Дункан корабль. Парусник "Дункан" - далекая мечта из детства. Музыка к фильму

Выбирай любую

В древние времена стирка была очень трудоёмким процессом, который отнимал у домохозяек множество сил и времени. Да что там говорить о далёком прошлом: даже в ХХ веке стиральная машина (самая обычная, не автомат!) была далеко не в каждом доме. То ли дело – наши дни! Забросили бельё в люк, нажали на кнопку и через два часа вынули его чистым и благоухающим. «Вот если бы ещё добавили функцию развешивания» — ворчат самые ленивые. Впрочем, они могут приобрести , и полностью избавить себя от хлопот. Кем же были созданы первые стиральные машины? Кому мы должны быть благодарны за нынешнее благополучие?

Прообразы первых стиральных машин

Наверное, первыми научились автоматизировать процесс стирки древние мореплаватели. Они просто заворачивали испачканную одежду в рыболовную сеть и опускали её за борт на канате. Корабль плыл, бельё стиралось. И никаких хлопот!

В это же время их подруги, оставшиеся на суше, тёрли простыни и рубахи о камни и песок на берегах ближайших водоёмов. И этим нехитрым способом люди пользовались на протяжении множества веков.


Так стирали наши прабабушки

Прообразом первой стиральной машины выступила стиральная доска, изобретённая в конце восемнадцатого века. Это приспособление стало неизменным помощником каждой советской (и не только) женщины: его и поныне можно найти у бабушек на чердаках сельских домов и в подвалах многоэтажек.


Прообраз первой стиральной машинки — стиральная доска

Первые стиральные машины на ручном приводе

Прорыв в стиральном машиностроении произошёл в 1851 году, когда изобретатель из Соединённых Штатов Америки Джеймс Кинг зарегистрировал патент на механизм для стирки. Его конструкция очень походила на устройство современных стиралок, вот только в движение барабан приводился вручную.


Стиральная машина Джеймса Кинга

В следующие четверть века на патентные бюро обрушился шквал из различных устройств для стирки. Часть из них на деле оказалась совершенно бесполезной. К примеру, кому может понадобиться устройство, в котором можно стирать лишь одну единственную рубашку? Зато изобретение некоего калифорнийского золотоискателя позволяло выстирать за раз сразу дюжину штанов. Правда, в движение устройство приводили десять мулов. Тем не менее агрегат прижился. Более того, его изобретатель неплохо заработал, взимая плату за услуги первой стиральной машины золотым песком. Старателям нужны были чистые рубашки, а вот заниматься стиркой было решительно некогда, так что предприимчивый калифорниец стал ещё и основателем первой в мире платной прачечной.

Мышечная сила людей и домашних животных применялась для приведения в движение стиральных барабанов до конца позапрошлого века. Именно такой – ручной – была сконструирована первая стиральная машина бытового назначения. Её в 1874 году на именины любимой супруге презентовал житель американского штата Индиана Уильям Блэкстон. Этот человек сумел правильно распорядиться своим изобретением: поскольку миссис Блэкстон новшество пришлось по вкусу, мужчина рассудил, что ему порадуются и другие домохозяйки.


Стиральная машина Блэкстона

Серийное производство первых стиральных машин индивидуального использования было налажено в короткие сроки, и устройства раскупались, как горячие пирожки, по два с половиной доллара за штуку. Кстати, компания, которую Блэкстон основал в конце девятнадцатого века, производит стиральную технику и поныне.


А что насчёт отжима?

Выстиранное бельё нуждается в отжиме, и этот процесс тоже требует усилий. В 1861 году было изобретено устройство, позволяющее легко избавляться от лишней воды. Оно имело вид двух валиков, вращающихся навстречу друг другу. Выстиранная вещь зажималась между ними, хозяйка крутила ручку, и валики отжимали воду. Это Вам ничего не напоминает? Если нет, похоже, Вы очень молоды, ведь подобными механизмами комплектовались машинки-полуавтоматы ещё десять-пятнадцать лет назад.


Первые стиральные машины с мотором

Начало двадцатого века характеризовалось бурным развитием технологий. На смену паровым приходили двигатели внутреннего сгорания, а кое-где стали появляться и электромоторы. Не обошли эти инновации и сферу производства механизмов для стирки. Стиральные машины на бензине как-то не прижились. Видимо, дым от мотора не способствовал чистоте и свежести белья. Но зато стали появляться первые стиральные машины, приводимые в движение электричеством. Так, в 1908 году фирма «Hurley Machine Company» запустила в серийное производство электрическую стиралку «Thor». Её изобретателя Алва Фишера считают отцом-основателем бытовой техники инновационного по тем временам класса: электрической.


Стиральная машина «Thor»

Стирка вернулась в дом

Сегодня машина Фишера показалась бы нам допотопной. Она имела барабан из дерева, попеременно вращавшийся в разные стороны, а для переключения направления движения в ней был предусмотрен специальный рычаг. Движущиеся механизмы машин не были прикрыты корпусом или кожухом: безопасность потребителей в те времена, по всей видимости, считалась делом рук самих потребителей. Тем не менее прогресс был налицо.

