Картины художников лакомка на масленицу. Масленица в картинах известных художников

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.


Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.


Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"



Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины



Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.


Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.


Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра


Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.


Петр Николаевич Грузинский "Масленица" 1889 г.


Семен Кожин "Масленица. Проводы." Россия 17 век


Рудольф Федорович Френц "Масленица", 1903


Анна Виноградова "Масленица" 2005 г.


Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.


Валерий Сыров "Масленица" 1998-1999 гг.


К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.


Шелякин Анатолий Николаевич "Масленица" 2001 г.


Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.


Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.

Еще со школьной скамьи всем известна картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Художник показал момент традиционной сибирской забавы на Масленичную неделю. Масленичные гуляния запечатлел П. Грузинский «Масленица », К. Маковский «Праздничные гуляния…», А. Третьяков «Смотрины молодых», Ф. Сычков «Праздничная забава». Но самые известные, самые удачные и точно передающие настроение праздника картины принадлежат Борису Кустодиеву , которому принадлежит как минимум 3 картины с названием «Масленица » и множество зарисовок и этюдов этого праздника. Полотна были созданы в период с 1916 по 1920 годы в сложное время, как для страны, так и для художника. Первая мировая война, революционный 1917 год и Гражданская война с одной стороны, и страшная болезнь, тяжелая операция и инвалидное кресло с другой. Превозмогая боль, Кустодиев по памяти воссоздает картину веселого праздника, словно противопоставляя ее болезни.

Картина «Масленица» (1916) выделяется на фоне работ других русских художников, в первую очередь примитивизмом мазков и яркости палитры. Но именно эти приемы позволяют максимально точно передать красочную идиллию Масленицы в русской провинции и создать легкое праздничное настроение. Последние лучи заходящего солнца освещают заснеженный город, блестят высокие шпили и купола церквей. А внизу все пестрит от разноцветных качелей и каруселей. Ярко расписные сани в стремительной скачке пытаются выяснить, кто быстрее, удалее, звонче. Картина напоминает нам, что жизнь - это праздник. Зимний пейзаж, который здесь не более чем фон, создает атмосферу карнавала.

Еще один праздничный день изображен на картине 1919 года. И снова розово-золотистый закат и народное гуляние. Лихая тройка в центре полотна, чуть сзади ее догоняет двойка, а на переднем плане на санях, запряженных белым конем, весело катит молодой купчик с женой. Кустодиев специально выбирает для картины яркие цвета: узоры расписных саней, фасады домов - так он передает народное веселье. Только храм, светлый и умиротворенный, создает на картине островок спокойствия. В 1920 году художник создает еще одну «Масленицу». Но в этот раз - это быт русского народа его история. Кустодиев, как Питер Брейгель Старший , здесь показывает нам увлекательные истории, полные мельчайших подробностей. Каждая группа персонажей вполне самостоятельна и передана с восхищением и неуловимой иронией. Создается впечатление, что даже природа принарядилась к Масленице - разукрасила деревья инеем, радуя солнечной и морозной погодой. Эта яркая, праздничная и многоцветная зарисовка перекликается с русским лубочным искусством. На работах, посвященных народному гулянью, Кустодиев всегда стремился изобразить мчащуюся русскую тройку - как символ бесшабашного вихря эмоций. Как уже было сказано выше, эти картины были написаны Кустодиевым по памяти. Главные герои этих работ чисты от негатива: они полны достоинства, добры и поэтичны. К сожалению, этот патриархально-провинциальный уклад российской жизни безвозвратно ушел в прошлое.

В.И Суриков "Взятие снежного города"

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

В промежуток между 1916 и 1920 гг. Кустодиев несколько раз обращался к теме масленицы.

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Вариант картины

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Показанная здесь "Масленица" очень характерна для творчества Кустодиева. Созданная в 1919 году, во время гражданской войны, голода, разрухи, картина проникнута верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В ней художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник.

Н. Серракаприола "Катальные горы на большой Неве" 1817 г.

Раскрашенная гравюра

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы.

