Информация музей усадьба веневитиновых общая характеристика. Музей-усадьба дмитрия веневитинова, подразделение государственного бюджетного учреждения культуры воронежской области "воронежский областной литературный музей имени и.с. никитина". Обзорная и т

Экспозиция музея-усадьбы рассказывает о жизни и творчестве выдающегося русского поэта, философа и критика Дмитрия Веневитинова и о других представителях этого дворянского рода.

Стоимость билетов:

Для лиц, старше 14 лет – 115 руб.
Для пенсионеров – 60 руб. (50% скидка от стоимости билета)
Для детей – 50 руб.

Экскурсии:

в составе группы свыше пяти человек:

  • для лиц, старше 14 лет – до 175 руб. ,
  • для детей – 70 руб.

в составе группы менее пяти человек:

  • для лиц, старше 14 лет – до 230 руб .
  • для детей – не проводятся

Бесплатно (при предъявлении удостоверяющих документов):

  • ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;
  • неработающие инвалиды I и II групп;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие срочной службы;
  • курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды;
  • престарелые граждане, находящиеся в домах - интернатах;
  • дети в возрасте до 7 лет;
  • сотрудники музеев РФ;
  • Первая среда каждого месяца – в режиме самостоятельного осмотра экспозиций и выставок лицами, обучающимися по основным профессиональным образовательным программам, при предъявлении ими студенческого билета.
  • Последняя среда каждого месяца – для лиц, не достигших восемнадцати лет, при предъявлении паспорта или свидетельства о рождении
  • Первый четверг каждого месяца – для многодетных семей, включая бесплатное экскурсионное обслуживание.

Как нас найти:

396034, Воронежская область, Рамонский район, с. Новоживотинное, ул. Школьная, 18

Часы работы

Среда, пятница, суббота, воскресенье – 10:00-18:00
Четверг – 12:00-20:00
Понедельник, вторник – выходной

Касса закрывается за 30 мин. до окончания работы

Описание объекта:

Музей-усадьба – это комплекс жилых, хозяйственных и парковых построек ХVІІ – начала ХХ веков. В настоящее время общая площадь музея-усадьбы около трёх гектаров и включает в себя двухэтажный особняк, флигель и парковую зону.

Усадьба принадлежала старинному дворянскому роду Веневитиновых. Здесь провел свои юные годы русский поэт начала XIX в. Д.В. Веневитинов.

С усадьбой тесно связаны и другие известные имена – историка, археолога, поэта, писателя и общественного деятеля Михаила Веневитинова, племянника Дмитрия Веневитинова, а также английской писательницы и композитора Этель Лилиан Войнич, автора знаменитого романа "Овод", которая с 1887 года в семье Веневитиновых два года проработала гувернанткой и учителем музыки и английского языка.

В залах музея экспонируются редкие материалы из его фондов: подлинные указы петровской эпохи, редкие карты XVIII в., труды М.А. Веневитинова, сочинения Д.В. Веневитинова, старинная мебель, раритетные книги, семейные портреты и многое другое.

Усадьба представляет собой прекрасное место для отдыха и созерцания, где тишина и романтика мира дворянской усадьбы помогают на время забыть о суете, перелистать уникальные страницы "воронежской старины"

Дмитрий Веневитинов был четвероюродным братом Александра Пушкина и стал прототипом Владимира Ленского в "Евгении Онегине".

Усадьба Веневитиновых является единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой, сохранившейся в наиболее полном состоянии, годы основания которой уходят своими корнями в допетровское время середины XVII века.

Музей-усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.

Так сложилось, что за один день мы посетили сразу две довольно известные и популярные достопримечательности Воронежской области: замок принцессы Ольденбургской и музей-усадьбу Д.В. Веневитинова . Поэтому каждый раз невольно возникали сравнения одного места с другим. Каждое оказалось по-своему интересным и живописным, но оставило совершенно разные впечатления и эмоции. В одном мы искали следы приведений и былого великолепия, вспоминая множество легенд и загадок, которыми в большом количестве овеян замок принцессы Ольденбургской. О другом совершенно толком ничего не знали, в памяти всплывала только знаменитая английская писательница Этель Войнич, которая какое-то время работала гувернанткой в усадьбе Веневитиновых.
Этот пост будет, конечно, не битвой титанов усадеб, а скорее попыткой понять историческую значимость людей, которые жили в этих местах и оставили о себе громкую и не очень славу. Возможно, мой рассказ о замке принцессы Ольденбургской и музее-усадьбе Д.В. Веневитинова заставит вас немного по-другому взглянуть на эти места.

