Конспект мероприятия доу татарстан. Конспект занятия для подготовительной группы«Мы живём в республике Татарстан. Татарская национальная игра

Программное содержание:
1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.
2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.
3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.
4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме занятия.
Словарная работа: Республика Татарстан, волжане, Поволжье, оборки, калфак, камзул, тюбетейка, пиала, чак-чак, Казань, джигит, бай, батыр.
Предшествующая работа.
Велась работа по формированию понятий большая и малая Родина.
Проводились наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по территории детского сада
Знакомили детей с расположением России на карте, с растительным и животным миром, с достопримечательностями страны.
В беседах и на занятиях дали понятие о многонациональности Родины. Знакомили с фольклором, играми разных народов России.
Подбор тематических стихов.
Организовали выставку книг на тему «История Казани».
Используемая литература:
«Путешествие по столице».
С. Гилязутдинов, А. Гилязутдинова «Казань в легендах».
Т.М. Салтыкова и др. «Казановедение»
Н.А. Кузьменко «Приезжайте к нам в Казань».
Ход занятия
Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия» (муз. А.Горева, сл. Ю. Кумыкова). Рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом. Обращаю внимание на осанку.
- Ребята, в какой стране мы живём?
- Покажите Россию на карте.
- Как называется город, в котором мы живём?
- Покажите его на карте.
- На берегу какой реки стоит наш город?
- Правильно. Волга – это одна из самых больших рек в мире.
- На берегах Волги живут разные народы. Какие? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты).
Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один - черкеску носит, другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.
Одним милее осень, другим милей весна.
А Родина Россия у нас у всех – одна.
- Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в республику Татарстан.
- А вы хотите побывать в Татарстане?
- Как нам это сделать?
- На чём бы вы хотели поехать туда?
- Вот мы и поедем на поезде.
(Дети поворачивают стульчики, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движения колёс. Затем снова поворачиваются лицом к воспитателю. Фоном звучит спокойная татарская мелодия.)
- Вот мы и приехали в столицу Татарстана – город Казань.
Казань современный красивый город. Прибыли мы на железнодорожный вокзал. А сейчас вот на таком трамвае мы отправимся к сердцу Казани – Казанскому кремлю. Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки. Сейчас здесь работает президент Татарстана Шаймиев Минтимир Шарипович.
Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб.
- Какие вы видите цвета на флаге? (Зелёный, белый, красный)
Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.
Белый – цвет чистоты;
Красный – это жизнь, сила.
- На гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.
Звучит татарская народная мелодия.
В зал подскоками вбегают девочка и мальчик в национальных татарских костюмах. Девочка здоровается на татарском языке, а мальчик на русском.
- Кто вы и откуда?
Девочка читает стихотворение Сибгата Хакима на татарском языке, а мальчик тоже стихотворение на русском.
Спросили нас:
- От куда мы?
- Мы с Волги, из Казани.
Поит нас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасём стада,
Качаем нефть, грузим суда
В свободном Татарстане.
- Как вас зовут? (Рената и Дамир)
- Ребята, обратите внимание на то, как необычно одеты ребята. Посмотрите какое красивое платье у Ренаты.
- А почему оно такое красивое? (Украшено оборками)
- А это что? (Показываю на передник)
- А у Дамира видите какая жилетка, а на голове необычная шапочка.
Рената: Мы принесли вам подарок. (Отдаёт конверт)
- Спасибо. Ребята, присаживайтесь с нами. Давайте посмотрим, что в конверте. Здесь картинки с изображением национальных татарских костюмов. Вот женский костюм. Посмотрите женщины носили платье с оборками. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзул. Камзул расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани. На голове женщины носили калфак.
Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а с верху надевали халат или так же камзул, который тоже был украшен вышивкой. А на голове носили тюбетейку (показываю), которая тоже украшалась вышивкой.
- Как назывался головной убор у мужчин?
На ногах носили сапоги (ичиги) или лапти.
Такие костюмы носили давным-давно, когда большая часть татар жили в деревнях. Жили они в деревянных домах. Утром вставали и шли на работу. Мужчины обрабатывали поля, пасли стада, шили обувь, вырезали из дерева или лепили из глины игрушки (показываю). Женщины ткали рушники, салфетки, полотенца в национальном стиле. шили одежду и украшали её.
А ребятишки помогали взрослым по мере сил и, конечно, играли.
- Сейчас я предлагаю вам поиграть в национальную татарскую игру «Займи место» («Буш урын»)
- А вечером вся семья собиралась за столом. Основой питания татар издавна были мука и крупа, с помощью которых они научились готовить много вкусных блюд: лапшу, ватрушки с творогом, мясом, ягодами, обжаренные в масле, беляши с мясом, картошкой, плов.
Заканчивался ужин чаепитием. Чай пили из самовара, наливали чай в пиалы. Чай татары пьют с молоком. Сначала наливают в пиалу молоко, потом заварку, потом кипяток. Обязательно наливали половину пиалы, чтобы гость по дольше посидел. И, конечно, пекли к чаю сладкие блюда. Например, чак – чак.
После ужина детей укладывали спать и рассказывали им сказки. Мы с вами тоже читали татарские народные сказки.
- Скажите, какие сказки вам понравились больше всего?
- Как называют в татарских сказках богатыря? (Батыр)
- А как называют молодого красивого ловкого человека? (Джигит)
- Кто такой бай? (Богатый человек) .
- Ребята, а вы помните с каких слов начинаются татарские сказки?
(В давние – давние времена или давным – давно)
- Сколько раз в сказках повторяется чудо? (Три раза)
- Какими словами заканчиваются сказки? («И я на том пиру побывал, ай, хороший пир был», «И по сю пору, говорят, живут они справно да ладно. Вчера у них был, сегодня вернулся», «Угощали меня там на славу. Жаль одно по усам текло, а в рот не попало».)
- Похожи татарские сказки на русские? (Да)
- Правильно. Так же как и в русских в татарских сказках добро побеждает зло, жадность и лень наказывается, щедрость и трудолюбие награждается.
- Как вы думаете есть, что – то общего между русским и татарским народами? (Сказки похожи, игры похожи, чай любим пить из самовара, любим плов, кисель, ватрушки и т.д.)
- А почему? (Живём рядом и дружно).
- Загостились мы, пора возвращаться.
(Дети снова поворачивают стулья, садятся друг за другом и под звуки поезда имитируют движение колёс. Садятся лицом к воспитателю.) .
- Вот мы с вами вернулись в Детский сад. Где мы побывали?
- Что мы там рассматривали? (Национальные костюмы)
- Как называется головной убор у женщин? У мужчин?
- Как называются чашки, из которых татары пьют чай?
- Молодцы! Всё запомнили! Где же расположен Татарстан?
(В России, в Поволжье)
- В нашем городе тоже живут татары, в нашей группе тоже есть татары. И не только татары, а дети других национальностей: украинцы, дагестанцы. И все мы живём дружно, вместе играем, веселимся, поём и любим свой родной город Казань.
А сейчас я предлагаю помыть руки и попробовать татарское блюдо чак-чак.

