Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай. Познавательная игра по русскому языку

Я советую всем учителям:
берегите детский огонек пытливости,
любознательности, жажды знаний.
(В.Л. Сухомлинский)

Я работаю учителем начальных классов более 30 лет. За эти годы я поняла, что обучать русскому языку, русской разговорной речи, особенно национальных детей, очень трудно.

Жизнь не стоит на месте, многое приходиться переосмысливать, перестраивать, менять или обновлять. Требуется постоянное обновление и в работе с детьми.

Сельские дети национальных школ особенно плохо понимают русскую речь, им гораздо труднее, чем городским научиться выражать свои мысли на русском языке, хорошо читать и понимать смысл прочитанного.

Я много думала над этой проблемой и пришла к выводу, что только в тесной связи урочной и внеурочной работы возможно разрешение этой проблемы.

Сегодня в школе происходят глубокие перемены, появляются новые интересные образовательные программы. Но какими бы глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей идеалам добра, любви, правды, красоты, искусства. Если школа выпустит не очень грамотного человека – это пол беды, а если из стен выйдет невоспитанный выпускник – это беда.

Поэтому внеклассной работе по русскому языку уделяю большое внимание.

Преемственность начального и среднего звена занимает в моей работе первостепенное место. Мы с детьми проводим разнообразные олимпиады, викторины, конкурсы, лингвистические праздники и т.д. Хорошо известно, что между школьниками разных возрастных групп существует очень тесная связь. Руководствуясь этим принципом, я решила подключить к внеклассной работе и учащихся среднего звена, а именно 5-6 классы. Наш необычный маленький коллектив стал своеобразным творческим объединением учеников начальных и средних классов.

Я остановила внимание на такой форме работы как познавательная игра, посвященная русскому языку и дети предложили ее построить в форме телевизионной передачи: “Пусть говорят”.

Такой вид деятельности позволяет старшим школьникам предстать в роли “учителя” перед младшими товарищами, а ученикам второго-третьего классов помогает по-новому увидеть знакомый учебный предмет, осознать перспективу будущих знаний.

Передачу для третьеклассников “Пусть говорят” мы проводили вначале года. В этом случае внеклассные занятия по русскому языку для учеников III и VI классов были регулярными в течении всего учебного года. Возможно проведение такого вида внеклассной работы в рамках недели русского языка или в конце учебного года – тогда третьеклассники будут подготовлены к следующей ступени обучения. Одна из главных задач нашей передачи – заинтересовать слушателей показом разнообразных сторон изучения русского языка, помочь ученикам увидеть новое в привычном.

Передача “Пусть говорят” состоит из нескольких разделов:

  1. “Без языка – мы никуда!”
  2. “Невероятно, но факт…”
  3. “Имена, как слова, они о многом говорят…”
  4. “Зарождение письма…”
  5. “Славянская азбука”
  6. Игры со словами.

Игры со словами, или Кое-что о кроссвордах

Каждая передача имеет свое художественное оформление. Главный режиссер отвечает за содержание передачи, художники-оформители заранее делают рисунки, пишут название каждого раздела. Теоретический материал для разделов передачи подбирает учитель русского языка совместно с учителем начальных классов. Ученики VI класса (корреспонденты) принимают участие в отборе материала и готовят его для выступления. Отобранный материал оформляется в виде небольших рассказов, диалогов, сценок, вопросов викторины и т.д.

Первое занятие начинает учитель-ведущий. Он рассказывает, что такое передача “Пусть говорят” по русскому языку, представляет участников, выделяет этапы занятия. Затем шестиклассники торжественно открывают передачу. Далее следует представление каждого этапа передачи.

Выпуск первый – “Без языка – мы никуда”

Ведущий демонстрирует две иллюстрации: это рисунки, сделанные в шуточной форме. На одном листе бумаги нарисован писатель Лев Толстой с томом романа “Война, и мир ”, на другом - растрепанный мальчишка, который пишет на стене слова “дурак”.

Ведущий. Ребята, посмотрите на тему первого выпуска нашей передачи. прочтите ее и постарайтесь ответить на мои вопросы: “Что такое язык? Какие есть значения у этого слова? Для чего людям нужен язык?” А теперь послушайте рассказ одного из наших корреспондентов.

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви ”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил... языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Ведущий. Ребята, в чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно на звать другом и врагом? Запомните имя Эзопа - он оставил нам много своих басен, некоторые из них были впоследствии использованы И.А.Крыловым и Л.Н.Толстым. Давайте подумаем, почему на первой странице нашего журнала такие иллюстрации. Кто изображен на первой картинке? Какие рассказы Льва Николаевича Толстого вы читали? Чему учат эти рассказы? Кто нарисован на второй картинке? Что мы подумаем человеке, который раскрашивает стены такими надписями? А вы в своей речи никогда не говорите обидных, неприятных другим людям слов? Послушайте стихотворение О. Дриза “Кто я?” (Ученик VI класса читает стихотворение.)

