«Храмовники» и «Псы Господни». История самых известных орденов церкви

Первыми нищенствующими орденами, послужившими образцом для прочих, были ордена францисканский и доминиканский. (В XII в. возникли также ордена кармелитов и августинских отшельников, основанные оба в 1156 г., но преобразованные в нищенствующие ордена лишь веком позже: Кармелитский – папой Иннокентием IV в 1254 г., Августинский – Александром IV в 1256 г.)

Францисканский и доминиканский ордена были основаны почти одновременно, и если бы святой Франциск Ассизский пожелал, они составили бы одно целое. Своим возникновением они обязаны преимущественно двум причинам.

С одной стороны, западноевропейская паства нуждалась в руководителях, действительно наполненных духом Евангелия. Между тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на реформу, было более занято светскими интересами, нежели духовными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от светского общества и, кроме того, также утратило чистоту нравов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мирским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоотречение как словом, так и личным примером. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенствующего ордена святого Франциска.

С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями катаров и вальденсов , которые вкрадывались в умы, придавая себе вид высшей формы христианства, и которые грозили исказить чистоту догмата. Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, часто недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключительных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди, которые в силу своего звания были бы обязаны изучать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенского ордена святого Доминика . Но если эти два новых ордена несколько отличались друг от друга по своим задачам, так как францисканцы стремился более исправить нравы, а доминиканцы – веру, то, в общем, они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. И францисканцы, и доминиканцы употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоянная проповедь, чтобы распространять религиозное образование; наконец – основание «третьего ордена» (терциаров), чтобы в среде самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.

Основание ордена францисканцев

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев) . В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III , который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Основание ордена доминиканцев

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гусман, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаруживал большое усердие в молитве и стремление к подвижнической жизни, которые должны были привести его к духовному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, почти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом , который в то же время предприняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после долгих размышлений он отправился в Рим и представил папе Иннокентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый ниществующий орден доминиканцев уставу св. Августина. В следующем году новый папа Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и право повсеместной проповеди и исповеди. Около этого времени состоялось знаменитое свидание Доминика с Франциском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Святой Франциск предпочел оставить их разделенными, но святой Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Болонье в 1220 г., он отказался от августинского устава и принял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищенствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончательной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена святым Раймондом Пеннафортским.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах , и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов , то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов , возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII , наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: кармелитский , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов ; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции , собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами , францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков , Альберт Великий и Фома Аквинский , были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

Вконтакте

Датой основания францисканского ордена принято считать момент устного утверждения устава Папой Иннокентием III в 1209 году.

В 1223 г. папа Гонорий III письменно утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

El Greco , Public Domain

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе.

Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII –XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии.

В 1256 г. папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.


תמר הירדני , Copyright

В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов.

Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX в. орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах).

В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние - темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена

В настоящее время существует три ветви внутри Первого (мужского) францисканского ордена:

  • Орден меньших братьев, O.F.M.
  • Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv.
  • Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525)

В 2010 г. Орден меньших братьев насчитывал 14 516 монахов, Орден меньших братьев конвентуальных - 4 391, Орден меньших братьев капуцинов - 10 865. Общее число францисканцев в настоящее время, таким образом, составляет около 30 тысяч человек.

В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов.

Орден капуцинов - основан в 1525 году Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г.

Франсиско де Сурбаран (1598–1664) , Public Domain

В конце XIX века папа Лев XIII объединил все группы обсервантов в один Орден - Орден Меньших братьев. Объединение по имени папы получило название - Леонианская уния.

Второй (женский) орден св. Франциска - называется орденом бедных кларисс, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска.

Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии ) - учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска . Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

Фотогалерея


Полезная информация

Франциска́нцы
лат. Ordo Fratrum Minorum «минориты», «меньшие братья»
англ. Franciscan, Order of Friars Minor
араб. פרנציסקנים
ивр. الرهبنة الفرنسيسكانية

Известные францисканцы

  • Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) - основатель ордена
  • Св. Антоний Падуанский (1195-1231)
  • Роджер Бэкон (ок.1214 - после 1294) - английский философ и естествоиспытатель
  • Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220-1272)
  • Св. Бонавентура (1221-1274) - генерал ордена, богослов
  • Гийом де Рубрук (1220-1293) - миссионер, путешественник
  • Якопоне да Тоди (1230-1306) - итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
  • Раймунд Луллий (1235-1315) - каталанский писатель
  • Александр из Гэльса - парижский профессор
  • Джованни Монтекорвино (1246-1328) - первый архиепископ пекинский
  • Блаженный Дунс Скот (1265-1308) - философ-схоластик
  • Вильгельм Оккам (1280-1347) - философ-схоластик
  • Одорико Порденоне (1286-1331) - путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
  • Франческо Петрарка (1304-1374) - итальянский поэт
  • Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
  • Св. Бернардин Сиенский (1380-1444) - миссионер, проповедник
  • Варфоломей Пизанский - (XV в) - автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
  • папа Сикст IV (1471-1484) - теолог
  • Франсуа Рабле (1494-1553) - французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
  • Бартоломей Камби - известный проповедник
  • Бернардино де Саагун - автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
  • папа римский Сикст V
  • папа римский Климент XIV
  • Иоанн Капистриан (1386-1456) - святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
  • Педро де Сьеса де Леон (1520-1554) - священник, описавший завоевание Южной Америки и привезший в Европу картофель.
  • Бернардино де Карденас (1562-1668) - епископ и губернатор Парагвая, исследователь истории и обычаев индейцев Центральных Анд.
  • Блаженный Сеферино (1861-1936) - официальный покровитель цыган
  • Максимилиан Мария Кольбе (1894-1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.
  • Антонио Сьюдад-Реаль (1551-1617) - испанский миссионер и лингвист, составитель шеститомного словаря языка майя.
  • Св. Падре Пио (1887-1968) - монах-капуцин, стигматик
  • Богуслав Матей Черногорский (1684-1742) - чешский композитор и органист.
  • Лист, Ференц (1811)-(1886) - венгерский композитор, пианист и музыкальный критик

Францисканцы в литературе

  • брат Вильгельм Баскервильский - главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко
  • брат Тук - друг и сподвижник Робина Гуда
  • отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа «Самурай» Сюсаку Эндо
  • брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а также новелл Банделло и да Порто

Францисканцы в музыкальном искусстве

  • Антонио Вивальди, венецианский аббат-минорит, композитор, педагог, скрипач

Францисканцы в изобразительном искусстве

  • цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300-1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
  • изображения св. Франциска работы Эль Греко - не портретные, а скорее собирательные образы

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними». В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном.

Францисканцы («минориты», «меньшие братья»)

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты -- «наименьшие из всех людей» -- жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. в Святой земле небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. В XII--XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников в Святую землю.

Однако в 1291 году крестоносцы были изгнаны из Палестины египетским султаном, а тамплиеры переключились на ростовщичество и торговлю, накопили значительные ценности, и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой. Рыцари Ордена Храма были профессиональными военными и одними из лучших в Европе финансистами. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. В 1307--1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году. Рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен. Знаки отличия - белый плащ с красным крестом.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии -- Тевтонский орден -- по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом. задачи ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Иезуиты

Название произошло от лат. -- «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель -- испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена -- борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы -- пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый -- послушания папе римскому «в вопросах миссий». Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью. В средние века иезуиты активно использовали казуистику(изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей), систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки. В бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека.

«ХРАМОВНИКИ» И «ПСЫ ГОСПОДНИ». ИСТОРИЯ САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ ОРДЕНОВ ЦЕРКВИ

26 сентября 1181 родился святой Франциск Ассизский, основатель нищенствующего ордена францисканцев. По иронии судьбы, вне католического мира он известен именно благодаря этому ордену — одному из наиболее знаменитых в истории.

В истории христианства особое место занимают ордена — сообщества лиц, объединённых общей целью и особыми правилами жизни.

Когда заходит речь об орденах, то чаще всего вспоминают о «крестоносцах», или о рыцарях Ливонского ордена, разбитых Александром Невскимна Чудском озере.

