Коренные народы Южного Урала. Башкирский этнос. Какие народы населяют урал

Из цикла «О нашей «малой» родине»

Средний Урал, особенно его юго-западные районы, интересны в этнографическом плане тем, что они многонациональны. Особое место занимают марийцы: во-первых, они здесь представляют угро-финнов; во-вторых, они были вторыми, после башкир и татар, (а в некоторых случаях первыми), поселившимися несколько столетий назад на обширных просторах древнего Уфимского плато.

Угро-финская группа объединяет 16-ть народов, их всего более 26 млн.; среди них марийцы занимают шестое место.

Само название этого народа «мари», что в переводе означает «человек; мужчина», общемирового значения: это слово имеет такое же значение в индийском, французском, латинском, персидском языках.

Угро-финские племена в глубокой древности жили от Зауралья до Балтики, об этом говорят многочисленные географические названия.

Древняя родина марийцев - Среднее Поволжье, - это берега Волги, междуречье Ветлуги и Вятки: здесь они жили более 1500 лет назад, а погребения говорят: их далекие предки облюбовали этот край 6000 лет назад.

Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу. Ядром формировавшегося в 1-м. тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. В 10-м. веке марийцы впервые упоминаются в хазарском документе как «ц-р-мис», Угроведы считают, что среди древнемарийских племен было племя «чере», которое платило дань хазарскому кагану (царю) Иосифу дань, а на основе двух племен «меря» и «чере» (мис) возникла марийская народность, хотя до 1918 года этот народ носил колониальное название «черемис».

В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» (12 век) Нестор писал: «На Белоозере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, и черемиса свой язык...»

«Тогда было около 200 родов, объединенных в 16 племен, которыми управляли советы старейшин. Раз в 10 лет собирался совет всех племен. Остальные племена создавали союзы» - из кн. «Урал и марийцы»; авт. С. Никитин с. 19

По поводу перевода названия племени «черемис» есть разные точки зрения: это и воинственный, и восточный, и лесной, и болотный, и из племени «чер(е), Сар».

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

Есть такая группа народов, которую называют финно-угорская. Когда-то они занимали огромную территорию от Балтики до Западной Сибири", от Севера до большей части Центральной России, охватывая также Поволжье и Предуралье. Угро-финнов в мире 25 млн., среди них марийцы занимают шестое место - около 750 тысяч, из них около 25-27 тыс. в нашей области.

В непросвещенных кругах принято считать, что марийцы до 1917 года были темным и невежественным народом. В этом есть доля правды: до Советской власти элементарную грамоту из 100 марийцев знало 18 мужчин и 2 женщины, но это была не вина народа, а ее беда, источником которой была политика московской власти, которая довела угро-финнов Поволжья до позорного состояния - в лаптях и с трахомой.

Марийцы как угнетаемая нация и в этих условиях сберегли свою культуру, традиции, свою грамоту: они имели свои тамги, которые сохранились с незапамятных времен, знали счет и цену деньгам, обладали неповторимой символикой, особенно в вышивке (марийская вышивка - это древнее пиктографическое письмо!), в резьбе по дереву, многие знали язык соседствующего народа, были по тем меркам грамотные люди из числа сельских старост, волостных писарей.

Нельзя не сказать, что в деле просвещения марийского народа и до 1917 года было многое сделано, и все это благодаря реформам после 1861 года в царствование Александра И. В те годы вышли важные основополагающие и содержательные документы: Положение "О начальных народных училищах", по которому предусматривалось открытие одноклассных училищ с 3-годичным сроком обучения, ас 1910-го года стали открываться 4-летние; Положение "О начальных народных училищах" от 1874 года, разрешающее открытие 2-классных школ с 3-летним сроком обучения, т.е. в 1-м и 2-м классах в общей сложности обучались 6 лет; кроме того, с 1867 года было разрешено учить детей на родном языке.

В 1913 году прошел Всероссийский съезд работников народного образования; там была и марийская делегация, которая поддержала идею создания национальных школ.

Наряду со светскими школами в делах просвещения активно участвовала православная церковь: так, в Красноуфимском уезде с 1884 года стали открываться церковноприходские школы (при этом режиме мы наблюдаем, вопреки ельцинской Конституции, слияние государственной власти и церковной иерархии - братание первых лиц, активное строительство новых приходов при дефиците мест в дошкольных учреждениях и сокращении школ и кадров учителей, введение религиозного предмета в школьную программу, вездесущность церкви - она в воинских частях и тюрьмах, Академии наук и космическом агентстве, в школах и даже... в Антарктиде).