Мать говорит: “На кого он похож?
Волосы дыбом, не мальчик, а еж!”
Стоило локтем сестренку задеть,
Крикнул отец: “Неуклюжий медведь!”
Взял и запел я. Тут бабушка вдруг:
“Да замолчишь ты, горластый петух!”
Спать я сегодня не сразу пошел,
Дед рассердился: “Упрямый козел!”
К стене отвернулся и дуюсь молчком -
Того и гляди обзовут индюком!
Всех птиц и зверей принялся вспоминать –
Кем буду я завтра, хотел бы я знать!

Ведущий. Надеюсь, вы догадались, почему обиделся мальчик? Будем же более внимательны к тому, что мы говорим, постараемся не обижать никого грубым словом.

Выпуск второй. “Невероятно, но факт”

На иллюстрациях изображены некоторые эпизоды из жизни Маугли: появление мальчика в волчьей стае, игры с волчатами и др. Ребята вспоминают этого литературного героя, обсуждают события, которые происходили ним. Учитель-ведущий задает вопросы:“Умеют ли говорить животные? Есть ли у них свой язык?”. После того как третьеклассники выскажут собственное мнение, выступает один из корреспондентов.

Обезьяний язык

ВНью-Йоркском зоопарке ученые записывали на магнитофон “болтовню” обезьянах крики, ворчанье, сопенье. Неожиданно начался дождь, и запись пришлось прервать. На следующий день ученые включили запись, сделанную накануне. Услышав свои собственные крики, обезьяны почему-то тут же бросились под навес, хотя никакого дождя не было, на небе не было ни единой тучки.

Ведущий. Как вы думаете, почему обезьяны бросились прятаться? Можно ли научить животных нашему, человече кому языку? Может ли человек, если он попадет к животным, самостоятельно научиться языку людей. Слово предоставляется второму корреспонденту.

Человек и язык

Конечно, людям интересно знать, имеют ли язык животные и может ли человек научиться говорить на своем родном языке, если будет все время находиться вместе с животными. Оказывается, человек может научить животных произносить человеческие слова. Так, однажды удалось научить молодого шимпанзе произносить: “па-па”. Знаменитый дрессировщик Дуров выдрессировал собачку произношению “ма-ма”. Однако ни шимпанзе, ни собака не воспринимают и не производят звуков осознанно. Очень интересно, что дети, оказавшиеся в среде животных, не могут научиться ни говорить, ни мыслить, ни поступать так же, как человек. В 1920 г. в Индии охотники обнаружили в волчьей норе двух волчат и двух девочек. Девочки вели себя как волки, особенно старшая, ее назвали Камалой. Она прожила с волками не менее пяти лет. Девочка ходила на четвереньках, опираясь ладонями и ступнями о землю, и бегала так же быстро, как человек на двух ногах. Камала лакала, как собака, воду, с жадностью набрасывалась на сырое мясо, а по ночам выла по-волчьи. Девочка совершенно не умела говорить. Очеловечивание Камалы шло очень медленно. Лишь на третий год обучения она научилась держаться на двух ногах. Однако если надо было бежать, она падала на четвереньки и скакала на четырех конечностях. Обучение речи шло еще медленнее. Спустя четыре года Камала выучила всего шесть слов. Через семь лет она помнила около пятидесяти слов. Достигнув шестнадцати лет, девочка из волчьего логова вела себя как четырехлетние дети. К сожалению, вскоре она умерла.

Далее проводится беседа по рассказу. Третьеклассники делают вывод о том, что животные могут издавать понятные им сигналы, но настоящего языка у них нет. С помощью тех звуков, которые издают, они не могут общаться друг с другом так, как это делают люди. Животные не могут научиться языку людей, какие может этого сделать ребенок, оказавшийся вне человеческого общества.

Выпуск третий. “Имена как слова, они о многом говорят…”

Шестиклассники разыгрывают сценку, участниками которой являются индейцы и бледнолицый человек.

Первый индеец. Отличная у нас сегодня была охота.

Второй индеец. Да, только бизон меня чуть не догнал.

Первый индеец. Но ты, Быстроногий Олень, оказался быстрее его и успел убежать.

Второй индеец. Да и ты, Соколиный Глаз, сегодня был точен, как всегда. Первой же стрелой ты попал в бизона.

Появляется бледнолицый.

Бледнолицый. Я рад, что встретил вас, двух великих охотников. Мне бы хотелось охотиться вместе вами.

И н д е й ц ы. А как твое имя?

Бледнолицый. Меня зовут Джон.

Индеец. Что означает твое имя?

Бледнолицый. Меня назвали в честь моего деда, а его - в честь его деда, а что значит мое имя, я не знаю.

И н д е е ц. А что ты умеешь делать?

