"игры с быком" в лабиринте минотавра. Смертельная игра с быком — тавромахия Панно игры с быком

Обрядовые игры и бои с быками
Традиция обрядовых игр и боев с быками насчитывает многие столетия. Еще во втором тысячелетии до нашей эры на Крите и в Микенах бык играл значительную роль в жизни людей. Тому можно найти подтверждение в огромном количестве изображений быков и боев с ними на сосудах, фресках, печатях, в бронзе.
На Крите игры с быками имели культовый характер, они были связаны с обрядом плодородия и размножения скота. Главная роль в этих играх принадлежала девушкам, жрицам культа - пасифаям.

В Микенах же игры с быками носили спортивно-зрелищный характер, а главная роль отводилась мужчинам, которые в то же время являлись собственниками игровых быков. В этих играх имела значение не только ловкость акробатов - владельцев, но также и тренированность самого быка. С исчезновением так называемого микенского общества игры с быками перестали существовать в своей прежней форме. В древней Греции они превратились в борьбу с быками и это прежде всего связано с развитием культа героев. Борьба с быками получила широкое распространение в Фессалии и Афинах в форме так называемой таврокатапсии (волохватании). Такого рода борьба проводилась, как правило, в дни праздника Посейдона. Обнаженные юноши выходили на арену, дразнили быка, затем хватали его за рога и боролись с ним, доводя быка до полного изнеможения. Нередко такая борьба заканчивалась жертвенным закланием быков. Надо отметить, что игры с быками восточного Средиземноморья являются некими предшественниками современных боев с быками, которые сегодня можно увидеть в Испании, на юге Франции, в Португалии и Латинской Америке.
Интересно, что игры с быками имели место не только в древней Греции, но также в других странах и у других народов, занимающихся разведением крупного рогатого скота. Например, в Нигерии у африканского племени Фульбе, в южной Индии у племени Мараваи, и в Байонне у басков можно наблюдать похожие игры. Игры с быками племен Фульбе и Мараваи существовали в более примитивной форме, чем на Крите и в Микенах.
У племени Фульбе игры заключаются в следующем: быка привязывают за заднюю ногу и два человека держат его на привязи, третий участник держит в руках веревку, укрепленную на рогах животного. Быка раздражают. Третий участник постепенно укорачивает веревку, подтягивается до самых рогов и проделывает на них различные гимнастические управжнения. Иногда он усаживается на шею быка, пользуясь его рогами как параллельными брусьями.
Также интересны игры с быками в южной Индии у племени Мараваи. Быков возбуждают громкими криками и барабанным боем и гонят через барьеры. Задание заключалось в том, чтобы сорвать украшение, привязанное к рогам быка и при этом ловко избежать ударов рогами разъяренного животного.
У басков игры с быками наиболее приближены по форме своего исполнения к крито-микенским зрелищам. Надо отметить, что в них наряду с тренированными акробатами участвуют любители из зрителей. Для игр рога быков обвязывают мягким войлоком во избежание несчастных случаев. Так поступают не только в Стране басков, но и в Индии, на Крите и в Микенах.
У басков существует два типа игр с быками. Первый заключается в следующем. Посередине арены ставят скамью, на нее встает человек в белом одеянии, который находится в постоянном движении. Выпускают разъяренного быка, который, видя перед собой движущуюся фигуру, стремительно бежит на нее, желая пронзить рогами. Но вдруг фигура в белом замирает, превращаясь в статую. Бык, думая, что перед ним твердый предмет, резко останавливается и оседает на задние ноги. Затеи медленно подходит к фигуре, обнюхивает ее и отходит.
Другого типа игры очень напоминают крито-микенские зрелища. На арену выходит группа мужчин и подростков, которые раздражают быка красными тряпками. Затем один из участников, наиболее смелый и ловкий акробат отделяется от других. Бык, увидев отдельного противника, бросается на него, а когда он наклоняет голову, чтобы поддеть смельчака на рога, акробат упирается в голову быка руками и прыгает через него. Менее тренированные участники осуществляют прыжок через быка с помощью шеста.
Также стоит обратить внимание на детские игры с быками. Навстречу мчащемуся быку бежит мальчик и прямо перед быком падает на колени. Бык, чтобы не споткнуться, широко расставляет ноги и проносится мимо, не задевая участника.
Игры с быками в древнем Риме являются, возможно, пережитком греческих “таврокатапсий”, но также не исключено, что они восходят к местным играм с быками в позднем родовом обществе среди этрусков.
В отличие от критских и римских игр, в которых, во-первых, тренировали быка, а, во-вторых, отношения между человеком и быком были партнерскими, в испанской корриде бык предстает как необузданная, устрашающая сила, но в то же время это существо, обреченное на смерть. Кроме того, бои с быками существовали здесь еще до появления римлян. Первое упоминание об испанской корриде восходит приблизительно ко второму тысячелетию до нашей эры. Об этом свидетельствует камень, найденный в стене деревенского дома в Клунии. На камне изображен человек с мечом и большим щитом, стоящий напротив небольшого бычка.
Современное название боя с быком (corrida de toros) буквально означает “бег быков”. Оно пришло от собирательного названия народных развлечений с быками. В этих развлечениях пробеги и процессии занимали важное место. Не исключено, что коррида связана с культом быка. Единый когда-то обрядовый ритуал мог распасться на отдельные элементы, которые сохранились в изолированном виде вплоть до XX века в отдельных районах Испании. С первых веков нашей эры и приблизительно до VIII века, до арабского завоевания, прекращаются какие-либо упоминания о корриде. Вероятно, бои с быками носили народный характер и не находили отражение в письменных источниках.
В начале XI века в мусульманской Севилье арабы устраивают корриду по поводу каждого торжества. Позднее и христианские рыцари начинают устраивать бои с быками. Говорят, что первый рыцарь, поразивший быка копьем, был Сид Кампеадор. Рыцарские корриды были событием исключительным и проводились преимущественно в дни свадебных торжеств. Жених должен был вонзить бандерилью, украшенную лентами невесты, в холку быка. Такой обычай можно было наблюдать во времена Альфонса X в деревнях Экстремадуры. В 1124 году, в год свадьбы Альфонса VII и доньи Беренгелы, дочери графа Барселонского, среди других торжеств была проведена пышная коррида. В средние века тореро чаще всего сражались на коне и были одеты и вооружены почти так же, как в бою или на турнире. Также была устроена коррида в связи со свадьбой дочери Альфонса VIII доньи Урраки с королем Гарсиа Наваррским. Но надо отметить, что в те времена бои с быками устраивались не только в Испании. Например, в 1332 году в Риме состоялась коррида, на которой погибло на рогах быков много простого люда, 19 кабальеро, а еще 9 других кабальеро были ранены. В связи с этим происшествием бои с быками в Италии были запрещены, в то время как в Испании люди с каждым днем все более совершенствовались в искусстве тауромахии. В XIII веке Альфонс X издал указ, в котором выступления в корриде за деньги являлось позором. С тех пор поощряется безвозмездное участие в боях с быками с целью проявления своей смелости и бесстрашия перед разъяренным животным. В этих корридах быка не убивали. Но наряду с этими “рыцарскими” корридами, в которых главная роль отводилась всаднику с копьем (garrochista) существовали народные праздники, бои, лишенные каких-либо правил, в которых быку противостоял “пеший” матадор. Так, вплоть до XVIII века в Испании, не соприкасаясь друг с другом, существовали две линии развития корриды: народная и аристократическая, которые впоследствии вылились в один национальный праздник.
Надо отметить, что не раз корриду пытались запретить. В 1567 году папа Пий V в особой булле проклял корриду и запретил ее проведение под страхом смерти. Он писал, что “есть еще многие, которые в разных городах в тщетном хвастовстве силой и смелостью в публичных и частных представлениях сражаются с быками, что приводит к смертям и ранениям и представляет большую опасность для душ”. Папа в своем указе угрожал отлучить от церкви любого участника корриды. Сменивший его Григорий XIII ограничился в 1575 году запрещением участвовать в корридах кавалерам духовно-рыцарских орденов, а Сикст V в 1586 году запретил присутствовать на корриде духовным лицам. Корриду никогда не могли запретить полностью. Запрещение игр с быками в праздничные дни было единственным, чего время от времени удавалось добиться духовенству в деревнях. Даже когда в 1704 году власть в Испании перешла к Бурбонам и королевские корриды были запрещены как жестокий и варварский обычай, в деревнях продолжалось проведение боев с быками, в которых, как мы уже говорили, главную роль играл “пеший” матадор.