Часто мы слышим «исконный уралец», «коренной красноуфимец» и т.п., хотя знаем, что те же , татары, русские, марийцы, удмурты живут на юго-западе области каких-то несколько сотен лет. А были ли обитаемы эти земли до прихода этих народов? Были - и этим коренным народом были вогулы, так называли манси в период Российской империи, когда наряду с титульной нацией - великороссами - были народы второго плана, так называемые «инородцы».

На географической карте Урала до сих пор сохранились названия рек, поселений с таким названием «Вогулка»: из энциклопедии Ефрона-Брокгауза «Вогулка» - несколько речек в Красноуфимском уезде, левый приток реки Сылвы; в Чердынском уезде - левый приток реки Еловки; в Екатеринбургском уезде на даче Верхне-Тагильского завода; в Верхотурском уезде - стекает с вершин Денежкиного камня.

Манси (вогулы) - народ угро-финской группы языков, они по языку близки с хантами (остяками) и венграми. Ни один народ не приобрел такой известности в науке, вследствие их близкого родства с венграми. Когда-то в древности они заселяли территорию на Север от реки Яик (Урал), позже были вытеснены воинственными кочевыми племенами.

О вогулах писал еще Нестор в «Повести временных лет»: «Югра-народ, говорящий непонятно, и живет в соседстве с самоядью в северных странах». Югрой тогда называли предков манси (вогулов), а самоядью - ненцев.

Второе упоминание в письменных источниках о манси относится к 1396 году, когда в Пермь Великую стали совершать военные походы новгородцы.

Русская экспансия встретила активное сопротивление: в 1465 году вогульские князья Асыка с сыном Юмшаном совершили поход на берега Вычегды; в том же году была организована царем Иваном IIIкарательная экспедиция Устюжанина Василия Скрябы; в 1483 году такие же разорения пришли с полками воевод Федора Курского - Черного и Салтыка Травина; в 1499 году под началом Семена Курбского, Петра Ушакова, Василия Заболоцкого-Бражника. В 1581 году вогулы напали на строгановские города, а в 1582 году подступили под Чердынь; активные очаги сопротивления были подавлены в 17 веке.

Параллельно шла христианизация вогулов; они были впервые крещены в 1714 году, повторно - в 1732 году, позже - даже в 1751 году.

Со времен «усмирения» коренных жителей Урала - манси они были приведены в ясашное состояние и подчинялись Кабинету Его Императорского Величества: «уплачивали в казну один ясак лисицами (2 штуки), взамен чего им разрешалось пользоваться пахотными и сенокосными угодиями, а также лесом, они охотились уже без особой на то платы в казну; освобождены от рекрутской повинности».

О происхождении башкир

Тюркоязычная группа объединяет несколько десятков языков. Регион их распространения обширен - от Яку­тии до берегов Волги, от Кавказа до Памира.

На Урале эта языковая группа представлена башкира­ми и татарами, которые имеют свои государственные об­разования, хотя в реальности за границами этих респуб­лик находятся сотни тысяч их соплеменников (что ста­нет «больным» местом в случае обострения межнациональных отношений).

Поговорим о башкирах. Слово «башкиры» в арабо-персидских источниках приводится в форме «башкард, башгард, баджгард». Сами башкиры называют себя «башкортами».

Существует две точки зрения на происхождение этно­нима «башкиры». «Баш» - голова, «курт» - множество насекомых (например, пчел). Возможно, такая трактов­ка зародилась еще в древние времена, когда люди зани­мались пчеловодством. «Башка-юрт» - отдельное пле­мя, объединившее разрозненные башкирские племена.

Башкиры не коренные жители Урала, их древние сопле­менники пришли сюда с далекого Востока. По предани­ям, это произошло за 16-17 поколений (учти, читатель, взято из источников 1888-91 гг.), то есть 1100 лет назад от сегодняшнего дня. Арабские источники говорят о том, что в 8-м веке семь племен (мадъяр, нъек, кюрт-дьярмат, еней, кесе, кир, тарья) заключили союз в стране Этельгазе, а затем двинулись на Запад. Древней ро­диной башкир многие исследователи считают Алтай. А. Масуди, писатель начала 10-го века, говоря об европейс­ких башкирах, упоминает о племени этого народа, обитающего в Азии, то есть оставшихся на родине. Исследова­тели говорят, что многочисленные башкирские племена смешались в ходе продвижения на Урал с другими пле­менами: с киргиз-кайсаками, волжски­ми булгарами, ногайцами, гуннами, угpo-финнами, вогулами и остяками.