“Что в имени тебе моем? ”

Что в нем? Забытое давно…
Кстати из всего древнего дворянского рода Веневитиновых выбрали именно Дмитрия Владимировича, чьим именем и назвали усадьбу. Он приходился дальним родственником А.С. Пушкину и сам был поэтом и философом. Хотя здесь всего лишь прошли детские годы чудесные Димы.


Почему именно его? Наверно на фоне остальных родственников его роль в истории оказалась более значительная. И вправду, если почитать историю рода Веневитиновых, очевидным становится одно, что все они умели вести исправную службу перед государем, а некоторые, вовремя «подлизавшись», сделать прекрасную карьеру. И, в общем-то, и всё. Дмитрий Владимирович же считается основателем нового романтического направления в русской поэзии и авторитетным философом своего времени.


Самым «угодливым» из Веневитиновых оказался Антон Лаврентьевич, который довольно остроумным способом сумел угодить самому Петру Первому. Эта история с «бородой» меня особенно позабавила.


Во времена, когда Петр начал внедрять на русской земле всяческие европейские новшества, одним из нововведений было избавление знатных бояр от самого «ценного» – бороды. При этом вельможи ни за что с ней расставаться не хотели, в том числе и воронежские. А вот Антон Веневитинов решил подойти к делу не только с юмором, но и с дальним прицелом.


Сбрив бороду, он не стал ее выбрасывать, а «аля Дед Мороз» привязал ее к подбородку. Во время осмотра бояр Петр Первый ничего не подозревая потянул Антона Лаврентьевича за бороду, но та благополучно отвалившись осталась в его руках. Государь оценил шутку Веневитинова и назначил его на государеву службу с хорошим «окладом». Вот так, благодаря бороде и не сильно большой принципиальности по отношению к древним обычаям, Антон Лаврентьевич сделал весьма хорошую карьеру.

А вот имена Александра Петровича и Евгении Максимилиановны Ольденбургских вряд ли забудутся потомками. Вклад, который они внесли в развитие и процветание Отечества весьма и весьма значителен.


В основном замок Ольденбургских ассоциируется с Евгенией Максимилиановной, т.к. именно она развила в Рамони самую бурную деятельность, которая принесла многочисленные плоды. И собственно построила самую главную достопримечательность – замок.


Получив в подарок от императора имение в поселке Рамонь, Евгения Максимилиановна с присущим ей энтузиазмом взялась за обустройство своих владений. Малопроизводительный сахарный завод оснастила новой техникой, улучшила производство и построила для нужд завода железнодорожную ветку до станции Графская. По ней впоследствии перевозили не только грузы, но и пассажиров.
Чуть позже появилась кондитерская фабрика. Изготавливаемые конфеты были обернуты не в простые фантики, а в красочные обертки, над которыми работали умелые художники. Фабрика принесла Ольденбургским мировую славу, ее продукция снискала признание и большое количество наград на самых престижных европейских конкурсах. В 1911 году воронежские предприниматели выкупили и перевезли фабричное оборудование из Рамони в Воронеж, где оно дало продолжение «сладкому» бизнесу: Воронежская кондитерская фабрика существует по сей день.


Принцесса Евгения построила лечебницу, школу, мастерские, конезавод, бесплатную столовую для рабочих, водонапорную башню. Был проведен водопровод и электричество. «Зверинец» Евгении Максимилиановны стал началом для Воронежского биосферного заповедника, который в наше время с удовольствием посещают гости и местные жители.




Вся жизнь принцессы проходила в трудах и заботах о ближних. Она лично обходила все производства, следила за порядком и сама пробовала еду, приготовленную для рабочих. Они с мужем стали крестными практически каждому родившемуся при них в селе ребенку.
Кстати, у Александра Петровича Ольденбургского заслуг не меньше, чем у его жены. Занимался благотворительностью, санитарной деятельностью в армии, открыл Институт Экспериментальной Медицины в Петербурге, основал первый на Кавказском побережье климатический курорт в Гаграх.
Думаю, что еще даже не все перечислила из того, что сделала и оставила для нас эта супружеская чета. А самое примечательное, что плодами их трудов мы до сих пор пользуемся.

Что притягательнее: парадный блеск или таинственная полуразруха?

Усадьба Веневитиновых – классическая дворянская усадьба. Потеряв немного в территории - в советское время побыла школой, детским домом, а в годы войны использовалась под воинскую часть - все равно сохранила свои исторические черты.




