Культовые панк группы. Altwall: Что такое Punk Rock

Музыкальное направление панк-рок возникло в самом начале 1970-х. Родиной панка принято считать США. В Англии данный жанр набрал популярность немного позже. Слово Punk в английском языке изначально имело резко негативную окраску. На жаргоне так называли девиц легкого поведения. В Америке таким обозначением клеймили заключенных низшей касты преступного мира. Войдя в обиходный лексикон, термин получил значение «грязный», «гнилой», «мусорные отбросы».

Эпоха «гаражного рока»

В самом конце 50-х возникло большое количество любительских музыкальных групп и коллективов. Это явление имело очень простую основу. Популярность великих Beatles и заставляла молодых исполнителей браться за музыкальные инструменты.

«Гаражный рок» еще принято называть «прото-панком», ведь именно он стал основой для будущего массового движения. Название «гаражный» он получил по причине того, что начинающие коллективы репетировали в обычных гаражах на примитивной аппаратуре. Музыка отличалась композиционной простотой, грубостью, жесткостью и крайней небрежностью во время исполнения. Практически отсутствовало понятие о . Главным было желание, а не умение играть. Исполнители творили для себя и узкого круга знакомых и друзей. Так начинали формироваться первые предпосылки для панк-тусовки.

The Sonics

Первые ласточки панк-рока

Американский Нью-Йорк стал центром панк-рока в конце 60-х. Первыми настоящими панками в данном стиле заслуженно считаются Ramones. Их музыка была очень простой и имела высокий темп. Песни могли быть не более 30 секунд, имея в основе выкрик всего нескольких фраз вокалиста под оглушительный шум инструментов.

Британские панк-рок группы того периода были представлены The Damned и Sex Pistols. Именно вторые заложили основу поведения на сцене, исповедуя агрессию и развязную манеру поведения. Интересным явлением стало то, что в США панк-рок остался преимущественно в подполье, а в Великобритании превратился в широкое молодежное движение.

Sex Pistols

Английская музыка панк-рок переросла в глобальный протест, выступая против богатого существования, расшатывала каноны и добропорядочные устои. Значительную социальную нагрузку, которую демонстрировал стиль панк-рок, стала политическая подоплека и недовольство правилами и порядками. Тексты песен отличались социальными призывами и заявлениями.

Огромное количество молодых коллективов копировали Sex Pistols, найдя в этом процессе совершенно новую окраску и звучание. Главной идеологией оставалась идея «потерянного поколения», которое протестует против всех и вся. Музыка оставалась громкой, брутальной, жесткой и простой.

Развитие стиля: вторая волна

Панк-рок 1980-х, после бурного взрыва, медленно начал терять популярность. Многие известные команды распались, а самые талантливые участники коллективов стали искать себя в других музыкальных направлениях. Но затишье было временным. Поиски свежего звучания привели к появлению Black Flag и Circle Jerks. Так обороты начал набирать производный жанр хардкор. Еще наблюдалось смешение панк-рока с тяжелым металлом. Результат можно оценить в творчестве группы The Exploited. Агрессия и протест неуклонно сохранялись. Большинство коллективов, однако, могли довольствоваться только глубоким андеграундом и узким кругом поклонников.

The Exploited

Новый толчок панк-музыке смогло дать растущее в музыкальных кругах движение пост-панка и альтернативного рока. Яркими представителями стали Pixies и Sonic Youth.

В 90-е годы наиболее значимыми можно считать мега популярные группы The Offspring и Green Day. Звучание этих коллективов мирового масштаба стало более мелодичным, музыкантов-любителей сменили настоящие профессионалы своего дела. Энергия и высокий темп панк-рока, доступность и простота композиций для слушателя достались группам от панков первой волны. Основными дополнениями можно считать профессионализм исполнения, качественное звучание инструментов и вокала. Идеи протеста и агрессии сменились безудержным музыкальным весельем и полным отрывом, получив определение «калифорнийского панк рока». Самым мягким сегодня можно считать ответвление поп-панк.

Панк-рок в России

Как и любое другое популярное мировое движение, панк-рок широко и достаточно давно представлен на территории РФ. История начинается с 1979 года. Представили русских панк-рок групп первой волны: «Автоматические Удовлетворители», «Народное ополчение», «Диогены» и многие другие. Культовой стала сибирская группа «Гражданская оборона». Широкой популярностью среди российских панков пользовался коллектив под названием «Сектор газа».