Башкир принято делить на горных и степных, те в свою очередь делились еще на более мелкие племена. Ислам башкиры приняли относительно не­давно: это произошло при хане Узбе­ке в 1313-1326 гг.

Территория Среднего и Южного Урала никогда не была «тихим уголком», где в бескрайней горной тайге промышляли зверя лесные жители: остяки, вогулы, самоеды и прочие. Напротив, как нам показывают исторические материалы, здесь повсюду и всегда кипела жизнь.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.

Естественно, тут же встает вопрос об этнической принадлежности скифов, сарматов и т. д. В официальной исторической науке принято считать, что все эти древние племенные союзы состояли в основном из ираноязычных племен. Эта точка зрения начала складываться в середине 19-го века, и существует по сей день. Однако до этого существовала другая точка зрения, и эту теорию поддерживали многие маститые ученые. Теперь она возрождена. Согласно ей, скифы, сарматы и савроматы хотя и состояли из множества племен, но доминирующую роль в них играли тюрки.

Древние племена, населявшие Южный и Средний Урал были тюркоязычными, в северной части среднего Урала были и предками угро-финнов. Об этом свидетельствуют и многочисленные топонимы на татарском и башкирском языках. Географических же названий иранского происхождения практически нет, а угро-финские начинают появляться только за линией Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.


Вогулы , которые считаются коренными жителями Среднего Урала, проживали, очевидно, севернее, в зоне сплошной тайги, то есть за той линией, которая является границей населения Урала тюрками. Это доказывается тем, что русские еще со времен Великого Новгорода проникли на Урал не только на Северный, то есть туда, где проживали таежные племена, которые в силу своей малочисленности, неорганизованности и разбросанности не могли оказать серьезного сопротивления русским дружинам. Вплоть до XVII века, то есть до распада Ногайской Орды, русские не могли попасть южнее линии Пермь - верховья Туры. Это говорит о том, что здесь проживали не малочисленные охотники-вогулы, а мощные земледельческие племена тюрков: татар и башкир, с ними вперемежку - марийцы.

После взятия Казани очередь дошла и до ногайцев, которые путем дипломатических, военных и иных действий со стороны Российской администрации были ослаблены, затем Орда распалась. К этому приложили руку и калмыки, ставшие союзниками России. Ногайские татары, также как и казанские, вынуждены были покориться и жить уже в качестве подданных Российской державы. Кочевая часть ногайцев перекочевала в Предкавказье. На земли ногайцев переселяются русские, чуваши, мещеряки и казанские татары: строится крепость Уфа (1586г.), Оренбург, ставший затем центром губернии.


На севере вдоль дороги, ведущей в Тюмень, были построены крепостцы и городки:


  • Лезьвинский (1593г.),

  • Верхотурье (1598г.),

  • Туринск (1600г.) и т.д.

И только через сто лет, то есть после полной победы над ногайскими татарами, администрация смогла приступить к строительству крепостей, городов будущего горнозаводского Урала:

  • Невьянской (1701г.),

  • Каменский (1701г.),

  • Алапаевской (1704г.),

  • Уктусский (1704г.),

  • Полевской (1727г.),

  • Нижне-Тагильской (1725г.) и т.д.

Для преодоления сопротивления татар императорская администрация применяла разные методы: прямое физическое уничтожение, стравливание одних на других, т.е. политику «разделяй и властвуй». С этой целью были созданы различные сословия местных народностей, крупнейшим из которых было башкирское. Для этого Уфимская провинция была переименована в Башкирию (неофициально). Хотя башкир было в ней не более 35 тысяч, в это сословие постепенно вошло очень много и татар, и чувашей, и марийцев, и даже некоторое количество русских. Это сословие получило значительные льготы и, такими образом, была создана прослойка населения, считавшегося благонадежным. По словам казанского губернатора Волынского А.П. , количество башкир за 20 лет (1710-1730) за счет других народов увеличилось до ста тысяч. Таким образом, множество уральских татар записались тогда башкирами.

