Что значит "аллах акбар". Акбар – великий из великих

Мать Хамида Бану Бегум [d] Супруга 36 жён Дети Джахангир ,
Султан Мурад-мирза ,
Султан Даниал-мирза ,
6 дочерей
Акбар I Великий на Викискладе

Абу́ль-Фатх Джалалудди́н Муха́ммад Акба́р (урду جلال الدین اکبر ‎ , араб. جلال الدين أبو الفتح محمد أكبر ‎, хинди जलालुद्दीन मुहम्मद अकबर ), более известный как Акба́р Вели́кий (14 октября 1542 , Умеркот , Синд - 17 октября 1605 , Фатехпур-Сикри) - третий падишах Империи Великих Моголов , внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура . Акбар укрепил могущество Могольской династии , путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

Ранние годы

Начало правления

Могольская империя при Акбаре I.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур , способствовал развитию торговли. В 1574 году , завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ .

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. В первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов ), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме) . Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека . Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры . Исходя из принципа веротерпимости, он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников, придерживавшихся разных вероисповеданий. В период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. В 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри - «города Победы».

Ближайшими сподвижниками Акбара были способные и образованные визири : мусульманин Абу-л Фазл (1551-1602), говоривший на многих языках и оставивший исторические записки о правлении падишаха «Акбарнаме », а также индус-брахман Бирбал (1528-1586), мудрые поступки и афоризмы которого запечатлелись в сборниках народных анекдотов, ставших неотъемлемой частью индийского фольклора.

Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

Религия

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий . Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство , о котором ему рассказывали Родольфо Аквавива , Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры . Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

Календарь

Акбар ввёл так называемую эру Фазли - одну из последних исторических эр в Индии. Она использовалась только в официальных документах. Началом эры является 10 сентября 1550 года .

Военные реформы

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским . За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий» . Система рангов (мансабов ), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи . В армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны . Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам . По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств , в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии .

Административные реформы

В первые же годы своего правления Акбар провел налоговую реформу, установил для крестьян величину налога, равную одной трети урожая, и отменив должности откупщиков. Теперь крестьяне отдавали налог прямо государству. Кроме того, налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. В центральной части страны Акбар перевел крестьян с натурального налога на денежный, но от этого их положение лишь ухудшилось, так как цены на продовольствие были низкие и крестьянам всё равно пришлось бы обращаться к ростовщикам.

Денежная реформа

Завоевания

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю.

Внешняя политика

Португалия

К началу правлени Акбара португальцы создали несколько крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. В результате торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей и торговцев .

В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе . Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений . Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот .

Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку .

Османская империя

В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному .

В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с Яхьёй Салехом с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса . В октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году . В период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины .

Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помими этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия . Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде . В результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи .

Государство Сефевидов

Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. В XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы - суннитскому . Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше . Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль . В течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас . После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара . Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан . Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара .

Жёны и дети

От 30 жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось шесть сыновей и шесть дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве :

  • (с 1552) Шахзади Рукийа Султан-бегум Сахиба (1542-1626), главная жена падишаха, дочь шахзаде Мухаммада Хиндал-мирзы
  • наложница Биби Арам Бахш
    • шахзаде Хасан-мирза (1564-1564),
    • шахзаде Хусайн-мирза (1564-1564);
  • (с 1562) Мариам уз-Замани-бегум Сахиба (ум. 1623), урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Дхундхара Бхармала , главная жена падишаха.
    • падишах Нурад-дин Мухаммад Джахангир (1569-1627),
    • шахзаде Султан Даниал-мирза (1572-1604), субадар Берара (1599-1604) и Хандеша (1601-1604), умер от белой горячки ;
  • жена Биби Салима Султан (ум. 1599)
    • шахзаде Султан Мурад-мирза (1570-1599), субадар Берара (1596-1599), умер от пьянства;
  • ?
    • шахзаде Султан Хушру-мирза

Личность

Смерть

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году , восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены .

Наследие

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. В ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати , легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Акбар в культуре

В литературе

  • Салман Рушди «Флорентийская чародейка » / «The Enchantress of Florence» ( , рус. перевод ISBN 978-5-367-01063-3)
  • Алекс Ратфорд «Владыка мира»/ «Ruler of the World» (2011)
  • Денис Гербер «Ангел, стоящий на солнце » (ISBN 978-5-4483-3385-9)
  • Шри Чинмой «Могольские императоры»/ Sri Chinmoy «The Moghul Emperors», (), ISBN 978-966-427-044-8) (рус. перевод .)