К концу двадцатых годов прошлого века стиральные машины в одних только Соединённых Штатах выпускали более тысячи компаний! Именно тогда начала свою деятельность фирма, известная ныне под именем «Whirlpool Corporation».

Социологи утверждают, что распространение стиральных машин индивидуального использования «вернуло стирку в дом». Дело в том, что в начале двадцатого века машинный способ стирки уже имел достаточно широкое распространение, но функционировал он в формате общественных прачечных. Но как только дамы получили в своё распоряжение относительно компактную по размерам и доступную по стоимости машину, которая неплохо справлялась со своими задачами, из потребительниц услуг они превратились в потребительниц товаров, а это способствовало развитию целой отрасли индустрии.


Появление бытовых машин повлияло и на структуру женской занятости в Америке и Европе: услуги прачек стали не нужны, и женщины, которые зарабатывали на жизнь стиркой, пришлось осваивать новые профессии.

От функциональности к эстетике

Поскольку стиральные машины предназначались, в первую очередь, для представительниц прекрасного пола, для которых эстетическая сторона вопроса является не менее важной, чем техническая, производители техники были вынуждены заняться дизайном своей продукции. Гадкие утята, коими являлись первые стиральные машины, стали превращаться в стильные и элегантные устройства, которые уже не нужно было прятать в подвалах и кладовых.

Вехи эволюции стиральной машины

От первых стиральных машин с их несовершенствами до сегодняшних многофункциональных агрегатов эта техника прошла немалый путь. Вот основные этапы её эволюции:


Технические достижения в области техники для стирки не менее масштабны, чем в сфере мобильной связи. Правда, смартфоны мы покупаем гораздо чаще стиральных машин. Но если Вы задумываетесь о приобретении новой машинки, Вам следует быть в курсе того, что предлагает современный рынок. И мы готовы Вам в этом помочь. Читайте наш блог и будьте в тренде!

Автоматическая стиральная машина по праву считают одним из самых лучших достижений и технических разработок. Сегодня она желанна в каждой семье. Людям нравится данная бытовая техника, которая максимально облегчает процесс стирки. К ее преимуществам относится экономия не только времени, но и сил. А началась история стиральной машинки, оснащенной электрическим приводом уже давно .

Создание первой стиральной машины

Раньше у женщин уходило полдня на стирку, а если семья большая, то процесс мог растянуться и на целый день. Создателем первой стиральной машины считается Джеймс Кинг из Америки, который запатентовал свое изобретение в 1851 году . По форме она сильно напоминала свой современный аналог, но при этом она имела существенное отличие - ручной привод. Если вам потребуется ремонт стиральной машины на дому , обратитесь в нашу фирму, мастера компании произведут его максимально быстро и качественно.

С появлением первой стиральной машинки было придумано много подобных изобретений. Некоторые не являлись полноценными рабочими механизмами. Среди них встречались и такие приспособления, которые были достойны внимания. Например:американец из Калифорнии разработал устройство, которое одновременно могло стирать сразу от 10 до 15 рубашек или маек. Правда, требовалось запрячь в нее 10 мулов, но зато сам человек никаких усилий не прилагал .

Чтобы постирать белье таким образом, нужно было заплатить изобретателю определенную денежную сумму. Так появилась первая в мире прачечная общественного назначения. Никакой особенный уход не требовался. Достаточно было вовремя кормить мулов.

Нельзя не упомянуть о необычном американском музее. Он находится в г. Итон в штате Колорадо. Владелец музея, которого зовут Ли Максвелл долгие годы собирал стиральные машины, выпущенные в начале 20 века. В коллекции насчитывается 600 приборов. Большинство удалось восстановить и привести в рабочее состояние.

Первая стиральная машина, серийного производства

Изобретатель Уильям Блэкстоун был первым человеком, который наладил серийное производство стиральных машин. Первую конструкцию он подарил жене на день рождения. А после этого он начал продавать стиральные машинки по цене 2,5 $ за единицу . Промышленное редприятие, которое было основано Блэкстоуном, продолжает функционировать и сегодня, радуя потребителей своими товарами.

Стиральные машины, имеющие в своей конструкции мотор

Настоящим прорывом вперед стало использование в стиральных машинах мотора. Сначала использовался двигатель внутреннего сгорания, а затем электрический двигатель .

В Европе стиральные машины появились на рынке бытовой техники в 1900 году. Впервые их производство здесь было налажено в Германии. Стиральная машина постоянно усовершенствовалась, и в 1908 году изобретателям удалось сконструировать стиральную машинку с электрическим приводом, благодаря применению новейших технологий. Изобретатель машины «Thor»Алва Фишер известен истории как создатель электробытового прибора нового поколения с электрическим приводом.

Создание первых автоматических стиральных машин

Механизация привела к тому, что профессия прачки стала ненужной. Когда в начале 20 века стиральные машины появились на рынке, то скоро многие семьи уже смогли приобрести эту чудо-технику в дом. Общественные прачечные стали повсеместно закрываться, так как их услуги перестали пользоваться спросом. Кроме того, за бумом на стиральные машины последовали массовые увольнения или сокращение штата домашней прислуги. Механизация труда с доступной ценой смогла быстро вытеснить человеческий труд. Первая стиральная машина автомат появилась в 1947 году. В ее изобретении участвовали сразу 2 американские компании: BendixCorporation, GeneralElectric.

