Конспект развивающего занятия «Семицветная радуга. Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Радуга-дуга" (2 класс коррекционная школа VIII вида)

Задачи:

  • образовательные - продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых явлениях разными изобразительно-выразительными средствами; вызвать интерес к изображению радуги; дать элементарные сведения по цветоведению.
  • развивающие - развивать чувство цвета.
  • воспитательные - воспитывать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа: просмотр иллюстраций, открыток, марок с изображением радуги и других природных явлений для обогащения художественных впечатлений детей.

Отгадывание загадки Г. Лагздынь:

Как зовется, скажи,

Коромысло, что в небе дугой

Семицветной повисло?

(Ра-ду-га)

Оборудование: листы белой бумаги, акварельные краски, кисточки разного размера, баночки с водой, салфетки бумажные, подставки для кисточек, картинки с изображением радуги.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поразмышляем, что такое радость? Ответы детей: Когда все хорошо, когда мама дома. Когда папа играет со мной. Когда солнце светит.

Воспитатель: В давние-давние времена в далеком Египте люди называли солнце именем Ра, поэтому слова «радость» и «солнце» похожи по своему значению. А какие вы можете назвать слова, похожие по звучанию на «радость» (ответы детей) .

Воспитатель читает стихотворение Г. Лагздынь «Радуга»

В радуге - семь дужек,

Семь цветных подружек!

Красная дужка - оранжевой подружка!

Желтая дужка - зеленой подружка!

Голубая дужка - синей подружка!

Фиолетовая дужка - всем дужкам подружка!

А пойдут, как обниматься

Разноцветных семь подружек,

Начинают тут сливаться

В белый цвет - семь ярких дужек!

Семицветная дуга - наша

Воспитатель: Ребята, как можно «расшифровать» слово «радуга»?

Дети: Солнечная дуга, дуга солнца, дуга радости, радостная дуга.

Воспитатель: А кто из вас видел настоящую радугу? Расскажите об этом радостном событии.

Где это было? Когда?

Шел ли в это время дождь или светило солнце? Какие чувства вызвала радуга у вас?

Дети: Мы видели радугу, когда ехали в машине на дачу. Нам было радостно. И т. п.

Воспитатель: Радугу можно наблюдать на небе в теплое время года, когда капает мелкий, частый, теплый дождик. И в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко: солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.

Ребята, а вы знаете цвета радуги, и всегда ли эти цвета следуют в определенном порядке? (ответы детей) .

Воспитатель: А теперь посмотрите, как выглядит радуга? (показывает картину) . И назовите цвета.

Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Воспитатель убирает пособие и просит назвать наугад. Затем воспитатель уточняет, как дети будут рисовать радугу - кончиком кисти или всей? Слева направо? Прямо или дугой? Что нужно делать кисточкой, после каждого цвета?

Дети: Промывать, просушивать о салфетку.

Дети в воздухе рисуют дугу. Затем берут кисточки и рисуют красивые и радостные картинки про радугу.

Клюева Оксана Васильевна
Педагог-психолог 1К МБДОУ ДСОВ «Сказка» п.Унъюган, Октябрьский район, Ханты-Мансийский АО-Югра

Цель: упражнять детей в распознавании основных цветов; развивать внимание, мышление, память; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: у детей – набор цветных карандашей (не менее 12 штук).

Педагог-психолог: Отгадайте, пожалуйста, загадку.

Дождь кончается –
Она появляется,
Семицветная дуга
Под названьем …
(Радуга)

Возможно, вам, ребята, посчастливилось видеть необыкновенно красивую картину: только что отшумел и ушёл прочь летний дождь, из-за туч появилось солнышко – и через всё небо от края до края встала яркая разноцветная дуга. Семь полосок. Это радуга. Увидев радугу, люди загадывают желания, улыбаются, радуются. Если вслушаться в слова «радуга» и «радость», то можно услышать что-то общее. Что?
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу –
Семицветную цветную
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?
Е.Благинина
Цвета радуги идут в строго определённом порядке и никогда не меняют своих мест.
Сейчас я буду называть эти цвета, а вы, ребята, выкладывайте карандаши такого же цвета слева направо.
Красный, оранжевый, жёлтый, голубой, синий, фиолетовый.
Задание 1. «Закрась клетки». Вы видите в тетради семь пустых клеток. Закрась каждую клетку по очереди семью лежащими перед вами карандашами. (Самостоятельная работа. Повторение названий цветов в указанном порядке.)

