Иоанно-предтеченский монастырь в свияжске. Свияжск. Иоанно-Предтеченский монастырь

Казанская еп., в Свияжске. Основан в XVI в. царем Иоанном Грозным. В к. XVIII в. после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 и упраздненный в 1764. В монастыре находилась чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, которая с Фоминой недели в течение двух месяцев носилась по городам и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегалась, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находилась замечательная икона св. Николая Чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест, по древности относилась в XII-XIII вв.
С.В. Булгаков

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

  • - Костромская еп., при с. Железный Борок, в окрестностях г. Буя. Основан в к. XIV в. прп. Иаковом Железноборовским, мощи которого и почивали здесь...

    Русская энциклопедия

  • - Рязанская еп., в окрестностях Рязани, на берегу Оки при с. Окаемове. Построен на берегу р. Прони, в Михайловском у., в XIII в.; возобновлен в 1533; около 1615 перенесен в настоящее место...

    Русская энциклопедия

  • - Тобольская еп., близ Тобольска, при с. Ивановском на Иртыше. Основан в 1653; сначала был мужским; в 1864 обращен в женский. В 1900 был освящен новый храм во имя Святой Троицы...

    Русская энциклопедия

  • - Псковская еп., в Пскове, на берегу р. Великой. Основан в 1243 кн. Евпраксией. Здесь находилась древняя чудотворная икона Спасителя. Здесь же гробницы кнн. Евпраксии и Марфы, внучки св. Александра Невского...

    Русская энциклопедия

  • - Астраханская еп., в Астрахани. Основан в 1688 митр. Астраханским Савватием; в 1723 упразднен; в 1727 восстановлен. В монастыре находилась особо чтимая икона Иоанна Крестителя...

    Русская энциклопедия

  • - См.: КОЗЕЛЬСКАЯ ОПТИНА ВВЕДЕНСКАЯ пустынь...

    Русская энциклопедия

  • - Полтавская еп., близ г. Золотоноши, в местности Красная Горка. Основан в 1789 на месте мужского монастыря, существовавшего с XVII в. и упраздненного в 1786...

    Русская энциклопедия

  • - мужской, заштатный - Костромской губернии, Буйского уезда, основан в конце XIV в. преподобным Иаковом, мощи которого почивают в соборе под спудом...
  • - мужской - ныне приходская церковь в местечке Грозове Минской губернии, Слуцкого уезда...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или Котельницкий на Мишариной горе, мужской - в городе Пскове. Известен с XVII в.; теперь упразднен и обращен в кладбищенскую церковь...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 3-го класса - в городе Свияжске Казанской губернии, на берегу реки Свияги; основан вскоре после покорения Казани, во второй половине XVI в.; замечательна деревянная церковь св. Троицы, современная Иоанну Грозному...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в г. Свияжске, Казанской губ., на берегу р. Свияги; основан вскоре после покорения Казани, во второй половине XVI в.; замечательна деревянная церковь св. Троицы, современная Иоанну Грозному...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тобольской губ. и окр., при pp. Аталыке и Иртыше, в 8 в. от Тобольска. Основ, в 1653 г. До 1864 г. был мужским, с тех пор женский...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - общежительный - в городе Кунгуре Пермской губернии; образован в 1868 г. из женской общины, основанной в 1822 г. и служившей приютом для вдов и сирот; при м-ре училище для девочек...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в г. Кунгуре, Пермской губ.; образован в 1868 г. из женской общины, основанной в 1822 г. и служившей приютом для вдов и сирот; при м-ре училище для девочек...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - мужской, общежительный - учрежден в 1899 г. в городе Сарапуле, при бесприходной Иоанно-Предтеченской церкви...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"СВИЯЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" в книгах

Женский монастырь

Из книги Писательский Клуб автора Ваншенкин Константин Яковлевич

Женский монастырь Слышал по радио интервью с настоятельницей женского монастыря, расположенного вблизи Вышнего Волочка.У святой обители множество проблем. Одна из первоочередных задач - выселение с монастырской территории воинской

Матренинский женский монастырь

Из книги Записки старого чекиста автора Фомин Федор Тимофеевич

Матренинский женский монастырь Летом 1920 года на Украине чекистам вместе с частями Красной Армии пришлось вести упорную борьбу против бандитов, шайки которых, состоявшие главным образом из кулаков, грабили население, убивали коммунистов, работников советского аппарата,

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вчера до ночи просидел я на кладбище, все смотрел вокруг себя; полустертые слова я разбирал… М. Ю. Лермонтов Алекссевский женский монастырь был основан в 1360 году митрополитом Киевским и Владимирским Алексеем. За более чем 600-летнюю историю

Алексеевский женский монастырь

Из книги автора

Алексеевский женский монастырь Вельтман Александр Фомич (1800–1870) – писатель, поэт, драматург и археолог, директор Оружейной палаты в КремлеВигель Филипп Филиппович (1786–1856) – бессарабский вице-губернатор, тайный советник, автор «Записок»Корнильев (Карнильев) Василий

1.4.3. Женский монастырь в Суздале

Из книги Советское биологическое оружие: история, экология, политика автора Фёдоров Лев Александрович

1.4.3. Женский монастырь в Суздале Биологический отдел НИХИ был чрезвычайно опасен для большого города - Москва была совершенно не готова к встрече с агрессивными штаммами опаснейших инфекций. А работать с бактериями чумы и холеры посреди Москвы все-таки тогда не

Покровский женский монастырь

Из книги Места силы автора Комлев Михаил Сергеевич

Покровский женский монастырь В Свято-Покровском женском монастыре находятся мощи святой блаженной Матроны Московской и чудодейственная икона с ее изображением. Паломники из разных стран мира прилетают в Москву, чтобы посетить Покровский женский монастырь. Независимо

Покровский женский монастырь

Из книги Коды новой реальности. Путеводитель по местам силы автора Фад Роман Алексеевич

Покровский женский монастырь Находится неподалеку от Таганской площади.Имеет мощную социальную, религиозную и этническую окраску.С 1998 г. в монастыре покоятся останки блаженной Матроны Московской. Матрона Дмитриевна Никонова (1885–2.05.1952) от рождения слепая, а

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В годы Гражданской войны игуменья Руфина попыталась основать здесь женский монастырь. Она была настоятельницей женского монастыря в Чердыни, когда вихрь войны подхватил ее и перенес с насиженного места на Дальний Восток. Сначала игуменья поселилась

Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь

автора Мудрова Ирина Анатольевна

Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 2.Монастырь расположен в центре города, перед Спасской башней Казанского кремля. Он был основан святителем Германом около 1564–1568 годов как подворье им же основанного Свияжского

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Татарстан, Зеленодольский р-н, о. Свияжск.Город Свияжск при впадении реки Свияга в Волгу был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск

Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь Россия, Тамбовская обл., пос. Трегуляй.Основание монастыря связано с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского, просветителя Тамбовского края, родившегося в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь Россия, г. Москва, Малый Ивановский пер., д. 2 (м. «Китай-город»).Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и

Крестовоздвиженский женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Крестовоздвиженский женский монастырь Россия, г. Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, около площади Лядова.Ныне включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский. Обитель ведет свою историю с 1370-х годов. Она была

Мироносицкий женский монастырь

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Мироносицкий женский монастырь Марий Эл, Медведевский р-н, с. Ежово, в 15 км на северо-восток от г. Йошкар-Олы.Это один из древнейших монастырей не только Марийского края, но всего левобережья Волги.Возникновение обители относится к середине XVII в. и связано с явлением

ПО ОБРАЗУ ДРЕВНИХ Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни (рассказ с прологом и эпилогом в 15 главах)

Из книги Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной Пустыни автора (Афанасьев) Монах Лазарь

ПО ОБРАЗУ ДРЕВНИХ Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной Пустыни (рассказ с прологом и эпилогом в 15 главах) ПрологТрепет объемлет, когда подумаешь, сколь священна эта земля, – вот этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит

Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году.

С 14 августа 2004 года образовано женское Иоанно-Предтеческое подворье Свияжского Успенского мужского монастыря. Службы совершаются ежедневно, в полном объеме. Ведутся работы по благоустройству и озеленению территории.



Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, 2 класса, в городе Свияжске. Основан в XVI веке царем Иоанном Грозным. В конце XVIII века после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551 году и упраздненный в 1764 году. В монастыре находится чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского, которая, начиная с Фоминой недели, в течении 2 месяцев носится по городу и селам Казанской епархии. В монастыре свято оберегается, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находится замечательная икона святого Николая чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в серебряный крест; по древности относится к ХII-XIII векам. При монастыре странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



История монашеского поселения на месте Иоанно-Предтеченской обители начинается одновременно с самим Свияжском. В 1551 году здесь был основан Троице-Сергиев монастырь - первый на Казанской земле. Он просуществовал до 1764 года и был упразднён в связи с секуляризационными мероприятиями Екатерины II. От тех давних времён сохранился уникальный памятник архитектуры - деревянная Троицкая церковь. Считается, что строительный материал для неё, как и для других первоначальных свияжских построек, привезли из Углича непосредственно по приказу Ивана Грозного, а потом собрали на месте из заранее подготовленных и размеченных брёвен. Сохранились сведения, что Троицкая церковь была заложена в память высадки на полуострове (тогда он ещё соединялся с коренным берегом) передового русского отряда 17 мая 1551 года. Сложно сказать, насколько всё это соответствует действительности. По крайней мере, несомненно, что храм старинный. И даже со всеми неизбежными поновлениями и заменами сгнивших частей он справедливо называется древнейшим сохранившимся деревянным храмом в Среднем Поволжье. Неподалёку от мужского Троице-Сергиева монастыря позднее возникает женская обитель. Видимо, изначально она существовала при свияжской Рождественской церкви, а название в честь Иоанна Предтечи получила после возведения одноимённого храма. Долгое время оба монастыря существовали независимо друг от друга.

В конце ХVIII века, после опустошительного для Свияжска пожара 1795 года, женская Иоанно-Предтеченская обитель переводится на место упразднённой Троице-Сергиевской. Расцвет монастыря начинается с 1820-х годов, что находит зримое отражение в строительных работах, которые преображают монастырскую территорию и создают здесь замечательный архитектурный ансамбль. Самой внушительной постройкой обители и одновременно архитектурной Свияжской доминантой является Скорбященский собор. Храм построен по типовому проекту, а архитектором этого величественного сооружения стал Ф.Н. Малиновский из Казани. Возводился собор с 1898 по 1906 год. Его высота составляет 32 метра. Кроме главного престола, собор имеет ещё два придела: во имя преподобного Серафима Саровского и пророчицы Анны. За сто с лишним лет истории внешний облик храма не претерпел существенных изменений, а вот интерьеры сильно пострадали. Сделанная в 1914 году роспись утрачена, от пятиярусного иконостаса дошёл лишь один ряд. Не менее примечателен и Сергиевский храм. О времени его возведения сообщает закладная надпись: "В лета 7113 (1604) году сентября в 25 день поставлен и освящён бысть сей храм во имя преподобного отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского". Его нижний этаж предназначался под склад, молитвенное пространство располагалось на втором этаже. На западной внешней части стены этой церкви частично сохраняются фрески. Когда-то здесь находилась важнейшая свияжская святыня - икона преподобного Сергия.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №189, 2016 г.

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь – древний монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. До революции был женским, ныне – подворье мужского Свияжского Успенского монастыря (обе обители находятся на острове Свияжск в 30 км от Казани). Женский монастырь в Свяжске основан одновременно со строительством города в 1551 году при Рождественской церкви. После пожара 1775 года монастырю переданы здания закрытого к тому моменту Свято-Троицкого мужского монастыря.

История

Свято-Троицкий мужской монастырь

Монастырь основан одновременно со строительством города в 1551 году. Тогда же была собрана деревянная Троицкая церковь. Монастырь был первоначально населён монахами из подмосковного Троице-Сергиева монастыря, который и в дальнейшем осуществлял опёку над Свияжским монастырём. При создании царским указом монастырю были выделены село Городище, деревни Кильдяево и Агищево, леса по реке Услоне, рыбные ловли, мельница. Монастырь активно строился. В 1604 году была построена сохранившаяся до сих пор Сергиева церковь с Сергиевым и Никоновским приделами, в подклете церкви помещались монашеские кельи. Был построен и несохранившийся большой собор, на месте которого в начале XX века был построен новый.

В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был закрыт. Монахи, книги и архив были перемещены в Троице-Сергиев монастырь.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Ни первоначальная Рождественская деревянная церковь, ни воздвигнутый позднее кирпичный храм не сохранились. Монастырь не имел собственных земельных владений и жил скромно на государственные субсидии и подаяния. Город Свияжск и строения монастыря страдали от пожаров. После пожара 1775 года, уничтожившего строения монастыря, ему были переданы пустующие постройки бывшего мужского монастыря. С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. Монастырь получил существенную государственную дотацию. После этого в монастыре были построены многие кирпичные хозяйственные и жилые постройки. В 1796 году к Сергиевской церкви пристроен Иоанно-Предтеченский придел и колоколья.