В кинематографе

  • Джодха и Акбар: История Великой любви (сериал) ()

В компьютерных играх

  • В Age of Empires III: The Asian Dynasties Акбар представлен как лидер играбельной цивилизации Индии
  • В Sid Meier’s Civilization V представлен как один из Великих Генералов

Примечания

  1. Akbar (неопр.) . TENNYSON"S OWN NOTES TO AKBAR"S DREAM. Проверено 18 мая 2011. Архивировано 10 мая 2013 года.
  2. Conversion of Islamic and Christian dates (Dual) Архивная копия от 1 августа 2009 на Wayback Machine As per the date converter Baadshah Akbar’s birth date, as per Humayun nama , of 04 Rajab , 949 AH, corresponds to 15 October 1542.
  3. Eraly, Abraham. Emperors of the Peacock Throne: the Saga of the Great Mughals. - Penguin books, 2000. - P. 123. - ISBN 9780141001432 .
  4. Jahangir . The Tūzuk-i-Jahāngīrī: or, Memoirs of Jāhāngīr, Volumes 1-2 / Henry Beveridge. - Munshiram Manoharlal, 1968. - P. 48.
  5. Gurdas (неопр.) (недоступная ссылка) . Government of Punjab . Проверено 30 мая 2008. Архивировано 27 мая 2008 года.
  6. History Архивная копия от 2 августа 2005 на Wayback Machine Gurdaspur district website.
  7. , p. 226
  8. , p. 337
  9. Fazl, Abul. Akbarnama Volume II.
  10. Prasad, Ishwari. The life and times of Humayun . - 1970.
  11. Akbar (неопр.) . Columbia Encyclopedia (2008). Проверено 30 мая 2008. Архивировано 12 мая 2008 года.
  12. Правление Акбара. Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время (неопр.) . ВикиЧтение .
  13. Maurice S. Dimand (1953). “Mughal Painting under Akbar the Great”. The Metropolitan Museum of Art Bulletin . 12 (2): 46-51. JSTOR .
  14. , p. 84
  15. Subrahmanyam, Sanjay . Mughals and Franks. - Oxford University Press , 2005. - P. 55. - ISBN 978-0-19-566866-7 .
  16. , p. 85
  17. Календари Индии . [ ]
  18. Esposito, John L. The Oxford History of Islam . - Oxford University Press, 1999. - P. 809. - ISBN 978-0199880416 .
  19. Lal, Ruby.


Акбар (Akbar) был одним из самых могущественных императоров династии Великих Моголов и величайшим мусульманским правителем, который построил большую империю, которая занимала большую часть Индийского субконтинента. С 13 лет, взяв на себя бразды правления Империи Великих Моголов, он завоевал и покорил территории и государства в северных, западных и восточных районах, особенно в Пенджабе, Дели, Агре, Раджпутане, Гуджарате, Бенгалии, Кабуле, Кандагаре и Белуджистане. Таким образом, под его контролем находилась большая часть Индии. Несмотря на неграмотность, Акбар обладал исключительными знаниями почти по всем предметам. Этот правитель заслужил большое уважение со стороны подданных, главным образом из-за его политики, создававшей мирную атмосферу в его такой разной империи. Он также реорганизовал налогообложение, разделил свою армию в соответствии с системой мансабдари и установил внешние отношения с Западом. Будучи покровителем искусства и культуры, он получил ряд литературных книг, написанных на разных языках. Во время его правления были построены многочисленные архитектурные шедевры, такие как: Форт Агра, ворота Буланд-Дарваза, Фатехпур-Сикри, Мавзолей Хумаюна, Форт Аллахабад, Форт Лахор и его собственный мавзолей в Сикандре.

Акбар родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости Умеркот в Синде (в настоящее время это территория Пакистана). Его полное имя звучит как: Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар. Его отцом был император Мухаммад Хумаюн, а мать звали Хамида Бану Бегум. Поскольку Хумаюн находился в изгнании, Акбара воспитывал в Кабуле его дядя по отцовской линии, благодаря чему мальчик большую часть времени проводил на охоте, занимался верховой ездой, играл с мечом и бегал, что помогло ему стать подготовленным и умелым воином. Он не учился читать и писать, а изучал тексты по истории, религии, науке, философии и другим темам. Вскоре после смерти Хумаюна в 1556 году Акбар взошел на трон Моголов в возрасте 13 лет. Перед смертью отец Акбара сумел восстановить контроль над некоторыми известными районами, такими как: Дели, Пенджаб и Агра. 5 ноября 1556 года в битве при Панипате армия Моголов под руководством Байрам-хана разгромила армию Сури. Затем Акбар захватил Агру и Дели, где он пробыл месяц, прежде чем отправился в Пенджаб. В 1560 году Акбар отстранил от службы Байрам-хана, поскольку хотел утвердить свою власть и положение. После завоевания Аджмера и Нагара в Раджпутане Акбар установил свой контроль над всей этой областью.

Чтобы торговать с Азией, Африкой и Европой через Аравийское море, этот правитель совершил набег на Ахмадабад, Сурат и другие города в 1573 году, таким образом, ознаменовав свою решительную победу над Гуджаратом. В этом же году был подписан договор с португальцами, в соответствии с которым они имели власть на западном побережье в Индийском океане, в то время как Моголам было разрешено отправлять паломнические корабли для хаджа в Мекку и Медину. В 1582 году Акбар ввел новую секту Дин-и иллахи, в которой сочетались практики ислама, индуизма, джайнизма, христианства и зороастризма. Власть Империи Великих Моголов распространилась на большую часть Индийского Субконтинента, который простирался от Гималаев на севере до Виндхья на юге и от Гиндукуша на северо-западе до реки Брахмапутры на востоке. Акбар аннулировал специальный налог, который платили индусы за совершение паломничества в 1563 году и полностью отменил ежегодный налог, который платили немусульмане в 1564 году. Таким образом, он заслужил уважения со стороны его подчиненных.

Первой женой Акбара стала его двоюродная сестра Рукийа Султан-бегум в 1551 году. Говорят, что у него было еще 12 жен из разных этнических и религиозных групп. В 1569 году у Акбара родился сын, Салим, позже известный как Джахангир. В октябре 1605 года Акбар тяжело заболел дизентерией и через три недели умер.

Дата рождения:

15.10.1542

Место рождения:

Umerkot, Индия

Общество: Правители

Дата смерти:

27.10.1605

Место смерти:

Agra, Индия

Георафия жизни:

Род деятельности:

Правитель, император, падишах

Акбар (Абульфатх Джалал-уд-Дин Мухаммад Акбар) (Akbar) (15.10.1542, Umerkot, Индия - 27.10.1605, Agra, Индия) - третий император династии Великих Моголов, сын Хумаюна, внук , основателя империи Великих Моголов в Индии. Едва достигнув 13-летнего возраста, он унаследовал трон своего отца (1556), управляя сперва под опекой своего визиря, опытного полководца и талантливого поэта, туркмена Байрам-хана. Вскоре, однако, Акбар отстранил от власти Байрам-хана, отправив старого вояку замаливать грехи в Мекку, покорил бунтовщиков и стал править самостоятельно, воцарившись на престоле Великих Моголов на полвека. Тонкой дипломатией и в продолжительных войнах он распространил свою власть на огромную территорию, присоединив к своей державе Бенгалию, Гуджарат, Центральную Индию и «земной рай» - Кашмир. В то же время он направил свои усилия к укреплению внутреннего могущества, организации управления обширных владений и действительно привел их в такое цветущее состояние, какого не было никогда, ни до него, ни после. Он поощрял в стране ремесла, торговлю и искусства и провел религиозные реформы, благодаря которым и вошел в народную память как «Акбар Великий». Суть его религиозных реформ состояла в том, что все религии были признаны равно истинными, одинаково ведущими к познанию Бога, а Бог воспринимался не как Аллах, Вишну или Шива, а как единый для всех Бог - абсолют, которого люди разных национальностей чтут по-разному и под разными именами. Религиозные убеждения были объявлены частным делом человека, включая и самого государя. Всем подданным Акбара была гарантирована полная свобода вероисповедания, строжайше запрещалось объявлять какую-либо религию ложной и преследовать ее сторонников. Когда ко двору Акбара прибыли католические миссионеры-иезуиты, то и им было позволено проповедовать веру Христову, строить церкви и обращать в христианство всех желающих. Акбар перестал делить людей на верующих и неверных и дал им волю поклоняться Богу так, как они хотели, и подданные падишаха чувствовали, что государь защищает и уважает веру каждого из них. Падишах Акбар очень любил и привечал умных людей и не боялся окружать себя незаурядно и независимо мыслящими. По этой причине его двор и прославился девятью сокровищами. Так называли девять приближенных падишаха, занимавших важнейшие государственные посты и содействовавших своими талантами укреплению его могущества. В их число входили , братья Файзи и и другие. Историю его царствования написал его знаменитый визирь и друг Абульфазл в книге «Акбар-намэ». Джавахарлал Неру писал об Акбаре, что это был отважный, талантливый полководец, в то же время великодушный и милосердный, идеалист и мечтатель, человек действия и вождь. Из анекдотов об Акбаре и Бирбале. Однажды вечером падишах и Бирбал вели веселую беседу. Падишах и говорит: «Бирбал! Чудной сон привиделся мне вчера ночью. Будто бы мы с тобой летаем в поднебесье да вдруг падаем. Я свалился в яму с медом, а ты в выгребную яму. И тут я проснулся». - «Владыка мира! - тотчас отозвался Бирбал. - Вот чудеса! И я видел вчера ночью такой же сон. Только мой-то сон на том не кончился. Когда мы выбрались из ям, то я стал облизывать вас, а вы - меня». Акбар не нашелся, что ответить, и пристыженный промолчал. -- Захотелось однажды падишаху помучить Бирбала, и он задал ему мудреную задачу. Провел на земле черту и говорит: «Бирбал! Сделай эту линию меньше, но не стирай ее и не зачеркивай». А Бирбал был великий дока головоломки отгадывать. Он не стал стирать черту, а рядом с ней провел пальцем другую, подлиннее. «Вот, владыка мира! Теперь твоя черта стала меньше». Пришлось падишаху сдаться перед мудростью Бирбала.

акбар великий, акбар великий
Абу́ль-Фатх Джалалудди́н Муха́ммад Акба́р (хинди जलालुद्दीन मुहम्मद अकबर, араб. جلال الدين أبو الفتح محمد أكبر‎‎), более известный как Акба́р Вели́кий (14 октября 1542, Умеркот, Синд - 17 октября 1605, Фатехпур-Сикри) - третий падишах Империи Великих Моголов, внук основателя династии Великих Моголов в Индии Бабура. Акбар укрепил могущество Могольской династии, путём завоеваний значительно расширил границы государства. К концу его правления в 1605 году империя Великих Моголов охватывала бо́льшую часть Северной и Центральной Индии. Осуществил ряд крупных государственных, военных, религиозных реформ. При Акбаре Великом достигли своего расцвета культуры и искусство Индии.

  • 1 Ранние годы
  • 2 Начало правления
  • 3 Реформы
    • 3.1 Культура и искусство
    • 3.2 Религия
    • 3.3 Военные реформы
    • 3.4 Административные реформы
    • 3.5 Реформы налогообложения
    • 3.6 Денежная реформа
  • 4 Завоевания
  • 5 Внешняя политика
  • 6 Жёны и дети
  • 7 Личность
  • 8 Смерть
  • 9 Наследие
  • 10 Акбар в культуре
    • 10.1 литературе
    • 10.2 кинематографе
    • 10.3 компьютерных играх
  • 11 См. также
  • 12 Литература
  • 13 Примечания
  • 14 Ссылки

Ранние годы

Акбар Великий родился 14 октября 1542 года (4 раджаба 949 г.х.) в раджпутской крепости Умеркот, в Синде (ныне провинция Пакистана). Его отцом был падишах Хумаюн, а матерью - Хамида Бану Бегум, дочь шиитского шейха Али Акбара Джами. После взятия Кабула Хумаюном Акбару дали новое имя Джалалуддин Мухаммад Хумаюн.

После поражений от Шер-шаха при Чауса (1539) и под Канауджем (1540) Хумаюн оставил Дели и бежал ко двору персидского шаха. ноябре 1551 г. в Джаландхаре Акбар женился на своей двоюродной сестре Рукийа Султан-бегум. Принцесса Рукийа была единственной дочерью его дяди Мухаммада Хиндал-мирзы и стала его первой и главной женой.

После смерти сына Шер-шаха, Ислам-шаха, Хумаюну удалось отвоевать в 1555 году Дели. Несколько месяцев спустя, Хумаюн умер и опекуну Акбара, Байрам-хану пришлось скрывать смерть падишаха для того, чтобы подготовиться к возведению на трон Акбара. 14 февраля 1556 г. 13-летний Акбар был провозглашен шахиншахом (перс. «Царь царей»). До достижения Акбаром совершеннолетия страной правил регент Байрам-хан.

Начало правления

Могольская империя при Акбаре I.

Взойдя в 1556 году на трон, через четыре года Акбар изгнал Байрам-хана и подавил ряд мятежей (в частности Баз Бахадура в Мальве), в том числе с участием своего брата Хакима в 1579 году. ноябре 1556 года он нанёс поражение индуистскому падишаху Хему во второй битве при Панипате. Акбару потребовалось почти два десятилетия для того, чтобы укрепить свою власть и подчинить непокорных правителей Северной и Центральной Индии (Раджпутана, Гуджарат, Бенгалия и Кашмир). Для укрепления своего положения Акбар женился на принцессе раджпутов.

Акбар навёл порядок в сборе податей и налогов и, как и его дед Бабур, способствовал развитию торговли. 1574 году, завершив в основном территориальное формирование государства, Акбар приступил к проведению внутренних реформ.

Реформы

Целью реформ было создание централизованного государства на основе справедливого и равного отношения ко всем населяющим его народам. первую очередь он усилил контроль за армией, введя систему рангов (мансабов), провёл новое административное деление государства, установил единую систему налогообложения (в денежной, а не натуральной форме). Налоговая реформа имела в своём основании строжайший учёт, не позволяющий чиновникам утаивать и расхищать значительную часть сборов. Одновременно с этим было предусмотрено невзимание налогов при неурожае и голоде, выдача ссуд деньгами и зерном. Акбар отменил налоги на немусульман (джизью) и унизительную для индусов подушную подать. Во всей империи была введена единая система мер и весов, а также единый солнечный календарь, основанный на данных таблиц Улугбека. Огромное значение падишах придавал развитию торговли, которую завязал даже с европейцами. Стремясь расширить господство Могольской империи в Индии и привлечь на свою сторону индусское общество, Акбар активно привлекал индусских раджей на важные посты в государстве и армии.

Культура и искусство

Абу-л Фазл преподносит падишаху Акбару книгу «Акбарнаме». Миниатюра. «Акбарнаме» 1596-1597 гг. Библиотека Честер Битти, Дублин

Акбар зарекомендовал себя как покровитель наук, искусства и архитектуры. Он собрал вокруг своего престола лучших учёных, поэтов, музыкантов и художников. период правления Акбара была создана школа живописи, а стены его дворцов были украшены фресками. Благодаря ему была собрана богатейшая библиотека, насчитывающая более 24 тысяч томов. 1569 году вблизи Агры началось строительство новой столицы Фатехпур-Сикри («города Победы»).

Ближайший сподвижником Акбара был визирь Абу-л Фазл, который был разносторонне образованным человеком, говорившим на многих языках и оставившим записки о правлении Акбара. Сам Акбар перевёл несколько произведений с персидского на санскрит и с санскрита на персидский.

Религия

В первые годы своего правления Акбар проявлял нетерпимость по отношению к индуизму и другим религиям. Однако впоследствии он стал более терпимым, упразднил некоторые положения шариата и разрешил свободное вероисповедание всех религий. Акбар проявлял большой интерес к религиям, включая христианство, о котором ему рассказывали Клаудио Аквавива, Антони де Монсеррат и другие католические миссионеры. Акбар выделял земли и средства для строительства не только мечетей, но и индуистских храмов в Северной и Центральной Индии, а также христианских церквей в Гоа.

С 1582 года он пытался утвердить в стране новое мистическое вероучение, которое назвал дин-и иллахи («божественная вера»), разработанное вместе с Абу-аль-Фазилем и представлявшее собой сочетание элементов индуизма, зороастризма, ислама и отчасти христианства. Акбар говорил: «Лишь та вера истинна, которую одобряет разум» и «Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».

В 1580-82 годах вспыхнуло восстание крупных феодалов против проводимых Акбаром религиозных реформ. Как итог борьбы звучат слова Акбара: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами». Последние годы его жизни были омрачены придворными интригами и заговорщической деятельностью сына Салима. Умер Акбар в 1605 году, престол унаследовал Салим под именем Джахангира.

Военные реформы

Акбар был очень искусным полководцем, за что его сравнивали с Александром Македонским. За его непобедимость на полях сражений ему был присвоен эпитет «Великий». Система рангов (мансабов), введённая Акбаром, усилила контроль за армией и сохранялась с некоторыми изменениями до конца существования империи. армии моголов появились пушки, фортификационные сооружения и боевые слоны. Акбар проявлял интерес к мушкетам и использовал их во время различных конфликтов. Для приобретения огнестрельного оружия и артиллерии он обращался за помощью к османским султанам и европейцам, особенно португальцам и итальянцам. По количеству огнестрельного оружия армия Акбара превосходила армии соседних государств, в результате чего термин «империя огнестрельного оружия» часто используется учеными и историками в отношении империи Великих Моголов в Индии.

Административные реформы

Реформы налогообложения

Денежная реформа

Серебряная монета Акбара с шахадой

Завоевания

К началу царствования Акбара владения Великих Моголов включали лишь область вокруг Агры и Дели, восточную часть Пенджаба и район Кабула в Афганистане. К началу XVII века они охватывали всю Северную Индию и некоторые другие области. Большая часть завоеваний была произведена в первую половину царствования Акбара. Были завоеваны султанаты в Мальве и Гуджарате, мусульманские государства в Бенгалии, Синде и Кашмире. Были присоединены и раджпутские княжества, вассальную зависимость которых Акбар упрочил, пригласив их правителей и знать на свою службу. У персов был отвоеван Кандагар, и, таким образом, весь Восточный Афганистан оказался под властью Моголов. Акбар отнял у деканского султаната Ахмаднагар северную часть владений и положил конец независимому государству в Ориссе, существовавшему почти непрерывно в течение более полутора тысяч лет благодаря относительной географической изоляции. Особенно большое значение имело присоединение Гуджаратского султаната в Бенгалии, богатых, отличавшихся развитым ремесленным производством областей, ведших оживленную морскую торговлю.