К О Ж З Г С Ф

Скажите, какие предметы красного цвета вы встречали? Оранжевого? Желтого? И так далее.

Задание 2. «Нарисуй радугу». А теперь цветными карандашами, лежащими перед вами, нарисуйте радугу, соблюдая нужную последовательность цветов. (Самостоятельная работа. Проверка. Повторение названий цветов в указанном порядке.)
Какие ещё цвета, кроме цветов, присутствующих в радуге, вы знаете?

Задание 3. «Поиск». А сейчас предлагаю вам отгадать загадки, в которых описываются предметы определённого цвета.

Мальчик сидит на кухне за столом, рисует карандашами крота, вылезающего из-под земли, траву. На столе ваза с апельсинами. На холодильнике магнит «арбуз». Рядом кошка лакает молоко из блюдца. В открытую форточку заглядывает воробей.

Фрукт оранжевый, красивый,
Съешь его – прибавит силы,
Витамином С богат
И полезен для ребят.
(Апельсин.)
На лугу растёт она,
Высока и зелена.
С лугом простится –
В сено превратится.
(Трава.)
Словно уголь, чёрный,
Работник проворный.
Под землёю, как шахтёр,
Роет длинный коридор.
(Крот.)
Полосатый и большой,
С зелёной толстой кожурой,
Мякоть алая внутри
И море семечек, смотри!
(Арбуз.)
Только родившись, младенец
Его начинает пить;
Этот напиток белый
Даёт ему силы жить.
(Молоко.)
Я бываю красный, синий…
Мой костюм из древесины.
Если ты меня отточишь –
Нарисуешь всё, что хочешь.
(Карандаш.)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей.)
Закройте тетрадь. Напрягите свою память и попробуйте повторить слова-отгадки таким образом: я называю цвет – вы отгадку.
Зелёный - ? (Трава.) Белый - ? (Молоко.) Оранжевый - ? (Апельсин.) Чёрный - ? (Крот.) Серый - ? (Воробей.) Зелёный, алый - ? (Арбуз.) Красный, синий - ? (Карандаш.)

Задание 4. «Цветик-семицветик». Может быть, кто-то из вас уже слышал о волшебном цветике-семицветике из сказки В.Катаева. Его лепестки имеют такие же цвета, как в радуге.
Педагог очень кратко пересказывает сказку.

Волшебница подарила девочке Жене чудесный цветик-семицветик. Если оторвать один из его семи лепестков, бросить и сказать:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то и то-то. И это тотчас сделается.
Женя так и поступила. Она попросила цветок исполнить желания, которые не принесли ей радости, потому что они были загаданы по глупости или из зависти к другим детям. А вот когда у Жени остался последний лепесток и она всерьёз задумалась над тем, как его использовать, тут она и познакомилась с очень милым мальчиком Витей, который не мог играть, бегать, как другие мальчишки, потому что был хромым. И тогда Женя, не задумываясь, загадала последнее желание: «Вели, чтобы Витя был здоров!»
Мальчик выздоровел, и только это событие принесло Жене удовлетворение.
Как вы думаете, чему учит эта сказка? (Быть добрым, помогать людям, думать не только о своём благополучии.)
А теперь я предлагаю вам разукрасить цветик-семицветик, помещённый в ваших тетрадях. Начинать разукрашивать можно с любого лепестка, но при этом постарайтесь придерживаться всё той же последовательности. (Дети хором повторяют: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

Конспект НОД для детей 6-7 лет по теме «Какого цвета радуга»


Автор. Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Центр детского творчества, п. Сява.

Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей 6-7 лет, 1 года обучения по дополнительной образовательной программе кружка «Изостудия». По теме «Какого цвета радуга». Данный конспект урока будет полезен для воспитателей детского сада и учителей 1 класса общеобразовательной школы. Этот конспект познавательного занятия является вводным в дополнительной образовательной программе кружка «Изостудия». Изображения для компьютерного сопровождения занятия педагог может подобрать по своему усмотрению.

