Кратко о творчестве Тургенева. Иван Тургенев — краткая биография. Краткая информация о тургеневе

(28. X.1818- 22.VIII.1883)

Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать – из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского факультета.

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма “Стено” (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, “наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый”. Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.

Однако интересы Тургенева еще не были сосредоточены на литературном творчестве. Он считал недостаточным полученное им университетское образование. Весной 1838 г. Тургенев уехал за границу, его привлекал Берлинский университет. Овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Тургенев в 1841 г. возвращается в Россию.

Первые 2 года на родине посвящены поискам будущего поприща. Сначала Тургенев мечтает о преподавании философии и сдает магистерские экзамены, давшие право на защиту диссертации и получение кафедры. Но путь к преподавательской деятельности оказывается закрытым в самом начале; надежды на восстановление кафедры философии в Московском университете, где Тургенев намеревался служить, нет. В конце 1842 г. Тургенев хлопочет о поступлении на службу в министерство внутренних дел, занимавшееся тогда изучением вопроса о возможности освобождения крестьян. Готовясь к будущей должности, он составляет записку “Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине”, в котором пишет о необходимости серьезных перемен в хозяйственном и правовом положении крестьянского сословия. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку.

В том же году публикуется поэма Тургенева “Параша”, а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни.

Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за “Парашей” появляются стихотворные поэмы “Разговор” (1844), “Андрей” (1845),

“Помещик” (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – “Андрей Колосов” (1844), “Три портрета” (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк “Неосторожность” (1843) и комедию безденежье” (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

В 1843 г. Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 г. он на время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 г. уехал заграницу уже надолго. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими.

В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское (летом и осенью 1846 г. Тургенев исходил с ружьем Орловскую, Курскую и Тульскую губернии). В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались “Записки охотника”, которые принесли Тургеневу широкую известность.

Еще перед отъездом писатель передал в журнал “Современник” очерк “Хорь и Калиныч”. Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах “Современника”, а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.

Тургенев пишет ряд повестей о людях, “выломившихся” из социальной среды, к которой принадлежат по происхождению и воспитанию. Этой теме посвящены “Дневник лишнего человека” (1850), “Два приятеля” (1853), “Затишье” (1854), “Переписка” (1854), “Яков Пасынков” (1856). Герои этих повестей терпят неудачу в попытках заняться полезной деятельностью или найти личное счастье. Причиной драмы “Лишнего человека”Тургенев считал столкновение его духовных интересов и стремлений с отсталым российским общественным укладом. Тургенев долго не находит никаких оснований для надежды.

Перелом намечается в первом Тургеневском романе “Рудин” (1855), написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. Проблему “Лишнего человека” он видит по-новому. Рудин, герой романа наделен ореолом пророческой исключительности. Характер Рудина предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни.

В 1857 г. правительство объявило о своем намерении освободить крестьян от крепостной зависимости. Тургенев летом 1858 г. возвратился в Россию из Европы и сразу окунулся в атмосферу общественного оживления. Он стал сотрудником Герцена, журнала “Колокол” и “Современник”. В 1858 г. он пишет повесть “Ася”. Круг философских проблем отразился в его повестях “Фауст” (1856), “Поездка в Полесье” (1853 – 1857). Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности. Тургенев все чаще обращается к мыслям о неповторимости человеческой индивидуальности и поискам нравственной опоры. В лирико-философских повестях 50-ых годов созревает мысль о спасительности “цепей долга”, о самоотречении. Мысль эта получает широкое социально-историческое обоснование в романе “Дворянское гнездо” (1858).

В 1860 г. Тургенев пишет роман “Накануне” которой вызвал бурную разноречивую реакцию. Тургенев явно хотел объединения общественных сил Росси.

Летом 1860 Тургенев составил проект программы “Общество для распространения грамотности первоначального образования, которое не получило отклика у общественности”. В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман “Отцы и Дети”, где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасении России, который ведут герои, представляющие две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, защитником которой выступает Кирсанов, основана на высоких и благородных идеалах. Все осенено идеей прогресса, ведь речь идет о превращении России в подлинно цивилизованную страну. Идеалы этих людей безнадежно далеки от реальности, им не спасти страну от катастрофы.

