Как выглядит политехнический музей снаружи. Политех на вднх. История строительства Политеха

Пока историческое здание Политехнического музея закрыто на реконструкцию, на территории ВДНХ работает временная экспозиция музея. Мы назвали ее «Россия делает сама». Здесь можно узнать о легендарных российских ученых прошлого и настоящего, знаменитых и малоизвестных научных и технических разработках разных лет, поучаствовать в настоящих экспериментах. Над созданием экспозиции работали ученые, журналисты, дизайнеры, художники из разных городов нашей страны.

Время работы экспозиции:

ВТ–ПТ: 11:00–19:00
СБ–ВС: 11:00–21:00
ПН: выходной день
Кассы и гардероб закрываются за час до окончания работы экспозиции.
Последняя среда нечетного месяца ー санитарный день.

Стоимость билетов:

  • Взрослые ー 350 рублей в будние дни, 400 рублей в выходные дни
  • Дети до 16 лет ー бесплатно

Дети до 14 лет проходят на экспозицию только в сопровождении взрослых.
К оплате принимаются банковские карты.
Чтобы получить льготный или бесплатный билет, пожалуйста, покажите кассиру документ, подтверждающий льготы.

Льготные билеты:

  • Пенсионеры ー 150 рублей в будние дни, 200 рублей в выходные дни
  • Студенты ВУЗов ー 200 рублей в будние дни, 250 рублей в выходные дни (при себе необходимо иметь студенческий билет или карту ISIC/ITIC/IYTC)

Бесплатные билеты:

  • Герои Советского Союза и России, полные кавалеры Ордена Славы
  • Инвалиды, участники Великой Отечественной войны
  • Сотрудники государственных музеев РФ и члены ICOM
  • Многодетные семьи.

Стоимость экскурсий:

  • индивидуальная группа 1–5 человек – от 2800 руб.;
  • индивидуальная группа 6–12 человек – 5400 руб.;
  • школьная группа 5–7 человек – 2200 руб.;
  • школьная группа 8–12 человек – от 3600 руб.;
  • детский день рождения 8−12 человек – 14800 руб.

Экскурсии

Обзорная экскурсия

Интересно будет детям и взрослым, причем как новичкам, так и тем, кто уже был в музее и теперь хочет подробнее изучить экспозицию.

Экскурсия поможет сформировать целостное представление о ключевых достижениях советской, российской и мировой науки и поразмышлять о неочевидных взаимосвязях технических, естественных и гуманитарных наук. Вы узнаете о семи важных для современной науки темах, каждой из которых посвящен отдельный зал.

– это рассказ о самых амбициозных проектах по использованию ядерной энергии и одновременно о страшных последствиях ядерной войны. – как люди «приручали» молнию и что такое «Токамак». – о невидимых, но вполне ощутимых электромагнитных волнах. – о голограммах, неотличимых от реальных предметов. – о том, какие идеи ученые позаимствовали у природы. – о точных математических расчетах и первых роботах. – о том, как мечта о полете в космос стала реальностью.

Заказывая экскурсию, вы можете назвать наиболее интересные вам темы, и экскурсовод остановится на них подробнее.

Экскурсия «4 силы в природе»

Будет интересна старшеклассникам, плутающим в дебрях школьного курса физики и желающим соотнести теоретические знания с тем, что можно увидеть собственными глазами.

В мире действуют всего четыре силы, и в рамках этих четырех взаимодействий можно описать все явления природы, будь то падение яблока, взрыв сверхновой звезды, прыжок пингвина в воду или радиоактивный распад вещества. Это гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное взаимодействия.

Гравитационная сила, например, самая слабая из всех, но радиус ее действия бесконечен. У электромагнитной силы, являющейся сочетанием электрического и магнитного полей, тоже бесконечный радиус действия. Кроме сильного ядерного взаимодействия, открывшего нам атомную бомбу и атомные электростанции, известно и слабое ядерное взаимодействие. Яркий пример - это радиоактивный распад: зная время распада, можно определять возраст самых разных объектов из далекого прошлого. Иначе как бы еще ученые узнали, в какую эпоху жили динозавры?

Человечество постепенно осваивает и использует четыре силы в своих целях. В ходе экскурсии ребята узнают, где эти силы нам помогают, а где их приходится преодолевать.

Экскурсия «Бионика»

Будет интересна ученикам младших и средних классов вне зависимости от тяги к естественнонаучному или гуманитарному знанию.

В природе все идеально рассчитано. Она разумна, рациональна и изобретательна, поэтому ученые и инженеры всего мира пытаются заимствовать действующие в ней принципы. А какие технологии, придуманные природой, использует человек?