С 1898 по 1906 год архитектором Ф. Н. Малиновским построен в неовизантийском стиле большой собор во имя иконы Божьей Матери Всех Cкорбящих Радость. Расположенное на возвышенности высокое здание собора является архитектурной доминантой города. К началу XX в. в ней числилось до 400 монахинь и послушниц – это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.

Закрыт в 1919 г. В советское время все храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Древний иконостас деревянной Троицкой церкви был передан Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан. Сама церковь в 1959 году реставрировалась. Сохранилось внутреннее убранство большого собора. Здание Сергиеской церкви изучалось казанскими искусствоведами: Г. П. Рыловой, В. В. Мальковской, С. С. Айдаровым.

Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы Успенскому монастырю.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль обители сохранился достаточно хорошо. Он включает как сооружения, оставшиеся ещё от Троице-Сергиева монастыря, так и постройки периода XIX – начала XX в.

Древнейший храм не только в монастыре, но и во всём Среднем и Нижнем Поволжье – Троицкая деревянная церковь 1551 г., единственный памятник, оставшийся от первоначального деревянного града Свияжска. Он имеет уникальную культурную и историческую ценность как один из нескольких древнейших деревянных храмов России. Правда, облик его частично изменился в ходе перестроек XIX века: храм перестал быть шатровым, получил новую железную кровлю и главу, а также тёсовое покрытие. Интерьер был сильно искажён в советское время – вывезены иконы XVI – XVII вв., однако сама конструкция резного иконостаса сохранилась.

Второй по времени храм монастыря – каменный, во имя преп. Сергия Радонежского, 1604 г. Это одноглавая церковь с пристроенной чуть позже невысокой колокольней. Внутри представляет собой редкий тип одностолпного трапезного храма. На крытой паперти, справа от входа, хорошо сохранился большой фресковый сюжет: Ветхозаветная Троица с предстоящими святыми Сергием Радонежским и Александром Свирским. Фреска современна самому храму и вызывает большой интерес искусствоведов: это точная, но сильно увеличенная и перенесённая на стену копия «Троицы» Андрея Рублёва.

Третий храм – собор во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1898 – 1906 гг., росписи 1914 г., архитектор Ф. Малиновский). Это самый большой и самый поздний храм Свияжска – монументальное, многокупольное краснокирпичное сооружение в т. н. Русско-византийском стиле.

Сохранилась также башня-часовня 1901 г. (ныне освящена в честь свв. Царственных Страстотерпцев) и ряд жилых и хозяйственных построек монастыря 1820-х – 30-х и 1890-х годов.

Адрес и проезд

Адрес Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, о. Свияжск. Проезд: от речного вокзала Казани до прист. «Свияжск» (не путатать с ж/д станцией «Свияжск», она не имеет с островом никакой связи). В 2007 г. открыта 8-километровая дамба, связавшая остров с материком, что позволяет добраться до него на машине (в том числе от ж/д станции "Свияжск", примерно за 100 руб. [лето 2008г.])

Галерея

    улочка к монастырю

    храмы монастыря

    Троицкая церковь(до реставрации) (2005)

    Троицкая церковь в наши дни (2014)

4057


Вехи истории. 1567-1923 гг.

Чуть более 350-ти лет просуществовал Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Он был упразднён советской властью, но не забыты благие дела его насельниц, подвижников Духа Святаго. Память о них пробивает толщу вчерашнего безвременья и сегодняшних суетных дней.

Возникновение женского монастыря св. Иоанна Предтечи (Иоанно-Предтеченского женского монастыря) берёт своё начало с постройки в Свияжске в 1567 г. деревянной приходской церкви Рождества Христова. При этом храме сформировалась небольшая женская монашеская община, подвижницы которой жили в кельях, выстроенных ими. Как полагает дореволюционный исследователь истории монастыря Юдин П.Л., монастырь был «построен внутри города, на Большой (Успенской) улице, где ныне торговая площадь и спуск к Царя-Константиновской церкви» .

В 1701 г. деревянная церковь обновилась, был выстроен каменный храм Рождества Христова с приделом Иоанна Предтечи. Сформировавшийся женский монастырь стали называть «Рождество-Предтеченским», «Рождественским», «Иоанно-Предтеченским». Имя святого крестителя было дано этой женской обители при официальном её учреждении.

В этом монастыре в качестве ссыльной с 1718 по 1727 г. обитала знатная старица Варвара Головкина, переведённая затем по царскому распоряжению в один из московских монастырей .

Монастырские постройки были деревянными и неоднократно горели (в частности, 1 июня 1753 г.). Пожар 11 мая 1795 г. оказался поворотным в судьбе обители. Сначала запылал дом уездного судьи Чеадаева. Отсюда огонь перекинулся на соседние постройки и за несколько часов выгорело до 140 городских домов.

Обгорели тесовые крыши на Рождественском соборе и церкви Константина и Елены. Иоанно-Предтеченский монастырь выгорел полностью, с колокольни сорвался 55-ти пудовый колокол. Уцелели лишь каменные остовы церквей, монахини едва успели спасти ризницу и церковные сосуды. Остались невредимыми святые иконы в обеих церквях.

В таком тяжком положении игуменья Мария 15 мая просит архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия оказать помощь в восстановлении монастыря и келейных построек. Но преосвященный распорядился иначе. Донеся о случившемся Св. Синоду, он распорядился «впредь до постройки монастыря игуменью с сестрами перевести в Казанский Богородицкий девичь монастырь» .

Архиепископ Амвросий обратился за советом в Св. Синод. Тот согласился на выделение необходимой суммы, уведомив Казанскую Духовную Консисторию. Вследствие этого владыка поручил губернскому архитектору составить план и смету на эту постройку. Но, когда комиссия приехала в Свияжск и приступила к топографической съёмке местности, то выяснилось, что прежняя территория обители существенно сократилась, т.к. городские жители на месте пожарища стали строить дома и возводить подворья. Ввиду этого, архиепископ Амвросий, «признавая место сие к занятию под монастырь неудобным и находя выгоднее быть ему» на месте прежнего Сергиева монастыря, - «где находилась еще не малая часть прежней ограды с воротами», - обратился к казанскому губернатору князю Баратаеву .

