Культ тела: мы и они. Культ тела и духа в досуге жителей древней греции Кого изображали древние греки, и каковыми были на самом деле

В XVIII – XIX вв. в просвещенной Европе (например, во Франции, Италии и Испании) было популярно пышное женское тело, его воспевали многие знаменитые художники. Такой культ тела был не случайно.

В те давние времена только обеспеченные граждане могли позволить себе много и сытно питаться, не утруждать себя физическим трудом и тратить большие деньги на пошив одежды крупных размеров. Бедному сословию все это было недоступно.

Соответственно, женщина пышных форм могла служить доказательством достатка!


Желая «рисоваться» перед другими людьми, например, партнерами по ремеслу или влиятельными аристократами, проще было придумать новый эталон моды на полных женщин.

Но с тех пор утекло много воды, многие ученые проводили разные эксперименты и появились неопровержимые доказательства вреда такого «веяния моды» и культ тела изменился.

Болезни толстого тела

Внезапно оказалось, что избыточный вес равно как и низкие физические нагрузки очень вредят здоровью, существенно сокращая жизнь! Быть «умирающей» обеспеченной толстушкой оказалось не столь привлекательно, как многим казалось. Отсюда, научное сообщество извлекло свою выгоду, объявив целый список возможных проблем, сопровождающих избыточный вес.
В этот список попали такие неприятные для тщеславия женщины симптомы как:

  • Повышенная потливость;
  • Одышка;
  • Проблемы с артериальным давлением, взывающие головные боли и нарушения женского гормонального цикла;
  • Болезни суставов.

И, если в те далекие времена подагра считалась болезнью аристократов, то в современном мире вообще чем-то болеть не считается больше ни аристократичным, ни привлекательным!

В XX веке на пьедестал красоты возвели в культ тело здоровой женщины, избавив их от излишней полноты и, соответственно, от необходимость носить корсеты. Известно, что постоянное ношение корсета в те далекие времена также приводило к множеству проблем со здоровьем.

Но, не прошло и столетия, корсеты снова вернулись. Теперь, правда, корсет – не каждодневная обязательная одежда, а лишь редкий аксессуар, например, для интимного костюма или в качестве лечебно-профилактического аксессуара.

Здоровая фигура с анатомической точки зрения

Самое главное, чего добились модницы XX века – возможность поддерживать максимально здоровую фигуру с анатомической точки зрения.

В древней Греции был идеализирован образ женского тела, когда воспевали богиню любви – Афродиту. Этот образ воплотился в статуе Венеры с острова Милос. Именно эта статуя в наши дни считается эталоном красоты женского тела!

Хотя, высота статуи немного больше 2 метров, в пересчете на привычный нам рост около 164 см, пропорции составляют: 89-69-93 см. Как видите, это и есть те самые современные эталонные 90-60-90!

Однако, добиться таких пропорций не просто, но достижимо! Профессионалы в области построения идеального тела советуют:

  1. Придерживайтесь режима;
  2. Соблюдайте режим питания и рацион питания;
  3. Обязательно придерживайтесь необходимой физической нагрузки!

Соблюдая эти три несложных пункта, можно достигнуть практически идеальных результатов!

Главное – стремление! Приятно, что современное общество достигло того пика, когда культ тела абсолютный.

Везде можно увидеть «мотиваторы» привести себя в норму: в фильмах и передачах показывают, в основном, женщин с красивым, здоровым телом, много рекламы о снижении веса и красивой одежды на стройных моделях, . Социальные сети и публичные блоги во множестве обсуждают личную жизнь звезд, в том числе, изменения их фигуры!

Это хорошо с точки зрения культа тела отдельного человека.

Участницы велопробега. Конец 1930-х гг.


Культ тела. Это словосочетание очень часто имеет негативную окраску - сейчас его любят использовать критики тоталитарных режимов XX века. Однако в советскую эпоху считалось, что "культ тела"- это там, на Западе, а у нас - сплошной "физкульт-привет!" и никакого культа. Культ тела, как противопоставление духовности, гармонии, честной соревновательности в спорте... Культ тела, как культ секса.

Интерес к спорту и прочим телесным радостям возник не сразу в 1920-е годы. Всё началось в конце XIX века, но именно после Первой Мировой войны человечество окончательно оккупировало пляжи, корты и велотреки. Холёная тучность безоговорочно перестала ассоциироваться с красотой и...богатством.


Артистки варьете в мини-юбках. 1920-е гг.


Обложка журнала "Vogue". Начало 1930-х гг.


Фотомодель в купальнике. 1920-е гг.