Сценарий проведения праздника ко Дню республики «Татарстан - моя республика»

Цель: Формирование любви к родному краю, к своей республике.

Задачи:

- закрепление знаний детей о символике республики Татарстан ;

- развивать речевую активность детей;

Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному краю, к своей республике, чувство гордости за неё.

Звучит Марш Салиха Сайдашева. Зал украшен по-праздничному: разноцветные шары, флажки.

Воспитатель : Ис ә нмесез, балалар! Здравствуйте, дети! Как вы думаете, по какому поводу мы собрались? (Мы собрались отмечать день нашей Республики). У нас сегодня необычный праздник: день рождение нашей республики. Как называется она? (Татарстан)

Мин яратам сине, Татарстан! Ал та ң нары ң ө чен яратам. К ү к к ү кр ә п, яшен яшьн ә п яуган, Я ң гырлары ң ө чен яратам.

В начале праздника послушаем гимн Татарстана.

Дети встают.

Звучит гимн Татарстана . Дети садятся.

Воспитатель : Автором гимна является выдающийся татарский композитор Рустам Яхин.

День Татарстана – один из самых главных государственных праздников республики. В состав Татарстана входят разные города, поселки, села. Как называется наш город? (Казань) Казань - является столицей Татарстана. Наш город большой или маленький? (Большой). Ребята, посмотрите на экран, какие достопримечательности нашего города вы видите? (Кул Шариф, цирк, Национальный музей, Театр оперы и балета, театр имени Г. Камала, Театр кукол Экият, Чаша, футбольный стадион Казань Арена). Молодцы!

