказывает о герое, который повлиял на судьбы не одного человека, а целого города. Доктора Янсена - врача самого бедного района Смоленска - уважали за жизнь, наполненную смыслом служения людям. Своим призванием он считал преданность делу, способность жертвовать временем ради пациентов. История доктора Янсена - подтверждение того, что каждый из нас, определяя главные ценности своей жизни, обязан думать не только о себе.

Текст-притча И.А. Ильина, произведения Ф.М. Достоевского и Б. Васильева позволили мне переосмыслить свое отношение к проблеме смысла жизни. Я задумался о том, что и в двадцать первом веке человек должен чувствовать, «куда» он идёт, «зачем» ему даны огромные возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы жизненный путь не превратился в «путь руин».

Текст И.А. Ильина:

(1)В некотором городе жил один чудак… (2)Был он очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.
(5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем.
(8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11) Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».
(12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14) И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует.
(17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» — незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.
(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки? (31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного - смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей.

(По И.А. Ильину*)

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Цель и средства".

Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми? Можно ли добиться цели, если все против тебя? Существуют ли недостижимые цели?
Множество примеров в жизни и художественной литературе свидетельствует о том, что человеческие возможности безграничны. Так, герой автобиографического романа Рубена Гальего «Белое на черном» является примером, подтверждающим мысль о том, что нет непреодолимых препятствий. Главный герой романа – сирота, которому, кажется, жизнь не приготовила ничего хорошего. Он болен, к тому же лишен родительского тепла. Еще в младенчестве он был разлучен с матерью, и его определили в детский дом. Жизнь его тяжела и безрадостна, но смелый мальчишка поражает своей целеустремленностью. Несмотря на то что его считают слабоумным и неспособным к обучению, он настолько страстно желает побороть судьбу, что добивается своей цели: становится известным писателем и вдохновляющим примером для многих людей. Все дело в том, что он выбирает путь героя: «Я - герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног - ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей - надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, - все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Другими словами, следовать этим путем - значит быть сильным и не сдаваться до тех пор, пока не достигнешь цели, когда цель – это жизнь, а достижение цели - каждодневная борьба за существование.

Что такое «великая цель»? Какова цель существования человека? Какая цель может принести удовлетворение?
Великая цель – это, прежде всего, цель, направленная на созидание, на то, чтобы сделать жизнь людей лучше. В повести В. Аксенова «Коллеги» мы видим героев, которым еще только предстоит осознать свое предназначение. Три друга: Алексей Максимов, Владислав Карпов и Александр Зеленин, - выпускники медицинского института, ждут распределения после окончания учебы. Они еще не вполне понимают, как важна их работа, ведь совсем недавно они жили беззаботно: ходили в кино и театры, гуляли, влюблялись, спорили о предназначении врача. Однако после института они сталкиваются с реальной практикой. Александр Зеленин просит перевести его в поселок Круглогорье, он уверен, что друзья должны продолжать дело предков ради потомков. Благодаря своей работе он быстро завоевывает уважение местных жителей. В это время друзья Александра работают в морском порту, ожидая назначения на судно. Им скучно, они не понимают важности своего дела. Однако когда Зеленин получает серьезное ранение, друзья оказываются рядом. Теперь жизнь друга зависит только от их профессионализма. Максимов и Карпов делают тяжелейшую операцию и спасают Зеленина. Именно в это мгновение врачи понимают, в чем заключается великая цель их жизни. Они имеют огромную власть – вырывать человека из цепких лап смерти. Ради этого они и выбрали свою профессию, только такая цель может принести им удовлетворение.

Отсутствие цели. Чем опасно бесцельное существование? Для чего нужна цель? Может ли человек жить без цели? Как вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?

Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений , герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема – это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» - Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли своей первой цели, но надежда всегда остается.