Внешняя политика

Португалия

К началу правлени Акбара португальцы создали несколько крепостей и заводов на западном побережье Индийского субконтинента. Они контролировали в этом регионе морскую навигацию и торговлю. результате торговля стала зависеть от Португалии, что вызывало возмущение правителей и торговцев.

В 1572 году империя Великих Моголов нашла выход к морю. Акбар чувствуя угрозу, исходящую от португальцев, остался доволен получением картаза (разрешения) для плавания в Персидском заливе. Во время осады Сурата в 1572 году, португальцы, видя силу армии Великих Моголов, решили принять дипломатические меры. По просьбе Акбара они отправили его посла для установления дружеских отношений. Из-за неудачной попытки Акбара приобрести у португальцев артиллерийские орудия он не смог качественно вооружить свой флот.

Акбар признал власть португальцев в Индийском океане и вынужден был просить у них разрешения перед любым выходом корабля из порта, в том числе и для совершения паломничества в Мекку.

Османская империя

В 1555 году, когда Акбар был ещё ребёнком, османский адмирал Сейди Али-реис посетил империю Великих Моголов. Позже в 1569 году другой османской адмирал Куртоглу Хизир-реис прибыл на берега Империи Великих Моголов. Эти адмиралы стремились положить конец гегемонии Португальской империи в Индийском океане. Во время правления Акбара он направил шесть писем султану Сулейману Великолепному.

В 1576 году Акбар послал большую группу паломников во главе с Яхьёй Салехом с 600 000 золотыми и серебряными монетами, 12 000 кафтанами и крупной партией риса. октябре 1576 года Акбар направил в Мекку делегацию, в числе которой были члены его семьи. Два корабля с паломниками из Сурат достигли порта Джидда в 1577 году. период с 1577 по 1580, год было отправлено ещё четыре каравана с изысканными подарками для властей Мекки и Медины.

Моголы оставались в Хиджазе в течение почти четырёх лет, и четырежды приняли участие в хадже. Помими этого, Акбар финансировал хадж бедных мусульман-дервишей суфийского тариката Кадырия. Возвратиться обратно в Сурат Моголам помогал османский паша в Джидде. результате попыток Акбара установить присутствие Моголов в Хиджазе, местные шерифы могли быть уверены в финансовой поддержке со стороны Империи Великих Моголов и меньше зависеть от Османской империи.

Государство Сефевидов Аббас II принимает послов Империи Великих Моголов

Сефевиды и Моголы имели долгую историю дипломатических отношений. Сефевидский правитель Тахмасп I дал убежище Хумаюну, когда тот был вынужден был бежать из Индии под натиском Шер-шаха. XVI и XVII веках Сефевиды и Османы вели борьбу за власть в Азии. Сефевиды отличались от Моголов и Османов тем, что они следовали шиитскому течению ислама, а Моголы и Османы - суннитскому. Сефевиды и Моголы боролись за контроль над городом Кандагар в Гиндукуше. Гиндукуш находился на границе между двумя империями и играл важную стратегическую роль. течение первых двух десятилетий правления Акбара отношения между двумя империями были тёплыми, однако после смерти Тахмаспа в 1576 году в империи Сефивидов началась гражданская война и дипломатические отношения между двумя империями прекратились. Отношения были восстановлены через десять лет, когда на престол взошёл шах Аббас. После этого Акбар завершил захват Кабула и для укрепления северо-западных границ империи направил войска на Кандагар. 18 апреля 1595 года Кандагар сдался без сопротивления, а его правитель Музаффар Хусейн переехал в дворец Акбара. Кандагар продолжал оставаться под властью Великих Моголов на протяжении нескольких десятилетий, пока в 1646 году его не захватил Шах-Джахан. Дипломатические отношения между Сефевидами и Моголами продолжались до конца правления Акбара.

Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба - одна из жён Акбара, мать падишаха Джахангира.

