Дивеево – Русская Земля Обетованная. Ч.1. О путешествии в дивеево

Многие годы я слушала восторженные отзывы о Дивеево и мечтала здесь побывать. Сбылось. В мае 2013 года мы приехали в это особенное место. Мы - это наша семья и наши друзья. Немаленькая такая компания.
Провели в монастыре чуть более трех часов. Познакомились с территорией обители, ее архитектурой. Прошли по Святой Канавке. Побывали в Рождественской церкви и Троицком соборе. Немного, конечно, но для первого знакомства вполне достаточно.
Вы спро сите, как впечатления?

Реклама — поддержка клуба

Целый год я собиралась рассказать об этой поездке. За это время впечатления стерлись, стали мягче... Романтик взял верх над реалистом. И первые мысли, что одной поездки в Дивеево вполне достаточно, и больше сюда мы вряд ли приедем, несколько отдалились. И все же, все же, все же... люблю я более гостеприимные места...
Впрочем, давайте я расскажу вам нашу дивеевскую историю сначала.

Дивеево не было главной и единственной целью нашего путешествия. Оно было частью большого маршрута, во время которого мы посетили Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Муром. Об этом вы можете прочитать в статье " .

Тот день, 11 мая, получился чрезвычайно насыщенным: трехчасовой переезд из Нижнего, небольшое знакомство с Арзамасом, лежащим на пути, и даже посещением Дивеевского монастыря все не закончилось.

Серафимо-Дивеевский монастырь находится в селе Дивеево. Село большое - иной город и то меньше. Улицы асфальтированные. Много как скромных деревянных, так и современных кирпичных домов. Чувствуется, село не бедное.
В центре села - монастырь. Главная дорога - ул. Октябрьская - как раз проходит рядом с ним.

Прибыли. Заезжаем на парковку на территории монастыря, которая располагается за Домом паломника (на фото ниже - слева).

Выходим, оглядываемся. С этой точки архитектура не производит особого впечатления.

У Паломнического центра сидят люди.

А мы потихоньку продвигаемся к храмам, разглядывая старинные и новые дома вокруг.

Захожу в монастырскую лавку, покупаю книги о Дивеевском монастыре, различные сувениры, а также два хлопчатобумажных платка на голову - себе и дочке. На улице почти 30 градусов, в шелковых платках жарко.

Подходим к церкви Рождества Христова. Здесь многолюдно - паломники, туристические группы - все снуют туда-сюда. Ловлю себя на мысли, что в Дивеево трудно фотографировать, и не только из-за того, что много людей и суеты. Некоторые постройки высокие настолько, что трудно отойти на нужное расстояние, чтоб все они вписывались в кадр.

Те, кто приехал сюда группами, передвигаются бегом.

Остается только порадоваться, что мы самостоятельно путешествуем, ни от кого не зависим, никуда не торопимся.
А это моя маленькая крошка Сонечка. Ей во время той поездки было два годика.

В Рождественскую церковь мы зашли. Там находятся мощи матушки Александры и сестер Марфы и Елены. Это самые главные люди в жизни обители после (а может и наравне) с батюшкой Серафимом. Вход к мощам с торца здания.

Софи со своим крестным - дядей Борей.



мимо молящихся паломников...

Отсюда открывается великолепная картина - два красавца-собора - Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа).

Я на эти храмы могу смотреть вечно, разглядывать их детально. Это две огромные дивеевские жемчужины.





Мы приехали в очень красивую пору - листочки на деревьях только распускаются. Очень трогательно и нежно.



Подходим к карте-схеме Дивеевского монастыря. Территория немаленькая, надо сориентироваться.


Желтое здание - паломническая зимняя трапезная с церковью Александра Невского. От нее до главной цели - Святой Канавки - рукой подать. Заходим в калитку, поворачиваем направо.

Подходим к Канавке.

Она начинается от часовни Серафима Саровского при водокачке и заканчивается деревянной часовней Серафима Саровского. На фото ниже видны обе часовни. В деревянной раздают освященное масло и сухарики. Об этом рассказывала нам Аня Садовская в своей .




Начало Святой Канавки.

Снимать на Канавке очень трудно, здесь беспрерывно идут молящиеся. Приходится постоянно кого-то пропускать, отступать в сторону, ловить момент для снимка. Фотографии у меня получились несколько сумбурные. А мы, девушки с фотоаппаратами, несколько не вписывались в богомолебный процесс, вернее мы были вне этого главного процесса.
Часть нашего коллектива - Оля, Боря и Костя - прошли вперед. Я фотографирую, поэтому сразу начинаю отставать.