Для повторного изучения местности в Свияжск был командирован архитектор, который нашёл на месте бывшей Сергиевской обители «две церкви, к служению удобные, изъ коихъ одна каменная, теплая и при ней колокольня с колоколами, а другая деревянная, холодная…обе въ стороне города, надъ Свиягою рекою, но от берега безопасны и во всем крепки; место для монастыря противъ прежняго пространнее» .

Священный Синод удовлетворил просьбу архиепископа Амвросия о перенесении монастыря на новое место «с удержаниемъ прежняго его наименованiя». На постройку монастыря было ассигновано из казны 500 руб. (250 руб. имелось в наличности у монастыря), преосвященный распорядился разобрать обгоревшие строения, а кирпич и железо - продать и вырученные деньги употребить на строения обители. Был разрешён также сбор пожертвований. Архиепископ Амвросий сам назначил строителей - протопопа Троицкой церкви Никиту Федорова и казначея Свияжского Богородицкого монастыря иеромонаха Евфимия .

В 1797 г. по разрешению Священного Синода Иоанно-Предтеченский женский монастырь возобновил свою деятельность на территории упразднённого к тому времени Троице-Сергиева мужского монастыря.

Троице-Сергиев мужской монастырь был первый монастырем в Свияжске, основанным в 1551 г. по указу Иоанна Грозного. Он был приписан к подмосковному Троице-Сергиеву монастырю, который и финансировал его строительство. Монастырь разместился в южной части города, над обрывистым склоном Круглой горы. Согласно описаниям Писцовых книг в обители были две деревянные церкви - во имя Святой Троицы и преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Также там располагались десять келий, погреб, ледник, две поварни. Часть территории была отведена под конюшенный двор. В деревянной ограде монастыря было двое ворот - Святые и конюшенные. К монастырю было приписано одно село и несколько деревень с богатыми пашнями. В конце XVIвека церковь во имя Сергия Радонежского стала обновляться в камне. Её строили псковские мастера. Храм был освящён в 1604 г.

В 1764 г. в результате реформ, осуществлённых Екатериной II, и секуляризации церковных земель Троице-Сергиев мужской монастырь был упразднён. Все угодья и земли, с построенными на них сёлами и деревнями в том же году были у монастыря изъяты и переданы сначала в ведение коллегии экономии, а затем Министерства государственных имуществ. Монахи были переведены в Троице-Сергиеву Лавру, а две монастырские церкви - Троицкая церковь и Сергиевская церковь - обращены в приходские .

Вся утварь, облачения, св. кресты, евангелия, ризница, библиотека и весь монастырский архив были переданы в Троицкую Лавру. Сломаны были все постройки, и лишь часть полусгнившей деревянной ограды досталась впоследствии Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. В церквях остались только иконы, почти все древнего письма, за исключением иконы Грузинской Божией Матери, на оборотной стороне которой была следующая надпись: «7209 (1701) год, месяца июля 5 день написанъ сей образъ, нарицаемыя Грузинскiя, при державе великаго Государя, Царя и великаго Князя Петра Алексеевича и при Святейшемъ Адрiане Патрiархе, при правительстве престола Преосвященнейшаго Тихона Казанской митрополии, рачительствомъ схимонаха Корнилiя» .

При обращении бывших монастырских церквей в приходские, при обеих положено было иметь по штату причта: одного священника, одного дьякона и двоих причетников. Но служба продолжалась лишь в Сергиевской церкви, а Троицкая, как малая по объёму и при этом холодная, долгое время стояла запертой. Прихожанами Сергиевской церкви были мещане гор. Свияжска, а также крестьяне окрестных деревень Куземкиной и Коровьей Гривки.

Своему возрождению женская обитель обязана усердному старанию игуменьи Марии при содействии архиепископа Казанского Амвросия. С Божией помощью, в течении двух лет монахини не только успели приспособить помещения для своего жилья и возвести некоторые хозяйственные постройки, но ещё и в Сергиевской церкви устроили новый придел во имя св. Иоанна Предтечи со всеми необходимыми для этого утварью и иконами, перенесёнными из прежнего монастыря.

Указом Священного Синода от 18 декабря 1797 г. монастырю были пожалованы пахотная земля при селе Федоровском, рыбные ловли, сенокосная земля, мукомольная мельница на р. Сулице.

Благодаря притоку молящихся и почитателей преподобного угодника Божия Сергия с этого времени в больших размерах стали поступать доброхотные приношения не только от окрестных жителей, но и от дальних жертвователей. Так, например, когда по Высочайшему повелению от 5 сентября 1865 г., Иоанно-Предтеченский монастырь был возведён из 3-го во 2-й класс и штат монашествующих был увеличен на 8 человек, - то неизвестные благотворители пожертвовали 2500 руб. билетами Государственного банка с тем, чтобы проценты с них шли на жалованье этим монахиням.

По генеральному плану Свияжска, утверждённому в 1829 г., территория монастыря приобретает чётко организованную планировочную схему. Теперь все монастырские постройки осуществляются по проекту, объединяющему их в регулярный ансамбль. В тридцатых годах XIX в. были выстроены каменная монастырская стена с башнями и четырьмя воротами, братские кельи и игуменский корпус.

В конце XIX в. было сооружено большое гражданское здание монастыря - корпус общежития, а также новая трапезная и кельи. В 1898 г. был заложен, а в 1906 г. выстроен и освящён новый храм - собор во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это было последнее и самое крупное сооружение не только монастыря, но и всего Свияжска. Радением московского фабриканта Сергея Семёновича Мешкова в 1914 г. храм был расписан масляными красками.

В конце XIX в. по дарственной И.А. Куликова женской обители было передано городское домовладение общей территорией в 600 кв. саженей, расположенное напротив Святых ворот монастыря. В жилом доме этой усадьбы был организован лазарет, а в 1911 г. на территории усадьбы был выстроен двухэтажный странноприимный дом.

После национализации монастырских владений в 1923 г. на землях Иоанно-Предтеченского монастыря был организован совхоз, которому были преданы все сооружения, принадлежавшие бывшей обители.

О настоятельницах святой обители хочется сказать особо. Это - основной нерв, стержень духовной жизни монастыря. Они являлись его организующей силой, были неутомимыми строителями, организаторами монашеской жизни. О них с самого начала существования обители сведения не сохранились. Архивные данные начинаются только с 1753 г., да и то далеко не подробные. До нас дошли сведения о 21 игуменье. Так, игуменья Александра упоминается в указах Казанской Духовной Консистории только с 7 июня 1753 г., но по всей вероятности, она управляла монастырём ранее этого времени.

