Холковский свято троицкий мужской монастырь. Холки. Троицкий Холковский монастырь

Привет всем. Собственно, открыл сезон. С Командой Нескучный день удалось поехать в замечательную поездку в ещё одну Пещеру Придонья, точнее не совсем Придонья, но в меловую подземную церковь Холкинский пещерный монастырь. Спасибо организаторам поездки.

В первую очередь место это знаменито памятником языческому князю Святославу Игоревичу с коловратом на щите. Автор скульптуры Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006), 2005 г.


Фото 2.

Здесь Святослав изображается как победитель Хазар. Изначально на щите хазарина планировалась звезда Давида, но у евреев на этот счёт бомбануло и звезду Давида было решено заменить символом богини Иштар, который ныне красуется каждый новый год на ёлке Воронежа. Кстати, звезда Давида есть тут до сих пор, её закрыли на болты.


Фото 3.


Фото 4.

Немного истории.
По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году. Этого же мнения придерживается известный археолог Светлана Плетнёва.
Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году как наземный, с деревянным храмом, перестроенным позже заново и освящённым во имя Преображения Господня. После 1650 г. монастырь называется официально Преображенским. Первый настоятель наземной обители - инок Геласий.

В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу реки Холок. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.

В 1764 году согласно Манифесту о секуляризации монастырских земель пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. С 1764 г. службы для прихожан проводились в наземном Покровском храме, оставшемся от упразднённого монастыря, а нижняя пещерная церковь была заброшена. Главный Преображенский храм монастыря был разобран для перестройки незадолго до закрытия обители, но так и не построен заново.

В разных номерах «Курских епархиальных ведомостей» за 1890-1899 гг. настоятель Покровского приходского храма слободы Холка священник Иаков Тимофеев публиковал множество статей, как о истории монастыря, так и о жизни прихода.

Одновременно неподалёку появилась и другая пещера - «пещера старца Никиты», вырытая в 1890-1920 годы отшельником Никитой Бычковым, уроженцем села Холки.

В 1990 году к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарёв. Бросив службу в райкоме, он приехал из Чернянки в Холки и начал раскапывать завалы в пещерах. Вскоре появились и другие добровольцы. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид.

14 октября, в праздник Покрова Богородицы, состоялось «торжественное открытие Холковских пещер для посетителей». Спасённый исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии.

Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.
28 декабря 1998 года решением Священного Синода Русской православной Церкви Свято-Троицкий Холковский монастырь был открыт официально.


Фото 5.

Внутри. Честно сказать, пещера небольшая. Тоннель, несколько ответвлений и подземная церковь, которую расширяют.


Фото 6.

Ниша непонятного назначения. Фантазий много. Даже говорят, что здесь один безумный монах решил столпником сделаться. Молиться стоя до умопомрачения. Но это ещё не самое жуткое. О нём будет ниже.


Фото 7.


Фото 8.

Келья. Икона и лежанка.


Фото 9.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.

Про эту келью тоже легенды начали рассказывать. Говорят здесь монаха заживо замуровывали и он здесь молился всё время, пока не умрёт. Ему еду носили и забирали испорожнения (мы все люди, как не крути, хоть ты тресни). Честно сказать, такие самоиздевательские практики у меня вообще массу вопросов вызывают. А так, не похоже это место на келью. Скорее на какую-то гробницу, усыпальницу неизвестного монаха.


Фото 13.

Всё-же даже у затворника полного должны быть какие-то удобства. Ну я не знаю, хотя бы место, где стоит икона, на которую он молится или распятье. Но ничего этого здесь нет и не предполагалось.


Фото 14.


Фото 15.

Современная резьба на мелу. Такое же я видел в Колыбелке.


Фото 16.

Ещё одна келья.


Фото 17.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Подземный Свято-Троицкий храм.


Фото 22.

В настоящий момент церковь расширяется. Чуть чуть раскопали и расширили объём подземного храма.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.

На удивление любопытный фарфоровый алтарь. Дерево быстро гниёт, потому специально для этого храма его изготовили в Подмосковье.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.

Местное кладбище.


Фото 35.

Владимирская часовня на холме


Фото 36.