Зато у меня есть возможность показать все, что я увидела внутри Канавки.



Подходят Маша с Олей.



















Ближе к концу Канавки, Софи вспотела и стянула с головы промокший платок. Этот момент сыграл с нами потом в храме злую шутку.









Внутри Святой Канавки строят новый храм - Благовещенский.

Подходим к концу Канавки.

После этого мы решаем сходить где-нибудь поесть на территории монастыря. Нашли небольшое заведение, называющееся "Монастырская трапеза", там и решили покушать. За достаточно условную сумму в пластиковой одноразовой посуде выдавали щи и что-то на второе. Фотографий еды не осталось. А вот здание засняла, немного косо-криво получилось. Под таким углом мы сидели на площадке напротив этого домика, там под навесом стояли столы и стулья.

Еда оказалась жуткой, в щах плавал таракан. Они и так были несъедобные, так еще живность внутри. Я так понимаю, что готовят там для паломников трудницы. Я была в шоке. Это то ли вредительство, то ли полнейшее равнодушие, просто отношение к людям, как к скотине. Это мое мнение.
В общем, я осталась без обеда. Но на этом наши приключения не закончились.
После неудачной трапезы мы отправились к Троицкому собору.

Пришли в собор. Встали с Сонечкой в очередь к мощам Серафима Саровского. Простояли половину очереди. И тут начинается самое интересное. К нам подскакивает мужик, который, я так понимаю, присматривает за этим местом в храме (я читала, что обычно там стоят очень доброжелательные сестры). Он тыкает в Сонечку пальцем и вытаскивает нас из очереди со словами "Без платка здесь стоять нельзя", затем отчитывает и выпроваживает из храма, не только из очереди. Уточняю: я была в полном обмундировании - платок, юбка до пяток, плечи закрыты. Без платка была моя 2-х летняя дочка! Нормально?
Я не стала этому активисту объяснять, что малышка за несколько часов дороги и хождения по монастырю устала, сняла платок, потому что сварилась уже в нем, что ребенку такого возраста платок насилу не наденешь и не объяснишь, что его нельзя снимать - она просто его стягивает. Но я молча ушла. Храм не посмотрела, к мощам не подошла. Мне уже ничего не хотелось. Ничего!
Двери храма закрылись перед носом крошечной девочки... А в мини-юбках нормально, ходить можно. Замечаний не делают. Как я уже писала, за прошедший год впечатления об этой истории сильно стерлись. И сейчас я не столь категорична в вопросе повторения дивеевского путешествия. Но надо еще спросить, что думает об этом главный распорядитель нашей семьи. Пока мы этот вопрос не обсуждали...

Дорога Дивеево - Сатис - Вознесенское - Ермишь - Сасово - Шацк - Рязань - Коломна - Москва.

Альтернативная дорога из Дивеево в Москву через Рязань.

1. Дело в том, что утомило выезжать по Владимирской дороге из Москвы и я решил возвращаться по другой, пусть несколько длинной, но менее загруженной дороге. По пути спросил у местных как лучше доехать до Москвы через Рязань и получив верные указания добрался до столицы миную милицейские посты и суету. В целом дорога порадовала, за исключением нескольких ухабистых кусков. Счастливого пути всем желающим по необходимости. Следуйте за указаниями и пребудете в Москву.

Выезжаем из Дивеева в сторону Цыгановки, там где находится Источник Серафима Саровского и на посту ГАИ делаете правый поворот на Сатис.

3. За Вознесенским надо быть внимательными. Едите на Криушу. Укаазатель будет стоять на Теньгушево, но в Криушах выбираете прямое направление и уходите на Ермишь. По прямой дороге будете ехать с хорошей скоростью, там будут попадаться деревни со странными названиями типа Линейка. Если их видите то и жмите по главной. Перед Ермишем будет объезд на Рязань. Им и воспользуйтесь. Фотографии ниже.

4. После Ермиша держитесь пути на Сасово. По дороге будет вот такой ориентир в виде обросшей церкви справа от дороги в полею Недалеко за ней будет поворот на Б.Ляхово. Вот до чего ляхичи довели такой грандиозный храм. Просто диву даешься.

5. Чуть погодя появится указатель на Сасово. Сворачиваем.

6. Здесь попадется еще одна местная достопримечательность под названием Мыс Доброй Надежды. Не удивляйтесь, это не ЮАР, а наша рязанщина в лучшем виде. =) Если Попали на мыс, то знайте, что скоро Сасово и рязанский тракт.

7. В Сасово надо как-то исхитриться и не уйти на Егорьевскую трассу, хотя возможно это тоже не плохой вариант, во всяком случае по словам местных. Одним словом в нужном месте не поворачивайте направо, а едьте прямо, хотя потом и будет несколько крутых поворотов, однако вы должны упереться в переезд через ЖД. Фото ниже. Как только его переедите, то держитесь дороги на Шацк, хотя участок будет желать лучшего.

8. Не въезжая в Шацк уходите на Рязанское шоссе, указатель будет. А там все просто. На Рязянь и далее.

ИНФОРМАЦИЯ С САЙТА
http://www.diveevo.ru/518/

ИЛИ ЖЕ ТУДА ВОТ ТАК:


Вторник, 16 декабря, можно считать началом моего путешествия в Дивеево. Я, после долгого и насыщенно дня, полного разных дел в первопрестольной, приехал к моему другу, мы попарились от души до двух часов ночи и отправились на заслуженный отдых.

В среду, с утра, мы выехали в сторону Дивеево. Путь это не близкий, доложу я вам. Около 440 км от дома моего друга. Мы вдвоём любим разного рода путешествия, но так давно ещё ни разу не забирались.


Первая наша остановка была в Муроме, 311 км от Москвы. Это замечательный небольшой и очень чистый город. Очень запомнилось мне чувство, которое возникло при посещении местного продуктового магазина. Я буквально кожей ощутил разницу в скорости моего движения и местного населения. Тут, замечу я для уважаемых читателей, я имею ввиду не столько физический смысл этого слова, сколько душевный. Люди в магазине пребывали в более медленном и расслабленном ментальном состоянии. Признаюсь, что я и ранее замечал это явление в провинциальных городах, но именно в этот раз оно было столь явным, что удалось его запечатлеть в телесном ощущении.

Живя в Москве или будучи так или иначе связанными с ней делами или духом мы все обитаем на совершенно иной скорости, нежели чем вся остальная Россия. Жители мегаполиса постоянно пребывают в «перегретом состоянии». Наша нервная система, так или иначе находится в напряжении, которое обеспечивается усиленной работой коры надпочечников, вырабатывающих адреналин. Живя на селе, есть возможность пребывать в более расслабленном состоянии, но, как показал этот опыт, оно далеко от того, в котором пребывают люди, обитающие в дали от столицы нашей Родины. К слову сказать, я более подробно раскрываю это наблюдение в моей книге в главе «Странно жить в мегаполисе».


После небольшого обеда мы выдвинулись далее и нашему взору предстал великолепный трёхвантовый мост через Оку-реку. Я впервые видел инженерное сооружение такой красоты. Чувственный мир окрасился цветом радости и гордости за матушку нашу — Россию.

Прибыли в Дивеево мы в начале седьмого и уже стемнело. Три часа у нас ушло на поиск жилья, размещение и небольшой сон. Отмечу для уважаемых читателей, что сервис в Дивеево на высшем уровне. Есть масса вариантов по размещению как в частном секторе, так и в паломническом центре при монастыре. Без особого труда за 400 рублей с человека за ночь мы сняли отличное жильё у частников. Помещение было в прекрасном виде со свежим ремонтом. За эти деньги нам досталась непосредственно комната где мы спали, туалет, ванна, полностью оборудованная кухня — полностью второй этаж дома. Сервис чем-то напомнил времена моих путешествий по Тайланду.

Отдохнувшие, в десятом часу вечера я с другом отправился на знакомство с монастырём. Размах, ухоженность и великолепие этого места поражают. Практически все здания стоят в прекрасно отремонтированном виде. В сравнении с Сергево-Посадской лаврой, к примеру, не возникает чувства перегруженности. Благостью буквально пропитана атмосфера вокруг монастыря.

Так как дело было позднее и вечернюю службу, увы, мы проспали, было решено пойти на разведку Святой Канавки, которая была создана по воле Божией Матери, которая явилась преподобному Серафиму, и указала ему, каким образом необходимо обносить рвом и валом место ранее основанной православной общины. По воле Царицы Небесной это должно быть обустроено трудами сестёр общины. Копать Канавку начал сам Батюшка Серафим. Её сооружение продолжалось на протяжении 3,5 лет. Работы велись каждодневно и летом, и зимой.

Чудотворец Серафим говорил, что «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. О Благодати, дарованной этому месту, Батюшка сказал: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Сильнейшая благость и сила действительно пребывают в этом месте. Даже не смотря на то, что мы были одеты не по местной погоде, я и друг без спеху и слов прошли по ней впитывая приходящие чувства и ощущения. Впечатления остались сильными и светлыми. Насытившиеся переживаниями и благодатью, в 11 часу, мы отправились отдыхать.

С утра, первым делом, мы отправились на утреннюю службу, где имели возможность приклониться мощам преподобного Серафима Саровского. Впервые для меня она была настолько лёгкой и глубокой. В этот раз я осознал, что же означает «пребывать в усмирении». Удалось побыть в этом прекрасном состоянии и отдаться течению службы настолько тотально, насколько это было возможно для меня.

Глубоко вошла в мою душу молитва, которая читалась за мир для братьев наших Украинцев. В этом собственно, как мне кажется, и кроется глубокая суть православной добродетели — молить Бога за людей, которые поносят православные ценности в частности и свою глубокую историю в целом. Одним словом беснуются.

Я давно мечтал об иконе с ликом преподобного Серафима Саровского. Именно с идеи приобрести её и зародилась мысль об этом путешествии. После службы эта мечта была исполнена в близлежащей церковной лавке. Выбор был достаточно большой и я смог найти именно тот образ, который наиболее соответствовал моим ожиданиям на тот момент.

Мы немного поучаствовали своим трудом в жизни монастыря и нам предложили отобедать. Однако мы сочли, что рановато ещё для данного действия и отправились в купель. Купание выдалось замечательным! Батарейка силы и благодати заполнилась на максимум и мы отправились поподчевать. После же, около 12-ти часов по полудню, с чувством выполненной миссии, мы отправились в обратный путь.

На обратном пути я с другом размышляли внутри себя о произошедшем с нами опыте и делились друг с другом выводами и идеями. Одним из плодов нашей беседы стал вывод о «русской таблетке». Эта идея зародилась во мне ещё летом, после посещения киртана с известным индийским певцом, концерты которого я посещал несколько раз во время нашего путешествия по Тайланду и Индии, пребывая в полном восторге после них. В её основе лежит разность моего ощущения этого песнопения за границей, где оно воспринималось очень радостно, и на территории нашей Родины, где я почувствовал ложность в этом действии и даже, вопреки общему течению обстоятельств, не стал получать благословления у певца, как этого требует их традиция.

Таблетка для Руси своя — православная. В этом коротком предложении сосредоточенно моё наблюдение и идея. Я отмечу для уважаемого читателя, что я далеко не тот человек, который регулярно ходит в церковь, даже более того, как я люблю выражаться — «сектант со стажем». Однако это не отменяет то, что мы- Русские люди заточены под православную веру, но не в том контексте, конечно, как это пропагандирует РПЦ — «человек — раб божий», а в своём, глубоко нравственном понимании в того, что всё происходит по воле Божьей. Отсюда происходит не вера в Бога и доматизм, а глубокое доверие Богу и, как следствие, праедности происходящего в жизни. Именно вооружившись этой идеей Русские люди совершали подвиги во все времена. «Мы Русскiе — с нами Богъ!» — известнейший девиз Суворова. Лично я прочитал целиком его книгу «Наука побеждать» и с интересом обнаружил для себя, что он главное внимание уделял именно воспитанию духа в солдате, чем и обеспечивал победы нашей армии в самых тяжелейших условиях и не проиграл не одной битвы за всю свою историю. По мне, так это произведение местами не чем не уступает всемирно известной Бхагават-Гите.

На обратном пути мы снова посетили Муром и, вооружившись Яндексом и навигатором, нашли Спасо-Преображенский монастырь в котором лежат мощи легендарного русского воина Ильи Муромца. К слову сказать, как потом выяснилось, хранится там лишь палец этого великого человека, сам же он покоится в пещерах Киево-Печерской лавры.


Я и мой друг были ошарашены энергетикой стоявшей в помещении, где находились мощи. Признаюсь уважаемому читателю, что такое со мной произошло впервые и ранее не наблюдалось. Постояв перед мощами некоторое время с зажжённой свечкой, я встал на колени и прекланился перед ними. Предвижу, что у ряда критично мыслящих читателей после этого откровения может возникнуть ярлык «в гостях у секты». Я же отмечу, что сам частенько навешивал его, когда видел что-то подобное. Желание сделать это действие было настолько искренним, что у моего критичного ума не осталось никаких контраргументов, способных остановить меня. Повинуясь спонтанно возникшему желанию, я купил икону с ликом преподобного Ильи Муромца, уже вторую за это путешествие.