Пожар 1795 г. и перевод монастыря на место прежней Сергиевской обители пришлось пережить игуменье Марии, которая, согласно прошению по старости лет 14 февраля 1802 г. была уволена на покой с пенсией и переведена на жительство в Казанский Богородицкий монастырь, откуда на её место была назначена монахиня Валентина.

В 1807 г. Указом Св. Синода на имя Казанского архиепископа Павла (Зернова) из настоятельниц Тверского третьеклассного Христо-Рождественского монастыря была переведена игуменья Назарета (Шванвичева), настоятельницей Казанского монастыря пробыла до 1822 г. Вместе с ней прибыла в Казань и монахиня этого монастыря Павла (Шкурина), пробывшей настоятельницей Свияжской обители с 1814 по 1818 г. Указом Св. Синода от 20 сентября 1822 г., игуменья Назарета на основании своего прошения, была переведена в Московский второклассный Алексеевский женский монастырь на место Евфрасии, которую перевели в Казанского-Богродицкий женский монастырь. Вместе с игуменьей Назаретой в Москву выбыла и бывшая игуменья Свияжского монастыря Павла .

При бывшей казначее Симбирского Спасского женского монастыря Евпраксии (настоятельница с 11 апреля 1818 по 1826 г.) была укреплена кирпичная ограда с воротами и башнями и построен новый сестринский корпус, но сама матушка, трудясь на благо других, так и оставалась жить в ветхом здании . Также при её настоятельстве в 1819 г. с Троицкой церкви была убрана трёхсторонняя галерея, а вместо неё построена открытая паперть и крыльцо (Указы Казанской Духовной консистории от 5 августа 1819 г. (№ 4015) и от 4 июля 1821 г. (№ 3462) . В 1821 г. со всех сторон церковь была обшита тёсом . При ней из Никольской церкви был передан чудотворный образ свт. Николая Можайского.

25 мая 1826 г. на имя Казанской Духовной Консистории последовало предложение Казанского архиепископа Амвросия (Протасова): «На открывшуюся в Казанском первоклассном девичьем монастыре настоятельскую вакансию, за смертью игуменьи Евфрасии (настоятельница обители с 1822 по 1826 г.), определяю Свияжского Иоанновского девича монастыря игуменью Евпраксию, яко способнейшую быть настоятельницей в сем монастыре пред другими настоятельницами Казанской епархии». Так, игуменья Евпраксия еще 20 лет (до марта 1846 г.) была настоятельницей одного из крупнейших в России первоклассного Казанско-Богородицкого женского монастыря.

За время правления игуменьи Надежды (из ризничих Казанско-Богородицкого монастыря) в 1829 г. усердием графа Павла Ивановича Апраксина были расписаны стены Сергиевской церкви и Иоанно-Предтеченского придела. Кстати, радением графа Апраксина были проведены большие восстановительные работы в Казанском женском монастыре после разорительного пожара 24 августа1842 г.

Игуменья Анфия (из казначей Казанско-Богородицкого монастыря) в 1832 г. покрыла листовым железом Троицкую церковь, а в августе 1836 г. заменила маковку Сергиевской церкви.

Самым долговременным - с 3 июня 1841 по 1865 год - стало игуменство матери Каллисты. Её путь в обитель был необычен. Однажды к преподобному Серафиму Саровскому пришла девица за наставлением. Но не успела она ничего проговорить, как отец Серафим начал сам: «Много-то не смущайся: живи так, как живёшь. А в большем Сам Бог тебя научит». И вдруг, поклонившись ей до земли, сказал: «Только об одном прошу тебя: пожалуйста, во все распоряжения входи сама и суди справедливо. Этим и спасёшься». Видя смущение девушки, старец прибавил: «Когда придёт это время, тогда вспомнишь меня». Позже собеседница преподобного стала игуменьей Иоанно-Предтеченского монастыря Каллистой, как и предсказал Святой Праведный Серафим, кланяясь ей. Последние два года своей жизни (1865 - 1867) игуменья Каллиста была настоятельницей Казанско-Богородицкого монастыря. Похоронена на некрополе Свияжской Иоанно-Предтеченской обители.

Как видим, история Свияжской обители была тесным образом связана с Казанским женским монастырём. В результате разорительного Казанского пожара (3 сентября 1815 г.) выгорела центральная часть города, в том числе сильно пострадал и Казанский монастырь. Так, что игуменья Назарета с несколькими монахинями длительное время проживали в Свияжской обители. Дважды настоятели Свияжского монастыря руководили духовной жизнью в Казанской обители (Евпраксия (1826 - 1846) и Каллиста (1865 - 1867), а монахиня Казанской обители Павла была утверждена настоятельницей Свияжского монастыря (1814 - 1818). Игуменья Варсонофия до своего настоятельства (1873 - 1881) проживала в Казанском монастыре (с 1835 г.), где в 1859 г. была пострижена в монашество .

Своего апогея строительство в обители достигло при настоятельстве игуменьи Апфии . Будущая монахиня, в миру Анна Константиновна Юмина, родилась в 1846 г. в селе Юськи Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне Малопургинский район, Республика Удмуртия). Отец её Константин Андреевич был скромным сельским священником. Он скончался в 1854 г., оставив без всяких средств к существованию матушку Марию Ивановну с малолетними детьми, из которых дочери Анне было только восемь лет.

Жизнь матери во вдовстве до глубокой старости, а она скончалась в 1892 г. и сестёр в сиротстве, было нелёгким трудом и испытанием. Сирота Анюта добровольно избрала иноческий подвиг. Выучившись в доме родителей читать и писать, она с самого детства лелеяла мысль поступить в монастырь, где можно свободнее молиться и духовно развиваться. Но любящая мать долго не соглашалась отпускать от себя ещё несовершеннолетнюю дочь и держала её при себе, не препятствуя, однако, развиваться в ней наклонностям к иноческой жизни. Только, когда Анне исполнилось 22 года и мать окончательно утвердилась во мнении, что у дочери вполне сложились христианские убеждения, то лишь тогда она благословила её сходить в Киев и другие святые места помолиться. Это было в 1868 г.

Во время паломничества по святым местам у Анны утвердилось окончательное решение поступить в монастырь, но она ещё не вполне определила в какой. На обратном пути домой, она вместе со спутницами зашла в Свияжскую Макарьевскую пустынь, напоминавшую собой Святой Афон. Здесь она встретилась с, начавшим ещё в 1862 г. свой иноческий подвиг, Николаем Васильевичем Хрисогоновым, в иночестве Нилом, строгим подвижником и разумным советником . Ему Анна поведала своё искреннее желание поступить в обитель и просила указать ей в какой именно. Отец Нил определил ей ближайший Свияжский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в который она и поступила в этом же году, где и оставалась до самой своей кончины, отдав ему тридцать семь лет своей жизни.