1-я пол. XV в. до н. э. Сейчас находится в Археологическом музее города Ираклион (это музей почти полностью посвящен искусству минойской цивилизации).

С восточной стороны Кносского дворца на Крите находится Тронный зал - помещение, пользующееся, пожалуй, самой большой популярностью среди туристов. Над Тронным залом находится Зал Фресок, где собраны копии таких фресок, как: "Игры с Быками", "Дамы в голубом", "Собиратель шафрана", "Голубая птица", "Голубая обезьяна".

Фреска

Не касаясь копытами земли, мчится огромный бык, тяжело нагнув свою могучую голову и выставив вперед рога. Изгиб его туловища напоминает большой гимнастический снаряд. Один из акробатов схватился за рога и собирается прыгнуть на спину быка, а другой, выставив перед собой руки, готовится к грациозному сальто прямо над головой животного. Сколь бы ни была разрушительна стихийная мощь быка, есть надежда, что человек победит в этой схватке. Слаженны и отточены движения акробатов, а боковые фигуры зрительно как бы сдерживают напор быка. Человек рано или поздно возьмёт верх над необузданной стихией природы. Они одеты одинаково - с повязкой на бедрах, талии стянуты металлическими поясами. Подчеркнуты ширина груди, тонкость талии, гибкость и мускулистость рук и ног. Эти особенности считались признаками красоты. Такие опасные упражнения с разъяренным быком имели не только зрелищный, но и священный смысл. Художник настолько искусно запечатлел веселую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека, торжествующего над грозной и могучей природой.И хотя художники еще не владеют приемами объемно-пространственного изображения, их композиции не кажутся застывшими и безжизненными.

История Кносского дворца

Кносский дворец еще в древние времена поражал своими размерами – полторы тысячи комнат, более 22 тыс. кв. м, многочисленные переходы, коридоры, террасы и подвалы. Логично, что люди не сразу могли найти дорогу в этом огромном архитектурном комплексе, добавим сюда легенды о Минотавре и получим значение современного слова «Лабиринт», т.е. здание из которого сложно найти выход.

Каждый фрагмент этого археологического комплекса имел строго определенное назначение. Северная часть Кносского дворца, например, выполняла торговую функцию, там начиналась дорога, соединяющая Кносс с портом. На востоке находились личные покои царя и царицы, а также район с мастерскими. Западная часть дворца административная, она известна в первую очередь тронным залом, многочисленными кладовыми и святилищами. Но обо всём по порядку.

Видео Кносского дворца

Западный двор Кносского дворца

Западный двор – это место религиозного культа. У самой стены Кносского дворца находятся четырехугольные основания двух алтарей, на которых приносили в жертву богам коз, овец. А во время самых важных праздников – и быков.

Пройдя турникеты вы как раз попадаете на Западный двор.

Здесь же на западном дворе находится , он посвятил свою жизнь раскопкам Кносса. Эванс доказал ученым, что Кносский дворец – не миф, придуманный древними греками. Именно Эванс назвал древнейшую цивилизацию минойской.

Артур Эванс доказал, что минойцы относились не к грекам, а к так называемой среднеземноморской расе. Минойцы имели смуглую кожу, миндалевидный разрез глаз, тёмные вьющиеся волосы, и вообще, походили своим внешним обликом на древних египтян. Вероисповедание также отличалось от греческой, минойцы поклонялись целому пантеону своих божеств, главным из которых являлась богиня Мать. Символом этой богини был двойной топор, который обозначали словом «лабрис». Термин «лабиринт» появляется как производная от слова «лабрис». Т.е. Лабиринт – это не что иное, как храм двойного топора или святилище двойного топора.