Бледнолицый. Я умею стрелять из ружья. (Стреляет из ружья. От грохота выстрела индейцы затыкают уши и с уважением смотрят на бледнолицего).

Индейцы. Мы согласны взять тебя на охоту. Покажешь, как ты умеешь охотиться, а называть мы тебя будем Громовая Палка, потому что имя человека всегда должно что-нибудь означать.

Ведущий. Почему индейцев звали Соколиный Глаз и Быстроногий Олень? Что могут означать такие имена индейцев, как Мудрый Змей, Хитрая Лисица? Как вы думаете, что значит ваше имя? Почему вас так назвали? Как правило, не в е третьеклассники знают, что означает их имя. Поэтому этот вопрос интересен всем. Рассказывает второй корреспондент. Наши предки, жители Древней Руси, тоже носили подобные имена-клички. Встречались тогда люди с именами Волк, Лось, Щука, Карась. Имена связывались с событиями из жизни и быта людей. Родился в семье сын-первенец, называли его Первушей, третий по счету был сын Третьяк. Некоторые имена возникли от существительных, обозначающих отвлеченные понятия, - таковы Вера, Надежда, Любовь и т.п. Все это были старинные русские имена. Задумаемся над тем, каковы же по происхождению имена современных людей. Исконно русских имен у нас очень мало. В старину были такие имена славянского происхождения, как Владимир (владеющий миром), Людмила (милая людям). А вот имена Елена и Ирина, Марина и Татьяна, Михаил и Александр, Секцией и Леонид являются иноязычными. Даже самые распространенные в русском народе имена Иван и Мария являются по происхождению не русскими. Христианские имена имели свое определенное значение. Например, Алексей (греч.) - защитник, Андрей (греч.) - мужественный, Валентин(а) (лат.) - сильный, Виктор (лат.) - побеждающий, победитель. Вероника (макед.)-победоносная и т.д.

При подготовке этого выпуска учитель русского языка заранее дает задание для нескольких школьников, которые с помощью специальной литературы должны выяснить значения имен своих одноклассников. Другие ребята готовят небольшие картонные “медальки” с рисунком и надписью, что означает каждое имя. В ходе проведения передачи или после него такими медалями награждаются ученики третьего класса.

Выпуск четвертый. “Зарождение письма”

На наш взгляд, трудна для восприятия третьеклассниками, зато предоставляет прекрасные возможности в плане зрительного ознакомления с этим материалом. Иллюстрациями к этой странице могут стать изображения различных древних и существующих в настоящее время типов письма: глинописи, египетских и китайских иероглифов, арабской вязи (использование компьютерных технологий).

Слово корреспонденту. Корни письменности уходят в глубокую древность. Один из древних видов письма - иероглиф. Родина такого письма - Древний Восток. Иероглифы были распространены в Египте, Китае, Малой Азии. До наших дней сохранилась только китайская система иероглифического письма. Буквенное письмо - это совершенно особый вид письма, когда звукам, которые мы произносим, в письменной речи соответствуют определенные буквы или сочетания букв. Из букв складываются слоги, из слогов образуется слово. Интересно, что народы, которые используют буквенное письмо, даже пишут по-разному: одни слева направо, как мы с вами, другие справа налево (арабское письмо).

Ведущий. Кто знает, когда у нас появилась своя собственная азбука? Кто ее придумал? Это мы узнаем, дойдя до пятого выпуска нашей передачи. Она называется “Славянская азбука” . Используются иллюстрации: изображение братьев Кирилла и Мефодия и славянской азбуки (букв и их названий).

Корреспондент.

Братья Кирилл и Мефодий

Принято считать, что русский, а точнее, славянский алфавит изобрели два греческих ученых монаха - братья Кирилл и Мефодий. Родом они были из города Солуни, где было в то время много славян, у которых братья и научились славянскому языку. В то время не было азбуки, способной передавать славянскую речь, поэтому в 863 году Кирилл Философ с помощью своего брата создал первый славянский алфавит. После этого братья перевели с греческого на славянский главные христианские книги - Евангелия. Так как многих слов из этих книг у славян не было, братьям приходилось придумывать новые, используя греческие слова. Ученые называют этот язык старославянским. На Русь письменность пришла после крещения ее князем Владимиром в 988 году. С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий. задает третьеклассникам вопросы: “Кто были создатели славянского алфавита? Как назывался язык, которым были написаны первые церковные книги для славян? Ребята, а кто-нибудь догадался, почему же совокупность русских букв можно назвать словом азбука? Давайте прочитаем названия древних русских букв. Завершает ознакомление с этим выпуском - сообщение учителя о том, что каждый год 24 мая отмечается особый праздник -День славянской письменности.