Я люблю путешествовать по России в целом и в частности по смежным с Московской областям. Частенько после таких путешествий оставалось чувство глубокой скорби из-за вида разрушающихся домов в заброшенных деревнях. Однако в этом направлении от Москвы всё совсем иначе — жизнь кипит, и вдоль дорог стоят величественные православные кресты. Мы проезжали множество ухоженных газифицированных деревень, дома которых были украшены великолепного вида резными наличниками, дивной, не виданной ранее нами, красоты. А в одном из небольших посёлков даже стоял спортивный комплекс городского уровня, существованию которого было тяжело поверить.

Отмечу, для уважаемых читателей, что начало моего повествования совпало с днём обвала рубля. Не то, что я очень волнуюсь по этому поводу, однако в качестве отца двоих детей очередной виток кризиса прохожу впервые. На обратном пути у меня и моего друга возникло чувство глубокой уверенности, что никакие кризисы не страшны, пока есть такие оазисы силы и правды на территории нашей необъятной Родины.

Вернулись мы в дом моего друга в девятом часу вечера. Наше путешествие закончилось тем, же, чем и началось — банькой. Есть такое поверие, что испокон веков на Руси люди по прибытию в новый город люди первым делом шли в баню, и уже только после этого приступали к другим делам. Уставшие после долгой дороги, мы, так же как и наши прародители, щедро отпарили друг друга берёзовыми веничками и легли спать.

Если крикнет рать святая Кинь ты Русь, живи в Раю.
Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!
Сергей Есенин.

Вот через такие живописные места сквозь Муромские леса проходит дорога к обители Батюшки Серафима в Четвертый Удел Пресвятой Богородицы в Троице-Серафимо-Дивеевский монастырь Нижегородской обл. в село Дивеево

Дивеево-небо на земле

"Счастлив тот,кто пробудет у убогого Серафима в Дивееве от утра до утра. Ибо Матерь Божия каждые сутки посещает это место"

(преп. Серафим Саровский)

Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Преподобный Серафим Саровский сам показывал Н.А. Мотовилову место, где ему явилась Божия Матерь и повелела устроить обетованную Ей обитель. Сама Богородица дала преподобному Серафиму для этой обители новый устав, нигде до того времени еще не существовавший.

Пресвятая Богородица обещала Сама всегда быть Игумениею этой Своей обители, изливая на нее все милости свои и всех благодатей Божиих, благословения со всех своих прежних жребиев: Иверии, Афона и Киева. Главная святыня Дивеевской обители - святые мощи преподобного Серафима Саровского. Великая святыня была возвращена Церкви 11 января 1991 года, а 30 июля святые мощи были перенесены в Дивеево.

Вечером 30 июля 1991 года у Святых ворот Серафимо-Дивеевской обители встречали крестный ход со святыми мощами преподобного Серафима. Перед своей кончиной великий старец дал Прасковье Семеновне Мелюковой свечку, сказав, что с этой свечой сестры встретят его в Дивееве. Свеча передавалась сестрами из рук в руки и бережно хранилась почти 160 лет, в последнте годы - у единственно оставшейся в живых к моменту открытия монастыря дивеевской сестры схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Эту свечу 30 июля 1991 года вставили в большую дьяконскую свечу, которую нес протодиакон.

Первый молебен на площади перед Троицким собором Святейший Патриарх Алексий 2 служий с ладаном, переданным из рук преподобного Серафима.

Основным событием в жизни Русской Православной Церкви в 2003 году явилось широко отмечаемое 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых. И до сего дня никто не уходит "тощ и неутешен" от Преподобного, мощи которого находятся в Серафимо-Дивеевской обители. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли. Места подвигов преп.Серафима в Саровской пустыни и его святыни стали неисчерпаемым кладезем чудес и исцелений.

Находится монастырь в селе Дивеево, Нижегородская область.
Мы ездили на машине: Трассу можно разделить на три части. От Москвы до Владимира, от Владимира до Мурома и от Мурома до Дивеева. Из Москвы выезжаете по шоссе Энтузиастов на Горьковское шоссе. Дальше до Владимира. Не доезжая нескольких километров, уходите в сторону Мурома. Километров за сто до города заканчивается федеральное шоссе (оно уходит на Нижний Новгород), и начинается небольшая трасса местного значения. Далее через Оку через понтонный мост. После переправы ехать около двух часов. Дорога идет через многочисленные села Нижегородской области.