Какие средства нельзя использовать для достижения цели? Оправдывает ли цель средства? Согласны ли вы с утверждением Эйнштейна: «Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения»?
Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств. Какая разница между истинной и ложной целью? В каких жизненных ситуациях достижение цели не приносит счастья? Всегда ли достижение цели делает человека счастливым?
Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели ?Какая разница между истинной и ложной целью? Чем отличается цель от сиюминутного желания? Когда достижение цели не приносит счастья?
Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

Цель и средства/ самопожертвование. Оправдывает ли цель средства? Как связаны моральные качества человека со средствами, которые он выбирает для достижения своих целей? Достижение какой цели приносит удовлетворение?
Средства можно оправдать целью, если она благородна, как у героев рассказа О.Генри « ». Делла и Джим оказались в сложной жизненной ситуацией: в канун Рождества у них не нашлось денег, чтобы сделать друг другу подарки. Но каждый из героев поставил перед собой цель: во что бы то ни стало порадовать свою вторую половинку. Поэтому Делла продала свои волосы, чтобы купить цепочку для часов мужу, а Джим продал свои часы, чтобы купить гребень. «У четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно - золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое - волосы Деллы». Герои рассказа пожертвовали самыми важными вещами, чтобы добиться главной цели – порадовать любимого человека.

Нужна ли цель в жизни? Для чего нужна цель в жизни? Почему важно иметь цель в жизни? Чем опасно бесцельное е существование? Какова цель существования человека? В чем разница между истинной и ложной?
Остроумная сатира на действительность - отличительная черта творчества О. Генри. В его рассказе « » затронута, пожалуй, одна из важнейших проблем общества. Повествование преисполнено комизма: главный герой мистер Тауэрс Чендлер, являясь обычным работягой, раз в 70 дней позволял себе роскошный поход по центру Манхэттена. Он надевал дорогой костюм, нанимал извозчика, обедал в хорошем ресторане, выдавая себя за богача. Однажды во время такой «вылазки» он повстречал скромно одетую девушку по имени Мэриан. Он был пленен ее красотой и пригласил пообедать. Во время разговора он все так же выдавал себя за богатого человека, которому ничего не приходится делать. Для Мэриан такой образ жизни был неприемлемым. Ее позиция была очевидной: у каждого человека должны быть стремления, цели в жизни. Не важно, богат или беден человек, он должен заниматься полезной работой. Только позже мы узнаем о том, что девушка на самом деле была богатой, в отличие от Чендлера. Он наивно полагал, что, выдавая себя за обеспеченного, не обремененного заботами и трудами человека, он может привлечь внимание прекрасной незнакомки, что люди будут относиться к нему лучше. Но оказалось, что бесцельное существование не только не привлекает, но и отталкивает. Манифест О. Генри направлен против бездельников и праздных людей, «вся жизнь которых проходит между гостиной и клубом».

Целеустремленность. Согласны ли вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»? Можно ли добиться цели, если преграды кажутся непреодолимыми? Для чего нужна цель? Как вы понимаете высказывание Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»? Как достигнуть цели?
Существуют ли что-то за пределами наших возможностей? Если нет, то как достигнуть своей самой смелой цели? В своем рассказе « » А. П. Платонов дает ответы на эти вопросы. Он рассказывает историю жизни маленького цветка, которому суждено было родиться меж камней и глиной. Вся его жизнь была борьбой с внешними факторами, которые мешали его росту и развитию. Отважный цветок «трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть», потому был совершенно непохожим на другие цветы. От него исходил особый свет и запах. В конце произведения мы можем видеть, как его усилия не прошли даром, мы видим его «сына», такого же живого и терпеливого, только еще сильнее, поскольку жил он между камней. Эта аллегория применима к человеку. Цель человека достижима, если работать, не жалея сил. Если быть целеустремленным, то можно побороть любые преграды, а также воспитать детей по своему подобию, даже лучше. То, каким будет человечество, зависит от каждого, Не стоит бояться трудностей и опускать руки. Сильные личности, которым свойственна целеустремленность, «сияют» необыкновенным цветом точно так же, как и цветок А.П. Платонова.

Как общество влияет на формирование целей?
С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны Друбецкой и ее сына устремлены к одной дели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем), ни интригами и проч. Поначалу Борис пытается сопротивляться воле матери, но со временем понимает, что законы общества, в котором они живут, подчиняются только одному правилу – прав тот, у кого власть и деньги. Борис принимается «делать карьеру». Его не увлекает служба Отечеству, он предпочитает службу в тех местах, где можно с минимальной отдачей быстро продвинуться по служебной лестнице. Для него не существует ни искренних чувств (отказ от Наташи), ни искренней дружбы (холодность к Ростовым, которые много для него сделали). Даже женитьбу он подчиняет этой цели (описание его «меланхолической службы» у Жюли Карагиной, признание ей в любви сквозь отвращение и т. д.). В войне 12-го года Борис видит только придворные и штабные интриги и озабочен лишь тем, как обратить это себе на пользу. Жюли и Борис вполне устраивают друг друга: Жюли льстит наличие красивого, сделавшего блестящую карьеру мужа; Борису же нужны ее деньги.