Выпуск шестой называется “Игры со словами”

Ведущий. Сегодня мы узнали много интересного о языке. Поэтому нам необходим небольшой отдых. Вы, конечно, знаете, что существует много разных игр со словами. Самой распространенной является игра, которая называется кроссворд. Как правило, младшие школьники уже знакомы с такой лингвистической игрой по урокам русского зыка, чтения, природоведения.

Корреспондент.

Кое-что о кроссвордах

Составителем первого кроссворда, опубликованного в газете г. Нью-Йорка 21 декабря 1913 г., был английский журналист, который эмигрировал в Америку. Читателям эксперимент понравился, и головоломки этого журналиста стали печататься в самых разных изданиях. Любопытно, что один из первых кроссвордов был составлен в тюрьме. Житель Кейптауна (ЮАР), став виновником автокатастрофы, угодил на три года за решетку. Чтобы скоротать дни в камере, он придумывал слова и вписывал их в квадратные плитки, которыми был вымощен пол. Затем он переносил слова на бумагу, зашифровывал их и посылал в местную газету. Читатели завалили редакцию просьбами продолжить необычную игру. Именно этим рассказом обусловлена иллюстрация к шестой передаче, на которой в шуточной форме изображен заключенный, составляющий кроссворд на полу своей тюремной камеры. Кроме того, на этой передаче дается кроссворд, который предлагается отгадать третьеклассникам. Если позволяет время, шестиклассники рассказывают о других играх со словами, которые они знают. Завершает урок учитель-ведущий. Он сообщает материал, который был представлен в ходе передачи, и говорит, что ребята могут написать письма в адрес передачи, в которых ребята могут написать, что бы они еще хотели узнать о русском языке, задать вопросы по теме этого выпуска, a также выразить пожелания об иных формах его проведения. Таким образом, встречи школьников разного возраста при подготовке и проведении передачи “Пусть говорят” могут состояться не один раз.

Цели:

  • прививать любовь к великому русскому языку, повышать общую языковую культуру;
  • развивать любознательность, познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету;
  • учить общению со сверстниками и единомышленниками, формировать чувство коллективизма.

Оформление: на доске высказывания о слове С.И.Ожегова и В.И. Даля.

1. Оргмомент

Участники игры делятся на две команды. Ведущий – учитель. Жюри – старшеклассники.

2. Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос: что же такое слово? (Ответы учащихся).
Заглянем в словарь:
«Слово – единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». С.И.Ожегов.
А по определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

3. Разминка

Вопросы задаются командам быстро, отвечает вся команда. Если ответа нет, то может ответить другая команда.)

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «Ц»).
2. Что общего у дня и ночи? («Ь» на конце).
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет).
4. В каком слове буква А повторяется сорок раз? (Сорока).
5. Что находится между горой и оврагом? (Союз И).
6. Какое государство можно носить на голове? (Панама).
7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень).
8. Из какого полотна не сшить рубашки? (Железнодорожного).
9. Какой город летает? (Орёл).
10. Какой птицей можно достать воду из колодца? (Журавлём).
11. Какая мушка не летает? (У ружья).
12. На какой плитке не поджарить яичницу? (Кафельной).
13. Какую шляпку нельзя надеть? (У гвоздя).
14. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене).

4. Конкурс знатоков норм русского языка

Учитель: Расставьте правильно ударение в словах (по 1 человеку от команды) :

1 команда – агент, гусеница, торты, балуюсь, комбайнер, тефтели, кухонный, украинский, красивее.
2 команда – мельком, мусоропровод, вахтер, щавель, силос, квартал, августовский,кружево, копировать.

Учитель: Пока выполняется это задание, остальным членам команд предстоит ответить на вопросы:

Как говорить правильно:

– Я извиняюсь или извините, пожалуйста?
– Я кладу или ложу?
– Мы не хотим или не хочем?
– Сколько времени или который час?
– Телефон звонИт или звОнит?
– ГрушОвый или грУшевый?

5. Конкурс знатоков пословиц.

Учитель: В нашей речи часто употребляются пословицы и поговорки, которые создал наш народ. А сможете ли вы определить, о какой поговорке идёт речь?

(Отвечает вся команда)

– В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха).
– Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезешь).
– Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту? (Положить зубы на полку).
– Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
– Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг)
– О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог даёт).

Учитель: Мудрость предков звучит на различных языках по-разному. Попробуйте подобрать к пословицам разных народов соответствующие по смыслу русские пословицы. (Отвечает вся команда).

– Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь – людей насмешишь.)
– Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
– Киргизская: «Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
– Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнёшь. Как аукнется, так и откликнется).
– Таджикская: «Ещё не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда». (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда).
– Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
– Удмуртская: «Слово не стрела, а сердце пронзает». (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь).
– Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гуляй смело).

Учитель: Продолжите поговорку. (Отвечает вся команда).

