Характеристика грушницкого данная печориным. Cочинение «Образ и характер Грушницкого. Размышления Григория Александровича Печорина

Цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Полное имя Грушницкого в романе не указано. Грушницкий - молодой военный:

"...Он только год в службе..."

Грушницкий - небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:

"...накануне отъезда из отцовской деревни..."

"...Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим..."

Воинское звание Грушницкого - юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:

"...Грушницкий – юнкер..."

"...я пари держу, что она не знает, что ты юнкер..."

"...он произведен в офицеры..."

Возраст Грушницкого - около 20 лет:

"...ему едва ли двадцать один год..."

Грушницкий - сослуживец и приятель Печорина:

"...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..."

(о Грушницком) "...мы были когдато друзьями..."

О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:

"...Выразительное лицо его..."

"...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..."

"...крутит усы левой рукой..."

"...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий служит на Кавказе в К... в полку:

"...причина, побудившая его вступить в К. полк..."

Во время службы на Кавказе Грушницкий получает ранение в ногу:

"...В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание..."

Грушницкий имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:

"...У него георгиевский солдатский крестик..."

"...сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу..."

Грушницкий хорошо воспитан и соблюдает приличия:

"...знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится..."

Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:

"...Грушницкий <...> громко отвечал мне по-французски..."

Грушницкий не очень хорошо танцует:

"...Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…"

Грушницкий - милый, забавный человек:

"...Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тутто он, я думаю, старается!.."

"...ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!.."

Грушницкий - глупый человек:

"...«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами..."

"...Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко..."

"...Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..."

Грушницкий - слабохарактерный человек:

"...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать..."

Грушницкий не разбирается в людях:

"...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою..."

Грушницкий - сентиментальный романтик:

"...Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма..."

"...Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием..."

"...села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор..."

Грушницкий - страстный человек:

"...даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал..."

"...Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие..."

"...под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное..."

Грушницкий имеет мало опыта в общении с женщинами:

"...Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин..."

"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.." (Грушницкий Печорину о себе)

Грушницкий - гордый человек:

"...признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких..."

"...его гордая походка..."

"Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий - самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:

"...Грушницкий самодовольно улыбнулся..."

"...Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями..."

Грушницкий - самолюбивый человек:

"...О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.."

"...особенно самолюбие его оскорблено..."

Грушницкий - тщеславный человек. Он мечтает стать "героем романа" для какой-нибудь барышни:

"...Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное какимто тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий не умеет слушать других людей:

"...спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, повидимому имеющую какуюто связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи..."

Грушницкий говорит вычурно и важно:

"...Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания..." "...От княгини Лиговской, – сказал он очень важно..."

"...Послушай, – сказал Грушницкий очень важно..."

Грушницкий любит острить:

"...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом..."

"...довольный плохим каламбуром, он развеселился..."

Грушницкий любит декламировать, произносить громкие речи:

"...Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий..."

Грушницкий любит производить эффект на окружающих. Он любит "рисоваться" и ведет себя как актер:

"...он из тех людей <...> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия..."

"...Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне..."

Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:

"...Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении..."

"...да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем..."

"...носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель..."

"...Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня..."

Когда Грушницкого производят в офицеры, он так же с гордостью носит свой офицерский мундир:

"...армейский пехотный мундир..."

"...явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира.

К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым:

"...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это чтото не русская храбрость!.."

"...Трус! – отвечал капитан..."

"...шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…"

Грушницкий - мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:

"...Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение..."


Грушницкий способен на подлость и обман:

"...но как признаться в таком подлом умысле?.."

"...оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности..."

"...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого)

"...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить..."

Грушницкий способен на клевету. Так, отвергнутый княжной Мери, он распускает о ней сплетни:

"...вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы..."

"...И вы не отказываетесь от своей клеветы?.."

"...прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка..." (Печорин Грушницкому о его клевете)

За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль:

"...Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее..."

В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли:

"...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..."

"...Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!.."

Через все повести только образ Печорина проходит до самого конца. Герои второго плана даны автором специально, чтобы оттенить различные грани характера главного действующего лица. Это их основная композиционная роль. Несмотря на это, они интересны читателю и сами по себе, поскольку в них отражается общественная жизнь людей, устои, нравы общества.

Таким персонажем выступает в произведении Грушницкий.

Белинский уверяет, что этот образ обозначает целый разряд людей подобного типа. По словам Лермонтова, они носят на своём лице модную маску разочарованного в жизни человека. Точно характеризует Грушницкого и сам Печорин, который говорит, что он просто позёр, стремящийся выдать себя за героя-романтика. Он выражается пафосными фразами, окружает себя возвышенными чувствами, исключительными страстями и даже страданиями. Главная цель Грушницкого – произвести на общество определённый эффект. На самом деле, его душа лишена любой поэзии, от этого героя за версту веет самоуверенностью, эгоизмом, самодовольством.

Он никогда не слушает собеседника, не вступает с ним в диалог, потому что упоён только своей речью, ему интересен лишь он сам, а не другие люди.

Однако Грушницкий – не просто влюблённый в себя человек, он способен на низость, подлость. Именно он становиться источником сплетен о Печорине и Мери. Он соглашается на дуэль с абсолютно безоружным противником. На дуэли проявляются все самые низкие черты характера этого персонажа.

Личность Печорина особенно ярко выделяется на фоне молодёжи, к которой относится Грушницкий.

В повести «Княжна Мери» Грушницкий показан посредственностью, любящим пафос и громкие слова человеком. Этот персонаж для любой ситуации имеет заготовленные пышные фразы, которые он драпирует, украшает некими особыми чувствами, романтическими страданиями, страстями. Таким образом, Грушницкий играет модную юношескую роль – героя, разочарованного в себе и в жизни. Произвести должный эффект – главная его цель, основное наслаждение. Он специально носит потёртую шинель солдата, старается убедительно играть роль страдальца, которого разжаловали за какой-то смелый, но дерзкий поступок. Но это только пародия на Печорина, поэтому Грушницкий так его ненавидит. Он сам не слишком умён, а потому не может понять, увидеть, насколько Печорин выше его. Грушницкий находится в состоянии влюблённости, ему нравиться княжна Мери. Она тоже вначале уделяет ему особое внимание, но вскоре влюбляется в Печорина. Забытый Грушницкий злиться, ревнует, его ущемлённое самолюбие делает его опасным. Он собирает компанию, чтобы поиздеваться над Мери. Эти же люди нарочно не заряжают пистолет Печорина, когда тот вызывает Грушницкого на дуэль, обвинив в клевете. Эта откровенная подлость поражает главного героя. Простить подобное Печорин не может, и, перезарядив пистолет, убивает Грушницкого.

Грушницкий является главным героем романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», написанного автором в 1838-1840 гг. Это молодой человек, юнкер, который в двадцать один год уже удостоен георгиевского креста. Грушницкий забавный малый, иногда слишком доверчив, его легко сбить с толку из-за ложных представлений о чести и достоинстве. Но в смерти он достигает настоящей исключительности. Не зря И. Анненский в статье «Юмор Лермонтова» называет его смерть прекрасной. Грушницкий выкрикивал запальчивые фразы в адрес своего противника, стоя под дулом его пистолета, искренне считая в тот момент, что Пятигорск – это весь мир, в котором им двоим тесно, нет места. Несомненно, с возрастом этот герой перебесился бы, стал более гибок, поумнел, да только время его ограничено нахождением в отпуске из-за ранения.

Печорин показывает нам, что Грушницкий излишне фанатичен в плане романтики. И, тем не менее, этот фанатизм становится ещё более очевидным в присутствии Печорина. Это происходит потому, что молодой человек польщён вниманием светского льва из Петербурга, хочет уподобиться ему, подражать, но, по сути, копирует лишь маску. Грушницкий, словно участник маскарада, который устроил Печорин. Именно в этом маскараде и представился случай юноше сыграть определённую роль в обществе в первый и последний раз.

Образ Печорина один проходит через все повести. Остальные герои даны для того, чтобы оттенить различные черты характера Печорина. Такова их композиционная роль. Но они интересны и каждый по себе, так как в них отражена какая-то другая сторона общественной жизни.

Таков прежде всего Грушницкий, «представитель целого разряда людей,- по выражению Белинского,- имя нарицательное». Он из числа тех, которые, по словам Лермонтова, носят модную маску разочарованных людей. Меткую характеристику Грушниц-кому даёт Печорин. Грушницкий, по его словам, позёр, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа». Говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект - его наслаждение». Но в его душе, нет «ни на грош поэзии». Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоён своей речью. «Он не знает людей и их слабых струи, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Но Грушницкий не только самовлюблённый, самодовольный человек: он способен на всякую подлость и низость. Он распускает сплетни о Печорине и Мери, он даёт согласие на дуэль с безоружным противником. Его поведение на дуэли - не только проявление его «самолюбия и слабости характера», но и настоящей низости души.

На фоне такой молодёжи, представителем которой является ничтожный Грушницкий, ярко вырисовывается страдающая личность Печорина.

    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

    Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....

Грушницкий – это один из главных героев романа « ». Что интересно, этот герой был не очень симпатичен самому автору. М.Ю. Лермонтов постоянно высмеивал Грушницкого в различных сценах своего романа, ставил его в дурацкую зависимость от других персонажей. В конечном итоге, Грушницкий заканчивает свою жизнь смертельным исходом. Как же так получилось? Начнем все с начала.

Герой был достаточно молодым юнкером, у которого была ранена нога. Он проходил лечение на водах, где и встретил своего знакомого товарища – Печорина. Между молодыми людьми завязалась наигранная дружба. Они не очень хорошо относились друг к другу, но, при этом, проводили много времени вместе.

Весь конфликт между этими двумя персонажами начался после приезда молодой и княгини Литовской. Грушницкий влюбился в молодую девушку, а она ответила ему взаимностью. У Печорина такой расклад событий вызвал необычайную зависть. Поэтому, он решил завоевать сердце молодой княжны и разрушить отношения Грушницкого и Мери. И у Печорина это достаточно легко получилось. Мери совершенно спокойно переметнулась на нового кавалера, позабыв о Грушницком.

Герой находится в полном разочаровании и прозрение. Он обозлился на пару возлюбленных и начал сочинять про них грязные сплетни. Его компаньонами стали и другие обиженные кавалеры княжны. Проводя много времени за пьянством, компания завистников придумывает план насмешки над Печориным. Он проваливается и главный герой погибает.

Грушницкий предстает перед нами самовлюбленным и самодовольным персонажем. Он не замечает людей вокруг себя. Возможно поэтому, он даже и не заметил, как княжна Мери переключила свое внимание на . Он часто изображает эмоции радости и счастья, хотя внутри совершенно их не испытывает. Он ведет разгульный образ жизни. Его ранение ноги перестало беспокоить Грушницкого сразу же после того, как он увлекся княжной. Это еще раз подтверждает наигранность его действий и поступков. Он очень доверчив, поэтому, не один раз попадает под влияние, как Печорина, так и драгунского капитана.

Насмешливый план был выполнен героем только лишь по поручению и задумке других персон. И только лишь находясь на дуэли, Грушницкий понял всю серьезность ситуации. Он не извинялся на свои насмешки, он не стал просить прощения. Все закончилось выстрелом и смертельным ранением.

Вот такая жалкая и глупая судьба у главного героя романа «Герой нашего времени». Возможно, если бы Грушницкий не поддавался влиянию окружающих, он продолжил бы жизнь. Возможно, если бы он был не таким эгоистичным и самовлюбленным, он смог бы построить отношения с другими персонажами романа. Одно я могу сказать однозначно, М.Ю. Лермонтов невзлюбил своего персонажа с самого начала романа, поэтому и создал ему такую трагичную судьбу.

Роман «Герой нашего времени» был написан М.Ю. Лермонтовым в 1838-1840 годах. Это произведение считается первым среди российской прозы в своём жанре - лирико-психологический роман. Роман также отличается своей оригинальностью - нарушенной хронологией.

Главным героем является Григорий Печорин, но ещё одним немаловажным персонажем данного произведения является молодой юнкер Грушницкий, один из давнишних приятелей Печорина. Его первое появление относится к повести «Княжна Мери».

Лермонтов не дал имени своему персонажу, поэтому во всём произведении его так и называют - Грушницкий. О нём известно, что ему было двадцать лет, был юнкером, при этом у Грушницкого уже имелся георгиевский крест.

Характеристика героя

Как уже было написано выше, один из ярчайших второстепенных героев романа появляется в повести «Княжна Мери». Лермонтов его описывает как юнкера, который представляет себя в качестве офицера, которого разжаловали в солдаты. Этого персонажа можно охарактеризовать одним словом - актёр. Но почему? С самого начала Грушницкий примеряет на себя амплуа некого страдальца, которого по несправедливости судьбы перевели из первого эшелона военных. При этом он сам меняет себе внешний вид, надевая старую шинель. Поведение его также выражает фальшь - он всем своим видом показывает, как ранение ноги беспокоит его. Никакие воды, по его словам, не могли помочь ему избавиться от хромоты, однако хромота сама проходит собой, когда рядом с княжной Мери появляется Печорин.

Данный герой не может вызывать какого-либо сочувствия, ведь через своё притворство и придуманные страданья он вызывает явно не жалость, а, скорее, отторжение, ведь на самом деле Грушницкий самовлюблён, также он не обладает большим умом. Он выбрал для себя роль некой таинственности и печали, но вместе с этим он приобрёл для себя модные привычки, которыми и стал жить. Можно сказать, Грушницкий стал заложником своей же роли, которую придумал и которая, по сути, ему полюбилась.

Печорин, конечно же, буквально сразу же рассекретил своего «приятеля» - он увидел, насколько же слабой личностью является молодой юнкер. Дальнейшие действия Грушницкого (а именно отвратительные слухи, которые он пустил про Печорина) показывают, что данный персонаж обладает такими чертами характера, как тщеславие и мстительность. Он не принял того, что Печорин снял с него «маску», которую Грушницкий старательно мастерил для себя и которую стал постоянно носить, скрывая истинную сущность.

Помимо этих качеств, ему присущи коварность и подлость, о чём говорит дуэль с Печориным: он и его компания дали главному герою незаряженный пистолет.

Если Печорин всё-таки в произведении предстаёт тем самым «героем времени», то Грушницкий является его полной противоположностью: низкий, малодушный, без какой-либо чести персонаж, обладающий такими чертами характера, как подлость, притворство и тщеславие.

Образ героя в произведении

(М.А. Врубель "Мери и Грушницкий" 1890-1891 )

Появление Грушницкого в произведении сначала подразумевалось в качестве участия в любовном треугольнике между ним, княжной Мери и, конечно же, Печориным. Лермонтов показывает, что молодой юнкер был, так скажем, фаворитом у княжны, однако вскоре всё меняется: с появлением Печорина Грушницкий отходит на второй план, он становится уже неудачливым конкурентом.

Без сомнений, такое положение не могло произойти без вмешательства самого Георгия Печорина: он поведал Мери о пустоте Грушницкого как человека, незначительности, тем самым открывая княжне глаза. После этого Грушницкий становится нежеланным гостем у неё дома, а также навязчивым собеседником. Она находит его скучным и жалким человеком. Естественно, что данный момент достаточно сильно воздействует на Грушницкого, ведь Печорин задел его самолюбие, а также опустил в глазах возлюбленной.

(Эпизод дуэли. Из к/ф "Бэла", 1927г по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" )

Это стало отправной точкой раскрытия персонажа. Он был неким подобием Печорина, что, несомненно, злило самого Георгия. Именно через восприятие Печорина складывается портрет Грушницкого: следователь моды, страдалец, разочарованный в жизни человек, говорит «пышными фразами», изображает из себя романтика.

Несмотря на его отрицательные качества, Грушницкий показывает «антитезу» Печорина: он хотел стать героем романа, однако через свои поступки он делает героем романа именно Георгия Печорина, поэтому этот второстепенный персонаж играет центральную роль в романе, показывая через свой образ поведение немалой части общества того времени.

На протяжении романа Лермонтов ловко высмеивал Грушницкого, показывая, насколько может быть жалок человек, который живёт под маской и придумывает образ, которому не соответствует. Если Печорин действительно был разочарован в жизни, то Грушницкий только делал вид, что также злило Печорина. Вместо того чтобы понять, что Грушницкий ведёт себя отнюдь бесчестно, он только «усугубляет своё положение» в глаза читателя своими подлыми поступками. Этим автор показывает, что люди склонны винить кого-то, но только не себя. Люди не любят анализировать свои поступки, не любят в чём-то обвинять себя, любят лишь следовать моде и носить маску, скрывая себя не только от глаз других людей, но и от самих себя.