Курсовая работа: Социальная готовность ребенка к школе. Формирование социальной готовности в детском садике. различать особенности социальной готовности у детей с особыми нуждами

Выступление педагога-психолога перед родителями будущих первоклассников «Готовность ребенка к школьному обучению».

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.
Задачи выступления:
1. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями.
2. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
3. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Добрый вечер, уважаемые родители! Первый раз в первый класс! Торжественно и волнительно звучат эти слова. Как будто отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир, в котором ему предстоит самостоятельно пройти испытания новыми обстоятельствами.

Готово ли ваше сокровище к новому этапу своей жизни? Готовы ли вы к тому, что ребенок начинает свой путь к самостоятельности и независимости?

О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят учителя, говорят родители, говорят психологи, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах огромное количество книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены слова «Подготовка к школе». Что же подразумевает под собой это словосочетание «готов к обучению»?

Это комплексное понятие, включающее в себя качества, способности, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребёнок к моменту поступления в школу и которые в сочетании своём определяют уровень адаптации, успешности (неуспешности) ребёнка в школе.

Итак, говоря о готовности к школе, мы подразумеваем совокупность интеллектуальных, физических, эмоциональных, коммуникативных, личностных качеств, помогающих ребёнку максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. Специалисты, говоря о готовности к школе, порой акцентируют внимание на разных сторонах развития детей, исходя из собственного опыта работы с ними, поэтому приведу несколько классификаций, чтобы получилось наиболее полное представление о составляющих понятия готовности ребёнка к школе.

В понятие готовность к обучению в школе выделяют 3 тесно взаимосвязанных аспекта:

Физиологическая готовность к обучению;

Психологическая готовность к школьному обучению;

Социальная (личностная) готовность к обучению в школе.

Физиологическую готовность к школе оценивают медики (часто болеющие дети, физически ослабленные даже при наличие высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении).

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Л.И.Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Термин «психологическая готовность к школьному обучению» («готовность к школе», «школьная зрелость») используется в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребенка, по достижении которого его можно учить в школе. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.

Структура психологической готовности ребенка к школе.

В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:

Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)

- Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)

- Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)

Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей).

1. Интеллектуальная готовность. Предполагает формирование у ребенка определенных умений:

Умения выделять учебную задачу;

Способность икать сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств.

Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире, но уметь применять их, устанавливать закономерности между причиной и следствием, наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, делать выводы – вот те интеллектуальные навыки и умения которые помогут ребёнку овладеть школьными дисциплинами. Это его главные сподвижники и помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

Моторная готовность к школе. Под моторной готовностью к школе понимается не только то, насколько ребёнок владеет своим телом, но и его способность воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения (владеть внутренней подвижностью), выражать при помощи тела и движения свои импульсы. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз–рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. Здесь надо сказать, что скорость овладения движениями руки, связанными с письмом, может быть у разных детей различной. Это связано с неравномерным и индивидуальным созреванием соответствующих участков головного мозга человека. Поэтому хорошо, если уже до школы ребёнок овладел до известной степени движением руки, кисти и пальцев. Владение тонкой моторикой является важной характеристикой моторной готовности ребёнка к школе.

Когнитивная готовность к школе, которая долгое время считалась и до сих пор многими считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но весьма существенную роль. Важно, чтобы ребёнок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто: в каждый момент времени мы подвержены воздействиям раздражителей самого различного рода: шумы, оптические впечатления, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время концентрироваться и удерживать внимание на поставленной задаче является важнейшей предпосылкой успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребёнка, если он может в течение 15–20 минут внимательно выполнять, поставленную перед ним задачу, не утомляясь. Поэтому наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребёнок запоминал услышанное и увиденное и некоторое время удерживал это в памяти. Поэтому способность к краткосрочной слуховой и зрительной памяти, позволяющей мысленно переработать поступающую информацию, является важной предпосылкой успеха учебного процесса. Само собой разумеется, что слух и зрение тоже должны быть хорошо развиты. Для того чтобы ребёнок мог получаемую информацию интегрировать в уже имеющуюся и выстраивать на ее основе разветвленную сеть взаимосвязанных знаний, необходимо, чтобы он к моменту обучения уже владел зачатками логического (последовательного) мышления и понимал взаимосвязи и закономерности (выражаемые словами «если», «то», «потому что»). При этом речь идет не о каких-то специальных «научных» понятиях, а о простых взаимосвязях, встречающихся в жизни, в языке, в человеческой деятельности.