Территория монастыря. Всё - новодел. Но сделано неплохо.


Фото 37.

Храм Донской иконы Божьей Матери.


Фото 38.

В общем, было круто! До новых встреч на интересных объектах.


Фото 39.

Оформлено с помощью «

В конце лета 09-го года довелось мне побывать в Белгородской области. Ездил к двоюродному брату в гости.
По случаю посетил местную достопримечательность - Свято-троицкий мужской монастырь, что расположен рядом с селом Холки.

В принципе, понравилось. Достаточно интересно, да и экскурсовод попался хороший, лишних вопросов не возникло. Монастырь примечателен прежде всего тем, что часть его расположена в меловых пещерах (монашеские кельи, храм). На поверхности же меня заинтересовали памятник великому князю киевскому Святославу Храброму и Владимировская часовня. Точнее, даже не столько часовня, сколько лестница, ведущая к ней. По традиции (скорее всего не очень давней) нужно идти и считать количество ступеней (для чего - я особо не помню. Что-то связано с грехами). Официально их 298 (побольше, чем на винтовой лестнице, ведущей на колоннаду Исаакиевского собора в Питере. Там их около 200, лично пересчитывал не далее как на Пасху, в воскресенье:)), но фишка в том, что у всех, кто по этой лестнице поднимается, получается разное количество. Реально, мы поднимались впятером и ни у одного не совпало %).
Если интересно почитать более подробно о самом монастыре - то настойчиво рекомендую сходить сюда . Там и фотографии, и история и всё-всё-всё.
А вот мои фотографии. Правда, их маловато, потому как забыл фотик зарядить:(Да и качество не очень, ибо очень далеко не профессионал, а говнофотограф - любитель с говномыльницей:) Но тут уж чем богаты, тем и рады.

Памятник Святославу Храброму



Перед территорией монастыря. Слева - Храм Донской иконы Пресвятой Богородицы, по центру - колодец, справа - ворота. Над воротами виднеется Владимировская часовня и чуть-чуть надвратного храма.

Храм Донской иконы Пресвятой Богородицы

Посередине - надвратный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Внутри него расположен вход в подземную часть монастыря. Справа - лестница к Владимировской часовне и, собственно, она сама на холме.


Надвратный храм. Вид сбоку.

Ещё часовня и лестница

Вид на Храм Донской иконы Пресвятой Богородицы от часовни.
Теперь перейдём к памятнику великому князю киевскому Святославу Храброму:



Таблички покрупнее. На нижней указан автор памятника - Клыков Вячеслав Михайлович (1939 - 2006)


Постамент с барельефами (или как оно там называется)


Ну и напоследок - схема Холковских пещер или, другими словами, подземной части монастыря.
Под цифрой 1 - вход в пещеры, который находится в надвратном храме. 2 и 3 - кельи. Просто ниши, выдолбленные в меловых недрах холма. С лежаками - выступами, тоже из мела и небольшими выемками для свечей и икон. Келья за номером 5 побольше, из двух помещений, но, в принципе, то же самое. Келья затворника (по схеме - 4) отличается тем, что вход в нее заложен почти до самого верха. Оставлена лишь небольшая щель, через которую передавали еду. Там же находятся мощи затворника. Самое большое помещение - это Свято-Троицкий храм (6). Насколько я понял, в нём и сейчас проводятся службы. По периметру храма идет коридор (7), предназначенный (вроде как) для крестового хода.
Ещё хотелось бы добавить, что в пещерах стабильная температура, что зимой, что летом (около 10 градусов выше ноля. То ли 9, то ли 11, точно не помню), свежий и очень чистый воздух и офигенская акустика.
Фотографий из самих пещер не будет, ибо фотографировать там запрещено и нарушать запрет не хотелось.