Археологические исследования А.Х. Халикова, И.В. Сальникова позволили сделать вывод, что 3-4 тысячи лет назад (и даже раньше, в эпоху изолита) на Южном и Среднем Урале (а также в Предуралье) в результате смешения племен Абашевской, Срубной, Андроновской, Именьковской и других древних культур, которые носили признаки европеоидного и монголоидного антропологического характера, произошло формирование метисного типа, получившего название уральского (сублапоноидного ), который стал характерным для мари, удмуртов, коми , и отмечается также в одной четверти состава татар, чего нет в других тюркских народах. Это тоже показательно, что татары - потомки коренных уральцев.

Данные соображения подтверждает и мнение ученых - лингвистов, отмечающих сильное влияние татарского языка на финно-угорские языки: марийский, удмуртский и коми, в которых очень много татарских слов. Все вышеприведенные выводы и положения ученых-историков, археологов, лингвистов позволяют прийти к заключению, что:


  1. На Южном и Среднем Урале в течение нескольких тысячелетий проживали племенные союзы скифов, сарматов, савроматов, в которых доминировали тюркоязычные племена (скифы в переводе тюркского люди с ножами; сарматы и савромяты — люди с кожаным мешком - сармой). В первом тысячелетии нашей эры их предки входили в государство Биармия , а затем в Волжско-Камскую Болгарию .

  2. В образовавшемся после нашествия хана Батыя государстве все тюркские племена на территории западных скифов сформировались в единый этнос и получили название «татары».

  3. После распада Золотой Орды татары, проживающие на Урале, и башкиры вошли в состав Ногайской Орды , остальные татары - еще в пять татарских государственных образований.

  4. Утверждение официальной исторической науки о том, что татары пришли с востока вместе с монголами, является блефом, так как, чтобы заселить такую громадную территорию, как Золотая Орда, пришлыми людьми или чтобы статарить на этой территории все местное население, создав государство, равносильное тогдашнему русскому, потребовалось бы переселить с востока миллионы людей.

  5. Татары являются коренными жителями Южного и Среднего Урала, это доказывается многочисленными топономическими, археологическими, лингвистическими и другими материалами. Да и само слово «Урал» - тюркского происхождения. Если бы татары пришли с востока, то их язык был бы идентичен языку алтайских, прибайкальских тюрков, а он сильно отличается от них, имея и в лексике, и в фонетике, да и в грамматике элементы, ясно доказывающие тысячелетние контакты с Уральскими языками.


Автор дайной статьи не ученый-историк, но в его распоряжении имеется достаточно трудов, признанных этнографов, лингвистов, археологов и других специалистов, что позволяет произвести вышеприведенные заключения.

Ильдус Хузин

Урал - северная колыбель человечества, родина ариев и гипербореев. Так сейчас считают большинство исследователей и это мнение вполне обосновано.

В Каповой пещере, что в Башкирском заповеднике "Шульган Таш" обнаружена хорошо сохранившаяся палеолитическая наскальная живопись, возраст которой около 20 тысяч лет.
На острове Веры озера Тургояк (Южный Урал) археологи обнаружили древние мегалитические сооружения – дольмены. Исследователи определяют их как гробницы каменного века, построенные в 3 тысячелетии до нашей эры. По возрасту с ними в состоянии конкурировать разве что более поздние памятники древних цивилизаций – пирамиды Египта и Мексики. Уральские дольмены - одни из самых ранних строений на территории России.
Древнейший город синташтинской культуры - Аркаим , находящийся в Челябинской области. Этот исторический памятник датируется 2-3-м тысячелетием до н.э.