Деревянная копия царского трона

Центральный двор

Центральный двор – это сердце Кносского дворца, место ритуальных игр с быком, здесь же родился миф о Минотавре и лабиринте. Центральный двор имел невероятно важное техническое так и религиозное значение. С технической точки зрения он необходим был, чтобы обеспечивать достаточное освещение и вентиляцию примыкающих помещений. Также под ним располагалась огромная цистерна объёмом 12 тыс. литров, где собиралась дождевая вода.

Древний театр

Это не простая лестница, как может показаться вначале. Это самый древний театр Европы. Здесь происходили различные религиозные действа, посвященные минойским богам. Зрители располагались на ступенях, причём стоя, а не сидя. Возвышения предназначалось для наиболее высокопоставленных лиц Кносского дворца. Неровность сцены демонстрирует последствия от землетрясения.

Это вовсе не ступени, а древний театр минойцев

Фрески Кносского дворца

Фрески, найденные при раскопках в Кносском дворце, имеют первостепенное значение, т.к. именно по ним учёные смогли определить внешний вид минойской расы, их вероисповедание, уклад жизни. Да, здесь были также найдены таблички с письменами, но они до сих пор не расшифрованы.

Первая фреска, которую вы увидите во дворце называется «Коридор процессий» . На ней изображены мужчины и женщины, несущие подношения богине матери. Люди, изображенные на фреске, имеют черты среднеземноморской расы, о которой мы писали выше.

Фреска "Коридор процессий"

Небольшое количество фресок Кносского дворца можно найти в помещении, называемое Комната копий .

Минойские фрески указывают на наличие матриархата (главенство женщины в обществе и семье).

На следующей фреске изображены женщины - жрицы, а вся красная масса вокруг – это мужчины. Это явное проявление матриархального мировоззрения.

Фреска с изображением женщин жриц

На следующей фреске также изображены жрицы. Здесь большое внимание уделено деталям, прорисовки одежды, украшениям, лицам женщин.

На данной фреске более детальная прорисовка жриц

В минойской культуре отсутствовало изображения насилия, убийства, кровопролития, эротики.

Главная фреска в комнате – Игра с быком . На фреске изображён бык и три человеческой фигуры. Это символ трёх упражнений, которые являлись частью игры с быком. Сначала необходимо было ухватиться за его рога. Затем совершить кувырок через спину животного и приземлиться с противоположной стороны. В чём смысл? А смысл в том, что данная игра с быком – это символическое изображение союза между богиней Матерью и божественным быком. Это ритуал воссоединения божеств минойцев, начало нового природного цикла, возрождение природы. Это был главный праздник для минойцев.

Фреска "Игра с быком"

Причём же здесь минотавр?

Миф о минотавре был придуман именно греками. Когда происходила ритуально-священная игра минойцев с быком, чужеземцев – греков, не пускали во дворец. Они могли только слышать вой быков, душераздирающие крики раненных атлетов, возгласы толпы. Благодаря грекам рождается легенда, что здесь в сердце лабиринта, некое чудовище с головой быка принимает человеческие жертвы, живьём поедая несчастных людей.

Ещё одна важная и самая таинственная фреска Кносского дворца – Принц с лилиями . Фреска является трёхмерной и выделяется своими большими размерами. К сожалению, до сих пор неизвестно, что на самом деле на ней изображено.

"Принц с лилиями"

Карты Кносского дворца

Наш отзыв о Кносском дворце

Поддавшись на рекламу и раскрученность этого археологического комплекса, мы приехали посмотреть, что за дворец за такой. Кносский дворец представляет собой частично восстановленные руины с частично сохранившимися стенами, арками и фресками. Территория намного меньше археологического парка в Пафосе на Кипре , но сохранившихся и реставрированных руин больше.

Просто так гулять по развалинам Кносского дворца за 15 евро с человека достаточно большое расточительство (деньги заплатите, но ничего не поймёте, что и где находится), поэтому лучше всего воспользоваться хотя бы аудиогидом (можно скачать на телефон перед поездкой) или заказать экскурсию. На месте тоже предлагают экскурсии с экскурсоводом. Стоимость может колебаться от 10 до 20 евро (помимо стоимости билета). Имейте ввиду – это не индивидуальная экскурсия, придётся ждать, пока соберётся группа (и группы собирают большие).