Начну с того, что нагуглил я как-то в этих ваших интернетах презабавнейшую брошюру авторства В.В. Степкина под названием "Пещеростроительство как вид христианского подвижничества в лесостепном Придонье". То, что в Воронежской, Белгородской и Ростовской областях имеются культовые пещеры я, в общем, знал. Костомарово и Дивногорье известны далеко за пределами моей, так сказать, малой Родины. Более того, однажды я даже побывал в малоизвестной (Белгородская область). Но то, что подобных подземных сооружений в Придонье археологи насчитали не много ни мало, а целых 58 штук, вызвало у меня устойчивое желание взять и посетить их все. Оговорюсь, что некоторые из них отреставрированы и используются по назначению РПЦ, некоторые пребывают в заброшенном и полузасыпанном состоянии, а некоторые археологи ещё даже пока не обнаружили. То есть известно, что была когда-то в окрестностях такого-то села рукотворная пещера, но точное её расположение не установлено.

В общем, начать, а точнее уже получается, что продолжить, я решил опять же с Белгородщины. В один погожий весенний денёк я, моя Елена прекрасная и некто Сергей, запаслись чаем с бутербродами и покатили в сторону города Валуйки.


01 . Езды туда изрядно, вёрст 250 с гаком будет, поэтому совершили вынужденную остановку в городке Алексеевка.
В уездных городках типа этого трендово косить под "Лукойл" и другие крупные бренды.
( Место на карте мира )

02 . Внезапный запал щщей. Тут я похож на косматого геолога из одной идиотской песенки.

03 . Сбросив балласт и перекусив, отправляемся дальше. Удивляемся, что в Воронеже еще полно снега, а тут уже вовсю шпарит весеннее солнышко.

04 . По пути в селе Щербаково замечаем симпатичную церквушку-новодел. На секундочку притормаживаю, чтобы задокументировать её. Церковь Вознесения Господня освящена 2 ноября 2008 года. Кстати сказать, по сравнению с Воронежской и Липецкой областями на Белгородщине почти нет разрушенных храмов и очень много приятных глазу новоделов.
( Место на карте мира )

05 . По пути решаем осмотреть одну достопримечательность здешних мест. Сворачиваем правее и переезжаем мостик через речку Полатовку. Красота - на реке уже нет льда!
( Место на карте мира )

06 . Останавливаемся. Справа от нас ничем непримечательные коровники.
( Место на карте мира )

07 . А вот слева картина поинтереснее.
( Место на карте мира )

08 . Это дом-музей генерала Николая Федоровича Ватутина. За свои способности продумывания военных операций до мельчайших деталей Ватутин получил у ряда немецких командиров, относившихся к его полководческому дару с большим уважением, прозвища «шахматист» и «гроссмейстер». Умер от ран, полученных в бою с УПА 29 февраля 1944 года во время выезда в войска. Дом-музей генерала Ватутина открыт на его родине в 1950 году в доме, где он родился. В 1985 году был открыт мемориальный дом-музей Н.Ф.Ватутина в доме, который построили солдаты для его матери и сестёр генерала.
( 1607х800 px и место на карте мира )

09 . В музей мы не пошли, так как время поджимало, поехали дальше вдоль меловых холмов.

10 . Пейзажи здесь, конечно, открываются, прямо скажем, экзотические для средней полосы. Даже обвалы меловой породы на дороге наличествуют и речка с высоты слегка напоминает горную.
( Место на карте мира )

11 . Кстати сказать, пещеры Подонья, как правило, располагаются в речных долинах или овражно–балочных системах вблизи постоянных водоемов и приурочены к выходам белого писчего мела.
( Место на карте мира )


12
. Впрочем, Валуйки уже близко и я предлагаю вернуться к цели нашей поездки. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Подробнее о нём вы можете почитать по ссылке внизу поста, а нас сейчас в первую очередь интересует пещерный скит, который монахи вырыли в меловых пещерах в километре от монастыря за рекой Оскол. После февральской и октябрьской революции на монастырь и братию начинаются гонения. В 1917 году, при Временном правительстве, в Вайлуйском монастыре проводятся обыски, арестовывают настоятеля. В 1918 году на основании мандата Валуйского исполкома монастырь передают властям все имеющиеся в наличии денежные средства. В 1924 по постановлению советской власти монастырь закрывают. C 1935 на территории монастыря разместили колонию для несовершеннолетних. В Свято-Николаевском соборе организуют литейный цех. Началом возражения монастыря можно считать 2001 год, когда Министерство юстиции РФ передало Белгородской и Старооскольской епархии РПЦ сохранившиеся постройки Валуйского монастыря. В 2005 году начато строительство храма Игнатия Богоносца и реставрация пещерного скита.
( Место на карте мира )