Либералам противопоставлен “Нигилист Базаров”, в котором читатель без труда узнавал выразителя идей и настроения революционной молодежи. Базаров выражает эти идеи в самой крайней форме, провозглашает идею “Полного и беспощадного отрицания”. По его мнению, мир должен быть разрушен до основания. Он категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, семейные связи, долг, право, обязанность. Философия Базарова это жесткая логика жизни – борьбы. Базаров – это человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, органически не способный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренний свободы, готовый идти к своей цели ни с чем не считаясь. Тургенев признает, что роль “Передового класса” переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Тургенев в романе показывает нарушение нормальной преемственности поколений: дети отказываются от наследия отцов, теряя связь с прошлым, с корнями своего бытия, отцы утрачивают естественную для их роли любовь к идущим на смену, старость и молодость перестают уравновешивать друг друга в общем течении жизни. Тема разобщенности поколений приобретает в “Отцах и детях” небывалую глубину, рождает мысль о возможно разрыве “связи времен”, о разрушительном проникновении общественных противоречий в основании самой жизни. Идеал национального единства оставался главным для Тургенева во время работы над романом. Критика не приняла роман. Обиженный и разочарованный Тургенев уехал за границу и долго не писал. В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть призраки (1864) и этюд “Довольно” (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

В 1867 г. завершает работу над романом “Дым”. Роман наполняется сатирическими и публицистическими мотивами. Главным объединяющим началом становится символический образ “Дыма”. Перед читателем жизнь потерявшая внутреннюю связь и цель.

Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжил работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть “Стихотворений в прозе”. Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе “Деревня”, а завершал ее “Русский язык”, лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

  1. 1836 – 1847.
  2. 1848 – 1861.
  3. 1862 – 1883.

Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

  1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
  2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
  3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

— во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;

— во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;

— в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.

Творческое наследие:

  1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
  2. Повести – «Ася» и «Фауст».
  3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

Произведения этого периода:

  1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
  2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
  3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

Скачать данный материал:

(2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Иван Тургенев (1818-1883) - всемирно известный русский писатель-прозаик поэт, драматург, критик, мемуарист и переводчик XIX века, признанный классиком мировой литературы. Его перу принадлежит множество выдающихся произведений, ставших литературной классикой, чтение которых обязательно для школьной и вузовской программ обучения.

Родом Иван Сергеевич Тургенев из города Орла, где он родился 9 ноября 1818 года в дворянской семье в родовом поместье его матери. Сергей Николаевич, отец - отставной гусар, служивший до рождения сына в кирасирском полку, Варвара Петровна, мать — представительница старинного дворянского семейства. Кроме Ивана в семье был еще один старший сын Николай, детство маленьких Тургеневых проходило под неусыпным присмотром многочисленной челяди и под влиянием довольно тяжелого и несгибаемого нрава их матери. Хотя матушка и отличалась особой властностью и суровость нрава, она слыла женщиной довольно образованной и просвещенной, именно она заинтересовала своих детей наукой и художественной литературой.

Поначалу мальчики обучались на дому, после переезда семьи в столицу они продолжили свое обучение у тамошних учителей. Затем следует новый виток судьбы семьи Тургеневых — поездка и последующая жизнь за границей, где Иван Тургенев живет и воспитывается в нескольких престижных пансионатах. По приезду на родину (1833 год), в пятнадцатилетнем возрасте он поступает на факультет словесности Московского государственного университета. После того как старший сын Николай становится гвардейским кавалеристом, семья переезжает в Санкт-Петербург и младший Иван становится студентом философского факультета местного университета. В 1834 году из под пера Тургенева появляются первые поэтические строки, пропитанные духом романтизма (модного в то время направления). Поэтическая лирика по достоинству была оценена его учителем и наставником Петром Плетневым (близким другом А. С. Пушкина).

После окончания Петербургского университета в 1837 году Тургенев уезжает для продолжения своего обучения за границу, там он посещает лекции и семинары в Берлинском университете, параллельно путешествуя по Европе. Вернувшись в Москву и удачно сдав магистерские экзамены, Тургенев надеется стать профессором Московского университета, однако вследствие упразднения кафедр философии во всех университетах России, этому желанию не суждено сбыться. В то время Тургенев все больше увлекается литературой, публикуются его несколько стихотворений в газете «Отечественные записки», весна 1843 года — время появления его первой небольшой книжки, где была напечатана поэма «Параша».

В 1843 году по настоянию матери он становится чиновником в «особенной канцелярии» при министерстве внутренних дел и служит там на протяжении двух лет, затем выходит в отставку. Властная и амбициозная мать, недовольная, тем что сын не оправдал её надежд как в карьерном так и в личном плане (не нашел себе достойную партию, и даже имел незаконнорожденную дочь Пелагею от связи с белошвейкой), отказывается от его содержания и Тургеневу приходится жить впроголодь и влезать в долги.