В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и необрадовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Интересно, что в древности Масленица продолжалась две недели и приходилась на март. В 1698 году, патриарх сократил время этого праздника до одной недели. Так что после этого праздник приобрел своё новое "расписание".

Каждый день Масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник - "встреча"
вторник - "заигрыши"
среда - "лакомка"
четверг - "разгул", "перелом"
пятница - "тещины вечерни"
суббота - "золовкины посиделки"
воскресенье - "прощенный день".

Вся же неделя именовалась "честная, широкая, весёлая: барыня-масленица, госпожа масленица".

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Давайте же взглянем на эти замечательные, яркие и красочные, картины:

Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев :

П. Н. Грузинский "Масленица", 1889 г.

К. Е. Маковский " Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге", 1869 г.

А.Черкашина. "Масленица", 2002 г.

Н. Фетисов "Широкая Масленица", 1990 г.

В. Белых "Собор Александра Невского. Масленица", 1908 г.

В.И Суриков " Взятие снежного города", 1891 г.

С.Кожин. Масленица. "Проводы зимы. Россия XVII век", 2001 г.


Со времён старинных, давних - праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних в окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица, ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком, с рыбой, мясом и икрой…

Стихи: Ираида Мордвина

Юрий Верещагин. Большоя масленица

Вот и наступила Масленичная неделя - ещё один прекрасный повод
для веселья, прогулок, встреч с родными и друзьями!
Масленица - исконно русский праздник, сохранившийся ещё с языческих времен.


Борис Михайлович Кустодиев. Масленица (Масленичное катание). 1919

Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы. В старину эта неделя была буквально переполнена праздничными делами.

Сергей Юрьевич Судейкин. Масленичный Петрушка

Обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни.

Петр Николаевич Грузинский. Масленица. 1889

Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Константин Егорович Маковский
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Несколько раз к теме Масленицы обращался Борис Кустодиев.

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Масленичное гулянье. 1919

Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества.

Борис Михайлович Кустодиев. Зима. Вариант картины «Масленица». 1916

Корабельников Алексей. Блины с икрой

Да и сегодня, этот замечательный, яркий и красочный праздник, не обходит вниманием художников.

Шибанов Евгений Николаевич

Югова Людмила. Блинчатый натюрморт...

Интересные картины из цикла «Псковская Масленица» Игоря Шаймарданова - главного художника театра «Молодой человек» в Ижевске.

«Я часто бывал на псковских масленицах: и на Октябрьской площади, и в Финском парке. Все чем-то запоминались: был и праздник, и веселье. Вдохновляли массовые сцены.

Эта тема неисчерпаемая, благодатная для сюжетного фигуративного художника. Театральный художник, мне кажется, всегда немного режиссер...

А так как он не решается браться за постановки, то находит себе отдушину на холсте. Вот уж там он, как хочет, двигает народные массы. Такая «Псковская Масленица»...

Псков заслуживает такой особенности даже в смысле своего географического положения: рядом зарубежные соседи, Москва, Санкт-Петербург. В эти дни, как известно, проходят карнавальные праздники по всей Европе.

Как было бы здорово, если бы и Псков примкнул с масленицей к этой веренице традиций и был наравне с известнейшими мировыми празднествами»

Игорь Шаймарданов

Изучая художественные полотна, мы сталкиваемся с редким явлением: у разных русских художников есть картина «Масленица».

В.Сыров. Ярмарка в Здемирово. 1998-1999 гг.

Александр Николаевич Бенуа. Масленица. XX век

Петр Фролов. Масленица. 2010-е

Павел Николаевич Филонов. Масленица

Франс Халс. Весельчаки на масленице. 1617

Праздник «Масленица», похоже, был в чести во все времена. На картинах старых мастеров мы видим сюжета этого действа.

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. 1559

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста.

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы. Фрагмент. 1559

Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

Егорова Галина. Масленица.

Как видим, картины художников «Масленица» разнообразны по жанру и исполнению.

Анна Черкашина. Масленица. 2002 г.

Багров Виктор Юрьевич. Блины.

Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным.

Борис Михайлович Кустодиев. Масленица. 1919

Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую,
не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством.

