История происхождения снегурочки. Кто родители Снегурочки? Происхождение Снегурочки. История Снегурочки. Снегурочка - литературный персонаж

Персонаж городского новогоднего фольклора. Помощница и спутница , приходится тому внучкой. В устном народном творчестве героиня изображалась чаще в образе маленькой девочки, но в литературе и современной культуре возраст Снегурочки изменили, сделав ту взрослой девушкой. В таком виде Снегурочка обычно и сопровождает Деда Мороза на праздниках, играя роль посредницы между ним и детьми.

История появления

В русском фольклоре есть сюжет о девочке, которую сделали из снега. Та ожила и получила имя Снегурка или Снежевиночка. В сказке обычно идет речь о крестьянской паре, которая живет вместе в любви до старости, но дети у них так и не появляется. Немолодые уже герои горюют и печалятся по этому поводу. Как-то раз снежной зимой старики выходят из избы и лепят из снега девочку. Снежная фигурка оживает, герои оставляют ту у себя как дочь. В финале сказки Снегурка обычно тает.

Снегурочка в культуре


В 2007 году вышел сиквел знаменитой советской мелодрамы «Ирония судьбы, или С легким паром!» - комедия «Ирония судьбы. Продолжение». В фильме есть эпизод, где главный герой Константин Лукашин, роль которого исполняет актер , сталкивается на лестнице с пьяными Снегурочкой и Дедом Морозом.

Новогодние «персонажи» должны попасть на праздник в соседнюю квартиру, но их состояние этому препятствует. Снегурочка просит Константина о помощи, и тот соглашается изобразить Деда Мороза. Сама Снегурка тоже в «нерабочем» состоянии, поэтому Константин находит замену и для нее. Роль Снегурочки соглашается исполнить героиня Надя.


Позже протрезвевшая парочка «новогодних персонажей» находит Константина спящим в аэропорту, чтобы забрать у того реквизитную шубу Деда Мороза. Самого героя персонажи спящим загружают в такси и отвозят назад - в квартиру Нади, откуда его до этого в том же бессознательном состоянии увезли. Роль Снегурочки в этом фильме играет актриса .

Образ Снегурочки фигурирует и во многих мультфильмах. Во одном из выпусков советского мультипликационного сериала «Ну, погоди!» за 1974 год в костюме Снегурочки предстает Волк, который на пару с Зайцем исполняет знаменитую песню «Расскажи, Снегурочка, где была?»

В 1978 году выходит мультфильм «Дед Мороз и серый волк» по сценарию Владимира Сутеева. Снегурочка появляется там эпизодически. Озвучивает героиню Ольга Громова.

Снегурочка и Дед Мороз - популярные персонажи и неизменные гости любого Нового Года. Герои неизменно веселы и доброжелательны - поздравляют взрослых и дарят подарки малышам. Но история возникновения обряда празднования, как и настоящие роли Мороза и Снегурочки, потрясают воображение своей жестокостью и обилием кровавых подробностей.

Снегурочка и Мороз: скандинавское толкование

По свидетельствам римских летописей, кельтские жрецы - друиды - среди прочих деревьев особенно чтили хвойные (ель, сосна). Зеленым исполинам из священных рощ регулярно подносили дары - еду, цветы, драгоценности и человеческие жертвы. Впрочем, последние - факт неподтвержденный, хотя русская Снегурочка и ее современное толкование считается культурным заимствованием у диких, непросвещенных варягов.

Откуда родом Снегурочка?

Жестокий дух зимы - Старец Севера - требовал почтительного отношения. Девочка-Снегурочка была необходима, чтобы умилостивить божество природы. На роль Снегурки выбиралась либо сирота, либо жребий кидался в пределах поселения. Кто родители Снегурочки - было совершенно неважно.

Традицию жертвоприношения римские историки описали очень красочно и с множеством неаппетитных подробностей - обливание ледяной водой и вспарывание живота юной девушки были обязательными атрибутами кельтских празднований, как и украшения священных елей останками людей.