Изучением природного электричества - молний - ученые начали заниматься очень давно. Со временем смогли получить свою искусственную молнию – электрический разряд. Радиолокация, основанная на принципе отражения волн, родилась из наблюдения за поведением некоторых животных. Например, бабочки, летучие мыши, дельфины используют ультразвук, чтобы ориентироваться в пространстве и облетать препятствия. Ультразвуковые датчики в машинах хранят автомобиль от удара о бордюр при парковке и предупреждают водителя о наличии машины в «слепой зоне».

Даже способы перемещения в пространстве мы все время подсматриваем у природы: самолеты похожи на птиц, подводные лодки - на рыб. Принцип реактивного движения ракет - и тот взят у медузы, которая сокращением мускулов выталкивает из-под своего колоколообразного тела воду и получает толчок в обратном направлении. Подсказками природы человек пользуется и в быту: идея липучки для одежды, например, позаимствована у репейника.

В ходе экскурсии ребята узнают, какими еще открытиями и изобретениями человечество обязано наблюдению за природой.

Экскурсия Изобретения и изобретатели

На экскурсии посетители откроют для себя неизвестные ранее факты из жизни известных изобретателей, проникнут в ход их мыслей и вместе с ними пройдут путь от первых идей до воплощения изобретений в жизнь.Технические подробности останутся за рамками экскурсии, а в центре внимания окажутся личные истории, переживания, неожиданные повороты событий и судьбы. Экскурсанты выяснят, что изобретение Льва Термена было не просто новым музыкальным инструментом, но еще и кремлевской сигнализацией, откроют для себя трагическую историю Георга Рихмана и узнают первые слова, переданные Александром Поповым по радио.

Специальные программы

Лаборатория голографии

Политехнический музей приглашает в в павильоне №26 на ВДНХ. Посетителей экспозиции «Россия делает сама» ждет увлекательный эксперимент по созданию трехмерных изображений.

По выходным в лаборатории смогут заниматься дети старше 9 лет, их родители и взрослые, заинтересованные этой темой. На занятии посетители познакомятся с историей и методом технологии, а затем научатся делать голограммы самостоятельно.

Занятия проводятся по средам и субботам с 12:00 до 18:00, каждое занимает 30–40 минут.

В другие дни проведение занятий возможно только по предварительной записи по телефону: +7 (495) 780−60−27.

Обратите внимание, что занятие проводится для группы не более 6 человек.

Посещение лаборатории голографии оплачивается дополнительно к входу экспозиции «Россия делает сама». Для взрослых общий билет на экспозицию и в новую лабораторию стоит 700 рублей, детский билет в лабораторию голографии – 500 рублей.

Цель - Марс

Школьники познакомятся с историей развития космонавтики, текущим положением дел и перспективами освоения космоса. Мы поговорим о невесомости, гравитации, вакууме, космическом излучении и об условиях жизни в космическом пространстве. Выслушаем идеи о том, как построить колонию на Марсе, поспорим о встречах с инопланетянами и помечтаем о полетах к другим звездным системам.

Участники занятия увидят макет ракетоплана Циолковского, скафандр для выхода в открытый космос, некоторые предметы быта со станции «Мир» и космическую оранжерею, в которой растения выращивают по специальной технологии. В период созревания урожая самые смелые ребята смогут попробовать овощи из нашей оранжереи.

Возраст: 12 – 16 лет.

Лаборатория биохакинга

Политехнический музей приглашает детей от 6 лет, их родителей и заинтересованных взрослых на занятия в . На занятии «Молекулярный парфюмер» мы узнаем, что такое запахи, почему они нас так волнуют и правда ли, что мы выбираем друзей и любимых по запаху. А главное – научимся «ловить» запахи в пробирку и смешивать из них самые настоящие духи. На занятие можно приносить специи, а также сильно пахнущие фрукты (например, цитрусовые) и полевые цветы, из которых вы хотите получить запах.

Обратите внимание: детей от 6 до 8 лет мы ждем непременно в сопровождении взрослых, отдельный билет для взрослого покупать не надо. Дети от 8 лет могут приходить без родителей, а если кто-то из взрослых все равно хочет присутствовать, ему потребуется билет.

Внимание! Занятия проводятся только по предварительной записи для групп от 5 до 12 человек. Чтобы записаться, пожалуйста, оставьте заявку на сайте, и мы свяжемся с вами по телефону.

«Сепулька. Версия 2.0» (9−15 лет)

Предлагаем ученикам средней школы занятия по конструированию из LEGO! В программе циклы по 4 занятия, на которых ученикам предстоит сконструировать свою версию наиболее популярных экспонатов музея.