Тема занятия «Какого цвета радуга»

Цель : Ознакомление детей с содержанием занятий изобразительного искусства в кружке «ИЗОстудия». Выявление уровня знаний, умений и навыков детей в области изобразительного искусства.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Познакомить с правилами работы на занятии и материалами для
занятий изобразительного искусства.
Формировать навыки организации рабочего места и навыки работы
кистью и красками.
Научить изображать природное явление без предварительного рисунка.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать умение аккуратно рисовать акварельными красками.
Развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира.
Развивать зрительную память у детей и умение изображать по памяти и впечатлению.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Воспитывать интерес к занятиям изобразительной деятельностью.
Воспитывать любовь к родной природе и бережное к ней отношение.
Воспитывать дружеские отношения в коллективе, стремление помочь друг другу.
Тип занятия: Изучение нового материала.
Вид занятия: Практическое занятие с элементами беседы.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-исследовательский с использованием практического метода.
Первый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу.
Возраст детей. 6-7 лет.
Время занятия. 35 минут.
Оборудование:
Для педагога:
- презентация урока,
- выставка рисунков детей, выполненных в разной технике,
- магнитофон, кассеты с мелодиями,
- гуашь.
- Для детей:
- альбом,
- акварельные краски,
- кисточка,
- баночка с водой.
План занятия.
Организационный этап. 1 минута
/ приветствие/
Подготовительный этап. 8 минут
/ сообщение темы, цели и задач/
Основной этап. 20 минут
а/ теоретический.
б/ практический.
Итоговый этап. 5 минут
/ подведение итогов занятия/
Рефлективный этап. 1 минута
/самооценка занятия /
Ход занятия
1.Организационный этап.
Цель: Организация рабочего места, психологический настрой на предстоящую работу.
Приветствие, проверка группы к занятию.
2.Подготовительный этап.
Цель: Подготовка детей к восприятию нового материала занятия.
Педагог:
- Давайте познакомимся. Меня зовут Светлана Сергеевна, я педагог изобразительного искусства.
- А теперь вы представьтесь. (дети называют свои имена)
Я очень люблю рисовать
Деревья, и птиц, и зверят,
Мне нравится думать, мечтать
О будущей жизни ребят.
Улыбайся, солнышко,нам почаще.
Улыбайся, солнышко,нам на счастье.(Слайд 2: рисунки детей)


Педагог:
- Посмотрите, сколько детских рисунков на нашей выставке. Как вы думаете
дети, нарисовавшие их, любят рисовать? (выставка рисунков, детских поделок), (ответы детей)
Педагог:
- Ребята, а вы любите рисовать? (ответы детей)
Педагог:
- На занятиях изобразительного искусства мы с вами будем рисовать, лепить,
мастерить различные поделки, учиться изображать все то удивительное,
что сможем увидеть вокруг, придумать, нафантазировать.
Педагог:
Цель занятия: Сегодня мы будем рисовать красивое природное явление - радугу. Освоим первые приемы работы с красками и кисточкой. Будем развивать фантазию, творческое мышление, умение работать в парах и самостоятельно.
Педагог:
- Ребята, к нам в гости пришел «Веселый карандаш» и сейчас он проведет интересную игру «Портфель художника», вам нужно отгадать принадлежности необходимые для занятий рисованием. Ребята, тот кто знает правильный ответ, поднимите вверх сигнал - цветного карандаша.
(Проводится игра «Портфель художника». Педагог загадывает загадки)
-Утром в школу я иду
Принадлежности беру.
На плечах несу свой дом,
А в нем для рисования.... (Альбом) (слайд 3: после ответов детей на экране появляются картинки отгадок)
- Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно... (Карандаш)
- Свою косичку без опаски,
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
- Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик)
- Разноцветные сестрички
Заскучали без водицы
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Краски, кисточка)
Педагог:
- Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки, а теперь давайте вместе правильно расположим наши принадлежности на рабочем столе.
1.Размещать все принадлежности на рабочем столе следует так, чтобы
они не мешали тебе работать.
2.Бумага для рисунка лежит точно перед глазами и ничем не
загораживается.
3.Над альбомом помещается вода, коробка с красками.
4.С правой стороны (у левшей - слева) располагается карандаш, ластик
кисти.
Педагог:
- Проверьте, правильно ли вы расположили инструменты и материалы для
рисования, (самопроверка детьми по опорному сигналу) (слайд 4)
Педагог:
- Ребята, как называются краски, которые используют художники?
Дети: Акварель, гуашь, масляные, витражные краски.
- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Разноцветные краски». На ваших столах стоят баночки с гуашью. Назовите цвета красок и скажите, что бы вы раскрасили этим цветом.
На столах у детей стоит баночка с краской (у всех разного цвета). Работа в парах. (слайд 5: на экране изображены краски. После ответа детей появляются рисунки солнышка, облаков, травы и др.)
3. Основной этап.
а/ теоретический.
Цель: Знакомство детей с природным явлением - радуга, её характерными особенностями.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Но пройти в них не легко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот.
Не одну, не две, не три,
Целых семь ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать? (радуга) (слайд 6: изображение радуги)