13 . И что же? - спросит меня пытливый читатель. Где, собственно, скит и почему в заголовке значится Холковский монастырь, а речь в посте идёт о Валуйском? Отвечаю. Вход в скит находится внутри церкви Игнатия Богоносца, а в Холковский Свято-Троицкий пещерный монастырь мы отправились уже после Валуек. Потому что несмотря на ухоженность храмового комплекса (дорожки, лавочки, фонари, парковка, туалет и т.д.) внутри никого не оказалось. Церковь на замке, никаких табличек с телефоном тоже не нашлось и мне буквально хотелось рвать и метать. Что характерно это было воскресенье, где-то в обед. Помимо нас приехало еще три машины и одна из них тоже в Воронежскими номерами. Всем пришлось довольствоваться осмотром деревянной церкви и скучными видами на Валуйки.

14 . Освящение храма состоялось в 2007 году. Собственно, это всё что известно про этот новодел.

15 . А Валуйки унылы, ага.
( Место на карте мира )

16 . Восстановленный Собор Успения Пресвятой Богородицы (1906 г.) Рядом вестимо бараки зоны для малолетней шпаны.
( Место на карте мира )

17 . В общем, не солоно хлебавши, отправляемся на север Белгородской области, к селу Холки. Изначально я не планировал туда ехать (всё таки еще лишних 150 вёрст), но и возвращаться домой без впечатлений от осмотра подземелий было как-то не с руки. Жаль, что я не подготовился к поездке в Холки дома, в итоге одну значимую деталь осмотреть не получилось. О её существовании я узнал только при подготовке этого отчета. Но об этом позже. А сейчас надвигающиеся сумерки и ворота Холковского (реже Холкинского) Свято-Троицкого монастыря.

18 . Въехали в эти самые ворота (парадные для туристов оказались с другой стороны холма) и припарковались. Неподалёку работали двое послушников. Я спросил у них можем ли мы посетить подземелье и рассказал, что за плечами у нас уже 350 км и что в Валуйках получилась такая неприятная накладка. Один из парней молча сходил за ключами и повёл нас к надвратному храму преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Вход в пещерный монастырь находится внутри неё. Замок на двери долго не хотел поддаваться, я уже занервничал, что и здесь всё обламается, но у Серёги всё же получилось открыть его.

19 . И вот мы, наконец, внутри. Холков-Царев-Николаевский, или Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году иноком Геласием, который и стал первым настоятелем монастыря. Происхождение Холковских пещер до сих пор остается загадкой. Неизвестно, рыли ли монахи в первой части XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что вырыты они были специально для жилья. Холков подземный монастырь и пещеры находились на первом выступе одного из холмов меловой возвышенности, которая в старину называлась Жестовыми горами.

20 . Одно из первых подробных описаний Холковских пещер содержится в "Памятной книжке Курской губернии на 1888 год". Сведения о пещерах и подземной церкви мы находим также в "Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год". Общая площадь пещер составляла 255 кв. м, церкви - 60 кв. м, келий - 172 кв. м, длина коридора - около 126 метров.

21 . Подземный монастырь в Холках просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднен. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царев-Николаевский. Спустя более полувека после упразднения, когда вновь начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и Холковский подземный монастырь, но по разным причинам она закончилась неудачей. В последующие годы служба для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры. Со временем стало забываться и точное место входа в подземный монастырь. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу. Кстати, недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится еще одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют "пещерой старца Никиты". Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал он свое подземное сооружение. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита все чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от нее начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление у односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провел 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Осуществив свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. До соединения с подземным монастырем оставалось около 40 метров. Именно этот факт о монастыре, к моему большому сожалению, я узнал слишком поздно. Вход в эту пещеру находится, как выяснилось, совсем недалеко и её можно было бы тоже осмотреть. Кстати, со слов нашего провожатого, пещера Никиты, в отличие от монастырской, сыреет и разрушается.

22 . Незадолго до революции священником церкви в Холках был Вячеслав Александрович Васильчиков.От церкви вниз шел крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодежь и старики, которые еще кое-что помнили из прежних времен, но были и наемные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на веревках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи.

23 . В пещерах всегда, и зимой, и летом, одна и та же температура: + 8-10 градусов, не больше, нормальная влажность, нет сырости, нет запахов, так уж устроили ходы и выходы из подземелья "полуграмотные" монахи. Спали на ложах, выточенных в меловой породе, не раздеваясь, в сапогах. Икона, лампадка, четки, сено, немного воды - вот и все, что было в их кельях. Полная аскеза. Жизнь монахов проходила почти в полной темноте - коридоры и кельи освещались лишь коптилками. И всё же иноки время от времени выходили на свет божий для выполнения хозяйственных работ. Иное дело - быть затворником. Его келья закрыта со всех сторон и отделена от коридора лишь узкой щелью для передачи пищи и воды. Затвор - высший церковный подвиг, и того, кто решается на него, фактически замуровывают заживо. Человек живёт в холодных стенах, без какого-либо общения, и остаётся наедине до самой смерти. Постелью ему служит гроб, который он заранее берёт с собой в келью. Естественно, сфотографировать его келью проблематично (через узкое окошко в породе), поэтому прикладываю фото одной из, так сказать, рядовых келий.

24 . Между кельями маленькое, высотой в человеческий рост помещение для совместной молитвы. По всей видимости, здесь жил настоятель, ее особенность состоит в том, что, когда человек оставался в ней один и начинал громко молиться, то его молитва была слышна во всех уголках подземных пещер одинаково, что являлось знаком для всеобщего сбора и молитвы. Наш провожатый сказал, что резонирует здесь только мужские голоса, а женский в других кельях не слышен. Проверить, к сожалению, не удалось.

25 . Помимо коридоров и келий внутри пещер расположена и церковь. Её площадь почти 60 кв. м., высота - около четырех. В помещении три отделения, разграниченные шестью меловыми колоннами. В центре - меловое возвышение в виде престола.

26 . Алтарная часть крупнее. Из-за повышенной влажности деревянный иконостас под землей гниёт, поэтому его изготовили из керамики под Москвой.

27 . Вокруг церкви так же прорыт проход для совершения крестного хода.


28
. В советское время на монастырь вновь обрушилась беда - в который уже раз пещеры были закрыты. Первым, кто пришел к заваленным многолетними осыпями пещерам, намереваясь расчищать их и восстанавливать монастырские строения, был Василий Пономарев, работавший тогда, в 1990 году, в Чернянском райкоме партии. Бросив службу в райкоме, Василий Дмитриевич приезжает из Чернянки в родные Холки и начинает раскапывать завалы в пещерах. Появился и "стройотряд": два студента - Сергей Лукинов и Андрей Мухтаров. Они тоже прониклись важностью дела и до изнеможения таскали носилки с известняком, чистили стены, бетонировали вход. Иногда им помогали сестра Пономарева да присланный райадминистрацией каменщик. Через три месяца пещеры обрели почти первозданный вид. 14 октября, в престольный праздник Покрова, состоялось, как сообщала райгазета, "торжественное открытие Холковских пещер для посетителей". Спасенный исторический памятник стал филиалом областного краеведческого музея, сюда начали приезжать организованные экскурсии. А 28 декабря 1998 года решением Синода РПЦ Свято-Троицкий Холковский монастырь, входящий в состав Белгородской и Старооскольской епархии, открыли официально.

29 . Все нынешние монастырские постройки - суть новоделы. Надвратный (у входа в пещеры) храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских вы уже видели, а это храм Донской иконы Пресвятой Богородицы. В принципе, его частично видно и на фото с монастырскими воротами.
( Место на карте мира )

30 . На том же фото (№17) виден и фрагмент памятника. По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, известные читателю "Слова о полку Игореве", когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям. Так вот, на памятнике при всём при этом значится табличка "Святославу победителю хазар". Само собой, со стороны монашества Холковского монастыря отношение к язычнику Святославу далеко неоднозначное.
( Место на карте мира )

31 . На самом верху холма построена Владимирская часовня. К ней ведёт внушительная лестница. Наш проводник сказал, что редко кому удается сосчитать все её ступени и по легенде разница с истинным количеством есть твои грехи. Сколько именно ступеней он не сказал и оправился доделывать свою работу, которую прервал из-за нас. Заверил, что сообщит нам заветную цифру, когда мы пойдем назад к машине. Мы честно стали считать и результаты всех троих действительно оказались существенно разными.
( 1816х800 px место на карте мира )

32 . Бесплатный совет фотографирующей братии: приезжайте сюда на рассвете, потому что закат в Холках получается за холмом и на всей долине вместо красивого света лежит печальная нефотогеничная тень.

33 . Самый красивый свет вечером достается Владимирской часовне, которая, как вы уже знаете, находится на самом верху мелового холма.
( Место на карте мира )

34 . Ну, а мы спешим спускаться вниз. Во-первых, интересно сколько же ступеней на самом деле, а во-вторых нам предстоит путь домой в 200 с лишним километров. Послушника на месте не оказалось и уже будучи дома, я попытался найти правильный ответ в интернете. Самое удивительное, что и здесь, в разных источниках, "официальное" количество ступеней колеблется от 297 до 300 штук. Но в любом случае, это приблизительно равносильно подъёму пешком на 15 этаж. Так что ножки потом "гудели" огого.

Ну, и в заключении этого пространного отчета хочу выразить благодарность и удивление доброте и отзывчивости людей, встретившихся нам в этот день. Я же, как последняя скотина, даже не догадался спросить их имён. Во-первых, еще в Валуйках мы повстречали местного парня лет пятнадцати, которого пытались расспросить, что еще можно посмотреть в его городе. Тот искренне пытался нам помочь, сначала предлагая то, что знает сам, потом по личной инициативе звонил своим друзьям и спрашивал, что еще можно предложить к осмотру. Во-вторых, упомянутый послушник, интересно рассказавший нам историю монастыря и смиренно сносивший мои фотографические эксперименты внутри пещер. Всё таки надо иметь терпение, когда выдержка каждого снимка секунд по 30. Ну, и в-третьих, когда мы отправились домой, наши припасы съестного подошли к концу и мы остановились у магазина в селе Ездочное в паре километров от монастыря. Команчи, как давно я не видел такого ненавязчивого и искреннего сервиса. Девушка помогла разрешить все наши метания чем же харчеваться в пути, сама предложила кучу вариантов, порезала колбасу, хлеб и так далее. Мелькнула мысль написать воронежские респекты в книгу жалоб и предложений, да как назло завалилась толпа местных подвыпивших мужичков и помешали такому порыву души.

В общем, спонтанный автопробег в 571 км прошу считать успешным, отчет законченным, а ближайшим летом надеюсь показать вам еще несколько пещер Подонья.

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow .
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной .

Ссылки для самостоятельного изучения:
-

- Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь на википедии
-

(также Холков-Царёв-Николаевский монастырь ) — единственный пещерный монастырь в Белгородской области. Располагается в Чернянском районе у села Холки в 10 километрах к юго-западу от посёлка Чернянка и в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола, на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холок.

Пещеры монастыря находятся на террасе одного из меловых холмов, входящих в состав небольшого хребта, который некогда называли Жестовыми горами. Спорным остаётся вопрос о происхождении Холковских пещер. Неизвестно, сами ли монахи их вырыли или они уже существовали ранее, однако считается, что они искусственного происхождения.

Царёвым монастырь назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царев Алексеев град.

Свято-Троицкий Холковский монастырь расположен в 15 километрах к северо-западу от города Нового Оскола по дороге на Старый Оскол на правом берегу реки Оскол при впадении в неё реки Холки. По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году.


Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.


В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен.

В 1830-х годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь, однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. В XIX веке службы для прихожан проводилась в наземном Преображенском храме, а нижняя пещерная церковь была заброшена. В начале XX века вход в пещеры был засыпан и практически забыт.


В 1917 году, священник Вячеслав Васильчиков производит раскопки и открывает один из входов в монастырь. Следующие 73 года пещеры находились в запустении. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году. Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году.

В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря - надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери.

Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.

Князь Игорь в Холках

По её версии, Игорь форсировал Северский Донец в его верхнем течении (очевидно, выше Белгорода). Далее он пошёл в восточном направлении и вышел к Осколу в том месте, где находилась крайняя южная русская крепость Холок, у слияния речки Холок с Осколом. Сейчас в этом месте располагается Холковский пещерный монастырь.

В статье, посвященной Холковскому городищу, С.А. Плетнева отмечает: «Нам кажется вполне правомерным предположение, что Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели ввиду какой-то определенный пункт. Этим пунктом могла быть единственная русская крепость на Осколе — Холок. Всеволод подошел к ней из Курска дорогой через переволоку, а Игорь «перейде Донец по броду у впадения в Донец Нежеголи» пошел по Нежегольскому шляху, действующему и поныне, к Холку... Игорь же ждал Всеволода у Холка 4-5 мая, а 6 мая они тронулись по Изюмскому шляху или вдоль берега Оскола на юг, к половецким кочевьям». Кроме того, С.А. Плетнева считает, что тактически князьям было выгоднее соединить свои дружины как можно раньше, чтобы выйти в Половецкую степь более мощной силой. Также в пользу данной версии говорит то, что белгородские меридиональные реки вторгались в степные просторы «языками» лесных массивов, что позволяло, как можно более скрытно подойти к кочевьям половцев.

В прошлом году мне удалось побывать в удивительном месте -Холковском Троицком мужском подземном монастыре. Поездка произвела неизгладимое впечатление, кроме того узнала для себя много интересного.
Дорога была долгой, но не утомительной. Мы проезжали города Новый Оскол и Яблоново. Кругом поля, к счастью ухоженные, иногда попадались красивые пейзажи с меловыми горами и соснами.

В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии до нашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, нам практически ничего не известно.


По предположению ряда историков и археологов, с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории - поход князя Игоря Святославича на борьбу с половцами. Этот поход русских воинов нашел яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы - "Слово о полку Игореве". Неизвестный, но безусловно талантливый автор бессмертного произведения, который по утверждению многих исследователей, являлся современником и участником этого похода, с необычайной силой показал патриотизм русских воинов и их готовность отдать жизнь за родную землю.

Памятник Великому князю Святославу Храброму скульптора Вячеслава Клыкова.

Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века.

Ворота монастыря.

По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Более всего это место известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. В 1649 году здесь иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь.
В 1764 году по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла). Летом богослужения совершались в сельской кладбищенской церкви.

Небольшая часовня, через которую нас поведут по лабиринтам пещер.

В самих пещерах фотографировать не разрешили. Воздух там особенный, насыщенный йодом, но не всем подходит. Я, например, чувстововала себя великолепно. Температура стабильная (+8 градусов в любое время года). Особенно поразила келья монаха затворника. Была специальная келья для чтения молитв. Мужской голос в такой келье усиливался, а женский, наооборот - становился глухим. Проверили на себе - и были очень удивлены. Как можно было было сделать такую акустику в пещере? Еще одно чудо - редчайший иконостас - керамический. Делался он по специальному заказу в Подмосковье. Этому иконостасу не страшны ни время, ни влага, ни температура. Он - на века.

Фотография с http://autotravel.ru/phalbum.php/ area/55/0
Помимо пещер, в которых располагался монастырь, в холме имелась еще одна - вырытая жителем села Холки Никитой Бычковым. В течение 30 лет - с 1890 по1920 гг. долбил он холм, пытаясь соединиться с подземным монастырем, вход в который к тому времени был засыпан и затерян. Однако сделать это ему не удалось - смерть застала его на 98 метре. До соединения с храмом оставалось 40 метров.

В 1990 году пещеры были частично отреставрированы и открыты как музей. С 19 ноября 1995 года в подземном храме начали совершаться богослужения. В конце 90-х годов построен храм Донской иконы Пресвятой Богородицы.