Первый цикл посвящен всеми любимому роботу Сепульке. Мы подарим ему вторую жизнь при помощи конструктора Lego Technic и заодно познакомимся с основами инженерного проектирования, механики, геометрии и черчения. В конце цикла мы соберем действующую модель на радиоуправлении, причем ученики смогут не только воспользоваться нашей инструкцией, но и предложить свои варианты сборки.

Периодически мы проводим и второй цикл занятий, следите за анонсами. Мы спроектируем современный вариант стопоходящей машины Чебышева, изучим лямбда-механизм и другие способы преобразования вращательного движения.

Обе модели уникальны и разработаны преподавателем с чистого листа.

«Атомная энергетика: за или против» (10–11 класс)

Признать, что в науке существуют вопросы, не имеющие однозначного ответа, необходимо, чтобы избежать ошибок, цена которых может оказаться для человечества слишком высокой. Вот и мы не будем настаивать на том, что есть правильная точка зрения, а есть – неправильная.

Это занятие разработано специально для учащихся 10−11 классов специализированных школ с углубленным изучением физики. Занятие для старшеклассников «Атомная энергетика: за или против» мы изначально задумывали в дискуссионном формате, и проводится оно одновременно двумя экскурсоводами.

– Экскурсовод расскажет, как протекает цепная реакция, как можно контролировать этот процесс и использовать его для получения энергии, опишет и покажет конструкцию и принцип работы ядерного реактора.

– Затем они рассчитают, на какой период хватит запасов урана при условии, что все население Земли будет обеспечено электричеством.

– А после разделятся на группы для ролевой дискуссии – одна группа выступит в поддержку использования и развития атомной энергетики, а вторая – против.

«На урок без портфеля» (1–4 класс)

Прекрасно было бы, если бы школьные знания сами запрыгивали в голову, а любая теория сразу проверялась на практике! О такой школе можно только мечтать – одинаково любимыми в ней были бы все предметы: и математика, и биология, и музыка. А ведь в Политехе есть все, чтобы сделать обучение самым увлекательным и веселым занятием на свете! На музейном «уроке без портфеля» будет и музыка (узнаем все о терменвоксе), и информатика (разберемся, как работает гидрокомпьютер), и биология (выясним, чем природа помогла изобретателям). Плюс масса интересного о роботах, о том, как приручить молнию и можно ли жить на других планетах.


Продолжительность занятия – до 1 часа 30 минут.

«Школа без парты» (4–6 класс)

… и тогда великий Архимед воскликнул: «Эврика!» (что в переводе с греческого значит: «Нашел!»).

Красивая легенда о том, как Архимед открыл свой знаменитый закон, известна всем, даже школьникам. Но только взрослые понимают, что в реальности путь к научному открытию оказывается куда дольше и сложнее. А начинается он всегда с простого вопроса: «Почему?».

У школьников множество вопросов об окружающем мире, а энергии, любопытства и желания экспериментировать – еще больше. Именно таких любознательных и активных учеников ждет Политехнический музей на своей интерактивной экскурсии «Школа без парты».

Мы расскажем ребятам о том, как появилась идея реактивного движения, каким образом ученые научились использовать магнитные поля и почему листья на деревьях становятся желтыми. Ну, а кроме того - побываем в лаборатории голографии, узнаем историю изобретения голограммы, а в конце программы каждый школьник получит голограмму в подарок.
Но не будем раскрывать все секреты сразу. Приходите и удивляйтесь!

Предварительная запись обязательна (подробности по телефону: +7 495 780−60−27.

Продолжительность занятий: до 1 часа 30 минут.

Вступай в игру! (1−4 класс)

Весной территория Политехнического музея превратится в поле для игры. Казалось бы, бросай кубик, двигайся вперед, выполняй задания и ты сможешь прийти к финишу первым. Но все не так просто. Политех ломает привычные правила: ты не выберешься из игры, пока вся команда не наберет нужный вес. Вес чего? Об этом, конечно, можно узнать только в самом конце.

Необычные научные задания, эксперименты, измерения, вычисления - вот что ждет участников в музее. Хороший повод повторить математику, расширить знания об окружающем мире, немного заглянуть в физику, а главное - поиграть и поработать всем классом.

Программа подходит для проведения выпускного из начальной школы.
Длительность программы: 1 час 15 минут.