Педагог:
- Удивительное явление - радуга. Как же она появляется на небе?(ответы детей, дополнение педагога) В летний день, когда пройдет теплый дождик, солнечные лучи преломляются в капельках воды.
- Как еще называется такой дождик?
- Грибной.
- Радуга имеет много названий - коромысло, кольцо, мост.
Педагог:
- Ребята, посмотрите на изображение радуги и назовите все ее цвета,
(ответы детей)
Педагог:
- Цвета радуги всегда располагаются в определенном порядке. Для того
чтобы запомнить этот порядок, послушайте считалочку:
Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан
Педагог:
- По начальным буквам каждого слова этой фразы легко запомнить порядок цветов, расположенных в радуге. Назовите их.
Дети: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Ребята, а сейчас послушайте, какие добрые советы для юных художников даст вам «Веселый карандаш».
- Аккуратно смачиваете кисточку в воде, её излишки вытирайте о край баночки, можно использовать тряпочку для промакивания кистей.
- Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить её «прическу», а также держать опущенной в воде. (искривиться волос)
- Каждый раз промывайте кисть, чтобы не пачкать краски,
- После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она. не высохла, а акварель, наоборот, не закрывать, дать краскал просохнуть.
- Во время рисования сидеть нужно прямо, чтобы острых кончик кисточки не попал в глаз.
Педагог:
- Наш приятель «Веселый карандаш» приготовил для вас интересную загадку - зарядку.
Физкультминутка.
По бумаге я бегу,
Всё умею, всё могу: (бег на месте)
Хочешь - домик нарисую, (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)
Хочешь - елочку в снегу, (приседания)
Хочешь - дядю, хочешь - сад. (повороты в стороны, руки на поясе)
Мне любой ребенок рад! (прыжки на месте)
б/ практическая
Цель: Формирование практических умений и навыков детей при изображении природного явления - радуги.
Педагог:
- А теперь давайте, все вместе изобразим радугу:
- расположите лист по горизонтали;
-берем краски, которые нужно заранее смочить водой;
-рисуем первую дугообразную линию красным цветом, прижимая весь ворс
кисти к бумаге;
- все полоски радуги располагайте друг к другу вплотную.
/ самостоятельная практическая работа детей, сопровождаемая музыкальным оформлением/ (слайд 7)
4. Итоговый этап.
Цель: Подведение итогов проделанной работы на занятии.
Игра «Краски радуги»
Педагог: Ребята, цвета радуги перемешались. Помогите расставить их в правильном порядке, (цветные карандаши расставляются детьми у доски в соответствии со спектром радуги)(слайд 8)

Оля Мельникова
«Волшебная радуга». Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности в старшей группе

Предмет – рисование

Старшая группа

Тема : «Волшебная радуга »

Цель : создание хорошего настроения.

Задачи :

Продолжать закреплять смешивание цветов

Развивать творческое воображение путем экспериментирования

Воспитывать коллективизм, дружелюбное отношение к друг другу

Материал : конверт; загадки про цвета радуги ; дуги радуги из цветного картона ; магниты; краска гуашь; палитры; кисточки; промокашки; мольберты; альбомные листы.

Ход занятия:

Дети заходят в группу . Воспитатель вместе с детьми находят конверт и читают его.

Карандашкин просит о помощи. Педагог в конверте находит загадки и ребята с радостью их отгадывают.