Особой веры римским летописцам нет, поскольку друиды были известны своим пацифизмом и бережным отношением ко всему живому - деревьям, травам, животным и людям.

Снегурка: славянское толкование

Общие корни народов индоевропейской группы позволяют делать выводы о едином мифологическом пространстве, в свете чего персонажи, герои и основные мотивы сказок и легенд повторяются и переплетаются. Русская Снегурочка - отголосок общей космогонической концепции и частичного культурного заимствования. Персонаж встречается преимущественно в славянских сказках, в Европе подобного образа

Одним из непременных внешних признаков и современных считается корона Снегурочки. по наблюдениям культурологов, восходит к образу пра-Снегурочки - славянского духа Костромы. Сестра Купалы - Кострома - изображалась как девушка в белых одеждах с короной (возможно, та самая корона Снегурочки) на голове и веткой дуба в руке. Встречи и проводы Костромы (олицетворения весны) сопровождались особыми обрядами. Подобно знакомому нам по многочисленным литературным произведениям, Кострома покидала людей - совсем как Снегурочка летом. Сестра Купалы некоторое время была «в силе», а затем «заболевала» и «умирала».

До сих пор неизвестно, как из Костромы получилась девочка-Снегурочка, но именно древнее божество славян лежит в основе современных семейных праздников.

Есть ли семья у Снегурки?

На вопрос «Кто родители Снегурочки?» ответов в мифологии можно найти несколько - Зима и Лада, Весна и Зима - два взаимоисключающих начала.

Без вмешательства потусторонних сил тут, очевидно, не обошлось, но современная легенда о Морозе и его внучке за Снегуркой родителей не признает в принципе.

Где родители Снегурочки? Исходя из древнескандинавского и древнеславянского понимания праздника, родители бы «в шоколаде». Избранной для торжественного жертвоприношения Снегурке была обещана вечная жизнь, а всем ее родным - благоденствие и процветание.

Снегурочка и Дед Мороз: эволюция образов

Традиционный Дед Мороз из русских сказок эволюционировал в доброго старика достаточно долго. Пра-Мороз, он же Морок, был божеством хтоническим, и встречаться с ним не захотелось бы никому.

Властелин снегов и бесконечной зимы, Мороз-Морок был также известен своей любовью к обманам, что сохранилось в многочисленных поговорках языков индоевропейской группы. Любимым развлечением доброго дедушки Морока было сбить путника с толку и завлечь его в болото или чащу, где последний погибал от холода и истощения. Задобрить Морока можно было только особыми подношениями и подарками, которые расставляли за дверью и на обочинах дорог.

Со временем Дед Мороз сильно подобрел и стал не только замораживать, но и одаривать смертных. Этот мотив можно проследить в народных и авторских сказках.

Пара «Снегурочка и Дед Мороз» сложилась значительно позднее - в начале 20 века.

Дед Мороз и Снегурочка: традиционные костюмы

Старик огромного роста в белой меховой шубе, покрытой изморозью - так себе представляли грозного Мороза наши далекие предки. Длинные седые волосы и белая всклокоченная борода с сосульками - непременные признаки властелина зимы. Царством Позвизда-Мороза была зима - в это время года ему и только ему принадлежал весь мир.

Часто на современные празднования Дед приходит с посохом в руке - такой же был и у его прародителя. Одним прикосновением этого могущественного оружия пра-Мороз мог заморозить реки и озера, превратить землю в ледяные равнины и расколоть горы. Под действием артефакта люди и животные превращались в ледяные глыбы, поэтому задобрить божество было жизненно необходимо.

Еще один магический артефакт - пояс, который можно увидеть и у современных Морозов, он выступал своеобразным оберегом.

Со Снегуркой все намного сложнее - непонятно, кто родители Снегурочки, откуда она взялась, и как сложился ее традиционный костюм. Предположительно, белая или голубая шубка девушки говорит о ее «зимнем» происхождении и роднит ее с названым родственником - Дедом Морозом.