День рождения в Политехе

Поиск интересных идей для детского праздника – то, с чем сталкиваются все родители: кафе и клоуны рано или поздно надоедают, а день рождения-то каждый год! Требуются новые варианты, желательно – лучше прежних. Приходите праздновать день рождения в Политехнический музей, это точно будет увлекательно, да еще и познавательно. Нет, мы всецело за право детей расслабиться и не учиться 24 часа в сутки все 365 дней в году. Но вдруг именно в результате дня рождения в Политехе ребенок почувствует тягу к науке и сделает первый шаг на пути к будущей Нобелевской премии? Неплохой итог, что скажете?

Мы разработали и , которое именинник сможет торжественно вручить гостям.

Стоимость дня рождения в Политехе для группы до 12 человек – 14 800 рублей.

При желании за дополнительную плату можно организовать чаепитие в кафе 26 павильона.

Чтобы заказать день рождения или задать любые вопросы, звоните: +7 495 780−60−27.

Заказать экскурсию можно через форму на сайте или позвонив по телефону +7 495 780−60−27. Если вы делаете онлайн-заказ, пожалуйста, дождитесь, когда ваше бронирование подтвердят сотрудники музея. Оплатить экскурсию можно онлайн или на кассе музея. Пожалуйста, предупредите нас, если хотите послушать экскурсию на английском языке.

Каждый месяц мы проводим 10 бесплатных экскурсий для посетителей с инвалидностью, детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей и других посетителей, нуждающихся в социальной поддержке.

Чтобы заказать бесплатную экскурсию, пожалуйста, позвоните нам по телефону +7 495 780−60−27 и расскажите о вашей группе. Мы подберем для вас программу и время посещения.

Политехнический музей находится в центре Москвы, на Новой площади. Музей был создан благодаря инициативе участников Общества любителей естествознания, этнографии и антропологии, сразу после прошедшей в 1872 году Политехнической выставки. Экспонаты выставки составили основу фондов нового музея. Активное участие в создании музея приняли члены этого общества, профессора Московского университета Г.Е.Щуровский и А.П.Богданов.

Московская городская Дума выделила в 1871 году участок для строительства музея в Лубянском проезде. Позже здание музея оказалось на Лубянской площади. Это произошло после сноса здания Императорского общества. На месте снесенного здания была построена северная часть здания музея.

Открыт музей был во временном здании в 1872 году. В 1877 году была построена центральная часть здания музея. Проект выполнил архитектор Монигетти. Руководил постройкой здания Н. А. Шохин. Южное крыло Политехнического музея было построено архитектором Шохиным в 1883 году, в 1896 году построили правое крыло здания, а северный корпус построили в 1903 – 1907 годах по проекту Макаева. Все строительство здания Политехнического музея продолжалось около тридцати лет.

Политехнический музей – один из старейших в мире научно-технических музеев. Сегодня это крупнейший музей России, в котором представлено больше 190 тысяч экспонатов, 150 коллекций по различным областям научных знаний и техники. Экспозиции музея поясняют принцип действия разных технических приспособлений, рассказывают об истории технических изобретений и изобретателях. В библиотеке Политехнического музея хранится более 3 миллионов книг и изданий.

В Лектории Политехнического музея выступали Бунин, Бурлюк и Маяковский. Бурлили диспуты о путях развития культуры. В 1918 году в Лектории выступали Хлебников и Есенин, Белый, Мариенгоф и Брюсов. В тридцатые годы поэтические традиции продолжили Заболоцкий, Багрицкий и Твардовский. В период «оттепели» шестидесятых в Политехническом выступали Вознесенский, Окуджава, Рождественский и др.

В Политехническом музее выступали всемирно известные ученые: Нобелевский лауреат Мечников, академики Ферсман, Зелинский, Вавилов. Здесь, в 1934 году выступал Нильс Бор с лекцией «Строение атомного ядра».

В наше время в знаменитом Лектории кипит научно-просветительская и общественно-политическая деятельность. Большая Аудитория Лектория построена по типу амфитеатра и вмещает 520 зрителей. Именно здесь проводятся все ответственные, знаковые для Политехнического музея события.

В 2011 году в Лектории Политехнического проходят лекции Открытого университета «Сколково». Работает книжный магазин "Циолковский".

Политехнический музей (Политех) по адресу , дом 3/4 является одним из первых научно-технических музеев планеты. Он был создан на основе экспонатов Политехнической выставки, проводившейся в городе Москве в 1872 году.

Сегодня главное здание Политехнического музея находится на реконструкции. Обновленный музей откроет свои двери в 2018 году.