Знакомство со знаменитым критиком Белинским повернуло творчество Тургенева в сторону реализма, и он начинает писать стихотворные и иронично-нравоописательные поэмы, критические статьи и рассказы.

В 1847 году Тургенев приносит в журнал «Современник» рассказ «Хорь и Калиныч» который Некрасов печатает с подзаголовком «Из записок охотника», так начинается настоящая литературная деятельность Тургенева. В 1847 году он из-за любви к певице Полине Виардо (с ней он познакомился в 1843 году в Петербурге, куда она приезжала на гастроли) надолго уезжает из России и живет сначала в Германии, затем во Франции. Во время жизни за границей было написано несколько драматических пьес: «Нахлебник», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка».

В 1850 году писатель возвращается в Москву, работает критиком в журнале «Современник», в 1852 году выпускает книгу своих очерков под названием «Записки охотника». Тогда же впечатленный смертью Николая Васильевича Гоголя, пишет и публикует некролог, официально запрещенной царской цезурой. Затем следует арест на один месяц, высылка в родовое имение без права покидать пределы Орловской губернии, запрет выезда за границу (до 1856 года). Во время ссылки были написаны повесть «Муму», «Постоялый двор», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков», «Переписка», роман «Рудин» (1855 год).

После окончания запрета на выезд за границу, Тургенев уезжает из страны и два года живет в Европе. В 1858 году он возвращается на Родину и публикует свою повесть «Ася», вокруг неё среди критиков сразу же разгораются жаркие диспуты и споры. Затем появляется на свет роман «Дворянское гнездо» (1859), 1860 год - «Накануне». После этого происходит разрыв Тургенева с такими радикально настроенными писателями как Некрасов и Добролюбов, ссора с Львом Толстым и даже вызовом последнего на дуэль, который в итоге закончился миром. Февраль 1862 — печать романа «Отцы и дети», в котором автор показал трагизм нарастающего конфликта поколений в условиях набирающего обороты социального кризиса.

С 1863 года по 1883 года Тургенев живет сначала с семьей Виардо в Баден-Бадене, затем в Париже, не переставая интересоваться происходящими событиями в России и выступая своеобразным посредником между западноевропейскими и российскими литераторами. За время жизни за границей были дополнены «Записки охотника», написаны повести «Часы», «Пунин и Бабурин», самый крупный по объему из всех его романов «Новь».

Вместе с Виктором Гюго Тургенева избрали сопредседателем Первого международного конгресса писателей, проходившего в Париже в 1878 году, в 1879 году происходит избрание писателя почетным доктором старейшего университета Англии — Оксфорда. На склоне лет Тургеневский не перестает заниматься литературной деятельностью, и за несколько месяцев до его смерти в свет выходят «Стихотворения в прозе», прозаические фрагменты и миниатюры отличающиеся высокой степенью лиричности.

Умирает Тургенев в августе 1883 года от тяжелой болезни во французском Буживале (пригород Парижа). В соответствии с последней волей покойного, записанной в его завещании, его тело было перевезено в Россию и похоронено на петербургском кладбище Волково.

Иван Сергеевич Тургенев родился в дворянской семье, 28 октября 1818 году. Отец писателя служил в кавалергардском полку и вел довольно разгульную жизнь. Из-за своей беспечности, и чтобы улучшить финансовое положение он взял себе в жены Варвару Петровну Лутовинову. Она была очень состоятельной и происходила из дворян.

Детство

Будущий писатель имел двух братьев. Сам он был средним, но для матери стал самым любимым.

Отец рано скончался и воспитанием сыновей занималась матушка. Характер у неё был властный и деспотичный. В своём детстве она страдала от побоев отчима и переехала жить к своему дяде, который после своей смерти оставил ей приличное приданное. Несмотря на сложный характер, Варвара Петровна постоянно заботилась о своих детях. Чтобы дать им хорошее образование переехала из Орловской губернии в Москву. Именно она приучала сыновей к искусству, читала произведения современников, а благодаря хорошим преподавателям дала детям образование, которое пригодилось в им в дальнейшем.

Творчество писателя

В университете писатель обучался с 15 лет словесности, но из-за переезда родных из Москвы, перевелся на факультет философии Петербургского университета.

Иван уже с юных лет видел себя писателем и планировал связать свою жизнь с литературой. В студенческие годы он общался с Т.Н.Грановским, известным учёным-историком. Первые стихи написал учась на третьем курсе, а через четыре года уже печатался в журнале «Современник».