Николай Васильевич, принявший пострижение в Макарьевской пустыни 18 декабря 1876 г. с именем Нил, был постоянным руководителем и наставником послушницы Анны. Он, как любящий отец, не только руководил ею, но и материально помогал бедной сироте, не имевшей копейки денег. Умея различать людей, о. Нил сразу заметил искреннюю настроенность и природные дарования новой послушницы и постарался развить их на благо её самой и женской обители. Анна оказалась достойной ученицей своего учителя.

Двадцать два года Анна прожила в Свияжской обители в качестве послушницы, проходя различные послушания и состоя клиросной певчей, а в 1889 г., была назначена казначеей монастыря. Прослужив около года в этой ответственной должности, 6 октября 1890 г. она, с именем Апфии, была прострижена настоятелем Свияжского Успенского мужского монастыря архимандритом Вениамином. Через четыре года, в 1893 г., она была избрана настоятельницей Иоанно-Предтеченского женского монастыря, а 1 мая 1894 г. возведена в сан игуменьи.

Игуменья Апфия была выдающейся настоятельницей старинной обители, процветанию которой она посвятила все свои незаурядные духовные и организаторские способности. Ею были реконструированы двухэтажные настоятельский и общежительный корпуса. В 1890 году усердием баронессы А.Н. Жомини было выстроено двухэтажное каменное здание для трапезы , а на средства вдовы священника Лекаревой - деревянный флигель для монахинь . Настоятельство её в монастыре можно назвать самым трудным временем для нее самой, но счастливым для обители.

Внутри монастырской ограды вырос целый городок келейных корпусов и хозяйственных помещений. Но главным делом матери Апфии стало возведение большого собора.

С увеличением числа сестёр всё более и более чувствовалась нужда в Доме Божием, где бы монашествующие и миряне могли едиными устами и единым сердцем славить Бога. Два тесных монастырских храма, Троицкая и Сергиевская церкви, в великие праздники, особенно при стечении богомольцев, могли вместить далеко не всех желающих. Поэтому, все, начиная с матушки-игуменьи и заканчивая младшей послушницей-белицей, мечтали о просторном соборе. Недостаток материальных средств и неотложные нужды монастыря заставляли год за годом откладывать трудное дело. Приступать к строительству без достаточных материальных средств было рискованно.

Надеясь на помощь Божию, преп. Сергия, древний чудотворный образ которого находился в обители и на добрых людей, решается она на святое и трудное предприятие. Имея в распоряжении совсем незначительную сумму (чуть более 14 тыс. руб.), она в 1897 г. испросила у Архиепископа Владимира благословение на постройку нового трёхпрестольного каменного храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Быстро началась заготовка материала и предварительные работы при самом живейшем участии игумении-строительницы.

17 мая 1898 г. храм был заложен, а через три года вчерне был уже готов один из самых монументальных и выразительных соборов Среднего Поволжья. Автором проекта был знаменитый в Казанском крае епархиальный архитектор Фёдор Николаевич Малиновский, построивший Троицкие соборы в Раифском и Лаишевском монастырях, Всехсвятский храм - в Зилантовой обители, Евфимиевский - в Седмиезерной пустыни, Варваринскую церковь с колокольней в Казани и другие храмы.

Архитектор создал храм в русско-византийском стиле. Скорбященский собор в конструкции и планировке перенял многие принципы постройки храма Святой Софии в Константинополе, только, в отличие от последнего, покрывающего собою пространство, свияжский храм устремлён ввысь. В высоту он кажется более протяженным, нежели по горизонтали, хотя на самом деле это не так. Главный купол акцентирован, его опоясывает кольцо из 16-ти окон. Особый простор внутри и кажущуюся лёгкость конструкции храма создает четырёхстолпная восьмилепестковая структура. Размеры собора внушительны: площадь 38 x 28 м. площадь и 32 м. в высоту. Чтобы не испортить впечатление от его «живого» декора, стены снаружи не красили.

Рядом с собором по проекту того же Федора Малиновского в 1897 г. была построена часовня. Стилистически она едина с собором: красный кирпич, византийский купол, узорочные стены. Ныне часовня освящена в честь погибшим от рук большевиков Царственных страстотерпцев.

По внешнему изяществу новый монастырский собор действительно, является одним из самых лучших храмов всего Поволжья. Передав своими руками на его постройку свыше 100 тыс. руб., игуменья Апфия из личного жалованья сберегла лишь самое необходимое для скромного погребения, чтобы и по смерти не обременять сестёр.

Неисповедимы пути Промысла Божия. Устроительнице и вдохновительнице храма, который, можно сказать, был целью её жизни, не суждено было помолиться в нём вместе со своими сёстрами и благотворителями. Воздвигнутый храм явился памятником над её могилой, погребённой в склепе под входом в него. Она упокоилась 28 сентября 1905 г. Это довольно редкий случай, когда под неосвящённым ещё собором произвели захоронение; что лишний раз свидетельствует об уважении и почтении к усопшей монахине. Скорбященский собор был освящён через год, 24 сентября1906 г. архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием .

Наградами ей за труды были медаль в память царствования императора Александра III и Синодальный наперсный крест и тот крест, который она перед кончиной успела поставить на выстроенный ею величественный собор. Но последней наградой ей были те искренние слёзы, которые пролили сестры при погребении, и те молитвы, которые были ими вознесены. И будем надеяться, что и наша память об этой замечательной подвижнице Духа не угаснет.

В 1930-е безбожные годы надгробие игуменьи было разрушено. 24 мая 2010 г. автор, участвуя в работе республиканской научно-практической конференции «Свияжское историческое краеведение и современность» высказал мысль о необходимости реставрации разрушенного захоронения игуменьи Апфии. Во время ремонтных работ летом 2010 г. в подклети храма во имя иконы «Всех Скорбящих Радость» было обнаружено несколько обломков мраморной надгробной плиты, на которых читалось «…святого храма» и «…ря 1905 года».

В мае 2011 г. благодаря усилиям настоятеля Свияжского Свято-Успенского мужского монастыря о. Силуана начались работы по восстановлению разрушенного надгробия. На основании обнаруженных обломков плиты автор предложил реставраторам следующий текст, который, на наш взгляд, наиболее соответствует первоначальной надписи: «Строительница сего святого храма игуменья Апфия. † 28 сентября 1905 г.» И будем надеяться, что недалёк тот день, когда усыпальница с останками настоятельницы святой обители будет восстановлена и освящена.