Фото 1. Здание Политехнического музея на Новой площади, 3/4

История строительства Политеха

Возведение здания музея стало возможным благодаря тому, что в 1871 году Городская дума выделила на эти цели 500 тысяч рублей, а также передала участок земли в , 4. Непосредственно у Политехнический музей оказался в 1966 году, когда со стороны одного из его фасадов был снесен «дом Шипова» (он же - «Шиповская крепость), в котором располагалось до революции Императорское Человеколюбивое Общество.

Впервые экспозиция музея была представлена в 1872 году на , где она проходила во временно устроенном здании.


В 1877 году архитектором Ипполитом Антоновичем Монигетти был завершен проект центральной части нового музейного здания на нынешней Новой площади, 3/4. Строительными работами руководил архитектор Николай Александрович Шохин.

Южная часть Политехнического музея в Москве, в которой располагались также Лубянско-Ильинские торговые ряды, построили по проекту архитектора Николая Александровича Шохина спустя шесть лет - в 1883 году (строительные работы велись под руководством зодчих и его помощника ).


Северный корпус возвели в период с 1903 по 1907 годы. Проект был составлен архитектором Георгием Ивановичем Макаевым, а работами руководили Василий Иванович Ерамишанцев и .

Политехнический музей - это 190 тысяч предметов, порядка 150 коллекций различных тематик, а его библиотека насчитывает около 3,5 миллионов книжных и печатных изданий.


Некоторые исторические факты

  • основа первой экспозиции - экспонаты Всероссийской Политехнической выставки, приуроченной к 200-летию рождения императора Петра I;
  • изначальное предназначение музейного комплекса - музей прикладных знаний. Его первая экспозиция насчитывала 9 отделов, рассказывающих о достижениях России в области прикладных наук, среди которых физика, химия, зодчество и др.;
  • в здании музея в 1907 году была открыта Большая аудитория, ставшая главной публичной площадкой города Москвы. Именно там проводили публичные научные опыты, читали лекции, проводили диспуты, различные литературные вечера. В разные годы здесь выступали ученые Нильс Бор, Константин Тимирязев, Илья Мечников, а также представители творческой интеллигенции Александр Блок, Булат Окуджава, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко и многие другие;
  • в годы Первой Мировой в здании на Новой площади, 3/4 были оборудованы лазареты для раненых солдат и офицерских чинов, функционировал рентгенологический кабинет, в котором проходили обследование больные всех московских больниц;
  • в Центральный институт политехнических знаний музей переименовали в 1919 году. Главным в его деятельности считалось проведение различных научных исследований, а также распространение в Стране Советов научных знаний и открытий в популярном для населения формате;

Политехнический Музей

Московский Политехнический музей по праву считается главным музеем России, представляющим историю отечественной науки и техники. Богатая музейная коллекция, насчитывающая более 100 тыс. экспонатов, охватывает все области знания: физику, химию, биологию, автоматику, метрологию, вычислительную технику, металлургию, энергетику, транспорт, космонавтику, минерально-сырьевые ресурсы Земли и пр. Многие собрания уникальны. Например, коллекция микроскопов одна из крупнейших в мире, в ней насчитывается около 1000 образцов, от первых однолинзовых «мушиных» до электронных микроскопов XX в. Кроме того, в Политехническом собрана обширная научно-техническая библиотека, включающая фонд редких изданий, работает Центральный лекторий знаменитая Большая аудитория, не раз становившаяся трибуной для главных действующих лиц российской истории и культуры

Политехнический музей в Москве – национальный музей истории науки и техники, один из старейших научно-технических музеев мира. На протяжении своего более чем 137-летнего существования он не раз становился свидетелем важнейших исторических и политических событий российской жизни, фундаментальных научных открытий, встреч с замечательными людьми. Политехнический сегодня – это большой научный комплекс, в который наряду с богатой музейной коллекцией, насчитывающей более 100 тыс. единиц, входит обширная научно-техническая библиотека и Центральный лекторий. В многочисленных залах музея развернуты экспозиции по автоматике, метрологии, вычислительной технике, физике, химии, минерально-сырьевым ресурсам Земли, металлургии, энергетике, транспорту, космонавтике и другим отраслям знания.

Политехнический музей – первое публичное учреждение в России, которое изначально создавалось для популяризации научно-технических знаний среди широких слоев населения. Идея его возникновения родилась в 60-е гг. XIX века, в эпоху реформ Александра II, когда в результате проводившихся в стране преобразований наступила некоторая либерализация общественной жизни, позволившая развернуть свою деятельность многим научным сообществам.

В 1863 г. при Московском университете было учреждено Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Главной задачей его основатели ставили не только содействие науке, но и распространение среди населения естественно-научных знаний. Они выступили с инициативой создания в Москве доступного просветительского музея, призванного «служить для народа наглядною техническою школой по всем отраслям промышленности и по приложению к ним науки», «содействовать распространению сведений между недостаточно образованными классами» (Соловьев, 1872, с. 134).