Цель оправдывает средства? Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши? Можно ли оправдать великие цели, достигнутые нечестным путем?
Например, в романе Ф.М. Достоевского главный герой Родион ставит перед собой вопрос: «тварь я дрожащая или право имею»? Родион видит нищету и беды окружающих его людей, оттого и решает убить старуху-процентщицу, думая, что ее деньги помогут тысячам страдающих девушек и юношей. На протяжении всего повествования герой пытается проверить свою теорию о сверхчеловеке, оправдывая себя тем, что великие полководцы и властители не ставили перед собой преграды в виде нравственности на пути к великим целям. Родион оказывается человеком, неспособным жить с осознание деяния, которое он совершил, потому признает свою вину. Спустя некоторое время понимает, что гордость ума ведёт к гибели, тем самым опровергая свою теорию о «сверхчеловеке». Он видит сон, в котором фанатики, уверенные в своей правоте, убивали других, не принимая их истины. «Люди убивали друг друга... в бессмысленной злобе, пока не уничтожили род людской, кроме нескольких «избранных». Судьба этого героя показывает нам, что даже благие намерения не оправдывают бесчеловечных методов.

Может ли цель оправдывать средства? Как вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута, о пути забывают»?
Вечный вопрос соотношения цели и средств затрагивается в романе-антиутопии «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Повествование ведётся в далеком будущем, пред глазами читателя предстаёт «счастливое» общество. Все сферы жизни механизированы, человек не испытывает больше ни страданий, ни боли, все проблемы можно уладить, приняв наркотик под названием «сома». Вся жизнь людей направлена на получение удовольствия, их больше не мучают терзания выбора, их жизнь предрешена. Понятия "отца" и "матери" не существуют, поскольку детей выращивают в специальных лабораториях, исключая при этом опасность неправильного развития. Благодаря технологиям побеждена старость, люди умирают молодыми и красивыми. Даже смерть они встречают весело, смотря телепередачи, развлекаясь и принимая сому. Все люди в государстве счастливы. Однако далее мы видим оборотную сторону такой жизни. Это счастье оказывается примитивным, поскольку в таком обществе запрещены сильные чувства, разрушены связи между людьми. Стандартизация является девизом жизни. Искусство, религия, подлинная наука оказываются вытесненными и забытыми. Несостоятельность теории всеобщего счастья доказывают герои, такие как Бернард Маркс, Гульмгольц Уотсон, Джон, которые не смогли найти места в обществе, поскольку осознали в себе индивидуальность. Этот роман подтверждает следующую мысль: даже такую важную цель, как всеобщее счастье, нельзя оправдать такими ужасными методами, как стандартизация, лишение человека любви, семьи. Поэтому можно точно сказать, что путь, который приведёт к счастью, тоже очень важен.


Дополнительные сведения

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) – русский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вёл на протяжении всей жизни.

Произведения:

Говорящий грач

Голубая стрекоза

Зелёный шум

Золотой луг

Кладовая солнца

Лесная капель

Лисичкин хлеб

Моим молодым друзьям

Путешествие в страну непуганых птиц и зверей

Синий лапоть

Таинственный ящик

Этажи леса

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – русский писатель.

Писал разнообразные по тематике произведения, в том числе о людях искусства: о художниках – «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», о поэте и художнике – «Тарас Шевченко». Особое место в его творчестве занимает Мещерский край. Об этом крае он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».

Повесть «Золотая роза» посвящена сущности писательского труда.

Произведения:

Растрёпанный воробей

Кот-ворюга

Корзина с еловыми шишками.

Скрипучие половицы

Тёплый хлеб

Колотый сахар

Телеграмма

Золотая роза

Мещёрская сторона

Алмазный язык

Язык и природа

Нельзя купить за деньги… По А. де Сент-Экзюпери.

Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и страдаем, и все наши богатства – прах и пепел: они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить. Я подвожу итог самому важному из пережитого и понимаю, что нельзя купить дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания. Нет в мире ничего драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.

Нельзя купить за деньги то ощущение новизны мира, что охватывает после трудного перелёта: деревья, краски, женщины, улыбки – весь согласный хор мелочей – нам наградой. (А. де Сент-Экзюпери).

Дополнительные сведения:

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) – французский писатель, поэт и профессиональный лётчик.

Основные произведения:

Ночной полёт

Планета людей

Военный лётчик

Маленький принц

Поговорим о роскоши. По С.Соловейчику.

Роскошь окружает нас сегодня со всех сторон. Почему она мне недоступна? Вы никогда так не думали? Скорей всего, нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно завидовать чужому богатству.

Хотя и такие люди есть. «Вот бы и мне», - мечтают они, и постепенно своя жизнь становится им отвратительной. Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды – жалкими, и тоска, тоска гложет их сердца. Для таких людей весь мир делится на бедных и богатых. Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, сильных.

Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскливых и пустых мечтах!

Роскошь сама по себе радости не приносит.

Будем ценить свою жизнь. Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто живёт хуже нас с вами, - ему кажется, что мы живём в роскоши.

Дополнительные сведения

Соловейчик Симон Львович (1930-1996) – российский публицист, педагог и философ.

В середине 1980-х гг., работая в «Учительской газете», Соловейчик инициировал новое научно-практическое педагогическое движение – педагогику сотрудничества, в рамках которого воспитание рассматривалось не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября».

Мода «иметь больше других», или отдаление от народа и Родины. По И.Васильеву.

Запал мне один случай в голову – увидел у продавщицы на восьми пальцах перстни. Стал присматриваться к женским рукам. Тогда и понял: иметь много становится смыслом жизни, превращается в болезненную страсть.

  • Чем больше дорогих вещей, тем меньше высоких чувств.
  • Приобретая очередную дорогую вещь, человек расплачивается частицей своей души.
  • Душа – это такой сосуд, который не терпит пустоты.
  • На место щедрости, отзывчивости, радушия, доброты, сострадания заступают скаредность, чёрствость, завистливость, жадность и самодовольное: «Мы всё можем».

Демонстрируют такие люди своё «всё можем» на детях, которые усваивают одно-единственное правило – «дай». Вырастает человек безвольный, не способный достичь чего-либо сам, но с непомерными запросами. В конечном счёте, обществу будет «подарен» эгоист.

Эгоизм лежит в основе моды «иметь больше других» и движет ею. С категорией самодовольных, живущих напоказ происходит отдаление, обособление от людей. А там – от своего народа и от Родины.

Дополнительные сведения

Иван Афанасьевич Васильев (1924-1994) – русский писатель. Родился в крестьянской семье. Автор публицистических очерков и повестей, в том числе посвящённых проблемам жизни деревни. Ленинская премия (1986) – за книгу «Допуск на инициативу», очерки «Хвала дому своему», «Возвращение к земле», «Письма из деревни». Государственная премия имени М.Горького (1980) – за книгу очерков «Я люблю эту землю», «Беру на себя».

Произведения:

«В краю истоков» (1981)

«Допуск на инициативу» (1983)

«Возвращение к земле» (1984)

«Земляки» (1985)

«Нематериальная потребность» (1985)

«Очищение» (1988)

…чтобы делать людям добро. По С.Баруздину.

Представь: ты повзрослел, дела твои идут неплохо, и денег у тебя хватает.

Устроить богатую жизнь со всеми признаками достатка или подумать о соседнем детском доме? Тут уже начинается борьба, борьба тебя с тобой начинается с самого простого: пойми себя, начни с себя.

Развивай в себе хорошее, дари его людям, и от этой щедрости станешь ещё во сто крат лучше. Постарайся преодолеть в себе дурное.

Помогут родители. У них надо учиться хорошему, учиться и тому, как не повторить, чего не надо повторять.

Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро.

Дополнительные сведения:

Сергей Алексеевич Бару́здин (1926-1991) – русский писатель.

Повторение пройденного

Повесть о женщинах

Я люблю нашу улицу

Стихотворение Б.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, что бы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Смотрите ниже...