Разноцветные ворота

На лугу построил кто то.

Постарался мастер тот ,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри! (радуга )

Подарил мне этот цвет

Маков огненных букет

Просто так, без дня рожденья,

Чтоб улучшить настроенье! (красный)

Милый цвет, скорей скажи,

Чем ты в жизни дорожишь?

Круглой тыквою, морковкой,

Их рощу на грядке ловко! (оранжевый)

В поле вырос одуванчик,

Золотисто – желтый мальчик.

С этим цветом он дружил

И похож на солнце был! (желтый)

Шьет себе наряды лето

Удивительного цвета.

Им украшены цветы

Огороды и сады! (зеленый)

Цвет небесный в вышине,

«Здравствуй!» - крикнул утром мне

Он в окошко заглянул

Мне ладошки протянул. (голубой)

Звонкий братец ручеек –

Цвета этого дружок,

Читою своей водицей

Слив вкусней на свете нет,

Вкус им дарит этот цвет.

Сливы просто объеденье –

Я их ела с наслажденьем. (фиолетовый)

После каждого правильного ответа, ребенок прикрепляет на мольберт тот цвет, который угадал. В итоге на мольберте должна получиться настоящая, правильная радуга . После отгадывания загадок, находим в конверте альбомные листы бумаги (по количеству детей) с нарисованной радугой . Но радуга неполная , в ней не хватает оранжевого, голубого и фиолетового цветов. Ставлю перед детьми задачу, помочь Карандашкину дорисовать радугу .

Задаю на водящие вопросы.

Какие красочки у нас есть?

У нас есть голубой, оранжевый и фиолетовый цвет?

Что нужно сделать, чтобы получить эти цвета?

Предлагается детям подойти к мольбертам и на палитрах самостоятельно найти с начала оранжевый, голубой и фиолетовые цвета. С детьми которые затрудняются в работе, воспитатель проводит индивидуальную работу.

Итог :

Воспитатель вместе с детьми любуется радугой и благодарит детей за помощь!

Технологическая карта

Учитель: Майданкина Инна Викторовна

Класс: 0-б

Предмет: Изобразительное искусство

Тема: Волшебные краски радуги

Тип урока: урок - введение (ознакомительный)

Оборудование: компьютер, экран, иллюстрации пейзажа с радугой, краски, альбомный лист, кисточки, стаканчик для воды, салфетки сухие (тканевые), палитра.

Цель темы

Формирование представления о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей; формировать умение работать акварельными красками и кистью в определенной последовательности.

Основное содержание темы, термины, понятия

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.

Планируемый результат:

Правильно пользоваться красками;

Размещать рисунок на альбом ном листе;

Научать получать новые цвета при смешивании трёх основных цветов;

Сформируется представление о цветовой гамме.

Дети научаться рисовать дугу;

Сформируется представление о геометрической фигуре полукруг.

Предметные умения

Знать элементарные правила смешивания основных цветов. Уметь свободно работать карандашом, передавать в рисунке простей-шую форму, общее пространственное положе-ние, основной цвет. Знать особенности и приемы росписи декоративных объектов. Уметь составлять узор из декоративного мате-риала. Знать основные жанры и виды изобра-зительного искусства.

Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного.

Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Освоение способов работы с акварелью и гуашью.

Познавательные : формирование понятия о цветовой гамме и получение новых цветов от трёх основных; о размещении рисунка на альбомном листе.

Коммуникативные: освоение способов взаимодействия в коллективе. Взаимопомощь.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Художественная культура, история, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство – технология, музыка (народная), развитие связной речи детей, обогащение словаря детей новыми словами (акварель, политра, пейзаж, промакивание, дуга, полукруг)

Фронтальная, коллективная, в группах, индивидуальная.

Наглядный демонстрационный материал

ИКТ (презентация)

Организация пространства

I этап Мотивация к деятельности

Цель: мотивировать учащихся на изучение темы «Волшебные краски радуги»

Постановка проблемного вопроса

Какие цвета вы знаете? Как появились разные краски?