Для начала было решено провести в Москве Политехническую выставку, которая бы ознакомила российскую общественность с наиболее передовыми научными и техническими идеями, самые же интересные экспонаты составили основу будущих музейных коллекций. Эта идея встретила горячую поддержку со стороны властей и предпринимательских кругов Москвы. Проведение выставки приурочили к 200-летию со дня рождения Петра Великого, чтобы обеспечить ей покровительство со стороны царствующего дома.

Летом 1872 г. в самом центре Москвы, как было записано в программе, «в Кремле и около него, под умолкнувшими бойницами древней защиты выставились произведения труда». Общая площадь павильонов, занявших территорию Манежа, Александровского сада и набережной Москвы (вдоль Кремлевской стены до Москворецкого моста), составила 20 га. В них разместили свою продукцию около 10 тыс. отечественных и 2 тыс. зарубежных экспонентов. Посетителями выставки стали 750 тыс. человек, что превысило все тогдашнее население Москвы.

Выставка имела грандиозный успех. Она стала ярким событием не только российской, но и международной жизни. После ее закрытия Комитет отобрал наиболее интересные экспонаты для открывающегося Музея прикладных знаний – будущего Политехнического музея.

«…дворцом смотрит и не лишено оригинальности»

Землю под строительство музея в самом центре Москвы, на Лубянской площади, пожертвовала Московская городская Дума. Здание, проект которого составил известный архитектор И. А. Монигетти, стало одним из первых в России зданий общественного назначения, отделка которого выполнена в «русском стиле». «Пышно, красиво, дворцом смотрит и не лишено оригинальности…», – так восторженно отозвался о его фасаде искусствовед В. В. Стасов.

Строительство музейного здания в общей сложности продолжалось 32 года, вплоть до 1907 г., когда был закончен последний корпус с Большой аудиторией. Однако двери для посетителей Политехнический открыл уже 12 декабря 1872 г. (во временном помещении на Пречистенке). Этот день и считается официальной датой открытия музея.

Первая экспозиция состояла из девяти отделов: технического, прикладной физики, прикладной зоологии, сельскохозяйственного, архитектурного, учебного, торгового мореходства, турке-станского, почтовой техники. С самого начала руководство музея придавало большое значение разъяснению коллекций, проведению разного рода курсов и лекций, на которые могли прийти все желающие. Очень быстро Политехнический обрел популярность.

Руководителями отделов и научных лабораторий музея были многие замечательные ученые: А. С. Владимирский, А. Г. Столетов, К. А. Тимирязев, Н. Е. Жуковский и др. Именно здесь, в Политехническом, впервые загорелась «электрическая свеча» Яблочкова и лампа накаливания Лодыгина, здесь проводились эксперименты по передаче звука на расстоянии под руководством П. М. Голубицкого, Жуковский докладывал о «новых исследованиях о летании», здесь обсуждался вопрос об освоении Северного Морского пути.

После «разгрома» в 1911 г. Московского университета многие ученые, вынужденные его покинуть, смогли продолжить свою научную и лекционную работу в Политехническом музее. Среди них К. А. Тимирязев, П. Н. Лебедев, В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Д. Зелинский, С. А. Чаплыгин.

Большая аудитория

Новый размах просветительская деятельность музея обрела с открытием в 1906 г. Большой аудитории. Рассчитанная на 900 мест, она была снабжена всем необходимым для проведения публичных лекций и демонстрации опытов. Очень удачной аудитория оказалась и в акустическом плане, так что вскоре она стала главным лекционным залом Москвы.

В ней проводились известные на всю Москву воскресные «объяснения коллекций» музея. Так, в 1907 г. с интересной лекцией здесь выступил молодой физик, создатель электронно-лучевой трубки Б. Л. Розинг, а в 1909 г. Большая аудитория принимала крупнейшего ученого-биолога И. И. Мечникова, вернувшегося из-за границы после присуждения ему Нобелевской премии.

Начало XX в. ознаменовалось расцветом художественных и литературных течений в русском искусстве. Символисты, футуристы, акмеисты, имажинисты, кубисты отстаивали свои убеждения в Политехническом. С трибуны Большой аудитории звучали голоса С. Есенина, В. Хлебникова, И. Северянина, К. Бальмонта, им вторили их оппоненты: И. Бунин, В. Вересаев, М. Горький, А. Серафимович, К. Чуковский. В 1920-е гг. в Политехническом выступали А. Блок, В. Брюсов, В. Маяковский.