По поводу, что и как там делать, вот копировала для себя чей-то пост недавно (надеюсь автор не обидится, что я цитирую):
"На поезде можно добраться из Москвы. Уходит ряд поездов до ст. Арзамас -2,по-моему с Казанского вокзала, а оттуда на автобусе или на такси. Поезда в основном уходят вечером, а прибывают рано утром, поэтому на такси удобнее добираться.
Как приедете на место лучше идти к мощам Серафима Саровского. Там можно заказать молебен, поставить свечки, постоять в сторонке со своими мыслями и просьбами. Если будет открыта икона Божией Матери "Умиление", приложитесь к ней. Потом на канавку Божией Матери, тихонько идти и читать 150 раз "Богородице, дево радуйся....". Если не знаете, в лавке можно будет купить Богородичное правило, там эта молитва есть. По канавке лучше пройти три раза в день, можно с перерывами. Потом на источники, их там много. Но обязательно на источник батюшки Серафима. Он находится в Поселке Цыгановка. Если поедете своим ходом, то от монастыря отходят автобусы до источника, все можно будет узнать там. Если на машине, то это быстро. Окунаться надо в сорочках, мужчинам в трусах или в плавках. Есть закрытые купальни, есть открытые. Как мне говорили знающие люди, в закрытые купальни заходят женщины с женщинами, мужчины с мужчинами. Жене вместе с мужем лучше не ходить. После того как окунулись полотенцем не вытерайтесь, обсыхайте так-больше благодати. Да и еще один момент, окунайтесь полностью с головой, с двумя руками, чтобы все части тела были погружены в воду. Дух захватывает, вода всего 4 градуса и зимой и летом, но ощущения непередаваемые. Есть там еще один источник Святого Духа, но про него мало кто знает, если вам подскажут в монастыре, обязательно съездийте, очень сильное место. А так еще много источников, про которые можно узнать уже на месте. На источнике Серафима Саровского наберите водички, привезите домой и пейте как святую воду. Купите сухариков из котелка батюшки Серафима и кушайте только не с пищей а отдельно. Ну и в последующие дни тоже самое- к мощам на канавку, если хватит силы воли, то на источники. Хорошо отстоять монастырскую службу, но они очень долгие. Еще лучше причаститься, перед этим попоститесь 3 дня (избегать животную пищу: молоко, яйца, мясо,) а накануне исповедоваться. Но это как Бог даст. Да, совсем забыла, сходите на могилу Николая Мотовилова, очень интересная личность, как он сам себя называл служка Божией Матери и батюшки Серафима. Про него рассказывать очень долго, можно будет купить книгу про Дивеево и там все написано подробно. На могиле у него огромная береза, из которой появилась медвежья морда, а сдругой стороны очертания образа Божией Матери "Умиление" (ей молился Серафим Саровский)и застрявший железный крюк. В советские годы пригнали машину и решили березу выкорчевать, а могилу сравнять с землей. Вдруг раздался медвежий рев, и из коры дерева появляется та самая морда. Крюк застревает и его не могут вытащить. Дело в том, что когда Серафим Саровский жил отшельником, к нему приходил медведь и он его подкармливал. Теперь мишка пришел на помощь и спас данное место. Вот такая история. Когда будете на канавке,обратите внимание с правой стороны огромное лиственное дерево, оно там одно такое, было посажено монахинями в честь рождения царевича Алексея Романова в 1903 году. Дивеево очень большую роль сыграло в жизни царской семьи. Обо всем можно будет прочитать в книге.
Зайдите к мощам Дивеевских блаженных: Паша Саровская, Наталия Дмитриевна и Мария Ивановна и к мощам Александры, Марфы и Елены Дивеевским. Все они в лике святых. Могилы блаженных были вскрыты в 2003 году и мощи перенесены в храм, могилы же так и остались, потому что не положено их ликвидировать.
Девочки, если поедете, езжайте в юбках, не забудьте платки на голову, это монастырь и лучше соблюдать данное правило.
Да еще мясо лучше не есть, когда едите в такие поездки.
Вроде основное все сказала. Вообще про Дивеево можно рассказывать очень и очень долго. Езжайте и увидете все сами, потом будет очень тянуть в это место еще и еще раз.
Всем удачи и терпения"