В 1938 году Тургенев переезжает в Германию, где изучает творчество римских, а затем и греческих философов. Именно там он познакомился с русским литературным гением Н.В. Станкевичем, творчество которого оказало на Тургенева большое влияние.

В 1841 году Иван Сергеевич возвращается на родину. В это время желание заниматься наукой остыло, а творчество стало отнимать все время. Через два года Иван Сергеевич написал поэму «Параша», положительный отзыв о которой Белинский оставил в «Отечественных записках». С этого момента завязалась крепкая дружба между Тургеневым и Белинским, которая длилась долгое время.

Произведения

Французская революция произвела сильное впечатление на писателя, изменив его мировоззрение. Атаки и убийства людей натолкнули писателя на написание драматургических произведений. Много времени Тургенев провел вдали от родины, но любовь к России всегда оставалась в душе Ивана Сергеевича и его творениях.

  • Бежин луг;
  • Дворянское гнездо;
  • Отцы и дети;
  • Му-му.

Личная жизнь

Личная жизнь пестрит романами, но официально Тургенев так и не был женат.

Биография писателя насчитывает огромное количество увлечений, но самым серьезным стал роман с Полиной Виардо. Она была знаменитой певицей и женой директора театра в Париже. После знакомства с четой Виардо Тургенев долгое время жил на их вилле и даже поселил там свою внебрачную дочь. Сложные отношения между Иваном и Полиной до сих пор никак не обозначены.

Любовью последних дней писателя стала актриса Мария Савина, которая очень ярко играла Верочку в постановке «Месяц в деревне». Но со стороны актрисы была искренняя дружба, но не любовные чувства.

Последние годы жизни

Особую популярность Тургенев завоевал в последние годы жизни. Он был любимцем как на родине, так и в Европе. Развивающаяся болезнь подагра, мешала писателю работать в полную силу. Последние годы он зимой жил в Париже, а летом в имении Виардо в Буживале.

Писатель предчувствовал свою скорую смерть и всеми силами пытался бороться с болезнью. Но 22 августа 1883 года жизнь Ивана Сергеевича Тургенева оборвалась. Причиной стала злокачественная опухоль позвоночника. Несмотря а то что умер писатель в Буживале, похоронили его в Петербурге на Волковском кладбище, согласно последней воле. На панихиде прощания было около четырёхсот человек только во Франции. В России также была церемония прощания с Тургеневым, на которую тоже пришло очень много людей.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847-52) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. В социально-психологических романах «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), повестях «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романах «Дым» (1867) и «Новь» (1877) изобразил жизнь русских за границей, народническое движение в России. На склоне жизни создал лирико-философские «Стихотворения в прозе» (1882). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литератур.

ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич , русский писатель.

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, отразилось в повести «Первая любовь» (1860).

В 1836 Тургенев показывает свои стихотворные опыты в романтическом духе литератору пушкинского круга, университетскому профессору П. А. Плетневу; тот приглашает студента на литературный вечер (в дверях Тургенев столкнулся с А. С. Пушкиным), а в 1838 печатает в «Современнике» тургеневские стихотворения «Вечер» и «К Венере Медицийской» (к этому моменту Тургеневым написано около сотни стихотворений, в основном не сохранившихся, и драматическая поэма «Стено»).

В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию (желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве). Катастрофа парохода «Николай I», на котором плыл Тургенев, будет описана им в очерке «Пожар на море» (1883; на французском языке). До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи, общается с Т. Н. Грановским, Н. В. Станкевичем. После короткого пребывания в России в январе 1840 отправляется в Италию, но с мая 1840 по май 1841 он вновь в Берлине, где знакомится с М. А. Бакуниным. Прибыв в Россию, он посещает имение Бакуниных Премухино, сходится с этой семьей: вскоре начинается роман с Т. А. Бакуниной, что не мешает связи со швеей А. Е. Ивановой (в 1842 она родит Тургеневу дочь Пелагею). В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.

В 1843 появляется поэма на современном материале «Параша», получившая высокую оценку В. Г. Белинского. Знакомство с критиком, перешедшее в дружбу (в 1846 Тургенев стал крестным его сына), сближение с его окружением (в частности, с Н. А. Некрасовым) изменяют его литературную ориентацию: от романтизма он обращается к иронико-нравоописательной поэме («Помещик», «Андрей», обе 1845) и прозе, близкой принципам «натуральной школы » и не чуждой влиянию М. Ю. Лермонтова («Андрей Колосов», 1844; «Три портрета», 1846; «Бретер», 1847).