Постороннему человеку монашество нередко представляется однородной массой людей, одетых в черное. Но человеческая природа, похоже, не любит равенства. Социальные различия, принесенные из внешнего мира, не вполне стирались за монастырскими стенами, а кроме того существовали внутренние градации и в самом монашестве.

Автор проанализировал социальное происхождение монахинь и рясофорных послушниц обители за 1920 г. (за три года до упразднения монастыря). Монахинь в обители осталось 37 чел. (в1919 г. их было 40), из них крестьянского происхождения - 30 (81%), духовного - одна и из мещан - шесть человек. Рясофорных послушниц было 243 чел. (в 1919 г. - 287), из них крестьянского происхождения - 218 (90%), из мещан - 22.

Как мы видим из приведённых сведений, в обитель, в основном шли из крестьянского сословия, для которого монастырь обладал большой притягательной. Помимо чисто религиозных мотивов, имело значение и то, что, поступая в монастырь, крестьянин поднимал свой социальный статус (и соответственно - престиж своих родственников). Кроме того, монашество избавляло его от тех голодовок, которые постоянно преследовали его в мирской жизни. И потому крестьяне старались пристроить своих детей в ближайший монастырь.

Подобная картина в конце XIX в. в пореформенный период наблюдается в большинстве провинциальных женских монастырей. В Казанско-Богородицком монастыре крестьянского происхождения в 1921 г. среди 73 монахинь было 57 (78 %), а среди 258 рясофорных послушниц - 228 (88 %). Среди монахинь Елабужского Казанско-Богородицкого женского общежительного монастыря Вятской епархии выходцы из крестьянского сословия составляли от 50 % в 1875 г. до 79 % в 1914 г. А среди рясофорных послушниц даже ещё выше - от 52 % в 1869 г. до 81 % в 1914 г. Среди 55 послушниц-белиц Чистопольского Успенского женского монастыря Казанской епархии в 1883 г. выходцев из крестьянской среды насчитывалось до 78 %.

В XIX - начале XX вв. Свияжский женский монастырь формировался в основном из числа прихожан православных общин двух губерний - Вятской (монахинь - 16 или 43 % и рясофорных послушниц 107 или 44 %) и Казанской (монахинь - 15 или 40 %, рясофорных послушниц - 95 или 39 %), т.е. 83 % от общего числа насельниц. В 1910 г. среди монашествующих Казанского-Богородицкого монастыря выходцев из этих губерний было до 93 %. Но были монашествующие и издалека: из Симбирской (24 человека), Самарской (12), Пермской (4), по одной - из Вологодской, Оренбургской, Уфимской, Тобольской, Курской, Тамбовской губерний.

Среди насельниц обители, в отличие от Казанско-Богородицкого, Чистопольского Успенского и Елабужского Казанско-Богородицкого, не было представителей дворянского сословия. Но исследуя архивные источники автор обратил внимание на рясофорную послушницу - единственную потомственную почётную гражданку Казани Екатерину Александровну Кривоносову (1847 - ?). Выяснилось, что она являлась второй женой Ивана Семёновича Кривоносова (1810 - 12 февраля 1892 г.). Первая жена купца Екатерина Ивановна Малкова (1821 - 9 февраля 1872 г.) умерла в возрасте 51 г. и была похоронена на Арском православном некрополе . После смерти купца она возглавила его коммерческие дела, финансово поддерживала, учреждённую её мужем богадельню духовного ведомства (освящена 12 октября 1886 г.) , а в 1897 г. способствовала возведению величественной колокольни Богоявленского храма, что на улице Большая Проломная (ныне ул. Баумана). Управившись с мирскими делами Екатерина Александровна в 1909 г. удалилась в монастырь. В рясофор она была облечена 24 марта 1911 г. В 1920 г. по старости лет (73 года) была без послушания. Дальнейшая судьба Кривоносовой Е.А. автору не известна.

Свияжск за время его существования посетило немало великих исторических личностей, императоров, выдающихся писателей, Высоких Духовных лиц. Среди них - царь Иоанн Васильевич IVГрозный (1552), император Пётр I Великий (1722), императрица Екатерина II Великая (1767), Павел I с сыновьями Александром и Константином (1798), император Николай I (1836), декабрист Д.И. Завалишин, А.С. Пушкин (1833), Л.Н. Толстой, Ф.И. Достоевский, декабрист В.П. Ивашов.

Но далеко не все из них свой вояж в Свияжск осуществили добровольно. Значительная часть свияжских гостей прибыла сюда по этапу. Свияжск был одним из главных четырёх пересыльных пунктов знаменитого Сибирского тракта, горечь которого ощутили в 1826 году сосланные в Сибирь декабристы И.А. Анненков, В.Л. Давыдов, С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьёв, Н.А. Бестужев, С.Г. Волконский .

Свияжские монастыри и храмы посещали и Высокие Духовные лица. Всероссийский пастырь земли Русской, святой праведный протоиерей Иоанн Сергиев Кронштадтский неоднократно проплывал вниз и вверх по Волге мимо Свияжска (в июле 1894, 1897 гг.). А 8 июля 1902 г. он даже служил в нескольких верстах выше по Свияге - в Макарьевской пустыни . Но у нас нет документально подтверждённых сведений о его пребывании в Свияжске. Возможно, следующие изыскания прольют свет на эти неизвестные доселе страницы его пастырской деятельности.

21 апреля 1913 г., возвращаясь из Казани в Москву, Свияжск посетила будущая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна. До этого она неоднократно была в Казани, с 1902 по 1908 г. посещала Седмиезерную Богородичную пустынь, окормляясь у схиигумена старца Гавриила. 20 апреля 1913 г. она приняла участие в освящении храма-часовни на месте явления Казанской чудотворной иконы Божией Матери . 21 апреля 1913 г. был солнечный воскресный день, и практически всё население небольшого провинциального городка с колокольным звоном прибыло на пристань встречать Высокую паломницу. Из мужского Успения Пресвятой Богородицы монастыря она проследовала в женский Иоанно-Предтеченский монастырь, где была торжественно встречена Крестом, святой водой и хлебом-солью игуменьей Павлой с сестрами. В обители высокая гостья осмотрела старую походную церковь Иоанна Грозного, помолилась на могиле игуменьи Апфии († 28 сентября 1905), приложилась в соборе «Всех Скорбящих Радости» к древней местночтимой иконе Божией Матери. Её посещение града-Свияжска надолго осталось в памяти благочестивых горожан .