При входе всех встречает Дмитрий Владимирович Веневитинов, увековеченный, уже известным нам по памятнику Высоцкому, местным скульптором Максимом Дикуновым.


Усадьба расположена на живописном левом берегу Дона. Дорога к реке проходит через красивый парк, где приятно прогуляться по тенистым аллеям, понаблюдать за лягушками в пруду и устремиться мыслями вслед за быстрыми водами Дона,


Поудобнее устроившись там, где открываются лучшие виды на реку.


Несомненно, здесь приятно посидеть в тишине, пытаясь представить, как жили тут люди несколько сотен лет назад, но нет во всем этом душевности и желания вернуться. Наверно, лично меня, не сильно тронул род Веневитиновых, чтобы захотеть продолжить углубляться в их историю.



Красивые въездные ворота с башнями, мощные стены замка – все говорит о фундаментальности постройки.


Но внутри, увы и ах…




Вообще со всеми этими реставрациями и восстановлениями здесь происходят постоянно непонятные истории. Вроде и инвесторы находятся, и договора подписываются и даже что-то восстанавливать начали, но каждый раз все стопорится и практически не двигается с мертвой точки.
Длинным шлейфом не перестают тянуться истории о таинственных явлениях, происходящих в замке. Рассказывают, будто рабочим, выполнявшим ремонт, являлись призраки, то кто-то постоянно мешал выполнять работы. Все эти увлекательные байки хорошо играют на врожденном любопытстве туристов.


А чего стоят истории про саму принцессу. И кровь молодых девушек пила, и слуг своих держала в подвале, отдавая на растерзание хищным зверям, и проклял замок обиженный на Евгению Черный лекарь и куча еще всевозможных страшилок.
Честно говоря, спустившись в подвал, невольно и не в такое поверишь. Мрачные, полуразрушенные помещения, от которых так и веет холодом и всевозможными загадками.







Опять же возникает вопрос: если ты не принадлежишь ни к какому сообществу, зачем в своем доме делать такие изображения?
Загадки, тайны и легенды – это все необыкновенно манит и привлекает в замок принцессы Ольденбургской.


Наше природное любопытство нам не давало покоя, и мы разговорились со смотрительницей, пытаясь выяснить, имеют ли место здесь необычные явления. Смотрительница заверила, что никаких приведений, звуков, стонов и шорохов они в замке за время своей работы не наблюдали. А жаль…


И все-таки, ведь дыма без огня не бывает. Единственное, что еще удалось выяснить, что Евгения Максимилиановна была дамой очень жесткой, а возможно и жестокой. Будучи настоящей бизнес-вумен, она была очень требовательна к своим рабочим во всем и за провинности всегда наказывала. Возможно, это качество и породило эти многочисленные зловещие истории.
В общем, гуляя по полуразрушенным покоям замка, довольно увлекательно присматриваться к деталям и строить догадки по поводу необычной истории людей его населявших.


Как будет развиваться судьба замка принцессы Ольденбургской так и не известно. Усадьбе Веневитиновых опять повезло больше: музей относится к объектам культурного наследия федерального значения и спонсируется из того же бюджета. А вот замок под «крылом» у областного бюджета и результат, как видим, на лицо.

Еще мне очень понравилась фраза нашего друга: «Одни построили больницу, школу, фабрику и сделали кучу других добрых дел, а заслуги других, мягко говоря, меркнут на их фоне. А что мы видим?»

Вот такой парадокс…

Замок принцессы Ольденбургской. Как доехать?

Замок находится в поселке Рамонь Воронежской области. Ехать по М4, свернуть по указателю вправо (если ехать из Воронежа) и двигаться еще 7 километров.
Координаты: 51.917805, 39.346161
От Воронежа до замка 47,5 километров, от Москвы - 495.
Адрес: Воронежская область, п. Рамонь, ул. Школьная, 27

Музей-усадьба Д.В. Веневитинова. Как доехать?

Усадьба находится в с. Новоживотинное Воронежской области. Находится с левой стороны от трассы М4 (если ехать из Воронежа).
Координаты: 51.890331, 39.167831
От Воронежа до усадьбы Веневитинова всего 39 километров.

Маленькой жемчужиной Подворонежья называют усадьбу Веневитиновых . Она раскинулась на крутом левом берегу Дона и просматривается на многие версты. Здесь провели свою жизнь многие поколения знаменитой дворянской семьи Веневитиновых. В документальной летописи рода отразились многие ключевые события из истории края. Фамилия Веневитиновых была одной из старейших воронежских фамилий . Она восходит к служилым людям (военнослужащим), охранявшим российские рубежи в средневековой крепости Воронеж.

Антон Лаврентьевич (ок. 1655 – ок. 1715) – знаковая фигура в веневитиновском роду: именно благодаря Антону семья вошла в большое к доверие самому царю Петру I. Антон стал правой рукой царя среди местного дворянства, руководил первыми кораблестроительными кумпанствами, получая личные распоряжения от Петра I (сохранились подлинные указы). Отталкиваясь от отцовского капитала, сын Фаддей Антонович (ок. 1674 – 1747) занимался предпринимательством, стоял у истоков суконного дела в Воронеже.

Правнук петровского деятеля Петр Анкиндинович (1738 – 1799) был предводителем губернского дворянства, добился в 1780-е годы внесения Веневитиновых в родословную дворянскую книгу Воронежской губернии, для чего собрал необходимые документальные сведения о землевладениях предков. Выйдя в отставку, поселился в имении.

Есть все основания полагать, что еще в петровское время в Новоживотинном была основана господская усадьба с деревянным домом. Осталось предание, опубликованное в 1869 году историком М.А. Веневитиновым: «На берегу Дона (…) лет 40 тому назад сохранялся еще старый, полуразвалившийся деревянный дом весьма старинной постройки, в котором, по преданию, Петр I был принимаем и угощаем Фаддеем Веневитиновым, новоживотинским помещиком…»

Сохранившийся доныне каменный двухэтажный особняк – один из старейших, самых удивительных и неповторимых усадебных домов Воронежской области. Его архитектурная неповторимость в причудливом наслоении переделок, внесенных на протяжении нескольких архитектурных эпох. За переделками же стоит лабиринт человеческих судеб .

Первоначально дом имел вид очень высокой одноэтажной палаты. Во второй половине 18 века Петр Анкиндинович провел существенное расширение дома , изменил уровни этажей. Двухэтажный дом стал отвечать веяниям екатерининской усадебной архитектуры как по внешнему облику, так и по внутренней функциональной организации. Здание стало богаче по меркам конца XVIII столетия. Неизвестный архитектор грамотно и экономично удовлетворил запросы хозяев.

На рубеже 18 и 19 веков Петр Акиндинович и его сын – отец поэта Владимир Петрович (1777–1814) – начинают перелицовывать всю жилую часть усадьбы в соответствии с веяниями классицизма. При В.П.Веневитинове усадьба приобретает статус загородной , а дом становится летним, так как все семейство зимой проживало в Москве С Новоживотиновской усадьбой Веневитиновых связано детство замечательного русского поэта-романтика и зачинателя российской философской поэзии Дмитрия Владимировича Веневитинова (1805–1827). Родители привозили его сюда ребенком. Дмитрий очень спешил менял лошадей на станциях Московского тракта, наконец, достиг цели своего путешествия, когда уже смеркалось, и приближалась гроза. Он вместе с грозой и ливнем влетел в Новоживотинное, и пред ним лежало его имение.

Мысли поэта то и дело спешили к Дону. Он любил гулять вдоль его берегов и утром, и поздно ночью при полной луне любоваться его течением. Дмитрий Веневитинов дает емкое, глубоко философское сравнение: «Дон – как само человеческое счастье». «Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, также мирно, как само счастье…»

Новоживотинное стало душевной пристанью и для выдающегося племянника поэта – Михаила Алексеевича Веневитинова (1844–1901) – ученого-историка и мецената, автора известных книг, исследователя воронежской старины и директора Московского Румянцевского музея (послужил основой для создания Библиотеки имени В.И. Ленина). Он и на свет, видимо, появился Новоживотинном, и скончался там. Именно М.А. Веневитинов всю жизнь оставался главным и добрым хранителем родового очага . Его стараниями усадебный дом стал удобным для жилья и внешне импозантным, сочетающим как старые черты барокко и классицизма, так и элементы необарокко и неоклассицизма. М.А. Веневитинова избирали губернским предводителем дворянства, на его средства строились училища и больницы.