Кстати отношение к телу в 1920-е и в 1930-е годы заметно отличается. Поначалу это просто эстетизация крайней худобы и узкобедрости, и неважно как эта субтильность была приобретена - на беговой дорожке или посредством кофейно-ликёрной диеты (с утра - чашечка кофе, вечером - бокал ликёра). 1930-е годы породили новый эталон - худой, но совершенно здоровый человек (в СССР идеал был несколько крупнее, чем в других странах).


Советская спортсменка и спортсмен. 1920-1930-е гг.


Советские спортсменки. 1920-1930-е гг.


Активистки немецкой организации "BDM".
Конец 1930-х гг.


Советский и гитлеровский режимы просто сделали культ тела частью своей идеологии, но, отнюдь, не обладали "монополией" на него. Однако именно в СССР и в Третьем Рейхе телесное здоровье человека превратилось в дело государственной важности - оно уже не могло быть сугубо частным вопросом.

Академизм и аскеза: обнажённое тело.

Люди, пишущие о Третьем Рейхе, зачастую рассматривают его как совершенно автономное явление - без связи с историческим развитием Германии. Отсюда беспомощные попытки говорить о так называемой "эротике Рейха", о каком-то особом фашистском разврате, царящем в стране.


Фотографии Третьего Рейха.


Кадр из "Олимпии"


Следует заметить, что спокойное (лишённое сексуального посыла) отношение к обнажённому телу в Германии имеет давние корни. Достаточно вспомнить о том, что Фридрих Великий (человек почти аскетичный) украшал свою резиденцию довольно нескромными (с точки зрения распутника Вольтера) картинами. Кроме того, нудизм зародился в Германии ещё в конце XIX века (первый клуб открылся в 1903 году). Вместе с тем, уже тогда был заметен и мотив близости к природе, к естественному отношению к человеческому телу.


Национал - социалистическая пропаганда подхватила и использовала этот интерес к целомудренно-обнажённому телу в своих целях - для демонстрации арийского идеала красоты, для воспитания физически развитого человека - воина. Ни о каком развращении молодёжи и превращении немцев в стадо совокупляющихся идиотов речи идти не может - в строго регламентированном обществе попросту не может быть ни порнухи, ни свободной любви. (Можно ненавидеть Третий Рейх за преступления против человечности, но навешивать на его руководителей дополнительные ярлыки - безнравственно).


Кадры из "Олимпии".


Кадры из "Олимпии".


Скульпторы Третьего Рейха - Йозеф Торах и Арно Брекер стрательно воплощали в своих монументах образ сверхчеловека. Сверхлюди были просто обязаны походить на античных богов и героев. Их обнажённость не более сексуальна, чем неприкрытые тела Аполлона и Афродиты. (Торах так любил натурализм, что остаётся только удивляться и радоваться, что статуи Фридриха Великого у него получились одетыми).


Работа с натурщицей.


Монументы Йозефа Тораха.


Кстати, что странно, нудизм в Третьем Рейхе был официально запрещён , а девушкам, рискнувшим загорать в голом виде, пришлось бы тоже не сладко. То есть, ради идеи - можно, так - нет. Вам кажется это удивительным? Вообще, в культурной жизни Германии тех лет - много странного.Так, фривольные канканы вполне одетой Марики Рёкк клеймились, как неприличные, а фотографии голых натурщиц считались допустимыми и даже полезными... Одетые дамочки американского pin-up вызывали гнев в связи с их "распутством", а многометровые "венеры" Тораха срывали аплодисменты.


Монументы Арно Брекера.


Посередине - девушка (из одежды - один мяч).


В том-то и дело, что и Марика Рёкк, и американский pin-up, и полузапрещённые свинговые танцы обращались к эротике, к дразнящим полунамёкам, к вожделению под маской недоступности. Голые девушки - натурщицы никого не дразнят - они ждут художника, а не возлюбленного.

Горные фильмы.

Ещё задолго до прихода Гитлера к власти, в Германии большой популярностью пользовались так называемые "горные фильмы" - они повествовали о сомнительных радостях альпинизма, о преодолении трудностей, о снежных заносах и обвалах. Помимо "горных" фильмов существовали кинокартины об айсбергах, полярных лётчиках, об отважных девушках, затесавшихся во льды и о любви вышеозначенных лётчиков к этим девушкам. Режиссёры Арнольд Фанк и Георг Вильгельм Пабст, снимавшие все эти ледяные триллеры, с удовольствием использовали талант актрисы и скалолазки Лени Рифеншталь


Афиши и открытки с изображением Л.Рифеншталь.


