Художественная идея рассказа кладовая солнца. Кладовая солнца анализ произведения. Каковы сказочные черты в повести

Открытый урок литературы

МОУ-СОШ с. Лепехинка

Класс: 6

Учитель 1 категории:

Нургалиева Нагима Хадыровна

2014-2015 г

Открытый урок литературы в 6 классе

Тема: Анализ произведения М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Цель урока : подвести итоги изучения произведения

Задачи урока:

- раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы

Обратить внимание на портретные характеристики героев

Показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев

Раскрыть особенности жанра произведения

Оборудование урока:

Презентация к уроку

Подготовить блиц-опрос

Подготовить инсценировку

Черный ящик: компас, хлеб, ружье, деревянная посуда

Ход урока:

У поэта Евгения Баратынского есть такие строчки:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел трепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье. (жизнь)

Ребята, какому писателю можно посвятить эти строчки?(Ответ детей)

Действительно эти строчки как будто бы написаны о М.М.Пришвине - писателе-философе, лирике природы, художнике-мыслителе.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это имя? М.М. Пришвин.

(Ответы ребят)

Вы правы, Пришвин открыл простую красоту родной земли. Русская природа стала для него источником поэзии, а великая любовь писателя к природе, по словам К.Г.Паустовского, родилась из любви к человеку.

Впрочем давайте послушаем самого М.М. Пришвина

( Учащийся) Слайд №1

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. В своих произведениях описываю природу, рассказываю о героях, размышляю о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой.»

сегодня на уроке?

(М.М. Пришвин) Слайд №2

Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. В этом мы сейчас убедимся, послушав нашего школьного библиотекаря Султанову Г.К.

(Выступление библиотекаря –вручение буклетов)

Ребята мы познакомились с удивительным произведением о детях, сказкой – былью «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.

Запись даты и темы в тетрадь .

Эпиграф нашего урока: « Охранять природу – значит любить Родину» М.М. Пришвин.

Нашу исследовательскую работу я предлагаю начать с блиц – опроса.

БЛИЦ-ОПРОС :

    В каком году написана сказка – быль « Кладовая солнца»? (1945г.)

    Имена героев произведения? (Настя, Митраша)

    Название болота, возле которого жили дети?(Блудово)

    Топкое место в болоте? (Слепая Елань)

    Как вы поняли выражение « Осиротели двое детей» (потеряли родителей)

    Что случилось с родителями Насти и Митраши?

    О какой Отечественной войне идёт здесь речь?

    А что значит Отечественная?

    А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна?

    Какое хозяйство досталось детям после родителей? (изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен)

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ СТУДИЯ:

Продолжим свою работу в исследовательских студиях

Студия исследовательская « Настя»

Студия исследовательская « Митраша»

Задание №1: Описать внешность, характер

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать,

вставала далеко до солнца…

хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь,

чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается,

стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

СИНКВЕЙН:

Ребята, чтобы лучше представить литературные портреты Насти и Митраши

вам в этом поможет синквейн. Это будет вторым вашим заданием.

Первая строка

Вторая строка

Третья строка

Четвертая строка

Пятая строка –

Настя

Сестра

Трудолюбивая, хозяйственная

Топит печь, выгоняет стадо, готовит обед

Хлопотала по хозяйству целый день

Золотая курочка

Митраша

Брат

Трудолюбивый, хозяйственный

Делает посуду, ходит на собрание, помогает сестре

На нём лежит всё мужское хозяйство.

Мужичок – в- мешочке.

(Они очень милые, наши любимцы, умненькие детки) так называет их писатель.

Почему в произведении не описываются игры детей, их забавы, развлечения?

(На их плечи легли все заботы по хозяйству)

ФИЗМИНУТКА

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

- За какой ягодой собрались Настя и Митраша ? (Клюква)

Найдите ребята на стр. 42 – что эта за ягода –клюква?

Отправимся и мы вслед за нашими героями (по карте)

Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота. (учащийся)

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ:

Остановимся на эпизоде : «Ссора брата и сестры»

Митраша –

Настя –

Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа!

Митраша: Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

- Чем закончился этот спор?

(Митраша пошёл по одной тропе, а Настя по другой) показ по карте

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: « ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»

Угадайте, какой предмет лежит в « Волшебном сундучке»

    Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

    В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

    Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)

    «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

ПРИШВИНСКИЙ ПЕЙЗАЖ:

. «Кладовая солнца» - это не только рассказ о приключениях детей, но и рассказ о природе.