Первые письменные сведения о народах Урала относятся еще к античному времени.
В 7 веке до нашей эры путешественник и поэт Аристей Проконнесский, первый из древних греков посетил Урал. Позднее он написал знаменитую поэму «Аримаспея», где рассказал о своем увлекательном странствии в северную страну, где живут исседонцы. Вероятнее всего, это было одно из скифских племен, обитавших в этих краях. Поэт был потрясен существованием цивилизации в столь удаленных местах. Аристей писал, что иссейдоны обладали несметными богатствами, одежды свои украшали мехами, золотом и драгоценными камнями, а жили в больших домах из срубленных деревьев. По мнению ученых, срубная архитектура была принесена в эти края как раз скифской культурой.
Античные поэты и ученые с восхищением описывали Рифейские горы и обитавший там народ. По легендам, именно эти места пользовались особой любовью Аполлона, древнегреческого бога-целителя и прорицателя. Он совершал путешествия каждый год в зимнее время именно к Рифейским (Гиперборейским) горам.
Современные исследователи еще не готовы дать ответ на вопрос об этнической принадлежности древних жителей Урала, поэтому древних уральцев делят на культурные группы.
Самую большую группу составляли племена, вошедшие в историю под названием "андроновцы". Названы они так по месту первой находки остатков их жизни в Красноярском крае. В лесах в тот период обитали "черкаскульцы", которых называют так, поскольку впервые остатки их культуры были найдены на озере Черкаскуль на севере Челябинской области.
Андроновская культура, существовавшая на обширной территории от Енисея до Уральского хребта и западных границ Казахстана, в XIV—X вв. до н. э. распространялась и на территорию Оренбургской и Челябинской областей. Характерными признаками ее являются курганные погребения в деревянных срубах и каменных ящиках со скорченными костями, положенными на бок, и головой, обращенной на запад.
В период с VI в. до н. э. по V в. н. э. на Урале присутствуют савроматские, сарматские и аланские культуры. Савроматы и сарматы жили на территории Южного Урала в то время, когда господствовали скифы в Причерноморье. Многочисленные находки говорят о том, что у сарматов существовала металлообработка, керамическое, ткацкое и другие производства. (Сальников К. В. Сарматские погребения в районе Магнитогорска: Краткие сообщения Института материальной культуры, XXXIV, М.—Л., 1950)
В период медно-бронзового века на территории Урала проживало несколько племен, которые существенно отличались между собой по культуре и происхождению. Во II-I тысячелетии до н.э. древние жители Урала добывали медь и олово и изготавливали орудия труда, обменивали эти орудия и бронзу другим племенам. Изделия древних уральских мастеров нашли распространение на Нижнем Поволжье и в Западной Сибири.
В период средневековья на обширных степных просторах Южного Урала древнее оседлое скотоводческо-земледельческое население начинает переходить к кочевому скотоводству, Урал становится местом кочевий различных племен. В этот период на территориях Нижнего Урала обосновываются племена тюркской этнической группы, Верхний Урал заселен племенами фино-угорской группы.
Первые сведения об исследовании Урала русскими встречаются у выдающегося древнерусского летописца Нестора в "Повести временных лет", написанной в начале XII века. В ней говорится о том, как преодолели новгородцы Поясной камень, (так в древней Руси называли Уральские горы), и нашли здесь большие природные богатства. Освоение этих мест русичами начинается с 13 века. А уже в 15 веке появляются на Урале первые русские поселения. Наиболее привлекательным местом для русских становится малозаселенный Средний Урал, богатый своими ресурсами, где в последствии выросли многочисленные металлургические заводы и горнорудные предприятия. Племена Южного Урала, после разгрома русскими Казанского ханства, поочередно добровольно присоединяются к России, освобождаясь от правления монгольских и татарских ханов. На присоединенных территориях русские воеводы возводят оборонительные крепости, создается яицкое казачье войско, укрепляются пограничные рубежи для защиты от набегов кочевых племен.
Племена Верхнего Урала долго сопротивлялись присоединению к России, но и оставаться независимыми внутри Русского царства было невозможно с точки зрения самодержцев. До конца 16 века мансийские князья вели настоящую войну с русскими, осаждали приуральские городки, участвоали в походе сибирского хана Маметкула на Чусовую. Но в 1581 году пелымский князь Бехбелей был разбит, пленен и вынужден принести присягу на верность московскому царю. Вхождение мансийских земель в состав Российского государства было окончательно закреплено основанием в конце XVI века городов Тобольска, Пелыма, Берёзова и Сургута.










































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми Актуализация опорных знаний.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Фронтальный опрос студен-тов по теме: “Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.)

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подг.к осн. Этапурока Обеспечение мотива-ции студентов Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). Знакомство с темой и целями урока.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 мин.- пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Слайды презентации 7-34 новая тема “Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. Самостоятельное обобщение информации.

Участие во фронтальном опросе.

Фронтальный опрос;

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

Выполнение эскиза.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 62-66.

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация зна ний 5 мин Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, Участие в диалоге.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обсуждение символики выполненных орнаментов.

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение ито-гов Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10 Домашнее задание Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа.Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Манси - народ, составляющий коренное население Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси - лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы - Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).


Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале "Советское фото".

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru