Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Консультация на тему: Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка"

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.

В статье оснащены вопросы актуальности и целесообразности применения художественной литературы как средства всестороннего развития дошкольника.

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели»

С. Я. Маршак.

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

Главная задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического . Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное в .

Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, мы знакомим детей с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания и развития: она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру.

Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет жизни, начиная с колыбельных песен, также с произведений А. Барто, С. Михалков, К. Чуковского, а далее переходя в школе на классические произведения. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут различать художественные жанры, замечают выразительные средства.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Ни читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста - слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.

В.Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».

Художественная литература как средство развития речи дошкольников.

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» .

В.А. Сухомлинский

Художественная литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны - с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. В.Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека». Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Если по каким-либо причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность. Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы разнообразны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. По словам В.А. Сухомлинского, чтение книг – это тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка и все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, пословицами, поговорками, потешками и т. д. Перед воспитателями ставится цель овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение задач развития свободного общения с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны, связной речи в различных формах детской деятельности. Приобщаясь к художественной литературе, ребенок младшего дошкольного возраста накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Средствами художественного слова ребенок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребенок получает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми в свою очередь служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Характерная для младшего дошкольника особенность, которую отмечают исследователи детства, – это необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Человек, по утверждению К.И. Чуковского, начинает говорить не прозой, а стихами. Первые слова, которые произносит ребенок, по симметричному расположению гласных звуков являются совпадающей рифмой: ма-ма, па-па, бо-бо и т. д. Сама природа ребенка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют, прежде всего, к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой. Оттого-то малышам нравится произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Каждая из песенок, подобных «Ладушки», «Козе», «Сороке – белобоке», – это блестящий мини-спектакль, где ребенок и зритель, и певец, и танцор, и актер, и чтец. Особое внимание необходимо уделить развитию образной речи детей в процессе ознакомления с разными жанрами литературы (сказка, рассказ, быль, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами. Начальному литературному образованию детей способствуют также праздничные мероприятия, вечера досуга, вечера сказок, стихов, загадок. Вся эта работа должна быть пронизана творчеством, любовью самого педагога к литературе и стремлением передать эту любовь детям. В младшей группе детского сада детей учат слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Необходимо использовать прием объяснения незнакомых слов, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснить значение тех слов, без понимания которых становятся неясный основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: постановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка – лубяная – деревянная; горница – комната и др.); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения; во время знакомства детей с картинкой; вопрос к детям о значении слова и др. Выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинирующими замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. Осуществляется рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы. Для того чтобы вызвать интерес у детей к книгам, можно предложить разные игры. «Прятки с книжкой " – детям показывают новую книгу и просят закрыть глаза. Прячут книжку где-нибудь в групповой комнате. Дети с удовольствием отправятся на её поиски, а когда найдут, наградой им будет чтение этой книги. «Герои к нам приходят " – в активное общение включают персонажей из знакомых сказок. Например, в гости к детям приходит Зайка и просит детей выполнить аппликацию мячика или нарисовать его. «Угадай героя сказки» – предлагают детям рассмотреть иллюстрации в книге, которую ещё не читали, и просят угадать, о ком это произведение. «Маленькие художники» – после прочтения книги предлагают детям стать художниками и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся эпизод произведения. «Закончи сказку» – рассказывают детям начало и середину знакомой им сказки, например, про Машу. Детям нужно самим придумать другое окончание сказки (например, Медведь отругал Машу за то, что она отделилась от подружек, и отвел домой).

Таким образом, ознакомление младших дошкольников с художественной литературой – это формирование развитой личности, будущего большого читателя, культурно образованного человека.

« Мир был бы страшен, если бы в нем присутствовало только научно-техническое измерение. Это было бы не человеческое общество, а общество-киборг»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Словарь: громыхни, примолкни, распарено, летний дождь, размокшая, притих, примолк, воркует, бормочет

Пересказ сказки «Сказка об одуванчике»

Задача. Словарь: учить правильно по смыслу называть качества предметов, закреплять в активном словаре название полевого цветка.