Воспоминания о бытовании усадьбы оставил граф П.C. Шереметьев , владелец подмосковного Остафьева. Он посетил Новоживотинное в 1911г. и оставил подробные заметки: «От реки Воронеж до реки Дон верст 11. Обе реки текут рядом, образуя длинную полосу междуречья, воронежскую Месопотамию. Между обеими реками залегла дорога, старый Московский тракт. Эта самая северная часть Воронежской губернии, ранее других населенная русскими, входившая в состав Рязанского княжества. Говор здесь великорусский.… Через поля виднеется с. Новоживотинное на самом берегу Дона со старинной усадьбой. Церковь села довольно интересна. Это позднее барокко, скорее Елизаветинское. Внутренность явно середины 18 века, с итальянской потемневшей живописью. Усадьба здесь старинная. Белые каменные ворота ведут в широкий двор, обнесенной оградой с зеленым кругом посередине. Дом белый, каменный, двухэтажный…особенно интересен нижний этаж, старинный, по словам третьего владельца, относящийся ко времени царя Михаила Федоровича. Стены весьма толстые и у окон идут наискось. Спереди крытая веранда, уставленная плетеной мебелью. По обе стороны дома тенистый обширный сад, куда проникают через двое ворот с белыми каменными колоннами. Старые клены, дубы, вязы дают много тени. Особенно красива та часть сада, что выходит к реке. По довольно высокому берегу вдоль воды идет каменная низкая стена, по концам которой были две высокие башни, сложенные из плитняка… Длинная дорожка идет вдоль стены. Вид здесь чудесный вниз и вверх по реке. Широкая полоса воды и простор полей».

В 2005 году, к 200-летию со дня рождения Дмитрия Веневитинова, в партере усадьбы установлен памятник поэту работы скульптора Максима Дикунова.

Уже появился прекрасный новый объект экскурсионного показа – старинный веневитиновский парк , который, несомненно, принес усадьбе особенное очарование. Парк быстро преображается: он обрел лестничный спуск к Дону, смотровую площадку, аллеи, восстановленный пруд.

Традиционными стали визиты англичан Веневитиновых-Венвортов на праздничные мероприятия. В 1996 году сын Майкла Джеймс впервые побывал в Новоживотинном, был потрясен тем, что здесь хранят память о всем его роде, обещал привезти своего отца. И два года спустя уже сам 78-летний Майкл Венворт с супругой Бетти и детьми – сыном Джеймсом с женой Кэрол и дочерью Джейн с мужем Николасом – посетили музей-усадьбу. С тех пор потомки , как и их далекие предки, навсегда привязались к донской земле . Когда в 2001 году умер Майкл, ему в могилу положили баночку с грунтом, набранным в Новоживотинном возле старой разрушенной церкви.

Возрождаются православные традиции , которым всегда неукоснительно следовали Веневитиновы. По инициативе Музея-усадьбы в 2003 году установлен памятный знак на месте разрушенной церкви, а в 2004 году начато строительство нового сельского храма Михаила Архангела . Церковь вырастает при помощи потомков Веневитиновых: Венворты пожертвовали 60 тыс. рублей на кирпич.

См. также подразделения Литературного музея:

  • Музей-квартира М.Н. Мордасовой

Среди множества музеев и архитектурных памяток на территории Российской Федерации особенно выделяется усадьба Веневитинова (Воронеж). Построенная почти три века назад, она дарит посетителям ощущение тайны, погружает в атмосферу загадочности и величия. Со времени основания в здании мало что изменилось, однако даже постоянные посетители каждый раз обнаруживают какую-то новую, незамеченную ранее деталь. Веневитинова усадьба знаменита не только красотой внешнего оформления и внутреннего убранства. Ныне в ней располагается филиал Воронежского областного литературного музея имени Никитина.

Сегодня эта памятка открыта для посещения. Музей-усадьба Веневитинова едва ли не каждый день принимает пары молодоженов, которые заказывают фотосессию на территории поместья.

Филиал Воронежского музея

Собственно, одним только жилым зданием имение поэта не ограничивается. В его пределах также находились парк, конюшня, множественные хозяйственные постройки, флигель. Расположен филиал музея, некогда бывший обителью семейства, на территории площадью в три гектара.

Веневитинова усадьба - это одна из немногих построек своего времени, которая дошла до наших дней практически в идеальном состоянии.

На первом и втором этаже расположены экспозиции, которые представляют вниманию посетителя эпизоды из жизни Дмитрия и его семейства, творчество поэта. Помимо этого, перед визитерами открыты двери в парковую зону и окрестности дома. По этим местам можно прогуляться самостоятельно. Единственное - необходимо придерживаться строгих правил поведения: не повреждать имущество, не уносить с собой любые предметы, взятые из музея. Также существует запрет на употребление алкогольных напитков и наркотических веществ.

История

Сам род Веневитиновых на территории современной Воронежской области появился в начале 17 века. Первым владельцем удела на этих просторах стал Лаврентий Герасимович и его сын. Они приобрели порядка 10 тысяч десятин земли на левобережье На это место сразу же переселили несколько семей крестьян. Новые жители были родом из села Животинное. Чтобы сохранить память об их малой родине, новый населенный пункт было решено назвать Новоживотиным.

Позже сюда перенесли церковь, потому деревня превратилась в село, которое стало основным населенным пунктом в окрестности.

Но самого жилого здания еще не было. Только в начале 18 века на месте современной постройки был вырыт пруд и посажен парк. Веневитинова усадьба, по мнению специалистов, была построена в пределах 60-70-х годов 18 века. Еще через десятилетие обновили и Архангельскую церковь. С тех пор она стала каменной.

Из хозяйственной книги начала 19 века узнаем, что, помимо жилого здания, имелись также погреб, пара флигелей, ледник и сарай.

В дальнейшем история здания была более чем насыщенной. Хозяева заново оштукатурили фасад и снесли второй этаж. Во времена СССР Веневитинова усадьба служила для нужд школы, детского дома, в период ВОВ тут размещались военные. Соответственно, каждый новый хозяин менял планировку в зависимости от предназначения здания.

Реставрация

К моменту реставрации помещение было неузнаваемо по сравнению с тем вариантом, который был изначально. Веневитинова усадьба несколько раз перестраивалась, прежде чем обрела сегодняшние очертания. Впервые перепланировку провели только в 1988 году. Работы продолжались 6 лет, чтобы затем здесь расположился музей-усадьба Веневитинова.

Это семейство принимало участие во многих благотворительных мероприятиях, а также сделало весомый вклад в кораблестроение. Однако самым знаменитым представителем рода был именно Дмитрий Владимирович - поэт, философ, прозаик.

С 2005 года на территории поместья ему был поставлен памятник авторства Максима Дикунова.

Музей-усадьба Д. Веневитинова (Воронеж в 27 километрах от поместья) будто смотрит на своего хозяина, заключенного в бронзе.

Войнич в музее

Однако не только этим знаменито поместье. Еще один известный представитель этой фамилии - племянник Дмитрия Михаил. Он был знаменитым археологом и историком.

Усадьба графа Веневитинова также связана с именем Этель Лилиан Войнич, которая работала гувернанткой в этом доме. Она преподавала детям английский и литературу, а также учила манерам.

Именно после того как писательница побывала в России, она написала свой легендарный роман «Овод». Этель настолько прониклась жизнью местного населения, его переживаниями и недовольством еще и после прочтения книги «Подпольная Россия», что свой опыт пребывания в стране перенесла на бумагу, изменив имена и географию романа.

После она начала работать в редакции эмигрантского журнала «Свободная Россия» и продолжала поддерживать связь со своими заграничными друзьями из Петербурга.

и интерьер

Усадьба Веневитинова (воронежские экскурсионные бюро организовывают поездки) - это памятка федерального значения.

Сегодня дом насчитывает два этажа, практически полностью восстановлен интерьер. Нынешним внешним видом он обязан художнику-реставратору Максимально восстановлен дух 19 века. Обновленный экстерьер здания предлагает посетителям музея окунуться в атмосферу тех времен. Для реставрации были использованы самые современные технологии, благодаря чему музей-усадьба Веневитинова стал популярным местом времяпрепровождения многих воронежцев.

По вечерам в окнах можно увидеть силуэты движущейся аристократии, а голографические картинки в темное время суток транслируются на фасад здания. Такое ощущение, что проходит какой-то светский раут или хозяева решили пригласить своих знакомых на бал.

Также восстановлен пруд и парковые насаждения. Дорожки, которые огибают здание и вьются через парк, выложены плиткой и создают в точности такой же рисунок, какой был при первых хозяевах.

Усадьба Веневитинова, фото которой потрясают красотой, стала одним из самых красивых и популярных мест Воронежской области.

Музейные экспонаты

З D изображения не только транслируют события из жизни знаменитого семейства перед домом, но и создают трехмерные фигуры предметов, которые когда-то принадлежали семейству, но теперь утратили свой вид или же пропали вовсе.

На первом и втором этажах реставраторы попытались восстановить интерьер, который был при жизни хозяев. Но, помимо обихода его жителей, усадьба Дмитрия Веневитинова расскажет о том, как проводили свое время дворяне 18-19 веков, о создании и существовании типичного музыкально-литературного салона в России и даже погрузят в историю кораблестроения на территории Воронежской области.

Парк усадьбы Веневитинова с восстановленным ландшафтом даст возможность не только отдохнуть морально, но и полюбоваться историческими местами. И кто знает, может, ваш отпечаток ляжет ровно на след Дмитрия Владимировича или его друзей.

