Гроза – «Самое решительное произведение Островского. «Самое решительное произведение Островского «Самое решительное произведение Островского»


Вставай же, Русь, на подвиг славы –

Борьба велика и свята!..

Возьми своё святое право

У подлых рыцарей кнута…


Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:

Тогда республикою стройной,

В величье благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин…


Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота». «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».


  • «Что такое обломовщина?»,
  • «Тёмное царство»,

«Когда же придёт настоящий день?»,

  • «Луч света в тёмном царстве» и другие.

Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал: « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…» Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.


Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою…

И тебя благословляю:

Шествуй тою же стезёю.


  • В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели.
  • Один московский критик заявил , что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной.
  • Другой критик замечает, что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм.
  • Третьи критики считали, что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению Павлова , «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».

1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

5. В чём значение образа Катерины?



Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

  • А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.. . В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы - является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее - норма жизни.

Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

  • Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.




  • ...Борис - не герой, он далеко, не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, - ходит точно потерянный... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... О Борисе

Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

  • Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати.

  • ... Русский сильный характер в "Грозе"... Он, прежде всего, поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.








Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

Критическая статья «Луч света в темном царстве» была написана Николаем Добролюбовым в 1860 году и тогда же опубликована в журнале «Современник».

Добролюбов размышляет в ней о драматических стандартах, где «мы видим борьбу страсти и долга». Счастливый конец, по его мнению, драма имеет, если побеждает долг, а несчастный - если страсть. Критик замечает, что в драме Островского нет единства времени и высокой лексики, что было правилом для драм. «Гроза» не удовлетворяет основной цели драмы — уважать «нравственный долг», показать губительные, роковые «последствия увлечения страстью». Добролюбов замечает, что читатель невольно оправдывает Катерину, и именно поэтому драма не выполняет своей цели.

У писателя есть роль в движении человечества. Критик приводит в пример высокую миссию, выполненную Шекспиром: он смог поднять нравственность современников. «Пьесами жизни» несколько уничижительно называет произведения Островского Добролюбов. Писатель «не карает ни злодея, ни жертву», и это, по мнению критика, делает пьесы безнадежно бытовыми и приземленными. Но критик не отказывает им в "народности», полемизируя в данном контексте с Аполлоном Григорьевым. Именно отражение чаяний народа представляется одной из сильных сторон произведения.

Добролюбов продолжает разгромную критику при анализе «ненужных» героев «темного царства»: их внутренний мир ограничен в пределах маленького мирка. Есть в произведении и злодеи, описанные предельно гротескно. Таковы Кабаниха и Дикой. Однако, в отличие от, например, персонажей Шекспира, самодурство их мелочно, хотя и способно погубить жизнь хорошего человека. Тем не менее, «Гроза» названа Добролюбовым «самым решительным произведением» драматурга, где самодурство доведено до «трагических последствий».

Сторонник революционных изменений в стране, Добролюбов с радостью замечает в пьесе приметы чего-то «освежающего» и «ободряющего». Для него выход из темного царства может быть только в результате протеста народа против самодурства власти. В пьесах Островского критик увидел этот протест в поступке Катерины, для которой жить в «темном царстве» хуже смерти. Добролюбов увидел в Катерине того человека, которого требовала эпоха: решительного, с сильным характером и волей духа, хотя и «слабого и терпеливого». Катерина, «созидающая, любящая, идеальная», является, по мнению революционного демократа Добролюбова, идеальным прототипов человека, способного на протест и даже больше. Катерина - яркий человек со светлой душой - назван критиком «лучом света» в мире темных людей с их мелкими страстями.

(Тихон падает на колени перед Кабанихой )

Среди них и муж Катерины Тихон - «один из множества жалких типов», которые «столь же вредны, как и сами самодуры». Катерина бежит от него к Борису «больше на безлюдье», из «потребности любви», к которой не способен из-за своей нравственной неразвитости Тихон. Но и Борис отнюдь «не герой». Нет выхода для Катерины, не может ее светлая душа выпутаться из липкого мрака «темного царства».

Трагическая концовка пьесы и крик несчастного Тихона, остающегося, по его словам, дальше «мучиться», «заставляют зрителя - как писал Добролюбов - подумать не о любовной интриге, а обо всей жизни, где живые завидуют умершим».

Николай Добролюбов ставит настоящей задачей своей критической статьи обратить читателя к мысли, что русская жизнь показана Островским в "Грозе" в таком ракурсе для того, чтобы вызвать "на решительное дело". И это дело законно и важно. В этом случае, как отмечает критик он будет доволен "что бы ни говорили наши учёные и литературные судьи».

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина, главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина – это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно, открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра, попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается, не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно, вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной, предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания, она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа, воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства». Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми, чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера, свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня, спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее написания.

Я согласна с тем, что произведение Островского Гроза является самым решительным произведением в его творчестве. Островский показывает общество на той стадии, когда патриархальные уклады уже изжили себя, а новые еще не вошли в жизнь. Все ждут каких-то новых и важных реформ, ожидают отмену крепостного права.

Действие происходит в городке Калинове, жители этого города будто оторваны от мира, они не знают, что происходит в нем, это их не интересует. Они, развесив уши, слушают выдуманные истории Феклуши и безоговорочно доверяют ей, при этом не обращая внимания на научные и правдивые речи Кулигина, который объясняет все с помощью науки.

Автор явно изображает господ и их жертв. Жертвы не стремятся вырваться из под гнет, потому что, господа упорны. Они знают, что их власть сохранится, только если все будут бояться их и не противоречить. К господам, бесспорно, относятся Кабанова и Дикой. Дикой привык любым способом добиваться своей цели, он даже не боится об этом говорить, держит в страхе свою семью. Кабаниха же стремится к тому, чтобы в душе человека не было свободолюбивых мыслей, она пресекает все эти мысли и в душе сына, и Катерины, она постоянно держит ее в страхе, ее дочь Варвара внешне соглашается с ней, но внутренне противоречит, она бегает на свидания, скрываясь от матери, гуляет. Во время их разговора она постоянно про себя спорит с ней, а сын во всем соглашается с матерью, но только и мечтает вырваться из ее рук и жить так, как хочет он. Так он и поступает, когда Кабаниха посылает его в другой город.

Смелым решением Островского стал созданный образ Катерины. Многие критики отмечают, что образ Катерины изменит современную литературу. Катерина обладает богатым внутренним миром, она религиозна, поэтична, ее душа возвышается, когда она в церкви, все в ней положительно, она даже предвидит свой грех и корит себя за это. Даже совершив его, изменив мужу, она не перестала быть чистой. Она сама себя выдает и корит себя за содеянное. Она очень религиозна, но, несмотря на это она совершает тяжкий грех - самоубийство. Она понимает, что это лучший выбор для нее, этим поступком она протестует против темного царства, и после содеянного им городок Калинов понимает, что это они довели девушку, Тихон наконец-то начинает винить мать и отвечать ей, а Варвара уходит из дома. Этот разгорающийся протест означает, что Россию ждут перемены, которые будут направлены в лучшую для народа сторону. Островский явно показал это состояние России, одухотворяя народ, поэтому это произведение назвали самым решительным.

Вопросы по драме Островского "Гроза" 1) Как характеризуется темное царство? 2) Почему Катерина луч света в темном царстве? 3)

Почему Гроза самое решительное произведение?

4) Гроза как проявление народного самосостояния.

Даже если мало главное своими словами хотябы 3-4 предл.))

Конспект Добролюбова "Луч света в темном царстве" п плану: 1. "Гроза" Островского самое решительное произведение Островского. 2.

Историческая обусловленность образа Катерины.

3. Своеобразие характера катерины:простодушие, блогородство... (не менее 8 характеристик)

4.Образ Катерины в заимосвязи с другими персонаажами.

5. Темное царство.

6.Вызов самодурной силе

Заранее спасибо!!!)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его сходство и различие с элегиями

русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений Пушкина: «Деревня», «Поэту», «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)», «Из Пиндемонти». Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа? Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихах Пушкина и Некрасова?

Последняя книга, которую читал Лев Толстой, - его собственная. Он считал ее самым главным своим произведением и часто повторял: «Какая хорошая это

книга!». Интересно, что эту книгу мало кто знает, она редко издавалась. Она называется «Круг чтения». Это два больших тома - сборник избранных мыслей великих писателей и философов об истине, жизни, отрывки из священных книг разных народов. Собрал их вместе Лев Толстой, украсив собственными размышлениями. Многие считают «Круг чтения» одним из самых значительных произведений ХХ века. Толстой взял эту книгу с собой в свой последний путь, который окончился на маленькой железнодорожной станции в ноябре 1910 года. В названии станции запомним первую букву.