Помимо красивых, но злых гор, эти фильмы демонстрировали возможности человеческого организма, его торжество над холодом и высотой.Так что культ тела, силы и здоровья существовал в Германии ещё до Гитлера - при нём это любование мускулами приобрело пропагандистский характер, но, отнюдь не появилось впервые.


"Донацистский" период творчества Лени...

Общая картина.

Расовая теория включала в себя культ биологически здорового тела, культ деторождения и преумножения расы. Таким образом, сам смысл общения мужчины и женщины лишался всякой романтики, уступая место физиологической целесообразности. Существует мнение, что "арийский" эталон красоты скучен, однообразен и безрадостен - мускулистый блондин с неподвижной нижней челюстью и лишённая всякой пикантности "снежная королева".


Эсэсовцы.


Частное фото.


Но эталон красоты - это всегда отражение господствующей в обществе идеи: Третий Рейх не нуждался в крутобедрых куртизанках и узкоплечих ботаниках - от их союза может получиться только тушканчик. Куртизанки отдыхали в Равенсбрюке, ботаники качали пресс. Даже слабосильный Рейхсфюрер Гиммлер маниакально сдавал спортивные нормы SS - боялся опозориться...


Спортивные полотна П.Кайля и открытка.


Я уже о том, что в 1930-е годы занятия спортом являлись, по существу, подготовкой к будущей войне. Помимо спорта в нацистском государстве культивировалось уважение к физическому труду - его, кстати, никогда не ставили выше умственного - физики / лирики там очень даже ценились.

Нацисты уделяли детской физической культуре огромное внимание. Сравнение учебных планов немецкой гимназии начала 1930-х гг. и планов элитарной фашистской школы в 1937 г. показывает, что максимальное сокращение учебного времени пришлось на иностранные языки, а максимальное увеличение - на военно-физическую подготовку, не считая времени, отведённого общему физическому воспитанию.


...Когда девушкам исполнялось 17 лет, они могли быть приняты в организацию "Вера и Красота" ("Glaube und Schöncheit"), где находились по достижению 21 летнего возраста. Здесь девушек обучали ведению домашнего хозяйства, готовили к материнству, уходу за детьми. Но самым запоминающимся мероприятием с участием "Glaube und Schöncheit" были спортивно-хороводные танцы - девушки в одинаковых белых коротких платьях, босиком выходили на стадион и выполняли несложные, но слаженные танцевальные движения. Женщинам Рейха вменялось быть не только сильными, но и женственными.

Кстати отношение к выступлениям "Glaube und Schöncheit" не везде было позитивным. Религиозно настроенные граждане (особенно в небольших городках) резко отрицательно относились в этой "государственной порнографии". Кроме того, по поводу девушек из этой организации ходило много похабных шуток и слухов, которые не соотвествовали действительности - эти девицы были, скорее, весталками, чем вакханками...


Эталон мужика Третьего Рейха - принц, нацист, спортсмен, производитель -
Его Высочество Кристоф-Эрнст-Август Гессен-Касельский.


А на востоке в это самое время другие мускулистые блондины со своими крестьянскими Венерами строили социализм под звуки песен:
"Шагай вперед, комсомольское племя*,
Цвети и пой, чтоб улыбки цвели!
Мы покоряем пространство и время,
Мы - молодые хозяева земли."

Тоже племя и тоже хозяева. Кто - кого?

*Выражение «комсомольское племя» принадлежит И. В. Сталину («Приветствие Ленинскому Комсомолу» // Правда. 1928. 28 окт.).

"Любовь, Комсомол и Весна".

В СССР с изображением обнажённой натуры было несколько сложнее, чем в Германии - тут сказывалась и природная стыдливость русского человека, и тот факт, что в советской идеологии не было места понятиям "сверхчеловек" или "расовый эталон", поэтому раздевать строителя коммунизма, дабы показать всё его совершенство, не было никакго резона. Но тем не менее, подобные изображения всё-таки появлялись, и они не были чем-то подпольным или полузапретным.


А. Дейнека "Игра в мяч"


А. Дейнека "Мать".


?
.

Сталинский классицизм унаследовал от античности идею "героической наготы", даже не всегда прикрытой спортивными трусами и целомудренными лифчиками. Физкультурники, девушки с веслами - всё это традиция, творчески переработанная советскими идеологами. В 1930-е годы культ здорового, сильного тела ассоциировался с молодостью и силой страны.


И.Шадр "Девушка с веслом". ЦПКиО им. Горького.