Жёны и дети

От 30-ти жён и множества наложниц у падишаха Акбара родилось 6 сыновей и 6 дочерей, половина из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

  • (с 1552) Шахзади Рукийа Султан-бегум Сахиба (1542-1626), главная жена падишаха, дочь шахзаде Мухаммада Хиндал-мирзы
  • наложница Биби Арам Бахш
    • шахзаде Хасан-мирза (1564-1564),
    • шахзаде Хусайн-мирза (1564-1564);
  • (с 1562) Вали Нимат Хамида Бану Мариам уз-Замани-бегум Сахиба (ум. 1623), урождённая Раджкумари Хира Кунвари Сахиба (Харша Бай), дочь раджи Дхундхара Бхармала
    • падишах Нур ад-дин Мухаммад Джахангир (1569-1627),
    • шахзаде Султан Даниал-мирза (1572-1604), субадар Берара (1599-1604) и Хандеша (1601-1604), умер от белой горячки;
  • наложница Биби Салима Султан (ум. 1599)
    • шахзаде Султан Мурад-мирза (1570-1599), субадар Берара (1596-1599), умер от пьянства;
  • ?
    • шахзаде Султан Хушру-мирза

Личность

Смерть

Мавзолей Акбара в Сикандре (Агра).

3 октября 1605 года Акбар заболел дизентерией, от которой он не смог излечиться. 26 октября 1605 года Акбар умер. Его тело было погребено в мавзолее в местечке Сикандра (город Агра).

Через 70 лет после смерти Акбара Великого, в 1691 году, восставшие против Великих Моголов джаты ограбили могилу и разрушили мавзолей, построенный над ней. Останки самого Акбара были сожжены.

Наследие

Акбар оставил после себя богатое наследие как для империи Великих Моголов, так и для Индийского субконтинента в целом. Он укрепил авторитет империи Великих Моголов в Индии и за её пределами, обеспечил военное и дипломатическое превосходство. ходе его правления государство приобрело черты светского и либерального, с акцентом на культурную интеграцию. Он также представил несколько дальновидных социальных реформ, в том числе запрет сати, легализацию повторного брака для вдов и повышение возраста вступления в брак.

Журнал «Time» включил его имя в свой список «Топ 25 мировых лидеров».

Акбар в культуре

В литературе

  • Салман Рушди «Флорентийская чародейка» / «The Enchantress of Florence» (2008, рус. перевод 2009ISBN 978-5-367-01063-3)

В кинематографе

  • Великий Могол (1960)
  • Джодха и Акбар (2008)

В компьютерных играх

  • В Age of Empires III: The Asian Dynasties Акбар представлен как лидер играбельной цивилизации Индии
  • В Sid Meier’s Civilization V представлен как один из Великих Генералов

См. также

  • Империя Великих Моголов
  • Великий (прозвище)

Литература

  • Алаев, Л. Б. Средневековая Индия. - СПб: Алетейя, 2003. - 304 с. - («Востоковедение: учебные пособия и материалы»). - ISBN 5-89329-590-0.
  • Антонова К. А., Очерки общественных отношений и политического строя Могольской Индии времён Акбара (1556-1605), М., 1952.
  • Б.Гаскойн. Великие моголы. М., 2003.
  • Smith V. А., Akbar, the Great Mogul, Oxford, 1917.

Примечания

  1. Akbar. TENNYSON"S OWN NOTES TO AKBAR"S DREAM. Проверено 18 мая 2011. Архивировано из первоисточника 10 мая 2013.
  2. Conversion of Islamic and Christian dates (Dual) As per the date converter Baadshah Akbar’s birth date, as per Humayun nama, of 04 Rajab, 949 AH, corresponds to 15 October 1542.
  3. Eraly Abraham. Emperors of the Peacock Throne: the Saga of the Great Mughals. - Penguin books, 2000. - P. 123. - ISBN 9780141001432.
  4. Jahangir. The Tūzuk-i-Jahāngīrī: or, Memoirs of Jāhāngīr, Volumes 1-2 / Henry Beveridge. - Munshiram Manoharlal, 1968. - P. 48.
  5. Gurdas(недоступная ссылка - история). Government of Punjab. Проверено 30 мая 2008. Архивировано из первоисточника 27 мая 2008.
  6. History Gurdaspur district website.
  7. Chandra 2007, С. 226
  8. Smith 2002, С. 337
  9. 1 2 Fazl, Abul. Akbarnama Volume II.
  10. Prasad, Ishwari. The life and times of Humayun. - 1970.
  11. Akbar. Columbia Encyclopedia (2008). Проверено 30 мая 2008. Архивировано из первоисточника 12 мая 2008.
  12. Maurice S. Dimand (1953). «Mughal Painting under Akbar the Great». The Metropolitan Museum of Art Bulletin 12 (2): 46–51.
  13. Habib 1997, С. 84
  14. Subrahmanyam, Sanjay. Mughals and Franks. - Oxford University Press, 2005. - P. 55. - ISBN 978-0-19-566866-7.
  15. Habib 1997, С. 85
  16. Esposito John L. The Oxford History of Islam. - Oxford University Press, 1999. - P. 809. - ISBN 978-0199880416.
  17. 1 2 Lal Ruby. Domesticity and Power in the Early Mughal World. - Cambridge University Press, 2005. - P. 140. - ISBN 978-0521850223.
  18. Kulke Hermann. A history of India. - Routledge, 2004. - P. 205. - ISBN 978-0415329200.
  19. Schimmel Annemarie. The Empire of the Great Mughals: History, Art, and Culture. - Reaktion Books, 2004. - P. 88. - ISBN 978-1861891853.
  20. Richards John F. The Mughal Empire. - Cambridge University Press, 1996. - P. 288. - ISBN 978-0521566032.
  21. Gommans Jos. Mughal Warfare: Indian Frontiers and High Roads to Empire, 1500-1700. - Routledge, 2002. - P. 134. - ISBN 978-0415239882.
  22. История стран Азии и Африки в средние века. Часть 2. М., 1987. С. 182-183
  23. Habib 1997, С. 256
  24. Habib 1997, pp. 256–257
  25. Habib 1997, С. 259
  26. part2/1 columbia.edu
  27. part2/19 columbia.edu
  28. Naimur Rahman Farooqi Six Ottoman Documents On Mughal-Ottoman Relations During The Reign Of Akba jis.oxfordjournals.org
  29. Mughal-Ottoman Relations ier.sagepub.com
  30. Naimur Rahman Farooqi Mughal-Ottoman relations books.google.com
  31. Moosvi 2008, С. 246
  32. Ottoman court chroniclers. Muhimme Defterleri, Vol. 32 f 292 firman 740, Shaban 986. - 1578.
  33. Khan, Iqtidar Alam. Akbar and his age. - Northern Book Centre, 1999. - P. 218. - ISBN 978-81-7211-108-3.
  34. 1 2 The Ottoman Empire And the World Around It - Suraiya Faroqhi. - Google Books.pk.
  35. Naimur Rahman Farooqi Mughal-Ottoman relations
  36. Ali 2006, С. 94
  37. Majumdar 1984, С. 153
  38. Ali 2006, pp. 327–328
  39. Majumdar 1984, pp. 154–155
  40. Majumdar 1984, pp. 153–154
  41. Ali 2006, С. 327
  42. Majumdar 1984, С. 155
  43. Раздел написан по материалам The Timurid Dynasty// www.royalark.net
  44. Aurangzeb newworldencyclopedia.org
  45. books.google.com.pk
  46. Ishaan Tharoor. Top 25 Political Icons. Akbar the Great (англ.). Time (4 February 2011). Проверено 8 марта 2012. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012.

Ссылки

  • Абу-л-Фазл Аллами. Акбар-наме
  • Акбар Джелаль-ад-дин - статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание). К. А. Антонова
  • Акбар // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

акбар великий, акбар великий

Акбар I Великий Информацию О

Когда речь идет о фразе «Аллах Акбар», следует сделать две ремарки. Первая – правильное произношение и написание выглядит как «Аллаху Акбар». Вторая фраза носит название «такбир». Последнее можно перевести как «возвеличивание». В исламской культуре его можно сравнить с возвеличиванием Аллаха над всем миром.

Из чего состоит фраза?

«Аллаху Акбар» состоит из двух слов. Первое в переводе не нуждается. Аллах – принятое у мусульман обозначение Бога. Однако следует отметить, что одни исследователи предпочитают объединять оба значения, а другие знатоки исламской культуры утверждают, что Аллах и Бог – это две различные сущности и знака равенства между ними быть не может. Но этот вопрос никак не влияет на суть фразы.


Вторая часть словосочетания – «акбар» - это сравнительная/превосходная степени прилагательного «кабир», которое можно перевести как «старший» или «важнее». В данной фразе логичнее предположить, что слово означает «величайший» или «самый великий». Сложив обе части, можно понять, что дословный перевод звучит как «Аллах есть самый великий из всех».

Когда употребляется фраза?

Случаи, в которых употребление «Аллаху Акбар» уместно, весьма разнообразны. В исламской культуре эту фразу можно встретить практически где угодно. В европейском сознании выражение закрепилось за мусульманскими военными, которые идут в бой, выкрикивая это словосочетание. В этом есть доля правды, так как «Аллаху Акбар» действительно используется воинами в качестве боевого клича, означающего гнев, направленный на противника.


Однако гораздо чаще выражение означает радость и благоговение перед Всевышним. Поэтому частое повторение фразы – характерная черта мусульманского культа. Во время праздников (намаз, азан, Курбан-байрам и др.) люди много раз произносят эту фразу для того, чтобы выразить свое почтение и преклонение перед Аллахом.


Данная фраза настолько важна для жителей некоторых государств, что ее включают в гимны и государственную символику. Так, например, «Аллаху Акбар» можно встретить на флаге ряда стран:


  • Ирак;

  • Иран;

  • Афганистан др.