Гражданская оборона

Журнал Rolling Stone давно считается авторитетным изданием, поэтому его статьи, критика, похвалы воспринимаются серьезно. Не менее серьезно относятся и к рейтингам этого известного издания. В 2011 году журнал опубликовал список «Лучшие панк рок группы ». Результаты оказались неожиданными, поскольку зависели от количества посещений официальных сайтов групп, где были размещены ссылки на голосование. Именно так и были определены те , которые заняли первые места. Стоит отметить, что в списке не нашлось места русским панк группами вроде Король и Шут или Lumen. Более того, там оказались представители только двух стран.

Лучшие панк рок группы: ТОП-10

10-е место списка «лучшие » занял коллектив Bad Brains из Вашингтона. Они появились в период расцвета стиля punk в конце 70-х и стали основоположниками хардкор-панка.

Перед ними расположились представители жаркой Калифорнии, Social Distortion. Их творчество черпало вдохновение от раннего панка и более олдскульных групп типа Rolling Stones.

Восьмыми среди лауреатов издания Rolling Stone стали основатели хоррор-панка The Misfits. Они образовались в бурные 70-е в Штатах. Первоначально в группе играл Гленн Данзиг, впоследствии основатель одноименной метал группы. После его ухода The Misfits распались на десяток лет, и лишь в середине 1990-х произошло возрождение группы.

Другой коллектив, участвовавший в становлении стиля hardcore punk - Black Flag, занял почетное 7 место в ТОПе лучших групп. Группа образовалась в Калифорнии и за восемь лет существования оставила значительный след на мировой панк-сцене.

Открыли вторую пятерку легендарные The Stooges, участником которых был корифей альтернативной музыки – Игги Поп. Формально стиль этой группы определяется как смесь гаражного, психоделического рока с панком и глэмом. Образовались The Stooges в 1967 году, когда мир не знал про punk rock и даже heavy metal. А ведь одна из песен The Stooges очень напоминает риф будущего суперхита . Группа с перерывами существовала до 1974 года. Сейчас коллектив собрался вновь и успешно гастролирует.

Панк группы: лучшие 5 групп

Пятыми в списке «» стали The Dead Kennedys, также игравшие хардкор-панк с элементами других жанров (психоделика, серф, рокабилли, гаражный рок) и за десяток лет добившиеся скандальной славы. Они неоднократно попадали под суд. Из предъявленных обвинений было распространение аморальных материалов (среди которых альбом Frankenchrist). На них подала в суд организация Parents Music Resource Center (PMRC), которая известна как «вашингтонские жены».

Четвертыми оказались Sex Pistols - первые неамериканцы рейтинга. Их считают инициаторами панк революции в Англии, чему способствовали треки God save the Queen и Anarchy in the UK. Группа просуществовала лишь 4 года, записала только 1 альбом, но оставила значительный вклад в музыке. Именно в их составе и прославился Сид Вишес.

Вторыми снова стали британцы. Группа The Clash появилась под влиянием Sex Pistols. На протяжении всей карьеры музыканты не гнушались общению с фанатами, добиваясь низких цен на свои альбомы и билеты. The Clash попали в знаменитый зал славы рок-н-ролла (что редкость для панк группы).

Возглавили список «лучшие панк рок группы мира » основатели поп-панка Green Day. Из всех групп рейтинга Green Day появились последними. Они существуют по сей день, ни разу не разбегаясь. Особую популярность им принесли альбом Dookie (1994), ставший платформой для их успеха, и рок-опера American Idiot (2004), которую даже ставили на Бродвее.

Панк-ро́к (англ. Punk rock) - жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесных Ramones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур - панк, DIY, культуры фэнзинов, позже - straight edge. В 1976-1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.

Со временем панк-рок породил

Множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами - ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

Название
Слово punk в английском языке многозначно, но до появления панк-рока в большинстве случаев использовалось как ругательство. Среди значений, в зависимости от контекста, могло быть «проститутка», «гомосексуалист» или просто «подонок», во всех случаях это эмоциональное нецензурное выражение.