Словарь: одуванчик, грустный, храбрый, трава, тонкая, длинная, воздушный, ветерок, поле, разлетаются).

1.Чтение произведения воспитателем. 2.Подбор слов для характеристики цветка. 3.Акцентирование внимание на словах, несущих основную смысловую нагрузку. 4.Лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобра-зительных средств языка текста).

Тема недели: «Цветочный тарарам».

Понедельник

Пальчиковая игра «наши алые цветки»

Словарь: Цветки, алые, распускают, закрывают, лепестки.

1. Акцентирование внимание на словах, несущих основную смысловую нагрузку.

2. Объяснение педагогом значений слов.

3.Проговаривание слов детьми.

5.Подбор слов для характеристики героя;

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики»

Словарь: колокольчики, красивы, звенят, стоят, цветут.

Чтение четверостишия к хороводной игре «Растим мак»

Словарь: мак, алый, растим, качнулся.

1.Объяснение педагогом значений слов.

2.Проговаривание слов детьми.

4.Подбор слов для характеристики героя.

Чтение стихотворения Еловиковой Дианы «Астры»

Словарь: пестры, красивы, солнечно, игриво, астра, астры, задумчивы.

1.Чтение воспитателем стихотворения. 2.Проговаривание фраз детьми.

3.Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию стихотворения.

4.Объяснение педагогом значений слов.

5.Индивидуальное и хоровое проговаривание фраз детьми.

Рассказ воспитателя повесть «О том как появилась георгина»

Словарь: георгина, легенда, яркая, Георгин, Георгий.

1.Рассказ воспитателя содержания произведения.

2. Вопросы к детям по содержанию произведения.

3.Объяснение воспитателем не знакомых слов.

4. Хоровое и индивидуальное проговаривание слов детьми.

Тема недели: «Радостная осень».

Понедельник

Чтение рассказа «Лес осенью»

Задача. Словарь: актуализировать и обогащать их словарь. Развитие наблюдательности, умения ориентироваться на основные признаки описываемого объекта и называть его.

Словарь: ранние, осенние, пожелтевшей, легкие, невесомые, опавшая.

1.Чтение воспитателем рассказа.

2.Повторное проговаривание слов детьми.

3.Объяснение воспитателем значения слова.

4.Указания воспитателя на хоровое и индивидуальное проговаривание слов детьми.

5. Речевой образец воспитателя.

Разучивание пальчиковой игры «Осень»

Задача. Словарь: обогащение словаря детей разными частями речи (прилагательными, существительными, глаголами).

Словарь: Жёлтый, красный листик, осенними, листья, пальчики, играть, гулять, собрали.

5.Чтение детьми слов игры.

Чтение стихотворения А.Фет «Осень»

Задача. Словарь: обогащать словарь, закреплять упражнять детей в четком произношении слов.

Словарь: сквозная, разносит, ясных, далеких, не грустим, пугаясь.

1.Выразительное чтение воспитателя.

2. Объяснение не знакомых слов воспитателем.

3. Вопросы к детям по содержанию. 4.Индивидуальное и хоровое проговаривание слов детьми.

художественное слово «Осенний клад» И. Пивоварова, пословицы про осень для детей.

Словарь: осенний, клад, овощи, выспел, урожай, поспел, засол, ранняя, поздняя, богатая.

1.Выразительное чтение воспитателя.

2.Объяснение смысл пословицы и ее содержание.

3.Многократное проговаривание пословицы детьми.

Тема недели: «Польза овощей».

Понедельник

Чтение воспитателем сказки «Репка».

Словарь: тянет потянет, репа, прибежала, посадил, выросла, большая при большая.

1. Выразительное чтение воспитателя.

2. Вопросы направленные на восстановление сюжета сказки.

3. Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Рассказ воспитателем сказки «Мужик и медведь»

Словарь: вершки, корешки, умен, урожай, хитер.

1.Выразительный рассказ воспитателя.

2. Акцентирование внимание на словах, несущих основную смысловую нагрузку.

3. Составление предложений детьми с многозначными словами.

4.Хоровое и индивидуальное проговаривание слов детьми.

Заучивание потешки «Огуречик - огуречик».

Словарь: огуречик, конечик, живет, отгрызет.

1.Многократное проговаривание потешки детьми.

2.Вопросы по содержанию.

3.Объяснение незнакомых слов воспитателем.

4.Индивидуальное проговаривание слов детьми.

Чтение воспитателем стихотворения Тувима Юлиана (пер. С. Михолкова «Овощи»

Словарь: овощи, поспели, подошли, засол, капуста, морковь, свекла, картофель.

1. Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

2. Составление предложений с многозначными словами.

3.Рисование на тему многозначного слова.

Чтение воспитателем считалки «Полезный овощ».

Словарь: полезный, овощ,вкусн, свежен, богат, витамины.

1.Выразительное чтение слов воспитателем.

2.Хоровое проговаривание слов детьми.

3. Подбор слов для характеристики героя.

Приложение 10

Статья для родителей: «Богатая, хорошо развитая речь ребенка -

это важно».

Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы ваши дети и внуки говорили правильно и красиво, не испытывая при этом трудностей

С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение.

Такие недочеты не заметны дома, но выявляются на занятиях в детском саду. Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты речи преодолеваются легче и быстрее.

Начиная с самых ранних лет жизни речь ребенка, развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых.

Некоторые родители необъективны в оценке речи своего ребенка. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, они долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить сюсюкают.

Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. А это абсолютно недопустимо!.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, при которых он будет испытывать удовлетворение от общения с взрослыми, не только получать от них новые знания, но и обогащать свой словарный запас, учиться правильно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Речь - чудесный дар природы и не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром..

Приложение 11

Доклад к родительскому собранию: «Дидактическая игра - эффективное сре д ство формирования словаря».

В дошкольном возрасте одной из главных задач воспитания и образования является обучение родному языку. Правильная речь - важнейшее условие всестороннего развития ребенка. В системе работы ДОУ по развитию речи обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения ребенка. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Для развития словаря важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Активный образ жизни ребенка предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

Развитие речи у ребенка происходит с определенной постепенностью. Так усвоение частей речи происходит со следующей последовательностью: существительные - это обычно первые слова, глаголы появляются почти одновременно с существительными, наречия - несколько позже. Некоторые формы местоимений появляются очень рано и прочно усваиваются. Прилагательные начинают употребляться в речи гораздо позднее, затем наречия, числительные и служебные слова. Причастия и деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.

Лингвисты подразделяют детей на возрастные группы, выделяя этапы формирования лексики у детей.

Вторая младшая группа. У детей трех лет непрерывно идет процесс увеличения словаря. Если в два года у ребенка словарный запас составляет 250 - 300 слов, то в три года он имеет, как правило, 800 - 1000 слов.

Средняя группа. К четырем годам активный словарь достигает 1900 - 2000 слов.

Старший возраст. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500 - 3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода.

Подготовительная группа. Дети старшего дошкольного возраста имеют большой словарный запас -3000 - 3500. Это преимущественно слова, которые наиболее часто употребляются при общении с окружающими.

Таким образом, в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра..

«Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А.С.Спиваковская). Игровые методы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра - сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ею руководствуются взрослые, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

В детском саду используются дидактические игры для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактическая игра - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям младшего дошкольного возраста, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка.

Настольные печатные игры, также как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (транспорт, одежда), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Например, «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Назови ласково».

Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников. Роль воспитателя здесь заключается в организации содержательного общения, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют различные виды дидактических игр для развития словаря дошкольников. Следует только отметить, что подбирать игровой материал педагоги должны в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей и задачами словарной работы.