– Сам пропадай… (а товарища выручай).
– По одёжке встречают… (по уму провожают).
– Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
– Глаза страшатся… (а руки делают).
– С кем поведёшься… (от того и наберёшься).
– Грамоте учиться… (всегда пригодится).
– Любишь кататься… (люби и саночки возить).
– Не зная броду… (не суйся в воду).
– Что посеешь… (то и пожнёшь).
– Кто не работает… (тот не ест).

6. Конкурс фразеологизмов

Учитель: Русский язык очень богат фразеологизмами. Их источники различны. Одни возникли на основе наблюдений человека над природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями, третьи вышли из сказок, легенд, песен. Знаете ли вы, что означают фразеологизмы и откуда они пришли в нашу речь?

(Отвечает вся команда) :

– Остаться у разбитого корыта. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
– Слона-то я и не приметил. (И.С.Крылов. Басня «Любопытный»).
– Сизифов труд. (бесполезный, напрасный труд).
– Авгиевы конюшни.(очень загрязнённое место).
– Ахиллесова пята. (слабое, уязвимое место).
– Троянский конь. (неожиданное предательство).

Учитель: Замените фразеологизм синонимом:

– Делать из мухи слона (преувеличивать).
– Два сапога – пара (очень похожи).
– Заблудиться в трёх соснах (не разобраться в чём-то простом).
– После дождичка в четверг (никогда или не очень скоро).
– Во всё горло (очень громко).
– Повесить нос (огорчиться).
– Ходить на голове (шалить, беситься).
– С глазу на глаз (наедине, без свидетелей).
– Ни в зуб ногой (ничего не знать).
– Путаться под ногами (мешать).
– Плевать в потолок (бездельничать).

Учитель: Подобрать как можно больше фразеологизмов со значением «быстро». (Задание выполняет команда письменно в течение определённого времени одновременно).

Предполагаемый ответ: во все лопатки, во весь дух, изо всех сил, на всех парах, на всех парусах, очертя голову, сломя голову, со всех ног, что есть духу, что есть силы).

7. Конкурс знатоков орфографии.

Учитель: Любите ли вы разгадывать кроссворды? А нужно ли знать орфографию, чтобы это делать? Давайте проверим. (Каждой команде даётся кроссворд. Пока команды разгадывают кроссворды, жюри подводит предварительные итоги.)

  1. Молодые побеги растения.
  2. Мальчик, юноша.
  3. Человек, выращивающий растения.
  4. Количество лет, которые прожил человек.
  5. Растениеводство, животноводство – это … сельского хозяйства.
  6. Увеличение, прибавление в количестве.
  7. Сросшееся что-либо в одно целое.
  8. То, что всходит из семени при проращивании.
  9. Как иначе называется древесный гриб.
  10. Что измеряют в человеке.
  11. Берёзовая … .
  12. Человек, дающий деньги в долг под проценты.
  13. Густо разросшиеся кустарники, деревья.

Ответы: 1 – поросль, 2 – подросток, 3 – растениевод, 4 – возраст, 5 – отрасль, 6 – прирост, 7 – сросток, 8 – росток, 9 – нарост, 10 – рост, 11 – роща, 12 – ростовщик, 13 – заросли.

8. Подведение итогов. Награждение победителей

Интеллектуальная игра по русскому языку (5 класс)

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Цели урока :

1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;

2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;

3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Краткое описание : игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на 4 команды, состав команды - 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.

Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.

КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)

Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ - 1 балл .)

1. Что посеешь, … (то и пожнешь).

2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).

3. Кончил дело - … (гуляй смело).

4. Волков бояться - … (в лес не ходить).

5. С кем поведешься - … (от того и наберешься).

6. Как аукнется - … (так и откликнется).

7. За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь).

8. Тяжело в учении - … (легко в бою).

9. Любишь кататься - …(люби и саночки возить).

10. Учение - свет, … (а неученье - тьма).

11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).

12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).

КОНКУРС 2. «ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ» (на карточках)

Разгадайте принцип, по которому составлены данные «фонетические пропорции» (соотношения, равенства), и решите их. Чего не хватает? (за каждый правильный ответ - 1 балл ).

1) А / Я = О / ? (Ё)

2) М / М’ = Р / ? (Р’)

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ? (С’ Ш)

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ? (ШЕЙ)

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ? (ТОЛЬ)

Что такое толь? (дополнительный балл ).

*Толь - пропитанный водонепроницаемым составом картон, употребляемый как кровельный, изоляционный материал.

КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)

Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово - 1 балл ).

1) Приставка - в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень - в слове СНЕЖИНКА, суффикс - в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ - в слове УЧЕНИКИ (подснежники ).

2) Корень - в слове ДВОРНИК, суффикс - в слове СТОЛОВАЯ, окончание - в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый ).

3) Приставка - в слове ЗАХОД, корень - в слове ГОРОДА, суффикс - в слове СТОРОНКА, окончание - в слове ЗИМА (загородка ).