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака (слайд 1) , бескрайнее море (слайд 2) , первая зелень (слайд 3) – все радовало их. Королева Радуга (слайд 4, 5) вселяла в души людей чувство прекрасного и доброту. Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей радость. И задумал он самое страшное: закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть (слайд 6, 7, 8) .Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это серое царство-государство. Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими делами. Бесцветный мир уже не привлекал их внимания, скучающие взгляды не задерживались ни на чем. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться и ссориться. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, детские нежные души почувствовали сразу, что они лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик отправился в дорогу (слайд 9) . Стал он ходить по царству-государству да расспрашивать, не знает ли кто, отчего все стали жить скучно и безрадостно. Но люди только пожимали плечами в ответ. Однажды мальчик набрел на старую хижину, в которой жил слепой древний старик (слайд 10) .
– Слушай, сынок, – промолвил старец, – я расскажу тебе, как люди жили раньше и что случилось потом. В те времена я был моложе и хорошо видел. Я был придворным маляром. Я красил замки и дома в нежнейшие оттенки. Я очень любил свое дело, потому что приносил людям радость. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, чуть не умер с горя: труд всей моей жизни, все дома, да и все вокруг стало серым, а люди стали как будто чужими. Больше я не видел счастливых глаз. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости, глаза выцвели и ослепли от слез. Самое дорогое, что у меня осталось, – это три краски, привезенные издалека.
– Дедушка, покажи, пожалуйста, мне их, – робко попросил мальчик. Старичок нащупал узелок и достал дощечку с тремя красками.

– А теперь, прежде чем я продолжу сказку, попробуйте догадаться, какие краски дал старичок мальчику? (Слайды 11, 12, 13)

При показе слайдов детям задается вопрос: ”Что общего у трех предметов на слайде?” (Цвет)

А теперь каждый у себя на листе нарисуйте эти три краски (слайд 14) .

Мальчик не мог оторвать взгляда от этих нарядных красок. Старец почувствовал это. Он стал рассказывать о том, какие краски бывают еще, и какого цвета все было вокруг. Затаив дыхание, мальчик слушал.
– Я знал, – продолжал старик, – что тебе понравятся эти краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть людям радость. Долго я ждал этого часа. Старичок вздохнул и уснул вечным сном. Мальчик поплакал и решил, что надо поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым. Но вот беда:

Три цвета, три цвета, три цвета.
Ребята, не мало ли это?
А где нам зеленый, оранжевый взять? (Ответы детей)
Конечно, нужно краски по парам смешать!

Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, отправился на далекий необитаемый остров (слайд 16).

”Здесь-то я и потренируюсь”, – решил он. На солнышко мальчик брызнул желтой краски. Солнышко заулыбалось (слайд 17) . Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия (слайд 18) . В море мальчик капнул синей краски, и оно ожило (слайд 19) .

Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящее на острове”.

– Ребята, давайте поможем мальчику. Кто знает, как получить оранжевый цвет? (Ответы детей. Слайд20)

1. Дети на альбомных листах получают оранжевый цвет и раскрашивают апельсины. (Слайд 21)

Выкрасив апельсины, мальчик стал смотреть на листья дерева. Теперь он легко догадался, как получить зеленый цвет. Мальчик смешал две краски и раскрасил листья (слайд 22) .

Какие две краски смешал мальчик? (Слайд 23)

2. Дети смешивают краски, получают зеленый цвет и раскрашивают листья на дереве.

Затем мальчик набрал на кисть красную краску, но нечаянно задел синюю, и две краски смешались (слайд 24) .
– Ничего,– решил мальчик, – этот цвет я использую себе для брюк.

Ребята, давайте смешаем красную краску с синей, и посмотрим, какой цвет получится. (Слайд 24)

А теперь, – решил мальчик, – смешаю - ка я вместе все три краски, которые у меня есть: желтую, синюю и красную (слайд 25) .

Он попробовал смешивать краски несколько раз, добавляя больше то желтой, то красной, то синей. И, о чудо, у него получились различные цвета.

Какие же цвета вы получили, смешивая три краски? (Слайд 25)

Можно ли из этих цветов выбрать цвет для ствола пальмы? Раскрасьте (слайд 26) .

Юный художник уже собрался покинуть оживший остров, но увидел, что небо осталось безжизненно-белым. “Нет, сюда такой же синий цвет, как у моря, не подойдет, – размышлял мальчик.
– Как же сделать небо нежно-голубым? (Слайд 27) .