Уважаемые родители: - чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, словесные, игры с предметами;

Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии;

Станьте партнером для ребенка в игре;

Не забывайте радоваться успехам детей, поддерживать хвалить их.

Таким образом, использование дидактических игр способствует развитию речевой активности детей. Развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. .

Приложение 12

Таблица 8 - План контрольного этапа

Приложение 13

Таблица 9 - Результаты диагностики «Кукла» на контрольном этапе

Оценивание каждого задания

по порядку в баллах.

Средняя оценка

Общий уровень

Кристина А.

Кристина К.

Руслан И.

Оксана К.

Милиса Б.

Милана Ш.

Приложение 14

Таблица 10 - Результаты диагностики «Составление предложений с многозначными словами» на контрольном этапе

Ф. И. Ребенка

Средняя оценка

В баллах.

Общий уровень развития

Кристина А.

Кристина К.

Руслан Н.

Оксана К.

Милиса Б.

Милана Ш.

Приложение 15

Таблица 11 - Результаты диагностики «Определение значения слова (ответы на вопросы «Что такое?», «Что значит?)» на контрольном этапе

Ф. И. Ребенка.

Средняя оценка в баллах.

Общий уровень развития.

Кристина А.

Кристина К.

Руслан Н.

Оксана К.

Милиса Б.

Милана Ш.

Приложение 16

Таблица 12 - График исследования словарного запаса детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе

Общий балл за первое задание.

Общий балл за второе задание.

Общий балл за третье задание.

Обогащения.

Кристина А.

Кристина К.

Руслан И.

Оксана К.

Милиса Б.

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке или истории. Тогда чтение становится желанным, ожидаемым. Кроме того, в режиме дня необходимо выделить определённое время, чтобы к этому часу ребёнок настраивался на восприятие книги: в течение дня это счастливое время всегда найдётся 15-20 минут, чтобы спокойно почитать ребёнку. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям «уважительно».

Хорошо, если обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, хорошо читать сказку в затенённой комнате при свете настольной лампы. Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.

Детям 5 - 5 лет читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание рассеивается - как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать!

Помните: ребёнок не может быть все время пассивным слушателем, по-этому во время чтения надо активизировать его внимание! Пусть он за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Дети это очень любят. Можно предложить ребёнку вместе (хором) рассказывать сказку. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы.

Особенно следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально «доводит» своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё раз одно и то же произведение. Дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их волнует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова, и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т.д.

Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:

1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению.

2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.

3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.

8. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.

9. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.

10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем.

11. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.

12. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Выявление первоначального уровня развития словаря и восприятия природы у детей дошкольного возраста. Экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей посредством ознакомления с окружающей природой.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2015

    Психолого-педагогические проблемы развития словаря детей дошкольного возраста. Задачи и содержание словарной работы с детьми в детском саду. Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр и лексических упражнений для развития словаря детей 4-5 лет.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Изучение особенностей развития словаря детей дошкольного возраста, через ознакомления с природой. Разработка экспериментальной комплексной системы разнообразных форм методов и приемов обогащения словаря старших дошкольников в ознакомлении с окружающим.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2016

    Психологические и лингвистические основы развития словаря в процессе ознакомления с окружающим. Педагогические условия формирования словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста. Проведение эксперимента на примере средней группы детского сада.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2012

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста, анализ лексических средств выразительности речи, доступных детям, методы и приемы обогащения их словаря. Экспериментальная работа с дошкольниками с применением дидактических игр и упражнений.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2010

    Анализ словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста. Задачи и содержание методов развития словаря. Дидактическая игра как метод словарной работы дошкольников: Методика развития словаря детей. Диагностика выявлений уровня их речевого развития.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста. Формы, методы, приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста. Подбор и апробация данной методики, ее апробация и определение практической эффективности.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2011

    Теоретические подходы к проблеме развития словаря умственно отсталых детей 5-6 лет. Система коррекционно-развивающих мероприятий по развитию активного словаря детей дошкольного возраста на основе ознакомления с окружающими предметами и явлениями.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2014

    Особенности словарной работы с детьми 5–6 лет. Народные праздники в дошкольном учреждении, принципы правила их организации, их роль и значение в развитии словаря детей. Методические рекомендации по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста.

Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение .

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. / Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, ста-новится как бы их участником .

В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного оценочного отношения к действительности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.

Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основ-ных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою .

Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов -- Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.

Педагог подбирает художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных задач, стоящих перед ним. А.М. Виноградова предлагает примерный план использования художественных произведений в воспитательных целях при работе с детьми подготовительной к школе группы. Для работы на занятиях она предлагает следующую литературу.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но очень важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.

Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку -- книга открывает перед ним много неиз-вестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: «Почему утенка называли все гадким?», «Гадкий утенок правда был гадкий?», «Почему Принц не женился на Русалочке, он ведь поцеловал ее?» и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.

Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Например, воспитательница, прочитав детям «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности, задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» -- «Потому что он спешил домой», -- отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении.

Говорить нужно, прежде всего, о подвиге героя, который, рискуя своей жизнью, спасает человека. Нужно спросить у детей, что их больше всего взволновало, и они ответят: как парень шел по карнизу, задыхаясь в дыму, как он весь в синяках крепко держал в руках девочку. А чтобы обратить внимание детей на скромность героя, можно у них спросить: «Почему наш герой так быстро ушел, и почему его искали пожарные, милиция, фотогра-фы?». Ответить на этот вопрос детям надо помочь: парня хотели поблагодарить за его смелый, мужественный поступок, за его подвиг, но он был не только смелым, но и скромным. И подвиг свой он совершил не ради награды, а просто чтобы помочь людям.

Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Более обстоятельная система вопросов, например: с чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним потом произошло? и т. п., оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти детей, их речи, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся иные вопросы, пробуждающие у ребят интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.

Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.

Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным, педагог может обратиться к ним так: «О чем бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?» При этом он должен прислушаться к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком на-правлении развиваются их чувства, представления.

Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются тяжелые душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом -- котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесо-образно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, сле-довательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей срав-нивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого -- это несправедливо, нечестно.

Анализируя рассказ В. Осеевой, надо особенно подчеркнуть переживания мамы. «Вспомните, дети, как описывает В. Осеева переживания мамы?» -- спрашивает педагог и после нескольких коротких ответов детей подытоживает: «Мама, присев к столу, о чем-то задумалась. Ее пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку. Мама так расстроилась, что даже не легла в постель, уснула за столом. И когда мальчик босиком, в одной рубашке бросился к ней, приподнял ее лицо, чтобы сказать правду, он увидел: смятый мокрый платочек лежал под ее щекой. Что же было с мамой?» Дети отвечают: «Мама плакала». У некоторых более эмоциональных детей глаза становятся влажными, они тяжело вздыхают.

Идея рассказа Н. Носова «Фантазеры» перекликается и с «Карасиком» того же автора, и с «Почему?» В. Осеевой; содержание рассказа «Фантазеры» заключается в следующем:

Мальчик Игорь тайком от мамы съел полбанки варенья и свалил все на свою младшую сестренку Ирочку, измазав ей, спящей, губы вареньем. Утром мама наказала Иру, а Игорю дала еще варенья. Игорю противопоставлены веселые и добрые мальчики, которые сочиняют смешные, неправдоподобные истории, соревнуясь друг с другом в своем «искусстве». Игорь смеется над ними: «Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза». Мальчики, Стасик и Мишутка, отказываются с ним играть, а встретив плачущую Иру, успокаивают ее, угощают мороженым.