У каждой страны и республики есть свои символы – флаг и герб. Посмотрите на флаг Татарстана . Назовите цвета на флаге? (Зеленый, белый, красный.) А что означают эти цвета? (Зеленый цвет на флаге – это цвет весны и молодости, белый цвет – означает чистоту, а красный цвет – это цвет солнца, энергии и силы.)

А теперь посмотрите на герб нашей республики . Что там изображено? (Белый барс.) Это необычный барс – он крылатый. Как вы думаете, что означает крылатый белый барс?(свободолюбивость и независимость нашей республики ). Ребята, Родина для каждого человека дорога, любима, только на Родине человек бывает по - настоящему счастлив.

1 Ребенок:

Люблю Отчизну я, Широкие просторы. Страна моя, Казан ь моя, Леса, поля и горы!

2 ребенок: Чащи лесов и просторы полей Свежесть рассвета над озером алым, Всё, без чего не прожить на земле, Родиной нежно, с любовью назвали!

3 ребенок:

Иркен һәм матур да

Безнең туган илебез.

Урманга бай, суга бай

Гөлбакчалы илебез!

4 ребенок:

Здесь людям радостно живётся

Здесь славен мирный труд людей.

Всё это родиной зовётся

Великой родиной моей!

Флешмоб на песню Тынычлык җыры.

Воспитатель : Татарстан – многонациональная республика . Здесь в дружбе и в согласи и проживают татары , русские, чуваши, башкиры, и все они между собой разговаривают на разных языках. Ребята, скажите пожалуйста, а на каких языках мы с вами общаемся? (На русском и татарском). Правильно! И русский, и татарский язык в нашей республике являются государственными языками.

1 ребенок: Знай татарский ты язык, Знай и русский ты язык. Оба очень нам нужны, Одинаково важны.

2 ребенок: Татарча да яхшы бел, Русча да яхшы бел. Икесе дә безнең өчен Иң кирәкле, затлы тел.

3 ребенок:

Будем вместе мы стараться,

Будем крепко мы дружить,

По татарски и по русски,

Будем все мы говорить!

Песня И туган тел!

Воспитатель: Какой же праздник без игр. (Проводятся игры: “Собери пазл”, “ Кто шустрее?” )

1 ребенок: По светлой дороге мы идем, Вокруг веселье, песни, смех. Ты Родина дружбы и добра, Мой Татарстан – ты лучше всех !

2 ребенок:

Нинди матур минем Туган илем,

Җ ир шарында ти ң д ә ш юк а ң ар!

Ки ң кырларда ус ә мул игенн ә р,

Шаулап ага озын елгалар.

3 ребенок:

Наш Татарстан дружбой славится, И жить нам в Татарстане очень нравится!

Дети исполняют песню «Мин яратам сине, Татарстан»

Воспитатель : Ребята, наш праздник , посвященный ко дню рождения республики Татарстан, подходит к концу. Мы пожелаем нашей республике стать еще благополучней, краше и богаче. А мы будем любить и беречь её.

Цель : Познакомить детей с Республикой Татарстан, с национальным флагом, гербом с народом и его традициями обычаями. Уточнить и дополнить объём знаний имеющихся у детей, воспитывать дружбу, развивать разговорную речь.

Материал к занятию : Стихи Татарских поэтов.

Иллюстрации, флаг, герб, альбом о профессиях.

Мелодии татарских композиторов. Книги Г. Тукая, С. Хакима, М. Джалиля и др. дет. книги татарских поэтов и писателей.

Тат-ий национальный костюм национальное угощение. Татарская нац. вышивка. Книга- «Татарская поэзия и фольклор в дет. саду» Национальная хороводная игра.

Ребята тема нашего занятия « мы живём в Республике Татарстан» Сегодня мы с вами побеседуем о нашей Родине, о Татарстане.

В начале я вам прочитаю, очень хорошее стихотворение называется оно: «Мы с Волги, из Казани» А написал его Татарский поэт Сибгат Хаким.

Послушайте:

Спросите нас: - откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода

Мы хлеб растим, пасем стада

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане

Спросите нас: - откуда вы?

Мы родом из Казани

Где пел Сайдаш

Писал Такташ

О милом Татарстане

Спросите нас: - откуда вы?

Мы вольные Волжане

Из края, где избыто зло

Где солнце Родины светло

На веки вечные взошло

В свободном Татарстане»

Ребята, а как вы думаете,

Что такое Родина?