Современная жизнь здания

Излюбленное место романтиков и мечтателей - усадьба Веневитинова. Воронеж по праву гордится жемчужиной области. Едва ли не ежедневно у ворот можно встретить свадебный кортеж, вне зависимости от времени года.

Самовольно фотографировать тут запрещено. Прежде чем начать съемку, необходимо обязательно договориться с администрацией.

Музей-усадьба Веневитинова (Воронеж находится в часе езды) открыт для посещения каждый день, кроме понедельника и вторника. Также необходимо предварительно уточнять график, так как в разное время года он отличается.

Как добраться

Территория музея занимает очень выгодную позицию - от него недалеко до Воронежа, и в то же время он находится на достаточном расстоянии, чтобы посетитель смог убежать от городского шума и суеты.

От Воронежа всего в 23 километрах расположена усадьба Веневитинова. Как проехать к ней, знает каждый местный житель, ведь для этого нужно просто выехать на трассу М 4 «Дон» и затем свернуть по указателю на Новоживотинное.

Если личным автомобилем вы не располагаете, то есть ежедневные рейсы автобусов от Центрального автовокзала Воронежа.

Также можно посмотреть расписание экскурсий, так как воронежский культурный актив часто организовывает поездки к Новоживотинному отдельным автобусом.

Стоимость экскурсий

В зависимости от возраста и личных капризов экскурсия посетителю обойдется от 45 до 220 рублей с человека. Входной билет для ребенка - 45. Для школьников и студентов предусмотрены скидки.

Если вы не желаете идти в толпе, а хотите о достопримечательностях узнать от персонального гида, то придется выложить 220 рублей. Стоит отметить, что так получится увидеть значительно больше. В индивидуальном порядке посетители могут посещать места, закрытые для групповых экскурсий.

Усадьба Веневитинова в Воронеже — это комплекс парковых, жилых и хозяйственных построек, большая часть которых возведена в XVIII века. Когда-то вся эта территория принадлежала известному дворянскому роду.

Усадьба расположена на левом берегу Дона, в 27 километрах от Воронежа. Она входит в состав литературного музея имени Никитина. А этот огромный комплекс, в свою очередь, является одним из важных культурных центров Воронежской области .

Литературный музей имени Ивана Никитина

Главная цель комплекса — хранение литературного наследия края. Музей основан в июне 1922 года. Первую выставку разместили в доме поэта Ивана Никитина. Это здание в годы ВОВ серьёзно пострадало. В пятидесятые было восстановлено. Современное название музей получил в середине девяностых годов, тогда же в его состав вошла усадьба.

Старинный дворянский род

Родоначальником фамилии, представителям которой когда-то принадлежала усадьба, является человек, носивший имя Терентий. Он родился в конце XVI века. В 1622 году Терентий Веневитинов за свою службу получил земли, а позже построил родовое имение.

Известно ещё об одной ветви старинного дворянского рода. Она упоминается в исторических документах, имеющих отношения к Новгородской губернии. Родоначальником ее , согласно некоторым данным, является Гордей Веневитинов . Этот человек жил в начале XVIII столетия .

Большинство же специалистов склоняется к первой версии. После того как Терентию была пожалована земля в " воронежских дачах" , он построил здесь дом. За хозяйством присматривали жена и его сын. Терентий же был военным и службу свою не прекращал. Но село Новоживотинное основал все же вышеупомянутый Лаврентий Герасимович, который приходился основателю дворянского рода внуком.

Он, как и дед и отец, нёс гарнизонную службу в Воронеже, являлся одним из самых состоятельных горожан. В течение двух лет Лаврентий был воеводой в небольшом городке Орлове.

В 1685 году его сына - Антона Веневитинова - вызвали в Москву, а оттуда отправили на Дон. Ему было поручено привезти казакам деньги, жалованные государем, кроме того, сукно, вино и прочее. В восьмидесятые годы XVII века Антон Веневитинов женился и отошел от службы. Но ненадолго . Пётр I в скором времени принялся за создание Русского Морского флота. Тогда Антон Лаврентьевич не только продолжил служебную деятельностью, но и взял на себя управление корабельными лесами. В документах, которые рассказывают современникам о временах создания флота, нередко упоминается его фамилия.

Как и у каждого дворянского рода, у Веневитиновых был свой герб. На изображении, расположенном ниже, можно видеть, как он выглядел.

Строительство родового имения

Итак, представители рода Веневитиновых обосновались на землях, которые сегодня входят в состав Воронежской области, в 1622 году. Спустя несколько десятилетий один из них — Лаврентий Герасимович — на левом берегу Дона приобрёл землю, на которую переселил несколько крестьянских семей. Новое село получило название Новоживотинное . В 1703 году здесь появилась первая церковь.

В XVIII веке усадьбу, которая сегодня является одним из самых посещаемых музеев, еще не построили. Но здесь уже разбит парк, имеется небольшой пруд. Господский дом, согласно мнению большинства краеведов, появился в 60-е годы. Усадьбу построили из камня. Тогда же и возвели церковь, получившую название Архангельская.

В начале XIX столетия здесь, помимо господского дома, была флигель, и погреб, и конюшня. Кроме того, располагался сарай и изба для крестьян. Усадьбу окружала глухая кирпичная стена. А возле дома построили и отштукатурили кирпичную беседку.

Первая реставрация

За свою долгую историю усадьба, конечно, претерпела немало изменений. Впервые она была перестроена владельцами еще в начале XIX столетия. Тогда к господскому дому пристроили второй этаж, а в 70-е годы того же века произвели капитальный ремонт. Поменяли кровлю, полы, отштукатурили стены.

Облик усадьбы в XIX веке

Основная информация, которой владеют современники относительно усадьбы Веневитинова в Воронеже, получена благодаря архитектурно-археологическим исследованиям, проведённым в шестидесятые годы XX века. Известно, что в XIX столетии размеры дома были значительно меньше, нежели сегодня. Здесь имелся и третий этаж — антресольный, другими словами, мезонин.

Первый этаж был довольно низким. Здесь были сводчатые потолки, некоторые из них сохранились и до наших дней. Но большую часть снесли при реконструкции ещё в XIX веке. Потолки второго этажа были значительно выше, а на антресольном имелись маленькие квадратные оконца.

Усадьба Дмитрия Веневитинова

Один из представителей старинного дворянского рода — поэт, живший в начале XIX века. Впрочем, родился Дмитрий Веневитинов в Москве, а умер в Санкт-Петербурге. Среди дворян сложно было найти двух людей, которые не имели бы абсолютно никаких родственных связей друг с другом. Так, Дмитрий Веневитинов приходился дальним родственникам Александру Пушкину .

Вторая реставрация здания

Отец поэта в начале XIX века проживал в воронежском родовом имении. Существует мнение, что именно этот человек, а звали его Владимиром Петровичем, осуществил значительную перестройку усадьбы. Именно в годы его жизни исчез антресольный этаж, но появились открытые балконы и боковые галереи. Описи имения, к счастью, сохранились до наших дней. Благодаря этим документам, известно, что в 1826 году господский дом имел два этажа. Размеры дома, указанные в офисе, полностью соответствуют современному состоянию Усадьбы Дмитрия Веневитинова .

После революции в России большая часть усадеб была уничтожена. К счастью , подобную участь избежало родовое имение Веневитиновых . Но усадьба, конечно, была значительно перестроена. В тридцатые годы в помещениях бывшего господского дома открыли школу. Это потребовало проведения внутренней планировки.

Облик усадьбы не раз изменялся на протяжении XX века . На некоторое время здесь был организован дом для сирот. А в первый период Великой Отечественной войны в усадьбе Веневитинова расположилась воинская часть. С этого момента и до середины восьмидесятых годов в доме не проводились ремонтные работы.

Усадьба в составе музея

Очередная реставрация началась после того, как местная власть приняла решение передать бывшее дворянское имение музею имени Никитина. К тому времени была полностью утрачена западной галерея и южный балкон. Реставрационными работами руководил архитектор Т. Синегуб . Концепцию будущего музея-усадьбы Веневитинова разработал один из ведущих сотрудников литературного музея.

Перед авторами проекта стояли следующие задачи: переоборудовать усадьбу таким образом, чтобы ее содержание стало значительно шире, нежели содержание обычного дворянского имения. Село Новоживотинное , основанное когда-то одним из Веневитиновых , имеет, с туристической точки зрения, довольно удобное расположение. А потому является одним из пунктов многих маршрутов.

Усадьба Веневитиновых — это не просто памятник русской дворянской культуры. Здесь отражено и творчество поэта, одного из представителей старинного рода, и крестьянская культура края.

Последняя масштабная реконструкция была проведена в 2010 году. А за пять лет до этого на территории усадьбы открыли памятник поэту Дмитрий Веневитинову . Автор монумента - Максим Дикунов .