Если в Третьем Рейхе культ тела связан, прежде всего, с идеей преумножения расы, а красивое, сильное тело рассматривалось как "биологически совершенная особь", то в СССР такое тело - это прежде всего тело образцового работника. Но кто бы они ни были - эсэсовец-производитель или стахановец с кайлом - оба не были свободны: их жизни принадлежали Вождям. Правда, в "тоталитарном" культе тела нет ни намёка на коммерцию, что не может не радовать!


А. Дейнека "Эстафета по кольцу "Б"


А. Дейнека "Обеденный перерыв в Донбассе".


Ещё один важнейший аспект - культ тела в Третьем Рейхе был связан с возрождением великого прошлого : тут и буквально понятая античная καλοκαγαθία, и постоянное обращение к тевтонско-прусским образам. Всё это было взглядом назад, а жить с постоянно повёрнутой назад головой - весьма утомительное занятие. В СССР была прямо противоположная задача - создание человека будущего , ибо прошлое в России (согласно постулатам агитпропа) было тёмным, жестоким и исполненным угнетения. Человек прошлого попёр на человека будущего! Как, скажите, может человек, которые мысленно всё ещё в треуголке победить человека, который мысленно уже в скафандре?!


В отличие от немецкой парочки с картины "Прилив и отлив",


советский вратарь летает в одиночестве...

"...У нее был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки." - такова Зося Синицкая из романа "Золотой телёнок".
"Передо мной стояла девушка лет шестнадцати, почти девочка, широкая в плечах, сероглазая, с подстриженными и взлохмаченными волосами - очаровательный подросток, стройный, как шахматная фигурка..." - это уже Валя из "Зависти" Юрия Олеши.


Обложка журнала "Огонёк" с парадом физкультурников.


Тот же Юрий Олеша в киноповести "Строгий юноша" даёт описание идеального мужчины: "Есть тип мужской наружности, который выработался как бы в результате того, что в мире развивались техника, авиация, спорт… Из-под кожаного козырька шлема пилота, как правило, смотрят на вас серые глаза.И вы уверены, что когда лётчик снимет шлем, то перед вами блеснут светлые волосы..." Далее следует описание такого же белокурого танкиста.


А. Дейнека "Ода весне"


А. Дейнека "Раздолье".


И резюме - "Светлые глаза, светлые волосы, худощавое лицо, треугольный торс, мускулистая грудь – вот тип современной мужской красоты. Это красота красноармейцев, красота молодых людей, носящих на груди значок ГТО." В угоду этому красивому и жизнеутверждающему, но всё же - стереотипу, для фильма "Весёлые ребята" выкрасили в блондина даже Леонида Утёсова:


Воплощать эталон можно только с белокурой чёлкой.

Кстати детская сказка "Три толстяка" исполнена неприязни к физически неразвитому, рыхлому телу - полнота ассоциируется с поверженным имущим классом. Карикатурный буржуй непременно пузат и щекаст, а его многочисленные перстни врезаются в пальцы-сардельки. "Ихний" джаз Максим Горький именует "музыкой толстых"... Местный враг - НЭПман тоже не страдает отсуствием аппетита.


Советские плакаты.

Положительные же персонажи - начиная сказочными Суок и Тибулом, заканчивая вполне земными персонажами "Цирка", "Вратаря", "Волги-Волги" и "Строгого юноши" - непременно подтянуты, мускулиты, худощавы и всегда готовы. Злой гений из фильма "Цирк" соблазняет циркачку Зиночку именно тортом. Торт из "Трёх толстяков" с продавцом шариков, как символ мирового зла и тиранического угнетения человека. Долой пирожные! Да здравствует мясо - оружие пролетариата!

1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰὈλύμπια) - величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми - это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр - 884 до н. э., по другим - 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, - чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно - просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска - родная сестра спартанского царя Агесилая.

Суббота, 11 Окт. 2014

Как идея прогресса сознания и развития духовных качеств человека была подменена идеей технического прогресса, который происходит на фоне быстрого морального разложения.

  • В продолжение темы: Горькая правда и иллюзия счастья современного общества

Мы живем в Кали-югу, когда человечество стремительно деградирует, думая, что прогрессирует. Идея прогресса сознания и развития духовных качеств подменена идеей технического прогресса, который происходит на фоне быстрого морального разложения.

Внутренняя деградация человека в соединении с техническим развитием ставит человечество в очень опасную ситуацию, когда оружие и технологии оказываются в руках аморальных людей. Поэтому мы постоянно наблюдаем техногенные катастрофы, разрушение экологии, постоянные вооруженные конфликты. К этому добавляется повальная привязанность к употреблению алкоголя, табака, наркотиков, которые опускают сознание человека до уровня животного.