Снегурочка: городские легенды и современные "ужастики"

Популярная в мировой сети версия о настоящем происхождении праздника и связанных с ним образов слегка отдает дешевыми фильмами ужасов.

По лучшим голливудским традициям, в роли Снегурочки, по версии популярной городской легенды, выступала юная дева, не знавшая мужчины. Эту несчастную девушку не только выставляли на мороз и обливали ледяной водой, но и впоследствии «украшали» ее останками деревья в ближайшем лесочке. Все эти ритуальные действия приписываются друидам - древним кельтским эко-пацифистам, которым и обижать любое живое существо было не позволено законами.

В подобное осквернение священных рощ и деревьев жрецами культа верится очень слабо. На территорию, где совершались сезонные ритуалы и обряды, посторонние не допускались - тем более маловероятно, что безвестная девица могла находиться в священной роще вплоть до полного оледенения. Да и осквернять мертвечиной древние ели, возраст которых мог насчитывать несколько сотен лет, друиды бы вряд ли стали.

Образ несчастной замерзшей насмерть девушки-Снегурочки - частично заслуга победивших римлян, а частично - обычные страшилки из серии «в черном, черном городе».

«Революционная» Снегурочка из СССР

Со сменой режима новой власти - Советской - понадобились и новые праздники. Католическое рождество с буржуазными атрибутами - толстым Сантой и его эльфами-слугами - показалось партийным деятелям недостаточно идеологически выдержанным.

Национальные традиции малых народов СССР были распространены на относительно небольших территориях, а огромной стране требовался другой праздник - новый, яркий и абсолютно уникальный.

«Кремлевские елки», вошедшие в историю как пример помпезных торжеств для избранных, стали началом легенды о советской Снегурочке, ведь сам по себе строгий старик Дед Мороз очень далек от ребятишек, а многие малыши и сейчас опасаются страшной бороды и необычной одежды новогоднего гостя. Приглашение Снегурочки на детский праздник позволяет сделать торжество более уютным и домашним. На вопрос «Кто родители Снегурочки?» можно ответить однозначно - массовики-затейники и организаторы кремлевских новогодних мероприятий 30-х гг.

Дед Мороз и Снегурочка: как порадовать детей?

Поддержать детскую веру в новогоднее чудо достаточно непросто. Артисты не всегда хотят и могут отрабатывать гонорар, который иногда бывает нескромным, а декорации, наоборот, оставляют желать лучшего.

Для малышей и их родителей большим сюрпризом может стать тот факт, что юная Снегурочка весит добрую сотню килограммов, а от дедушки Мороза пахнет пивом.

Массовые мероприятия - оптимальный выбор, поскольку на таких праздниках есть не только огромная яркая елка, но и самый настоящий Дед Мороз, которой хоть и находится далеко на сцене, но поздравляет всех и сразу.

Еще лучше, если на роль доброго волшебника подрядится отец семейства или другой родственник мужского пола. Так ребятишки гарантированно получат сердечные поздравления, подарки и воспоминания о настоящем новогоднем чуде.

Какими станут любимые

Динамика образов главных героев позволяет строить предположения, основывающиеся на эволюции персонажей. Грозные духи природы за сотни лет превратились из вредителей в помощников и благодетелей, которых ждут в каждом доме. Из маленькой девочки Снегурка превратилась во вполне взрослую девушку, а Дед Мороз из седого злобного старикана - в благообразного старца с проседью.

Смешение образов католического Санты и русского Мороза сегодня приводит к многочисленным смешным путаницам - часто в праздники можно встретить Деда Мороза в шапочке Санта-Клауса или Санту в сопровождении Снегурки.

Возможно, в недалеком будущем эти персонажи настолько сблизятся, что будут полностью взаимозаменяемы. Впрочем, поскольку праздник и подарки приносит каждый из них, это ничуть не обидно.