Их продукты появились на рынке почти одновременно. В течение последующего десятилетия подавляющее большинство фирм, занимающихся производством стиральных машин, также представили автоматические модели бытовой техники.

В 20 веке производство продолжает модернизироваться и расширяться. К 1920 году в США насчитывалось приблизительно 1.400 компаний, которые производили популярную продукцию. Нужно отметить, что многие при этом заботились лишь о том, чтобы стиральные машины выполняли только свои основные функции. Детали и приводы нередко оставались открытыми. Никакой гарантии безопасности такие производители предоставить своим потребителям не могли. В то время настоящий революционный переворот совершила никому не известная компания под названием Whirpool.

Грамотные дизайнер, нанятые в штат, закрывают стиральную машинку при помощи пластиковых накладок. Им удается снизить шумность . Цветовая гамма была расширена. Страшный неуклюжий аппарат канул в небытие. Его сменил довольно стильный электрический бытовой прибор. Вскоре примеру компании Whirpool последовали и конкурирующие фирмы: теперь усовершенствование машинки касалось не только ее технической стороны, но и привлекательности внешнего вида.

«Волга 10″

Это творение появилось в далеком 1975 году. Стиральной машине дали название «Волга 10». Ее собирали на заводе им. В.И.Чапаева в Чебоксарах. Однако прибор сняли с производства в 1977 году, так как в квартирах не было электроразводки требующейся для работы машинки мощности.

Гораздо удачливее оказалась другая модель под названием «Вятка-автомат-12», датой выпуска которой считается 21/02 - 1981 года. Машиностроительный завод в городе Кирове выкупил лицензию у европейской компании Мерлони Проджети (Италия). Сегодня эта фирма известна потребителям во всем мире как Indesit . Прибор оснастили итальянским оборудованием и новым корпусом. Модель являлась копией стиральной машинки Аристон.

Краткий экскурс в историю последних двух столетий

XX век

20-е годы - эмалированные стальные баки приходят на смену бакам из дерева, обитым листовой медью.

30-е годы - стиральные машины оснащаются механическими таймерами и сливными насосами с электромотором.

40-е годы - создается специальное программное устройство для стиральных машин . Выпускается первая стиральная машина автомат в США.

50-е годы - появляются машины с функцией центрифугирования. Первая стиральная машина автомат выпускается в Европе.

70-е годы - создается стиральная машина с микропроцессорной системой управления.

90-е годы - разрабатываются машины, которые работают по принципам FuzzyLogic, что позволяет значительно расширить возможности бытовой техники и реализовать большое количество программ для стирки.

ХХI век

Начало 21 века - стало возможным интегрировать стиральные машины во внутриквартирную сеть бытовой техники «интеллектуального дома». Чтобы управлять приборами, достаточно иметь доступ в интернет.

Процесс стирки под наблюдением электроники

Машинная логика, ограниченная вариантами «вкл.», «выкл.», «да» или «нет», была вытеснена в 21 веке размытой логикой FuzzyLogic. Здесь полученные данные о состоянии воды и загрязнениях приводятся в соответствие с многочисленными вариантами действий элементов бытовой техники как механических, так и электрических. Если раньше у потребителя, предпочитающего отечественный товар, выбор был небольшой: модель «Вятки» с 12 программами или с 16, то на сегодняшний день ситуация изменилась. Пользователям предлагается много разнообразных опций, которые можно вводить самостоятельно. Поэтому число программ исчисляется сотнями, и эта цифра не отображается в паспорте машины.

Система управления на основе микропроцессора делает эксплуатацию стиральной машины простой и удобной. Если вы счастливый обладатель прибора, оснащенного системой управления «6 чувство» нужно просто установить селектор по типу ткани, и он сможет прочитать на экране все данные, которые подходят: температуру для стирки, скорость, с которой будет вращаться при отжиме барабан , а также рассчитанное машиной время для стирки. При необходимости всегда можно войти в меню, чтобы откорректировать предложенные вам параметры.

Электронный интеллект UseLogic®,использующийся в стиральных машинках последнего поколения, способен проанализировать, скорректировать и оптимизировать процесс стирки. Сенсоры делают возможным диалоговое общение между людьми и электрическими бытовыми приборами. Своевременное внесение изменений в программу способствует достижению превосходных результатов. При этом практически исключается появление нештатных ситуаций.

Работа с машиной похожа на общение с компьютером. Если требуется, то без труда можно перейти с дисплея в специальную программу FuzzyWizard («Помощник”), подбирающий оптимальный режим работы и самую подходящую дополнительную функцию.

Сенсор ClearWater, определив степень загрязненности у воды, может активировать повторное полоскание белья. Данная функция особенно важна, если у людей повышенная чувствительность к моющим средствам. Оптический сенсор после выявления в воде остатков грязи или средств для стирки, накипи и т.д., определяет сколько еще потребуется полосканий, чтобы их устранить (стиральная машинка может выполнять максимально 3 полоскания дополнительно). Эта опция возможна с программами «Бережная стирка», «Хлопок», «Синтетика» и др., кроме «Ручная стирка» и «Шерсть».

А у стиральной машины последнего выпуска Gorenje в наличии имеется еще один сенсор, определяющий избыточное пенообразование. Пена в чрезмерном количестве ухудшит результат стирки. Кроме того, если она достигнет Электрических деталей прибора, то может произойти короткое замыкание. Как только от сенсора поступает сигнал о большом количестве пены, машина понижает уровень пены автоматически, пока он не станет нормальным.

Однако не стоит полагаться только на сенсоры. Даже самая умная стиральная машина нуждается в контроле с вашей стороны. Чтобы ваша высокотехнологичная техника служила вам долго, необходимо использовать только специальные стиральные средства и строго следовать инструкциям от фирмы-изготовителя. Обязательно учитывайте следующие параметры: жесткость воды, масса белья, степень его загрязнения.

Нужные новшества

Самая лучшая стирка получается тогда, когда экономично расходуется вода, белье в баке замачивается быстро, а моющее средство полностью растворяется. Таких результатов позволяет достичь система 4 D. Белье намачивают с 4-х сторон. Безупречная чистота достигается с помощью направленного разбрызгивания моющего раствора по всей ткани.

Самым гениальным представителем домашней бытовой техники является стиральная машина. Она значительно облегчает быт современного человека и позволяет решить проблему со стиркой белья. Равных ей по полезности нет, так как данная техника делает самую тяжёлую работу. Но какова история стиральной машины? Как она появилась на свет и каковы были первые модели?

История создания стиральных машин интересна тем, что за более чем за 160 лет принцип их работы не изменился – здесь бельё стирается либо в крутящемся барабане, либо под действием вращающей силы полощется в неподвижном баке. Давайте рассмотрим историю появления стиральных машин более подробно, начав с 1797-го года.

Что же такого произошло в далёком 1797-ом году? Тогда была изобретена первая стиральная доска. С её помощью хозяйки могли более эффективно бороться с загрязнениями – её ребристая поверхность позволяла удалять даже глубокие пятна. Стиральная доска с успехом использовалась долгие десятилетия, радуя хоть каким-то облегчением утомительного процесса стирки.

Спустя чуть более 50 лет началась уже настоящая история стиральной машины. В 1851-ом году американец Джеймс Кинг подал заявку на получение патента на машинку для стирки. Устройство получило самый настоящий барабан, в который закладывалось грязное бельё и заливалась вода . Ни о каком электрическом приводе тогда не могло быть и речи, поэтому агрегат работал на ручной тяге – изобретатель оснастил его специальной ручкой, приводившей барабан в движение.

Всё, что было изобретено позже, мало чем отличалось от первоначального прототипа. Кстати, в том же 1851-ом году на свет появился довольно необычный стиральный агрегат, приводимый в движение мулами. Он мог стирать большое количество белья, а сам агрегат стал средством для зарабатывания денег – изобретатель начал принимать бельё на стирку за определённую плату, в качестве которой использовалось золото.


История создания стиральной машины начала заполняться бешеными темпами, и в течение последующих 20 лет в патентные бюро были поданы заявки на более чем 2000 патентов. Некоторые из этих изобретений дошли и до наших дней, но большинство агрегатов для стирки оказались настолько неудачными, что применять изобретения в быту никто не решился.

Первооткрывателем в области серийного производства стиральных машин стал Уильям Блэкстоун . Его задумки оказались весьма успешными, а первым пользователем, получившим из рук Уильяма его новейшую стиральную машину с ручным приводом, стала его собственная жена. После этого изобретатель решил начать массовое производство своей техники. Стоимость одной стиральной машины составляла 2,5 доллара.

Первые стиральные машины с мотором

В 1908-ом году произошло событие, обозначившее новую эру в производстве техники для стирки – в мире появилась первая стиральная машина с электрическим приводом. Её изобретателем стал Альва Фишер, житель США. Именно он и заменил утомительный ручной привод электрической тягой. В результате этого стирка перестала быть столь утомительным процессом.

В последующие годы в Америке начался самый настоящий бум производства стиральных машин. Буквально за десятилетие количество производителей выросло до 1300 шт. Но до наших времён практически никто из них не дотянул. На плаву осталась только компания Whirlpool, которая произвела революцию в области оформления стиральных машин.

Появление корпусов

Всё дело в том, что механизмы первых стиральных машин были полностью открытыми. Из-за этого их нельзя было назвать безопасными, а пользователи нередко получали травмы. Опасными были даже системы отжима, представляющие собой два валика, между которыми прокручивалось мокрое бельё. Что касается компании Whirlpool, то она первая задумалась над тем, что техника для стирки должна быть безопасной . В результате на свет появились стиральные машины с пластиковыми корпусами, за которыми и пряталась вся начинка.

Бренд Whirlpool известен и по сей день – его продукция встречается во многих магазинах по продаже бытовой техники. Именно этой компании и удалось пройти через всю историю создания стиральных машин. Что же произошло дальше?

Путь к машинам-автоматам

В 20-х годах прошлого века стиральные машины обзавелись эмалированными баками, а их тяжёлые медные и недолговечные деревянные аналоги навсегда ушли в историю. Но на этом разработчики не остановились – спустя 10 лет стиральные машины стали оснащаться электрическими сливными помпами, что ещё больше облегчило труд домашних хозяек. В те же годы появились первые механические таймеры, на которых можно было выставить продолжительность цикла стирки – многие этапы становились автоматизированными.


История отечественной старой стиральной машины с вертикальной загрузкой началась в 1950-ом году. В это время в советских магазинах появляются активаторные стиральные машины «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-2» рижского производства. Глядя на фотографию одной из этих машин, возникает ощущение, что это не экземпляр бытовой техники, а первая ступень ракеты-носителя – именно таким дизайном и обзавелось это чудо техники.

Стиральная машина «Вятка»

В 1966-ом году в СССР появились активаторные стиральные машины «Вятка», представляющие собой не что иное, как бочку с двигателем. За 16 лет, прошедшие со дня начала выпуска стиральных машин «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3», прогресс дошёл только до внедрения таймера. Забегая вперёд, мы скажем, что в мире уже вовсю производились стиральные машины-автоматы, что указывает на плачевное состояние стиральной техники в СССР.

Полуавтоматы с центрифугой

В последующие годы практически ничего не произошло – советская промышленность активно штамповала «бочки с моторчиками», указывая на высочайшую надёжность этих машин, выставляя этот параметр самым важным достоинством. Чуть позже в СССР появились первые полуавтоматические стиральные машины , оснащаемые центрифугами. Ярким тому примером является стиральная машина «Сибирь», умеющая отжимать бельё. Впоследствии появились и многочисленные аналоги, которые производятся и по сей день.

Первые автоматы в СССР

Начало 70-х годов ознаменовалось появлением первых советских автоматических стиральных машин (отставание от остального мира составило более 20 лет). Предшественником современных автоматов стала стиральная машина «Эврика». Правда, и её нельзя было назвать автоматом – налив воды осуществлялся в ручном режиме. Зато отжим белья здесь производился в том же барабане, в котором велась ручная стирка.

В начале 80-х годов в СССР стали выпускаться стиральные машины «Вятка-автомат». Их производство велось по лицензии компании Мерлони Элетродоместичи, родом из Италии. Это был первый полноценный советский автомат, оснащённый несколькими программами. Наверное, «Вятка-автомат» стала единственной недефицитной машиной, так как время её выпуска пришлось на времена застоя, а её стоимость была очень высокой – целых 400 рублей .

Ещё одной советской моделью была машина-автомат «Волга-10», которая уступала по своим характеристикам «Вяткам», из-за чего была снята с производства. Главным недостатком было высокое энергопотребление, хотя и для покупки «Вятки» нужно было предъявить в магазине справку о том, что в доме проложена электропроводка, способная выдержать такую нагрузку – первые стиральные машины были самой «прожорливой» по тем временам техникой.


Мы уже рассказали про запоздалый прорыв в области создания советских автоматических стиральных машин. Но первые автоматы появились в мире значительно раньше, в 1947-ом году. Они умели стирать по заданной программе, значительно облегчая труд домохозяек. Ещё через несколько лет автоматика стала заправлять всеми узлами, в том числе и отжимом. Начался самый настоящий рассвет автоматических стиральных машин.

С каждым годом они начали обзаводиться всё новыми и новыми функциями, а ближе к 70-м годам они стали напоминать современные стиральные машины, особенно по своей форме . Со временем исчезли и механические управляющие модули, полностью уступившие своё место умной электронике. Кстати, первые процессорные стиральные машины появились в 1978-ом году.


История создания стиральных машин пишется и по сей день. Новинки появляются практически каждый месяц, в то время как устаревшие модели понемногу уходят в историю. Какие черты приобретают новые модели?

  • Снижается энергопотребление – производители активно работают над тем, чтобы стиральные машины были как можно более экономичными;
  • Снижается уровень шума – если первые машины были весьма шумными, то сегодня рядом с некоторыми моделями можно укачивать детей;
  • Повышается качество стирки – разработчики работают над технологиями, позволяющими улучшить стирку без увеличения количества порошка;
  • Улучшается управление – появились машины, позволяющие запустить стирку нажатием одной кнопки.

Стиральные машины становятся умными и экономичными. Они умеют стирать любые типы белья, умеют анализировать его вес и самостоятельно определять необходимое количество стирального порошка, умеют сушить вещи. Самые умные модели даже могут автоматически обновлять микропрограмму через интернет . Среди машин с новыми технологиями можно отметить и стиральные машины с сотовым барабаном , где за идею взято расположение пчелиных сот.

Но это не значит, что простые стиральные машины ушли в прошлое – напротив, люди часто покупают простые машины-малютки (как, например, Фея 2), выручающие на даче, а также полуавтоматы с центрифугами, умеющими работать там, где нет водопроводной воды. Но автоматические стиральные машины всё равноостаются лидерами рынка.

Кто придумал первую стиральную машину автомат? СМА можно по праву назвать настоящим изобретением, которое находится на одном уровне с колесом или автомобилем. Этот предмет бытовой техники позволил сэкономить множество времени на домашние дела и потратить его на более важные задачи. В настоящий момент стиралки автомат использует 82% женщин по всему миру. Однако немногим известно, кому сказать за это спасибо. Чтобы исправить этот недочёт, ниже пойдёт история о том, кто именно придумал стиралку.

Первая модель в мире

Кто на самом деле спроектировал машину для стирки и в какое время, доподлинно неизвестно. Скорее всего, имя её автора так и останется втайне, так как информации об этом практически нет. В древности могучие цивилизации уже прекратили существование и подробностей об их бытовой жизни осталось немного. Так, стирали они при помощи специальной ручной доски.

Стиральная доска

На сегодня сохранились только факты из новой истории стиральных машин. Так, в 1797 году в Нью-Гемпшире Натаниэль Бриггс сконструировал из дерева бадью, в которой по часовой стрелке вращалась рама с помощью специальной ручки. Чтобы привести в движение такой механизм, нужно было вкладывать много сил, поэтому изобретение осталось без внимания.

Стиральные машины в Америке

В далёком 1851 году американский инженер Кинг предложил для хозяек устройство с ручкой, которую им необходимо было вращать для приведения в движение рамы, крутящей бельё. Он же и оформил патент на машину «для стирки». Честно говоря, создателю просто пришло в голову немного модифицировать маслобойку, чтобы она позволяла стирать бельё. Такое устройство имело 5 специальных отверстий для выхода грязной воды, а чистую нужно было заливать вручную. На то время это был значительный рывок вперёд. Затем начали появляться усовершенствованные модели. Одной из них стала машинка, оснащённая ручным приводом, вышедшая позже в серийное производство.

Её предложил американец Блекстоун, который назначил за нее стоимость 2.5 доллара. Так как он первым наладил серийный выпуск, то его и принято называть создателем стиральных машин.

Его изобретение выделялось наличием бака – его нужно было вращать ручным способом. Однако в нём также имелись два валика, позволяющие делать отжим. Так, бельё пропускалось через них за счёт вращения ручкой и избавлялось от лишней влаги. Устройство для отжима разработано, несколько раньше – в 1861 году. По состоянию на 1875 год, в Штатах оформили патент почти на 2000 моделей различных конструкций, позволяющих облегчить стирку. Впрочем, большая часть из них оказалась нерабочей или обладающей низкой эффективностью и надёжностью.

Как обстояли дела в Европе?

Однако именно за счёт европейского изобретения 1900 год считается началом истории современных стиральных машин. Её конструкция почти не отличалась от предложенной Кингом, хотя была немного совершеннее. Так, немецкая компания Miele & Cie решила выпускать маслобойки, представляющие собой кадки из дерева, вращение которых осуществлялось с помощью ручного привода. Тамошний инженер К.Миле доработал эти модели, чтобы в них можно было стирать.

После этого стало понятно, какой должна быть стиральная машина. Хозяйки положительно оценили такую модель и начали раскупать её с фантастической скоростью. Хотя речь идёт о следующих модификациях, поскольку первая из-за внешнего вида мало кому приглянулась.

Активаторные машины

Поскольку фермеры в Америке и крестьяне в Западной Европе начали пользоваться паровыми машинами намного раньше, чем в городах фабрики и заводы, им первыми пришла в голову идея упростить работу своим жёнам. Так, они массово проектировали крепкие бочки, где внутри располагалась вращающаяся крестовина (активатор). Энергию для движения она получала за счёт приводного ремня или зубчатых передаточных валов.

Такие аппараты были довольно стильными, да и постоянно совершенствовались. По этой причине, сегодня в антикварных музеях подобные стиральные машины занимают почётное место. Они же и стали прообразом полуавтоматов, которые появились возможны благодаря ещё одному американцу Фишеру.

Этот предприниматель на основе уже существующих разработок попытался в 1908 году оснастить стиралку электродвигателем. По его задумке, модель могла подойти для домашнего хозяйства, однако успеха его новинка не получила. Это было связано с высокой опасностью эксплуатации, поскольку движущиеся элементы находились снаружи. Однако идея стала прорывной, поскольку позволяла избежать тяжких трудов.

  • Аптон в 1911 году принялся построить небольшой завод, производящий полуавтоматы. Со временем его детище превратилось в компанию мирового уровня Whirlpool.
  • Итальянец Антонио Занусси в 1916 году также решил заняться выпуском электрических стиралок. Начав производить полуавтоматы, он смог сделать свою фирму самой крупной в Италии. Позже Zanussi достигла мирового уровня.
  • Корейцы также не стояли на месте – там Ли Бен Чхоль в 1930 году закончил строительство рисовой мельницы, дав начало будущей Samsung. Компания позже также начала выпускать стиралки.

По состоянию на 1940-1950 года в Европе, Азии и Америке уже насчитывалось почти 2 тысячи компаний, которые занимались производством стиральных машин. Хотя в десятки раз снизили затраты сил на стирку и сделали этот процесс легче, полные автоматы появились ещё нескоро.

Автоматические машинки

Рынок на конец 1950 года мог предложить только полуавтоматические модели, особенно в США и европейских странах. Однако через год положение кардинально изменилась, поскольку в то время появился первый автомат. Устройство по конструкции было похоже на современные модели, так как оснащалось механизмом для отжима. В машине установливались два тумблера – один для запуска стирки, второй – для сушки. Хотя переключать режимы нужно было вручную, это стало очередным шагом вперёд.