2. Личностная готовность. Личностная готовность – это степень сформированности у ребёнка личностных качеств, помогающих ему прочувствовать свое изменившееся положение, осознать свою новую социальную роль - роль школьника. Это умение понять и принять свои новые обязанности, найти свое место в новом для него школьном распорядке жизни.

Способность к адекватной самооценке. Это умение ребёнка оценить себя, более или менее реалистично, не впадая в крайности «я все могу» или «я ничего не умею». Предпосылки к адекватному оцениванию самого себя, результатов своей работы – помогут будущему ученику сориентироваться в оценочной системе школы. Это старт к появлению умения оценивать свои способности, степень усвоения учебных дисциплин.

Умение соподчинять мотивы поведения. Это когда ребёнок понимает необходимость сначала сделать уроки, а потом уже играть, то есть мотив «быть хорошим учеником, заслужить похвалу учителя» главенствует над мотивом «получить удовольствие от игры». Конечно, в этом возрасте не может быть стойкого приоритета учебной мотивации над игровой. Учебная мотивация формируется в течение первых 2-3 лет учебы в школе. Поэтому часто учебные задания подаются детям в привлекательной игровой форме.

3. Социальная готовность. Социальная готовность – это обладание умениями и навыками необходимыми ребёнку для сосуществования в коллективе. У вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:

Умеет общаться со сверстниками, может налаживать контакты с другими детьми;

Способность выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), не только слушает, а слышит просьбу, указание, совет;

Может контролировать своё поведение, объяснять причины поступков;

Самообслуживание (самостоятельно уметь одеться и раздеться, завязать шнурки, умение организовать своё рабочее место и поддерживать порядок на нем).

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Для ребенка в первый раз в школу, все, равно, что для нас первый раз на работу. Как встретят, что скажут, а вдруг что не так сделаю, что будет, а вдруг не поймут – тревога ожиданий, настороженность. И, если вдруг действительно не поймут – боль, обида, слёзы, капризность. Кто поможет, только мы родные люди – родители. Поддержите, приласкайте, погладьте (ребенку для нормального развития ребенку необходимо 16 поглаживаний в день). Через игру, сказку постарайтесь настроить его на обучение. Спокойно побеседуйте со своим ребенком.

1) расскажите о школе: не приукрашая и не сгущая краски школьной жизни;

2) поговорите о возможных взаимоотношения со сверстниками и учителями, не запугивая и не рисуя радужных картин;

3) вспомните радостные минуты своего школьного детства и огорчения;

4) постарайтесь вспомнить свои школьные и сюрпризы, подарки, праздники и положительные оценки (где и за что);

5) расскажите, как вы шли в школу (запахи);

6) никогда не высказывайте своих опасений относительно школы, не пугайте школой, формируется школьная тревожность;

7) обсуждайте с ребенком, что его тревожит и огорчает. Что произошло за день. Помогите понять поступки других людей. Например, не спросила учительница. С 6-7 летним ребенком можно и нужно рассуждать, он готов понять ваши доводы

8) пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли много хотите от него. Полезно «пропустить» требования через собственные детские переживания. Будьте объективны.

9) больше любви, тепла и ласки. Чаще говорите, что вы его любите.

Ребенок должен понять главное: «Если тебе вдруг будет трудно, я тебе обязательно помогу и обязательно тебя пойму, и мы вместе справимся со всеми трудностями»

Раздаются памятки для родителей.

Правило 1.

Правило 2.

Правило 3.

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 3. Позвольте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!»

Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 3. Позвольте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть, и становиться «сознательным».

Используемая литература:

1. В.Г. Дмитреева. Готовимся к школе. Книга для родителей. – М.: Эксмо, 2007. – 352 с.

2. Е.Ковалева, Е Синицына Готовим ребенка к школе. – М.: Лист-Нью, 2000,- 336 с., ил.

3. М.М. Безруких Готов ли ребенок к школе? – М.: Вентана-Грант, 2004 – 64с.:ил.

Первый год в школе для ребенка достаточно сложный и переходный момент в жизни. Меняется его распорядок дня, уклад жизни, растет нагрузка и психологическая, и эмоциональная. Беззаботные игры сменяются ежедневными занятиями.