4) Корень - в слове МОЛОДОЙ, суффикс - в слове ПАЛЬЦЫ, окончание - в слове ТРАВЫ (молодцы ).

Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!

КОНКУРС 4. «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (стихотворения на карточках)

Перед вами два стихотворения. Первое принадлежит перу В. Берестова («Луноход»), второе - Леониду Мартынову («Чет и нечет»).

1. Прочитайте первое стихотворение и скажите, сколько в нем слов, имеющих такой же корень, как и в слове лунатик ?

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

(Луноход, прилунился, лунолёт, Луны; лунка - не однокоренное слово!).

(За каждое найденное слово - 1 балл ).

2. Прочитайте второе стихотворение и ответьте, есть ли среди сопоставляемых поэтом слов однокоренные?

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)

(правильный ответ - 1 балл )

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )

2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных )

3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное ).

4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы ).

5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс ).

6. Неопределённая форма глагола (инфинитив ).

7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение ).

8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение ).

9. Часть слова без окончания (основа ).

10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение ).

11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное ).

12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика ).

КОНКУРС 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Внимательно послушайте миниатюру Феликса Давидовича Кривина из книги «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола» (текст читается 2 раза). Ответьте на вопрос: какие пословицы, фразеологизмы со словом язык он использовал? Вспомните другие пословицы и фразеологизмы со словом язык .

Говорят, наши пороки - продолжение наших добродетелей. В этом случае такая добродетель, как язык, имеет весьма пышное продолжение. По крайней мере, больше тратится усилий, чтобы заставить его замолчать, нежели на то, чтобы поощрить его к разговору. Ну, допустим, кого-то тянут за язык, кому-то развязывают язык, с кем-то находят общий язык… А все остальное - призыв к молчанию. Тут надо и прикусить язык, и придержать язык, и проглотить язык - в особо опасных случаях. Рекомендуется держать язык на привязи, а проще говоря - за зубами. В противном случае - тут тебе и пожелание типуна на язык, и совет языку отсохнуть, и сожаление, что язык без костей. Дело, впрочем, не ограничивается одними пожеланиями. Совершается немало решительных действий, чтобы не дать языку заговорить: и наступают на язык, и укорачивают язык, и стараются не дать языку воли. Потому что считается, что язык наш - враг наш, что он страшнее пистолета, что он длинный, что он злой и вообще плохо подвешен. О добрых языках почему-то в народе умалчивают. И даже всемогущее Слово считают всего лишь серебром, тогда как молчание - золотом. Если судить по этим изречениям, можно подумать, что людям вообще не нужен язык, что он для них - обуза. Но и то плохое, что сказано о языке, сказано благодаря языку… На этом и основывается оптимизм языковедов… (Кривин Ф.Д. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола»).

Фразеологизмы :

Тянуть за язык - вынуждать что-либо сказать, ответить.

Развязать кому-то язык - заставить говорить.

Находить общий язык - договариваться.

Прикусить язык - замолчать.

Придержать язык - помалкивать, поменьше говорить.

Проглотить язык - замолчать.

Держать язык на привязи / за зубами - молчать, не болтать, не говорить лишнего, быть осторожным в высказываниях.

Типун тебе на язык - недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует.

Чтоб у меня язык отсох - клятвенного заверение в том, что сказанное мной - правда.

Язык без костей - кто-то очень болтлив, болтает всякий вздор.

Наступают на язык - заставляют молчать.

Укоротить язык - заставить кого-либо поменьше болтать, быть менее дерзким.

Не дать языку воли - не позволять говорить лишнее.

Длинный язык - кто-то очень болтлив, говорит много лишнего.

Злой язык - манера, способность остро, резко, насмешливо говорить, судить о ком-либо, чем-либо.

Язык плохо подвешен - кто-то не умеет свободно излагать свои мысли.

Пословицы:

Язык мой - враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.

Слово - серебро, молчание - золото.

+ (собственные примеры)

Мал язык, да всем телом владеет.

Язык до Киева доведет.

КОНКУРС 7. «ПАРОЧКИ СЛОВ» (устно)

Запишите пары слов: песня и стих , гол и пас , два и три . Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство (правильный ответ - 3 балла ).

(Вторые слова могут пониматься как глагольные формы).

КОНКУРС 8. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)

Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение - 3 балла ):

1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.

2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».

3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.

4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».

5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».

6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.

(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).

КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? (они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень )

5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы )

КОНКУРС 10. «СОБЕРИ ТЕКСТ» (раздаточный материал)

Расположите данные вам предложения в правильном порядке, чтобы получился связанный текст. Команды должны собрать два текста. По итогам конкурса капитаны команд читают тексты вслух (правильно составленный текст оценивается в 3 балла ).

Ответы

Текст №1

1. Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

2. Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

3. Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

4. Голова сказала: «Разойдемся!».