Уже в 1962 году в корпорации Миле была разработана первая автоматическая машинка, для управления которой нужно было нажимать только один переключатель. Главным недостатком моделей того времени было то, что отжим был довольно слабый, поскольку барабан вращался с максимальной скоростью 600 оборотов в минуту. Хотя в 1970 был представлен аппарат, со скоростью 1000 оборотов. Стиралка работала очень шумно, тем не менее свои функции она выполняла на должном уровне.

Уже в 1978-м в той же Миле предложили проект настоящего автомата, получившего микропроцессорное управление. Затем инженеры представили готовую модель, в которой уже не требовалось переключать режимы. Изделие стало настоящим прототипом современных решений и смогла осуществлять полноценный цикл стирки.

  • сушка;
  • лёгкое проглаживание;
  • автоматическое взвешивание одежды;
  • умная стирка;
  • для отдельной ткани.

Что касается СССР, там развитие также имело место, хотя и не в таких масштабах. Так, до начала 1925 года, население вообще не было знакомо с подобной техникой, однако её стали закупать у зарубежных компаний для работников номенклатуры. Выбор стиральных машин в СССР всё-таки был, только в основном это были прототипы Миле и Хускварна, которые известны под названием «Вятка» и «Рига».

Когда закончилась Вторая мировая война, в стране начала восстанавливаться промышленность и руководство не обошло внимание разработку в этой сфере. Так, появилось несколько предприятий, которые выпускали полуавтоматы. Например, в Риге заводом РЭС было запущено серийной производство моделей ЭАЯ-2 и ЭАЯ-3. В продаже они стали доступны только с 1950 года, причём для их покупки нужно было стоять в многолетней очереди, а ожидание своего череда 5 лет считалось нормальным. В любом случае, это была первая техника для массового покупателя, ставшая доступной в Союзе.

Прошло 16 лет и Кировский завод также приступил к изготовлению аналогов под названием «Вятка». Они почти не имели отличий от предложений Рижского предприятия – с теми же круглыми бачками, в которые вода заливалась ведром. Первая выпущенная Вятка имела одно преимущество – к ней был прикреплён механизм из двух валиков для отжима.

Но уже в 70-х положение существенно улучшилась, поскольку к выпуску присоединилось ещё больше предприятий. Как правило, в любом городе с населением более миллиона человек был завод по производству машинок. Это позволило людям увидеть в магазинах модели «Чайка», «Волна», «Волга», «Киев» и множество других. Впрочем, между собой они отличались исключительно названием, поскольку были поразительно похожи. Единственным достоинством оказался внушительный срок эксплуатации – даже сегодня в некоторых хозяйствах их используют, несмотря на возраст 40 или 50 лет.

В СССР автоматы появились на десятки лет позже. Только в 80-х Кировский завод запустил на линию первые автоматические «Вятка-автомат 12». В этом ему оказала помощь итальянская компания «Аристон», продав соответствующие чертежи и технологии. Да и «Вятка-автомат» является копией одной из моделей итальянцев.

Далее, после распада СССР, в постсоветских странах начали строить заводы зарубежные корпорации, чтобы выпускать продукцию для внутреннего рынка. Их качество и стоимость оказались соответственными. Поэтому потребитель так и отдаёт предпочтение моделям, собранным в Европе или Азии.

Интересные факты о фильме "В поисках капитана Гранта"

30 лет назад на Одесской киностудии (СССР) и студии «Бояна» (Болгария) был снят многосерийный телевизионный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» . А ровно 19 лет назад (с 13 по 21 мая) этот фильм впервые был показан по Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР.

Кстати это вторая попытка экранизировать роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Первая, одноимённая, была снята в далёком 1936 году режиссёром Владимиром Вайнштоком. Говорухин же решил немного изменить название, дабы избежать путаницы.


Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая собственно повествует сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.

Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно потерпело крушение, спастись удалось двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.

После отказа английского правительства вести поиски лорд Гленарван сам решает отправиться на помощь герою Шотландии. Им точно известно, что крушение произошло на 37-й параллели, но долгота неизвестна. В поисках капитана отважные шотландцы совершают по 37-й параллели кругосветное путешествие.

В финале фильма обе сюжетные линии сливаются, корабль Жюля Верна и «Дункан» встречаются в море.

Яхта "Дункан" направляется из Европы в Южную Америку. Её маршрут проходит рядом с Канарскими островами. Но не трудно заметить, что в роли островов показан Аю-Даг со стороны Гурзуфа.


Вид из Лазурной бухты возле лагеря Артек. Гавань Артека - международная яхтенная стоянка, вблизи нее также снято множество фильмов о морских приключениях («Одиссея капитана Блада», «В поисках капитана Гранта»)


В Крыму были сняты лишь некоторые морские сцены. Основная же масса материала родом из Болгарии. А точнее - из предместья городка Белоградчик. «Белоградчишки скали» - природный феномен. Причудливые скалы простираются на большой территории, находящиеся в Северо-западной части Болгарии, в 40 км от сербской границы. Белоградчишки скали использовались как естественные декорации для множества художественных и документальных картин. Всего, в здешних местах было снято больше 70 болгарских, американских и европейских лент. Анджей Вайда снимал в Белоградчишких скалах эпизоды своего киношедевра - «Пепел». Здесь снимались Гойко Митич, Кристофер Ламберт, Клаус Мариа Брандауэр, Макс фон Зюдов и др. Василий Ливанов снимал в Белоградчике «Возвращение Дон Кихота» с Арменом Джигарханяном и Михаилом Ульяновым. В 1985 году Станислав Говорухин завершил съемки фильма «В поисках капитана Гранта», где самые уникальные натурные кадры, воспроизводящие Патагонию, были сняты в окрестностях Белоградчика. В горах, носящих собственные названия (Пастух, Медведь, Мадонна и др.).