Я смешивал разные краски, но ни один оттенок для неба не подходит”. От бессилия мальчик заплакал. Прозрачная слеза, скатившись по щеке, капнула прямо на палитру с синей краской. Краска растеклась и стала светло-голубой. (Слайд 28)

Ребята, что будет, если к любой краске добавить побольше воды? (Ответы детей)

3. Дети получают голубой, розовый и другие осветленные цвета.

Мальчик научился многому. Он смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям. Так начался его путь в мир красок.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» , «понимание» , «умение».

Планируемая деятельность.

1.Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства. Пейзаж с радугой

Цели: познакомить детей с изобразитель-ным искусством, с содержанием уроков ИЗО в подготовительном классе; дать первое представление о сказочном мире изобразительного искусства, о его роли в жизни людей; провести первое систематическое ознакомление детей с акварельными красками, правилами работы с ними.

Беседа на тему «Кто такой художник и что мы будем делать на уроках ИЗО?»

Художник подобен волшебнику - он может запечатлеть красоту окружающего мира: гордые красные тюльпаны и нежные белые ромашки, сказочные лесные дебри и веселые кудрявые березки на солнечной поляне, огненно - красные закаты солнца и тяжелые серые тучи, различных животных, человека и его трудовую деятельность, современную технику и т.д. Труд художника приносит людям радость, вызывает чувство восхищения.

Знакомство с акварельными красками.

1) Как называются краски? (Акварельные) От какого слова происходит название? (Аква - вода)

Как работают акварельными красками?

Краски разводятся водой на палитре; чем больше воды, тем светлее становится краска. Чтобы краски лучше растворялись, капля капается на каждую краску (чтобы они стали мягче), но не касается их при этом ворсом кисти, т.к. иначе краска останется на ворсе, а при последующем обмакивании кисти загрязняются и вода, и краска, которая смачивается.

Быстрое упражнение «Волшебные краски» на приемы смешения основных главных красок (желтой, красной, синей) для получения новых цветов.

Показ красочного изображения радуги. Знакомство с определенным порядком цветов радуги.

Радуга и ее цвета.

К О Ж 3 Г С Ф. (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Лист расположим горизонтально. Не надо бояться, когда рисуешь. «Углубись» в свою работу, не мешай другим. У тебя все получится.

Самостоятельная работа детей. Изображение радуги красками.

Эвристическая беседа о профессии художника.

Показ иллюстраций с конкретными цветами проговаривание их называний.

Смешайте главные краски (желтую, синюю, красную) для получения составных цветов: оранжевый - от смешения красного с желтым, зеленый - желтого с синим, фиолетовый - красного с синим.

III этап. Интеллектуально- преобразовательная деятельность.

Цели: формировать умение работать аква-рельными красками и кистью в определенной последовательности; формировать умение передавать силуэтное изображение дуги с толстыми и тонкими линиями, соблюдая последовательность цветовой гаммы; разви-вать эстетическое восприятие, чувство ритма.

Физминутка.

На поляне стоит сосна,

к небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся – руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

все деревья раскачал.

(Наклоны корпуса влево, вправо)

Ветки гнутся взад-вперёд,

ветер их качает, гнет.

(Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

раз, два, три, четыре, пять.

(Приседания)

А теперь на месте шаг,

выше ноги!

(шагают)

Стой, раз, два!

Пальчиковая гимнастика

РАДУГА

Гляньте: радуга над нами,

(нарисовать рукой над головой полукруг; маховое движение).

Над деревьями,

(руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

(руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной

(дотронуться до головы).

Нарисуем радугу-дугу красками, но сначала вспомним и назовем по порядку все ее цвета. Педагог показывает как нужно рисовать радугу.

Формы контроля.

Назовите семь цветов радуги;

Как можно получить зеленый, оранжевый, голубой, фиолетовый цвета?

По шаговое выполнение работы.

Репродуктивные задания:

Нарисуйте по образцу, который показан на доске.

Релаксация.

Дети выполняют задания под спокойную медленную музыку.

Организуется выставка детских работ.

Просмотр презентации"Осенний блюз".

Оценка результатов деятельности.