Первое упоминание слова «punk» в связи с рок-музыкой относится к 1970 году, когда в газете Chicago Tribune в рецензии на альбом авангардной гаражной группы The Fugs их музыка была охарактеризована, как «панковский рок, сантименты деревенщины». Лестер Бэнгс, один из предположительных изобретателей термина «хэви-метал», использовал слово в статьях об Игги Попе. Но впервые как термин, а не эпитет, начали употреблять сочетание «панк-рок» критики Дэйв Марш и Ленни Кэй в 1970-е.

В 1976 году появился фэнзин «Punk», созданный Легсом МакНилом. Журнал был посвящен американским панк-року и новой волне, уже четко обьединяя их в направление. Именно этот журнал и дал жанру окончательное название.

Характеристика
Для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда - небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты панк-рок-групп как правило нигилистичны, иногда в них делается упор на социальные проблемы. Нередко панк-рок-группы имеют эпатажный имидж: так, New York Dolls одевались на сцене в яркую женскую одежду, The Adicts подражали главным героям фильма «Заводной апельсин»; позже появляются такие детали панк-имиджа, как рваная одежда (Ричард Хэлл), булавки (Sex Pistols), причёски ирокез (The Exploited).

История
1970-е
Музыкальные корни панк-рока прослеживаются критикой вплоть до конца 1950-х годов; в основном в то время примитивную и жёсткую музыку играли группы гаражного рока. Ключевыми представителями ранней прото-панк музыки являются The Sonics, Monks, The Seeds, The Who (альбом «My Generation»), The Kinks (песня «You Really Got Me»). Целый ряд записей конца 1960-х - начала 1970-х был уже в том или ином смысле близок к тому, что позже будет названо панк-роком; в настоящее время эти записи принято условно называть прото-панком. К ним относятся первые альбомы The Velvet Underground, The Stooges (и Игги Поп), MC5, New York Dolls, Патти Смит (альбом Horses), The Dictators (альбом Go Girl Crazy!), Дэвид Боуи.

Ранняя панк-сцена формировалась в первую очередь в Нью-Йорке вокруг нескольких клубов; эта сцена уходила своими истоками в конец 1960-х, «Фабрику» Энди Уорхола, и детройтскую гаражную сцену, а её центром был клуб CBGB. Первой настоящей панк-группой принято считать нью-йоркских Ramones; их предельно упрощённая музыка, ускоренная настолько, что в получасовые концерты влезало по 30 песен, а также «уличный» имидж и предопределили все основополагающие принципы жанра. В Великобритании по следам американской панк-сцены пошли The Damned и Sex Pistols. Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, в Великобритании он стал полномасштабным общественным феноменом, где расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Множество британских групп слепо копировало Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание (Buzzcocks, The Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).

1980-1990-е
К началу 1980-х обнаружился некоторый спад в развитии панка. Волна популярности первых групп сошла на нет. Однако в это время начались эксперименты по приданию панк-звучанию большей брутальности; группы вроде Black Flag и Circle Jerks породили крупный поджанр хардкора, Sham 69 и Cockney Rejects - oi!, Crass - анархо-панк. Начались эксперименты по объединению панка с металом (The Exploited, Discharge, D.R.I.), ска (Social Drinking, Operation Ivy). В большинстве своём панк-группы 80-х не привлекали широкого общественного внимания, находясь в анерграунде. Однако в то же время развивались жанры альтернативного рока, нойз-рока, постпанка; ключевые группы этих направлений (Sonic Youth, Pixies, Big Black, Hüsker Dü) сохраняли сильное панк-влияние, при этом развивая новые музыкальные идеи.

К концу 80-х - началу 90-х благодаря группам Bad Religion и NOFX получил популярность поп-панк; этот вид панк-рока существенно отличался от поп-панка 70-х (Buzzcocks) и добился крупной популярности. Группы Offspring, Green Day, Rancid стали основой поп-панка 90-х; однако, принято считать, что жанр стал вырождаться с появлением неоригинальных коллективов вроде Blink 182.