Места очень красивые, спору нет. Подобный антураж можно было отыскать в том же Крыму. Просто как вспоминал Говорухин времена были такие, что люди старались хоть ненадолго выскочить за пределы железного занавеса по поводу и без.


Вот этот кадр можно было сделать где-нибудь в Никитской расселине, например. "Никитская расселина скалодром" Памятник природы (1969), расположенный над троллейбусной трассой близ поселка Ботаническое. Словно рассеченные гигантским мечом, известняковые скалы образуют здесь мрачное, холодное ущелье. Отвесные скалы высотой в 25-30 метров нависают над головой, вдоль верхней кромки ущелья растет лес. При ширине около 30 метров Никитская расселина простирается с востока на запад на 200 метров.


А такое есть на Карадаге.


Почти Херсонес Таврический.
Интересно: В Австралии Паганель и Роберт едут на лошадях и разговаривают об изнуряющей жаре зимой, при этом в этом же кадре лошадь фыркнула и изо рта пошел пар.


Где-нибудь под Балаклавой.


Подобные декорации могли вполне отстроить в киногородке в Солнечной Долине под Судаком. Фоновый ландшафт практически идентичен. А в том, что это именно декорации несложно убедиться, обратив внимание на фанерные кресты на кладбище. Они дрожат на ветру.


Ну вот такого в Крыму нет. Так что будем считать, что Станислав Сергеевич и компания не зря потратили почти два года на разъезды.


Мы привыкли видеть Крым в кино солнечным и зелёным, а Говорухин решил снять на полуострове переход через Анды. С настоящим снегом и холодными ветрами. Дело было в верхней части серпантина на Ай-Петри.
Кстати: В Патагонии Роберта Гранта несет в когтях кондор. Однако на самом деле в силу строения своих лап эти птицы не могут переносить тяжелые грузы и поднимать их на большую высоту. Жюль Верн был введен в заблуждение бытовавшими в его время надуманными рассказами об этих огромных птицах.

Заканчивается фильм там, где и начинался. Скалы Адалары возле Гурзуфа.


Айртона бросили в бухте Чехова в Гурзуфе.


В качестве «Дункана» во время съёмок фильма была использована трёхмачтовая шхуна-джекас «Кодор» (относящаяся к парусным кораблям финской серии, построенным для Советского Союза и введённым в эксплуатацию в период с 1946 по 1953 годы), под управлением капитана Олега Сенюка, специально переоборудованная для съёмок (в частности — добавлена бутафорская дымовая труба, из которой, согласно легенде о том, что Дункан — паровая яхта, должен был валить дым. Перед трубой установлена фальш-надстройка со штурвалом. Для этого пришлось демонтировать грота-гик и, как следствие, грот-мачта нигде в кадре не несёт парусного вооружения). Вызывает недоумение наличие гафеля на бизань-мачте «Дункана» в фильме — во всех источниках указывается, что все три мачты «Кодора» несут косые, бермудские (то есть треугольные) паруса. Еще большее недоумение вызывает наличие бизань-мачты в принципе, так как в романе «Дункан» - бриг, то есть двухмачтовое судно с прямыми парусами, а следовательно бизань-мачты иметь не должен. В титрах не упомянуты барк «Горх Фок» («Товарищ») и шхуна «Заря», на которых также проводились съёмки некоторых сцен, связанных с «Дунканом».

Биография Жюля Верна придуманы создателями фильма.

Согласно роману, все путешественники остались живы, тогда как в фильме некоторые погибли. Однако концовка фильма оставляет недосказанность в этом вопросе.
Радикально изменены приключения героев в Патагонии (добавлена сюжетная линия, связанная с Раймундо Скорса и индейцами).
Когда Паганель находился в плену индейцев Патагонии, был достаточно хорошо показан быт самих индейцев, который является стереотипным для аборигенов Северной Америки (типи, томагавки, одежда и пр.) и никакого отношения к коренным жителям Патагонии не имеет.
В романе Паганелю наносят татуировку маори; в фильме — индейцы, и потом, когда он оказывается в плену маори, татуировка спасает ему жизнь, произведя впечатление на аборигенов.
Плавание из Австралии в Новую Зеландию на плоту — модификация текста романа.
Также исправлена дата плавания капитана Гранта и начало поисков (в книге они начинают поиски через несколько недель и находят через два года, в фильме — через полтора года).
Изменена судьба капитана Гранта и его двух матросов на острове Табор (Мария-Тереза). Согласно фильму, капитан Грант цел и невредим, один матрос умер, второй — лишился рассудка. В романе все они пережили пребывание на острове и остались здоровыми.