На самом деле «крестоносцы» являются представителями не одного, а нескольких духовно-рыцарских орденов, возникших во время Крестовых походов.

Помимо духовно-рыцарских орденов, существовали монашеские ордена, то есть сообщества монахов, члены которых соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты. В отличие от воинствующих рыцарских орденов, монашествующие ордена посвящали время, свободное от молитв, благотворительности и помощи нуждающимся.

Ордена начали появляться во времена раннего Средневековья и продолжали образовываться вплоть до XX века, а их общее количество исчисляется десятками. Названия одних мало что говорят нашим современникам, а другие обрели, без преувеличения, мировую славу.

Орден тамплиеров

С какой целью появился: После окончания Первого крестового похода группа рыцарей во главе с французским рыцарем Гуго де Пейном учредила военно-монашеский орден, целью которого была объявлена защита пилигримов во время их паломничества по святым местам на Ближнем Востоке.

Когда создан: Орден, учреждённый в 1119 году и изначально названный «Бедные рыцари Христа и Храма Соломона», был официально признан церковью 1128 году.

Чем известен: Правитель Иерусалимского королевства Балдуин II выделил рыцарям в юго-восточном крыле Иерусалимского храма, в мечети Аль-Акса, место под штаб-квартиру. С той поры орден стали называть Орденом Храма, а рыцарей — храмовниками (тамплиерами).

Благодаря удачно проведённой орденом вербовке в Европе тамплиеры, изначально не имевшие больших финансовых средств, стали обладателями больших денег и земель, переданных новобранцами. В марте 1139 года Папа Римский даже издал буллу, в которой тамплиерам разрешалось свободно пересекать любые границы, не платить налоги, а подчиняться только Папе и больше никому. Настолько вольготные условия способствовали резкому развитию «крестоносного бизнеса».


Когда создан: Папа Римский Клемент III своей буллой от 6 февраля 1191 года провозгласил госпиталь как «Тевтонское братство церкви Св. Марии Иерусалимской». Положение «освободителей Гроба Господня» на Ближнем Востоке всегда было неустойчивым. Именно поэтому военные функции возлагались в том числе и на госпитальные монастыри. 5 марта 1196 в храме Акры состоялась церемония преобразования госпиталя в духовный орден. В конце того же года Папа Римский Целестин издаёт буллу, которой признаётся существование монашеского Ордена Святой Марии Немецкой Иерусалимской. Окончательно преобразование госпиталя в военно-монашеский орден завершается в 1199 году, когда Папа Римский Иннокентий III закрепляет этот статус своей буллой.

Чем известен: Орден очень быстро обзавёлся собственным регулярным войском, и военные функции в его деятельности стали основными. Неожиданное «направление развития» орден, в отличие от других крестоносцев, нашёл в XIII веке в Европе. Языческое (и христианское, но не католическое) население Восточной Европы оказалось удобной целью для «крестоносцев». На завоёванных землях орден основывал свои замки, закрепляясь на этих территориях «навечно». В 1255 году на землях пруссов был основан замок Кёнигсберг.

На основании эдикта императора Священной Римской империи и буллы Папы Римского Пруссия стала владением Тевтонского ордена. Так военно-монашеский орден превратился в целое государство. Уникальное в своём роде образование оставалось влиятельным игроком на карте Европы вплоть до 1410 года, когда рыцари потерпели поражение от польско-литовских войск в битве при Грюнвальде. С этого момента начался закат ордена.

Конец истории: Формально орден, потеряв территориальные владения и влияние, просуществовал до 1809 года и был распущен во время Наполеоновских войн. Восстановление ордена произошло в 1834 году, но уже без политических и военных амбиций, речь шла лишь о благотворительности и помощи больным. Сегодня Тевтонский орден обслуживает несколько больниц и частных санаториев в Австрии и Германии. Любопытный момент — основу современного Тевтонского ордена составляют не братья, а сёстры.

Орден иезуитов

С какой целью появился: Монашеский орден иезуитов возник в период так называемой контрреформации — реформ внутри католической церкви, вызванных борьбой с Реформацией. Фактически он был «ответом» сторонников католицизма на активное распространение протестантского учения.