Дети: Родина-это земля, где мы родились и где живём это моя улица, мой дом, мой город, там, где трудятся родители где я хожу в детский сад.

А в каком городе мы живём?

Буинске.

Какие заводы и предприятия?

Ответы детей.

А где работают ваши родители?

Ответы детей.

Показ альбома о профессиях и о Буинске

А как называется наша Республика?

Татарстан.

Наша Республика очень большая, в ней очень много сел, деревень, больших и маленьких городов.

А какой главный город в Татарстане?

Почему именно этот город главный?

Дети: Потому что там находится наше правительство, Кремль, наш президент.

Кто знает, кто наш президент?

Дети: Шаймиев.

Показать портрет

Как и у любой другой Республики у нас есть свой гимн, свой флаг и герб.

Флаг представляет собой прямоугольное полотно с тремя полосками: зелёной, белой, красной.

Зелёная полоска - означает: цвет, обновляющийся живой природы.

Белая символ чистоты, чести, мира.

Красная полоска – это символ солнца, огня и жизни.

На гербе изображён барс – это символ силы.

Татарстан – суверенное государство – значит самостоятельное и сильное.

Поговорим о столице Татарстана городе Казани

Казань очень большой город. Там много различных заводов, фабрик, там находятся все институты, университеты, техникумы. Очень большие театры. Промышленные предприятия необходимые для всей страны, такие как обувная фабрика «Спартак», меховая фабрика, химический завод и много других очень важных предприятий, очень много кинотеатров, очень большой цирк, зоопарк, свой авиационный завод, где делают детали самолётов. Очень большой аэропорт и речной порт. Большой железнодорожный вокзал, откуда идут поезда в разных направлениях.

А кто был в Казани и что там запомнил?

Ответы детей.

Показ фотоальбома о Казани.

Ребята, а чем богата наша Республика?

Дети: У нас своя нефть, минеральные источники. Вода « шифалу – су» которой лечат в санаториях Татарстана. Знаменитый на всю страну Автомобильный завод, который выпускает КАМАЗЫ.

Ещё богат Татарстан лесами.

Есть большие и маленькие реки.

В Татарстане выращивают свой хлеб.

Развито животноводство.

А какие реки есть у нас в Буинске?

Дети: Карла, Свияга.

А в Татарстане?

Дети: Волга, Кама.

Физкультминутка .

Течет Волга река (руки влево - направо)

Крутые берега (руки верх)

Широка она (руки в стороны)

Глубока (достать носки ног)

Красавица наша река (встряхнуться).

Подумайте ребята, чем же ещё славится наша Республика?

Дети: очень много татарских поэтов, писателей.

Показать детские книги и назвать имена писателей, поэтов, по книгам.

А каких известных писателей и поэтов вы знаете, которые мы учили в группе?

Дети: Г. Тукай «Шурале», М. Джалиль стих-е «Вольные ветры».

Показ портретов.

Динара рассказывает стих-е «Вольные ветры».

Ребята, а ещё наша Республика богата композиторами, которые пишут музыку к песням, а талантливые певцы поют песни под эту музыку.

Самый известный композитор Татарстана. Салих Сайдашев.

Давайте послушаем его музыку.

Теперь давайте вспомним какие народы населяют нашу Республику?

Дети: Татары, чуваши, русские, башкиры, мордва.

Но основное население составляют татары.

Дети: Потому что это Татарстан.

У татарского народа есть свои традиции, обычаи, национальный костюм.

К нам в гости пришла девушка. Она живёт в Татарстане, звать её Алсу, она хочет показать вам свой национальный костюм.

Алсу показывает свою одежду и рассказывает про неё.

Алсу показывает вышивку.

Алсу: А теперь я хочу с вами поиграть в национальную хороводную игру.

После игры Алсу оставляет национальное угощение и уходит (По нашему древнему обычаю, я хочу угостить вас своим национальным блюдом, отдаёт воспитателю)

Дети я раздам вам угощение после занятия, а сейчас мы ещё немного поговорим.

Ребята, а дети каких национальностей ходят в нашу группу?

Дети: Татары, чуваши, русские.

Вы дружите между собой?

Дети: Да.

Что вы делаете вместе?

Дети: Вместе играем, занимаемся, поливаем цветы, убираем игрушки, бываем всегда вместе и не ссоримся.