При этом придётся отстоять много очередей, чтобы посмотреть ключевые достопримечательности дворца. Самые большие очереди собираются у тронного зала и покой царицы. Стоять в очереди придётся на солнышке, причём, если вы возьмёте групповую экскурсию, то стоять уже придётся 100%, т.к. уплочено.

Можно, заранее забронировать индивидуальную экскурсию на русском языке с гидом - историком, стоить это будет, естественно, дороже, но зато не придётся на жаре ждать сбора группы, и вы сможете пройтись более интересным индивидувльным маршрутом по дворцу.

Примеры интересных индивидуальных экскурсий по Кносскому дворцу:

Совет 1: обязательно возьмите с собой воду, головные уборы и аудиогид на телефон. Ну, или распечатку статьи о Кноссе с нашего сайта.

Совет 2: если есть возможность и желание, лучше заранее возьмите , т.к. очень многое непонятно, а ведь здесь самое главное - история!

Совет 3: приезжайте в не сезон или когда, облачная погода и пораньше. В кассах дворца всегда большие очереди, но они быстро двигаются. Стоять придётся 10-15 минут.

А теперь важная информация по ценам, времени работы Кносского дворца и маршрутам, как добраться до данной достопримечательности Крита.

Стоимость входных билетов в Кносский дворец и часы работы

Обычный входной билет стоит - 15 евро.

Стоимость льготного билета - 8 евро.

На официальном сайте фигурирует достаточно длинный список лиц, которые имеют право на скидку. В 95% случаев это относится к гражданам Греции и ЕС. Если вы не гражданин ЕС, то льготный билет распространяется только на студентов высших учебных заведений по предъявлению студенческого билета.

Гиды имеют право проходить бесплатно при предъявлении служебного удостоверения.

Как добраться до Кносского дворца?

Мы не будем сейчас говорить о том, как добраться до него на экскурсионном автобусе – это забота турфирмы.

На автомобиле

На автомобиле тоже всё просто – обозначаете точку на карте в навигаторе (без которого в чужую страну лучше не ехать), и он вас ведёт куда надо. Мы используем MAPS.ME. Но можно и с Google-навигатором попробовать. Дорога к дворцу ведёт хорошая. Единственный момент – лучше приезжать или рано утром к открытию, либо уже где-то к обеду. Стоянка бесплатная возле дворца есть, но она маленькая и вся заставлена автобусами.

На городском автобусе

Из Ираклиона с автовокзала ходит городской автобус №2 синего цвета. У него на лбу написано Knossos, и Кносский дворец является конечной остановкой на его маршруте. Время поездки – 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 1,5 евро.

Подводя итог, выделим субъективные плюсы и минусы посещения Кносского дворца.

Плюсы: многовековая история, интересные фрески, экспонаты, запах сосен вокруг.

Минусы: цена за билет, толпы народа и очереди. В кассах нет карт, брошюр с информацией о территории Кносского дворца.

Стоит ли ехать в Кносский дворец? - Скорее да, чем нет. Но, не возлагайте больших иллюзий, если честно, мы не получили большого восторга, возможно, это произошло из-за завышенной стоимости билетов и больших толп туристов. Надо быть к этому готовым.

Как мы экономим на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Нам нравится поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземноморья, огромную роль сыграло так называемое эгейское искусство. Эгейская культура сложилась и развилась в III-II тысячелетиях до н. э. и была создана племенами, обитавшими на острове Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

В 1871 г. немецкий археолог Генрих Шлиман раскопал на Гиссарлыкском холме еще «догомеровские» города, которые можно датировать III тысячелетием до н. э. и которые относятся к предыстории эгейской культуры. Вскоре Шлиман начал раскопки на Пелопоннесе; им и В. Дёрпфельдом были раскопаны Микены, а в начале XX в. английский археолог А. Эванс открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Он первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, прежде всего Египта, ему также принадлежит и периодизация эгейской культуры . Периоды, на которые Эванс предложил разделить эгейскую культуру, называются минойскими (ранний, средний и поздний) - по имени легендарного царя острова Крит Миноса. Это о Крите и его былом писал римский поэт Вергилий в I в. до н. э.:

«Крит, великого Зевса остров, лежит среди моря, горы Идейские там, колыбель это нашего рода. Сто городов населяют великих богатые царства...»