Когда создан: В 1534 году Игнатий де Лойола и несколько его единомышленников решили создать «Общество Иисуса», задачей которого объявлялась активная миссионерская деятельность. Устав ордена был утверждён Папой Римским в 1540 году.


Эмблема ордена иезуитов. Фото: flickr.com / Lawrence OP

Чем известен: Орден славился жёсткой военной дисциплиной: беспрекословным повиновением младших старшим. Абсолютным был авторитет главы — пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно Папе. Иезуиты стремились обратить к католической вере массы, ранее ушедшие в Реформацию или иным способом отошедшие от католицизма. Миссионерская деятельность велась также среди евреев, мусульман и язычников.

Всего за полтора первых десятилетия деятельности иезуиты обзавелись миссиями на территории от Японии до Бразилии. Продвигать свои идеи им помогала просветительская деятельность — члены ордена выступали также в качестве педагогов, преподававших различные научные дисциплины. При этом они отстаивали принцип верховенства власти Папы во всех сферах вплоть до низложения монархов, осмелившихся перечить понтифику. Данный радикализм стал одной из причин последующих гонений на иезуитов.

К середине XVIII века орден иезуитов добился большого политического влияния в различных странах Европы, а также обладания большими финансовыми возможностями. Постоянные попытки иезуитов воздействовать на политический курс европейских монархов привели к тому, что практически все страны Европы выступили за прекращение деятельности ордена.

Конец истории: 21 июля 1773 года Папа Римский Климент XIV, стремившийся нормализовать отношения с европейскими монархами, выпустил папское послание, упразднявшее орден иезуитов. Имущество подлежало конфискации в пользу светских властей. Правда, на территории некоторых стран, в том числе Пруссии и России (до 1820 года), миссии ордена продолжили своё существование.

В 1814 году Папа Римский Пий VII восстановил «Общество Иисуса» во всех его правах и привилегиях. В настоящее время иезуиты продолжают свою деятельность на территории 112 государств.

13 марта 2013 года архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо был избран новым Папой Римским . Новый понтифик, принявший имя Франциск, стал первым представителем ордена иезуитов, ставшим римским первосвященником.

Орден францисканцев

С какой целью появился: Возникновение так называемых нищенствующих орденов, к которым относится и орден францисканцев, произошло на рубеже XII-XIII веков. Причиной их появления стала необходимость в священниках, не втянутых в светские дела, презирающих светские блага и способных демонстрировать чистоту веры пастве личным примером. Кроме того, церковь нуждалась в догматиках, способных вести непримиримую борьбу с различными ересями.

Когда создан: В 1209 году Джованни, сын богатого купца из Ассизи Петра Бернардоне, ставший странствующим проповедником, объединил вокруг себя последователей и создал устав нового ордена, основанный на послушании, целомудрии и полном нищенстве. Замысел Джованни, за склонность к употреблению французского языка прозванного Франциском, одобрил Папа Римский Иннокентий III.

Чем известен: Полное отречение от земных благ и строгость в вере способствовали стремительному росту авторитета францисканцев. Уже к 1264 году генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. К XVIII веку орден францисканцев объединял 1700 монастырей и 25 тысяч монахов. С XIII по XVI века представители ордена были духовниками большинства европейских монархов, что помогало им влиять на политику целых государств.

Существовала и «мирская» ветвь францисканцев — орден терцариев, предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своём собственном доме.


Францисканский символ. Фото: flickr.com / Alwyn Ladell

В 1256 году папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. Наряду со своими оппонентами в догматических вопросах доминиканцами, францисканцы были наделены функциями инквизиции, которые осуществляли в центральной Италии, Далмации и Богемии, а также в ряде провинций Франции.

Конец истории: В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает около 30 тысяч монахов и несколько сотен тысяч мирян-терциариев: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орден доминиканцев

С какой целью появился: Возникший в одно время с орденом францисканцев нищенствующий орден доминиканцев имел несколько иное направление деятельности. Испанец Доминго Гусман, получивший сан архидиакона в Кастилии, был возмущён ростом числа еретиков в южной Франции. Так основатель ордена стал одним из идеологов похода против альбигойцев, растянувшегося на два десятилетия и приведшего к уничтожению сотен тысяч человек, обвинённых в ереси.

Когда создан: В 1214 году Доминго Гусман, впоследствии названный святым Домиником, основал в Тулузе первую общину единомышленников. В 1216 году Папа Римский Гонорий III утвердил устав ордена.

Чем известен: Важнейшим направлением деятельности доминиканцев было углубленное изучение теологии с целью подготовки грамотных проповедников. Центрами ордена стали Париж и Болонья — два крупнейших университетских города Европы.

Со временем главной и основной задачей ордена доминиканцев стала борьба с ересями. Основные функции инквизиции были сосредоточены в их руках. Герб ордена изображает собаку, которая несёт в пасти горящий факел, чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины.

Этот герб, а также своеобразная игра слов способствовали появлению ещё одного неофициального названия доминиканцев. Последователей Доминика также называли по-латыни Domini Canes, что значит «Псы Господни».


Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»). Фото: flickr.com / Lawrence OP

Представителями ордена доминиканцев являлись философ и богослов святой Фома Аквинский, легендарный великий инквизитор Испании Томас Торквемада и создатель «Молота ведьм» Якоб Шпренгер. В эпоху наибольшего процветания орден доминиканцев насчитывал до 150 000 членов в 45 провинциях (из них 11 вне Европы). Позднее доминиканцы были оттеснены иезуитами от школ и проповеди при дворах, а отчасти и от миссионерской деятельности.

Конец истории: Современный орден доминиканцев продолжает заниматься проповедью Евангелия, изучением наук, образование и борьбой с ересями. Правда, методы своих средневековых предшественников доминиканцы, разумеется, не применяют.

Мужская ветвь ордена сегодня насчитывает около 6000 монахов, женская — около 3700.

Францисканцы, («ordo fratrum minorum», «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий , основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

История

В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии. В 1256 папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду великих мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.

В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает более 4,5 тысяч монахов и более миллиона мирян: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена

Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных клариссинок, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска. Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов. Орден капуцинов — основан в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г.

Известные францисканцы

* Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) — основатель ордена
* Св. Антоний Падуанский (1195—1231)
* Роджер Бэкон (ок.1214 — после 1294) — знаменитый английский философ и естествоиспытатель
* Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220—1272)
* Св. Бонавентура (1221—1274) — генерал ордена, знаменитый богослов
* Вильгельм де Рубрук (1225—1291) — миссионер, путешественник
* Якопоне да Тоди (1230—1306) — итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
* Раймунд Луллий (1235—1315) — каталанский писатель
* Александр из Гэльса — парижский профессор
* Джованни Монтекорвино (1246-1328) — первый архиепископ пекинский
* Блаженный Дунс Скот (1265—1308) — знаменитый философ-схоластик
* Вильгельм Оккам (1280—1347) — великий философ-схоластик
* Одорико Порденоне (1286—1331) — путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
* Франческо Петрарка (1304—1374) — великий итальянский поэт
* Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
* Варфоломей Пизанский — (XV в) — автор Liber conformitatum sancti Francisci ***** Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
* папа Сикст IV (1471—1484) — знаменитый теолог
* Франсуа Рабле (1494—1553) — великий французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
* Бартоломей Камби — известный проповедник
* Бернардино де Саагун — автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
* папа Сикст V — прославленный государственный деятель
* папа Климент XIV
* Иоанн Капистриан (1386—1456) — святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
* Блаженный Сеферино (1861-1936) — официальный покровитель цыган
* Максимилиан Мария Кольбе (1894—1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.

Францисканцы в литературе

* брат Вильгельм Баскервильский — главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко
* братец Тук — друг и сподвижник Робина Гуда
* отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа "Самурай" Сюсаку Эндо
* брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" , а также новелл Банделло и да Порто

Францисканцы в изобразительном искусстве

* цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300—1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
* изображения св. Франциска работы Эль Греко — не портретные, а скорее собирательные образы