В этом невежественном состоянии сознания люди совершают много глупостей и ошибок, много насилия, что потом возвращается в их жизнь множством проблем. Эти процессы приобрели сейчас глобальные масштабы и потому можно назвать нашу эпоху временем глобальных перемен.

1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно — просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска — родная сестра спартанского царя Агесилая.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.

Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

5.Древне Греческие праздники

Симпосий (др.-греч. Συμπόσιον) — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения. Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богам также полагалось вино, которое выплёскивалось из кубков под старинную культовую песню, посвящённую богу Аполлону, и музыкальное сопровождение флейтой.

Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.

Симпосии славились своими играми. Наиболее популярной был так называемый «коттаб» (др.-греч. κότταβος), изображения которого сохранились на многих вазах, в том числе на знаменитом псиктере Ефрония из Государственного Эрмитажа. Во время этой игры участники выплескивали остатки вина из своих открытых сосудов (киликов или скифосов), пытаясь попасть в цель.

В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.

Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.

Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.

Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции. Праздник посвящен богу Дионису. Сельские дионисии отмечались в ноябре — декабре. Городские дионисии (Великие дионисии) праздновались пять дней в феврале — марте. Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе.

Дни дионисии были не рабочими. В празднестве участвовало все городское население.

Панафинеи, Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια, лат. Panathenaia) — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название — Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». При архонте Гиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства.

Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, — один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие — с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н. э. — гимнические и со времён Перикла — музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне.

От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр — агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.

Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Именно в ходе Панафиней 514 г. до н. э. Гармодий и Аристогитон, получившие впоследствии прозвище тираноубийц, совершили неудачную попытку покушения на афинских тиранов Гиппия и Гиппарха, которая однако вошла в историю как дата рождения демократии.

Тарге́лии или Фаргелии (греч. Θαργήλια, «жатва, созревание плодов») — афинский праздник, совершавшийся 6-го и 7-го таргелиона в честь Аполлона и Артемиды. Таргелии и Дельфинии были важнейшими из Аполлоновых праздников в Афинах. Аполлона почитали как бога жаркого лета, способствующего созреванию полевых плодов, и приносили ему и орам первенцы этих плодов. Но так как жара, с другой стороны, может также действовать гибельно не только на растительность, но и на самих людей, то афиняне в этот праздник, стараясь сделать угодное богу, совершали разные умилостивительные и очистительные обряды.

Первоначально, как гласит предание, приносили в жертву либо двух мужчин, либо мужчину и женщину, называя их греч. φαρμακοί (т. е. служащими очистительной жертвой за грехи народа). Впоследствии афиняне, вероятно, отменили эту казнь и производили её только для вида. Подробности этого символического обряда неизвестны. 7-го таргелиона афиняне предавались праздничному веселью, сопровождаемому процессиями и всевозможными состязаниями. Важность этого праздника явствует из того, что заведование им поручалось первому архонту (эпониму).

Теофании (греч. θεοφάνια) — у древних греков дельфийский праздник богоявления, т. е. явления Аполлона. Этот день считался днем рождения Аполлона и в древние времена был единственным в году днём, когда открывался оракул для желающих вопросить бога. Праздник теофании символизировал возвращение или возрождение бога света и наступление весны. Церемонии дня состояли в процессии с лавровыми ветвями, в принесении жертв и молитв и в пиршестве, при котором совершались возлияния. Геродот упоминает об огромной серебряной чаше в Дельфах, вместимостью в 600 амфор, которая в праздник богоявления наполнялась вино.

Тесмофории (др.-греч. Θεσμοφόρια, лат. Thesmophoria) — большой аттический праздник в честь Деметры Законодательницы (Θεσμοφόρος) и отчасти Коры (Персефоны), справлявшийся исключительно при участии свободнорождённых женщин, во время посева, в конце октября (в аттическом месяце Пианопсионе).

На этом празднике Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и браков — тех установлений (θεσμοί), на которых зиждется культура народов, перешедших к оседлому образу жизни. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Тесмофории были народным и национальным праздником. Для совершения обряда и устройства пира в каждом деме выбирались по две из наиболее зажиточных и уважаемых женщин, на средства которых относились все расходы по устройству праздника.

В первый день тесмофории женщины собирались в определённом пункте и все вместе отправлялись в Галимунт, обмениваясь по дороге шутками и насмешками цинического характера. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы: сюда и направлялась процессия. Во второй день праздника приносились в жертву свиньи; в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в посте и унынии, в пятый же день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника изображён в дошедшей до нас комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий». Тесмофорический культ Деметры существовал, кроме Афин, во многих других городах.