Проводя беседу после чтения этого рассказа, педагог продолжает развивать представления детей о справедливости и честности. Сначала ребята затрудняются правильно оценить поступки трех мальчиков, которые, как будто бы все говорят неправду. Хорошие они или плохие? Воспитатель должен помочь им в этом, но прежде выяснить, как оценят дети Стасика и Мишутку, с одной стороны, лгунов фантазеров, с другой -- добрых, справедливых, резко осудивших поступок приятеля. Несмотря на то, что эмоционально дети совершенно правильно воспринимают образы Стасика и Мишутки (смеются, радуются каждой новой придуманной ими истории), в своей оценке они часто бывают необъективны («Все мальчики плохие, они все врали»), многие не могут объяснить разницу в характере той и другой лжи. В этом случае педагог спрашивает: «Дети, одни из вас считают, что все мальчики плохие, лгуны, другим Мишутка и Стасик нравятся. Кто же прав? Давайте подумаем вместе. Сначала расскажите об Игоре. Какой он?» Дети отвечают, что Игорь плохой, обидел сестренку, и мама ее наказала. «А с Мишуткой и Стасиком вы бы стали играть?» -- спрашивает тогда воспита-тель. Дети: «Стали бы. Они веселые, смешные, добрые. Ирочку пожалели».-- «Но ведь многие из вас сказали, что они плохие, вруны. Что же получается? Подумайте!» -- предлагает взрослый. Дети растерянно молчат, потом кто-либо из них непременно скажет: «Мишутка и Стасик не врали, они фантазировали, сочиняли истории». -- «Конечно, -- подтверждает педагог, -- разве кто-нибудь из вас видел живого Кащея Бессмертного или Бабу Ягу? Нет. Только в кино. А ведь их тоже придумали, о них сочинили сказки. Вот и Мишутка со Стасиком сочиняли, но никому никакого вреда не сделали, а Игорь поступил так, что пострадала его сестренка. Это жестоко и несправедливо».

Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание.

Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимы разговоры с детьми о состоянии, переживаниях героев, о характере их поступков, о совести, о сложности различных ситуаций.

Беседы о сказках «Фея» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» и т. п. помогают формированию у детей чувства доброжелательности и справедливости по отношению к тем, кто несправедливо обижен, унижен.

Перед обобщающей беседой по этим произведениям воспитатель делает такое вступление: «Вспомните, дети, в сказке «Фея» рассказывается о том, что мать любила старшую дочь за то, что она была такая же некрасивая, как и она сама, а младшую не любила за ее красоту. В рассказе Б. Заходера «Серая звездочка» злой мальчишка хочет убить жабу и кричит, что она страшная, уродина, а цветы любят ее, потому что она помогает им жить, радоваться, расцветать, спасая от вредных насекомых. В сказке Андерсена бедного утенка гонят, преследуют только за то, что он не был похож на других и казался всем гадким, хотя он никому не сделал зла. Справедливо ли обижать и унижать за то, что кто-то красив или некрасив, беден или богат? Давайте вместе подумаем». Вот что отвечают дети: «Несправедливо к ним относились, а я хорошо ко всем отношусь, потому что утенок не гадкий, это красивый лебедь, а серая звездочка любила цветы и пользу им приносила. И младшая дочка добрая была. Я их всех люблю». Как видим, ребенок способен вполне правильно осознать, оценить описанные события, поведение персонажей, а также выразить свои чувства. Таким образом, организованные беседы помогают переносить этические представления, полученные детьми на занятиях, в их жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы о художественном произведении можно задавать детям примерно такие вопросы: о чем ты думал, когда слушал этот рассказ? Может быть, что-нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи. И т. п.

Но воспитатель должен помнить, что прямое сопоставление изображенных в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, и ребенок, на которого все дети укажут как на плохого, может не только обидеться или заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотнесение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком. Необходимо также, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи .

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки: «Моя любимая книга», «Сказки А. С. Пушкина», «Книги о труде», «К. И. Чуковский» и др. Воспитатели подбирают диафильмы к произведениям, уже знакомым детям. В кино и театре ребята смотрят картины, спектакли по мотивам литературных произведений. Взрослые должны способствовать развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

Итак, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.