Неизменный интерес вызывали словесные баталии на тему «религия и социализм» наркома просвещения А. В. Луначарского и митрополита А. А. Введенского.

Пройдут годы, а Большая аудитория Политехнического, переименованная в середине XX в. в Центральный лекторий, по-прежнему будет собирать полные залы на лекции общества «Знание» и поэтические вечера, став самым узнаваемым символом «хрущевской оттепели». Зачастую она не могла вместить всех желающих послушать стихи молодых поэтов – Е. Евтушенко, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной.

Испытания XX века

Политехнический музей стал и свидетелем, и непосредственным уча­стником многих трагических событий XX в. С началом Первой мировой войны в его аудиториях разместился лазарет, силами сотрудников отдела физики заработал рентгенологический кабинет (его услугами пользовались все московские госпитали и больницы), постоянно проводились благотворительные вечера в помощь жертвам войны.

В годы революции музей оказался ареной бурных политических дебатов: в Большой аудитории проходили митинги и собрания, выступали В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский.

Несмотря на смену политического режима, сотрудникам музея до конца 1920-х гг. удавалось сохранять ту идейную основу, что была заложена еще членами ИОЛЕАиЭ: содействовать науке, просвещать и образовывать. По инициативе работников отдела прикладной физики были проведены две большие выставки: свето- и радиотехническая. В 1921 г. в Политехническом музее обсуждался план ГОЭЛРО в рамках проходящего VIII Всероссийского электротехнического съезда.

Предвестники ЭВМ

Одним из величайших достижений XIX в. в области вычислительной техники стало изобретение арифмометров (от греч. arithmos – «число» и metreo – «измеряю»). Они широко применялись в различных сферах деятельности, оставаясь самыми популярными счетными машинами вплоть до середины следующего столетия.
Политехнический музей располагает внушительной коллекцией механических арифмометров – более 80 образцов. Большая их часть – редкие экземпляры середины XIX – начала XX вв.
Начало коллекции положил арифмометр англичанина Дж. Эдмондзона необычной цилиндрической формы – усовершенствованная версия первого промышленного арифмометра, созданного французским инженером К. Томасом. Одним из наиболее ценных приобретений музея стал арифмометр петербургского инженера В. Т. Однера. Разработанная им модель сыграла ведущую роль в становлении российского счетного машиностроения. Представленный в собрании образец относится к небольшой партии первых промышленных машин, изготовленных на чугуно-меднолитейном заводе «Людвиг Нобель». К настоящему времени сохранилось всего три экземпляра: два находятся в Смитсоновском институте (США), один – в собрании Политехнического музея.


Благодаря многолетней деятельности сотрудников музея удалось достаточно полно представить историю развития механических арифмометров, от первого в мире промышленного арифмометра Томаса до модели «Феликс», завершившей собой эволюцию счетных машин.
В «биографии» многих машин есть интересная «музейная легенда» или мемориальная значимость, повышающие историческую ценность экспоната. Например, арифмометр «Тринкс-Брунсвига», известный своей высокой разрядностью, был приобретен в 1915 г. счетоводными курсами Общества распространения коммерческого образования. Наглядная иллюстрация потребностей дореволюционной России в импортной вычислительной технике! А машина «Оригинал-Однер», принадлежавшая известному мостостроителю Г. К. Евграфову, использовалась для расчета конструкций мостов через р. Москва, в частности метромоста на Воробьевых горах.

Старший научный сотрудник О. А. Ананьева

Радикальные изменения в деятельности музея произошли в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Тогда стартовала новая музейная политика государства, согласно которой музеи должны были стать базой научно-технической пропаганды. К руководству в Политехническом пришли новые люди. Из фондов были изъяты все «идеологически чуждые» экспонаты, и главный технический музей страны стал местом, где демонстрировались достижения социализма. К началу XVII съезда ВКП(б) в 1934 г. все экспозиции музея были в спешном порядке свернуты и на их месте открылась выставка «Наши достижения».

С началом Великой Отечественной войны и до 1943 г. музей был закрыт для посещения. На его базе работали курсы шоферов и радистов, сотрудники музея готовили передвижные выставки, консультировали москвичей, как экономить топливо и электроэнергию.

«Критические точки» русского металлурга

С древнейших времен человек стремился улучшить свойства металла то нагревая, то охлаждая его, но полностью управлять этими процессами он не мог. Только в 60-е гг. XIX в. была установлена взаимосвязь между температурой нагрева, структурой железа и его свойствами. Честь этого основополагающего для металлургии открытия принадлежит русскому инженеру Д. К. Чернову.