Города Крита начали застраиваться в начале II тысячелетия до н. э. Еще с XVIII в. до н. э. главным среди городов Крита стал Кносс . Кносский дворец , насколько можно судить по раскопкам, был создан древними зодчими с большим мастерством, с учетом особенностей ландшафта.

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60х28 м). Вокруг двора свободно и естественно группируются помещения, в разных своих частях дворец был разноэтажным. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища - гимнастическими залами, бассейнами (критянам был известен водопровод), открытыми площадками (как предполагают ученые, для театральных представлений и религиозных церемоний). Особенностью строительной техники Кносского дворца, п остроенного из кирпича-сырца и камня, являются деревянные на каменной базе колонны, расширяющиеся кверху.

Кносский дворец. Фреска.

Кносский дворец. Фреска.

Стены парадных зал дворца были расписаны фресками (водяными красками по сырой штукатурке). Черная, белая, синяя, красная, желтая краски составляют праздничную гамму. Изображения - это запечатленная реальность, цветы, папирусы, листья пальм -пальметты, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Особенно часто появляется фигура быка: игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл.

В Тронном зале Кносского дворца на красном фоне стены изображены среди папирусов сказочные существа - грифоны (львы с орлиными головами). На стенах Кносского дворца множество человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. Все это изображено живо, непосредственно, свободно, с непременными яркими реалиями быта. Условность изображений человеческих фигур сказывается в том, по лицо обычно изображено в профиль, а глаза (глаз) - в фас.

Женщины, смотрящие на представление (так называемые «Дамы в голубом»). Фреска Кносского дворца* (реставрирована). Середина 2 тысячелетия до н. э. (16 в. до н.э.) Гераклейон. Музей.

В сценах с быком несоразмерны фигуры быка (всегда очень крупного) и людей.

Акробаты с быком. * прибл. 1550 до н. э. 78,2 см × см Фрески Кносского дворца Археологический музей Ираклиона

Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш. шк., 2000.- 368 с.

На Крите следы культа быка встречаются повсюду. Но особое внимание привлекает панно из Кносского дворца (который, как предполагается, и был тем самым лабиринтом Минотавра), изображающая ритуальные игры с быком.

На панно изображён огромный бык, мчащийся в стремительном галопе. Позади быка, впереди и на нём самом ловкие акробаты проделывают опасные трюки. Первый хватает быка за рога, второй перепрыгивает через спину, делая головокружительное сальто, третий опускается наземь, вытягивая для равновесия руки, как это делают и современные акробаты после прыжка.

Последовательность движений напоминает мультипликацию: как бы один и тот же человек проделывает весь трюк. С одной стороны, всю люди похожи - но наверху изображён человек, раскрашенный в коричневый цвет. Здесь мы имеем дело с влиянием египетской изобразительной традиции. Согласно египетскому канону, тело женщин изображалось белым или жёлтым цветом, а тело мужчин коричневым. Тогда получается, что вверху изображён мужчина.

Изображение быка занимает почти всю фреску, он центральная фигура. Огромные размеры подчёркивают его божественное происхождение. Как и в Египте, масштаб символизировал значимость изображаемого. Но всё же, сколь бы ни была разрушительна стихийная мощь быка, есть надежда, что человек победит в этой схватке. Слаженны и отточены движения акробатов, а боковые фигуры зрительно как бы сдерживают напор быка. Человек рано или поздно возьмёт верх над необузданной стихией природы.

Оцените качество этого описания, помогите автору победить в конкурсе!

    Все привыкли к изображению животных на звёздной карте, а если представить то, что панно из Кносского дворца - карта земли. Стилизованно-мифологическое изображение Америк в виде быка, лишний раз заставляет задуматься о том, что были у материка и другие названия. БРЕЗИЛ-окорок, а ближняя часть к голове вся изрезана канадскими озёрами. Белые юноши-ледяные шапки земли, а ДЕВУШКА- Атлантида на ещё не опустившемся срединно-атлантическом хребте до очередного потопа: коричневая, потому что суша. Европа, похищенная Быком-миф или реальность. Дарю ВСЕМ!

Добавить комментарий