Природа играет ту или иную роль в развитии событий. Мы в этом убедились, слушая Суюнову Санию

Следующий наш этап мы так и назовём - «Пришвинский пейзаж»

(это ваше домашнее задание)

Учащиеся:

  1. «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Синяя в глубине черного грудь его переливалась из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост…»

    « Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа …»

«Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, - та растет, и ее видишь. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Еще растет в болоте голубика, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой.

  1. Учитель:

« Земля из под ног стала как гамак, подвешенный под тенистой бездной. Елочки – старушки пугали Митрашу, преграждая ему дорогу»

Природа предупреждает мальчика об опасности. Но упрямство его характера привело его к беде

ВЫБОРОЧНОЕ ЧТЕНИЕ:

Эпизод « Митраша в беде» (стр. 56)

Кто спас Митрашу (стр. 67) (Чтение цепочкой)

- Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку

Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность)она забывает о своём братце.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй )

(только тут она вспомнила о Митраше).

Что сделала Настя с клюквой?

(отдала больным детям эвакуированным из Ленинграда)

ТВОРЧЕСКАЯ МИНУТКА :

Учитель: Пришвин сам определил жанр своего произведения – сказка-быль. Что это такое?

Задание: студия Настя называет сказочные мотивы, а студия Митраша – черты реалистического повествования. (быль)

(Раздаю конверты)

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ КРОССВОРД:

Кроссворды:

Взаимоконтроль

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель:

Так что же такое Кладовая солнца? (это только Блудово болото со своим кладом - запасами горючего торфа? Нет – это вся природа и человек – где человек « мудрый хозяин».

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает главную мысль: человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать, любить и охранять. (читают вместе эпиграф)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Составить 4-5 предложений:

Изменить сюжет: дети не ссорясь, вместе идут к палестинке

ПРИЛОЖЕНИЕ.

КРОССВОРД

По горизонтали:

2. Название болота

4. Имя поросенка

6. Полное имя Митраши

7. Название речки

10.Имя охотника

11. Северная ягода

12. Борина

По вертикали:

1. Необходимая Насте вещь для сбора ягоды

3. Кличка коровы

5. их на лице Митраши было много

8. Красные ягодки на кисточке с косточкой внутри

9. Кличка собаки охотника

13. Это событие унесло жизнь отца детей

Примерный ответ команды Насти:

В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).

В рассказе Пришвина как и в сказке герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать.

Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон.

В рассказе как в сказке есть предмет-помощник – это компас.

В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно.

Примерный ответ команды Митраши:

Быль – это история о том, что действительно было.

В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей.

Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому,что они любили и знали природу, повадки животных.

СИНКВЕЙН.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

данный файл содержит максимально подробный план урока литературы по теме: "М.М.Пришвин. Кладовая солнца" в 6 классе по программе В.Я.Коровиной с определением целей урока,оборудованием,с конкретными домашними заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Цели: познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина;

Проанализировать прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи: обратить внимание на портретные характеристики героев;

Показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев;

Раскрыть особенности жанра сказки-были.

Оборудование: мультимедийный проектор для показа портрета М.М.Пришвина и иллюстраций к повести «Кладовая солнца»,фонохрестоматия (музыкальные пьесы К.Дебюсси).

Ход урока.

1.Проверка домашнего задания

а). Пересказ событий сказки «Неизвестный цветок» от имени цветка,а потом от имени Даши.

б) .Слушание письменных отзывов на одно из прочитанных произведений А.П.Платонова.

2.Слово учител я.М.М.Пришвин.

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила Пришвина можно назвать истинным певцом природы. В глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События,изложенные в сказке,имеют реальную основу.В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события,все же именно воспоминания писателя о суровой и мужественной жизни советских людей во врем войны,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

3.Работа над содержанием повести «Кладовая солнца».

Особенность сказки-были в том,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд.

Обратимся к прочитанной дома части рассказа(с.39-57) и запишем план к прочитанному.

Примерный план

1.Описание Насти и Митраши.

2.Отношение детей друг к другу.

3.Настя и Митраша собираются за клюквой.

4.Решение Митраши отправиться за ягодой на Палестинку.

5.Описание Блудова болота.

6.Спор Насти и Митраши о том, по какой тропе идти дальше.

7.Антипыч и его собака Травка.

8.Жизнь Травки в лесу после смерти Антипыча.

9.Митраша пришел в Слепую Елань.

10.Митраше грозит гибель в трясине.

4.Беседа с классом.