Вос-ль: Так ли в нашей Республике народы разных наций вместе дружат, вместе работают, отдыхают, живут мирно в согласии.

И пусть в нашей Республике никогда не будет войны и слёз, пусть все люди живут так же дружно, как живём мы сейчас.

Итог занятия.

О чём же мы с вами сегодня беседовали.

Ответы детей.

Как называлась тема нашей беседы?

Дети: Мы живём в Республике Татарстан.

Мингазова Э.Н., воспитатель д/с №54 «Искорка» г.Набережные Челны

Ведущий: Здравствуйте, дети! Исәнмесез балалар!

Сегодня мы празднуем День независимости Татарстана. Каждый год,

30 августа наша Республика празднует свой день рождения. Когда мы говоим о Татарстане, мы говорим о своей родине. Потому что, Татарстан это наша Родина. Мы здесь родились, мы здесь живем. И нам нравится наша Родина, наш Татарстан. Наша Республика богата плодородными землями, реками, лесами. Одни из крупнейших рек Европыэто наши реки: Кама, Волга. На наших землях прекрасно растет пшеница, рожь. Самая большая гордость Татарстана это люди, живущие в республике. И все, кто здесь живет крепко любят свой родной Татарстан, народы живут дружно и мирно.

Ребенок:

Татарстанты край родной

Ты с малых лет всегда со мной

Милый край, лесной, сиреневый, грибной

Для меня поют здесь песни соловьи

И для меня журчат весенние ручьи.

Песня: “Татарстан” муз. Андреева Р. слова Ракыйпова Р.

Ребенок:

Наш Татарстан

Дружбой славится

И жить нам в Татарстане

Очень нравится

Ребенок:

Көмеш суларың, зәңгәр урманың

Якын күңелгә Татарстаным

Синтуган ягым

Синминем Татрстаным!

Ребенок:

Татарстан үз илебез

Безнең газиз җиребез

Шушы газиз җиребезнең

Балалары инде без

Песня: “Кояшлы ил”

Ребенок:

Живут унас в округе

Удмурты и марийцы

Я руский, я татарин

Вместе: Но очень дружны мы.

Ребенок:

Мы в Татарстане родном

Дружно весело живем

По-татарски, и по-русски

Мы танцуем и поем.

Танец: “Разноцветная игра”

Заходит Клоун:

Что за праздник? (ответы детей)

А хорошо ли вы знаете про республику Татарстан, я сейчас вам задам вопросы, кто у вас больше всех знает, ну-ка я проверю.

Как называется наша Республика?

Как называется столица нашей Республики?

Какие реки протекают в нашей Республике?

Какие города вы знаете?

Какой национальный праздник проводится летом?

Какие головные уборы у татар? У мужчин, у женщин?

Какие цвета на флаге Татарстана?

Что нарисовано на гербе Татарстана?

Клоун: как вы много знаете! А играть умеете?

Ведущий: наши дети играют татарскую хороводную игру «Капкалы».

Хороводная игра «Капкалы»

Клоун: какие вы все умные, веселые, а теперь посмотрим какие вы ловкие.

Игры:

  1. Бег в мешках
  2. Прыжки на большом мяче.

Клоун: Молодцы! Как было весело, а сейчас мне пора обратно в цирк, до свидания!

Ведущий: На этом наш праздник закончен. Всем спасибо! Зур рәхмәт!

Ольга Иванова

Конспект интегрированного занятия

«ТАТАРСТАН - МОЯ РЕСПУБЛИКА»

(Ознакомление с окружающим и аппликация)

Подготовительная группа

Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.

Задачи:

Воспитать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ;

Дать детям представление, что такое Родина, родной край;

Познакомить с картой и символикой Республики Татарстан;

Рассказать о природных богатствах родного края;

Закрепить знание детей о столице Казани и о родном городе;

Познакомить с достопримечательностями и историческими памятниками Казани и своего города.

Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами.

Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.

Учить самостоятельно создавать узор.

Словарная работа: президент, герб, гимн, мечеть, тюбетейка, орнамент, тюльпан, узор, калфак, камзол, фартук.

Обогащать и активизировать словарь: флаги, древко, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского народа, художественное слово.

Предшествующая работа: Дать общее представление о татарской республике, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, о его городах.

Оборудование: Географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи, силуэт мальчика и девочки в татарских национальных костюмах, клей, цветная бумага, бросовый материал.