В 1866 г. молодой инженер, окончивший Петербургский технологический институт, поступил на Обуховский завод – крупнейший в России центр сталепушечного производства. Занимаясь по долгу службы бракованными деталями, он на протяжении двух лет изучал влияние различных факторов на качество раскаленных стальных слитков. В результате он пришел к выводу о существовании определенных критических точек нагрева, при которых происходит изменение структуры металла и его свойств.
Чернов изложил свои выводы в Записках Русского технического общества. Вокруг них тотчас разгорелись горячие научные споры. Они не утихали на протяжении двадцати лет, пока в 1886 г. известный французский исследователь Ф. Осмонд не подтвердил выводы Чернова, применив только что изобретенный термоэлектрический пирометр Ле-Шателье.


Открытия русского исследователя, опередившие свое время, легли в основу будущего научного металловедения, послужив источником формирования многих современных технологий литья. Как выразился известный французский ученый-металлург А. Портвен, труды Чернова явились «фундаментом для последующего удивительного прогресса в области металлургии стали, для которой вторжение науки оказалось поистине революционным… Столь прекрасная жизнь, получившая мировую оценку, делает великую честь России!»*
Дмитрий Константинович прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Его разносторонние дарования и активная жизненная позиция привлекали к нему людей самых разных профессий. Он состоял в переписке с известными государственными и общественными деятелями, учеными и инженерами из России и зарубежья.
В Отделе письменных источников Политехнического музея хранится личный фонд Чернова. На основе материалов этого фонда было проведено несколько выставок, а к 160-летию ученого, которое отмечалось в 1999 г., в экспозиции музея был открыт раздел, посвященный творчеству этого выдающегося ученого-металлурга.

Старший научный сотрудник С. Г. Морозова
(Политехнический музей, Москва)

После войны, в период восстановления народного хозяйства, в стране остро встал вопрос квалифицированных кадров и современной техники. Группа ученых и общественных деятелей под руководством Президента Академии наук СССР академика С. И. Вавилова выступила с инициативой создания Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний среди широких слоев населения. Так появилось знаменитое общество «Знание», и Политехнический перешел под его управление. Лаборатории и лекционные залы снова стали пристанищем для научной мысли. В 1950-е гг. в Политехническом выступали такие видные популяризаторы науки, как физик А. Ф. Иоффе, геолог Д. И. Щербаков, физиолог Л. А. Орбели, механик И. И. Артоболевский, полярный исследователь О. Ю. Шмидт.

На все важные события в истории науки и техники Политехнический откликался новыми экспозициями и выставками. В 1950-1960-е гг. в музее открылись экспозиции радиоэлектроники и электросвязи, ядерной энергетики, химии полимеров, автоматики, вычислительной техники, космонавтики.

Политические события, произошедшие в конце XX в., заставили по-новому взглянуть на роль музея в жизни российского общества. Перед работниками Политехнического встала непростая задача: не только сохранить накопленное, но и разработать новую «систему координат», которая позволит музею жить и развиваться в новых экономических условиях.

Политехнический сегодня – это главный музей России, представляющий историю отечественной науки и техники. Он живет и развивается, сохраняя традиции просветительства, восприимчивости к новому и глубокого интереса к достижениям науки и техники, заложенные в нем его основателями. Пережив непростой период своей истории, тесно связанной с судьбой Российского государства, и сохранив в своих стенах уникальные коллекции, Политехнический с уверенностью смотрит в будущее.

Литература

Анисимов А. И. Наш Политехнический: Страницы истории. М.: Знание, 1983. 192 с.

Двадцатипятилетие Музея прикладных знаний в Москве. 30-е нояб. 1872 г. – 30-е нояб. 1897 г. // Высочайше утвержд. Комитет по устройству Музея прикл. знаний в Москве. М., 1898. 81 с.

Поздняков Н. Н. Политехнический музей и его научно-просветительская деятельность (1872-1917) // Ист. муз. дела: Сб. ст. Вып. 1. 1957. С. 129-160.

Программа Морского отдела Московской Политехнической выставки. СПб., 1872. 14 с.

Пятидесятилетие Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1863-1913 / Сост. В. В. Богданов. М.: Тип. Тов-ва Рябушинских, 1914. 252 с.

Сквозь призму времени: Политехнический музей вчера, сегодня, завтра / Сост. Я. Д. Барский. М.: Знание, 1987. 176 с.

Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1872. 135 с.

* Albert Portevin. Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921). Очерки из жизни и деятельности, посмертные произведения и избранная переписка. Пг. 1923. С. 25