1 ноября 1843 Тургенев знакомится с певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия) , любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, знакомится с Ж. Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, Ф. Шопеном, Ш. Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855).

Главное дело этого периода «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И. И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874). Принципиальное многообразие человеческих типов, впервые выделенных из прежде не замечаемой или идеализируемой народной массы, свидетельствовало о бесконечной ценности всякой неповторимой и свободной человеческой личности; крепостной порядок представал зловещей и мертвой силой, чуждой природной гармонии (детализированная конкретика разнородных пейзажей), враждебной человеку, но неспособной уничтожить душу, любовь, творческий дар. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева: отсюда тянутся нити и к исследованию феномена «лишнего человека» (проблема, намеченная в «Гамлете Щигровского уезда»), и к осмыслению таинственного («Бежин луг»), и к проблеме конфликта художника с душащей его обыденностью («Певцы»).

В апреле 1852 за отклик на смерть Н. В. Гоголя, запрещенный в Петербурге и опубликованный в Москве, Тургенев по высочайшему повелению посажен на съезжую (там был написан рассказ «Муму»). В мае выслан в Спасское, где живет до декабря 1853 (работа над неоконченным романом, повестью «Два приятеля», знакомство с А. А. Фетом, активная переписка с С. Т. Аксаковым и литераторами из круга «Современника»); в хлопотах об освобождении Тургенева важную роль сыграл А. К. Толстой.

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием. Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856).

«Рудиным» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы. Воспламеняющий аудиторию, но неспособный на поступок «лишний человек» Рудин; напрасно грезящий о счастье и приходящий к смиренному самоотвержению и надежде на счастье для людей нового времени Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859; события происходят в обстановке близящейся «великой реформы»); «железный» болгарин-революционер Инсаров, становящийся избранником героини (то есть России), но «чужой» и обреченный смерти («Накануне», 1860); «новый человек» Базаров, скрывающий за нигилизмом романтический бунт («Отцы и дети», 1862; пореформенная Россия не освобождается от вечных проблем, а «новые» люди остаются людьми: «дюжинные» будут жить, а захваченные страстью или идеей погибнут); зажатые меж «реакционной» и «революционной» пошлостью персонажи «Дыма» (1867); революционер-народник Нежданов, еще более «новый» человек, но по-прежнему неспособный ответить на вызов изменившейся России («Новь», 1877); все они, вкупе с второстепенными персонажами (при индивидуальном несходстве, различии нравственно-политических ориентаций и духовного опыта, разной степени близости к автору), состоят в тесном родстве, совмещая в разных пропорциях черты двух вечных психологических типов героического энтузиаста, Дон Кихота, и поглощенного собой рефлектера, Гамлета (ср. программную статью «Гамлет и Дон Кихот», 1860).

Отбыв за границу в июле 1856, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, поддающуюся, впрочем, истолкованию в общественном ключе (статья Н. Г. Чернышевского «Русский человек на rendez-vous», 1858), а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н. А. Некрасовым ; их взаимная враждебность сохранялась до конца). Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым «расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д. И. Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л. Н. Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью (примирение в 1878). В повести «Призраки» (1864) Тургенев сгущает намечавшиеся в «Записках охотника» и «Фаусте» мистические мотивы; эта линия получит развитие в «Собаке» (1865), «Истории лейтенанта Ергунова» (1868), «Сне», «Рассказе отца Алексея» (оба 1877), «Песни торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). Тема слабости человека, оказывающегося игрушкой неведомых сил и обреченного небытию, в большей или меньшей мере окрашивает всю позднюю прозу Тургенева; наиболее прямо она выражена в лирическом рассказе «Довольно!» (1865), воспринятом современниками как свидетельство (искреннее или кокетливо-лицемерное) ситуативно обусловленного кризиса Тургенева (ср. пародию Ф. М. Достоевского в романе «Бесы», 1871).

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж. Гонкурами, А. Доде, Э. Золя, Г. де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П. Л. Лавровым, Г. А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М. Г. Савиной , окрасившее его последние приезды на родину.

Наряду с рассказами о прошлом («Степной король Лир», 1870; «Пунин и Бабурин», 1874) и упомянутыми выше «таинственными» повестями в последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике («Литературные и житейские воспоминания», 1869-80) и «Стихотворениям в прозе» (1877-82), где представлены едва ли не все основные темы его творчества, а подведение итогов происходит словно бы в присутствии близящейся смерти. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

Биография И.С.Тургенева

Фильм «Великий певец великой России. И.С.Тургенев»