Несмотря на то, что рок как таковой в Советском Союзе был под запретом, однако это вовсе не означает, что его не было вообще. Пока "товарищи в кабинетах заливали щеками стол", в разных городах нашей необъятной Родины появлялись самобытные и талантливые коллективы. Конечно, рок был в глубоком подполье, но это пошло ему только на пользу. Пока по телевизору показывали одинаковые и прилизанные, как под одну большую гребёнку, всевозможные ВИА, андеграундная сцена ежемесячно выплёвывала в свет самобытные и потрясающие коллективы. Тяжелее всех, пожалуй, пришлось командам, играющим панк-рок . Ведь по существу панк-рок - это не столько музыкальный жанр, сколько стиль жизни. Как, например, хиппи. У панков была своя идеология, свои вкусы, свои предпочтения в одежде, свой взгляд на окружающую действительность. Как пел Егор Летов : "Я всегда буду против". Вот именно, панки всегда были против всего. При этом парни с ирокезами, проживающие в разных регионах страны, разительно отличались друг от друга. Прибалтийские панки практически ничем не отличались от западных. По всей видимости, сказывалась близость заграницы и отсутствие широкой русской души. Сибирские панки тяготели к простым, но мелодичным песням с грубоватыми риффами, но запоминающейся мелодией и неприязнью к советской власти и силовым структурам. Панки средней полосы предпочитали делать акцент на остро-социальные темы и умение пользоваться музыкальными инструментами. И так далее. По большому счёту, многие советские группы, которые не принято относить к панк-року , не брезговали использовать его в своём творчестве - "Кино", "Аквариум", "АукцЫон", "Наутилус Помпилиус" и многие другие. Но были и такие коллективы, которые сохранили верность и бунтарский дух на много лет.

1. "Автоматические Удовлетворители"

Принято считать, что ("АУ") является первой панк-группой в СССР, а её лидер и основатель Андрей "Свин" Панов - первым панком . Именно панком , а не панк -рокером. Конечно, "Автоматические Удовлетворители" выпускали альбомы и даже гастролировала по стране, но Свин не ставил музыку на первое место. Для него главным был сам дух бунтарства и наплевательское отношение на окружающую действительность. Как и положено панкам , музыканты "Автоматических Удовлетворителей" не старались совершенствовать свои таланты и просто пытались играть слаженно, что у них, честно говоря, не всегда получалось. Однако песни Свина поражали в то время своей новизной и действовали магически на неокрепшие умы советской молодёжи, породив целую массу подражателей.

2. "Гражданская Оборона"

"Гражданская Оборона" - самая известная и популярная панк-группа в стране в советский период времени. Чтобы там ни говорили поклонники коллектива, но в середине и в конце восьмидесятых она была не менее востребованной, нежели пресловутый "Ласковый май". Вот только духовного вдохновителя группы и бесспорного гуру всего сибирского панк-рока Егора Летова не интересовала слава. Несмотря на свою плодовитость и колоссальное количество групп, в которых он переиграл, Егор Летов никогда не рвался к славе. Он предпочитал писать песни , которые лились из его души. И именно это обожали в нём его поклонники. Ведь человек всегда чувствует, что исходит от сердца, а что просто высосано из пальца и подстроено под требования моды.

3. "Объект насмешек"

Тяжело отнести к панк-року группу, музыканты которой умеют играть на своих инструментах. Но ради "Объект насмешек" можно сделать исключение. Их песни -протесты являются чистейшим панком , даже если учесть то, что исполнены они профессионально и вполне качественно. Альбомы "Объект насмешек" - это всегда задорно, живенько и, как говорится, на злобу дня. Правда, до современной молодёжи вряд ли дойдёт смысл их песен . Это потому, что ей уже никогда не понять, кто такие люберы, зачем был нужен комсомольский билет и что такое гласность. Однако это вовсе не значит, что "Объект насмешек" можно сбросить со счетов и вычеркнуть из списка. Ведь недаром говорят, что история повторяется. И кто знает, может быть в скором времени песни группы снова обретут новую жизнь.

4. "Инструкция по выживанию"

Ещё один коллектив из бескрайней Сибири. Песни "Инструкции по выживанию" настолько сильно поразили Егора Летова , что он даже рискнул перепеть их лично. И при этом, честно говоря, создавалось такое впечатление, что Егор Летов сам их написал. Настолько близкими по духу они ему были. В одном альбоме сибирские парни умудрились затронуть все самые злободневные темы, волновавшие в те времена прогрессивные молодые умы - начиная от боевых действий в Афганистане и заканчивая философскими рассуждениями о тленности всего сущего.