Не менее приятно будет праздновать Новый год и с Сантой, и со Снегуркой, и с Дедом Морозом - подобные традиции уже сегодня можно наблюдать в некоторых семьях, где есть и католики, и православные.

Елка всегда будет елкой, подарки - подарками, а праздник - праздником, кто бы их ни приносил и кто бы ни желал здоровья, счастья и богатства.

Новогодние Дед Мороз и Снегурочка, а также Санта-Клаус и его эльфы уж точно никого не оставят без подарков и воспоминаний о необычных и веселых праздниках.

6 480

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией «исследователя», и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была «найдена» костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы «древний» обряд, связанный с образом , был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из «древнего» славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались «волхвы»).

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый «карнавал»), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами «снеговик» и «снег», - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Эта симпатичная спутница стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Сюжет пьесы А.Н. Островского существенно отличается от народной сказки. Здесь Снегурочка — дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова. Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Современный облик Снегурочки вобрал в себя отдельные черты художественных версий всех трех мастеров кисти. Она может приходить на елку в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове — так. как увидел ее В.М. Васнецов; в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом, как изобразил ее МЛ. Врубель; или в меховой шубке, которую надел на нее Н.К. Рерих.

История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Деда Мороза. Так рождается особый русский обычай празднования Рождества с участием Деда Мороза и его красивой и умной внучки. Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. А Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у елки хороводы, раздавать подарки.

У русского народа есть своя языческая (т.е. народная) новогодняя Троица - Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. Хотя чаще всего в новогодние дни мы встречаем все-таки Деда Мороза и Снегурочку. Откуда взялась эта снежная внучка? В этом мы попробуем разобраться.

Кострома или Снегурочка?

Первоначально этот образ возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки - внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. Однако, существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит, можно утверждать, что Кострома - не просто родина Снегурочки, она и есть та самая Снегурочка.

Существовал такой весенне-летний обряд «Похороны Костромы», связанный с прощанием с весной и окончанием Русалочьей недели. Ведь недаром Снегурочка состоит, все-таки, из воды.

Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует. Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит её с образом Снегурочки.

Кострома четырежды родина Снегурочки:

- первое рождение - возникновение образа из обряда похорон Костромы, давшее название городу;

- второе рождение Снегурочки - в весенней сказке «Снегурочка» А. Н. Островского, писателя и драматурга, создававшего свои творения на Костромской земле;

- третье рождение - съёмки фильма «Снегурочка» режиссером Павлом Кадочниковым в Берендеевке, лесопарке на территории Костромы.

- четвёртое - воплощение образа в живом человеке, играющем роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.

В Костроме у Снегурочки тоже есть и терем, и гостиная, где она радушно принимает и развлекает своих гостей любого возраста.

Однако существует и мнение, что Кострома никак не связана со Снегурочкой.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома — не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома...) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы).

Снегурочка и Галатея

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов, иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

Снегурочка - литературный персонаж

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867). Славянской Богиней Снегурочку сделал под влиянием исследований А.Н. Афанасьева в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка - персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников. Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра. Н. К. Рерих четыре раза обращался к оформлению пьесы «Снегурочка» на оперной и драматической сценах. Спектакли получили жизнь в театрах Санкт-Петербурга, Лондона, Чикаго, Парижа. Б. М. Кустодиев рисовал эскизы декораций к пьесе «Снегурочка».

Каждое новое осмысление обогащало образ Снегурочки, делая его любимым в народе. Сегодня Снегурочка как сказочный символ может привлекать разные категории туристов: детей, молодежь и взрослых туристов, для которых является любимым образом из детства и даёт возможность отдохнуть от своих проблем.

Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему - до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Вот такая она - история снежной внучки -Снегурочки. В какую версию верить, выбирать вам, уважаемые читатели.

С наступающим новым годом!