Где и когда происходит действие в произведении Пришвина «Кладовая солнца»?

Как дети относились друг к другу? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни?

Куда решили направиться дети за клюквой? Почему их мнения разделились?

Перескажите своими словами сцену спора Насти и Митраши. Обратите внимание,как ведет себя природа. Можно ли определить,на чьей стороне автор?

Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду?

Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих

Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?(Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч подшучивает над самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным.Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же правилам, которые ей внушили.

5.Подведение итогов.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе.Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу,который создается природой: злой ветер рванул, деревья,прокалывая друг друга,зарычали,завыли,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают,чуя близкую добычу.

Домашнее задание

2.Подготовить устную характеристику Насти и Митраши.

3.Письменно ответить на вопросы 2 и 3(с.72)


Слайд 2

Имя М.М. Пришвина с детства знакомо каждому.

М.М. Пришвин – знаток, любитель природы, тонкий ценитель красоты окружающего мира.

Слайд 3

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал М.М. Пришвин.

«Родники Берендея», «Кащеева цепь», «Повесть нашего времени», «Рассказы о прекрасной маме» и многие другие написаны в селе Усолье.

Слайд 4

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в нем участие и победу в Великой Отечественной войне встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая была написана за месяц. Это произведение насыщено впечатлениями от усольской природы и жизни писателя среди нее. Повесть получила первую премию и была напечатана в июльском номере журнала «Октябрь».

Слайд 5

Прототипы в повести

Главными героями являются усольские дети – сироты Соня и Боря Александровы. Сиротство детей, забота о них колхозников легли в основу сюжета.

Слайд 6

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные – остались на детей.» (дневник от 7 апреля 1943 года).

Слайд 7

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка. Художник И.Л.Бруни.

Слайд 8

Образ автора в повести.

Каким видит окружающий мир Пришвин? Каким человек предстает он перед нами? Писатель очень зорок, он с любовью наблюдает за природой, она для него живая, в ее жизни он видит знакомые проявления человеческого сердца.

Слайд 9

Сказочное и реальное в повести.Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия. Время действия – период Великой Отечественной войны. Как и многие дети во время войны, Митраша и Настя осиротели. Обычные бытовые сценки. (Поиски клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от беды. Возвращение домой с добычей).

Слайд 10

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Слайд 11

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках? Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда? А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре? Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Слайд 12

Зачем отправились дети? Какова их цель?Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся?Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу оно ближе всего?

Слайд 14

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Слайд 15

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Слайд 16

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя?Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не похож на него Антипыч? Какую главную тайну не открыл Антипыч ребятишкам? Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Слайд 17

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Природа одушевлена и одухотворена. Художественный прием – олицетворение.

Слайд 18

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо «чудесной вещью»? Почему? В чем отличие компаса от сказочного клубка, который ведет за собой героя?

Слайд 20

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое произведение сказкой. Сходство с ней обнаруживается и в сюжете, и в художественных образах, и в присутствии чудесных предметов, волшебных тайн, и в участии природы во всех событиях, и в особом складе авторской речи.

Слайд 21

У каждого своя тропа.

  • Слайд 22

    Настя и Митраша.

    Какую характеристику дает Пришвин своим героям в начале повести? Что он подчеркивает в детях? Почему в деревне любили Митрашу и Настю? Как относились друг другу брат и сестра? Присутствие родителей постоянно ощущается в жизни детей. Чем это можно доказать? Почему во время сбора ребята плохо слушают друг друга? Что позвало ребят в поход за клюквой?

    Слайд 23

    Роль природы в повести.

    Видят ли дети красоту наступающего утра? Почему? Какие тревожные нотки звучат в описании чудесного весеннего утра? С чем связана эта тревога? Как отреагировала природа на то, что произошло? Почему рассказ о ссоре брата и сестры начинается с описания сосны и ели?

    Слайд 24

    Поведение Насти и Митраши.

    Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате? Почему даже лесные обитатели перестали обращать на нее внимание? А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в лес? Почему Митраша не прислушался к предупреждающим голосам природы? Что руководило им? А когда и где вспомнила Настя о брате? Почему она испугалась, увидев гадюку? Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя в беде? Почему удалось ему спастись? Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е. признав его за хозяина? Почему? Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что произошло с Митрашей?

    Насти и Митраши

    Тип урока: комбинированный

    Цели:

    · на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,

    · анализировать поступки детей, их поведение в природе;

    · развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

    Задачи:

    Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

    Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

    Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

    Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

    Ход урока.

    Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

    М. Пришвин

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

    Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

    Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

    Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

    11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

    (Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

    ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

    III. Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

    1 эпизод - “Митраша в беде”.

    Как природа предупреждает мальчика об опасности?

    (“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

    (Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

    2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

    Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

    (Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

    Как животные реагируют на появление детей в лесу?

    (Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

    IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

    (Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

    Вопросы классу:

    1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

    Вопросы классу:

    1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

    2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

    4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

    5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

    I V . Вывод.

    Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

    Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

    Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

    Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

    Итак, внимание на экран.

    V. Домашнее задание:

    1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
    2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

    3. Решить кроссворд.

    Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя с Митрашей подарили эвакуированным из Ленинграда детям. Как и в других произведениях Пришвина, в «Кладовой солнца» передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит. Внешняя канва сюжета не исчерпывает философских идей Пришвина, переданных в предельно обобщенной форме сказки, составляющей второй план произведения. Обращение писателя в 40-е годы к жанру сказки было не случайно. Победа советского народа над фашизмом укрепила убежденность художника в том, что самые смелые сказочные идеи осуществимы. И писатель стремится создать «современную правдивую сказку», главной идеей которой, по емкому определению В. Д. Пришвиной, становится «победа высокого человеческого начала в жестокой природе»1. Форма сказки с ее предельным обобщением, выходом в общечеловеческие законы морали помогает писателю расширить художественное время своего повествования, включив в него и прошлое и будущее. «Кладовая солнца» - это не только образное определение торфа, аккумулировавшего в себе тепло солнца и ждущего вмешательства человека, чтобы отдать ему на пользу солнечную энергию. «Кладовая солнца» - это в первую очередь символ человеческой деятельности прошлых поколений на пользу поколений будущих, деятельности, материализованной в повести в образах проложенной через болото неизвестными людьми тропы и Травки2. Люди, по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждали человечность. В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. «Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах». Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается ‘характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки. Характерно, что «в споре своем, по какой тропке идти, дети одного не знали, что большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую переславскую дорогу», а там вели к счастливой палестинке- цели похода героев повести. Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности (великолепна сцена, когда лось не признал в грязной ползающей дейбч’ке человека и принял ее за животное и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла - волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась «золотая уточка» Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках. Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что «большая человеческая правда… есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее «Кладовой солнца»: «Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана. * Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет… * Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. * И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода». Пройдет несколько лет, и художник повторит эту мысль, еще более заострив ее, в своем последнем произведении - в «Корабельной чаще»: «Сил своих на добро не жалеть, не считать», «жить хорошо и трудиться, а не гоняться в одиночку за счастьем». Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам. Лирический герой Пришвина всегда умнее, наблюдательнее своих читателей. Он делится с детьми опытом, передает им свою мудрость. Другое дело, что мудрость эта проникнута не житейской мелкой моралью, а ощущением сопричастности с большим миром, открывающимся проницательному взгляду художника. В этом мире царит культ Человека - творца и преобразователя жизни. «По Вашим книгам, Михаил Михайлович,- писал М. Горький в статье о Пришвине,- очень хорошо видишь, что Вы человеку - друг… Ваше чувство дружбы к человеку так логически просто исходит из Вашей любви к земле, из «геофилии» Вашей, из «геооптимизма»… Ваш человек очень земной и в хорошем ладу с землею». Художественный мир Пришвина так же невозможен без поэзии, как невозможен он без юмора. Добрая улыбка над человеком, над животным создает атмосферу радости, смягчает драматизм жизни, укрепляет уверенность в могуществе человечества. М. М. Пришвин - выдающийся знаток языка, художник слова, «охотник за словом». В уже упоминавшейся статье М. Горького о Пришвине есть и такое признание: «Вы привлекли меня к себе целомудренным и чистейшим русским языком Ваших книг и совершенным умением придавать гибкими сочетаниями простых слов почти физическую ощутимость всему, что Вы изображаете». Речь Пришвина - это сплав народной лексики («путик», «падун», «Берендеи», «кощеева цепь», «осударева дорога», «охота за счастьем» и т. д.) с языковой культурой революционной интеллигенции России конца XIX - начала XX века. И вместе с тем столь прихотливое сочетание стилевых и ритмических пластов никогда не лишало индивидуальности произведений художника. Книги Пришвина, в которых слышится его неторопливая, чуть насмешливая речь, пронизанная поэзией жизни, правды и человечности, наполненная символически-философскими обобщениями,- явление в русской литературе неповторимое, рождающее в душе читателя «источник радости» - качество, необходимое творцу.