5. "Чудо-Юдо"

Несмотря на то, что группа "Чудо-Юдо" образовалась в начале восьмидесятых годов прошлого века и считается одним из патриархов отечественной панк -сцены, свой дебютный альбом она выпустила лишь в 1989 году. И то благодаря лишь тому, что музыканты коллектива согласились сняться в эпизодических ролях в нашумевшей картине "Авария - дочь мента", снятой по повести Юрия Короткова. "Чудо-Юдо" больше известны не своими песнями , а вызывающим внешним видом, от которого коробило прилизанных комсомольцев, накаченных гопников и чиновников, для которых все панки были клоунами и отщепенцами.

6. Янка Дягилева

Янка Дягилева - одна из немногих представительниц слабого пола, сумевших сделать себе имя на отечественной панк -сцене. Конечно, и здесь не обошлось без вездесущего Егора Летова , который всячески двигал в массы творчество талантливой певицы. В основном, Янка Дягилева пела свои песни под гитару, но благодаря Егору Летову и спонтанно собранной группе "Великие Октябри" её композиции обрели бессмертие и в электрическом варианте. Трогательные и разрывающие душу песни Янки Дягилевой вызывают не меньше эмоций, нежели стихи классиков. Жаль только, что как и большинство по-настоящему талантливых людей Янка Дягилева умерла в самом расцвете сил. И смерть талантливой певицы до сих пор считается одной из самых загадочных в истории русского рока .

7. "Водопад имени Вахтанга Кикабидзе"

Одна из самых оригинальных групп в истории советского рока . Честно говоря, "Водопад имени Вахтанга Кикабидзе" тяжело отнести к классическим панкам . Скорее, это фолк-панк с элементами стёба и пародий. Зато то, что делали эти уральские ребята отличалось неимоверным юмором. Парни разыгрывали настоящие театральные представления, записанные на аудиокассеты в виде долгоиграющих альбомов. Аналогов "Водопаду имени Вахтанга Кикабидзе" ни в те далёкие советские времена, ни на современной музыкальной сцене не было, нет и, скорее всего, уже и не будет.

8. "Чёрный Лукич"

Группа "Чёрный Лукич" была основана в Новосибирске Вадимом Кузьминым . Как и вся сибирская панк -тусовка, ребята из этого коллектива плотно общались со своими коллегами - Егором Летовым , Кузей Уо , Янкой Дягилевой , Манагером и прочими. Естественно, это не могло не сказаться на творчестве "Чёрного Лукича" . Но как бы то ни было на самом деле, а альбом "Кончились патроны" стал культовым среди поклонников панк-рока и в считанные дни разлетелся по всей стране. Не было такой неформальной тусовки, где хотя бы раз в день не распевали песни из этого альбома .

9. "Бригадный подряд"

Образованная в 1985 году питерская банда "Бригадный подряд" быстро вырвалась в верхние строчки панк -хит-парадов. Отвязный, практически классический панк-рок с грязными риффами. Кстати, это одна из немногих панк-групп , которая продолжает функционировать и до сих пор выпускает альбомы. Правда, слушая последние записи "Бригадного подряда" уже тяжело назвать их музыку чистым панк-роком . Иначе и не может быть - бывшие бунтари выросли, научились играть на своих инструментах, а мировоззрение в корне изменилось. Как бы то ни было, а ещё сам Егор Летов назвал "Бригадный подряд" музыкально настоящими панками .

10. "Сектор газа"

Большинство поклонников панк-рока не воспринимают "Сектор газа" в качестве серьёзного коллектива, играющего классический панк . Но, как уже было сказано выше, панк - это состояние души. И лидер группы Юрий "Хой" Клинских был самым что ни на есть настоящих панком в душе и по жизни. Да, его песни - это нагло передранные хиты зарубежных групп или откровенная попса, тексты изобилуют крепкими словечками, а музыка поражает своей эстрадностью. Но всё-таки это панк-рок , причём во многих его проявлениях - от хоррор-панка до рэпа и фолка. По существу, "Сектор газа" больше любили те самые гопники, которые не давали прохода неформальным молодёжным группировкам, нежели сами панки и рокеры, но это вовсе не принижает вклад Юрия Хоя в отечественный андеграунд.