Свияжские монастыри и церкви неоднократно посещали Казанские архипастыри. Среди них архиепископы Казанские и Свияжские Арсений (Брянцев) (1898, 1901), Димитрий (Самбикин) (1905, 1906), Иаков (1911).

Некрополь - это важнейшая и очень уязвимая часть культурного наследия, пространство особого рода, сохранение которого в его целостности имеет непреходящее социально-нравственное значение. Разрушение некрополей свидетельствует о духовной болезни всего общества. Послереволюционный вандализм, разрыв традиций, советский агрессивный атеизм, корысть и безразличие эксплуатационных служб - всё это привело и приводит к гибели многих сотен памятников в исторических некрополях и ликвидации старых кладбищ.

Всё сказанное в полной мере относится и погосту Иоанно-Предтеченского женского монастыря, который находился между собором «Всех Скорбящих Радости» и Никольской церковью. Приходится констатировать, что, к сожалению, ни одно монастырское захоронение не сохранилось. А ведь на этом погосте нашли упокоение многие настоятельницы обители, сестры монастыря, благотворители. Поэтому нам остаётся лишь сожалеть о содеянном и по нашей малой возможности представить далеко не полный список похороненных на осквернённом монастырском некрополе.

Каллиста,

Саврасова

Надежда Ивановна,

свияжская благотворительница

игуменья, настоятельница монастыря

Варсонофия

(Благонадеждина Евдокия Васильевна), игуменья, настоятельница монастыря

(Юмина Анна Константиновна), игуменья, настоятельница монастыря

(Фомина Елизавета Левонтьевна), монахиня монастыря

(Пономарёва Надежда Ивановна), монахиня монастыря

Баранова

рясофорная послушница монастыря

(Димитриева Евдокия Павловна),

монахиня монастыря

рясофорная послушница монастыря

Соловьёва

рясофорная послушница монастыря

Чернышова

рясофорная послушница монастыря

рясофорная послушница монастыря

Патрушева

рясофорная послушница монастыря

монахиня монастыря

монахиня монастыря

(Чернова Феодосия Егоровна), монахиня монастыря

Старшова

рясофорная послушница монастыря

Печёнкина

рясофорная послушница монастыря

Терентьева

рясофорная послушница монастыря

На территории Свияжского Успенского Богородицкого монастыря сохранился осколок камня с надписью: «…поминайте братие мои и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу». Прошло время, и беспамятные потомки не оставили и камня на камне от древних некрополей…

Святая обитель, оставившая свой след в деле духовного стояния светильников Божиих, ждёт своего пытливого исследователя.

Приложения

Основные вехи развития Иоанно-Предтеченского женского монастыря

Строительство в Свияжске деревянной приходской церкви Рождества Христова

Существование при церкви небольшой женской монашеской общины

Перестройка в каменную церкви Рождества Христова с приделом Иоанна Предтечи

В монастыре в качестве ссыльной обитала известная старица Варвара Головкина

Во время городского пожара монастырь частично пострадал

Настоятельство игуменьи Марии

В результате городского пожара сгорели постройки монастыря; он упраздняется

Женский монастырь возобновляет свою деятельность на территории бывшего Троице-Сергиева мужского монастыря

По новому генеральному городскому плану территория монастыря приобретает чёткую планировочную схему

Настоятельство игуменьи Каллисты

Монастырь по Высочайшему повелению был возведён из 3-го во 2-й класс

Настоятельство игуменьи Рахиль

Настоятельство игуменьи Апфии (Юминой Анны Константиновны)

Освящение закладки храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» архиепископом Казанским и Свияжским Арсением (Брянцевым)

Посещения обители архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным)

Освящение храма во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» архиепископом Казанским и Свияжским Димитрием (Самбикиным)

Настоятельство игуменьи Павлы (Фроловой Параскевы Петровны)

Посещение монастыря архиепископом Казанским и Свияжским Иаковом (Пятницким)

Посещение обители преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной

Масляными красками расписывается интерьер скорбященского храма

Вскрытие раки свт. Германа

Упразднение святой обители

Настоятельницы Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря (XVIII - XX вв.)

Настоятельницы - игуменьи

Годы правления

Александра

ранее 1753 - 1756

Иустиния

Евграфия

Анастасия

Анастасия

Валентина

Вирсавия

временно управляющие монастырём,

казначеи - Асенефа и Евпраксия

Аполлинария

1814 - 1818

Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь – это великолепный архитектурный комплекс, состоящий из трех храмов, построенных в разных стилях и в разные исторические эпохи, а также жилых корпусов.

Три храма

Два из трех храмов на территории Иоанно-предтеченского монастырского архитектурного комплекса – действующие: Никольский и Скорбященский. Деревянная Троицкая церковь – это охраняемый объект культуры федерального значения.

Монашеские кельи

На территории монастыря сохранились несколько двухэтажных деревянно-кирпичных келейных корпусов XIX века, выполненных в стиле провинциального классицизма. В ХХ веке они были обычными жилыми домами Свияжска. Недавно они были капитально отреставрированы. В одном из них монастырский дом паломника. Стоимость проживания – от 350 рублей в сутки. Мест в монастырской гостинице мало, всем паломникам не хватает. Поэтому паломникам разрешают ночевать в храме.

Ограда монастыря невысока. Это скорее забор, чем крепость. Есть декоративные башенки. Ограда построена из кирпича в XIX веке.

На территории монастыря есть еще одно любопытное строение – круглая кирпичная башенка. Предположительно, это остатки старой водокачки.

Режим работы:

Как добраться:

Если вы приехали на автомобиле. От парковки на Свияжской дамбе нужно подняться по лестнице на холм пройти 50 метров по Успенской улице вдоль высокой стены Успенского собора и повернуть направо на Троицкую улицу. Пройти по ней еще 400 метров до входа в Иоанно-Предтеченский монастырь.

Если вы прибыли на теплоходе . От пристани идти дольше. Оттуда на Троицкую улицу можно пройти разными путями. На всех перекрестках стоят стенды с картой острова – заблудиться невозможно. К тому же самый большой собор монастыря – Скорбященский, виден из любой точки Свияжска.

Добраться до места на автомобиле не получится, потому что Свияжск – пешеходная зона. Выезд автомобилей запрещен. Однако диаметр острова – не более полутора километров. Все достопримечательности – в пешей доступности.