5. И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

6. Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Текст №2

1. У одного отца было два сына.

2. Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

3. Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

4. Они пошли судиться к соседу.

5. Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

6. Они сказали: «Он велел делить все пополам».

7. Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

8. Братья послушали соседа, и у них ничего не осталось.


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Фонетические пропорции»

1) А / Я = О / ?

2) М / М’ = Р / ?

3) В Б / Ф П = З’ Ж / ?

4) ЯР / РАЙ = ЕШЬ / ?

5) ТОПОР / РОПОТ = ЛЕД / ?

«Родственные слова»

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Чет и нечет

Попробуешь

Слова сличить -

И аж мороз идет по коже!

«Мучить» и «учить»

Звучат извечно так похоже.

Но и бывает смысл иной,

Доподлинно необъяснимый:

Казнящий ли владел казной,

Или казной владел казнимый?

Земля и тля. Вина - вино.

Апрель и прель. Мороз и проседь…

Все это будет не одно,

Но от другого не отбросить!

Березка - розга. Лик и лак,

Увечить и увековичить…

Неужто это просто так,

Одна случайность -

Чет и нечет?

Текст №1

И хвост оторвался от головы и пополз вперед.

Голова сказала: «Разойдемся!».

Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.

Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».

Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.

Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».

Текст №2

Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду»

Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»

Они сказали: «Он велел делить все пополам».

Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».

Они пошли судиться к соседу.

У одного отца было два сына.

Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.

Интеллектуально – познавательная игра "Русский язык"

Внеклассное мероприятие по русскому языку 5-7 класс

Описание работы: предлагаю Вашему вниманию разработку интеллектуально-познавательной игры "Русский язык" для учащихся 5-7 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка, классным руководителям.
Цель : создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению русского языка.
Задачи:
1. Развитие логического и творческого мышления.
2. Развитие внимания, памяти, наблюдательности, мыслительных процессов.
3. Развитие навыков командной работы.

Пояснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Использовать такую форму можно как на уроке, так и во внеклассной работе.

1 конкурс. РАЗМИНКА.
Ведущий:
Ответьте, о ком или о чем говорится.
1)«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей (дневник).
2) Что такое ручкохранилище? (пенал).
3) Земля, которую может покрутить любой желающий (глобус).
4) Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника (звонок).
5) Как называется школьный известняк? (мел).
6) Предмет, опровергающий поговорку «Что написано пером, не вырубишь топором» (ластик).
7) Слово белый по отношению к слову черный (антоним).
8) Пишется так же, но смысл другой (омоним).
9) Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (корень).
10) Он бывает между корнем и окончанием (суффикс).
11) В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (в О да.)
12) Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С. Пушкин призвал «жечь сердца людей» (глагол).

2 Конкурс. ПОСТИЖЕНИЕ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ.
Ведущий:
Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной.
Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы: вспомните соответствующие пословицы и поговорки, сформулируйте их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к
поговоркам.
1. Он здоровый, в здоровом теле... (здоровый дух).
2. Часть одежды, которую рекомендуют держать шире... (карман шире).
3. У него глаза велики... (у страха).
4. Только там бывает бесплатный сыр... (в мышеловке).
5. Ее ждут, сидя у моря... (погоды).
6. Эта часть предмета бывает золотой... (середина).
7. Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (кашу – «сапоги каши просят»).

3 Конкурс. «ЧТО ЭТО? КТО ЭТО?»
Ведущий:
Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле... АВТОРУЧКА
Этот пони – день недели... ПОНЕДЕЛЬНИК
Этот плот – из полотна... ПОЛОТЕНЦЕ
Этот рак сильней слона... ТРАКТОР
Эта марка ест бананы... МАРТЫШКА
Этот сыр – с лесной поляны... СЫРОЕЖКА

4 Конкурс. РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ.
Ведущий:
Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях.
Например:
Букву Е
БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:

5 Конкурс. РЕДАКТОР.
Ведущий:
В этом конкурсе я проверю ваше умение правильно строить предложения.
Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
1) Я одел пальто и пошел гулять (на себя – надел).
2) Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками (известен всей школе).
3) У дороги стоял пожилой гриб (старый).
4) Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов (из-за).
5) Она уверена в свои силы (уверена в своих силах).

6 Конкурс. УСТНАЯ РЕЧЬ.
Ведущий:
В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его объяснением (букву).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.

7 Конкурс. ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА.
Ведущий:
читает стихотворение О. Высоцкой
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом у теплой печи
Повторяем части речи!

Ведущий:
Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные.
Храбрый – храбрость, сильный – сила, гордый – гордость, мудрый – мудрость, грубый – грубость, веселый – веселье, умный – ум, смелый – смелость, добрый – доброта, богатый – богатство, ленивый – лень.

Подведение итогов.

Ведущий:
Читает высказывание И.С.Тургенева:"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

Всем участникам вручается брошюра "Русский язык".

