Капелла бранкаччи в церкви санта мария дель кармине во флоренции. Капелла Бранкаччи: разные времена, разные взгляды

Капелла Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине знаменита своими фресками,
изучать которые сюда приходили и Леонардо да Винчи, и Микеланджело.

Когда в 1425 году известный живописец Мазолино был нанят богатым флорентийцем по фамилии Бранкаччи для росписи капеллы,
он взял себе в помощники никому не известного юношу с таким длинным и трудным именем, что все называли его просто Мазаччо («мазила»).
Художники разделили между собой сюжеты цикла фресок, посвященных жизни святого Петра.
Уже через несколько месяцев стала замета поразительная разница между работой Мазолино и Мазаччо.

Молодой человек стал первым художником, которому при помощи передачи перспективы удалось изобразить реалистичное пространство, а также правдоподобные жесты, позы и движения. Эти фрески сразу же стали неимоверно популярными. Их приходили копировать Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Говорят, что именно здесь Микеланджело сломали нос. Это сделал приятель художника, которому Микеланджело сказал, что тот никогда не сможет рисовать так же, как Мазаччо.


Masaccio "Raising of the Son of Theophilus and St Peter Enthroned" 1426-27 г.г. Cappella Brancacci

Masaccio Detail "Raising of the Son of Theophilus and St Peter Enthroned" 1426-27 г.г. Cappella Brancacci

Творческая карьера Мазаччо продолжалась всего шесть лет, поэтому не удивительно, что его наследие невелико. Среди немногочисленных работ живописца особенно знамениты его выдающиеся фрески, которые по-прежнему находятся там, где он написал их, а именно в двух флорентийских церквях - Санта Мария Новелла (здесь можно увидеть "Троицу") и в капелле Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине. Фрески капеллы Бранкаччи настолько значительны для истории искусства, что их назвали "основанием, на котором зиждется все здание европейской живописи".

Строительство церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции началось в 1268 году, но освящена она была только в 1422 году. Мазаччо запечатлел это событие на одной из фресок церкви. Фреска называлась "Сагра" и считалась знаменитейшей работой художника, но, к сожалению, была уничтожена приблизительно в 1600 году во время ремонта.

Капелла Бранкаччи - чудом сохранившаяся старинная часть церкви, неоднократно перестраивавшейся. Семейство Бранкаччи построило эту капеллу в середине XIV века, а украшающие ее фрески были заказаны Мазаччо и Мазолино скорее всего Феличе Бранкаччи (1382-ок. 1450), который оставался владельцем капеллы с 1422 по 1434 год. Феличе состоял на дипломатической службе и часто уезжал из города. До нас не дошли документы XV века, подтверждающие работу Мазаччо и Мазолино над фресками в семейной капелле, однако историки полагают, что Феличе заказал роспись вскоре после возвращения из Каира в 1423 году. Таким образом, время написания фресок сужается до периода, ограниченного 1425-1428 годами. Маловероятно, чтобы работа была начата ранее 1425 года, поскольку Мазолино, который, по всей видимости, первым приступил к росписи капеллы, отсутствовал в городе до конца 1424 года. Прекращена же работа была не позже 1428 года, когда умер Мазаччо, а Мазолино уехал в Рим.

Из-за отсутствия документальных подтверждений точная дата создания фресок навсегда останется загадкой, однако для исследователей не представляет труда определить, какая часть работы выполнена Мазаччо и какая - Мазолино. Основные признаки, по которым следует различать стили этих двух художников, сформулировал еще Вазари. В своей книге, вышедшей в XVI веке, он сравнивал две фрески с изображением Адама и Евы, находящиеся в капелле Бранкаччи напротив друг друга. Одна - "Искушение", вторая - "Изгнание из рая". Как отметил Вазари, обнаженные фигуры Мазолино на фреске "Искушение" выглядят более изящными, почти невесомыми, в то время как фигуры, написанные Мазаччо на фреске "Изгнание из рая", воспринимаются как физически плотные тела, занимающие определенное место в пространстве картины. Кроме того, лица Адама и Евы у Мазолино кажутся кукольными, неживыми, а лица Адама и Евы Мазаччо исполнены трагической страсти.

Все остальные фрески в капелле Бранкаччи посвящены эпизодам из жизни святого Петра. Возможно, что сцены с Адамом и Евой были включены для того, чтобы показать источник первородного греха. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы. Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.

После того как Мазолино и Мазаччо прервали работу - будто бы ради выгодных заказов, почему они и поспешили в Рим, - фрески в капелле Бранкаччи оставались незавершенными на протяжении более полувека. Лишь в 1480-х годах их дописал Филиппино Липпи.

ФИЛИППИНО ЛИППИ

Филиппино Липпи (ок. 1457 - 1504) - художник, который завершил работу над фресками, начатыми Мазаччо и Мазолино, в капелле Бранкаччи. Он был сыном и учеником Филиппо Липпи (ок. 1406-1469), бывшего в свое время монахом кармелитского монастыря во Флоренции. Современники свидетельствовали, что стать художником он захотел после того, как увидел Мазаччо за работой в капелле.

Филиппо Липпи изгнали из монастыря за любовную связь с монахиней. Плодом их страстной любви и стал Филиппино, который спустя десятилетия завершил фреску Мазаччо "Воскрешение сына Теофила" в капелле Бранкаччи. Он постарался не нарушить замысел своего великого предшественника, поэтому кропотливо копировал его манеру. Кроме того, Филиппино написал три новых фрески на остававшихся до тех пор пустыми стенах капеллы. Как художник Липпи-младший прославился алтарными образами, портретами, фресками, но особенно своими рисунками.

Nicholas Eckstein. Painted Glories: the Brancacci Chapel in Renaissance Florence. Yale University Press. 288 с. £40 (твердая обложка). На английском языке

Фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, начатые Мазолино , к которому затем присоединился Мазаччо , а спустя многие годы законченные Филиппино Липпи , сыграли очень важную роль в складывании новаторской живописи Раннего Возрождения.

До сих пор не обнаружено никаких документов, касающихся их заказа и процесса создания. С 1990 года, когда завершили богатый открытиями реставрационный проект, наши знания о программе цикла росписей, его общем смысле и о том, какие роли в создании фресок выполняли Мазолино и Мазаччо, удвоились.

Таков общий фон создания книги Painted Glories: the Bran-cacci Cha-pel in Renais-sance Florence (Доблести в живописи: капелла Бранкаччи во Флоренции эпохи Возрождения) . В 2003 году ее автор Николас Экстайн организовал посвященный капелле симпозиум, а затем составил из его материалов книгу, снабженную вводной статьей, и издал ее в 2007 году. В очередной книге Экстайн на основе новых архивных материалов попытался «воссоздать то, как жители Флоренции того времени воспринимали, понимали и использовали капеллу». Реконструкция этих настроений — непростая задача, учитывая их субъективность и недолговечность. Но Экстайн, опытный историк, специализирующийся на общественно-экономических и религиозных связях Флоренции XV века, тщательно изучил городские архивы. Приход Санта Мария дель Кармине объединял множество светских братств, некоторые из них оказывали помощь неимущим жителям района Ольтрарно. Эта деятельность отражена в сцене раздачи апостолом Петро м имущества бедным, которую Мазаччо изобразил на алтарной стене капеллы Бранкаччи. Другой особенностью «сакрального пространства» кармелитской церкви было сооружение группы частных капелл, анализ которых представляет нам автор.

В то время, когда росписью занимались Мазаччо и Мазолино, капелла Бранкаччи принадлежала Феличе Бранкаччи (1382-1447), влиятельному торговцу шелком и государственному деятелю с широкими связями. Смерть Мазаччо в 1428 году и изгнание Бранкаччи из Флоренции десять лет спустя приостановили работу над циклом. Возможно, средства на его завершение уже были исчерпаны или перешли в казну властей. Капелла, ее убранство и программа представляли собой «культурный продукт, находившийся в активном диалоге с непосредственным окружением, постоянно преобразовывавшийся, ибо менялись цели и способы использования». Со сменой исторических условий возникла необходимость закончить то, что уже превратилось в важную точку на карте города. Поводом для этого стала победа Флоренции в битве при Ангиари 29 июня 1440 года. Она приписывалась непосредственному вмешательству святого Петра, в день поминовения которого (вместе со святым Павлом ) произошел бой. Так вырос и статус фресок капеллы Бранкаччи — одних из самых важных из дошедших до нас изображений апостола Петра. Укрепился и авторитет кармелитского ордена.

Новое финансирование проекта было найдено в последующие годы. Одним из источников стало завещание Антонии Веллути де Меццола 1479 года. Другим, согласно гипотезе Экстайна, было завещание, написанное в 1469 году фра Джованни ди Джованни , который год спустя стал настоятелем монастыря. В завершающей главе автор отмечает, что со временем Лоренцо де Медичи оказывал Санта Мария дель Кармине все больше поддержки; кроме того, именно он мог сыграть решающую роль в выборе находившегося под его покровительством художника — Филиппино Липпи, которому было поручено закончить фрески. Экстайн предполагает, что кармелитское братство могло обратиться за финансовой поддержкой и к еще одному покровителю Липпи — Пьеро дель Пульезе , семья которого, жившая в Ольтрарно, незадолго до этого заняла в городе видное положение.

Капелла Бранкаччи - это часовня в храме Святой Марии-дель-Кармине, который находится во Флоренции. Эта капелла широко известна своими прекрасными фресками на библейские темы, написанными в художественном стиле раннего Ренессанса. Об этой уникальной часовне, ее истории и знаменитых фресках будет рассказано в этом очерке.

История капеллы

Церковь Св. Марии-дель-Кармине, в которой находится капелла Бранкаччи, не отличается роскошным фасадом, как и многие храмы во Флоренции. Однако внутри нее скрыта настоящая жемчужина История ее появления берет начало в далеком 1367 году, когда Пьеро Бранкаччи приказал в строящемся с 1268 года храме Кармине создать фамильную капеллу. Позже сотворенный шедевр стал не только фамильной часовней, но и играл большую роль в жизни флорентийского общества, которое было очень набожным. В ней находилась известнейшая и особо почитаемая флорентийцами икона «Св. Мадонна-дель-Пополо», которая была написана написанная в начале XIII века.

Фрески капеллы Бранкаччи своим появлением обязаны Феличе Бранкаччи. Феличе был потомком основателя капеллы и являлся довольно влиятельным государственным деятелем Флоренции. Помимо этого, он был соперником Козимо Медичи (Старшего), который также занимался политикой.

Бранкаччи примерно в 1422 году заказал художникам Мазаччо и Мазолино сделать фрески в его фамильной часовне в церкви Кармине. Капелла находилась в правом трансепте (поперечном нефе) церкви.

В 1423 году Мазолино приступил к работе и провел первый этап художественной росписи. Он создал фрески люнетов (часть стены, ограниченная полукругом), которые, к сожалению, до настоящего времени не сохранились. Также он расписал свод капеллы Бранкаччи, а после этого покинул Флоренцию.

Продолжение росписи

В середине 1427 года Мазолино вернулся и возобновил свою работу над капеллой. Предполагается, что его напарник Мазаччо во время отсутствия Мазолино занимался росписью часовни, тем не менее документальных подтверждений этой версии нет.

Однако в 1436 году вернулся из трехлетней ссылки, и роспись капеллы Бранкаччи Мазаччо и Мазолино прервали. Самого заказчика Козимо Медичи в 1735 году заключил в тюрьму близ города Каподистрия (Словения) на 10-летний срок. Помимо этого, Феличе Бранкаччи был объявлен мятежником, в связи с чем все его имущество было конфисковано.

Завершение работы

Только в 1480 году художник продолжил роспись фреской капеллы Бранкаччи, Мазаччо и Мазолино больше над ней не трудились. Благодаря кропотливой работе Липпи над фресками получилось сохранить стилистику предыдущих мастеров. Существует легенда о том, что Липпи захотел стать художником после того, как в детстве увидел фрески в этой часовне.

Капелла была в собственности у рода Бранкаччи более 400 лет, вплоть до августа 1780 года, когда влиятельный маркиз Рикорди заключил договор на выкуп патронажа часовни. Фрески неоднократно реставрировались, первая реставрация случилась в XVIII веке. В 1771 году в церкви произошел пожар, и фрески были повреждены копотью. Однако реставраторам удалось восстановить средневековый шедевр.

В середине и конце XX века были проведены последние масштабные реставрационные работы, которые коснулись не только фресок, но и архитектуры капеллы Бранкаччи. Был реконструирован бифорий (стрельчатое двустворчатое окно), который находился за алтарем, и входная ведущая в капеллу, была переделана из стреловидной в полукруглую. По свидетельствам очевидцев, капелла и сама церковь раньше более были приближены к готическому стилю.

Описание фресок

Тематика фресок, по желанию заказчика, в основном касалась жизни апостола Петра, а также первородного греха. Фрески находятся на задней и боковых стенах капеллы в два ряда, третий ряд был утрачен. Под фресками расположена панель, которая имитирует мраморную облицовку.

До настоящего времени удалось сохранить 12 сцен, половина из которых были созданы Мазаччо практически полностью либо при помощи Мазолино. Начинается серия фресок с «Грехопадения», далее следует «Изгнание из Рая». Продолжают серию фреска «Чудо с сатиром» (на которой, предположительно, художники изобразили своего заказчика), затем идут работы, которые называются:

  • «Проповедь Петра 3 тысячам»;
  • «Крещение Петром неофитов»;
  • «Исцеление Петром калеки»;
  • «Воскрешение Тафивы»;
  • «Воскрешение сына Теофила»;
  • «Распятие Петра и спор Петра с Симоном Волхвом»;
  • «Петр, исцеляющий больных своей тенью»;
  • «Петр, распределяющий имущество общины между бедными»;
  • «Ангел освобождает Петра из темницы»;
  • «Павел навещает Петра в темнице».

Роспись была выполнена в очень реалистичном стиле для того времени. Фрески капеллы Бранкаччи во Флоренции были одними из первых подобных живописных новшеств. Они буквально потрясли людей, которые до того момента ничего подобного не видели.

Образец стиля

Важно отметить, что фрески капеллы Бранкаччи являются шедевром живописи эпохи Возрождения. Они отличаются четкостью и точностью линий, особой реалистичностью персонажей и передачей их настроения и характера. Жизнь Мазаччо была очень короткой, он прожил всего 27 лет, и это произведение стало главным для него.

Эти фрески, благодаря примененной новой технике изображения, а именно воздушной и линейной перспективе, моментально оказались объектом для подражания. Они стали называться основой (фундаментом) для всей живописи эпохи Ренессанса.

Считается, что именно эти фрески послужили ориентиром для большинства великих художников и скульпторов того времени. Например, такие мастера, как Леонардо да Винчи, Сандро Ботичелли, Микеланджело Буанаротти и Рафаэль Урбинский именно здесь перенимали художественный опыт, который позже использовали в своих гениальных произведениях.

Фрески в капелле Бранкаччи являются настоящим художественным шедевром эпохи Возрождения, который удалось сберечь до нашего времени. Если вы приедете во Флоренцию, после посещения ее многочисленных достопримечательностей обязательно зайдите в эту капеллу. Вы будете поражены красотой и энергетикой этого уникального места.

Капелла Бранкаччи – часовня в церкви Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, знаменитая своими стенными росписями эпохи раннего Ренессанса.

Фрески Мазаччо в капелле Бранкаччи совершили революцию в европейском изобразительном искусстве и предопределили вектор его развития на несколько столетий вперёд.

История создания

В 1367 году Пьеро ди Пьювичезе Бранкаччи приказал возвести в еще строящейся церкви Санта-Мария-дель-Кармине фамильную капеллу . На протяжении четырехсот лет капелла принадлежала роду Бранкаччи. Самым известным ее покровителем был выдающийся государственный деятель Феличе де Микеле Бранкаччи.


В 1422 году Бранкаччи сделал заказ росписи капеллы известному мастеру того времени Мазолино да Паникале и пока мало кому известному молодому юноше Мазаччо. Тема для фресок, а именно первородный грех и проповедь святого Петра, была обозначена самим Бранкаччи. Выбор художников оказался столь удачным, что имя Бранкаччи навсегда связали с высшими достижениями в искусстве Италии.

Мазолино и Мазаччо приступили к работе, разделив между собой разные эпизоды из жизни святого Петра. Однако уже вскоре стало понятно, что стили Мазаччо и Мазолино совершенно разные.

Так, фреска «Изгнание Адама и Евы из рая » поражает своей силой и остротой чувств, которые вложил в нее Мазаччо. Если Мазолино вписал Адама и Еву с максимальной мягкостью, то у Мазаччо они выражают бесконечное отчаяние: Адам, прикрывший лицо руками, и Ева в рыданиях, с искаженным от крика ртом.


В 1436 году Бранкаччи объявляют врагом государства. Работа в капелле полностью приостанавливается.

Через полвека цикл фресок были дописаны талантливым мастером – Филиппино Липпи, которого смело можно назвать духовным наследником Мазаччо. Фрески, наконец, получили свое заслуженное признание.

В 1171 году в церкви Санта-Мария-дель-Кармине случился серьезный пожар, который уничтожил практически все ее убранство. Но, к счастью, капелла не пострадала.

Художественные достоинства

Фрески Мазаччо в часовне Бранкаччи считаются шедевром ренессансной живописи, их отличают чёткость линий, жизненная конкретность в изображении персонажей и способность проникать в характеры изображаемых лиц.

Кроме того, великий Мазаччо прожил всего 27 лет, и именно этот цикл остался его главным произведением.

Важным достоинством работ Мазаччо стало то, что он обратил особое внимание на достоверную анатомию своих персонажей, применив полученные им знания из античной скульптуры - поэтому его люди кажутся обладающими реальными, массивными телами.

Кроме того, он помещает свои фрески в реальное архитектурное окружение, обращая внимание на расположение окна в капелле, и написав предметы так, будто они освещаются из этого источника света.

Поэтому они кажутся трехмерными: этот объем передан посредством мощной светотеневой моделировки. Вдобавок, люди соотнесены по масштабу с пейзажным фоном, который также написан с учетом световоздушной перспективы.

Основной темой фресок, по рекомендации заказчика, стало житие апостола Петра и первородный грех. Фрески расположены в два ряда по боковым и задней стенам капеллы (третий ряд люнет утрачен). По низу расположена панель, подражавшая мраморной облицовке.

Микелино да Безоццо «Обручение св. Екатерины»

Это картина, также написанная в1420-е годы, пример стиля интернациональная готика, по сравнению с которым реалистичность фресок в капелле Бранкаччи стала настоящим потрясением.

Сцены Мазаччо

Всего сохранилось двенадцать сцен, шесть из которых полностью, или почти полностью, написаны Мазаччо.

  • «Грехопадения» Адама и Евы
  • «Изгнанием из Рая»
  • «Чудо со статиром»
  • «Проповедь Петра трем тысячам»
  • «Крещение Петром неофитов»
  • «Исцеление Петром калеки»
  • «Воскрешение Тавифы»
  • «Павелнавещает Петра в темнице»
  • «Воскрешение сына Теофила»
  • «Пётр, исцеляющий больных своей тенью»
  • «Пётр, распределяющий имущество общины между бедными»
  • «Распятие Петра и спор Петра с СимономВолхвом»
  • «Ангел освобождает Петра из темницы».