Панкратьева Валентина. Кружевная масленица

Пусть к вам Масленица в дом придет с лакомым блином,
Солнце комнату займет, счастья искорку зажжет.

Сочивко Сергей. Масленица

Всем, кто зиму провожает, праздник этот предвещает,
Что веселье лишь вас ждет, что удача лишь грядет!

Андреева Мария (shambala)

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей , давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Живописные творения русских мастеров XIX-XXI вв. дают нам возможность представить, как проходили народные гуляния в каждый из дней масленичной недели. Например, Ф. В. Сычков в картине «Праздничная забава» (1911 г.); А. С. Степанов в «Катании на масленицу» (1910 г.) - представляют нам веселье в конце недели - на «разгуляй», первый и самый веселый день широкой масленицы, начинающейся в четверг и завершающейся в воскресенье.

Гравюра конца XIX века К. Крыжановского (по рисунку Н. И. Соколова) «Прощеный день в крестьянской семье» - воспроизводит эпизод из заключительного дня масленичной недели. На смену торжеству приходит тихая семейная картина, на которой все члены семьи в рамках обряда просят прощения друг у друга.

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей, давал близкие планы крестьян. В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.

Другие живописцы воспроизводили в своих картинах все полотно празднества: К.Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.), А.М. Знак «Проводы зимы в старом Красноярске» (1996 г.), несмотря на большую временную дистанцию, сходным образом вписывают масленичную ярмарку и ее посетителей в городские стены. Хотя пространство у Адмиралтейства более наполнено людьми и зданиями, а у Знака заснеженная природа будто укрывает горожан со всех сторон.

Прощание с зимой на масленицу у Кустодиева

Среди этих авторов стоит отметить Бориса Михайловича Кустодиева (1878 - 1927 гг.). - одного из талантливейших художников начала XX века, не раз изображавшего масленичные гуляния на своих полотнах. Впервые обратившись к данной теме в 1916 году с серией картин «Масленица» накануне революций и в разгар Первой мировой войны, творец отражает беззаботную радость простых людей, прощающихся с холодами в еще полновесных зимних пейзажах.

В «Масленице» (1916 г.), которая сейчас выставлена в Русском музее в Санкт-Петербурге, пространство очень объемно. Картина будто наполнена зимним холодным воздухом, который сливается с закатным небом. Оно окрашено розовато-золотым предвечерним светом, разливающимся на лежащие под ним декорации праздника. Виднеются заслоненные снегом разноцветные фасады домов и церквей, уходящих вдаль.

Масленица становится основным сюжетом и в более поздних одноименных картинах 1919 и 1920 гг. Каждая из них выхватывает новую частичку праздника, чтобы представить ее публике. На картине 1919 год навстречу нам, входя в тень, по улице городка мимо театра и карусели несется лихая тройка и видны несколько других упряжек позади. В 1920 г. на передний план выносятся дети, катающиеся на санях вниз по скату, а золотая тройка под ярким солнцем несется позади, мимо все тех же аттракциона и балаганного театра.

Его живописные произведения возвращают зрителей к традиционной русской жизни. Как на картинке рисуются счастливые катания на санях, ярмарочное веселье на морозном воздухе подходящей к концу зимы, такой же, как и любая другая, в противовес всем изменениям, которые происходили в стране и в жизни самого Б.М. Кустодиева в период написания полотен.

Даже портрет известного исполнителя Ф. И. Шаляпина на картине «Портрет Шаляпина» (1921 г.) художник выполняет на фоне сочно исполненных масленичных гуляний под кронами заснеженных деревьев, развернувшихся прямо за спиной артиста. Преобладающими в пейзаже оказываются золотые оттенки ярмарочных домиков, горок и павильонов, вступающие во взаимодействие с искрящимся светом снегом, покрывающим все вокруг.

Люди же на улице расширяют цветовую палитру картины своими разноцветными одеяниями, добавляя тона синего, сиреневого, красного и их смешения. Постоянное возвращение к теме масленицы говорит о большой привязанности и любви живописца к этому празднику, к той излучаемой торжеством радости, которая просвечивается через все его творения.