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вилинская средняя общеобразовательная школа №1»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Бронина Виктория Дмитриевна

Тема : «Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Цели :

    Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

    Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

    Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

    Расширить словарный запас, прививать любовь к родному языку.

    Сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету.

    Развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах.

    Повысить интерес к учению.

    Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживание

Оборудование: материалы, средства : бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями.

Оформление доски:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

команда команда

(Грамотеи) (Знатоки)

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

I . Вступительная часть

1. Учитель:

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Посвящён он году русского языка и чтения.

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

Но нередко встречаются такие ситуации:

Сценка

– Как живешь?
– Нормально.
– А с учебой как?
– Нормально.
– Ты, говорят, болел... Теперь-то все в порядке?
– Нормально.
– Хорошо, значит?
– Ну я же говорю – нормально.
– Странно ты говоришь...
– Почему? Нормально.
– Ты считаешь – нормально?
– Нормально.
– Да-а, странно... А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на этого мальчика!

И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку,

проверим свои знания.

Учите русский годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Итак, мы начинаем наш «Счастливый случай».

Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены -
Начинаем состязание!

II . Основная часть. Игра «Счастливый случай»

1. Представление команд. (Название, эмблема.)

Представление жюри

Каждой команде за 1 минуту задаются вопросы, на которые они должны ответить, и за каждый правильный ответ получить по 1 баллу (в быстром темпе).

Вопросы для первой команды

1. Сколько букв в русском алфавите? (33 )
2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка )
3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое )
4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6 )
5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3 )
6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто ? что ? (Существительное )
7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы )
8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка )
9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха )
10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст )
11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква )
12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень )
13. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е , ё , я , ю . (Разделительный твердый знак )
14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог )

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит )
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные )

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10 )
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6 )
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой ? какая ? какое ? какие ? (Прилагательное )
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра )
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2 )
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы )

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол )

11. Подберите синоним к слову верный . (Преданный ).

12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим )

13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание )
14. Сколько согласных в слове денёк ? (3 )

3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе».

Игроки команд обмениваются с противниками заготовленными вопросами-загадками.

4. Третий гейм: «Заморочки» из бочки».

Представители команд по очереди должны будут вытаскивать бочонок с номером вопроса 1,2,3,4,5,6. Ведущий читает вопрос. За каждый правильный ответ- 1 балл

1.О чём идёт речь?

«Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.)

2. О чем идёт речь?

Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко)

3. Отгадайте шараду:

Мой первый слог – простой предлог,

Звериный рот – второй мой слог.

А если целое прочтёшь,

То сразу в бездну упадёшь. (Про-пасть)

4 . “Фразеологический зверинец”

Добавить недостающее слово – название животного.

5. «Закончи пословицу»

Труд кормит, а лень….. портит.

Как аукнется, так и….. откликнется.

Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.

Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.

Сам погибай, а товарища…. выручай.

Мир строит, а война…….. разрушает.

6. Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их.

Каков разум,

а плод сладок.

Корень учения горек,

а человек знанием.

Красна птица оперением,

таковы и речи.

5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка».

За каждый правильный ответ – 2 балла..

(Вопросы задаются поочерёдно каждой команде)

1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её:

1 команда - Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).

2 команда - По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).

2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды: в качестве одушевленного существительного и в качестве неодушевленного существительного:

1 команда – ласка

2 команда - гусеница

6. Пятый гейм: «Гонка за лидером».

Для каждой команды выделяется по одной минуте, в течение которой надо ответить на наибольшее количество вопросов. Можно говорить «ДАЛЬШЕ», если команда не знает ответа и надо сэкономить время.

Начинает проигрывающая команда.

Вопросы первой команде.

    Часть речи, обозначающая предмет (Существительное )

2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы)

3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс)

4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив )

5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение )

    Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

    Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).

    Назови синоним слова актёр . (Артист)

    Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг)

    В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер).

    Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц)

    Что означает имя Виктор? (Победитель)

    Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека).

    Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем-либо. (Каши не сваришь)

Вопросы второй команде.

    Часть слова без окончания. (Основа )

    Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение )

    Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное )

    Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика )

    Сколько букв в русском алфавите? (33 )

    Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

    Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)

    Назови синоним слова тревога (Беспокойство)

    Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем-нибудь. (Сверстник, одногодка)

    В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или тёмная душа? (тёмная ночь)

    Я – синоним осьминога,

а без с – в метле нас много. (Спрут - прут)

    Что означает имя Екатерина? (греческое) - чистота, благопристойность).

    Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

    Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

    Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что сделанный, изготовленный. (С иголочки)

7. Подведение итогов.

Закончена игра «Счастливый случай».…

Пришла пора итоги подвести:
Все баллы подсчитать.

И лидеров назвать.

Вердикт жюри

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч!

8. Награждение победителей.