Ход занятия:

Круг радости

Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в замечательный «круг радости». Мы возьмемся за руки и покажем, какая большая и великая у нас страна (дети и воспитатель берутся за руки) А теперь поднимем наши руки вверх (поднимают руки). Посмотрите! Вот она какая, наша огромная Родина с безбрежными полями и озерами, великолепными селами и городами! А ещё наша Родина очень дружная, давайте подарим друг другу самую добрую улыбку. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей.

Воспитатель: Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас. А чтобы вам было ещё понятнее я хочу попросит Алину, чтобы она рассказала стихотворение про Родину.

Ребенок читает стихотворение о Родине:

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки у дороги, по которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом и душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Воспитатель: Для всех нас Родина – это наша Республика.

А как называется наша Республика?

Дети: Татарстан.

Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый большой и главный человек в нашей Республике?

Дети: Минниханов Рустам Нургалиевич

Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен прежде всего делать?

Дети: Чтобы в нашей республике все народы жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.

Воспитатель: Какой город называется столицей нашей республики.

Дети: Город Казань.

Воспитатель: Давайте рассмотрим стенд, на котором изображена наша столица.

Воспитатель подводит детей к стенду с государственными символиками

Воспитатель: Дети, знаете ли вы что это?

Дети: Флаг, герб Республики Татарстан.

Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?

Дети: Древко, полотнище. Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая. Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца. Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.

Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?

Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах.

Воспитатель: Молодцы, ребятки.

Воспитатель: Наша Республика у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?

Дети: На карте.

Воспитатель: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?

Дети: На бегущего коня.

Воспитатель: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.

Воспитатель: Какие города Татарстана вы ещё знаете?

Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.

Воспитатель: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?

Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».

В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.

Ребята, скажите, а как наш город называется?

Дети: Лениногорск.

Воспитатель: Давайте попробуем найти на карте наш город Лениногорск.

Дети вместе с воспитателем ищут на карте город Лениногорск.

А какое главное богатство нашего города?

Дети: Это нефть

Воспитатель: Правильно. Нефть и газ так же главное богатство нашей Республики?

Татария обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарии бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.

Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики?

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, свеклу.

Молодцы, ребятки, да, Татарстан – это земледельческий край.

Воспитатель подводит детей к фотостенду города Лениногорска.

Воспитатель: Ребята, вы узнаёте эти места нашего города?

Дети называют достопримечательности города

Воспитатель: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут вТатарстане?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, чем отличается один народ от другого? У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.

Воспитатель подводит детей к кукле в татарском национальном костюме.

Воспитатель: Как вы думаете, кто она по национальности? Почему так думаете?

Ответы детей.

Давайте поздороваемся с куклой на татарском языке.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как бы вы хотели назвать эту куклу татарским именем?

Ответы детей.

Воспитатель: Наша кукла Алсу приглашает вас поиграть в татарскую национальную игру.

Татарская национальная игра

Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас вместе с куклой пригласить в художественную мастерскую.

Давайте мы рассмотрим костюм нашей Алсу. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Ильнуром. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте рассмотрим из каких элементов состоит их одежды.

Дети: У Алсу костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек. У Ильнура из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки.

Воспитатель: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?

Дети: Узором, орнаментом.

Воспитатель: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.

Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т. д.)

Воспитатель: Правильно. Ребята, давайте мы посмотрим какие ещё есть элементы татарского национального костюма. И как они называются.

Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма.

Воспитатель: Ребята, так как мы пришли в мастерскую, значит мы тоже будем мастерить. Сегодня я вам предлагаю самим украсить татарские костюмы. Перед вами девочка и мальчик в татарских костюмах. Но их костюмы не украшены орнаментом. Давайте мы с вами украсим их костюмы орнаментом. На столах лежат цветная бумага, шаблоны элементов растительного орнамента, ножницы, клей, а так же бросовый материал (бусы, вырезки из журналов, пайетки, стразы и многое другое).

Скажите, пожалуйста, как можно украсить их костюмы, где вы будете клеить орнамент?

Дети: Орнамент будет на фартуке, жилетке, тюбетейке, калфаке, сапожках.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами разделимся на две группы. Одна группа будет украшать костюм девочки. А другая группа костюм девочки.

Дети по желанию делятся на две группы.

Практическая работа.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам сегодня наше занятие и чем понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.

Дорогие ребятки, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы.