Эдвард мунк крик анализ. Крик. Описание картины Эдварда Мунка. История создания «Крика»

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.

Это живописное полотно эксперты называют вторым по популярности после непревзойденной «Джоконды». Только Леонардо да Винчи оставил нам в наследие тайну улыбки, а вот Эдвард Мунк поделился более мрачными эмоциями. Картина «Крик» считается квинтэссенцией человеческого отчаяния, одиночества, страдания. Шлейф реальных и надуманных трагических историй лишь подкрепляет мрачную ауру полотна.

Нити тянутся из детства

Действительно, многое объясняется детством самого художника. Назвать его счастливым вряд ли получится. Мать будущего норвежского классика экспрессионизма умерла в то время, когда малышу Эдварду было пять. Следующая смерть переживалась четырнадцатилетним подростком даже более глубоко. От чахотки угасла его сестра. Боль, отчаяние, неспособность спасти любимого человека - этими эмоциями пропитаны детские воспоминания Мунка. Они же потом наполнят и картины художника. Свой отпечаток наложит также душевное расстройство - маниакально-депрессивный психоз.

История картины «Крик»

Мунк почти всегда описывал события, мысли и чувства, что предвосхищали создание очередного живописного полотна. Есть и вполне конкретные сведения о написании знаменитой картины. Художник в своем дневнике рассказывает, как шел с двумя своими друзьями на закате и вдруг небо, ставшее кроваво-красным, будто придавило его. Мунк подробно описывает чувство почти смертельной усталости, обуявшей его. Ему показалось в тот миг, что бесконечный крик отчаяния пронзил его и окружающую природу. Отсюда собственно и самое первое название холста: «Крик природы».

При этом некоторые исследователи творчества норвежского мастера трактуют жест бесполого существа, изображенного на полотне, как защитный. Так человек прикрывает уши, дабы не слышать сильного шума, рвущего душевное спокойствие. Кроме того, эффект кровавого неба, что наблюдал художник, мог быть следствием извержения Картина «Крик» демонстрирует тот красный жуткий оттенок неба, который был характерен для Европы с ноября 1883 года и по февраль 1884. Все это время в атмосфере висел покрывалом вулканический пепел.

Описание шедевра

Полотно узнаваемо во всем мире, но стоит спросить у случайного посетителя музея, что на нем изображено, как в ответ получишь напоминающий персонажа из одноименного фильма ужасов. Кстати, его внешность позаимствована с шедевра Мунка, чего создатели фильма и не скрывали.

Давайте все же рассмотрим подробное описание картины «Крик». Её композиция проста и лаконична. Прямая диагональ моста и две реалистичные фигурки мужчин в отдалении контрастируют с человекоподобной плавно изогнутой фигуркой в центре полотна. Окружающее пространство: небо, река - также будто извиваются и скручиваются. Существо на холсте можно лишь с трудом назвать человеком, потому как оно сильнее всего смахивает на безволосую иссохшую мумию с провалами глазниц и рта. Существо зажимает голову длиннопалыми ладонями и безмолвно вопит. Только вот никто не реагирует на его крик. Фигуры уверенно удаляются вдаль по мосту, не чувствуя отчаяния и ужаса. Их спокойствие неспособно поколебать даже жуткое небо, словно горящее в кровавом пожаре.

При этом по манере написания картина «Крик» кажется почти наброском, яростным и небрежным. Но на самом деле ни о какой спешке и речи не идет. Мунк творил выверенно и продуманно. Он настолько увлекся сюжетом, что создал несколько вариантов полотна.

Немного мистики

Как упоминалось выше, за картиной тянется недобрый шлейф. Некоторые полагают, что это своего рода проклятие. Действительно, несколько трагических инцидентов с владельцами полотна или несчастными, вступившими в непосредственный контакт с картиной, наводят на неприятные размышления.

И если случаи с тяжелыми депрессиями, психическими расстройствами ещё можно объяснить излишней впечатлительностью, то как объяснить самый известный случай с музейным служащим, неясно. Служитель музея получил задание перевесить полотно, но в процессе он случайно уронил его. Проклятие настигло жертву спустя неделю. Служащий угодил в жуткую автомобильную аварию. Картина «Крик» не пощадила и другого бедолагу, что не удержал её в руках. Этот служащий начал страдать невыносимыми мигренями, которые довели несчастного до самоубийства.

Всемирная слава

Но даже эта не самая добрая аура не погасила интерес к холсту. Наоборот, все те ужасы, что рассказывали о полотне, лишь подогрели интерес к нему.

Данный факт наглядно подтверждается аукционом, состоявшимся весной 2012 года. На нем был выставлен один из вариантов «Крика». Он ушел в рекордные 12 минут торгов за рекордные почти 200 миллионов долларов. Будущего владельца не отпугнула незавидная участь предыдущих хозяев полотна.

Кроме того, растиражировала образ, созданный Мунком. Известные (и не очень) современные художники выдают свои интерпретации, в которых узнается картина «Крик». Описание знаменитого вопящего существа угадывается в уже упоминавшемся фильме ужасов. В даже засветился знаменитый папаша мультяшной звезды Барта Симпсона - Гомер Симпсон.

Эдвард Мунк в конце XIX века сильно взбудоражил художественное сообщество своими работами, выходившими далеко за рамки общепринятых норм того времени. Он отказался от царящего в кайзеровской Германии натурализма в пользу символа и эмоции, вызвав порицание со стороны многих состоявшихся художников и восхищение молодых творцов, во все времена жаждущих нового. Как рассудило время — новаторство Мунка было не стремлением выделиться, а проявлением неповторимого стиля, вершиной которого стала картина «Крик».

Рисование для Мунка было не просто ремеслом или увлечением — это было его страстью, настоящей болезнью, излечиваться от которой он категорически не желал. Состояние созидания художник описывал как опьянение, и трезвость, в данном контексте, нисколько не привлекала его. В результате он создал огромное количество произведений: гравюр, рисунков и картин. Продуктивность художника поистине поражает — одних лишь полотен маслом он написал более тысячи.


Мир воспринимался художником как не самое радужное место. Отчаяние, пессимизм и трагичность — именно так можно охарактеризовать его мироощущение. Именно эти эмоции и проступают на работах Мунка, но не в формах болезненной фобии, а как философская реакция на действительность.

Но философию в картинах мастера бывает порой трудно рассмотреть за бурей эмоций: вместо реальных предметов его полотна полны контрастных пятен, пространство размыто, а лица больше похожи на скорбные маски, выступающие символами человеческого горя. В такой манере выполнена серия его работ «Фриз жизни», которой художник посвятил около тридцати лет жизни. Именно к этой серии принадлежит и «Крик», которому предшествует «Отчаяние».

История создания картины была описана самим автором: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу ».

Именно «Крик» стал самой известной работой Эдварда Мунка. Почему безликий силуэт, издающий вопль отчаяния, вошел в резонанс с массовым сознанием? Ответ кроется в самом вопросе. Практически каждому более-менее чувствительному человеку, обремененному интеллектом и сознанием, живущему в социуме — периодически приходится испытывать то самое отчаяние, страх, ощущение бессилия. Картина — это апогей психического обобщения. Внимательно всмотритесь в напряженную маску, беззвучно вопящую от нестерпимого психологического напряжения на фоне размытого, но не менее напряженного фона.

Всмотритесь и прислушайтесь к своим ощущениям. Абстрагируйтесь от имени автора, сиюминутного момента и самого смысла происходящего. Прочувствуйте весь тот ужас, что вложил художник в свой беззвучный крик. Позвольте ассоциациям провести параллели с вашим собственным опытом, обнажить вашу душу, нежную и трепетную, изнывающую от бессмысленности и тщетности, уставшую и разочарованную, изнасилованную чужой грубостью и безразличием. Выплесните все это через зрительный образ крика и оставьте его на холсте. Раз и навсегда.

Серию картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка , созданную в промежутке между 1893 и 1910 годами и обобщенную им под названием «Крик» — можно отнести к разряду феноменов культуры. Образ кричащего от ужаса существа, написанный в ХIХ веке, считается основополагающим произведением экспрессионизма. Но в конце XX века, он неожиданно обретает статус символа поп-культуры. По количеству ремейков, мемов и пародий картинный образ Мунка стал наиболее часто воспроизводимым в мире. А когда образ из художественной культуры входит в массовое сознание – можно говорить о важном культурном явлении.

Сюжет картины Мунка был основан на его собственных ощущениях, описанных в его дневнике в 1892 году.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу»

Визуализацией этой заметки может послужить рекламный видеоролик аукциона Сотбис (Sotheby’s), на котором работа Мунка из серии «Крик», выполненная пастелью, была продана за рекордные 119 млн.долларов.

На картине изображено именно то место, где его охватило ужасное чувство. Пейзаж за фигурой вовсе не вымышленный. Это запущенный район Экеберг, в окрестностях Осло, где часто случались самоубийства. Неподалеку находилась психиатрическая лечебница, куда была госпитализирована любимая сестра Мунка, с диагнозом маниакально-депрессивный психоз. В довершение, у основания утеса стояли бойни, откуда доносились пронзительные крики животных.
Узнаваемые детали – фьорд, лодки, старая церковь оказываются в некоем апокалиптическом ландшафте, передающем угнетенность мира, а кровавый закат становится сосредоточением кошмара.
Эмоционально картины серии «Крик» перекликаются с графическими офортами «Капричос» , созданными в 1797- 1798 годах испанским живописцем Франсиско де Гойя. И так же как Гойя, изображавший свои химерные видения чтобы избавиться от них, — Мунк, поглощенный идеей, стоящей за картиной, — неустанно воспроизводил испугавшее его видение. Художник изменял структуру, технику и колористику копий, сохраняя глубинную экзистенциальную сущность.

Мунку было всего 29 лет, когда он написал картину «Крик», но творческое новаторство художника шокировало современников. С одной стороны, большинство его коллег, в том числе Тулуз Лотрек, возмущались «варварской» техникой Мунка и не воспринимали агрессивную эстетику его работ. (Ведь конец 19-го века был посвящен культу физической красоты, означавшей, прежде всего, – спокойствие, чувство удовлетворения, как на лице Моны Лизы). С другой стороны, – искусствоведов оглушил концептуальный подход автора. Его идея была парадоксальна: по определению картина молчит. Но художник должен заставить ее кричать.

Конечно, кричащих людей изображали и до него, но Мунк изобразил само явление крика . Это было новаторством в живописи. Никто не изображал до него звук, особенно звук, эмоционально окрашенный. Волнообразные линии пейзажа, будто эхо, повторяют закруглённые контуры головы и широко раскрытого рта - как если бы звук крика отдавался повсюду. Замысловатые, нереальные изгибы линий в изображении центральной фигуры и природы (напоминающие полубезумный вангоговский стиль) наполняют композицию энергией и драматизмом.

В 1895 году Муне создал литографию — упрощенную черно-белую версию своей картины, чем открыл ящик Пандоры: путь к ее массовому тиражированию с помощью типографских технологий. Первыми этим заинтересовались , разрабатывающие тему серийного производства искусства. Один из основателей этого направления и создатель – создал серию шелкографичных принтов, основанных на произведениях Мунка. Но это было лишь начало.

Выяснилось, что «Крик» идеально подходит культуре постиндустриальной эпохи , подверженной эпидемии постмодернизма, где все строится на цитатах из прошлого и подвергается вторичной обработке. Картина Мунка стала поп-«иконой», образ которой начал массово распространяться в информационном пространстве подобно вирусной рекламе.

Всеми узнаваемый сюжет картины широко эксплуатируется создателями рекламы, мультсериалов и разных шоу. Кроме того, образ оказался нескончаемым источником для создания ироничных интернет –мемов, смайликов и комиксов . Психологи объясняют это тем, что за иронией современный человек пытается скрыть испуг от осознания своей хрупкости и незащищенности, испуг, который он ощущает глядя на апокалиптическую картину мира глазами Эдварда Мунка.

Образ, созданный норвежским художником, зачастую изображается в китчевой (ироничной) манере, словно 20-тый век пытается удалить первозданную тревожную атмосферу картины, как промвентиляция запахи кухни.

Но не только web паутина, а практически все области искусства попали под влияние творчества Мунка. Гениально изображенное им олицетворение ужаса, многократно использовалось в музыке, литературе и кино. Припомните хотя бы маску убийцы из фильма ужасов «Крик» или внешний вид представителей инопланетной расы из культового сериала «Доктор Кто». Они были навеяны персонажем картины Мунка. Даже хорошо знакомое зрителям выражение лица юного Маколея Калкина, кричащего перед зеркалом в рождественской комедии Криса Коламбуса «Один дома», — тоже пародийная аллюзия на работу Эдварда Мунка.


Следует добавить, что эта работа вдохновляла многих кинорежиссеров и сценаристов на создание фильмов самого разного толка. Но, ни один из кинофильмов так и не приблизился по уровню трагизма и эмоциональности к шедевру Эдварда Мунка.

Со временем сюжет картины начал появляться практически на всем: на одежде, обуви, посуде, бижутерии и прочих, порой немыслимых вещах, вроде надувных кукол Роберта Фишбоуна, умудрившегося создать прибыльное производство этих кукол, каждая из которых повторяла образ центральной фигуры композиции Мунка.

Естественно, такой массовый продукт потребления как еда, тоже не остался в стороне. В рамках юбилейного проекта «Munch-150» норвежская фабрика «Фрейя» выпустила серию плиток молочного шоколада с изображением картин Мунка из серии «Фриз Фрейи». Ведь имя автора непосредственно связано с историей этой фабрики. 18 его картин украсили стены фабричной столовой в январе 1923 года. Основатель фабрики, Йохан Трон Хольст был чрезвычайно доволен результатом. Однако самим рабочим картины не совсем понравились: экспрессионист Мунк нарисовал на картинах людей, лишённых черт лица, а изображенные дома были нарисованы без дверей и труб.

Современной версией такого формата стало «Кафе Мунк», которое открылось в том же году в Токио, организованное скандинавским Управлением по туризму. В кафе представлены 37 копий картин знаменитого художника, а эксклюзивное меню включает в себя вкусные пирожные и кофе со знакомым образом.


Кафе Мунк (Токио)

Можно сказать, что искусство и еду — две глобальные области человеческой жизни –– мастерски научился совмещать фуд-арт . Образ, созданный Мунком более ста лет назад и получивший мировую «огласку», как нельзя более удачно сочетается с его идеями и масштабами. В статьях блога «АРТотека еды » мы уже представляли некоторые из таких объектов. Например, в статье о или об американском . Хотим привести еще некоторые примеры креативного переосмысления и пародирования картины «Крик», связанные с едой.

Оригинальные работы японского иллюстратора Такайо Шийота в свое время стали интернет-сенсацией: из водорослей нори, вареного риса и других традиционных японских ингредиентов она создает репродукции знаковых произведений искусства. Персонаж Крика появился на срезе суши-роллов, а следом- и в .

Пиццерии и веганские кафе стали применять его для украшения своих блюд

Картина «Крик», созданная предположительно в конце XIX - начале XX века, обрела невероятную популярность в наше время. Ее неоднократно пародировали, создавали комиксы и переосмысленные наброски. Образ с картины использовался в рекламе, мультфильмах, видеороликах. Идея маски из фильма ужасов «Крик» была навеяна именно этим полотном. Существуют легенды о проклятии картины - вокруг нее много загадочных заболеваний, смертей, таинственных случаев.

Писал ли это полотно Винсент Ван Гог? Картина «Крик»изначально называлась «Крик природы».

Художник Ван Гог

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот (Нидерланды). Кроме него, в семье пастора было еще пять детей. И только один из них, младший брат Тео, имел огромное значение в жизни Винсента. Тео всю жизнь финансировал брата, он единственный верил в его гениальность.

Ван Гог по семейной традиции пробовал себя в роли комиссионера в художественно-торговой фирме, был проповедником и преподавателем. Потерпев неудачу на этих поприщах, он обратился к искусству.

Обучаясь живописи, Ван Гог копировал полотна мастеров прошлых веков. Изучал тонкости ремесла на примере гениальных художников. При этом он создал свой неповторимый авторский стиль.

Приобщение к живописи

К 30 годам Ван Гог полностью посвятил себя живописи. В пейзажах, натюрмортах, портретах, художник искал свой цвет и свет. Он часто работал на природе - под жарким солнцем или на пронизывающем ветру. Ван Гога стремительно ухудшилось. Он несколько раз проходил лечение в психиатрической клинике. Художник понимал, что участившиеся приступы и галлюцинации свидетельствуют о скорой кончине.

Он яростно принимается за работу, изображая светлый и прекрасный мир («Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Долина Ла-Кро»). В периоды тоски и одиночества проявляется совсем другое настроение картин («У врат вечности», «Ночное кафе в Арле», «Прогулка заключенных»). Когда смотришь на эти полотна, создается ощущение, что в таком же состоянии была создана картина «Крик». Ван Гогачастосчитают автором этого шедевра. Верно ли это утверждение?

Его единственная продажа при жизни - картина «Красные виноградники в Арле». Оставаясь непонятым современниками, художник обдумывает самоубийство. 29 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Ван Гог всегда понимал, что его время ограничено. Он работал из последних сил, отдавая себя искусству. Музей в Амстердаме, посвященный творчеству безумного художника, ежегодно собирает толпы туристов и поклонников.

Осознавая свою гениальность, был ли счастлив в жизни Ван Гог? Картина «Крик» полна звенящего ужаса и безысходности. Но кто автор этого полотна?

Картина «Звездная ночь»

Одной из самых Ван Гога, помимо полей и подсолнухов, является полотно «Звездная ночь». Известен факт, что она была написана в психиатрической лечебнице Сен-Реми. В периоды улучшения состояния здоровья художнику разрешалось рисовать.

Брат Тео позаботился о том, чтобы Винсенту была выделена отдельная комната для занятий живописью. Ван Гог изображал местные пейзажи и цветы с натуры. Но «Звездная ночь» была написана по памяти. Движения звезд изображены широкими мазками - светящиеся огни словно кружатся по спирали в причудливом танце. Тонкие ветви кипариса тянутся в вышину небес. И под этим загадочным небосводом замер поселок, окруженный синевой неба.

Что хотел сказать своим полотном Ван Гог? Картина «Крик» напоминает стилем «Звездную ночь». Те же и внутреннее беспокойство - ничтожность человека перед мощью природы. Ощущение беды, надвигающееся отчаяние проглядывают сквозь космическую необъятность бытия.

Реальность или измененное состояние?

В среде искусствоведов и психиатров по сей день ведутся споры о том, насколько правдиво видел реальность Винсент Ван Гог. «Крик» - картина необычная. Она явно указывает на деформацию сознания художника.

Поздняя живопись Ван Гога является плодом исследований творчества душевнобольных. Психиатры, далекие от эволюции искусства, называют живопись художника плодом измененного сознания. Они утверждают, что реальность в его полотнах проходит сквозь призму нездорового состояния. Необычность стиля указывает на патологию психического состояния.

Мнение искусствоведов

Историки искусств, наоборот, сходятся в мнении, что живопись Ван Гога - это проявление гениальности. Неповторимый стиль, основанный на классике и импрессионизме, указывает на индивидуализм художника. В перерывах между приступами безумия и галлюцинаций Ван Гог проявлял удивительную точность в постановке художественных целей и задач. Его самоконтроль подчеркивает ясность мышления в момент творчества.

Средство для создания воображаемого мира - такой видит свою живопись Ван Гог. Картина «Крик» пронизана мрачным предчувствием беды. Дребезжащее марево на вопль ужаса на переднем плане - это поистине мистическое предчувствие будущей катастрофы.

История с ухом

Поль Гоген, был другом Ван Гога. В 1888 году они решили провести вместе зиму в Арле. Вспыльчивость обоих живописцев, их бурные ссоры привели к беде. В полубезумном состоянии Винсент после скандала с Гогеном отрезал себе ухо - так гласит одна из версий поступка художника.

По другой версии, совместное распитие алкоголя и жаркие споры о живописи привели к небольшой потасовке между приятелями. Может быть, это Гоген отрезал Есть вариант, что у художника было отрезано не все ухо, а только мочка.

Существует еще одна версия, по которой Ван Гог страдал отитом. Сильная боль, совместные распития алкоголя с Гогеном и их ссоры сподвигли Винсента на такой способ избавления от страданий.

Легенда о проститутке, из-за которой поспорили два товарища, закончилась неприятным инцидентом с ухом. Такой вариант развития событий пришелся по душе творческим людям. Именно эта версия конфликта легла в основу книги и фильма о Ван Гоге.

Самая банальная версия происшедшего: после бурного застолья наутро Винсент случайно отрезал себе ухо. Во время бритья сильный тремор рук привел к нелепому случаю, который стал визитной карточкой художника.

Существует ли связь между этим событием и образом полотна «Крик»? Главный герой картины, зажав руками уши, отчаянно вопит от боли. Такая характеристика картины Ван Гога «Крик» невозможна по той простой причине, что он не является ее автором.

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего - автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» - Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек "взаимодействует" с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» - Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Описание картины «Крик»

На полотне изображена реальная местность. Она находится в городе Осло, рядом с клиникой для душевнобольных. В ней лечилась от недуга сестра автора картины.

Кричащая фигура на полотне вызывает разные ассоциации. Ее сравнивают со скелетом, мумией или эмбрионом. Главный герой картины вопит от отчаяния, охватившего его. Болью и страхом веет от волнообразных линий пейзажа. Они, словно в мареве, дребезжат на высокой ноте, рождая диссонанс с воплем героя. Политональным аккордом пронизанакартина «Крик». Ван Гога (описание,эмоции, общий стиль шедевра)недаром считают автором полотна. Судя по всему, его душевное состояние было схоже с тем, в котором написал свою картину Эдвард Мунк.

Кто написал «Крик»?

Эдвард Мунк - норвежский живописец, театральный художник, график, теоретик искусств является автором «Крика». Возможно, что общий стиль полотна навеян творчеством нидерландского художника. Космические вибрации на заднем плане словно рисовал Ван Гог. Картина «Крик»находится в Национальной галерее и Музее Мунка (г. Осло, Норвегия).

Эдвард Мунк создал несколько вариантов шедевра в желании избавиться от своего мучительного ощущения. Мост на полотне, две фигуры на заднем плане - единственная реальность того хаоса, в который погружается главный герой. Безучастность этих фигур подчеркивает полное одиночество человека перед страхом и тоской.