Современная действительность предъявляет жесткие и строгие требования к ребенку-первокласснику. Здесь очень важна правильная подготовка малыша к школе. Раньше считали, что дети должны получать знания и умения только с первого класса. Однако сейчас все стало сложнее. Современные школы набирают детей только после проведения с ними предварительного собеседования, а также тестирования. Они помогают учителям и психологам узнать способности и умения будущих первоклассников. Сейчас ребенок, поступая в школу обязательно должен уметь читать по слогам и писать, но печатными буквами. Уметь знать цифры и считать до десяти, иметь представления об окружающем мире. Также в школах проверяю логическое мышление ребенка, память и внимание. Прохождение тестирования становится стрессом для семьи. И конечно обязательно необходимо готовить к этому ребенка заранее.

Но это является только одной стороны. При поступлении ребенка в первый класс учитывается социальная, психологическая и коммуникативная готовность ребенка к учебному заведению. Усложняющиеся с каждым годом программы и школьное обучение меняет жизнь ребенка кардинально. Меняется самооценка ребенка и отношения как к взрослым, так и к сверстникам.

Первый год обучения требует от ребенка требуется напряженного умственного труда, сосредоточенная работа на уроках. Ребенок сталкивается с новыми детьми и взрослыми. Ему необходимо установить контакты с одноклассниками, учителем, выполнять требования дисциплины. Опыт показывает, к этому готовые не все дети. Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, поскольку ребенок вначале не может сразу адаптироваться к школьному режиму, школьным нормам поведения и брать на себя школьные обязанности.

Социальная готовность ребенка к школе включает в себя готовность к совсем другому общению, другому отношению к себе, окружающему миру. Если ребенок перед приходом в школу не посещал детский сад и его общение сводилось только к общению с родителями он, конечно же, не будет знаком с правилами общения со сверстниками. Такой ребенок может сразу же стать изгоем в классе. Здесь задача социального развития заключается в формирование коммуникативных навыков посредством игры, учебы, бытовых ситуаций.

Ребенок в первую очередь должен понять, что он больше не сможет следовать только по своему желанию. Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других и воздержаться от собственных мыслей. Очень важно приучить ребенка слушать, а также выслушать до конца. Социальная готовность к школе заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться друг с другом.

Жизнь класса не проходит без конфликтов. Здесь очень важно научить детей решать эти конфликтные ситуации. Учить их разговаривать друг с другом, совместно искать пути их решения и др.

Формирование у ребенка принятия позиции школьника считается психологической подготовкой к школе. Психологическая готовность к школе в свою очередь обязывает занять особое положение в обществе. Такая готовность выражается в особом отношении ребенка, во-первых, к школе, затем к учителю и учебе, к сверстникам, родителям и близким, а также к себе. Особое отношение к учебному заведению включает в себя следование правилам школьного режима, то есть вовремя приходить на занятия, тщательно выполнять все школьные задания и домашнюю работу. Правильно воспринимать урок, истинный смысл действий преподавателя, его профессиональную роль.

Психологи выделяют следующие типы психологической готовности малыша к школе — это личностная готовность и интеллектуальная. В интеллектуальном плане будущий школьник должен быть подготовлен к изменению социальной позиции, иметь определенный уровень интересов, а также желание учиться. Ребенок может с огромной радостью посещать школу, но это не будет означать, что у него появилось желание учиться. Необходимо научить ребенка таким навыкам и умениям, как доводить дело до логического конца, преодолевать различные трудности.

Очень важны для школы и такие аналитические навыки, как умение обобщать, анализировать и делать выводы, сравнивать, сопоставлять. Нужно приучать ребенка к анализу. Например, прочитав книгу он должен попытаться ее пересказать своими словами. Для будущего первоклассника очень важны такие качества, как внимание, память, любознательность, сосредоточенность, усидчивость, умение регулировать поведение и др.

Достаточно важной предпосылкой готовности детей считается коммуникативная готовность ребенка к школе, то есть способность ученика общаться с учителем на осознанном уровне.

Первые задатки поведения ребенок получает в семье. Ведь именно родители учат детей искусству общения. Ведь взрослые могут научить детей общению на собственном примере. Например, если в семье принято в корректной форме просить о помощи, а также предлагать ее, то и ребенок будет демонстрировать это в соответствующих условиях. Он как бы впитывает в себя все это. Если взрослые часто рассказывают в семье о своих интересах и увлечениях, проблемах, а также внимательно выслушивают собеседника, то ребенок естественно научится этим навыкам, которые станут неотъемлемой частью индивидуального коммуникативного стиля ребенка.

Очень важным моментом считается и отношение в семье к ребенку. Если ему постоянно говорят, чтобы он не вмешивался тогда, когда говорят взрослые, то навряд ли ребенок будет в общении с учителем проявлять большую инициативу. Но должна быть исключена и такая крайность, когда ребенок постоянно перебивает взрослых, и не относится с уважением к родителям.

Несколько советов родителям, готовящимся отдать ребенка в школу. Очень важным является психологическая подготовка ребенка. Было бы правильно перед началом первого учебного года вместе с ребенком посетить будущую школу, показать ему, как и где проходят занятия, перемены, где находится буфет. Ребенок должен знать, что школа — это не только постоянные уроки, но еще и разнообразные веселые игры, новые друзья. Также психологи советуют родителям показать малышу свои школьные фотографии и рассказать ему увлекательные истории, связанные со школой.

Постоянное общение с ребенком поможет ему преодолеть стрессовые ситуации, которые появятся в первые дни обучения. Обязательно внушайте ребенку, что он всегда может положиться на взрослых, ему всегда будет оказана помощь и поддержка. Стоит отметить, что не будет лишним обратиться перед школой обратиться за помощью к соответствующим специалистам, если вдруг у ребенка имеются какие-либо хронические заболевания. Необходимо в первые месяцы, когда ребенок в школе, понаблюдать за ним. Возможно, он станет агрессивным, плаксивым и вспыльчивым. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то в этом должен помочь школьный психолог.

Подготовка к школе требует от родителей массу сил, нервов и времени. Желательно, чтобы ребенок не замечал всей этой суеты. Пусть поход в первый класс станет для ребенка естественным процессом, но не событием мирового масштаба. Также не стоит угрожать ребенку школой. Не стоит также пугать его наказанием, если он будет плохо учиться. Родителям нужно всегда помнить, что окончательные итоги в первом классе являются чаще всего не показателями успеваемости или неуспеваемости малыша, а результат родительской работы, проведенной по его подготовке к школе. Соблюдение режима, забота о его здоровье, психологический настрой ребенка, а также родительская любовь помогут вашему ребенку тогда, когда он пойдет в первый класс.

Важно помнить, что детям нужно будет привыкнуть к новому статусу, ведь у них теперь новый статус школьника, куда включены более строгие правила поведения, соблюдение новых требований, выполнение новых обязанностей. Учителям необходимо привыкнуть к новым детям, в их обязанности входит выстраивание отношений с каждым ребенком, и отношений между детьми, которое требует необходимого времени. Родителям же нужно изменить требования к ребенку, относится к ним по-взрослому. Быть готовыми, что детям быстро надоест школа, научиться выслушивать проблемы и справляться с ними. Родителя просто необходимо набраться терпения, никогда не спешить, не давать малышу таких заданий, которые превышают его интеллектуальный уровень.

Не нужно заставлять ребенка выполнять упражнения, если он устал. Важно постараться увеличивать длительность занятий постепенно с каждым разом и предоставить ребенку возможность заниматься любимым занятием. Необходимо избегать неодобрения, находить слова поддержки, хвалить ребенка, поощрять. Не стоит подчеркивать его слабости и сравнивать с другими детьми. Ребенок должен быть всегда уверен в своих силах. И самое главное, не нужно воспринимать как тяжелый труд занятия с ребенком. Необходимо всегда радоваться и получать удовольствие от общения с ним. Важно сохранять чувство юмора.

Конечно, на первый взгляд, все очень сложно. Однако родители должны помнить, что на эту подготовку выделяется целых семь лет. Фактически все семь лет он развивается и живет для того, чтобы пойти в школу, а школа в свою очередь считается специальной подготовкой к институту и взрослой жизни.

В заключении можно сказать, что важно верить в возможности своего ребенка и в себя. Ребенок очень быстро адаптируется к новым условиям. Главное, соблюдать терпение и понимание, правильно отреагировав на любую ситуацию.

На современном этапе подготовка к школьному обучению из психолого-педагогической переросла в проблему большой социальной значимости. В связи с этим особое внимание требует решение задачи формирования социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, укрепление и развитие эмоционального положительного отношения ребенка к школе, желание учиться, что, в конечном счете, формирует школьную позицию.

Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги и психологи высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, в своевременном развитии их способностей, в т.ч. социальных, а так же пробуждения устойчивого интереса к школе, учению.

Изучаемая тема является одной из самых актуальных проблем на протяжении на всей истории дошкольной и общей педагогики. В настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности дошкольника к предстоящему обучению, является социальная готовность, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением. Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.

Итак, общая готовность предполагает эмоциональное развитие ребенка, моторное и физическое, когнитивное и социально-личностное.

Остановимся на социальной готовности ребенка к школе. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление в разнообразные контакты, связи и отношения и поддерживание их. Прежде всего, это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам, независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в классном сообществе во многом зависит, насколько ребенок сможет успешно воспринимать и перерабатывать учебный опыт, т.е. извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет в ту же минуту говорить или спрашивать, возникает хаос, и никто никого не сможет слушать. Для нормально продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы собеседнику договорить до конца. Поэтому способность воздержаться от собственных импульсов и выслушивать других - это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, в случае школьного обучения - класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель обращается лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы - это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того, чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, создаются различные правила общей жизни. Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, а в том, как они решаются. Важно научить детей другим, конструктивным моделям разрешения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать разрешения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе .

Если ребенок не ходит в детский сад, общается только с родителями, не знает правил коммуникации со сверстниками, то самый умный и самый развитый ребенок может оказаться изгоем в классе и поэтому задача социального развития - формирование коммуникативных навыков и этических ценностей в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях.

Если этого нет, то первоклассник может столкнуться, во-первых, с отторжением сверстниками, во-вторых, с непониманием ситуации общения с учителем. Уже первый школьный день может закончиться жалобой на то, что учитель его не любит, не обращает на него внимания, - а работать иначе он не может. Так у пишущего, читающего, но социально не адаптированного ни к группе, ни к взаимодействию, ни к чужому взрослому ребенка начинаются проблемы. Причем одна проблема в школе не проходит бесследно - одна всегда тянет за собой другую.

Здесь очень важна положительная концепция "Я", которая предполагает доверие к себе, рассматривается как чувство уверенности в эффективном и соответствующем ситуации поведении. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно, добьется положительного результата при решении трудных задач. Если ребенок доверяет себе, то в его действиях проявляется уверенность как стремление к достижению положительного результата.

Теоретический анализ и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста. Она представляет собой систему разнообразных форм и методов в рамках цикла проектов. Для реализации этих задач необходимо педагогу вместе с детьми обсуждать различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривать картины, привлекать внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организовывать театральные спектакли и игры. В качестве примера рассмотрим один из проектов.

Подготовительная к школе группа

Проект "Путешествие в школьную страну"

Характеристика проекта:

Тип проекта: игровой.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (развлечение).

По характеру контактов участников: среди детей одной группы.

Проблема: Чему учат в школе?

Цель: Создание игрового пространства для социализации ребенка.

  • обогатить впечатления детей о социальном мире;
  • закрепить знания детей о школьной жизни;
  • развивать умственную активность, активизировать мышление, быстроту реакции;
  • воспитывать у детей чувство товарищества, взаимовыручки;
  • вызвать интерес и стремление к своему будущему - обучению в школе.

Предполагаемый результат: Рисование графических моделей"Чему учат в школе".

Презентация:

  • отражение в рисунках своих впечатлений;
  • составление рассказов: "Путешествие в школьную страну".

Описание осуществления основного этапа проекта

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное и познавательное путешествие. Но куда мы отправимся, я не скажу. Вы сами должны догадаться.

Звучит запись песни "Наша школьная страна" муз. К.Ибряева

Воспитатель: Что же это за страна, о которой поется в песне?

Дети: Школьная страна.

Воспитатель: Мы отправимся в школьную страну, чтобы узнать, чему учат в школе. Чтобы интереснее было нам путешествовать, разделимся на две команды и посмотрим, чья команда успешно доберется в школьную страну.

Воспитатель: На пути нам придется несколько раз сделать остановку, где команды должны будут выполнить задание, без чего мы не сможем продолжить путешествие: звучит музыка.

1. Интеллектуальная остановка: разминка - вопросы командам.

2. Загадочная остановка.

3. Театральная остановка.

Драматизация сценки

Народная остановка - пословицы, поговорки о книге

4. Буквенная остановка.

Посмотри на букву Ш, буква очень хороша.

Живёт она в таких словах: школа, мышка, кошка, шах.

Буква "Ш" предлагает нам поиграть в игру. Всякий раз, как только вы услышите в слове звук "Ш", вы должны будете хлопнуть в ладоши.

В НАЧАЛЕ СЛОВА В СЕРЕДИНЕ СЛОВА

5. Математическая остановка.

"Пэ" шаталось по дороге, у нее устали ноги,

Нам дала она задание, проявить надо старание.

Мы должны придумать слова, которые обозначают действия и начинаются на звук [П]. Я буду показывать цифру, а вы столько раз будете выполнять это движение: подпрыгнуть, присесть, потянуться, перешагнуть, пройти, поднять руки, поклониться. Звучит музыка, дети выполняют движения.

Мы успешно добрались до школьной страны, она состоит из классов.

Пройдем и мы в класс (садятся за столы )

Нас встречает Петрушка (взрослый)

Петрушка: Здравствуйте, ребята, я хочу познакомить вас с правилами, который должен знать и выполнять каждый школьник (читает стихотворение и сопровождает слова соответствующими действиями, дети повторяют).

Когда он сесть прикажет - сядь (садятся)

Учитель спросит - надо встать (встают)

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними (поднимают руки)

А сейчас я посмотрю, какие вы внимательные, быстро умеете находить ответ.

Петрушка задает детям вопросы, а они дружно и весело отвечают.

Кто мечтает подрасти, в школу поскорей пойти?

Будет кто держать в порядке школьные свои тетрадки?
- Это я, это я, это все мои друзья.

Стул сломает в школе кто, разбросает все пальто?

Получать кто будет детки, лишь отличные отметки?
- Это я, это я, это все мои друзья.

Кто на уроках без стеснения будет уплетать варенье?
- Нет не я, нет не я, это не мои друзья.

Кто в портфель возьмет игрушку, куклу, мишку и хлопушку?
- Нет не я, нет не я, это не мои друзья.

Нормы поведения, кто должен соблюдать.
О дисциплине в школе не будет забывать?

Это я, это я, это все мои друзья.

Воспитатель: Ребята, пока мы добирались в школьную страну, что мы с вами делали?

Дети: Считали, находили буквы, отгадывали загадки, вспоминали пословицы, играли, слушали друг друга, учились дружить

Воспитатель: Да, если бы мы этого не умели делать, мы бы не смогли путешествовать.

Ребята, так мы с вами уже все умеем, может быть этого достаточно, чтобы не ходить в школу? А что еще мы не умеем делать? (писать, решать сложные задачи, читать большие рассказы, и т.д.).

Вывод: Значит, в школу нам надо ходить, чему же нас будут учить в школе? (ответы детей)

Давайте проверим, правильно ли мы определили, чему учат в школе.

(звучит песня М. Пляцковского "Чему учат в школе")

значимый компонент общепсихологической готовности

ребенка к школьному обучению

Развитие социально - психологической готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения . Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Д.Б. Эльконин пишет, что «у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития» .

Для того чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет. Критический период семи лет связан с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада.

По мнению Л.С. Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознание ребенка его внутренней и внешней жизни. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел - осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника .

Одним из важнейших достижений этого возрастного периода является осознание своего социального «Я», формирование «внутренней социальной позиции». Он впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для себя самого, но и для других людей деятельность. Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступными осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет .

Можно сделать вывод, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития:

1. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, а у других очень болезненно.

2. Независимо от характера протекания кризиса, появления его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» к отношениям с окружающим.

3. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознание - формирование внутренней социальной позиции.

4. Проявление кризиса шести - семилетнего возраста говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе .

Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявления невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера. Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитывается возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. И потому нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей шести - семилетнего летнего возраста.

В дошкольном возрасте ребенок общается как с семьей, так и с другими взрослыми и сверстниками. Различные типы общения способствуют формированию самооценки ребенка и уровня его социально-психологического развития. Рассмотрим подробнее эти взаимоотношения:

1. Семья - это первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок и складывается будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому необходимо обратить внимание как влияния семьи формирует готовность ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Взрослые остаются постоянным притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера, к ним относятся:

· Структура семьи (нуклеарная и многопоколенная, полная и неполная, многодетная и малодетная);

· Материальные условия;

· Личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура);

· Психологический климат семьи, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместной деятельности;

· Помощь семьи со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения .

Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складываются тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

· Сообщение ребенку сведений о его качестве и возможностях;

· Оценка его деятельности и поведения;

· Формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

· Побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей .

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, особенно в младшем возрасте. К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях.

Отечественный психолог М.И.Лисина, рассматривала общение ребенка со взрослым как «своеобразную деятельность», предметом которой является другой человек . На протяжении детства появляются и развиваются четыре различные формы общения, по которым с полной очевидностью можно судить о характере происходящего психического развития ребенка. При нормальном развитии ребенка каждая из этих форм складывается в определенном возрасте. Так, первая, ситуативно-личностная форма общения возникает на втором месяце жизни и остается единственной до шести-семи месяцев. Во втором полугодии жизни формируется ситуативно-деловое общение со взрослым, в котором главное для ребенка - совместная игра с предметами. Это общение остается главным примерно до четырех лет. В возрасте четырех-пяти лет, когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно - познавательное общение. А в шесть лет, то есть к концу дошкольного возраста, возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

Наличие ведущей формы общения отнюдь не означает, что при этом исключаются все другие формы взаимодействия, в реальной жизни сосуществуют самые разные виды общения, которые вступают в действие в зависимости от ситуации .

2. Готовность детей к школьному обучению предполагает, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо рассматривать и отношения детей со сверстниками. Оно так же оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми, начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, а так же снижается детский эгоцентризм.

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала» . Для того чтобы научиться правильно, оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

Подражая взрослым, дети переносят различные формы, способы общения в свои детские коллективы. Огромное влияние на особенности межличностных отношений детей, оказывает характер общения взрослого с дошкольником.

Там, где преобладают демократические тенденции (мягкие воздействующие обращения доминируют над жесткими; положительные оценки - над отрицательными), имеет место высокий уровень коммуникативных умений и высокий уровень доброжелательности, созданы оптимальные условия для формирования положительных взаимоотношений между детьми, там царствует благоприятный эмоциональный микроклимат. И наоборот, авторитарные тенденции педагога (жесткие формы обращения, негативные оценочные обращения) вызывают конфликтность в детских отношениях, создавая тем самым неблагоприятные условия для нравственного воспитания и формирования гуманных взаимоотношений.

Решая задачи формирования коллективных взаимоотношений, взрослый должен использовать различные методы и приемы. Это: этические беседы, чтение художественной литературы, организация трудовой и игровой деятельности, формирование нравственных качеств. Применительно к дошкольникам, еще нельзя говорить о коллективе в полном смысле слова, однако, объединяясь в группы, под руководством взрослых, они устанавливают начальные формы коллективных взаимоотношений.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх, игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре можно выделить два вида взаимоотношений:

1. Ролевые (игровые) - эти взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли.

2. Реальные - это взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело.

Роль, которую играет ребенок в игре, очень сильно зависит от особенностей характера, темперамента ребенка. Поэтому, в каждом коллективе найдутся «звезды», «предпочитаемые» и «изолированные» дети.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом, как и со взрослыми, существенно изменяется. В этих изменениях можно выделить три качественно своеобразных этапа (или формы общения) дошкольников со сверстниками.

Первая из них - эмоционально-практическая (второй - четвертый годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно, как по своему содержанию, так и по средствам осуществления. Оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера. Характерно, что введение привлекательного предмета в ситуацию может разрушить взаимодействие детей: они переключают внимание со сверстника на предмет или же дерутся из-за него. На данном этапе общение детей еще не связано с предметами или действиями и отделено от них.

Следующая форма общения сверстников - ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. После четырех лет у детей (в особенности у тех, кто посещает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Этот возраст является периодом расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной - дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. При ситуативно-деловом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством. Потребность в сотрудничестве сверстника становится главной для общения детей.

К шести-семи годам значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентное, соревновательное начало сохраняется в общении детей. Однако, наряду с этим, в общении старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления, но и некоторые психологические аспекты его существования - его желания, предпочтения, настроения. Дошкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. д. Их общение становится внеситуативным.

Развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по два-три человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действиях, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка .

Изучив роль общения со сверстниками в подготовке детей к школьному обучению, мы можем сделать следующие выводы: в старшем дошкольном возрасте у детей возникает и интенсивно развивается новая форма общения со сверстниками «внеситуативная», которая близка по характеру общения со взрослыми и существенно связана с успешностью учения детей в школе.

3. Большую роль в общении детей с окружающими, играет - самооценка ребенка. В результате совместной деятельности и общения с другими людьми, ребенок познает важные ориентиры поведения. Таким образом, взрослый дает ребенку точку отсчета для оценки своего поведения. Ребенок постоянно сверяет то, что делает, с тем чего от него ожидают окружающие. Сложившиеся у ребенка, оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что он наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Все это входит в самооценку дошкольника и определяет его психологическое самочувствие. Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние, бывают завышенными и заниженными .

Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.

Рассмотрим подробнее особенности поведения детей дошкольного возраста с различным типом самооценки:

· Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи с «налета». Они не осознают своих неудач. Эти дети склоны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

· Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

· Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития .

В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах. Улыбка, похвала, одобрение - все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ «Я».

Обратная связь в негативной форме заставляет ребенка сознавать свою неспособность и малоценность. Постоянное недовольство, критика и физические наказания приводят к снижению самооценки.

Чаще всего родители используют различные речевые оценки в отношении своих детей. Это объясняет ведущую роль семьи и всего ближайшего окружения в формировании самооценки ребенка. Самооценка, сформированная у дошкольников, обычно довольно стойкая, но, тем не менее, она может улучшиться или снизиться под влиянием взрослого и детских учреждений.

Важно способствовать осознанию ребенком собственных потребностей, побуждений и намерений, отучать его от привычного функционирования, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерению.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки в учебной деятельности .

Рассмотрев важные составляющие социально - психологической готовности к обучению в школе мы можем сделать вывод, что она является важным компонентом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школы предъявляет ребенку. Это требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Социальная готовность к школе тесно связана с эмоциональной. Школьная жизнь включает в себя участие ребенка в различных сообществах, вступление и поддержание многообразных контактов, связей и отношений.

Прежде всего это сообщество класса. Ребенок должен быть готов к тому, что он не сможет больше следовать только своим желаниям и импульсам независимо от того, мешает ли он своим поведением другим детям или учителю. От отношений в класс-ном сообществе во многом зависит, насколько ваш ребенок сможет успешно воспринимать и перера-батывать учебный опыт, то есть извлекать из него пользу для своего развития.

Представим себе это более конкретно. Если каждый, кто хочет что-то сказать или задать вопрос, будет тотчас говорить или спрашивать, то возникнет хаос и никто никого не сможет слушать. Для нормальной продуктивной работы важно, чтобы дети слушали друг друга, давали бы другому договорить до конца. Поэтому способность воздерживаться от собственных импульсов и выслушивать других — это важный компонент социальной компетентности.

Важно, чтобы ребенок мог чувствовать себя членом группы, группового сообщества, в данном случае класса. Учитель не может обращаться к каждому ребенку в отдельности, но обращается ко всему классу. В этом случае важно, чтобы каждый ребенок понимал и чувствовал, что учитель, обращаясь к классу, обращается и лично к нему. Поэтому чувствовать себя членом группы — это еще одно важное свойство социальной компетентности.

Дети все разные, с разными интересами, импульсами, желаниями и т.д. Эти интересы, импульсы и желания должны реализовываться сообразно ситуации и не в ущерб другим. Для того чтобы разнородная группа смогла успешно функционировать, служат различные правила общей жизни.

Поэтому к социальной готовности к школе относится способность ребенка понимать смысл правил поведения и обхождения людей друг с другом и готовность следовать этим правилам.

К жизни любой социальной группы относятся конфликты. Жизнь класса не представляет здесь исключения. Дело не в том, появляются ли конфликты или нет, но в том, как они решаются. Особенно в последнее время участились сообщения о жестоком обращении детей друг с другом, о случаях физического и психологического насилия. Дети таскают друг друга за волосы, бьют, кусаются, царапаются, швыряют друг в друга камнями, дразнят и обижают друг друга и т.д. Важно научить их другим, конструктивным моделям решения конфликтных ситуаций: говорить друг с другом, вместе искать решения конфликтов, привлекать третьих лиц и т.д. Способность конструктивно решать конфликты и социально приемлемо вести себя в спорных ситуациях является важной частью социальной готовности ребенка к школе.

Социальная готовность к школе включает в себя:

Умение слушать;

Чувствовать себя членом группы;

Понимать значение правил и умение соблюдать их;

Конструктивно решать конфликтные ситуации.